double arrow

Тема1. Туризм и гостеприимство как социально-экономическая категория жизни общества ( 2 часа)

Модуль 1. Сущность и содержание туризма и гостеприимства как вида экономической деятельности.

 

Тема1. Туризм и гостеприимство как социально-экономическая категория жизни общества (2 часа)

 

Экономическое содержание туризма и гостеприимства. Классификация видов туризма и состав индустрии туризма. Эффект мультипликации туризма в экономике. Понятие и содержание категорий «туристический продукт» и «туристическая услуга». Экономическая природа туристического продукта.

 

Экономическое содержание туризма и гостеприимства.

 

Туризм занимает сейчас особое место в международных внешнеэкономических связях. Он является важным стимулом развития мировой торговли, способствующим расширению и активизации международного торгового обмена.

Туризм обеспечивает поступление иностранной валюты (перевозки и обслуживание туристов, продажа им сувениров и других товаров). Доходы от туристских услуг являются особым способом получения иностранной валюты, без вывоза продуктов и труда, т. е. являются «невидимым экспортом». Для некоторых стран мира доходы от иностранного туризма стали главной статьей поступления иностранной валюты.

Он активно влияет на многие отрасли хозяйства: на строительство (в частности, путей сообщения), развитие транспорта и связи, предприятий общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, торговой сети и ряда служб. Развитие туристического хозяйства одновременно требует и развития сферы разнообразных услуг: гостиничного хозяйства, ресторанов и других предприятий питания, развлекательных заведений, производства сувениров, местной торговли, коммунальных предприятий, предприятий сферы обслуживания.

Таким образом, туризм фактически представляет собой специфическую индустрию отдыха, охватывающую комплекс отраслей, связанных с обслуживанием туристов. Туристическое хозяйство способствует решению проблемы полного и рационального использования трудовых ресурсов, привлекая в общественное производство новые контингенты незанятого или частично занятого населения, что особенно важно для недостаточно развитых в промышленном отношении районов.

Активизируя развитие экономики, туризм способствует лучшему использованию рекреационных ресурсов, повышению квалификации работников сферы обслуживания, стимулирует развитие или даже возрождение забытых народных промыслов, некоторых народных обычаев и обрядов.

На различных предприятиях США в туристском сервисе занято 4 млн. человек. В Западной Европе только в гостиничном хозяйстве работают 6—7 млн. человек. Так, туризм в Венгрии по числу занятых лиц занимает 5-е место среди других отраслей. В будущем удельный вес занятых обслуживанием туристов во многих странах будет возрастать в связи с расширением сферы обслуживания населения.

Денежные поступления, полученные от иностранных туристов, превращаются в доход и продолжают обращаться в разных отраслях национальной экономики.

 

Экономика страны и туризм тесно взаимодействуют друг с другом. Общеэкономические факторы воздействуют на туризм как положительно, так и отрицательно. Факторами положительного влияния являются:

· рост реального дохода — при увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег, соответственно увеличивается и спрос на туризм;

· более равномерное распределение дохода — чем равномернее распределяется доход в обществе, тем большее число людей сможет купить туристский продукт;

· стабильное положение валюты — если курс иностранной валюты стабильный, то население может купить ее в большем количестве, а в такой ситуации легче спланировать свой отдых.

Факторами отрицательного влияния на туризм являются:

· экономические кризисные явления;

· рост безработицы, сокращение заработной платы и т. п.;

· нестабильная ситуация с валютой — если курс иностранной валюты высокий, то население может приобрести ее меньше, а значит, туристская поездка жителя за рубеж будет стоить дороже.

 

Туризм оказывает большое воздействие на экономику региона, в котором он развивается. Можно выделить три основные направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и гуманитарное.

Экономическое значение туризма. Как экономическое явление туризм рассматривается с двух сторон:

· как экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями;

· как важнейший катализатор экономического роста. В этом качестве туризм выступает каналом перераспределения валового продукта.

Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения.

 

Сферами воздействия туризма на экономику страны и общество в целом являются:

Предпринимательская сфера. Создание туристского предприятия приносит выгоду, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим — заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) — прибыль, государству (региону) — налоги и сборы;

Потребительская и доходная сферы. Туризм создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря этому развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения.

Благодаря туризму развиваются местные предприятия, в том числе:

— Культурные и развлекательные (музеи, выставки, мемориальные комплексы и памятники, шоу-бизнес, кинобизнес), которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу региону и местному населению;

— транспортные предприятия и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование автобусов под экскурсии, местные авиакомпании в значительной мере ориентированы на доходы от туризма);

— предприятия, изготавливающие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел (продукция этих пред­приятий во всем мире в значительной степени ориентирована на туристов).

Валютная сфера. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристский пакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и т. д.

Производственная инфраструктура. Туризм создает структуру отдыха, которая может быть использована не только для туристов, но и для местного населения. Появление новых туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Развитая туристская инфраструктура в том или ином регионе служит показателем уровня жизни местного населения.

Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, одновременно создают доходы для страны (региона) пребывания. Этот доход ведет к цепной реакции: расходы — доходы — расходы — доходы и т. д. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия.

Таким образом, в результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия.

 

Эффект мультипликации туризма в экономике.

 

Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора.

Мультипликатор туризма - это отношение отклонения одного из ключевых экономических показателей (производства - занятости, дохода) к изменению расходов туристов.

Существует коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства им является мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.

Расходы туристов, в первую очередь, идут на туристские предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорт товаров и напитков, потребляемых туристами, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и т. д. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов. Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются, и в каждом цикле происходит утечка капитала из системы. Доходы расходуются в большом объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.

 

Математически мультипликатор выражается формулой:

К = 1 / (1 - МРС),

где МРС - предельная склонность к потреблению, 1 - МРС - предельная склонность к накоплению.

При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.

Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства за счет увеличения расходов туристов.

Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

 

Туризм - это многопродуктивная индустрия, связанная с большим числом секторов в экономике и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.

 

Многие виды мультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены динамические модели. Рассчитывается, какие дополнительные расходы туристов оказывают такое же воздействие на экономику, как и равное количество предыдущих расходов. Следовательно, когда увеличивается производство, предполагается, что товары будут покупаться в таких же пропорциях, что и раньше, без учета уровня будущих сбережений. Статичность мультипликатора также не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику.

Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода является более ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведена продукция или ее оборот.

Подробный анализ мультипликаторов производится с целью анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма по сравнению с другими секторами экономики.

Классификация видов туризма и состав индустрии туризма.

Сущность туризма как вида экономической деятельности наиболее полно отражается в его средствах, формах, видах.

Средства туризма представляют собой способы:

♦ организации туристической деятельности: маршрут, путешествие, экскурсия, туристический продукт, туристиче­ская услуга и др.;

♦ перемещения, транспортного обслуживания;

♦ туристического обслуживания: размещение, питание, программа обслуживания.

Формы туризма — это типы организации туристической деятельности человека или группы людей. Таковыми могут быть индивидуальный и групповой туризм.

Виды туризма — классификация туризма по тем или иным основаниям: формам путешествия, регионам отдыха, целям, способам организации, средствам передвижения, ви­дам деятельности и др.

 

ФОРМА ТУРИЗМА связана с пересечением туристом государственной границы своей страны, то есть в основе деления туризма на формы лежит страновой признак.

По этому признаку выделяют две формы туризма: внутренний и международный.

Внутренний туризм - это отечественный туризм, то есть внутри своей страны.

Международный туризм - это туризм в другую страну, то есть иностранный туризм. Другими словами, международный туризм означает поездки с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства, более точно: международный туризм - это система путешествий, осуществляемая на основе межгосударственных договоров.

Международные туристские отношения являются комплексными, так как они оказывают влияние на межгосударственные отношения, регулируемые нормами международного публичного права: отношения иностранных юридических лиц, регулируемые нормами международного частного права; отношения, возникающие при туристском обмене, которые не ограничиваются пределами одного из государств-участников и подлежат гражданско-правовому регулированию. В данной сфере возникают проблемы, связанные с применением законодательств. Их наличие в межгосударственных туристских договорах предопределяет не только особенности этих отношений, но и большую сложность договорно-правовой регламентации. Образец Контракта о сотрудничестве в области международного туризма приведен в приложении 2.

Международный туризм бывает въездной и выездной.

Въездной туризм- это путешествия в пределах РБ лиц, не проживающих постоянно в РБ.

Выездной туризм- это путешествия лиц, постоянно проживающих в РБ, в другую страну.

Международный туризм играет важную роль в мировых экономических отношениях.

 

ВИД ТУРИЗМА связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в страну или данный регион.

Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны являются пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из страны или данного региона.

 

Формы туризма по видоизменению наиболее характерного признака делятся на отдельные разновидности. К этим характерным признакам относятся: главная цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристского потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.

 

В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности форм туризма: рекреационная, познавательная, научная, деловая.

Рекреационный туризм - туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения.

Познавательный (культурный) туризм -путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

Научный туризм - посещение конгрессов, симпозиумов с последующими экскурсионными поездками.

Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.

 

По характеру организации путешествия выделяют: индивидуальный, групповой, организованный, самодеятельный (неорганизованный), стационарный, передвижной, социальный туризм.

Путешествие человека (семьи) по собственному плану, включающему определение районов посещения, продолжительности остановок, условий ночлега и т.п., называется индивидуальным, а путешествие в составе группы по плану туристского хозяйствующего субъекта называется групповым туризмом.

Путешествие одного или группы туристов по точному маршруту и регламенту, установленным туристским хозяйствующим субъектом, называется организованным туризмом. Данные туристы и туристский хозяйствующий субъект связаны между собой взаимными требованиями и обязательствами.

Путешествие одного или группы туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с туристским хозяйствующим субъектом, называется самодеятельным туризмом. Самодеятельный туризм - это путешествия с использованием активных способов передвижения.

Стационарный туризм связан с постоянным местом размещения туриста на весь период действия туристской путевки (на морском берегу, турбазе и т.п.).

Передвижной туризм - это туризм, связанный с путешествием (круизы, туры).

Социальный туриз м - это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством или профсоюзами на социальные нужды.

 

По интенсивности продаж турпутевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Эта разновидность формы туризма характерна прежде всего для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известные города мира, курорты, места, располагающие уникальными лечебными минеральными водами и целебными грязями.

Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в определенное время года. Такой туризм является сезонным. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой), характеризуются как односезонные, а регионы, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой), называются двухсезонными. Сезоны по степени интенсивности посещения туристами данного региона делятся на пиковые (наиболее загруженные), тихие (со средней степенью загрузки) и мертвые (незагруженные, почти не посещаемые туристами).

 

По продолжительности пребывания туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. Кратковременный туризм - это туризм с продолжительностью путешествия не более трех суток.

Продолжительный туризм - это туризм, при котором срок путешествия составляет более трех суток. В зависимости от продолжительности пребывания в путешествии существенным образом изменяются потребности туриста.

 

Сокращение времени путешествия на определенном (постоянном) маршруте ведет к увеличению в расходах туриста доли транспортной составляющей, то есть его затрат на транспорт. В зависимости от возраста туристов туризм подразделяют на детский, молодежный и зрелый.

 

В зависимости от используемых транспортных средств для передвижения туристов различают следующие разновидности форм туризма: туризм с использованием личного транспорта туриста и туризм с использованием общественного транспорта, то есть транспорта, принадлежащего или арендованного туристским хозяйствующим субъектом. К этим разновидностям форм туризма относятся автотуризм, караванный круиз, морской и речной круизы и т.п.

 

По форме сотрудничества можно выделить безвалютный и валютный обмен туристскими группами. Безвалютный обмен представляет собой взаимные поездки туристских групп на основе равенства предоставляемых услуг в течение определенного количества дней. Сотрудничество с партнерскими туристскими хозяйствующими субъектами на валютной основе предполагает оплату предоставляемых услуг в валюте, оговоренной партнерами; как правило, в двухсторонних соглашениях определяется валютная стоимость одного комплексного дня обслуживания.

 

Понятие и содержание категорий «туристический продукт» и «туристическая услуга».

В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. Туристский продукт в широком смысле слова - это экономическое благо, предназначенное для обмена – именно так К. Менгер, основатель австрийской школы в экономической науке, определяет любой товар.

Товар — это продукт труда, который предназначен для удовлетворения какой-либо потребности человека и произво­дится для обмена или продажи.

Туристский продукт, как и лю­бой другой народнохозяйственный товар, обладает двумя свой­ствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Потреби­тельная стоимость удовлетворяет конкретную человеческую потребность, делает товар полезным. Стоимость представляет собой выражение в туристском продукте труда, затраченного на его производство.

Туристский продукт — это комплекс отдельных туристских услуг, которые делают возможным пребывание или поездку и только в совокупности могут удовлетворить потребности клиен­та, то есть принести пользу (выгоду). Туристский продукт относится к экономическим категори­ям. Он включает в себя услуги материального (размещение, пи­тание и др.) и нематериального (экскурсия и др.) характера, пот­ребительские качества и свойства которых в результате их реа­лизации удовлетворяют желания и нужды туристов. Туристский продукт в зависимости от оригинальности, востребованности, цены и других возможностей может содержать в себе различное количество составляющих элементов. Однако состав туристского продукта определяется и состоя­нием потребительского спроса. Туристские предприятия долж­ны учитывать психологию потенциальных потребителей, стре­мящихся к полной свободе в выборе услуг. Минимальный набор услуг оборачивается минимумом ограничений на их выбор и тем самым поднимает спрос на рынке.

Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, когда продают туристам путевку в путешествие. Приобретая путевку, турист еще не приобретает туристские услуги, хотя уже и заплатил деньги, но он приобретает гарантии отдыха.

 

Есть еще одно обстоятельство, которое делает необходимой работу туроператора по производству туристского продукта. Поясним это на примере. Вряд ли вы отправитесь в Вену ради того, чтобы съесть венский шницель и выпить пиво «Гесер». Эти услуги хотя и приятны, но окажутся слишком дороги. Транспортные издержки намного превысят стоимость самих услуг, которые побуждали вас к поездке в Австрию. Другое дело, вы приехали в Австрию на Зальцбургский фестиваль, так почему бы заодно не отведать местных яств?

Теперь представим себе, что туроператор формирует туристский продукт в Австрию и включает в него стоимость посещения Моцартовского фестиваля в Зальцбурге. Что происходит? Тем самым туроператор сузил рынок потребителей до любителей музыки В. А. Моцарта. А если туроператор включит в этот тур еще и посещение пивного бара как обязательный компонент, то, скорее всего, ему придется искать уже любителей музыки Моцарта в партии любителей пива.

Поэтому задача туроператора - включить в тур только необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился понести транспортные издержки.

Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т. е. по возможности он должен иметь массового потребителя. Тогда можно использовать и индустриальные технологии для производства туристского продукта.

Массовое потребление товаров определяется его меновой стоимостью - количественным отношением, в котором потребительские стоимости туристского продукта обмениваются на потребительские стоимости других товаров.

Включенные в турпакет услуги являются составляющими элементами туристского продукта, а оплаченные отдельно являются туристскими услугами.

 

Статистическим отделом Секретариата ООН в сотрудниче­стве с ВТО разработан перечень связанных с туризмом услуг. Всего их порядка 90, и они разделены на группы: гостиничные и ресторанные услуги; услуги туристских агентов, туроператоров, экскурсоводов; услуги по аренде, прокату машин и оборудования; услуги в области сельского хозяйства, охоты, лесного хо­зяйства, рыболовства; услуги социального страхования; услуги в области культуры; услуги в области развлечений и др.

В настоящее время появился ряд новых нетрадиционных ус­луг, которые становятся элементом турпакета. Это страховой полис, специальные телефонные карты для путешественников, кредитные международные пластиковые карточки ("VisaClassic" и "VisaGold"), юридические карты, клубные карточки ("Весь мир в одной карте") и др.

 

В структуре туристских услуг различают основные и допол­нительные услуги. Существенных различий между ними с точ­ки зрения потребительских свойств нет, при определенных об­стоятельствах основные услуги могут переходить в разряд до­полнительных и наоборот. Основными являются услуги, вклю­ченные в туристский продукт и оплаченные потребителем. Дополнительные услуги не входят в стоимость турпакета, они приобретаются туристом за дополнительную плату.

 

К другим туристским товарам относятся сувениры, предме­ты искусства, туристский инвентарь, продукты питания и др. Но они не являются предметом специального изучения со сто­роны экономики туризма, а лишь рассматриваются в вопросе о туристских расходах.

Туристскому продукту присущи некоторые особенности:

· он нематериален; его невозможно хранить;

· его нельзя получить в собственность;

· производство туристского продукта происходит одновре­менно с его потреблением, иными словами, потребитель при­сутствует при его получении.

Экономическая природа туристического продукта.

 

Товар — продукт труда, предназначенный для удовлетво­рения какой-либо потребности человека и который произво­дится для обмена или продажи.

Туристический продукт, как и любой другой народнохо­зяйственный товар, обладает двумя свойствами:

1) потребительной стоимостью, так как удовлетворяет конкретную человеческую потребность, является полезным;

2) стоимостью — воплощением в туристическом продук­те труда, затраченного на его производство.

С точки зрения потребительной стоимости туристические товары качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. С позиций стоимости товары представляют собой воплощение труда товаропроизводителей, определя­емого общественно необходимыми затратами труда, коррек­тируемыми рыночными условиями хозяйствования.

Туристический продукт — это комплекс отдельных ту­ристических услуг, которые (взятые вместе) делают возмож­ным пребывание или поездку и поэтому только взятые вмес­те могут удовлетворять потребностям клиента, т.е. при­носить пользу (выгоду).

В 1990 г. Совет Европы принял специальную директиву, согласно которой туристический продукт (турпакет) дол­жен содержать не менее двух компонентов, для того чтобы окончательный выбор мог сделать сам потребитель.

Включенные в турпакет услуги являются составляющи­ми туристического продукта, оплаченные же отдельно — собственно туристическими услугами.

Статистическим отделом секретариата ООН в сотрудни­честве с ЮНВТО разработан перечень связанных с туризмом услуг, который охватывает порядка 90 их разновидностей, распределенных по следующим группам:

♦ гостиничные и ресторанные услуги;

♦ услуги в области транспорта, складского хозяйства и связи;

♦ спортивное и вспомогательное транспортное обслужи­вание;

♦ услуги туристических агентов, туроператоров, экскур­соводов;

♦ услуги по аренде, прокату машин и оборудования;

♦ услуги в области сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, рыболовства;

♦ коммунальные, социальные и персональные услуги;

♦ государственное управление и другие услуги обществу в целом;

♦ услуги социального страхования;

♦ услуги в области рекреации, культуры, спорта и др.

В настоящее время появился ряд новых, нетрадиционных услуг, которые становятся элементами турпакета (страховой полис, юридическая карта, клубные карточки и др.).

В процессе эволюции туризма в структуре составляющих турпакета произошли существенные изменения. Туристиче­ские предприятия в условиях острой конкурентной борьбы вынуждены сокращать до минимума набор услуг турпакета ради снижения цены, однако его состав определяется и состо­янием потребительского спроса. Туристические предприя­тия учитывают психологию потенциальных потребителей, стремящихся к полной свободе в выборе услуг.

В структуре туристических услуг различают основные и дополнительные. Основными являются услуги, включенные в туристический продукт и описанные потребителем. Допол­нительные услуги не входят в стоимость турпакета, они приобретаются туристом за дополнительную плату. Сущес­твенных различий между ними с точки зрения потребительс­ких свойств нет, и при определенных обстоятельствах основ­ные услуги могут переходить в разряд дополнительных и на­оборот.

Кроме рассмотренного туристического продукта и турис­тических услуг существует множество других товаров: суве­ниры, предметы искусства, туристический инвентарь, про­дукты питания и др. Однако они не являются предметом спе­циального изучения для экономики предприятий туризма и будут упомянуты в контексте туристических расходов.


 

 

Тема 2. Экономические показатели развития туризма и гостеприимства (4 часа)

Понятие статистических данных и требования, предъявляемые к ним.

Формы сбора статистической информации. Статистические требования Всемирной туристической организации «Вспомогательный счет в туризме» (ВСТ).

Статистика туристических потоков. Статистика туристических доходов и расходов. Концепция туристических расходов. Факторы, влияющие на величину и структуру туристических расходов. Основные индикаторы развития туризма и гостеприимства на макро и микроуровне. Основные экономические показатели деятельности предприятия.

 

Понятие статистических данных, требования, предъявляемые к ним.

 

Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики и обследует вопросы развития туризма и туристской индустрии.

Статистические данные – это совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования.

В свою очередь статистические данные должны быть сопоставимыми (во времени и пространстве) и последовательными (совместимыми с принятыми на международном уровне макроэкономическими системами отчетности).

Формы сбора статистической информации.

Статистическое исследование состоит из трех этапов:

1. Статистическое наблюдение;

2. Сводка и группировка собранного материала;

3. Обработка и анализ сводных статистических данных.

 

Статистические требования Всемирной туристической организации «Вспомогательный счет в туризме» (ВСТ).

Основным документом, регламентирующими статистический учет является – документ Всемирной туристической организации «Вспомогательный счет в туризме» (ВСТ), одобренный в марте 2000 года Статистической комиссией ООН. Основная задача разработки ВСТ состоит в детальном анализе всех аспектов спроса на продукты и услуги, относящиеся к туристическому сектору в рамках экономики, определение их функционального взаимодействия с предложением соответствующих продуктов и услуг в экономике каждой страны, а также в выявлении их взаимодействия с другими видами экономической деятельности.

 

1. В чем основные особенности туризма? Каковы его отличительные черты? Как они влияют на статистический учет? (не столько в ассортименте, сколько во временной среде обитания, вне своих привычных условий)

ВСТ – документ, который следует рассматривать в качестве основы, позволяющей разным странам, выстраивая свою собственную систему туристической статистики, одновременно участвовать в разработке международной системы туристической статистики.

Согласно рекомендациям ВТО, статистика международного туризма осуществляется по двум разделам:

· Статистика туристических потоков;

· Статистика туристических доходов и расходов.

Для каждого из них разработан перечень основных показателей, информативных и относительно легко измеряемых.

 

Статистика туристических потоков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: