Статьи расходов федерального бюджета.
1) Государственное управление 3%
2) Федеральная судебная система 0,9%
3) Международная деятельность 6,5%
4) Национальная оборона 3,4%
5) Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 9,3
6) Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 1,9%
7) Промышленность, энергетика и строительство 2,3%
8) Сельское хозяйство и рыболовство 1,3%
9) Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 0,4%
10) Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 0,2%
11) Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 1,1%
12) Образование 3,7%
13) Культура, искусство и кинематография 0,5%
14) Средства массовой информации 0,7%
15) Здравоохранение и физической культуры 1,9%
16) Социальная политика 7,4%
17) Обслуживание государственного долга 25,7%
18) Пополнение государственных запасов и резервов 0,02%
19) Финансовая помощь бюджетам других уровней 8,1%
20) Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам 0,2%
|
|
21) Мобилизационная подготовка экономики 0,06%
22) Исследование и использование космического пространства 0,4%
23) Прочие расходы 0,6%
24) Целевые бюджетные фонды 7,1%
- 15/Состав и структура доходов Федерального бюджета.
Доходы государственного бюджета – это денежные отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами (в виде уплаченных налогов) в процессе формирования бюджета страны.
Структура доходов бюджета
I. Налоговые доходы.
1. Налоги на доходы:
- налог на прибыль организации (10-15 %);
- НДФЛ (подоходный налог с физических лиц 2 - 4 %).
2. Налоги на товары и услуги:
- НДС (40-46%);
- акцизы (15-20%);
- лицензионные и регистрационные сборы.
3. Налоги на имущество:
- на имущество организаций;
- на имущество физических лиц;
- платежи за пользование природными ресурсами (платежи за пользование недрами, водный налог, земельный налог).
4. Налоги на внешнюю торговлю и внешние экономические операции
5. Прочие налоги, пошлины, сборы:
- прочие федеральные налоги;
- налоги субъектов РФ;
- местные налоги и сборы;
- государственная пошлина.
II. Неналоговые доходы
1) Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
2) Доходы от реализации государственных запасов
3) Доходы от продажи земли и нематериальных активов
4) Административные платежи и сборы
5) Штрафные санкции и возмещение ущерба
6) Доходы от внешне экономической деятельности
7) Прочие неналоговые доходы
III. Безвозмездные перечисления.
1) Из бюджетов других уровней.
2) Из государственных внебюджетных фондов.
|
|
3) От государственных организаций.
4) От нерезидентов РФ.
Ведущее место среди налоговых поступлений занимает НДС, а вместе с таможенными пошлинами и акцизами они составляют 4/5 налоговых доходов федерального бюджета.
Сумма неналоговых поступлений в 15-17 раз меньше суммы налоговых доходов, среди неналоговых доходов почти половина приходится на доходы от внешне экономической деятельности.
- 16/Бюджетный дефицит и методы его финансирования.
дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами, что ведет к образованию гос.долга.
Причинами образования бюджетного дефицита могут выступать:
- рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций;
-чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;
- кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.
Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:
- за счет эмиссии денег; Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.
- за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);
Внутренние источники финансирования дефицита бюджетов бывают следующих
видов:
--государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ и субъектов РФ, и муниципальные займы;
--бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
--кредиты, полученные от кредитных организаций;
--поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, собственности субъектов РФ;
--изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.
- за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг). В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования. Достоинства подобного метода:
1. Возможность получения крупных сумм;
2. Неинфляционный характер.
- 17/Сущность и функции государственного кредита.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство представляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими лицами, оно является гарантом.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции финансов: регулирующую, контрольную распределительную.
Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
|
|
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности:
- тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
- охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процента
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В современных условиях поступление от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета, что объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений
- 18/Классификация государственных займов.
Государственные займы - это денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров.
Классификация государственных займов:
1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.
2) В зависимости от субъектов заемных отношений:
· займы, размещаемые центральными органами управления (федеральные займы);
· займы, размещаемы правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это предусмотрено законом
3) В зависимости от обращения на фондовом рынке:
рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.;
|
|
нерыночные - не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения крупных инвесторов, интересам которых и отвечают, например, страховых компаний, банков
4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:
закладные - обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации), т.е. конкретным залогом (например, зданием администрации);
беззакладные - ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).
5) В зависимости от срока привлечения средств:
· краткосрочные (до года) (векселя); Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций на основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92.
· среднесрочные (от 1 г. до 5 лет) (облигации);
· долгосрочные (свыше 5 лет, но не более 30 лет). На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.
Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.
7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге:
проценты (плавающие либо фиксированные);
купонный доход (постоянный или переменный);
доход в виде дисконта от номинальной стоимости;
доход в виде выигрыша в лотерею и др.
8) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске:
· обязательства с правом долгосрочного погашения;
· без права долгосрочного погашения.
9). В зависимости от метода определения дохода:
· долговые обязательства с твердым доходом:
· с плавающим доходом.
10). В зависимости от варианта погашения задолженности различают:
· погашение единовременным платежом;
· частями:
в том числе равными долями;
возрастающими;
снижающимися долями.
11). По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:
а) реализуемые только среди населения. Так, специально для населения был выпущен заём от 19 февраля 1992 года, который назывался «О государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 1992 года»;
б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;
в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
12) По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.
б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
13) Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.
Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
14) По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.
Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
- 19/Государственная бюджетная система Российской Федерации. Межбюджетные отношения.
Бюджетная система - это совокупность бюджетов, действующих на территории страны.
До 1991 года бюджетная система страны была централизованной, т.е. все бюджеты по вертикальному принципу последовательно объединялись в государственном бюджете СССР.
В октябре 1991 года был принят Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» №1734-1. По этому закону в бюджеты вышестоящих уровней управления перестали включать доходы и расходы бюджетов нижестоящих уровней, т.е. бюджеты стали самостоятельными.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.
Принципы бюджетного устройства:
1) принцип единства;
2) принцип полноты;
3) принцип реальности (достоверности);
4) принцип гласности;
5) принцип самостоятельности;
6) принцип разграничения доходов и расходов;
7) принцип сбалансированности;
8) принцип эффективности и экономности;
9) принцип адресности и целевого характера.
Структура бюджетной системы РФ:
1 уровень - федеральный бюджет.
2 уровень - территориальные (региональные) бюджеты:
- 20 республиканских бюджетов в составе РФ;
- 55 краевых и областных бюджетов;
- городские бюджеты Москвы и Санкт – Петербурга;
- 10 окружных бюджетов автономных округов;
- бюджет автономной Еврейской области.
3 уровень - около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
- 20/Основы организации бюджетного процесса в России.
Продолжительность бюджетного процесса – более года:
- год – исполнение бюджета;
- около полугода – составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение.
- 21/Этапы бюджетного процесса в России
1) Разработка планов – прогнозов развития территории и целевых программ, на основе которых создаётся сводный финансовый баланс государства. В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны.
2) Непосредственная работа по составлению проектов-бюджетов проводится Министерством финансов РФ, ФТС РФ, ФНС РФ.
3) Составленный и согласованный проект Федерального бюджета Правительство РФ в сентябре вносит на рассмотрение в Госдуму.
4) Рассмотрение и утверждение бюджетов в Парламенте РФ:
- проект Федерального бюджета направляется в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам
- далее направляются на рассмотрение в различные комитеты (по отраслям экономики), и с полученными замечаниями и предложениями возвращаются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам
- далее проект бюджета рассматривается Госдумой в 3-х чтениях
5) Принятый Госдумой Федеральный бюджет в течение 5 дней передаётся на рассмотрение Совета Федерации, который в течение 14 дней должен его утвердить.
Закон о бюджете считается одобренным Советом Федераций, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если за 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае отклонения Советом Федерации бюджета, обе палаты парламента создают Согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего Федеральный бюджет подлежит повторному рассмотрению Госдумой.
В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации, закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы (ст. 105. Конституции РФ)
6) Принятый Федеральный закон о бюджете в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
На подписание закона президенту отводиться 14 дней. Если в этот срок президент не подписал закон и отклонил его, то Госдума и Совет Федерации вновь рассматривают его в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голос от общего числа членов Парламента, он подлежит подписанию президентом РФ и обнародованию в течение 7 дней (ст. 107 Конституции РФ.)
В случае непринятия Федерального бюджета до начала финансового года Госдумой принимается Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
7) Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета парламентом и подписи президента РФ. Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на структуру Минфина РФ - Федеральное Казначейство РФ
8) Составление отчёта об исполнении бюджета возложено на Минфин, ФНС, ФТС. Отчёт о Федеральном бюджете утверждает Парламент РФ. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет Счётная палата РФ.
- 22/Внебюджетные фонды Российской Федерации. Социально – экономическая сущность внебюджетных фондов.