Внебюджетные фонды государства – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение

В зависимости от целевого назначения они подразделяются:

- экономические (предназначены для решения проблем экономического развития страны)

- социальные (предназначены для решения социальной защиты населения)

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются:

- государственные (формируются на государственном уровне)

- региональные (формируются по регионам страны).

Источники внебюджетных фондов:

- обязательные платежи юридических и физических лиц (бывший ЕСН);

- добровольные взносы юридических и физических лиц;

- частичные бюджетные средства;

- займы.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов принимаются одновременно с федеральным бюджетом РФ.

Фонды не имеют право: заниматься коммерческой деятельностью, создавать другие организации и использовать государственные средства не по целевому назначению.

Пенсионный фонд РФ.

ПФ РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года.

Основные задачи:

- целевой сбор и накопление денежных средств для выплаты пенсий и пособий на детей;

- постоянное финансирование программ по социальной поддержке населения.

Источники формирования средств:

- страховые взносы организаций (от ФОТ 22%);

- страховые взносы лиц занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью (в том числе фермеры и адвокаты);

- средства из республиканского бюджета для выплаты социальных пенсий, пенсий военнослужащих, надбавок к пенсиям для госслужащих, компенсаций принятых по решению федеральных или региональных органов власти;

- добровольные взносы;

- доходы от инвестирования денежных средств фонда в государственные ценные бумаги и банковские вклады

Срок оплаты страховых взносов:

- для работодателей 1 раз в месяц

- для индивидуальных предпринимателей – в сроки установленные для уплаты подоходного налога

- крестьянские хозяйства (фермеры) – 1 раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

Платежи в ПФ РФ – первоочередного порядка. Страховые взносы работодателей относятся на себестоимость продукции.

Органы управления:

- Правление ПФ РФ;

- Исполнительная дирекция;

- Ревизионная комиссия;

- отделения фонда по административно-территориальным образованиям.

Фонд социального страхования.

ФСС РФ - это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года и «Положении о ФСС», утвержденное Правительством РФ от 12.02.1994 года.

Этот фонд предназначен для финансирования выплат различных пособий – пособие по временной нетрудоспособности (больничные листы), пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, а так же осуществляется финансирование санаторно-курортного лечения.

Основные задачи ФСС:

-обеспечение гарантированных государством пособий;

-разработка и реализация ГОС программ охраны здоровья работника;

-подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Источники формирования средств:

- страховые взносы предприятия организации (от ФОТ-2.9%);

- незначительные средства госбюджета;

- поступления за путёвки в санатории, реализуемые по линии соц. страхования;

- доходы от инвестирования средств фонда в государственные ценные бумаги и банковские вклады;

- добровольные взносы.

Срок уплаты – как в пенсионный фонд РФ.

Органы управления:

- центральный аппарат управления фонда во главе Правлением и Председателем;

- региональные отраслевые отделения с координационными советами;

- филиалы отделений фонда по административно- территориальным образованиям.

В настоящее время система ФСС находится в совместном правлении государства и профсоюза.

Фонд обязательного медицинского страхования

ФОМС образован в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991 года.

Источники формирования средств.

1. Страховые взносы организаций за работающих граждан (ЕСН-5,1 % в федеральный ФОМС)

2. Страховые взносы из соответствующих бюджетов (по распоряжению органов государственной власти) за неработающих граждан: детей, пенсионеров, безработных.

3. Добровольное пожертвование.

4. Средства, полученные в результате инвестирования денежных средств фонда в государственные ценные бумаги и банковские вклады.

Срок оплаты страховых взносов - как в ПФ РФ.

Основные статьи расходования средств.

1. Оплата медицинских услуг.

2. Содержание аппарата управления.

3. Содержания страховых компаний.

4. Средства на профилактические меры по снижению заболеваемости.

5. Создание резервных фондов.

Органы управления.

1.Федеральный ФОМС (5,1 %)

2.Региональные (территориальные) ФОМС, а если не введена система региональных ФОМС, то страховые взносы собираются в региональный бюджет.

Средства фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг» (это скорая помощь, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.)

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти социальные фонды возложен на Федеральную налоговую службу.

  • 23/Участники страховых отношений и их интересов. Классификация и виды страхования.

Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товар­ных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют на­дежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становится возможной защита общественных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления матери­альных благ. Страхование — система (способ) защиты материальных (имущественных) интересов субъектов страхового рынка (физических и юридических лиц), угроза которым существует всегда, но не носит обязательного характера.Важная роль страхования в системе общественного воспро­изводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соот­ветствующей типу экономического развития государства.

Правовой основой страхования является ГК РФ, закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Страхование — система (способ) защиты материальных (имущественных) интересов субъектов страхового рынка (физических и юридических лиц), угроза которым существует всегда, но не носит обязательного характера.

Основные участники страховых отношений:

Страхователи — юридическое или дееспособное физическое лицо, имеющее страховой интерес и вступающее в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования. Страхователи как сами могут быть застрахованным лицом так и в страховые отношения может быть еще и застрахованное лицо.

Страховщики — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности. Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные действия по договору страхования.

Значительный объем операций на страховом рынке осуще­ствляют страховые посредники, к которым относятся: страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответ­ствии с предоставленными полномочиями. Страховые агенты представляют интересы одной страховой компании и получают за свою работу комиссионное вознаграждение. Крупные стра­ховщики имеют, как правило, достаточно разветвленную сеть страховых агентов; страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие независимую посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляю­щие интересы страхователя либо страховщика. Страховые бро­керы владеют обширной информацией о конъюнктуре страхо­вого рынка, финансовом положении страховых компаний и в качестве услуги предлагают наиболее выгодные условия страхо­вания для своих клиентов.

Также в страховые отношения включены страховые актуарии – физические лица, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.

Контрольную и надзорную деятельность в сфере страхования в России осуществляет орган страхового надзора – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)

Источники доходов страховых организаций:

  1. Доходы от страховой деятельности (уплачиваемые страховые взносы клиентов)
  2. Доходы от вложения временно свободных денежных средств в инвестирование (акции, ценные бумаги и др.)

Классификация и виды страхования

По форме проведения страхование бывает: обязательное и добровольное.

Обязательное - осуществляется в силу закона, который устанавливает обязанности физических и юридических лиц заключать договора страхования. При его проведении действует неограниченная во времени страховая ответственность

Добровольное – осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком при соблюдении правил добровольного страхования.

Виды страхования.

1. Имущественное страхование – защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распределением имущества.

2. Личное страхование – связанное с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя

а) социальное – компенсация потерь в связи с временной нетрудоспособностью граждан.

б) медицинское – система общественного здравоохранения. Является формой социальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины.

Страхование ответственности – связано с возмещением страхователя причиненного им вреда личности или имущества физического или юридического лица через страховую организацию.

  • 24/Организация страхования в Российской Федерации.

Началом возникновения современного российского страхового бизнеса можно считать 1989 г., когда появились первые страховые кооперативы.
Важную роль в становлении и развития страхования в РФ сыграл Закон РФ от 27.11.1992 г. №4015-1 «О страховании», который заложил основы современного страхового дела.
В дальнейшем развитие страхового дела связано с принятием ГК РФ (гл. 48 «Страхование»), который четко определил термины страхования (что понимать под страхованием имущества, неполным имущественным страхованием, страхованием ответственности за причинение вреда и тд.).
С 31.12.1997 г. (ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О страховании») ФЗ РФ «О страховании» носит название «Об организации страхового дела в РФ».
Страхование расположенных на территории РФ имущественных интересов юридических лиц и физических лиц – резидентов РФ– может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.
Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, производит Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 06.03.1998 г. №273. При обращении страховой организации в Департамент за получением лицензии, необходимо документальное подтверждение, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов страхования и выполнения принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течении 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течении того же срока сообщить страховой организации о причине отказа.
Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ осуществляется в целях соблюдения законодательства в сфере страхования, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью — Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности; ведет Единый государственный реестр страховщиков, их объединений и страховых брокеров; проводит контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учета и отчетности страховых операций; разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страхования.
Орган страхового надзора регулярно получает от страховщиков отчетные данные и располагает обширной информацией об их финансовом положении. В случае нарушения обязательств по страхованию, несоблюдения действующего страхового законодательства РФ орган страхового надзора вправе давать предписания страховщикам по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать, ограничивать либо отзывать выданные лицензии

Страховой рынок в РФ регламентируется:

- Гражданским кодексом РФ;

- Законом РФ «О страховании»

- указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, по вопросам страхования

- нормативными актами Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) ещё он называется департамент страхового надзора Минфина РФ

Страховой рынок – это форма денежных отношений, где объектом купли- продажи выступает специфическая услуга (страховая защита), формируется спрос и предложение на эту услугу.

Принципы функционирования страхового рынка.

  1. Демонополизация страхового дела – означает, что страховую деятельность на рынке могут осуществлять любые страховые компании независимо от форм собственности.
  2. Конкуренция страховых компаний по предоставлению страховых услуг, привлечению страхователей и мобилизации денежных средств в страховые фонды.

Структура страховых компаний (по форме собственности) в РФ.

  1. Гос. форма собственности – 5%
  2. Частная форма собственности – 36%
  3. Смешанная форма собственности – 58%
  4. Муниципальная форма собственности – 1%

Гос. сектор на рынке страхования представляет ООО «Росгосстрах» - это крупная акционерная страховая компания с разветвлённой сетью регианальных дочерних компаний и филиалов обладает крупными резервными фондами, большим опытом в области страхования, относительно низким уровнем затрат на страхование и специализируются, на общественно значимых видах страхования.

Росгосстрах обеспечивает поступление страховых платежей в размере 28-30% от их общего объема на страховом рынке России.

Коммерческий сектор страхования представлен акционерными страховыми обществами открытого и закрытого типа, а также обществами с ограниченной ответственностью.

Минимальный размер уставного капитала для страховых компаний устанавливается в зависимости от вида проводимых операций (от 300000 до 950000 евро).

Резервный фонд страховые компании обязаны формировать в размере не более 25% уставного капитала. Он образуется за счёт отчислений из балансовой прибыли страховщика (до уплаты налога на прибыль) и за счёт эмиссионного дохода от реализации акций по рыночному курсу, превышающую их номинальную стоимость. Средства с резервного фонда отправляются на покрытие убытков страховых компаний.

Гарантией выполнений обязательств по договорам страхования являются страховые резервы – специальные фонды, которые образуются из страховых взносов и расходуются для страховых выплат клиентам. Каждый вид обязательств должен покрываться соответствующим страховым резервом.

Страховые резервы могут быть размещены:

  1. В Гос. ценные бумаги (10-20% ОТ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ)
  2. В банковские вклады (депозиты) – не более 50% страховых резервов
  3. В ценные бумаги акционерных обществ не более 40%
  4. В недвижимое имущество в том числе квартиры – не более 40 % страховых резервов если совокупные страховые резервы составляют до 100 млн. руб., то не разрешается вкладывать денежные средства в недвижимость и квартиры
  5. Валютные ценности не более 10% страховых резервов
  6. В денежную наличность – страховая компания обязана иметь в наличии на расчётном счёте в банке не менее 3% общей суммы страховых резервов

В соответствии с законодательством РФ не менее 80% страховых резервов должно быть инвестировано на территории РФ. Эта мера позволяет предотвратить отток капитала из России и защитить интересы национального страхового рынка.

  • 25/Кредит как форма движения ссудного капитала. Основные принципы кредита.

Кредит (от латинского credit – буквально: он верит) – это ссуда, выдаваемая банками и другими КО в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности, платности.

Это стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения.

Сущность кредитных отношений - состоит в том, что регулирование сроками выплаты денежных средств позволят преодолеть временное несовпадение производственных циклов отдельных товаропроизводителей в экономической системе. На современном этапе кредит выступает в качестве мощнейшего средства регулирования экономики. С его помощью свободные денежные средства государства, предприятий, населения аккумулируются и превращаются в ссудный капитал.

В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств на возвратной основе предоставляемый банком во временное пользование за оплату в виде процента.

Ссудный капитал имеет ряд характерных особенностей, которые отличают его от капиталов промышленного и торгового.

Специфика ссудного капитала проявляется в процессе его перехода от кредитора к заемщику и обратно:

  1. Ссудный капитал –это собственный капитал, владелец которого продает его заемщику на определенное время, т.е. продает лишь право на его временное пользование.
  2. Потребительная стоимость ссудного капитала определяется способностью заемщика использовать его эффективно, т.е. получать определенную прибыль в результате его использования.

Форма отчуждения ссудного капитала –передача его от кредитора к заемщику всегда имеет разорванный во времени характер и механизмы оплаты, т.е. между предоставлением услуги (кредита) и получением оплаты за неё (возврат кредита и выплаты процентов) проходит некоторый промежуток времени, от нескольких часов или дней, до нескольких лет.

  1. Движение ссудного капитала в отличие от промышленного или товарного капитала, в процессе его перехода от продавца-кредитора и покупателю-заемцику находится преимущественно в денежной форме.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: