Показатель | Что означает | Кто оценивается | Возможная периодичность расчета | Для чего может быть использован |
EBIT, прибыль, остающаяся после налогообложения, уплаты процентов и дивидендов | Прибыль, остающуюся после уплаты налогов, на которую влияют уровни доходов, расходов, инвестиций (амортизации) | Генеральный директор, директора филиалов, отвечающие за доходную и расходную части своего бюджета | Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно | Расчет бонусов, резерв само-финансирования, получение кредитов, оценка рентабельности вложений и т. д. |
Gross Margin, уровень прибыльности (как правило, в процентах) | Отношение валовой прибыли к выручке (общему объему продаж) | Руководители отделов, направлений бизнеса, развивающие продукт или услугу | Ежегодно, ежемесячно, а также вплоть до выпуска товара или технологически завершенного процесса | Для оценки перспектив развития продукта, влияния спроса на товар или услугу, влияния конкуренции |
Turnover ratio, ротация кадров | Отношение общего числа уволенных за период к количеству работающих за тот же период | Директор по персоналу, руководители структурных подразделений компании, имеющие отдельное штатное расписание | Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно | Для оценки влияния текучести кадров на результаты бизнеса, прогнозирования периодов наиболее активного поиска персонала, определения лояльности каждой категории работающих, выявления скрытых резервов экономии, оценки эффек-тивности работы кадрового аппарата |
Средний объем продаж | Индивидуальный объем продаж (в штуках, денежных единицах) каждого продавца | Отдел продаж, менеджер по продажам | Ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно | Планирование доходной части бюджета подразделения, измерение эффек-тивности работы каждого чело- века или отдела и как следствие распределение премиального фонда, выявление сезонности |
Соотношение периодов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности (равно как и каждый из периодов в отдельности) | Отношение среднего срока оплаты покупателем к среднему сроку оплаты поставщиком | Отдел по работе с клиентами, финансовый отдел, коммерческий отдел, отдел продаж | Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно | Планирование денежных потоков и кассовых разрывов, получение кредитов, расчет отсрочек платежей по контрактам, установление размеров скидок за раннюю оплату, выявление внутренних источников финансирования |
Мы помним, что KPI — это не просто показатели эффективности работы каждого структурного подразделения и предприятия в целом, но и система показателей, отражающих критические точки конкретного бизнеса.
|
|
Как видим, сами показатели, указанные в таблице и предлагаемые к использованию для измерения эффективности работы подразделений и должностных лиц, не являются сами по себе критериями эффективности. Так, например, показатель EBIT (прибыль, остающаяся после налогообложения, уплаты процентов и дивидендов), как и любая прибыль, не является сам по себе показателем эффективности работы предприятия, так как последнее может получать прибыль, но при этом не быть эффективным. То же относится к прибыльности (рентабельности) продаж, так как рентабельность — это экономический показатель, при расчете которого используется прибыль, сама по себе эффективности не отражающая.
|
|
Однако если ваше предприятие работает в сфере низкорентабельного производства (хлебозавод или продажа газет и журналов), то в этих условиях наличие прибыли может считаться критическим для данного бизнеса фактором и входить в комплексную систему оценок.
Следует отметить, что показатель ротации кадров едва ли можно отнести к показателям эффективности, так как «текучесть» персонала может являться и положительным фактором. Вообще, постановка показателя динамики увольнений в числитель способствует размещению параметров эффективности использования трудовых ресурсов (таких, например, как показатель производительности труда) в границах, обеспечивающих продуктивность их применения. Таким образом, определить роль количества уволенных сотрудников будет невозможно в отрыве от настоящих показателей эффективности использования трудовых ресурсов.
Но если вы считаете, что количество уволенных (уволившихся) сотрудников отрицательно характеризует работу директора по персоналу (учитывая, что в его обязанности, наоборот, входит задерживать людей на предприятии всеми возможными способами) и является критичным для работы вашего предприятия, то, конечно, для службы персонала это будет показателем эффективности работы всего подразделения. Показатель текучести кадров является критическим фактором, например, в строительстве, где сегодня задержка по заработной плате — нормальное явление (так как открытие финансирования объекта зачастую отстает от начала работ на стройплощадке) и текучесть кадров — как следствие — в порядке вещей.
Однако если говорить именно об измерителях эффективности использования трудовых ресурсов, то главным здесь все-таки должен быть показатель производительности труда.
Средний объем продаж в натуральном измерении тоже не оценивает эффективность продаж отдельно от сопоставления с затратами на эти продажи. Но если вы только вышли на рынок и находитесь в стадии экспансии, то положительная динамика роста объемов продаж в натуральном измерении может играть для вашего предприятия роль критического фактора в конкретный временной период и отражать, например, эффективность стратегических разработок отдела маркетинга на данном этапе развития бизнеса.
Из всей приведенной таблицы, пожалуй, только последнюю графу — показатель оборачиваемости — можно отнести к параметрам эффективности.
Для определения экономической эффективности управленческого труда используются различные способы: по показателям предприятия и функционированию труда управленческого персонала; по объему передаваемой информации; по качеству и быстроте принимаемых решений; по выполнению функций управленческих звеньев.
К количественным показателям, характеризующим труд в сфере управления, относятся:
1) снижение трудоемкости обработки управленческой информации;
2) сокращение управленческого персонала;
3) сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления.
|
|
Классический метод определения экономической эффективности включает в себя отношение экономических результатов труда к затратам труда. Поскольку прямая оценка результатов труда в управлении ограничена, как правило, используется косвенная оценка, включающая определение удельного вклада работников в итоговые показатели деятельности аппарата управления, реализуемые в конечных результатах деятельности управляемого объекта.
Основными понятиями эффективности системы управления любого уровня являются:
• эффективность труда работника управления;
• эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его органов и подразделений;
• эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения);
• эффективность системы управления (с учетом иерархии управления);
• эффективность механизма управления (методов, рычагов, стимулов и форм управления).
Соотношение результативности управления (Ру) и удельных управленческих затрат (У3) дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления:
Эу = Ру/У3. (7)
В качестве первой составляющей показателя эффективности управления — результативности — можно рекомендовать два показателя: рост (прирост) производительности труда и соотношение темпов прироста производительности труда и фондовооруженности.
Выбор соотношения прироста производительности труда (Т1) к приросту фондовооруженности (Т2) как результата управленческой деятельности обусловлен тем, что эта величина влияет на уровень всех важнейших экономических показателей. В свою очередь, величина этого отношения зависит от результативности управления. Кроме того, именно отношение прироста производительности труда к приросту фондовооруженности позволяет судить о текущей эффективности управления в анализируемом периоде, в то время как отношение абсолютных величин неизбежно отражало бы результаты прошлых лет.
|
|
Второй составляющей показателя эффективности управления является величина затрат на управление (У3). Однако в своем абсолютном значении она не может быть использована для сравнительной оценки вследствие различия управляемых объектов. Поэтому необходимо исчислять относительные величины, т.е. удельные затраты на управление.
К удельным показателям относятся: затраты на управление в издержках производства; затраты на управление, приходящиеся на 1 руб. (тыс., млн руб.) производственных фондов; затраты на управление, приходящиеся на одного работающего.
В качестве базового показателя определения удельных затрат на управление (У3) в расчетах принята стоимость производственных фондов (Фп). Данный показатель — наиболее устойчивый экономический параметр объекта управления и служит базой для определения рентабельности производства. Формула (7) приобретает следующий вид:
(8)
При сравнении систем управления преимущество отдается системе с более высоким показателем эффективности. Пример расчета эффективности систем управления приведен в табл. 7.
Таблица 7