Матрица показателей эффективности

Показатель Что означает Кто оценивается Возможная периодичность расчета Для чего может быть использован
EBIT, прибыль, остающаяся после налогообложения, уплаты процентов и дивидендов Прибыль, остающуюся после уплаты налогов, на которую влияют уровни доходов, расходов, инвестиций (амортизации) Генеральный директор, директора филиалов, отвечающие за доходную и расходную части своего бюджета Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно Расчет бонусов, резерв само-финансирования, получение кредитов, оценка рентабельности вложений и т. д.
Gross Margin, уровень прибыльности (как правило, в процентах) Отношение валовой прибыли к выручке (общему объему продаж) Руководители отделов, направлений бизнеса, развивающие продукт или услугу Ежегодно, ежемесячно, а также вплоть до выпуска товара или технологически завершенного процесса Для оценки перспектив развития продукта, влияния спроса на товар или услугу, влияния конкуренции
Turnover ratio, ротация кадров Отношение общего числа уволенных за период к количеству работающих за тот же период Директор по персоналу, руководители структурных подразделений компании, имеющие отдельное штатное расписание Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно Для оценки влияния текучести кадров на результаты бизнеса, прогнозирования периодов наиболее активного поиска персонала, определения лояльности каждой категории работающих, выявления скрытых резервов экономии, оценки эффек-тивности работы кадрового аппарата
Средний объем продаж Индивидуальный объем продаж (в штуках, денежных единицах) каждого продавца Отдел продаж, менеджер по продажам Ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно Планирование доходной части бюджета подразделения, измерение эффек-тивности работы каждого чело- века или отдела и как следствие распределение премиального фонда, выявление сезонности
Соотношение периодов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности (равно как и каждый из периодов в отдельности) Отношение среднего срока оплаты покупателем к среднему сроку оплаты поставщиком Отдел по работе с клиентами, финансовый отдел, коммерческий отдел, отдел продаж Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно Планирование денежных потоков и кассовых разрывов, получение кредитов, расчет отсрочек платежей по контрактам, установление размеров скидок за раннюю оплату, выявление внутренних источников финансирования

Мы помним, что KPI — это не просто показатели эффективности работы каждого структурного подразделения и предприятия в целом, но и система показателей, отражающих критические точки конкретного бизнеса.

Как видим, сами показатели, указанные в таблице и предлагаемые к использованию для измерения эффективности работы подразделений и должностных лиц, не являются сами по себе критериями эффективности. Так, например, показатель EBIT (прибыль, остающаяся после налогообложения, уплаты процентов и дивидендов), как и любая прибыль, не является сам по себе показателем эффективности работы предприятия, так как последнее может получать прибыль, но при этом не быть эффективным. То же относится к прибыльности (рентабельности) продаж, так как рентабельность — это экономический показатель, при расчете которого используется прибыль, сама по себе эффективности не отражающая.

Однако если ваше предприятие работает в сфере низкорентабельного производства (хлебозавод или продажа газет и журналов), то в этих условиях наличие прибыли может считаться критическим для данного бизнеса фактором и входить в комплексную систему оценок.

Следует отметить, что показатель ротации кадров едва ли можно отнести к показателям эффективности, так как «текучесть» персонала может являться и положительным фактором. Вообще, постановка показателя динамики увольнений в числитель способствует размещению параметров эффективности использования трудовых ресурсов (таких, например, как показатель производительности труда) в границах, обеспечивающих продуктивность их применения. Таким образом, определить роль количества уволенных сотрудников будет невозможно в отрыве от настоящих показателей эффективности использования трудовых ресурсов.

Но если вы считаете, что количество уволенных (уволившихся) сотрудников отрицательно характеризует работу директора по персоналу (учитывая, что в его обязанности, наоборот, входит задерживать людей на предприятии всеми возможными способами) и является критичным для работы вашего предприятия, то, конечно, для службы персонала это будет показателем эффективности работы всего подразделения. Показатель текучести кадров является критическим фактором, например, в строительстве, где сегодня задержка по заработной плате — нормальное явление (так как открытие финансирования объекта зачастую отстает от начала работ на стройплощадке) и текучесть кадров — как следствие — в порядке вещей.

Однако если говорить именно об измерителях эффективности использования трудовых ресурсов, то главным здесь все-таки должен быть показатель производительности труда.

Средний объем продаж в натуральном измерении тоже не оценивает эффективность продаж отдельно от сопоставления с затратами на эти продажи. Но если вы только вышли на рынок и находитесь в стадии экспансии, то положительная динамика роста объемов продаж в натуральном измерении может играть для вашего предприятия роль критического фактора в конкретный временной период и отражать, например, эффективность стратегических разработок отдела маркетинга на данном этапе развития бизнеса.

Из всей приведенной таблицы, пожалуй, только последнюю графу — показатель оборачиваемости — можно отнести к параметрам эффективности.

Для определения экономической эффективности управленческого труда используются различные способы: по показателям предприятия и функционированию труда управленческого персонала; по объему передаваемой информации; по качеству и быстроте принимаемых решений; по выполнению функций управленческих звеньев.

К количественным показателям, характеризующим труд в сфере управления, относятся:

1) снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

2) сокращение управленческого персонала;

3) сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления.

Классический метод определения экономической эффективности включает в себя отношение экономических результатов труда к затратам труда. Поскольку прямая оценка результатов труда в управлении ограничена, как правило, используется косвенная оценка, включающая определение удельного вклада работников в итоговые показатели деятельности аппарата управления, реализуемые в конечных результатах деятельности управляемого объекта.

Основными понятиями эффективности системы управления любого уровня являются:

• эффективность труда работника управления;

• эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его органов и подразделений;

• эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения);

• эффективность системы управления (с учетом иерархии управления);

• эффективность механизма управления (методов, рычагов, стимулов и форм управления).

Соотношение результативности управления (Ру) и удельных управленческих затрат (У3) дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления:

Эу = Ру3. (7)

В качестве первой составляющей показателя эффективности управления — результативности — можно рекомендовать два показателя: рост (прирост) производительности труда и соотношение темпов прироста производительности труда и фондовооруженности.

Выбор соотношения прироста производительности труда (Т1) к приросту фондовооруженности (Т2) как результата управленческой деятельности обусловлен тем, что эта величина влияет на уровень всех важнейших экономических показателей. В свою очередь, величина этого отношения зависит от результативности управления. Кроме того, именно отношение прироста производительности труда к приросту фондовооруженности позволяет судить о текущей эффективности управления в анализируемом периоде, в то время как отношение абсолютных величин неизбежно отражало бы результаты прошлых лет.

Второй составляющей показателя эффективности управления является величина затрат на управление (У3). Однако в своем абсолютном значении она не может быть использована для сравнительной оценки вследствие различия управляемых объектов. Поэтому необходимо исчислять относительные величины, т.е. удельные затраты на управление.

К удельным показателям относятся: затраты на управление в издержках производства; затраты на управление, приходящиеся на 1 руб. (тыс., млн руб.) производственных фондов; затраты на управление, приходящиеся на одного работающего.

В качестве базового показателя определения удельных затрат на управление (У3) в расчетах принята стоимость производственных фондов (Фп). Данный показатель — наиболее устойчивый экономический параметр объекта управления и служит базой для определения рентабельности производства. Формула (7) приобретает следующий вид:

(8)

При сравнении систем управления преимущество отдается системе с более высоким показателем эффективности. Пример расчета эффективности систем управления приведен в табл. 7.

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: