Тема 16. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Основные цели изучения этой темы – понять особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних, руководителя организации, совместителей и других категорий работников, требующих дифференцированного подхода к регулированию их труда.

В процессе изучения данной темы рекомендуем обратить внимание на следующие вопросы:

1.Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.

2.Особенности регулирования труда несовершеннолетних.

3.Особенности регулирования труда руководителя организации.

4.Особенности регулирования труда совместителей.

Рыночные экономические отношения, с одной стороны, признают равенство прав и обязанностей в трудовых отношениях всех работников независимо от сферы их деятельности. С другой стороны, законодатель не может не учитывать особенности климатических условий, в которых трудятся работники, половозрастные особенности и другие факторы, требующие дифференцированного подхода к регулированию труда многих категорий работников. Трудовой кодекс выделяет особенности 17 категорий работников, среди них в первую очередь – женщин. Определяя особенности регулирования труда социально незащищенных работников, очень важно, с одной стороны, установить максимально возможный уровень защиты и учесть особенности их труда, а с другой – «не отпугнуть» работодателя предоставлением прав и гарантий при заключении трудового договора. Помимо Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов устанавливать особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до 18 лет, руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, и для других категорий работников возможно и в других нормативных правовых актах или в договорах, соглашениях.

Рассматривая особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, установленные в главе 41 ТК РФ, необходимо учитывать положения статей 64, 70, 93, 113,125, 126 и др. данного Кодекса, где отражены отдельные особенности регулирования труда женщин, и статьи 145 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение прав работающих женщин.

Согласно действующему законодательству перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную должны быть утверждены Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. До принятия вышеуказанных перечней действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещено применение труда женщин, утвержденный постановлением Правительства от 25 февраля 2000 г. № 162. Он содержит 456 видов работ в различных отраслях экономики, где запрещен труд женщин. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Допустимые нагрузки для работающих женщин утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 105. Особые нормы направлены на охрану труда беременных женщин и женщин, усыновивших (удочеривших) ребенка. На сегодняшний день действуют гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству беременных женщин, утвержденные Госкомсанэпидемнадзором и Минздравом России, а также Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к условиям труда женщин».

Порядок предоставления отпусков усыновившим ребенка, обеспечивающий сохранение тайны усыновления, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 719[11]. Уголовный кодекс в статье 155 устанавливает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения).

Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

К работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

Рассматривая особенности правового регулирования труда несовершеннолетних, предусмотренные в главе 42 ТК РФ, следует учитывать нормы, закрепленные в статьях 63, 69, 92, 94 и др., которые тоже устанавливают некоторые особенности правового регулирования их труда.

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжести должны быть утверждены Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет (постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163, с последующ, изм.). Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7.

Переход экономики России на рыночные отношения, безусловно, повлиял на регулирование правового статуса руководителя организации. Экономика требует устанавливать особую ответственность руководителя организации за результат принятого решения. В связи с этим руководителю организации предоставляется большая самостоятельность в своих действиях (особенно в частных организациях) и одновременно ответственность за эти действия в повышенном размере. Роль руководителя в успешном развитии организации является решающей, поэтому требуется особая регламентация его прав и обязанностей.

Особенность правового статуса руководителя организации кроется в его двойственной природе: с одной стороны, он выступает как представитель работодателя с широкими полномочиями, а с другой – сам является работником, заключающим трудовой договор с собственником организации.

Изучая особенности правового регулирования труда руководителей, важно обратить внимание на определение термина «руководитель организации»; понять, на каких руководителей не распространяются нормы Трудового кодекса; уяснить, какого вида трудовой договор заключается с руководителем, как устанавливается оплата его труда, порядок работы по совместительству, особенности материальной ответственности, особые основания увольнения и компенсаций при увольнении.

Например, в соответствии с пунктом 3 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения работников акционерных обществ (народных предприятий)» размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в десять раз превышать средний размер оплаты труда работников народного предприятия за тот же период. Эта норма не противоречит Трудовому кодексу, так как не ограничивает размер оплаты труда (ст. 132 ТК РФ), а устанавливает соотношение заработной платы работника и руководителя. Статья 131 ТК РФ предусматривает ограничение в оплате труда в неденежной форме (доля выплат в неденежной форме не должна превышать 20% общей суммы зарплаты). На руководителя организации такое правило также распространяется. Это касается ценных бумаг, опционов и прочих выплат.

Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля над деятельностью данной организации.Это положение Трудового кодекса соответствует пункту 2 ст. 66 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с последующ, изм.) и статье 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с последующ. изм.). Но представляется, что прерогатива регулирования организации работы акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью должна быть за гражданским законодательством.

Изучая особенности правового регулирования труда совместителей, необходимо обратить внимание на: 1) понятие совместительства (ст. 282 ТК РФ); 2) виды совместительства (внутреннее и внешнее); 3) особенности заключения трудового договора с совместителями; 4) продолжительность их работы; 5) оплату труда; 6) порядок предоставления отпуска и другие особенности работы по совместительству.

Работник имеет право заключить трудовой договор с другим работодателем для работы на условиях внешнего совместительства, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами. Получать согласие работодателя, у которого работник работает на основной работе, не требуется. Исключением из общего правила является руководитель организации (ст. 276 ТК РФ).

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Тема 17,18. Защита трудовых прав и свобод. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1.Способы защиты трудовых прав;

2.Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде;

3.Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде;

4.Понятие и формы самозащиты работниками своих трудовых прав.

Приступая к изучению способов защиты трудовых прав субъектов трудовых и иных тесно связанных с ними отношений, следует учитывать, что в статье 352 ТК РФ перечислены только основные способы защиты трудовых прав работников.

Первый среди обозначенных основных способов – государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства.

В зависимости от целей проведения надзорно-контрольных мероприятий принято выделять следующие виды контроля:

1) предварительный (предупреждение трудовых правонарушений);

2) текущий (правильное применение норм трудового законодательства);

3) последующий (выявление трудовых правонарушений и восстановление прав).

Необходимо разобраться и уяснить, какие органы от имени государства осуществляют надзор и контроль над соблюдением законодательства о труде и охране труда. Это особенно важно, поскольку в ходе проведения административной реформы некоторые надзорно-контрольные органы упразднены и созданы новые. Так, вместо Госгортехнадзора государственный надзор и контроль над соблюдением нормативных требований охраны труда, надзор в сфере промышленной безопасности осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Законодательством определены система и компетенция специальных органов государства, основным направлением деятельности которых яв­ляется надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляется органами прокуратуры РФ.

Основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК.

Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Основными задачами инспекции являются: обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граж­дан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодатель­ства; обеспечение работодателей и работников информацией о наибо­лее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства.

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда имеют право:

♦ в порядке, установленном законодательством, в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы, работодателей — физических лиц;

осуществлять проверки и расследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда;

получать от любых должностных лиц и органов объяснения, до­кументы и другую информацию, необходимую для осуществле­ния своих полномочий;

давать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинар­ной ответственности или об отстранении их от должности в уста­новленном порядке;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вслед­ствие нарушения требований охраны труда;

расследовать несчастные случаи;

запрещать использование не имеющих сертификатов или не со­ответствующих требованиям охраны труда средств индивидуаль­ной защиты;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи по охране труда, технике безопасности;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовить и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством;

выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

Кроме Федеральной инспекции труда функционируют и другие специальные государственные органы и инспекции. Они осуществляют государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК); государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК); государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК); государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369ТК) и др. Компетенция всех контролирующих органов четко регламентирова­на законом. Их должностные лица вправе проводить проверки подконтрольных им объектов по всем вопросам, относящимся к кругу их пол­номочий. Они могут требовать от работодателей представления всех необходимых документов и объяснений по выявленным нарушениям; давать предписания об устранении нарушений; в установленном по­рядке привлекать (либо передавать в компетентные органы материалы о привлечении) виновных к административной или иной правовой от­ветственности и т. д. В целях проверки соответствия условий труда государственным нор­мативным требованиям охраны труда введена государственная экспер­тиза условий труда. Она проводится Министерством здравоохранения и социального развития РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.

Контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда

В соответствии со ст. 370 ТК контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда осуществляют профессиональные союзы. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе беспрепятственно проверять соблюдение работодателями требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений. На работодателей возложена обязанность в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах его рассмотре­ния и принятых мерах. Таким образом, требования профсоюзных органов не могут быть оставлены без внимания и принятия необходимых мер. Профессиональные союзы и их объединения для контроля за со­блюдением трудового законодательства и правил охраны труда вправе создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Инспекции наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми соответствующими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда вправе: беспрепятственно посещать любых работодателей для проведе­ния проверок соблюдения трудового законодательства и условий коллективных договоров, соглашений; контролировать соблюдение работодателями законодательства о труде и правил по охране труда; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспече­ния безопасности работников; участвовать в расследовании несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний, а также проводить само­стоятельное расследование; получать необходимую информацию от работодателей и других дол­жностных лиц о состоянии и условиях охраны. труда, обо всех несча­стных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; предъявлять работодателям требования о приостановлении ра­бот в случаях угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявлен­ных нарушений трудового законодательства, обязательные для рас­смотрения; участвовать в рассмотрений трудовых споров, связанных с нару­шением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изме­нениями условий труда; принимать участие в разработке проектов нормативных актов, содержащих нормы трудового права; обращаться в правоохранительные органы с требованием о привлечении к ответственности виновных в нарушении трудового законодательства, правил об охране труда и т. д.

Приступать к изучению самозащиты трудовых прав работника необходимо с юридического анализа Конституции Российской Федерации, где говорится о возможности защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Следует уяснить, какие, по мнению законодателя, способы защиты являются основными (указаны в ст. 352 ТК РФ), а какие можно отнести к дополнительным. Далее необходимо понять сущность и способы самозащиты работниками своих трудовых прав, ее пределы и соотнести понимание самозащиты в Трудовом кодексе и в Гражданском (ст. 14 ГК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: