Индексный метод анализа

Индексный метод позволяет определить влияние изменения общего показателя в результате влияния факторов, не только в относительном, но и в абсолютном выражении.

Как правило, анализируемый показатель представляет собой произведение количественного и качественного показателей в различных единицах измерения и поэтому невозможно прямым сложением или вычитанием показателя установить влияние каждого фактора на результативный показатель.

Пример. Объем реализации в рублях представляет собой произведение реализации продукции в шт. на соответствующую им цену.

Для того, чтобы установить как изменяется объем реализации и влияние на это изменение каждого фактора следует определить.

1. Общий индекс изменения объема реализации

IVp = (∑ qi1 * цi1) / (∑ qi0 * цi0 ) = Vфакт / Vплан

2. Частные индексы изменения и влияния фактора на обобщающий показатель:

а) Индекс изменения объема выпущенной продукции.

Iq = (∑ qi1 * цi0) / (∑ qi0 * цi0 )

б) Индекс изменения цен.

Iц = (∑ qi1 * цi1) / (∑ qi1 * цi0 )

3. Общее изменение объема реализации рассчитывается:

Ivp = Iq * Iц

Пример. Предприятие реализовывает два вида продукции, данные приведены в таблице.

Вид изделия Выпуск в шт. Цена за изделие
план (q0) факт (q1) план (ц0) факт (ц1)
Изделие А        
Изделие Б        

1. Рассчитаем общий индекс изменения объема реализации.

IVp = (9800*320*53000*79) / (10000*300*50000*80) = 1,046 (104,62%)

2. Рассчитаем

2.1 Влияние изменения объема выпуска.

Iq = (9800*300*53000*80) / (50000*80*10000*300) = 1,026 (102,6%)

2.2 Влияние изменения цены реализации.

Iц = 1,02 (102%)

3. Рассчитаем общее изменение объема реализации

Ivp = 1,026*1,02 = 1,046

Вывод:

Выручка от продаж повысилась по сравнению с планом на 4% (индекс роста 1,046). Рост выручки произошел в результате роста объема реализации на 2,6%. За счет изменения индекса цен на продукцию выручка от реализации возросла на 2%, что в целом составило 4,6%.

4.3 Вертикальный, горизонтальный и трендовый методы анализа.

Вертикальный, горизонтальный и трендовый методы анализа широко используется в финансовом анализе.

Они позволяют:

· проанализировать состав и структуру хозяйственных средств и источников их формирования (форма №2) (вертикальный анализ);

· проанализировать динамику изменения статей баланса в части роста или сокращения хозяйственных средств и их источников (горизонтальный анализ).

В данном анализе широко используется аналитические таблицы, что позволяет придать наглядность анализируемому показателю.

Вертикальный и горизонтальный анализ чаще всего применяются для оценки имущественного состояния предприятия, анализа структуры и динамики активов и пассивов баланса.

Вертикальный анализ активов баланса позволяет дать оценку структуры хозяйственных средств предприятия на начало и конец периода и проанализировать ее динамику.

Структура активов баланса показывает удельный вес в процентах отдельных частей хозяйственных средств предприятия, для этого валюта актива (строка 300) баланса принимается за 100% и устанавливают какой процент в валюте баланса занимают:

· внеоборотные активы

· оборотные активы

Далее более детально изучается структура по каждому разделу активов, в частности устанавливается удельный вес основных средств.

У предприятий, производящих продукцию, доля основных средств должна быть значительной. С расширением производственно-хозяйственной деятельности величина этих средств возрастает.

В составе хозяйственных средств устанавливается доля нематериальных активов, финансовых вложений, а в составе оборотных активов – наличие запасов, затрат, дебиторской задолженности, денежных средств.

Для анализа структуры активов баланса используют аналитическую таблицу.

Статья баланса На начало года На конец года Изменения
в тыс. руб. уд.вес % в тыс. руб. уд.вес % в тыс. руб. уд.вес %
I.Внеоборотные А итого по разделу I II. Оборотные А итого по разделуII     67,07 32,93     71,17 28,83     4,10 -4,10
Валюта баланса   100%   100%   -

Как видно из таблицы, для того чтобы рассчитать долю внеоборотных активов на начало периода необходимо валюту баланса принять за 100%, тогда удельный вес внеоборотных активов составит 10182*100/15182 = 67,07.

Данные таблицы позволяют установить какие произошли изменения в хозяйственных средствах, имуществе. Параллельно с вертикальным анализом активов баланса проводят вертикальный анализ его пассивов.

Вертикальный анализ пассивов баланса проводится в аналитической таблице, аналогичной той, по которой оцениваются активы баланса.

Данный анализ позволяет оценить структуру источников с точки зрения удельного веса в процентах источников собственных средств (III раздел пассива), заемных (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы) а также временно привлеченных средств (краткосрочная дебиторская задолженность).

Валюта пассива принимается за 100% и если наибольший удельный вес приходится на источники собственных средств, то финансовое положение предприятия оценивается как достаточно высокое.

Изменение в сторону снижения удельного веса источников собственных средств и увеличение заемных может служить отрицательной характеристикой финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Особое внимание следует уделить тенденциям увеличения задолженности по:

· заработной плате;

· бюджету и внебюджетным фондам;

· поставщикам

и выяснить причины такого роста.

Горизонтальный анализ активов баланса позволяет оценить изменение статей баланса на конец года по сравнению с началом года в абсолютном выражении и устанавливать динамику изменения каждой статьи.

Здесь каждая статья на начало года оценивается за 100% и путем сравнения с абсолютной суммой на конец периода, определяется сумма абсолютного отклонения и устанавливается темп роста статьи в процентах.

Если наблюдается более высокий темп роста какой либо из статей баланса по сравнению с другими, то в зависимости от того, что это за статьи, можно сделать выводы:

· высокий темп роста нематериальных активов может быть следствием политики инновации;

· более высокий темп роста капитальных вложений может быть следствием инвестиционной политики;

· высокий темп роста производственных запасов может быть связан с расширением производственно-хозяйственной деятельности

Для подтверждения данного заключения рассчитывается коэффициент оборачиваемости оборотных средств на начало и конец года: если этот коэффициент увеличивается, то данное заключение верно, а если уменьшается – это значит, что предприятие вкладывает свои средства в свои запасы. Данные расчета сводятся в аналитическую таблицу.

Статья баланса На начало года На конец года Изменения
в тыс. руб. уд.вес % в тыс. руб. темп роста % в тыс. руб. темп прироста
I.Внеоборотные А итого по разделу I II. Оборотные А итого по разделуII     100% 100%     127,29 110,72     27,29 10,72
Валюта баланса   100%   119,95   19,95

Как видно из таблицы, для того чтобы рассчитать темп роста внеоборотных активов на конец периода по сравнению с его началом, необходимо внеоборотные активы на начало года принять за 100%, тогда темп роста внеоборотных активов составит 12960*100 / 10182= 127,29%

Трендовый анализ проводится на основании рядов динамики за 5-10 периодов деятельности предприятия.

4.4 Маржинальный анализ (графический и расчетно-аналитический подход).

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизне­се играет маржинальный анализ, который называют еще анализом без­убыточности или содействия доходу; его методика базируется на изу­чении соотношения между тремя группами важнейших экономичес­ких показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении затрат в зависимости от изменения объема деятельности пред­приятия на переменные (FV) и постоянные (FC) и использовании категории маржинального дохода.

Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко приме­няется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

• более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процес­сом формирования и прогнозирования ее величины;

• определить критический уровень объема продаж (порога рента­бельности), постоянных затрат, цены при заданной величине со­ответствующих факторов;

• установить зону безопасности (зону безубыточности) предприя­тия;

• исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

• обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих ре­шений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов обору­дования, технологии производства, приобретения комплектую­щих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Маржинальный анализ позволяет определить безубыточный объем продаж т.е. то количество единиц продукции, которую необходимо продать, что­бы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица про­данной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной про­дукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финан­совое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж (Vб) и зона безопасности предприятия — основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обо­сновании управленческих решений, оценке деятельности предприя­тий.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

Аналитический способ.

Vб (шт.)=FC/(p-v);

Vб (руб.)=FC/(1- v/p)

Где р -цена 1 ед. изделия;

v - переменные расходы на единицу продукции;

Исходя из того, что любое предприятие стремится к получению прибыли, то объем продаж можно рассчитать (V):

V (шт.)= (FC + П)/(p-v);

V (руб.)= (FC + П)/(1- v/p)

Где П - прибыль от продажи продукции.

Пример. Рассчитать безубыточный объем продаж при следующих условия:

Производственная мощность предприятия 10000 шт.

Цена изделия (р) 5 тыс. руб.

Постоянные затраты (FC) 1000 тыс. руб.

Переменные расходы на единицу продукции (v) 1 тыс. руб.

Vб (шт.)=1000/(5-1) = 250 шт.;

Vб (руб.)=1000/(1- 1/5) = 1250 тыс.руб.

Таким образом, для обеспечения покрытия расходов предприятия, полученными от продаж доходами, необходимо произвести и продать 250 шт. продукции.

Допустим, предприятие планирует получить прибыль от продаж продукции в размере 500 тыс. руб., тогда объем продаж должен составить:

V (шт.)= (1000 + 500)/(5-1) = 375 шт.;

V (руб.)= (1000 + 500)/(1- 1/5) = 1875 тыс.руб.

Вывод:

Безубыточный объем продаж на предприятии составил 250 шт., или 1250 тыс. руб. т.е. при реализации продукции по цене 5 тыс. руб. за 1 шт. на сумму 1250 тыс. руб., предприятие не будет иметь не прибылей, ни убытков. Для того, чтобы получить прибыль в сумме 500 тыс. руб., при прочих равных условиях, объем продаж должен составить 1875 тыс. руб. (375 шт.)

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопаснос­ти предприятия построим график (см. рис.).

По горизонтали показы­вается объем реализации продукции предприятия в шт., или в денежной оценке (если гра­фик строится для нескольких видов продукции);

По вертикали - се­бестоимость проданной продукции и выручка от продаж.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны вы­ручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельнос­ти, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Рис. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

В нашем примере критическая точка расположена на уровне шт. возможного объема реализации продукции. Если пакет заказов на изделия предприятия больше 250 шт. (25 % от его производственной мощнос­ти), то будет прибыль. При пакете заказов 37,5 % от возможного объема производства прибыль составит 500 тыс. руб. Если же пакет заказов будет менее 25% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что до­вольно трудоемко.

4.5 Функционально-стоимостной анализ.

Функционально-стоимостной анализ - метод системного исследования функций отдельного изделия или определенного производственно-хозяйственного процесса, либо управленческой структуры.

ФСА направлен на минимизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при повышении:

· качества;

· предельной полезности;

· долговечности.

ФСА все затраты делит на:

§ функционально-необходимые, т.е. затраты распределенные по функциям объекта, по производству;

§ излишние затраты – порожденные неправильным выбором или несовершенством конструкторских решений.

Объекты анализа: отдельные виды изделий; технологические процессы.

Принципы ФСА:

- творческое новационное мышление,

- системность,

- комплексность,

- функциональность объектов анализа и затрат на их осуществление,

- разум и опыт научных и практических работников.

Комплексность функционально-стоимостного анализа заключается в исследовании всех факторов, определяющих качество и затраты.

Задачами ФСА являются:

• определение соотношения экономической эффективности производства на всех уровнях и особенно на микроуровне со всей совокупностью затрат живого и овеществленного труда.

• организация технологического и управленческого процесса по всей цепочке производственно-финансовой деятельности.

• активизация экономических рычагов, влияние которых ранее умалялось;

• систематическое наблюдение за эффективностью, надежностью, долгосрочностью использования продукции, платных услуг, консультаций и конструктивных рекомендаций в сфере промышленного и бытового использования.

Этапы ФСА:

• классификация и группировка функций: определение главной, основных, вспомогательных, ненужных функций исследуемой системы и ее компонентов;

• построение функциональной модели объекта;

• анализ и оценка значимости функций;

• анализ и оценка затрат, связанных с осуществлением выявленных функций;

• построение функционально-стоимостной диаграммы объекта;

• сравнительный анализ значимости функций и затрат на их реализацию для выявления зон с неоправданно высокими затратами;

• проведение дифференцированного анализа по каждой из функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: