Ценообразование

Одним из важнейших экономических рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена — это денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара общественно необходимое рабочее время.

С помощью цен сравниваются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Ценовая политика в значительной мере зависит от типа рынка, на котором реализуется продукция.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают три основных вида цен на промышленную продукцию: оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности, государственная розничная цена.

При формировании оптовых цен на промышленную продукцию используются текущие издержки производства (себестоимость продукции), нормативная прибыль, налог на добавленную стоимость. Следует отметить, что текущие издержки производства являются основополагающими при установлении цен, но на этом процедура ценообразования не завершается. Для раскрытия сущности цены необходимо исследовать взаимосвязь затрат и потребительной стоимости, так как именно потребительная стоимость предопределяет верхнюю границу цены. Потребитель товара не будет платить более высокую цену за одно и то же количество приобретенных потребительных стоимостей, несмотря на то, что затраты на их производство возросли.

Каждый производитель, естественно, стремится к снижению текущих издержек производства на изготовление того же количества потребительных стоимостей или их увеличению при тех же затратах, что позволит ему приобретать большее количество промышленных товаров других наименований в расчете на единицу затрат.

Оптовая цена предприятия — это цена, при которой обеспечиваются возмещение текущих затрат производства и получение прибыли.

На основании этой цены определяются: выручка от реализации продукции как произведение цены на количество реализованного товара; прибыль на единицу продукции как разница между оптовой ценой предприятия и себестоимостью продукции.

Оптовая цена предприятия определяется по формуле

ЦОПТ. ПРЕД = S е (1 + R c),

где S е – полная себестоимость единицы продукции, руб.; R c – уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости продукции, то есть прибыль полученная от реализации годового объема продукции, приходящаяся на 1 руб. годовых текущих затрат, которую можно определить по формуле

R c = (ОФсг R п)/ S п,

где ОФсг – среднегодовая стоимость производственных фондов, то есть сумма основного и оборотного капитала; R п – уровень рентабельности промышленного предприятия в долях единицы; S п – полная плановая себестоимость годового объема производства и реализации продукции.

Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену издержек, прибыли сбытовых организаций и налога на добавленную стоимость:

ЦОПТ.П = ЦОПТ.ПРЕД + (ЦОПТ.ПРЕД - МЗ) НДС + Псб + ТЗсб,

где МЗ – стоимость материальных затрат на единицу продукции; НДС – налог на добавленную стоимость; Псб, Т3сб – прибыль и затраты сбытовых организаций.

Государственная розничная цена – цена, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть и отражают процесс нарастания общественно необходимых затрат по всем стадиям производства и реализации товаров. Она представляет собой сумму оптовой цены промышленности, издержек торговых организаций и плановой прибыли:

ЦР = ЦОПТ.П + ТЗР + ПР ,

где Т3Р, ПР – текущие издержки и прибыль розничных торговых организаций.

При установлении цен на промышленную продукцию товаропроизводитель должен соблюдать законодательство и не прибегать к сговору с конкурентами. Он не должен:

а) требовать от торгового посредника реализации своей продукции по установленной им цене;

б) отказывать в отгрузке продукции или задерживать ее, если торговый посредник проводит свою ценовую политику;

в) продавать свою продукцию ниже себестоимости для устранения на рынке соперников;

г) повышать цены.

При рыночной экономике используются различные цены. Влияние государства на систему ценообразования — одна из форм регулирования цен. Государство проводит комплексную систему мер по упрощению и децентрализации порядка утверждения цен, то есть их либерализацию, поэтому круг регулируемых цен сокращается.

Оптовая или розничная цена устанавливается по договоренности между производителем и покупателем продукции. Эти цены не регулируются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров. Верхняя граница договорной цены регулируется законом соответствия спроса и предложения, нижняя — устанавливается по текущим затратам. Цена номинальная (условная) устанавливается при отсутствии информации о сделках, предложениях продавцов или потребности потребителей; розничная — на продукцию, реализуемую в личное потребление небольшими партиями.

Скользящая цена не устанавливается окончательно. Сначала согласовывается базисная цена, которая может быть скорректирована при изменении составляющих цены к моменту поставки и оплаты. Данная цена является разновидностью цены с последующей фиксацией, которая устанавливается в процессе исполнения договора между покупателем и продавцом. В условиях договора определяется правило фиксации цены или ее согласования между поставщиком и потребителем.

Диверсификация цен. В условиях рыночной экономики товаропроизводители для присвоения потребительского излишка используют диверсификацию цен, то есть дифференцирование цен для различных групп потребителей. При этом производитель устанавливает максимальную цену для каждой группы покупателей. Такая цена называется резервированной ценой покупателя. Резервированная цена, установленная в зависимости от дохода покупателя, считается идеальной диверсификацией цен.

Диверсификация цен может устанавливаться в зависимости от количества приобретаемого товара: для мелких партий и разовых изделий — более высокие цены, а при оптовой покупке — льготные.

В стратегии ценообразования наиболее распространена диверсификация цен по времени, которая сводится к пересмотру цен в различные периоды. На практике диверсификация цен не находит широкого применения, но товаропроизводитель не упускает случая использовать эту стратегию ценообразований для получения дополнительной прибыли.

Цена и качество продукции. Потребительная стоимость и качество продукции тесно взаимосвязаны, но их экономическая суть проявляется в условиях использования товара с различным уровнем качества.

Повышение уровня качества непосредственно связано с внедрением достижений научно-технического прогресса и осуществляется в соответствии с интересами товаропроизводителя, поскольку высококачественная продукция наиболее конкурентоспособна, однако при условии, что рост ее цены будет гарантировать реальную и достаточную выгоду покупателю.

При формировании оптовой цены на продукцию повышенного качества рассчитываются верхняя и нижняя границы цены, основанной на условии равенства приведенных затрат по сравниваемым вариантам. Эти цены являются ориентировочными для производителя, который сможет определить необходимый объем производства и реализации, чтобы обеспечить максимальную прибыль.

Цена на новую продукцию, как и продукцию повышенного качества, устанавливается в такой последовательности.

На первом этапе выбирается изделие, которое в дальнейшем будет сравниваться с новой продукцией по технико-экономическим показателям.

На втором этапе устанавливается верхняя граница цены на новое изделие. Верхний предел (или граница) — это условно максимальная цена нового изделия, при которой производство и потребление одинаково выгодны как производителю, так и потребителю. Верхний предел цены нового изделия со сроком службы более одного года может быть рассчитан по следующей формуле

ЦВП = [Цб Q н/ Q б(Н аб + R н)/(Н ан + R н)] + [(Иб - Ин)/(Н ан + R н)] + D К,

где Цб – цена базового изделия; Q н; Q б – годовые объемы продукции, производимой на новой и базовой технике; Н аб; Н ан – норма амортизационных отчислений соответственно для базовой и новой модели; R н – уровень рентабельности производства; Иб; Ин – текущие издержки на производство годового объема продукции при использовании базового и нового оборудования; D К – изменение сопутствующих капитальных затрат при использовании нового оборудования вместо базового.

На третьем этапе рассчитывается нижний предел цены. Нижняя граница цены – это такой ее уровень, при котором товаропроизводитель возмещает текущие издержки производства и получает прибыль, рассчитанную исходя из норматива рентабельности предприятия. Таким образом, весь экономический эффект производителя включается в цену. Нижняя граница цены определяется по формуле

ЦНП = S е.н+ R н f е.н или ЦНП = S е.н (1 + R н),

где S е.н – себестоимость единицы новой продукции, принимаемая за базу при расчете нижней границы цены; R н – норматив рентабельности, рассчитанный по отношению к среднегодовой стоимости производственных фондов, то есть основного и оборотного капитала; f е.н – фондоемкость новой продукции, определенная с учетом дополнительных капитальных вложений, необходимых для производства новой продукции.

На четвертом этапе определяется экономическая эффективность новой модели оборудования путем сопоставления верхнего и нижнего пределов цены, скорректированной на плановые затраты предприятия, связанные с подготовкой и освоением производства новой модели:

ЭР = ЦВП - (ЦНП + ЗПО),

где ЭР – экономический эффект, распределенный между производителем и потребителем; ЗПО – плановые текущие издержки производства, связанные с подготовкой и освоением производства новой модели оборудования.

Годовой экономический эффект от внедрения новой модели оборудования может быть определен для производителя и потребителя:

для производителя:

Эпр = [(Кн.у - Кб.у) Е н + (S б - S н)] Q;

для потребителя:

Эпт = [(Кб - Кн) Е н + (SбSн)] Q;

где Кб; Кн – дополнительные капитальные вложения потребителя на единицу оборудования на базовой и новой модели; Кб.у; Кн.у – удельные капитальные вложения на единицу продукции на базовой и новой модели; S б; S н – себестоимость единицы продукции на базовой и новой модели; Sб; Sн – себестоимость работ на единицу изделия-оборудования (эксплуатационные расходы, амортизация, ремонт, оплата труда и т. д.) на старой и новой модели; Q – количество оборудования повышенного качества, запланированного на второй год выпуска; Е н – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Влияние повышенного качества продукции на экономическую эффективность оценивается путем сравнения основных показателей и установления коэффициента эффективности. Если объем выполняемых работ на новой модели (оборудовании) увеличился в результате повышения ее качества, приведенные затраты по базовой модели должны быть скорректированы на коэффициент роста объема производства.

Формирование цен на научно-техническую продукцию. Особое место в ценообразовании занимает проблема формирования цены на научно-техническую продукцию. Необходимость выделения этой продукции в особую группу объясняется тем, что в условиях рыночной экономики у промышленных предприятий практически отсутствуют гарантии того, что запланированный объем продукции будет реализован. Следовательно, снижается заинтересованность в разработке и производстве новой продукции, спрос на которую не может быть определен государством. Для обеспечения эффективности производства товаропроизводитель должен заботиться о повышении конкурентоспособности своей продукции и перспективной номенклатуре товара, объем реализации которой будет зависеть от соответствия этой продукции требованиям рынка. Поэтому необходимо создавать собственную научную базу, проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или эти работы осуществлять совместно с научно-исследовательскими организациями.

При установлении цены на интеллектуальную продукцию следует согласовывать затраты на создание научно-технической продукции с технико-экономическими характеристиками нововведения. Покупатель, приобретая технический проект на создание новой продукции, желает знать не только технико-экономические характеристики нового товара и себестоимость его производства, но и ориентировочную цену, эксплуатационные расходы, длительность жизни товара на рынке, масштабы распространения и т. п.

Процесс формирования цен на научно-техническую продукцию предусматривает равновесие экономических интересов продавца и покупателя. На основе качественных и количественных характеристик покупатель не всегда может получить объективную оценку для принятия решения. Между тем в процессе купли-продажи учитываются все технико-экономические характеристики, которые обусловливают спрос и предложение. Если цена соответствует всем требованиям рынка, то интерес к разработке и внедрению достижений научно-технического прогресса будет проявляться со стороны как покупателя, так и производителя. Критерием заинтересованности товаропроизводителя и покупателя на рынке товаров интеллектуального труда выступает составная часть цены – прибыль, которую ожидают получить заинтересованные стороны.

Если будущий производитель нового товара ограничен в платежеспособности, то на завершающем этапе купли-продажи может быть установлена фиксированная сумма денежных средств либо продавец получает определенный процент от прибыли, которая создается покупателем после освоения и производства результата научно-технической продукции. При этом продавец принимает на себя определенную долю риска, связанного с реализацией нововведения на рынке средств производства или товаров народного потребления. Величина оплаты на основании процентной ставки отчислений в значительной степени обусловлена текущими издержками производства нового товара, то есть себестоимостью продукции. Кроме того, на ставку роялти (периодические отчисления разработчику технического проекта за право пользования результатами разработки в течение определенного периода на основании заключенного соглашения) влияют другие факторы, которые отражаются на прибыли.

Экономические интересы производителя научно-технической продукции и покупателя, в дальнейшем товаропроизводителя нововведения, находят отражение в общей целевой функции максимизации прибыли от реализации нововведения. Цена на научно-техническую продукцию объективно отражает свое содержание только при условии комплексного подхода при управлении нововведениями.

Если товаропроизводитель не может инвестировать разработку новой продукции на данном этапе, а действующая номенклатура устарела и спрос на нее падает, то он может продлить жизнь устаревшего товара путем снижения цен и роста объема производства. Такая экономическая политика основывается на законе ценовой эластичности спроса, согласно которому при опережающих темпах роста объема производства по сравнению с темпами роста цены обеспечивается рост выручки либо поддержание ее на прежнем уровне. В случае, когда продукция вытеснена с рынка, а снижение цен не обеспечивает достаточного объема реализации, для сокращения убытков товаропроизводитель резко снижает цены и пытается реализовать этот товар даже ниже себестоимости.

При формировании цен в новых условиях используется их корректировка с учетом инфляции. Новая цена может быть рассчитана с помощью широко используемой во всем мире формулы:

Ц1 = Ц0 [А (а 1 / а 0 ) + Б (b 1 / b 0) + В],

где Ц1; Ц0 – цена товара соответственно в момент его фактической поставки покупателю и заключения договора о поставке; А, Б, В – доля в цене товара (в момент заключения договора о поставке) соответственно расходов на покупку материалов и сырья, заработной платы и прочих текущих издержек: А+Б+В=1,0; а 0; а 1 – средняя цена покупных изделий, материалов и сырья соответственно в момент заключения договора и фактической поставки товара; b 0; b 1 – средняя заработная плата работников соответственно в момент заключения договора и фактической поставки товара.

Государственное регулирование цен — последний этап формирования цен, предусматривающий использование экономических, административных, законодательных и нормативных актов (дотации, налоги, проценты за кредит и т. п.), которые упорядочивают рыночные отношения. Помимо государственного регулирования цен существует саморегулируемая система рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: