Тема 1: Муниципальное право - как комплексная отрасль права
Понятие и предмет муниципального права.
Система и источники муниципального права.
Метод муниципального права. Принципы муниципального права.
Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации.
Основные термины и понятия организации местного самоуправления в России.
Понятие и предмет муниципального права
Слово «муниципалитет» имеет латинские, а также немецкие корни (от лат. Muni-cipium, нем. Munizipalitat) и в переводе на русский язык означает самоуправляющая община, город с правом самоуправления. Этот термин во многих государствах обозначает выборные органы местного самоуправления как в городах, так и в сельских поселениях.
Термины «муниципальный» и «местный» идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям, связанным с местным самоуправлением. В законах и иных нормативных правовых актах Российской федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Эта норма закреплена в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В российском правоведении понятие «муниципальное право» появилось сравнительно недавно. Формирование данной отрасли права связано с реформированием в 90-х годах XX века органов местного самоуправления. До этого деятельность указанных органов регулировалась отраслью социального управления «советское строительство».
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., закрепила в отношении местного самоуправления следующие термины: местное самоуправление (ст. 12, 18, 72, 130, 131, 133), органы местного самоуправления (ст. 3, 12, 15, 24, 32, 33, 40, 46, 68, 130, 131, 133), вопросы местного значения (ст. 130, 132), местный бюджет, местные налоги и сборы (ст. 132), муниципальная собственность (ст. 8, 9, 132), муниципальный жилищный фонд (ст. 40), муниципальные учреждения, муниципальная система здравоохранения (ст. 41, 42).
В настоящее время муниципальное право — это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере организации и деятельности местного самоуправления.
Следует иметь в виду, что муниципальное право — это правовая отрасль, возникшая на базе основных отраслей права в результате развития специального законодательства о местном самоуправлении. Ее нормы одновременно выступают как нормы основных отраслей права (конституционного, административного, финансового и других) и как нормы муниципального права. Поэтому муниципальное право тесно связано и взаимодействует со всеми отраслями права, которые также регулируют общественные отношения в области местного самоуправления.
Предмет муниципального права — это общественные отношения, которые складываются в системе местного самоуправления и регулируются муниципально-правовыми нормами.
Предмет муниципального права составляют следующие общественные отношения:
1) возникающие в процессе решения вопросов местного значения, осуществления местного самоуправления путем непосредственного выражения гражданами своей воли (прямого волеизъявления). Формы прямого волеизъявления — это отношения, возникающие в связи с проведением местного референдума, собраний, сходов граждан, выборов органов и должностных лиц местного самоуправления. Кроме этого к непосредственным выражениям гражданами своей воли можно отнести гражданскую правотворческую инициативу, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и т.д.;
2) возникающие с осуществлением деятельности выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению задач местного значения. К данной группе следует привнести отношения по принятию и изменению уставов муниципальных образований, в том числе контроль за их соблюдением, принятием иных муниципально-правовых актов, а также отношения, связанные с социально-экономическим развитием муниципальных образований, охраной общественного порядка, организации и содержании муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществлением контроля за их деятельностью и прочее;
3) возникающие в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которые переданы данным органам в соответствии с действующим законодательством России. Примером таких отношений являются общественные отношения, связанные с участием органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики на местном уровне (государственная регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования, исполнение органами местного самоуправления законодательных и иных правовых актов органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
4) возникающие в связи с наличием финансово-экономической основы местного самоуправления. Например, отношения, связанные с управлением органами местного самоуправления муниципальной собственностью, формированием и исполнением местного бюджета, отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности и т.д.;
5) возникающие в связи с установлением территориальных основ местного самоуправления, например, в связи с установлением и изменением границ муниципальных образований;
6) связанные с гарантиями местного самоуправления. То есть отношения, связанные с запретами на ограничение прав местного самоуправления, которые установлены Конституцией РФ, другими федеральными законами или отношения в сфере рассмотрения органами государственной власти, предприятиями и организациями обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Кроме того, в указанной группе следует рассматривать отношения, возникающие в результате судебной защиты прав местного самоуправления;
7) связанные с возникновением ответственности органов местного самоуправления, их должностных лиц. В данную группу входят отношения, которые возникают при наступлении ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц при наступлении ответственности перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством РФ;
8) возникающие в сфере профессиональной деятельности муниципальных служащих в системе местного самоуправления. Это, например отношения, связанные с правовой регламентацией муниципальной службы, в том числе с требованиями к должностям, статусом муниципального служащего, условиями и порядком прохождения муниципальной службы, управлением службой и др.
2. Система и источники муниципального права
Муниципальное право, как и всякая другая отрасль, имеет системный характер. Составляющими этой системы являются институты и нормы муниципального права. Нормы муниципального права, прежде всего, делятся на нормы общей и особенной частей.
Общая часть муниципального права Российской Федерации объединяет совокупность предписаний, распространяющих свое действие на все муниципальные образования. Эта часть представляет собой совокупность установленных законодательством муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих основные понятия, категории и показатели местного самоуправления, в том числе, систему, функции и предметы ведения местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, правовые основы и принципы местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, участие граждан и других субъектов муниципально-правовых отношений в осуществлении местного самоуправления. Сюда же включаются нормы о формировании и деятельности органов местного самоуправления, гарантиях местного самоуправления, контроле за осуществлением местного самоуправления, ответственности за нарушение законодательства о местном самоуправлении, а также об отношениях муниципальных образований с другими субъектами права. Иначе говоря, в общую часть муниципального права включаются нормы, установленные органами государственной власти России и ее субъектов. Кроме вышеперечисленного, общая часть содержит также исторический материал о развитии муниципального права и его теории.
Особенная часть муниципального права Российской Федерации содержит нормы, которые издаются органами и должностными лицами конкретных муниципальных образований. В частности, в эту часть входят муниципально-правовые нормы, закрепляющие и регулирующие компетенцию муниципальных образований, населения, органов и должностных лиц местного самоуправления, других субъектов муниципально-правовых отношений, в том числе полномочия органов местного самоуправления в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, а также нормы по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и взаимодействию органов местного самоуправления с органами государственной власти.
Нормы муниципального права группируются также по правовым институтам.
Муниципально-правовой институт представляет собой совокупность близких по объекту и характеру правового регулирования муниципально-правовых норм, которые образуют самостоятельную, обособленную группу. К числу институтов муниципального права относятся, например, местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, институт форм прямого волеизъявления населения муниципальных образований, институт предметов ведения и полномочий местного самоуправления, институт территориальной организации местного самоуправления, институт муниципальной службы, институт муниципальной собственности, институт гарантий местного самоуправления, институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и другие. Каждый муниципалъно-правовой институт может включать в себя нормы как из общей, так и из особенной частей системы муниципального права.
Следовательно, под системой муниципального права понимается, определенное строение, объединение и расположение муниципально-правовых норм в определенной последовательности.
Источниками муниципального права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся муниципально-правовые нормы, регулирующие муниципально-правовые отношения.
С учетом различных уровней такого регулирования (международный, федеральный, региональный, местный) можно выделить следующие четыре группы источников муниципального права:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления. Одним из основных и важнейшим источников данного уровня является Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. (Российская Федерация является членом Совета Европы с 28 февраля 1996 г.). Европейская хартия была ратифицирована федеральным законом 11 апреля 1998 г., и вступила в силу на территории Российской Федерации с 1 сентября 1998 г. Этот правовой акт устанавливает основополагающие принципы, которые должны лежать в основе организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления.
2. На федеральном уровне к источникам муниципального права относятся:
• Конституция Российской Федерации — основной источник муниципального права, в которой содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации;
- федеральные законы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28 августа 1995 г.) и новая редакция данного закона от 6 октября 2003 г. №-131 ФЗ (большая часть которого вступила в силу с 1 января 2006 года, остальная часть с 1 января 2008 года), «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г., «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г., «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. и другие;
• указы и распоряжения Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 г. № 1395 «О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации»);
• постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (например, Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 670 «О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования»);
• постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, решения Конституционного суда по вопросам местного самоуправления (например, Постановление Конституционного суда РФ от 3 ноября 1997 года № 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда»;
3. На региональном уровне источниками муниципального права являются нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это конституции республик, уставы, законы субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, о местном референдуме, о муниципальной службе и другие. В группу источников муниципального права этого уровня входят также акты президентов республик, глав администраций других субъектов Федерации, постановления законодательных (представительных) органов, государственной власти субъектов Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации.
4. На местном уровне источниками муниципального права выступают нормативно-правовые акты, принимаемые путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления. К этим источникам относятся уставы муниципальных образований, решения представительных органов, постановления и распоряжения должностных лиц местного самоуправления, а также приказы руководителей структурных подразделений исполнительных органов местного самоуправления.
Источники муниципального права можно также классифицировать и по другим основаниям, например по юридической силе, которая зависит от вида акта, его места в системе правовых актов (законы и подзаконные акты); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами, определяющие порядок принятия и изменения уставов муниципальных образований, и т.д.); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которое принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований) и др.
3. Метод муниципального права. Принципы муниципального права.
Муниципальное право регулирует общественные отношения, которые возникают на местном уровне, различными юридическими приемами, способами, средствами воздействия, которые в своей совокупности принято называть методами муниципального права.
К числу методов муниципального права, которые воздействуют на общественные отношения, относятся предписания (указывают на то, какие действия совершать необходимо), дозволения (указывают на действия, которые можно совершать) и запреты (от каких действий следует воздержаться).
Так как муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления, а именно: императивный и диспозитивный.
Императивный метод характеризуется преобладанием властных предписаний (запретов) и состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования. Этот метод предполагает, что правовое положение субъектов построено непосредственно на субординации и соподчиненности. Примером тому может служить подчиненность структурных подразделений администрации муниципального образования, его главе. Данная субординация должна быть закреплена в уставе муниципального образования. В случае невыполнения решений главы муниципального образования, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Диспозитивному методу муниципального права, в отличие от императивного, характерны дозволения, которые предоставляют субъектам муниципально-правовых отношений право на самостоятельный выбор своего поведения. Основанием для возникновения этих отношений, как правило, выступает договор. При этом следует отметить, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами, например, приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи.
Под принципами муниципального права следует понимать конституционно-правовые нормы, имеющие общеобязательный характер и составляющие основу всей системы нормативных актов о местном самоуправлении. Эти принципы двойственны по своему значению. Во-первых, они отражают сущность общественно-политического строя страны и особенности правового регулирования муниципальных отношений, а во-вторых, они могут быть использованы в правоприменительной практике в случае обнаружения пробелов либо противоречий в действующем законодательстве. Так, например, если нормы вновь принятого федерального закона вступают в противоречие с нормами Конституции России, то для восстановления справедливости при рассмотрении спора суд обязан применить норму Конституции, в силу того, что данный закон обладает более высокой юридической силой, чем федеральный закон.
Следует также иметь в виду, что в случае, если в законах о местном самоуправлении отсутствуют нормы, которые регламентируют те или иные отношения, то применяются нормы-принципы, содержащиеся в Конституции РФ. При отсутствии таких норм в законах субъектов РФ применяются нормы федерального закона либо Конституции РФ.
К принципам муниципального права можно отнести:
2) принцип демократизма в формировании органов местного самоуправления;
3) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
4) принцип обеспечения законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;
5) принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий и их взаимодействия с органами государственной власти;
6) принцип внутренней соподчиненности органов и должностных лиц местного самоуправления;
7) принцип ответственности (уголовной, административной, имущественной) субъектов муниципально-правовых отношений;
8) принцип территориальной организации местного самоуправления;
9) принцип развития местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.