Предисловие. A. J. Antsupov A. I. Shipilov

A.J. ANTSUPOV A.I. SHIPILOV

CONFLICTOLOGY

Textbook

Юн ити

UNITY

Moscow • 2000

А.Я. АНЦУПОВ А.И. ШИПИЛОВ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Рекомендовано Министерством общего и

профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений

Юн ити

UNITY

Москва • 2000

ББК 60.530.37*73

А74

Рецензенты:

кафедра социальной психологии факультета психологии

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

и д-р ист, наук, проф. В. Маликов

Главный редактор издательства ИЛ. Эриашвши

Ляпунов А.Я., Шипилов А.И.

А74 Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.

ISBN 5-238-00062-6.

Это первый отечественный учебник, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в различных областях российской науки.

С позиции междисциплинарного подхода излагаются основы отечест­венной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, предлагается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методологические принципы конфликтологии, методы и методики изучения конфликтов, условия и способы их предупреждения и конструктивного регулирования.

Для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных конфликтов различного уровня.

ББК 60.503.37я73

ISBN 5-238-00062-6

О А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 1999 О ЮНИТИ, 1999. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

Оглавление


Предисловие
Раздел I. Введение в конфликтологию 9
Глава 1. Предпосылки формирования
конфликтологических идей 10
1.1. Эволюция научных воззрений на конфликт 10
1.2 Проблема насилия в религиозных учениях 15
1.3. Отражение конфликтов в искусстве и средствах
массовой информации 18
1 4. Практические знания как источник конфликтологических идей 21
Глава 2. История отечественной конфликтологии 26
2.1. Историографический анализ 26
2.2. Периодизация истории отечественной конфликтологии 30
2.3. О междисциплинарных связях наук, исследующих конфликт 33
Глава 3. Отрасли отечественной конфликтологии 38
3.1. Проблема конфликта в военной науке 38
3.2. Изучение конфликтов в искусствоведении 39
3.3. Исследование конфликта в исторических науках 41
3.4. Математические модели конфликтных явлений 43
3.5. Особенности изучения конфликтов в педагогике 45
3.6. Исследование конфликтов в политологии 46
3.7. Конфликт как объект исследования в правоведении 48 3.8 Исследование конфликтов в психологии 50
3.9. Подходы к изучению агрессии и конкуренции
в социобиологии 54
3.10. Социология конфликта 56
3.11. Философский анализ конфликтов 57
Глава 4. Общая характеристика зарубежной
конфликтологии 61
4.1 Проблема конфликта в зарубежной психологии 61
4.2. Западная социология конфликта 67
4.3. Зарубежные политологические теории конфликта 72
Глава 5. Значение, предмет и задачи конфликтологии
5.1. Роль конфликтологии в развитии российского общества 5.2 Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии 5.3. Основные цели и задачи конфликтологии
Глава 6. Проблема эволюции конфликтов
6.1. Эволюционная структура психики человека
6.2. О биосоциальном характере эволюции жизни на Земле
6.3. Обоснование необходимости изучения зооконфликтов
6.4. Основные виды эволюции конфликтов Вопросы и задания к разделу I Ответьте на вопросы
Выполните задания
Раздел II. Социобиология и проблема конфликтов у животных
Глава 7. Общая характеристика конфликтов в животном мире
7.1. Роль агрессии в животном мире
7.2 Внутривидовые конфликты у животных
7.3. Межвидовые конфликты у животных
7.4. Интропсихические конфликты у животных
Глава 8. Типичные внутривидовые конфликты у животных
8.1. Конфликты, вызванные борьбой животных за жизненные ресурсы
8.2. Конфликты, связанные с воспроизводством животными потомства
8.3. Борьба животных за иерархическое место в группе Вопросы и задания к разделу II
Ответьте на вопросы Выполните задания
Раздел III. Методы исследования и диагностики
конфликтов 125
Глава 9. Методологические основы исследования
конфликтов 126
9.1. Методологические принципы исследования конфликтов 126
9.2. О системном подходе к изучению конфликтов 134
9.3. Универсальная понятийная схема описания конфликта 138
9.4. Этапы анализа конфликтов 140
9.5. Программа конфликтологического исследования 143
Глава 10. Применение методов психологии в конфликтологии
10.1. Методики определения уровня внутриличностной конфликтности
10.2. Возможности тестов в определении конфликтности человека
10.3. Изучение конфликтных отношений в социальных группах 167
Глава 11. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов
11 1 Сущность и особенности применения модульной методики
11.2 Диагностика характера конфликтов и взаимоотношений в группе 171
Глава 12. Ситуационный метод исследования
конфликтов 177
12.1. Общая характеристика 177
12.2 Особенности ситуационного исследования конфликтов 180
Глава 13. Методы исследования межгрупповых
конфликтов
13.1 Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов
13 2 Математическое моделирование конфликтов Вопросы и задания к разделу III Ответьте на вопросы Выполните задания
Раздел IV. Теоретические основы конфликтологии
Глава 14. Конфликт как тип трудных ситуаций
14 1. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека 14.2 Поведение человека в трудных ситуациях 14.3. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости
Глава 15. Уровни проявления и типология конфликтов
15.1 Проблема классификации в конфликтологии 15.2. Основные виды классификации конфликтов
Глава 16. Причины возникновения конфликтов
16.1. Объективные факторы возникновения конфликтов185
16.2. Организационно-управленческие причины конфликтов 218
16.3. Социально-психологические причины конфликтов 220
16.4. Личностные причины конфликтов 225
Глава 17. Структура конфликта 230
17.1. Объективные составляющие конфликта 230
17.2. Психологические составляющие конфликта 236
17.3. Особенности восприятия конфликтной ситуации 245
Глава 18. Функции конфликтов 251
18.1. Двойственный характер функций конфликта 251
18.2. Влияние конфликтов на основных участников 253
18.3. Влияние конфликтов на социальное окружение 258
Глава 19. Динамика конфликтов 262
19.1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта 262
19.2. Эскалация конфликта 267
19.3. Динамика различных видов конфликтов 273
Глава 20. Информационный подход к изучению
и регулированию конфликтов 280
20.1. Проблема системно-информационного
исследования конфликтов 280
20.2. Потери и искажение информации при общении оппонентов 283 Вопросы и задания к разделу IV 290 Ответьте на вопросы 290 Выполните задания 290
Раздел V. Внутриличностные конфликты 291
Глава 21. Общая характеристика внутриличностного
конфликта 292
21.1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта 292
21.2. Основные виды внутриличностного конфликта 295
Глава 22. Переживание как основа внутриличностного
конфликта 300
22.1. Генезис внутриличностного конфликта 300
22.2. Особенности переживания внутриличностного
конфликта 302
22.3. Последствия внутриличностных конфликтов 304
Глава 23. Внутриличностные конфликты
и суицидальное поведение 308
23.1. Личностные проблемы человека и суицидальное
поведение 308
23.2. Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта
23.3. Рекомендации по психокоррекции суицидального поведения
Глава 24. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных
конфликтов 317
24 1. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 317 24.2. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных
конфликтов 320
Вопросы и задания к разделу V 325
Ответьте на вопросы 325
Выполните задания 326
Раздел VI. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия
Глава 25. Семейные конфликты 328
25.1. Типичные межличностные конфликты у супругов 328
25.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей 334
25.3. Психологическое консультирование конфликтных семей 337
Глава 26. Конфликты между руководителями и подчиненными
26.1. Причины конфликтов в звене «руководитель — подчиненный»
26.2. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали»
26.3. Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным
Глава 27. Конфликты в условиях учебной деятельности
27.1. Конфликты между учениками в школе
27.2. Способы разрешения конфликтов между учителем и учениками
Глава 28. Инновационные конфликты
28.1. Инновация как объект конфликта
28.2. Особенности инновационных межличностных конфликтов
28.3. Регулирование инновационных конфликтов
Глава 29. Межгрупповые конфликты
29.1. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
29.2. Трудовые конфликты и пути их разрешения 376
29.3. Специфика межэтнических конфликтов 380
29.4. Внутриполитические конфликты 384
Глава 30. Межгосударственные конфликты 390
30.1. Особенности межгосударственных конфликтов 390
30.2. Направления предотвращения межгосударственных конфликтов 393 Вопросы и задания к разделу VI 395 Ответьте на вопросы 395 Выполните задания 396
Раздел VII. Основы предупреждения
конфликтов 397
Глава 31. Прогнозирование и профилактика
конфликтов 398
31.1. Особенности прогнозирования и профилактики
конфликтов 398
31.2. Объективные и организационно-управленческие
условия предупреждения конфликтов 400
31.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов 404
Глава 32. Технология предупреждения конфликтов 408
32.1. Изменение своего отношения к ситуации и поведения
в ней 408
32.2. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента 412
32.3. Психология конструктивной критики 417
32.4. Методы психокоррекции конфликтного поведения 420
Глава 33. Оптимальные управленческие решения
как условие предупреждения конфликтов 425
33.1. Подготовка и принятие оптимального управленческого решения 425
33.2. Основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений 439
Глава 34. Компетентная оценка результатов
деятельности как условие предупреждения конфликтов
34.1. Основные способы оценки результатов деятельности 443
34.2. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием 446
Глава 35. Предупреждение конфликтов и стресс
35.1 Психологические факторы нормализации стресса
35.2. Расширение границ мировосприятия как условие нормализации стресса
35.3. Здоровье и стресс повседневной жизни Вопросы и задания к разделу VII Ответьте на вопросы
Выполните задания
Раздел VIII. Теория и практика разрешения конфликтов
Глава 36. Конструктивное разрешение конфликтов
36.1. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
36.2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
36.3. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов
Глава 37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны
37.1. Предпосылки участия третьей стороны в урегулированииконфликтов
37.2 Результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов
37.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
37.4. Этика деятельности психолога по урегулированию конфликтов
Глава 38. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
38.1. Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции
38.2. Динамика переговоров
38.3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса
38.4. Психологические условия успеха на переговорах
38.5. Специфика ведения переговоров с противником (преступниками)
Вопросы и задания к разделу VIII Ответьте на вопросы Выполните задания
Список литературы
Основные конфликтологические понятия
Приложения

Предисловие

Возможно, XXI век поставит человечество перед альтерна­тивой: либо он станет веком конфликтологии, либо он бу­дет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX в. стали основной причиной гибели людей. Две ми­ровые войны, более 200 крупномасшабных войн, локаль­ные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства — все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в нынешнем столетии до 300 млн. человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, испытание ядерного оружия Индией и Пакистаном свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого ору­жия. Внутриполитическая борьба — один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX в. Россия скорее всего является бесспорным и недосягаемым миро­вым лидером не только по людским потерям в конфлик­тах, но и по другим их разрушительным последствиям: ма­териальным и моральным. Конец столетия поставил Рос­сию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфлик­ты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты бу­дут управлять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого. Наше незнание законов возникновения, развития

Предисловие

и разрешения конфликтов только за последнее десятиле­тие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но все же великой державы. Во­семь лет назад СССР прошел одну точку бифуркации, по­вернув на традиционный для нас путь насильственного разрешения противоречий между борющимися за власть социальными группами. Сегодня, похоже, страна вновь стоит перед выбором: революция или эволюция, насилие или ненасилие, согласие, компромисс.

Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, включая государственный, сегодня срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных спе­циалистов, так как отечественные конфликты слишком специфичны. Научить конструктивно вести себя в кон­фликтах можно опытным путем. Но опыт либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Для быстрого полу­чения практических знаний о конфликтах необходимо энергичное формирование и развитие науки — конфлик­тологии.

Для решения этой задачи важно провести хотя бы са­мую общую систематизацию уже имеющихся знаний о конфликтах, определить методологические и теоретиче­ские основы науки, очертить контуры сложившейся па­радигмы конфликтологических исследований, наметить перспективы их развития.

Согласно ГОСТу общего и профессионального обра­зования «Конфликтология» входит в перечень обязатель­ных учебных дисциплин для подготовки социальных ра­ботников — социологов, психологов, политологов и др. Публикация в последние годы значительного количества работ, посвященных общим проблемам теории конфлик­тов, говорит о наличии устойчивой потребности в систе­матизированных знаниях по данной проблеме у студен­тов, ученых, руководителей, практиков. Достаточно на­звать «Введение в теорию конфликта» (В. Дружинин,

Предисловие

Д. Конторов, М. Конторов, 1989), «Введение в общую тео­рию конфликта» (А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев, 1993), «Введение в конфликтологию» (А. Анцупов, А. Малы­шев, 1995), «Введение в военную конфликтологию» (В. Щипков, 1996), «Конфликтологию» (А. Бандурка, В. Друзь, 1997), «Основы конфликтологии» (А. Дмитриев, Ю. Запрудский, В. Казимирчук, В. Кудрявцев, 1997) и др.

В 1992 г. авторами данного учебника был составлен междисциплинарный библиографический указатель пуб­ликаций по проблеме конфликта, в который вошло 1177 источников [9]. В 1996 г. количество публикаций по про­блеме конфликта достигло 2247 [8]. Анализ печатных работ показал, что конфликт изучают представители одиннадца­ти научных дисциплин: военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политиче­ские науки, правоведение, психология, социобиология, социология, философия. Однако каждая наука исследует конфликт изолированно от других, междисциплинарные связи между ними практически отсутствуют. Не обеспече­на преемственность исследований и внутри каждой науки. Специалисты, как оказалось, знают около 10% публикаций по проблеме конфликта в своей науке. Все это вызывает настоятельную необходимость в ознакомлении конфлик­тологов с общим состоянием изучения конфликтов во всех 11 отраслях конфликтологии.

Российская конфликтология находится сегодня на за­вершающей стадии формирования в самостоятельную нау­ку. В 1992 г. были намечены первые контуры междисцип­линарной парадигмы конфликтологических знаний, в ос­нове которой лежали системный и эволюционный подхо­ды. За прошедшее время в частных конфликтологических науках, являющихся отраслями конфликтологии, проведе­но значительное количество интересных и важных иссле­дований проблемы конфликтов. Вместе с тем отечествен­ные конфликтологи пока не выработали общего подхода к пониманию сущности конфликтов, их классификации, ге­незису, структуре, функциям и т.д. Такой подход может быть выработан на основе обсуждения большинством конфликтологов одного, а лучше нескольких вариантов

Предисловие

системных представлений о содержании конфликтологи­ческой науки.

Потребность студентов в более или менее систематизи­рованных междисциплинарных конфликтологических зна­ниях побудила авторов подготовить данный учебник. Мы надеемся, что он также будет полезен для специалистов-конфликтологов, поскольку дает общее представление о междисциплинарном объектном поле конфликтологии, поднимает проблемы, которые до этого исследователями не ставились, намечает контуры новой парадигмы кон­фликтологического знания. Сопоставление позиций раз­личных авторов, ссылки и цитирование, насколько это возможно, сведены в учебнике к минимуму, дабы облег­чить читателю формирование целостного представления о таком противоречивом и разноплановом явлении, как конфликт.

Авторы надеются, что читатели будут оценивать учеб­ник по тому, что в нем есть, а не по тому, чего в нем нет. Процесс познания бесконечен, поэтому в самой хорошей книге нет бесконечно многого из тех знаний, которые в принципе могут быть получены об описываемом явлении. Поскольку конфликтология только выделяется в самостоя­тельную науку, первый учебник по этой дисциплине мо­жет быть только авторским. В нем изложены авторские позиции по рассматриваемым проблемам, которые, естест­венно, могут обсуждаться и совершенствоваться. Мы будем искренне благодарны всем, кто посчитает возможным вы­сказать свое отношение к предлагаемой работе.

Авторы выражают глубокую признательность Анцуповой М.Д. и Баклановскому С.В. за большую помощь в подготовке учебника к изданию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: