Тема контрольной работы «Религиозная коммуникация в Древней Греции и Древнем Риме: общее и особенное».
Необходимо выявить особенности религиозной коммуникации в системе коммуникаций Древнего мира, а затем выделить критерии и провести сравнительный анализ, а так же необходимо выделить как общие черты, так и специфику. При этом следует объяснить, чем эти различия вызваны.
Контрольная работа № 2
Тема контрольной работы «Софистика как логико - коммуникативная практика»
Составьте диалог в стиле софистов на какую-либо современную тему, связанную с публичными коммуникациями. Проанализируйте диаметрально противоположные суждения.
Контрольные тесты.
Тест I
- Отметьте понятие публичной коммуникации:
а. PR-информация
б. коммуникация, нацеленная на передачу информации, затрагивающей общественный интерес с одновременным приданием ей публичного статуса
в. корпоративные коммуникации
г. масс – медиа
- Сферой обитания связей с общественностью считается:
а. публичная сфера
|
|
б. приватная сфера
в. политическая сфера
г. экономическая сфера
- Важнейшими институтами публичной коммуникации в эпоху античности были:
а. народное собрание
б. античная демократия
в. ораторское искусство
г. реклама
д. сенат
- Выделите периоды «протоистории» связей с общественностью и расставьте их в хронологическом порядке:
а. эпоха просвещения
б. античность
в. ренессанс
г. информационное общество
- К особенностям античного дискурса относятся:
а. доминирование письменной коммуникации
б. приоритет устной коммуникации
в. высокая степень дифференциации дискурса
г. монолитность в функциональном и институциональном плане
д. открытие возможностей манипулирования сознанием посредством инструментов публичной коммуникации
- Соотнесите вклад в теорию публичной коммуникации с именами теоретиков:
а. «дурак любит восторгаться любой речью» | а. Платон |
б. впервые выделил технологичность публичной коммуникации как ее важнейшую особенность | б. Аристотель |
в. зафиксировал функциональный характер публичной коммуникации | в. Гераклит |
г. разработал методологические аспекты имиджа государства и личности | г. Цицерон |
д. стоял у истоков представления о публичном имидже | |
е. поставил вопрос о социальной ответственности ораторов | |
ж. дал определение предмета красноречия как коммуникативной технологии («публичная презентация») |
- Кто является первым в истории спичрайтером?
а. Демосфен
б. Сократ
в. Лисий
г. Исократ
- Выделите черты софистики как логико-коммуникативной практики:
а. логические парадоксы как основа софистики
|
|
б. о каждой вещи можно судить двояко, с взаимоисключающих позиций
в. это социально-коммуникативный эксперимент, призванный проверить гипотезу о самодостаточности коммуникативного акта как средства отражения действительности
г. человек – мера всех вещей
- Какие сферы публичной коммуникации были наиболее распространены в античности?
а. театральное искусство
б. судебная сфера
в. государственное управление
д. экономика
е. наука
- Блестящая акция, проведенная церковью в средние века:
а. закрытие монастырей
б. крестовые походы
в. Реформация
г. контрреформация
- Какие черты, характерные для раннего средневековья, повлияли на формы коммуникации?
а. система вассалитета
б. теоцентризм
в. символика
г. сословное представительство
- Самая массовая публичная акция в средние века:
а. «охота на ведьм»
б. борьба с арабами
в. рыцарские турниры
г. народные восстания
- Какие формы коммуникации использовала в средние века церковь?
а. отлучение от церкви
б. право убежища
в. проповеди
г. диспуты, созывы Вселенских соборов
- Особенности средневекового дискурса:
а. рационализм
б. чудотворство
в. закладываются основы позднейшей дифференциации коммуникативной среды и коммуникативной деятельности
г. можно найти прообразы коммерческой рекламы, политического имиджмейкинга, фандрайзинга
- Соотнесите высказывание с автором:
а. искусство красноречия – «умение увлекать души словами» | а. Аристотель |
б. оратор должен обладать «остроумием диалектика, мышлением философа, памятью законоведа, голосом трагика, игрой, такой как у лучших актеров» | б. Платон |
в. впервые указал на целевые группы в процессе публичной коммуникации | в. Цицерон |
г. дал определение античной демагогии |
- Какая из моделей коммуникации редко используется на практике?
а. манипулирование
б. информирование и убеждение
в. двухсторонний симметричный PR
г. пропаганда
- Кто впервые ввел в оборот термин «связи с общественностью»?
а. Т.Рузвельт
б. Ф.Рузвельт
в. У.Черчилль
г. Т.Джефферсон
- Соотнесите названия периодов в истории PR со временем и странами:
а. эпоха паблисити | а. Германия |
б. «примитивная эра» | б. США |
в. Государственный PR при Фридрихе Великом и Отто фон Бисмарке | в. Европа |
г. вторичная институционализация | г. Россия |
- Соотнесите идеи теоретиков PR и их авторов:
а. идея социальной ответственности бизнеса | а. А.Ли |
б. научный подход к журналистике | б. Э.Бернейз |
в. идея «очеловечивания» представителей бизнеса и политиков | в. У.Липпман |
г. разработка терминологического словаря пиарологии | г. теоретики европейского PR (Л.Матра, Ф.Буари) |
д. избавление человека от участи робота, «человека массы» | д. Т.Пейдж |
е. возобновление метода «организации» событий | |
ж. проникновение PR в образование |
- Первые PR-организации в нашей стране появляются:
а. при Большом театре
б. ЦК КПСС
в. Моссовете
г. Ленсовете
д. Гос.Думе
- Какие явления называются депрофессиональными?
а. сокращение количества PR-агентств
б. лоббизм
в. разовый PR
г. «черный» PR
д. размещение рекламы в государственных информационных источниках незаконным путем
- Как называются первые национальные премии в сфере PR?
а. сертифицированный специалист
б. «серебряный лучик»
в. «хрустальный апельсин»
г. «инженер согласия»
- Дополните перечень законов, составляющих законодательно-правовую базу, регулирующую сферу деятельности PR
а. закон о рекламе
б. «об информации, информатизации и защите информации»
в.
г.
д.
е.
ж.
- Каким был первый факт «открытой игры», легализации профессиональной сферы PR?
а. фестиваль рекламы
б. выставка «Консалтинг, PR и выборные технологии-99»
|
|
в. кинофестиваль
- Где впервые начинается подготовка специалистов по PR?
а. ЛЭТИ
б. МГУ
в. СПбГУ
г. МГИМО
- Номер специальности по связям с общественностью:
а. 032015
б. 022000
в. 415
г. 68403
д.
- Допишите факторы, осложняющие процесс формирования зрелого PR
а. экономическая нестабильность
б.
в.
г.
д.
- Каковы перспективы развития PR в России?
а. PR возьмет на себя миссию создания новых общественных ценностей и ориентиров
б. интегрируется в маркетинговые коммуникации и коммуникационный менеджмент
в. будет ориентироваться на перформанс
Вопросы к экзамену по курсу
«публичные коммуникации в истории цивилизации»
- Основные фазы и их содержание предыстории паблик рилейшнз (PR).
- Афинская демократия и ее роль в развитии публичного дискурса античности.
- Политическая коммуникация в Древней Греции.
- Свет и тени народовластия в Древней Греции.
- Проблема формирования публичного имиджа власти в работах античных авторов.
- Кризис Греческого полиса и проекты выхода из кризиса.
- Теоретические взгляды софистов (Горгий, Протагор) и их вклад в развитие науки и коммуникативной практики.
- Критика софистики Сократом.
- Республиканский Рим и характер римской публичной коммуникации.
- Представления о сфере публичной коммуникации в диалогах Платона и Аристотеля
- Античная демократия в оценках Сократа, Платона, Аристотеля.
- Основные виды красноречия и оценка античной демагогии Аристотелем.
- Основные положения концепции красноречии Цицерона.
- Основные требования Цицерона к оратору и рекомендации по обучению красноречию.
- Религиозная и международная коммуникация в Афинах.
- Религиозная и международная коммуникация в Древнем Риме.
- Важнейшие факторы и категории формирования публичного дискурса средневековья.
- Прообразы современных инструментов информационно-коммуникативной деятельности в эпоху средневековья.
- Церковь в системе средневековой коммуникации
- Международная и межкультурная коммуникация в эпоху средневековья.
- Динамика публичного дискурса в эпоху Возрождения и Просвещения.
- Концепция психологического прагматизма Н. Макиавелли.
- Стратегия публичного имиджа правителя в произведениях Н. Макиавелли.
- Концепция идолов Ф. Бэкона.
- Рекомендации Ф. Бэкона государственному чиновнику по формированию публичного имиджа.
- Концепция общественного договора Т. Гоббса и ее специфика.
- «Болезни» Левиафана в оценках Т. Гоббса.
- Речь как инструмент социальной коммуникации в концепции Дж. Локка.
- Основные типы коммуникативных злоупотреблений в интерпретации Дж.Локка.
- Теоретические новации Ш. Монтескье и его вклад в развитие концепции общественного договора.
- Классификация законов в концепциях Локка и Руссо.
- Категория общественного мнения в интерпретации Ж.Ж. Руссо.
- Первый период формирования PR в США и его особенности.
- Основные тенденции развития PR в США в XIX веке.
- PR технологии и PR акции в США в эпоху гражданской войны.
- Проникновение PR в шоу-бизнес и промышленность США.
- Развитие связей с общественностью США (начало XX в. – II мировая война).
- Знаковые фигуры в истории PR США (А. Ли, Э. Бернейз, А. Пейдж).
- Этап зрелости PR в США (40-70е гг. XX вв.).
- Современный период развития PR в США.
- Основные тенденции развития PR в Европе.
- Европейская теория PR и ее отличие от американской.
- Проблема генезиса PR в Германии и его отличие от США.
- Протоформы PR в Германии.
- Развитие PR в Германии после 1945 г.
- Истоки и основные тенденции развития PR в Великобритании.
- Истоки и основные тенденция развития PR во Франции.
- Генезис и развитие связей с общественностью в России.
Наименование темы | Основное содержание | Компе тенции | Требования к формированию компетенций, знаний и умений студентов | |
Студент должен знать | Студент должен уметь | |||
Раздел 1. Введение | Понятие публичной сферы и публичной коммуникации. Соотношение публичной, политической и приватной сферы. Экономические, социальные и политические предпосылки возникновения связей с общественностью. Хронологические рамки, предмет курса, источники и литература. | ОК-1 ОК-6 ОК-8 | Базовые термины курса, их соотношение и специфика, хронологические рамки, источники и литература | Владеть культурой мышления, способностью к обобщению и анализу, восприятию новой информации, осознание значимость курса для будущей профессии. |
Раздел 2. Публичная коммуникация в античную эпоху. Тема 1. Публичные коммуникации в Древней Греции и ее особенности. Тема 2. Представления о публичной коммуникации в Древней Греции. Тема 3. Публичная коммуникация в Древнем Риме и ее особенности. Тема 4. Особенности античного публичного дискурса. | Основные факторы, влияющие на развитие публичной коммуникации и публичной сферы. Политическая, религиозная, международная коммуникация. Основные центры и сферы публичной коммуникации. Ораторское искусство и его роль в Древней Греции. Школа софистов и ее ведущие представители (Протагор, Горгий, Лисий и др.). Софистика как особая логико-коммуникативная практика. Выдающиеся теоретики публичной коммуникации (Сократ, Платон, Аристотель). Основные этапы в истории Древнего Рима. Политическая, религиозная, международная коммуникация. Своеобразие и отличие римского публичного дискурса. Марк Тулий Цицерон и его вклад в публичную коммуникацию. Основные открытия античности в публичной сфере. Монолитный характер и отсутствие дифференциации. Характер и модель публичной коммуникации античности. Причины кризиса античного публичного дискурса. | ОК-1 ОК-6 ОК-8 ОК-1 ОК-6 ОК-8 ОК-1 ОК-6 ОК-8 ОК-1 ОК-6 ОК-8 | Основные институты публичной коммуникации в Древней Греции, коммуникативные особенности эпохи, формы письменной и устной коммуникации. Место и роль ораторского искусства. Специфику школы софистов и ее значение для развития публичной коммуникации. Вклад в публичную коммуникацию Сократа, Платона, Аристотеля. Особенности публичной коммуникации в Древнем Риме в разных сферах. Специфика публичного дискурса. Представления Цицерона о публичной коммуникации и ораторском искусстве. Особенности античного публичного дискурса, тип модели коммуникации, причины кризиса публичного дискурса в эпоху античности | Владение культурой мышления, способностью к обобщению и анализу социально-значимых проблем и процессов, способностью к саморазвитию и социальной адаптации. Владение культурой мышления, способностью к обобщению и анализу социально-значимых проблем и процессов, способностью к саморазвитию и социальной адаптации. Владение культурой мышления, способностью к обобщению и анализу социально-значимых проблем и процессов, способностью к саморазвитию. Владение культурой мышления, способностью к обобщению и анализу социально-значимых проблем и процессов, способностью к саморазвитию. |
Раздел 3. Развитие публичной сферы и публичной коммуникации в эпоху средневековья. Тема 1. Генезис раннего средневековья и его влияние на трансформацию публичного дискурса. Тема 2. Ранние христианские теоретики о предмете публичной коммуникации. | Особенности становления и развития средневековой цивилизации. Роль христианской церкви в формировании коммуникативного процесса средневековья. Вербальные и невербальные формы коммуникации. Новые коммуникативные технологии. Формирование основ будущей дифференциации коммуникативной деятельности. Учение Августа Аврелия (Августина Блаженного) о божественной благодати. Чудо и чудотворство как центральные категории средневекового публичного дискурса. И. Солсберийский и Ф. Аквинский о сущности власти. | ОК-1 ОК-6 ОК-8 ОК-1 ОК-6 ОК-8 | Базовые черты средневековой цивилизации и их влияние на публичные коммуникации и публичный дискурс эпохи. Роль христианской церкви, вербальные и невербальные формы коммуникации. Вклад средневековья в развитие коммуникативныхтехнологий Сущность процесса дифференциации в публичном дискурсе средневековья. Основные положения учений ранних христианских теоретиков (А.Аврелий, И. Солсберийский и Ф. Аквинский). Центральные категории средневекового публичного дискурса. | Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию новой информации, стремление к саморазвитию, осознание социальной значимости своей профессии. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию новой информации, стремление к саморазвитию, осознание социальной значимости своей профессии. |
Раздел 4. Публичные коммуникации в период становления и развития буржуазной цивилизации. Тема 1. Процесс модернизации и его влияние на развитие публичных коммуникаций. Тема 2. Представления о публичной сфере и сфере коммуникаций. | Формирование нового публичного пространства. Диалог как ключевой метод функционирования субъектов во всех сферах буржуазного общества. Начало обособления связей с общественностью как специфического вида деятельности. Принципиальные инновации в сфере публичной коммуникации. Концепция психологического прагматизма Н. Макиавелли. Ее современная оценка. Идолы Фрэнсиса Бэкона. Представители Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо) и их вклад в развитие представлений о публичной коммуникации. | ОК-1 ОК-6 ОК-8 ОК-1 ОК-6 ОК-8 | Базовые черты нового публичного пространства. Основные субъекты и методы функционирования публичной коммуникации в рамках буржуазного общества. Основные положения концепций ведущих теоретиков эпохи Возрождения и Просвещения. Динамику развития представлений о коммуникации, общие черты и специфику. | Владение культурой мышления, способностью к обобщению и анализу социально-значимых проблем и процессов, способностью к саморазвитию. Владение культурой мышления, способностью к обобщению и анализу социально-значимых проблем и процессов, способностью к саморазвитию. |
Раздел 5. Основные тенденции развития связей с общественностью в США и Европе. Тема 1. Генезис, основные этапы развития связей с общественностью в США. Тема 2. Европейская традиция связей с обществен ностью. | Проблема периодизации. Попытки «удревнить» связи с общественностью. Основное содержание периодов и модели PR-деятельности. Американская традиция PR и ее особенности. Идеи Э. Бернейза, А. Ли, А. Пейджа и их вклад в теорию и практику PR США. Истоки PR в Европе. Четыре этапа в развитии PR и их основное содержание. Европейская теория PR и ее отличие от американской. Основоположники европейской теории PR Л.Матра, Ф. Буари. Ведущие европейские школы PR (французская и германская). Истоки и сферы PR в Великобритании. Генезис и развитие связей с общественностью в России. | ОК-1 ОК-6 ОК-8 ОК-1 ОК-6 ОК-8 | Дискуссионные проблемы периодизации. Соотношение модели PR-деятельности и фактологическое содержание отдельных периодов в развитии СО в США. Основные идеи выдающихся теоретиков и практиков (Э. Бернейза, А. Ли, А. Пейдж) и их вклад в теорию и практику PR США. Основные этапы в развитии PR в Европе. Отличия европейской теории PR от американской. Вклад основоположников европейского PR в теорию и практику СО. Генезис и развитие СО в России. | Владение культурой мышления, способностью к обобщению и анализу социально-значимых проблем и процессов, способностью к саморазвитию. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию новой информации, стремление к саморазвитию, осознание социальной значимости своей будущей профессии. Обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью изменить профиль профессиональной деятельности. |
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной работы студентов могут быть использованы: тестирование, проверочные и творческие работы. Критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов:
|
|
- уровень усвоения учебного материала;
- четкость и аргументированность изложения;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Базовый учебник:
- Почекаев Р.Ю. История связей с общественностью. М.-СПб., 2007.
- Чумиков А.Н., Бочаров М.Р. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2007. Глава 2.
Дополнительная литература:
- Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческого универсума. СПб., 1998.
- Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
- Бэкон Ф. Новый органон // Бэкон Ф. Сочинения. Т. 2. М., 1972.
- Бэкон Ф. Опыт или наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Сочинения. Т. 2. М., 1972.
- Бурлацкий В.М. Загадка Макиавелли. М., 2003.
- Возрождение. Культура, образование, общественная мысль. Иваново, 1985.
- Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Т.2. М., 1991.
- Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Уч. пособие. Екатеринбург, 2002.
- Знаменитые греки и римляне. СПб., 1993
- Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996.
- Кертман И.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
- Козъякова М.И. Культура повседневности. М., 2002.
- Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью. Теория и технологии. М., 2008. Глава II.
- Кучеренко Л.П. Общественная жизнь, быт и досуг древних греков и римлян: Уч. пособ. Сыктывкар, 1996.
- Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Сочинения. Т.1. М., 1985.
- Локк Д. Мысли о том, что читать и изучать джентльмену // Локк Дж. Сочинения. Т.3. М., 1985.
- Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. М., 2001.
- Моммзен Р. История Рима. СПб., 1999.
- Монтескье Ш. О духе законов. Избранные произведения. М., 1955.
- Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.
- Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 1999.
- Репина Л.П. Средневековый человек в системе социальных коммуникаций // Общности и человек в средневековом мире. Саратов, 1992.
- Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М., 1938.
- Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1996.
- Человек Просвещения. М., 1998.
- Шишкина М.А. Публичные коммуникации в истории цивилизации (от античности до Просвещения): Уч. пособие, СПб., 2005.
- Цицерон. Брут или о знаменитых ораторах // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994.
Интернет – ресурсы:
- http://www.countries.ru
- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/16.php
- http://ancientrone.ru
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.iworld.ru
- http://slovari.yandex.ru
- http://voov.narod.ru/religion/groc.htm
- http://www.shadursky.ru/service.htm
- http://www.image-contact.ru731029239401.shtml
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ предусматривает использование современного оборудования: ноутбук, сетевой фильтр, экран на штативе, проектор.