– созданы базовые информационные ресурсы органов государственной власти Республики Карелия как основы для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
– разработаны стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти Республики Карелия требуемой информации населению, организациям, органам местного самоуправления и другим органам государственной власти;
– подключены к системе межведомственного электронного документооборота все органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Карелия с целью ускорения принятия решения на всех уровнях управления;
– разработана инфраструктура пространственных данных Республики Карелия для учета территориальных факторов при принятии управленческих решений;
– создана система информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Принимаемые меры позволят к 2017 году:
– подключить все органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Карелия к единой сети передачи данных;
– открыть не менее 300 центров общественного доступа к государственным и муниципальным услугам в электронном виде (в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия, пунктов коллективного доступа в отделениях федеральной почтовой связи, муниципальных библиотек, инфоматов);
– обеспечить использование при предоставлении государственных и муниципальных услуг базовых информационных ресурсов органов государственной власти Республики Карелия.
Результатом указанной деятельности станет повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий как в интересах отдельных граждан, так и в сферах здравоохранения, образования и культуры, расширение участия граждан и организаций в государственном управлении, создание основ информационного общества в Республике Карелия.
4.1.6. Укрепление внешнеэкономических связей и межрегиональной кооперации
Республика Карелия является приграничным регионом Российской Федерации, имеющим самую протяженную сухопутную границу с Европейским союзом, через территорию которого проходят международные и межрегиональные транзитные коридоры. В условиях глобализации мировой экономики и членства России в ВТО данное обстоятельство приобретает особо важную роль и обуславливает необходимость активного развития внешнеэкономических, межрегиональных и международных связей как ключевого направления социально-экономического развития республики.
Особо актуальными становятся вопросы увеличения притока внутренних и иностранных инвестиций, улучшения доступа карельских предприятий к более дешевым кредитным ресурсам, в том числе зарубежным, использование несырьевого экспортного потенциала на основе модернизации и диверсификации экономики республики.
В настоящее время Республика Карелия имеет торгово-экономические связи более чем с 90 странами мира. В качестве торговых партнеров карельских предприятий выступают как страны Европейского союза (в том числе Финляндия), так и государства Азии, Африки, Америки. На экспорт поставляется значительная часть товаров и услуг, производимых в республике (более 30%).
В области укрепления и развития внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества работа правительства республики будет проводиться по следующим основным направлениям:
– укрепление положительного имиджа Республики Карелия в России и за рубежом;
– развитие международного и приграничного сотрудничества, в том числе с Финляндией; обеспечение участия Республики Карелия в реализации программ сотрудничества России и Европейского союза;
– развитие погранично-таможенной инфраструктуры.
С целью расширения и укрепления торговых отношений с зарубежными и российскими партнерами Правительство Республики Карелия продолжит работу по:
– выполнению подписанных соглашений и протоколов договоренностей о внешнеэкономическом сотрудничестве со странами СНГ, регионами Российской Федерации и Финляндии;
– реализации на территории Карелии новых инвестиционных проектов с участием иностранного и российского капитала;
– участию в международных и межрегиональных выставках, конференциях и форумах;
– оказанию информационной, консультативной и методической поддержки предприятиям, осуществляющим поставки продукции на внешний рынок.
В настоящее время республика имеет 23 действующих соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации, Республикой Беларусь и Автономной Республикой Крым (Украина). В межрегиональном сотрудничестве республики ближайшие регионы-соседи, входящие в Северо-Западный федеральный округ, а также крупные финансово-экономические центры (Москва и Санкт-Петербург) традиционно являются приоритетными.
Главой Республики Карелия учреждено Представительство Республики Карелия в г. Санкт-Петербурге, деятельность которого будет направлена на дальнейшее укрепление и развитие межрегионального сотрудничества с органами власти и деловыми кругами г. Санкт-Петербурга.
Продолжение реализации межрегиональных соглашений будет способствовать выгодному использованию конкурентных преимуществ нашей республики, развитию взаимного товарооборота с регионами Российской Федерации и странами СНГ, что обеспечит доступ карельских предприятий к дополнительным технологическим и финансово-экономическим ресурсам.
В результате реализации мероприятий по развитию внешнеэкономической деятельности развитие экспорта останется важным экономическим приоритетом республики (ежегодное увеличение объемов экспорта товаров составит 2-3%), рост стоимости импорта товаров ежегодно составит в среднем 5%, количество стран – торговых партнеров – превысит 105.
К настоящему времени в республике накоплен большой опыт реализации проектов (в том числе инфраструктурных проектов) приграничного сотрудничества в рамках совместных российско-финляндских программ, а также программ приграничного сотрудничества России и ЕС, программ Совета Министров Северных стран на Северо-Западе России, Северной экологической корпорации (НЕФКО), Северного инвестиционного банка (СИБ) и других.
Правительство Республики Карелия планирует и далее укреплять и развивать отношения добрососедства с сопредельными территориями на взаимовыгодной основе посредством механизмов приграничного сотрудничества.
Достижение поставленной цели предполагается обеспечить за счет следующих мероприятий:
– обновление договорной базы двухстороннего сотрудничества с иностранными партнерами Республики Карелия (в том числе с Финляндией);
– обеспечение участия Республики Карелия в реализации региональных программ приграничного сотрудничества России и ЕС Европейского инструмента соседства и партнерства;
– развитие сотрудничества с международными финансовыми и кредитными организациями на Севере Европы (НЕФКО, СИБ и другие) по проектам в сфере ЖКХ и экологии;
– разработка и реализация Основных направлений деятельности еврорегиона "Карелия" на период до 2020 года;
– обеспечение продолжения работы Шведско-карельского информационного бизнес-центра и содействия становлению других опорных центров налаживания информационных обменов;
– осуществление взаимодействия с финляндскими партнерами и Минрегионом России как координатором приграничного сотрудничества;
– завершение действующей программы "Карелия", поддержание взаимодействия по данному вопросу с Минрегионом России, участие в разработке аналогичной программы приграничного сотрудничества России и ЕС на новый период.
Выгодное расположение Республики Карелия на границе с Евросоюзом позволяет создавать и развивать благоприятные условия для прохождения через территорию Республики Карелия транзитных потоков грузов из стран Европы в другие регионы России. В связи с этим будет проводиться работа по подготовке предложений с целью внесения изменений в российско-финляндское соглашение о железнодорожном сообщении для реализации контейнерных перевозок.
В целях увеличения объемов пассажирских перевозок железнодорожным транспортом работа правительства республики будет направлена на реконструкцию железнодорожных пунктов пропуска (далее – ЖДПП) "Вяртсиля" и "Люття", обеспечение надлежащего оборудования и оснащения железнодорожных станций "Вяртсиля" и "Кивиярви".
Для обеспечения модернизации и/или реконструкции МАПП "Вяртсиля" и "Люття", ЖДПП "Вяртсиля" и "Люття" Правительство Республики Карелия намерено осуществлять тесное взаимодействие с Федеральным агентством по обустройству Государственной границы Российской Федерации для включения указанных объектов в федеральную целевую программу "Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы).
В условиях предполагаемого роста пассажирского и грузового потока через границу Республики Карелия в связи со вступлением России в ВТО будет проводиться работа по таким важным направлениям, как:
– ускорение создания проекта строительства МАПП "Сювяоро – Париккала" с экономическим обоснованием развития Приладожья;
– реконструкция международного воздушного пункта пропуска "Петрозаводск" (аэропорт Бесовец), улучшение условий проезда по прилегающим к МАПП автодорогам.
В результате реализации вышеуказанных мероприятий к 2017 году планируется обеспечить рост внешнеторгового оборота Республики Карелия в размере 12% к уровню 2011 года, который в 2017 году составит 2,23 млрд. долларов; увеличить количество выставочно-ярмарочных мероприятий, в которых принимают участие карельские организации при поддержке правительства республики, на 35% к уровню 2011 года; увеличить количество экспонентов, принявших участие в выставках и ярмарках при поддержке правительства республики, на 19% к уровню 2011 года.
Ожидается, что к 2017 году в республике будет действовать 14 соглашений с иностранными партнерами; будут реализовываться ежегодно 120 совместных проектов по приграничному сотрудничеству; объем средств, ежегодно привлекаемых из внешних источников на реализацию совместных проектов, достигнет 5,5 млн. евро.
4.1.7. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Формирование конкурентной среды, создание новых рабочих мест, улучшение социально-экономического положения республики и ее муниципальных образований будет обеспечено за счет дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.
Правительство Республики Карелия продолжит реализацию политики, направленной на создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса в рамках реализации мероприятий региональной программы по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия, а также начиная с 2014 года в рамках государственной программы Республики Карелия "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Оказание государственной поддержки будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
– дальнейшее развитие ресурсной базы Гарантийного фонда Республики Карелия (фонда поручительств) в целях увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры, имеющих доступ к кредитным и иным финансовым ресурсам;
– выделение грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе на организацию собственного дела и создание малой инновационной компании;
– расширение сферы услуг Бизнес-инкубатора, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе в районах республики, оказание услуг через Центр поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
– субсидирование бюджетов муниципальных образований для софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;
– проведение информационно-консультационных мероприятий, а также мероприятий по переподготовке и повышению квалификации занятых в малом и среднем бизнесе;
– взаимодействие с организациями рынка страховых услуг для обеспечения устойчивого развития сектора малого и среднего предпринимательства.
В 2012 году в рамках реализации региональной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года" на базе Бизнес-инкубатора Республики Карелия создан Центр поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Центр будет являться дополнительным инструментом государственной поддержки и мониторинга экспортной деятельности малого и среднего бизнеса Республики Карелия и позволит реализовать следующие задачи:
– минимизировать административные барьеры начинающим и эффективным экспортерам (в частности, создание системы "одного окна" для получения государственных услуг субъектами малого и среднего предпринимательства);
– координировать совместную деятельность субъекта с торговыми представительствами России за рубежом на основе соглашений; обеспечить выход на электронные форматы позиционирования региональных товаров (работ, услуг) на мировом рынке;
– создать инновационную региональную инфраструктуру поддержки экспортеров, эффективность которой измеряется темпами роста или устойчивостью объемов экспорта.
В целях привлечения дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства Республика Карелия ежегодно будет принимать участие в конкурсах, проводимых Правительством Российской Федерации, на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого предпринимательства.
Развитие малого бизнеса рассматривается в большей степени как фактор, позволяющий повысить уровень занятости населения, нежели как источник существенного пополнения доходов бюджета. За счет финансовой помощи, оказываемой безработным гражданам для организации собственного дела, предполагается создание новых рабочих мест, в том числе в сельской местности; развитие сферы услуг, оказываемых населению, включая расширение сферы традиционно национальных промыслов и туристической деятельности в республике.
С участием органов местного самоуправления будут создаваться бизнес-инкубаторы в муниципальных районах и городских округах республики, что придаст импульс развитию малого бизнеса, будет способствовать повышению занятости населения, в том числе в сельских и лесных поселках. Численность занятых в секторе малого предпринимательства вырастет в прогнозируемом периоде не менее чем на 10% в 2017 году к 2011 году.
Принимаемые меры позволят к 2017 году по сравнению с 2011 годом увеличить:
– количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 100 тыс. человек до 2140 единиц или на 50,2%;
– оборот организаций малого и среднего предпринимательства на одного жителя республики до 202,1 тыс. рублей или на 76%.
4.1.8. Развитие рынка труда
В целях обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда политика Правительства Республики Карелия будет направлена, с одной стороны, на содействие реализации прав граждан на полную, эффективную и свободно избранную занятость населения, с другой – на создание условий, способствующих появлению новых высокопроизводительных, высокотехнологичных рабочих мест.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
– создание условий для развития гибкого эффективно функционирующего рынка труда;
– улучшение качества рабочей силы, развитие ее профессиональной и территориальной мобильности, в том числе безработных граждан на основе профессиональной подготовки и переподготовки;
– исполнение социальных обязательств с адресным характером помощи и оказанием государственных услуг в области занятости населения.
Государственное регулирование рынка труда и занятости осуществляется в соответствии с разрабатываемой на среднесрочную перспективу ведомственной целевой программой "Содействие занятости населения в Республике Карелия", включающей комплекс мероприятий, направленных на развитие рынка труда.
В посткризисный период развития экономики Карелии в соответствии с параметрами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", акцент будет смещаться в сторону стимулирования роста частных инвестиций, способствующих модернизации и созданию новых рабочих мест, в том числе в малом бизнесе. Кроме того, будут создаваться условия, способствующие расширению предложения рабочей силы на рынке труда за счет развития гибких форм занятости.
Для обеспечения баланса трудовых ресурсов планируется совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе профессионально–квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы с учетом изменения социально-демографической ситуации и текущей конъюнктуры спроса, а также сложившейся структуры профессионального образования в республике.
Повышение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности предусматриваются на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом республиканских приоритетов развития экономики.
Одна из главных задач в этой области на ближайшие годы – приблизить профессиональное образование к потребностям регионального рынка труда, обеспечить подготовку востребованных специалистов.
В 2012-2016 годах планируется практика реализации традиционных мер, организуемых службой занятости применительно к лицам, имеющим статус безработных, и дополненных в рамках собственных полномочий республики в области содействия занятости на постоянной основе.
Оказание финансовой поддержки безработным гражданам при переезде или переселении с целью трудоустройства будет способствовать активизации трудовой мобильности внутри республики, поможет в решении проблемы занятости жителей сельских поселений (лесных поселков) и моногородов.
Единовременная финансовая помощь безработным гражданам для организации собственного дела должна стимулировать создание новых рабочих мест в малом бизнесе, в том числе на селе, развивать сферу услуг населению, включая расширение сферы традиционно–национальных промыслов и туристической деятельности в республике.
Одной из важнейших задач для органов службы занятости населения будет повышение уровня занятости населения через реализацию мер активной политики на рынке труда, ориентированных на повышение жизненных перспектив, улучшение социального и психологического самочувствия незанятых граждан, ищущих работу. Особое внимание будет уделено категории длительно безработных граждан, росту их адаптационных возможностей и мотивации к труду.
Реализация мероприятий по приоритетным направлениям деятельности позволит снизить дифференциацию районов республики как по уровню безработицы, так и по составу безработных граждан, а также решить локальные проблемы занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лица предпенсионного возраста, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и др.).
Обеспечение прав граждан в области защиты от безработицы поможет незанятым лицам в период безработицы получить средства для поддержания своего жизненного уровня и не оказаться в психологическом и социальном вакууме, следовательно, уменьшит социальные риски последствий безработицы.
В реальном секторе экономики в рамках социального партнерства в сфере труда в период до 2017 года основной задачей станет формирование условий и механизмов регулирования оплаты труда, дающих возможность для расширенного воспроизводства рабочей силы и обеспечения ее стимулирующей функции с учетом оптимального сочетания интересов работодателей и работников, состояния экономики области в целом и отдельных отраслей, на основе:
– развития социального партнерства в сфере труда;
– повышения минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения;
– формирования социально ответственного бизнеса, ориентированного на социальную защищенность работников, легализацию заработной платы;
– реализации системы защиты заработной платы от обесценивания путем регулярной индексации;
– нормализации отраслевых соотношений в оплате труда, в том числе между бюджетной и внебюджетной сферами.
К концу 2013 года планируется довести величину минимальной заработной платы, устанавливаемой республиканским соглашением между Правительством Республики Карелия, ОО "Объединение профсоюзов в Республике Карелия" и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия, во внебюджетном секторе экономики до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, в бюджетном секторе экономики этот процесс должен быть завершен к концу 2016 года.
Результатами проводимой политики станут недопущение неконтролируемого роста уровня регистрируемой безработицы и удержание безработицы по методологии Международной организации труда на предельно допустимом уровне, а также недопущение развития застойной безработицы, обеспечение как можно более раннего выхода граждан из состояния безработицы.
Ожидается, что к 2017 году уровень зарегистрированной безработицы в среднемесячном исчислении снизится до 1,6%.
4.2. Инвестиционная и бюджетно-налоговая политика
В экономической политике основным приоритетом в работе Правительства Республики Карелия станет привлечение инвестиций.
Проводимая инвестиционная политика в среднесрочной перспективе будет направлена на развитие экономической базы республики, прежде всего промышленного и инфраструктурного потенциала, путем технологической модернизации и диверсификации экономики на основе устойчивого роста инвестиций.
Исходя из поставленной цели, в сфере инвестиций определены следующие основные задачи:
– улучшение инвестиционного климата и создание благоприятной для инвестиций среды;
– сокращение административных барьеров, препятствующих инвестиционному процессу в республике;
– развитие инфраструктуры для инвестиций;
– совершенствование системы привлечения, поддержки и сопровождения инвестиционных проектов;
– формирование приоритетных региональных инвестиционных проектов;
– совершенствование информационного обеспечения инвестиционного процесса;
– координация действий региональных органов исполнительной власти, территориальных подразделений федеральных ведомств, органов местного самоуправления по развитию инвестиционной деятельности в регионе.
Для повышения доверия инвесторов к республике планируется выработать и законодательно закрепить единые стабильные правила и критерии.
Разрабатываемые новые подходы к инвестиционной политике предусматривают в том числе оказание поддержки с учетом перспективности отраслей экономики территории, на которой реализуется проект, объема привлекаемых инвестиций и количества создаваемых рабочих мест.
В увязке с указанными критериями планируется использование таких стимулирующих мер, как:
– предоставление льготных условий пользования земельными участками, находящимися в собственности Республики Карелия;
– снятие ограничения по возможности получения только одной формы поддержки для приоритетных проектов;
– предоставление инвестиционных налоговых кредитов как формы государственной поддержки;
– расширение видов субсидирования затрат инвесторов;
– получение поддержки группой связанных и зависимых компаний;
– увеличение срока предоставления налоговых льгот по региональным налогам при инвестировании в приоритетные отрасли;
– подготовка пакета стимулирующих мер поддержки на муниципальном уровне.
В качестве организационных мер предлагается:
– введение персональной ответственности руководителей органов власти по закрепленным проектам;
– организация рабочих групп для сопровождения проекта;
– предоставление гарантии на 5 лет по нераспространению новых решений республиканского уровня, ухудшающих условия инвестирования по заключенным соглашениям;
– оформление зон экономического благоприятствования на территориях целевых районов.
Будет реализован принцип "одного окна" для инвесторов и создан центр поддержки экспортеров.
В качестве институциональных мер предусматривается:
– создание инвестиционного и залогового фондов Республики Карелия,
– выделение не менее 10% средств республиканской адресной инвестиционной программы на инфраструктуру инвестиционных площадок;
– совершенствование работы Корпорации развития Республики Карелия.
Для повышения прозрачности и предсказуемости действий республиканской власти по всем аспектам взаимодействия с инвесторами планируется проведение независимого аудита инвестиционной среды.
В целях снижения давления инфраструктурных ограничений на экономическое и социальное развитие предусматривается создание механизмов для реализации региональных и муниципальных инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортной, энергетической, коммунальной, а также социальной инфраструктур.
Для расширения направлений инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата Республика Карелия продолжит работу по внедрению в практическую деятельность требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного Агентством стратегических инициатив.
Особое внимание будет уделено созданию республиканской системы государственно-частного партнерства, включая образование регионального инвестиционного фонда. Для этого будет принят пакет нормативных документов, определяющих принципы взаимодействия и регламентирующих условия, порядок и формы участия в партнерстве государства и бизнеса в соответствии с Законом Республики Карелия "Об участии Республики Карелия в проектах государственно-частного партнерства", а также Положения об Инвестиционном фонде Республики Карелия. Приоритетным направлением, финансируемым за счет указанных источников, станет строительство индустриальных парков.
Для привлечения инвестиций главной задачей является создание благоприятной среды, способствующей привлечению ресурсов из различных источников.
Сокращение административных барьеров, возникающих при продвижении инвестиционных проектов, будет осуществляться через реализацию системы мероприятий, направленных на совершенствование контрольно–надзорных и разрешительных процедур в строительстве, предполагающих регламентацию предоставления государственных и муниципальных услуг в области градостроительной деятельности; разработку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, а также нормативов градостроительного проектирования, муниципальных образований.
В 2012 году во всех муниципальных образованиях будут разработаны регламенты предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию".
В ближайшие два года завершатся работы по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе по формированию земельных участков, выдаче градостроительных планов, разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства.
Дальнейшее развитие получит региональная система поддержки и сопровождения инвестиционных проектов. Наряду с сохранением действующей системы мер государственной поддержки инвестиционной деятельности (предоставление налоговых льгот и государственных гарантий инвесторам, субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным для финансирования инвестиционных проектов) планируется использование новых форм. В частности, планируется создание промышленных площадок, обеспеченных инженерной и энергетической инфраструктурами. Кроме того, планируется принятие мер по дополнительному налоговому стимулированию инвесторов в зависимости от объема инвестиционных вложений, количества создаваемых рабочих мест, территориального размещения их в депрессивных районах. Соответствующие поправки будут внесены в инвестиционное и налоговое законодательство.
Модернизация экономики, создание новых производств требуют качественно нового подхода к организации инвестиционного планирования в республике. Нужна не только системная готовность к приему инвестиций, но и формирование целевого спроса на них в конкретных сегментах экономики. Решению этих задач призваны способствовать институты инвестиционной инфраструктуры, важнейшее назначение которых – создать условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
В рамках данного направления планируется организация работы Корпорации развития Республики Карелия, в сферу которой войдет управление территорией (формирование инфраструктурно обустроенных земельных участков с последующим их инвестированием в проекты государственно-частного партнерства, организация и реализация такого рода проектов, привлечение средств частного капитала и федеральных институтов развития для организации проектного финансирования), создание индустриальных парков и ряд других вопросов инвестиционного развития.