Основные понятия личностно-ориентированного и деятельностного подхода

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов. Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека. Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности. Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей. Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности. Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.

В педагогическом процессе идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. В процессе и результате использования форм, приемов и методов работы человек способен выбирать, оценивать, проектировать, конструировать те виды деятельности, которые свойственны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации. Суть педагогического процесса с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная Педагогический процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций, задач мотивирующих учащихся на различные виды деятельности. Этот подход в педагогическом процессе учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в развитии личности ребенка. Все психологические новообразования определяются осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и закономерностями смены этих деятельностей. Ведущий тип деятельности в каждом периоде жизни ребенка не является единственным.

16. Понятия «базовая культура личности», «содержание воспитательного процесса». Философско-мировоззренческая подготовка школьников

Понятие о мировоззрении. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Cам человек выделяет или различает в себе качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности.Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.Мировоззренческие убеждения и действительность. Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей.Убеждения - это не нечто "знаемое" и "понимаемое", это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззрения надо уделить особое внимание формированию методологических понятий, обобщений, идей, характеризующих действительность и ее теоретические описания.

17. Гражданское воспитание

Формирование гражданской культуры личности связано с такой задачей, как внедрение правовых норм в практику обществ.отношений, с развитием правового сознания с гражданским сознанием, авторитета общественного мнения и принудительной силы закона с помощью гос правоохранит.органов. Основным источником права яв-ся Конституция,которая раскрыв-ся и хар-ся в древних законодат. актах.

Когда поведение и отношение к людям становится безнравств., возникает отклонение от нравств.норм. Таким образом, порождается преступное сознание и извращенная антиобщественная мораль. Гражданская культура связана с гражданственностью. Это нравственные качества личности, определяющие сознат. и активное выполнение гражд.обязанностей и долга перед государством,обществом, народом. Это разумное использование своих гражд.прав, точное соблюдение и уважение законов страны. Формируется в процессе гражд.воспитания.

Гражданское воспитание – это процесс формирования уважительного отношения к законам и бесприкословного подчинения ему, нормам, коллективной жизни, развитие ГВ лежит в развитии самосознания и полит.ответственности, культуры,межнац.отношения,готовности защищать своё Отечество.

Толерантность – это нац. и расовая терпимость, уважение к культуре и религии другого народа. Это патриотическое чувство к собств.стране.

Составные компоненты ГВ: - полит, - правовое.

Полит. – формирование полит.сознания,отражающее отнош.между гос-ми, нациями, партиями;это умение разбираться в них с нравств.позиций. Должно осущ-ся на принципах объективности и свободы выбора позиции.

Правовое – это процесс формирования прав.культуры и прав.поведения, кот. связаны на правовом сознании и преодолении прав.нигелизма(отрицание)

Важнейшим элементом прав.сознания яв-ся нравственно-прав. чувства. Это гражданская совесть, которая есть нечто иное как внутр.контроль правопослушного поведения. Она порождает нравств.страдание личности в случае правонарушения закона.

Правовые знания, нравств-прав.чувства образуют структуру правового мышления. Правовое мышление – это умение осмысливать, оценивать поступки, замыслы поведения людей с т.зр. норм права.

18. Формирование основ нравственной культуры личности.

Нравств.культура личности сопряжена с такими понятиями как нравств.воспитание, этическое воспитание,идеал.норма., нравств.принципы.

Нравств.культура формир-ся в процессе нравств.воспитания.

Нравств.воспитание-это формирование отношений к родине, обществ.системе и гос-ву, к людям, к труду, самому себе на уровне общечеловеческих норм морали. Это умение поступать с учётом обществ.требований и норм, повседневное моральное поведение.

Мораль-как форма обществ.сознания является совокупностью правил, требований, норм, регулирующих отношения между людьми и их поведением. Она обусловлена обществом:каковы ценности общества, уровень, его цивилизованности, - такова и мораль. В основе морали лежат нравств.нормы(правила, требования, определяющие как человек должен поступать в той или иной ситуации). Нормы объединяются в группы и образуют нравств.принципы.

Люди воспринимают требования морали как жизненное правило и вырабатывают на основе этих правил нравственный идеал(это образец нравств.поведения, в котором собраны самые лучшие и благородные черты человека, его поведения).

Составной частью нравств.воспитания является этическое воспитание. Этика – это философская наука, которая изучает мораль. Этическое воспитание – это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку правил хорошего тона у учащихся, формирование культуры,поведения и отношений сознательной дисциплины.

В зависимости от того, насколько человек усваивает и принимает нормы, можно судить о его нравственности. Нравственность –это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства человека, как доброта, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие, коллективизм.

19. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.

Трудовое воспитание реб-ка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о труд. обязанностях. труд был и остается необходимым и важным средством развития психики,нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников физич. и интеллект. потребностью. Задачи трудового воспитания: 1)формирование положит.отношения к труду,высоких социальных мотивов труд.деятельности,2) развитие познават.интереса к знаниям и стремления применять их на практике,развитие в творч.труде,3) формирование высоких моральных качеств,трудолюбия,долга и отвеств-ти, целеустремл-ти,предприимчивости,честности,4) вооружение учащихся разнообразными труд.умениями, формирование основ,культуры умств. и физич. труда. Виды труда: -учебный, -общественно-полезный,-производительный.

Учебный труд включает труд умственный и физический.Умственный является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий,терпения,усидчивости. Привычка к повседневному умств.труду имеет большое значение для всех видов труд.деятельности. школьными программами предусмотрен физич.труд на уроках труд.обучения, в уч.мастерских и на пришкольных участках. Именно в процессе физ.воспитания у детей проявляется такие нравст.качества как коллективизм,взаимопомощь,уважение к людям и к результатам их деятельности.

Общественно-полезный труд вкл.в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса,шк.территории,быт.труд дома, летняя работа на пришк.участке)

Производительный труд. участие школьников в создании матер.ценностей. они участвуют в производит.труде, развив. проф. интересы, склонности, потребность в труде. ПТ – это ученические мастерские и цеха.

Проф.ориентация – это обоснованная система соц-эконом.,психолого-пед.медико-биолог, производственно-технич.мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в проф.самоопределении. Компоненты ПФ: профессиональное просвещение(знание о соц.-эконом., психофизиолог. особенностях тех или иных профессий.), проф.диагностика(изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии), проф.консультация(совет специалистов: медицинская, диагностическая, индивид., справочно-информац.),проф.отбор(направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий с учетом сем.традиции и мнения друзей), проф.адаптация(это процесс вхождения молодого человека в проф.деятельность, приспособление к системе производства, труд.коллективу, условиям труда, особенностям специальности).

20. Формирование эстетической культуры учащихся.

Эстетическая культура осуществляется в процессе эстет воспитания. ЭВ- целенаправленный процесс формирования у подростков потребности высоких культурн и духовн ценностей.осн задачи ЭВ: 1. обоготить личность художественной эстетической культурой, пониманием происхождения искусства. 2. обучить начал самым общим навыкам самостоятельной деятельности искусства. 3. развить худ зоркость, творческое воображение,музыкальный слух, орегинальность мышления. 4. воспитать эстет чувства. 5. сформировать эстет сознание.

Эстет чувство-субъективные, эмоциональные переживания, рожденные оценочным отношением к предмету, который выражается в духом наслаждении или отвращнии к нему. эстет сознание-совокупность идей, норм, взглядов, суждений, вкусов, благодоря которым человек получает возможность достоверно определить эстет ценность предмета.

21. ---

22. Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Основные понятия общей дидактики.

Дидактика - с греч яз- поучающий. Дидактика - особый способ теоретического понимания мира, который является научной областью педагогики, исследующая принципы, ценности, закономерности. Сегодня Дидактика - самостоятельный раздел. Предметом Дидактики является процесс преподавания – учение, вместе с фактами которые его порождают. Дидактическими являются все компоненты процесса обучения (цели, принципы, содержание, методы, средства, результаты). Задачи дидактики связаны с совершенствованием всего процесса обучения и каждого его компонента. Задачи: 1). Исследовать сущность закономерности и принципы обучения. 2). Определить содержание (чему учить). 3). Разработать систему методов обучения (как учить). 4). Совершенствовать систему форм обучения. 5). Разработать новые технологии, обеспечивающие результат обучения. 6). Предлагать новые средства обучения. Процесс обучения состоит из 2х видов деятельности: преподавание и учение. Преподавание – это деятельность по руководству усвоения учащимися содержания образования и формирования качеств личности. Учение – это система познавательных и практических действий ученика, которые обеспечивают ему освоение ЗУН. Цели обучения – усвоен учеником соц опыта отражающегося в содержании образования. Содержание образования – научно обоснованная система ЗУН. Принципы обучения – исход положен о способах достижения дидактических целей с учётом закономерности учебного процесса. Методы обучения – (как учить) способы совместной деятельности учителя и ученика по достижению цели. Форма организации обучения – способы, которые осуществляются в определённом порядке и режиме. Средства обучен – предметы материальной и духовной культуры с помощ которых осуществляется предмет обучения. Результат обучения – обученость ученика, т.е. система ЗУН, влияющие на новые формы поведения человека. Сущность процесса обучения – 1.оброзовательная, 2.воспитательная.

23. ---

24, 25. Понятие и классификация методов воспитания. Характеристика методов воспитания.

Методика воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Приём воспитания - составная часть в структуре метода, достигается ч/з средства воспитания. Средства воспитания - объекты материальной и духовной культуры, различные виды деятельности, включенные в процесс воспитания для достижения воспитательных целей. Методы формирования сознания личности - беседа, лекция, рассказ, объяснение, внушение, убеждение. Методы организации деятельности: требование, упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации. Черты метода - способ чёткого однозначного указания, воздействие опережающее развитие ученика, исходный метод воспитания. Форма предъявления требований - указание, приказание, распоряжение, намёк просьба, рекомендация. Методы стимулирования поведения: поощрение и наказание. Формы поощрения - Моральные (похвала, одобрение, благодарность), материальное (диплом, грамота, подарок). Этапы реализации метода - изучение коллективного метода, определение формы поощрения, создание благоприятной обстановки. Условия эффективности - принципиальность, объективность, понятность, поддержка общественным мнением. содержание. Разъяснение – наиб распр метод убеждения школьника. Цель – раскрыть социальноеное, нравственное, эстетическое содержание требований к ребёнку, поступков.

26. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. Этапы развития учебно-воспитательного коллектива.

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива - закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, по которым можно судить о том, что группа переросла в коллектив, являются высокий стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

Не полный ответ, читайте вопрос.

27 ---


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: