ЭВМ с многими десятками параллельно работавших микропроцессоров, позволяющих строить эффективные системы обработки знаний, базируются на сверхсложных микропроцессорах с параллельно-векторной структурой.
В машинах пятого поколения широко используются модели и средства, разработанные в теории искусственного интеллекта. В них широко используются языки, характерные для представления знаний, модели знаний в виде семантических сетей, фреймов и продукций.
Совершенствование компьютеров — объективно неизбежный процесс, происходящий в очень быстром темпе.
Необходимость создания интеллектуальных компьютеров осознана давно. Важную роль здесь сыграли предсказания выдающегося английского математика А. Тьюринга. Он не только уже в конце 40-х гг. говорил о неизбежности появления интеллектуальных компьютеров, но и указал конкретные пути достижения этой цели. Однако первые проекты интеллектуальных компьютеров появились лишь через 30 лет.
Компьютеры будущего будут обладать естественными средствами общения; диалог "человек—компьютер" максимально приблизится к общению между людьми.* В будущем будет возрастать быстродействие ЭВМ. Уже сейчас созданы такие компьютеры, которые выполняют миллиарды операций в секунду. Создание сверхмощных ЭВМ особенно важно для правовой сферы, где объемы информации колоссальны.
|
|
* Средства взаимодействия пользователя с ЭВМ получили название интеллектуального (или "дружественного") интерфейса.
Интеллектуальным является нейрокомпьютер — ЭВМ, в основе которой лежит нейронная сеть, объединяющая все функции. Теоретической его основой служит представление о формальном нейроне — нервной клетке живого организма. Решение задачи достигается путем перенастройки сети за счет формальных нейронов и процедур самоорганизации.*
* Нейрокомпьютеры обладают огромной скоростью работы, недоступной для обычных ЭВМ.
В 1985 г. фирма INMO (Великобритания) разработала новое вычислительное устройство, получившее название "транспьютер", Транспьютер — это вычислительное устройство, выполненное в виде одной сверхбольшой интегральной схемы. Он может использоваться как элементарный блок для построения параллельных высокопроизводительных систем. Существуют большие системы, содержащие несколько сотен транспьютеров.
Литература
Андреев Б. В., Бушуев Г. И. Моделирование при решении уголовно-правовых и криминологических задач. М., 1997.
Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов М., 1985.
Венгеров А. Б. Синергетика, юридическая наука, право // Сов. гос. и право. 1986. № 10.
|
|
Венгеров Д. Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. 1993. № 4.
Воробьев Г. Г. Социальная кибернетика. М., 1997.
Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.
Гаврилов О. А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1994. №5.
Гаврилов О. А. Изучение права методами математической логики // Вопросы кибернетики и права. М., 1967.
Гаврилов О. А. Аксиоматический метод исследования структуры советского права // Правовая кибернетика. 1997.
Гаврилов О. А. Проблемы и перспективы формализации права // Право и проблемы информации в управлении. София, 1980.
Гаврилов О. А. Логико-семантический анализ правовой нормы // Сб. Правовая информатика. Вып. 1. М., 1996.
Гнеденко Б. В., Хинчин А. Я. Элементарное введение в теорию вероятностей. М., 1982.
Земляной М. И. Некоторые проблемы современной логики в праве. Одесса, 1970.
Кемени Дж,Снелл Дж. Томпсон Дж. Введение в конечную математику. М., 1965.
Пашин С. А., Косовец А. А. Экспертные системы в области правосудия и законотворчества: опыт и перспективы // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1992. № 10—11.
Поспелов Г. С., Поспелов Д. А. Искусственный интеллект — прикладные системы. М., 1985.
Поспелов Д. А. Большие системы (ситуационное управление). М., 1975.
Правовая кибернетика. М., 1973.
ПоповЭ. В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б., Шапот М. Д. Статистические и динамические экспертные системы. М., 1996.
Рубашкин В. Ш. Представление и анализ смысла в интеллектуальных информационных системах. М., 1989.
Сасскинд Р. Экспертные системы в праве. М., 1990.
Срагович В. Г. Адаптивное управление. М., 1981.
Черданцев А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.
Уотермен Д. Руководство по экспертным системам. М., 1989.
Уинстон П. Искусственный интеллект. М., 1980.
Шафрин Ю. Информационные технологии. М., 1998.
Шрейдер Ю. А. Логика знаковых систем. М., 1974.
Шрейдер Ю. А., Шаров А. А. Система и модели. М., 1982.
Шрейдер Ю. А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и сенсорный принцип // Вопросы философии. 1995. № 2.
Шемякин Ю. И., Романов А. А. Компьютерная семантика, М., 1995.
Часть особенная. Основные направления информатизации правовой системы РФ
Глава 5. Создание Общенациональной системы правовой информации
§ 1. Структура Общенациональной системы правовой информации
В России в настоящее время нет оптимальной системы правовой информации. Юридические и физические лица (граждане) не в состоянии получить исчерпывающие данные о тех или иных нормативных правовых актах (федеральных законах и др.).
Задача построения Общенациональной системы правовой информации РФ провозглашена в Указе Президента РФ от 28 июня 1993 г., утвердившего Концепцию правовой информатизации России.* Закреплено она и в некоторых иных нормативных актах. Так, Федеральный закон "Об информации" предусмотрел возможность отнесения информационных ресурсов к общероссийскому (национальному) достоянию. Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием.**
* Сейчас можно говорить о создании лишь основ такой системы. См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.
** Отнесение конкретных объектов федеральных информационных ресурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение их правового режима устанавливаются федеральным законом. Отнесение информационных систем к уровню национальных принято и в информационно развитых странах (например, в США).
Концепция национальной системы правовой информации начала разрабатываться еще в 70-е гг. Она соответствовала характеру и уровню информационно-вычислительной техники того времени.* Научные и практические исследования ориентировались на создание преимущественно централизованных систем накопления и обработки данных.
|
|
* Она получила название Общегосударственной автоматизированной системы правовой информации (ОГАСПИ).
ОГАСПИ разделялась на несколько уровней. Верхний представлялся автоматизированной системой правовой информации Научного центра правовой информации (АСПИ НППИ). Второй уровень — республиканскими и отраслевыми системами правовой информации. Третий уровень — автоматизированными системами правовой информации местных органов власти, учреждений, предприятий и организаций.*
* АСПИ — элементы сети — должны рассматриваться в качестве составных частей общегосударственной системы информации страны и реализоваться на тех же технических средствах.
В соответствии с назначением системы каждая АСПИ должна выполнять следующие основные функции:
сбор, формально-логический контроль, накопление, хранение и поддержание в контрольном состояний правовой информации;
ретроспективный поиск информации в банке данных по терминам, индексам классификатора, реквизитам, элементам текста;
избирательное распространение информации по поисковым элементам;
работы с текстами на экране ЭВМ (ввод, редактирование, рецензирование и т.д.).
Общенациональная система правовой информации состоит из следующих структурных элементов:
система мощных (как правило, всероссийских) центров правовой информации;
система ведомственных (локальных) центров и систем;
система региональных центров;
система АРМ (автоматизированных рабочих мест) и консультационных систем;
технические средства (ЭВМ, телекоммуникации);
нормативнаябаза информатизации.
Элементами структуры системы являются суперкомпьютеры — системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов (используются в военной и космической областях деятельности, в фундаментальных научных исследованиях, глобальном прогнозировании погоды). Они способны обрабатывать информацию со скоростью 10—12 миллиардов логических операций в секунду.
|
|
Сетевое оборудование — аппаратура, необходимая для подключения многопользовательских систем ПЭВМ или рабочих станций к локальным сетям.
Телекоммуникационное оборудование — телефоны, телексы телетайпы, факс-машины, видеотерминалы и др.*
* См.: Указ Президента РФ "О мерах по созданию космических телекоммуникационных систем Российской федерации" // СЗ РФ. 1996. № 32. Ст.3839.
Интеллектуальная ("разумная") сеть — коммуникационная сеть, которая осуществляет не только передачу данных, но и сложное разнообразное информационное обслуживание. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О связи" сети электросвязи представляют собою технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передачи: телефонную, телеграфную, факсимильную передачу данных и других документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионные, звуковые и иные виды радио- и проводного вещания.*
* СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600.
Главным направлением создания Общенациональной системы правовой информации являются системы распределенной обработки информации.* В условиях роста нормативно-правового массива введение централизованных баз данных абсолютно нереально, ибо в одном месте получать, обрабатывать и поддерживать акты в контрольном состоянии практически невозможно. Основным элементом автоматизированных информационных систем становятся локальные базы данных.
* Теория систем распределенной обработки информации разработана российским ученым лауреатом Ленинской премии Э. В. Евреиновым.
Распределенные вычислительные системы представляют собой совокупность территориально разнесенных вычислительных средств, связанных друг с другом. Помимо распределенных сюда включены сосредоточенные вычислительные системы, однородные вычислительные структуры, однородные вычислительные среды.
Процесс проектирования Системы основывается на следующих принципах.
Принцип организационного разнообразия. Каждый центр и каждая компьютерная сеть принадлежат определенному ведомству (МВД, Министерство юстиции и др.) и аккумулируют необходимую ему информацию.*
* Следует учитывать исключительное разнообразие сведений, которые необходимы для оптимальной организации деятельности ведомства.
Принцип технологического единства означает, что должно быть создано единое информационно-правовое пространство.
Принцип развития (открытости) заключается в том, что компьютерная сеть должна создаваться с учетом возможности пополнить и обновить ее функции и состав, не нарушая функционирования.
Принцип совместимости. При создании систем должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими системами в соответствии с установленными правилами.
Принцип стандартизации (унификации). В системе должны быть рационально применимы типовые, унифицированные и стандартизированные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты.
Принцип эффективности. Достигнутая в результате автоматизации цель должна "стоить" произведенных затрат.
Общенациональная система представляет собой систему массового обслуживания, поскольку обрабатывает информацию, поступающую по каналам связи в виде массовых потоков.*
* Существующие в обществе системы массового обслуживания разнообразны. Это работа телефонных станций, морских, речных портов, аэродромов и т. д.
С вопросами массового обслуживания приходится сталкиваться, по существу, в деятельности любого государственного учреждения. Например, это поток поступающих жалоб и время их разрешения. Документально-информационные потоки возникают в процессе установления связей между создателем и потребителем информации. Потоки включают совокупности документов и информационных запросов. Конкретная система массового информационно-правового обслуживания характеризуется следующими параметрами:
наличие "устройства", которое получает запросы и обрабатывает их;
поток заявок, поступающий на "вход" системы. Время их обслуживания;
пропускная способность системы — максимальное число заявок, обслуживаемых за единицу времени;
уровень производительности, т. е. среднее количество двоичных единиц информации, поступающей от источника в единицу времени.
В теории массового обслуживания исследуются математические модели, связывающие между собой характеристики входного потока заявок со способностями системы. Математические модели позволяют производить аналитический расчет для оценки качества функционирования системы массового обслуживания.*
* В более сложных случаях используется метод имитационного моделирования.
К. Н. Герцев (НЦПИ) проанализировал аппаратно-программный комплекс на базе ЭВМ AS/400 для передачи по каналам связи правовой информации.
Придерживаясь принятых обозначений, автор ввел следующие понятия:
модель системы массового обслуживания — аппаратно-программный комплекс AS/400;
обслуживающий прибор — совокупность однотипных коммуникационных линий и модемов;
требование — входящий запрос на обслуживающий прибор для получения правовой информации.
К Н. Герцевым были найдены характеристики работы аппаратно-программного комплекса электронной почты системы "Юстиция" Научного центра правовой информации Минюста России.
Доступ к каналам электронной почты обеспечивают 12 каналов связи. Согласно экспериментально полученному графику нагрузки на каналы среднее время реакции системы (т. е. время обработки требования) равно 37,425 минуты. Интенсивность — 10 обращений в час, т. е. одно обращение за 6 минут (при занятости всех линий связи комплекса поступающее на него требование получает отказ и теряется).
Таким образом:
число каналов (обслуживающих приборов): n = 12;
интенсивность потока обслуживания каждого канала: m = 1/37,425;
интенсивность потока требований: l = 1/6;
среднее число заявок, поступающих в систему за среднее время обслуживания одной заявки в одном канале:
Приведем расчеты К. Н. Герцева.
Вероятность обслуживания требования Робс равна вероятности того, что в момент ее поступления хотя бы один канал будет свободен:
Среднее числозанятых каналов:
Вероятность того, что канал занят, равна:
Среднее время простоя канала tп.к.:
Вероятность полной загрузки системы, т. е. того, что все каналы будут заняты, равна:
Вероятность простоя системы равна вероятности того, что все каналы свободны:
Среднее число свободных каналов s равно:
Из соотношения = 12 получено: = 5,8528, т. е. большую часть времени 5 каналов электронной почты системы "Юстиция" свободны.
Важнейшей задачей при реализации информационных проектов является формирование и развитие сети надежной связи, магистральной и региональных систем передачи данных (СПД) как составной части территориальной системы.
Создание СПД с высокими качественными показателями потребует решения сложного комплекса как технических, так и организационных вопросов.
Так, сеть связи МВД РФ базируется на использовании:
первичной государственной сети связи, образованной на основе аналоговых и цифровьсс систем передачи, организованных с помощью кабельных, радиорелейных и спутниковых линий связи;
вторичных государственных сетей с коммутацией каналов, в том числе:
общегосударственной сети телефонной связи общего пользования;
общегосударственной выделенной по обслуживанию сети телефонной связи "Искра";
сети абонентского телеграфирования АТ-50.
В 1997 г. начаты работы по созданию многофункциональной космической телекоммуникационной системы Российской Федерации.
В РФ уже действует ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Их создание опирается на концепции, которые разрабатываются соответствующим ведомством и утверждаются его руководством.
Вступившие в строй сети правовой информации охватывают территорию всей России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входит собирание, аккумуляция, систематизация, хранение и представление пользователям различной правовой информации (нормативной и ненормативной).*
* Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 1993 г. "О мерах по ускорению создания центров правовой информации" (САПП РФ. 1993. № 47. Ст. 1473), "О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации" № 665 от 12 мая 1993 г. (САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1759).
Создание центров и систем правовой информации позволяет существенно повысить уровень информационного обеспечения деятельности правотворческих органов, прежде всего региональных. Более интенсивными становятся потоки правовой информации. Вертикальные потоки охватывают ее движение сверху-вниз (из центра к регионам) и снизу-вверх (из регионов к центру).
Горизонтальные потоки охватывают движение информации между регионами и между различными центральными органами (например, между федеральным Собранием и Правительством).
В результате резко возрастает степень обоснованности и законности решений правотворческих органов, повышается эффективность их информационного обеспечения, уровень интеллектуальности, а также правовой культуры и справедливости.
Государственная политика информатизации правовой сферы России должна предусматривать также развитие нормативной базы. Помимо приведенных в рассматриваемой сфере действует еще ряд указов Президента РФ. Издано значительное число ведомственных нормативных актов. Думается, что есть основания подготовить и принять Федеральный закон "Об информатизации правовой сферы", где отразить следующие вопросы.
1. Задачи информационных систем:
сбор правовой информации;
формирование автоматизированных баз и банков данных;
предоставление указанной информации гражданам, иным физическим и юридическим лицам, заинтересованным государственным органам, должностным лицам, органам местного самоуправления, иным субъектам;
постоянное развитие и совершенствование систем поиска и обработки информации, внедрение и использование перспективных информационных технологий;
активное участие в деятельности по повышению уровня знаний юристов в сфере информатики и вычислительной техники, в организации подготовки и переподготовки кадров;
совершенствование связи с другими информационными системами, создание или приобретение более совершенных телекоммуникационных средств.
Средства, получаемые в результате выполнения хозрасчетных работ и договоров, заключенных на возмездной основе, направляются на развитие материально-технической базы, решение социальных вопросов, а также на развитие технического и программного обеспечения. Информационные услуги предоставляются как на возмездной, так и безвозмездной основе.
Государственные органы, должностные липа, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица обязаны предоставлять в распоряжение информационных центров данные, необходимые для их функционирования и выполнения лежащих на них задач.
2. Обязанности информационных систем и центров.
Информационные системы и центры:
формируют и рассылают пользователям копии и фрагменты информационных массивов на машинных носителях и по линиям связи (по разовым запросам или периодически);
формируют и рассылают пользователям тематически подобранные бюллетени новых поступлений на традиционных и машинных носителях;
участвуют в подготовке к изданию подборок и сборников нормативных актов;
предоставляют консультационные услуги и оказывают помощь пользователям на основе информации, содержащейся в базах данных;
взаимодействуют с учреждениями, организациями, работающими в области права, информатики и информационных технологий.
3. Региональные подразделения (центры) правовых информационных систем организуются в республиках в составе РФ, областях, краях, автономных областях. Они являются базовым звеном распределенной информационно-коммуникационной системы соответствующего ведомства. Их задача — информационная деятельность на территории субъекта Федерации — республики в составе РФ, области, края. Функционируют в составе регионального подразделения соответствующего юридического ведомства.
Региональные подразделения (центры) при решении своих оперативных, научных, финансово-материальных задач взаимодействуют с аналогичными подразделениями своего ведомства, а также с подразделениями (центрами) иных ведомств и служб.
§ 2. Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах
Главное место в Общенациональной системе правовой информации должны занять центры и компьютерные сети нормативной правовой информации, ибо она относится к числу основных и призвана удовлетворять потребности наиболее широких кругов пользователей.
Рис. 17. Структура Российской автоматизированной системы информации о нормативных правовых актах - (проект)
(Копылов В. А. Информационное право. М., 1997. С. 139)
Указами Президента РФ предусмотрено создание Российской автоматизированной системы информации о нормативных правовых актах. Система будет представлять собой крупнейший информационно-коммуникационный комплекс (рис. 17). Она будет опираться на систему эталонных банков нормативной правовой информации различных иерархических уровней.
При разработке системы используются принципы:
активного участия государственных структур в создании и использовании информационных правовых ресурсов РФ;
децентрализованного формирования и актуализации эталонных банков НПА;
формирования и поддержания в актуальном виде единого интегрированного банка нормативной правовой информации.
Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах представляется сетью:
эталонных банков нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;
эталонных банков общеобязательных правовых актов высших судебных органов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
эталонных банков ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и другими органами федеральной исполнительной власти;
интегрированных банков нормативной правовой информации в региональных центрах правовой информации;
единого интегрированного банка Российского центра правовой информации.
Создание 89 региональных центров нормативной правовой информации — в каждом субъекте Федерации — даст возможность организовать региональные библиотеки нормативных актов.*
* В настоящее время такие библиотеки созданы в некоторых областях РФ. Они снабжены компьютерной техникой и базами нормативной правовой информации.
В составе Системы предусмотрено также создание Российского Центра правовой информации. Его основные задачи:
информационно-правовое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций и граждан;
ведение интегрированного банка правовой информации;
формирование и распространение в машиночитаемом виде Собрания законодательства Российской Федерации и других электронных сборников официальных текстов правовых актов;
формирование Свода законов Российской Федерации в машиночитаемом виде;
программно-техническое обеспечение Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, подготовка и выпуск правовых актов в машиночитаемом виде.*
* Источниками правовой информации для пополнения базы являются законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, а также иные учреждения и организации.
На Научно-технический центр правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ возложены функции головной организации в сфере правовой информатизации. В Указе Президента РФ от 25 апреля 1993 г. "О мерах по ускорению создания центров правовой информации" Научно-техническому центру (НТЦ) "Система" дано поручение ускорить работы по формированию эталонного банка данных правовой информации и созданию центрального узла системы.
Основные задачи научно-технического центра "Система":
создание, формирование и поддержание в актуальном виде эталонного банка данных правовой информации;
координация разработки и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в рамках построения систем правовой информации;
проведение работ, связанных с информационно-правовым обеспечением деятельности пользователей Системы;
формирование и поддержание в актуальном виде копий эталонных банков данных правовой информации;
тиражирование банков данных для использования в региональных узлах правовой информации;
осуществление практической и научно-методической координации деятельности разработчиков по реализации Концепции правовой информатизации России;
учет и регистрация законов Российской Федерации, постановлений Федерального Собрания, указов и распоряжений
Президента Российской Федерации и решений Совета Министров — Правительства Российской Федерации;
участие в создании территориально распределенных телекоммуникационных сетей.
Общенациональная территориально распределенная система помимо своего прямого назначения позволит рационально и эффективно решить проблему информационного взаимодействия государственных структур.
Научно-техническим центром "Система" формируются еженедельные электронные бюллетени "Собрания законодательства Российской Федерации", информационно-поисковая система "Свод законов Российской Империи" в машиночитаемом виде.
Основная задача НТЦ "Система" — донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Эта задача и определила выбор в качестве средства разработки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Кроме того, система должна предусматривать постоянное обновление баз данных.
Правовая информация не может быть получена из одного источника — она распределена практически по всей территории страны; это приводит к необходимости доставки информации с мест (даже на одной территории постановления правительства, местных органов власти, материалы арбитражных судов, проекты законов реально готовятся в разных государственных структурах, слабо связанных друг с другом).
Вследствие этого сбор информации является сильно распределенным, с одной стороны, географически, а с другой — тематически.
В создании Общенациональной системы правовой информации все большую роль играют негосударственные компьютерные фирмы и компании.* К их числу относятся:
Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис";
Центр новых компьютерных разработок (Санкт-Петербург);
Информационно-правовой консорциум "Кодекс";
Юридическое информационное агентство "Interlex";
Акционерное объединение "Консультант Плюс";
Юридический дом "Юстицинформ" и другие.
* В России действует до 40 таких фирм и компаний.
Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений.*
* Российские фирмы, оказывающие услуги по предоставлению и распространению правовой информации, регистрируются в Научно-техническом центре "Система".
В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.*
* Коммерческие фирмы, частные лица не вправе публиковать текст принятых нормативных правовых актов до их официального опубликования.
Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.* Формируется мировой рынок информационных технологий. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.
* Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом. более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия — свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.
Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других официальных источников.*
* Информационные базы фирмы содержат свыше 150 тыс. документов.
Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательство представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база — "Законодательство России".
Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.
Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия — СНГ), судебная и арбитражная практика.
Российское законодательство представлено в сети Интернет.* По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.
* Агентство Reuter каждую неделю транслирует новости российского законодательства, поступающие из сети "Гарант":
Для удобства вся информация, поступающая в НПП "Гарант-Сервис", разделяется на четыре группы по значимости и частоте использования и имеет разветвленную структуру.
Группа 1 — Правовые базы. Это программные продукты, поступающие в продажу и устанавливаемые на компьютер пользователя. Каждая из баз содержит полный комплекс документов и сопроводительную аналитическую информацию.
Группа 2 — Электронный архив. Это общий банк документов, хранящихся в НПП "Гарант-Сервис" преимущественно в электронном виде, информация, которая может дополнить правовые базы и быть предоставлена по телекоммуникационным каналам в течение одного дня.
Группа 3 — Библиотека "Гаранта". Это документы на бумажных носителях, к которым НПП "Гарант-Сервис" имеет доступ и может передать копии пользователям "Гаранта".
Группа 4 — Справочники и программы, связанные с правовой тематикой. Это программные продукты, имеющиеся в продаже и устанавливаемые на компьютер пользователя.
Другая лидирующая компьютерная фирма — Акционерное объединение "Консультант Плюс". Ее сеть объединяет 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям.*
* Информационные ресурсы "Консультант Плюс" — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них — 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.
Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат.
В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.
Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.
В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.
Одним из приоритетных направлений работы Сети "Консультант Плюс" является сотрудничество с правотворческими органами. На настоящий момент в государственных учреждениях используется более 6 тыс. систем. Эффективность и надежность сервиса и технологии "Консультанта Плюс" позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.*
* Разработана уникальная технология представления русскоязычной правовой информации в сети Интернет и оперативной доставки новых юридических документов в любую точку России и мира.
Для деятельности частных фирм характерен нестандартный подход. Например, система "Кодекс" содержит в своей базе данных более 25 тыс. нормативных актов России. Каждая отрасль права представлена: основными документами; множеством инструкции; приложениями и комментариями, подробно разъясняющими тот или иной законодательный акт. Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде.
Общее число источников информации — более 170. Имеется база данных "Правовое регулирование бизнеса в России" на английском языке.
Помимо законодательных актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Собранная в этой базе информация в основном была опубликована в периодических изданиях, таких, как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Коммерсанта ". Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.
§ 3. Автоматизированная система информационного обеспечения — Юстиция
Автоматизированная система информационного обеспечения — Юстиция призвана осуществлять информационное обеспечение органов и учреждений Министерства юстиции РФ.
К основным задачам Министерства юстиции Российской Федерации относятся:
координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в целях обеспечения их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
обеспечение государственной регистрации общественных и политических объединений, контроль за соответствием их деятельности уставным целям;
контроль за соответствием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти законодательству Российской Федерации, ведение Государственного реестра этих актов;
государственная регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
организация службы судебных приставов;
участие в формировании и реализации государственной политики в области правовой информатизации (организация ее системы, создание банков данных правовой информации);
исполнение уголовных наказаний, судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
Информатизация судов, органов и учреждений юстиции проводится на основании соответствующих решений коллегии Министерства юстиции РФ и утверждаемых Министром юстиции РФ ежегодных планов информатизации деятельности центрального аппарата, местных органов, учреждений юстиции и судов. В соответствии с этими документами создается автоматизированная система информационного обеспечения органов и учреждений юстиции Российской Федерации (АСИО — Юстиция).
АСИО — Юстиция предназначена для автоматизации деятельности односоставных и многосоставных районных и городских судов, областных (краевых) судов, отделов (управлений) юстиции, Верховных судов и министерств юстиции республик в составе Российской Федерации, нотариата, центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации.
Основная функция АСИО — Юстиция — сбор, обработка, хранение и передача правовой информации в суды, органы и учреждения юстиции, что заменяет традиционные "ручные" методы ее обработки.* По предварительным расчетам, полученным на основе заявок судов, органов и учреждений юстиции, требуется создать около 100 тыс. автоматизированных рабочих мест.**
* В структуре Министерства действует Департамент правовой информатизации.
** По оценкам экспертов Организации Объединенных Наций по разработке информационных систем в Западной Европе, Японии и США, средняя стоимость одного рабочего места (кадровое — 20%, техническое — 40%, программное — 30% и телекоммуникационное обеспечение — 10%) составляет порядка 10 тыс. долларов США.
Возникает задача построения локальной информационной сети Министерства юстиции РФ. Все сотрудники центрального аппарата нуждаются в оснащении их рабочих мест персональными компьютерами. Каждое управление должно быть подключено к многосегментной сети с возможностью работы в режиме on line и передачи материалов по электронной почте.
Центральным звеном системы является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ (НЦПИ). НЦПИ создан в 1975 г. для обеспечения правовой информацией высших органов власти и управления. Продолжая выполнять эту функцию в качестве национального центра, НЦПИ предоставляет информацию пользователям СНГ, Совета Европы и ООН. Одновременно он является методическим центром научных исследований в сфере правовой информатики. Все программы Центра функционируют в составе аппаратно-программного комплекса "Фонд" для обработки правовой информации. "Фонд" содержит более 100 тыс. правовых актов Союза ССР и Российской Федерации.
Рис. 18. Автоматизированная система информационного обеспечения — Юстиция (НТИ. Сер. 1. 1996. № 7).
С 1975 г. НЦПИ ведет государственный учет нормативных актов.
Созданная в Центре база "Эталон" представляет собой полнотекстовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов и развитым поисковым аппаратом. Тексты законодательных нормативных актов имеют ссылки на их официальное опубликование, а тексты ведомственных актов — ссылки на регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Все нормативные акты базы данных оперативно поддерживаются в контрольном состоянии (т. е. соответствуют текущему правотворчеству) штатом квалифицированных юристов. База данных "Эталон" содержит более 45 тыс. документов, среди которых:
действующие нормативные акты бывшего СССР (с 1922 г.);
нормативные акты представительных и законодательных органов РФ, Президента и Правительства РФ, принятые начиная с 1990 г., а также все ранее принятые, в которые внесены изменения;
общеобязательные нормативные акты министерств и ведомств, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ;
нормативные акты межгосударственного характера СНГ;
правовые акты Мэрии и Правительства г. Москвы.
Информация, содержащаяся в базе данных системы "Эталон", обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня принятия вводятся в базу данных "Эталон", включаются в систему и немедленно становятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме.
Научный центр правовой информации проводит значительную работу по созданию в регионах центров правовой информатизации (ЦПИ). Одна из задач этих центров — обеспечение нормативной информацией правоприменительной и правотвор-ческой деятельности государственных органов субъектов Федерации. Центры правовой информатизации создаются во всех регионах РФ.
Со второй половины 1995 г. пользователям НЦПИ, имеющим высокоскоростные каналы связи, предоставляется возможность работать в интерактивном режиме в БД "Фонд" (около 10 Гбайт), содержащей в контрольном состоянии все документы (и их предыдущие версии) федеральных органов государственной власти, министерств и ведомств, изданные с 1922 г. БД "Фонд" включает и материалы судебной практики: определения по уголовным, гражданским, административно-хозяйственным делам областных, краевых, районных и городских судов, а также постановления Верховного Суда и судов республик в составе Российской Федерации.
Концепция и программа информатизации органов и учреждений юстиции предусматривает создание сети центров правовой информатизации в субъектах Федерации, передающих нормативную методическую и справочную информацию в суды и нотариальные конторы, и статистическую отчетность из судов и нотариальных контор — в органы юстиции. ЦПИ должны иметь возможность качественной высокоскоростной связи с Министерством юстиции и судами регионов.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Каждая республика в составе РФ имеет свои конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.
Законодательная деятельность субъектов РФ связана с рядом трудностей. Так, растет число законов, принимаемых на данном уровне, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам.
В настоящее время ведется интенсивная работа по созданию региональных баз правовой информации, без чего невозможно развитие регионов.*
* Организация региональных систем правовой информации и создание соответствующих баз данных субъектов Российской Федерации предусмотрены постановлением Правительства РФ "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" № 550 от 3 июня 1995 г. и другими документами.
Региональная система представляет собой совокупность автоматизированных информационных центров и абонентских пунктов, объединенных с помощью каналов связи и средств передачи информации, устройств сопряжения аппаратуры в единый программно-технический комплекс.
Основное назначение региональных систем — аккумуляция данных о нормативных актах, принимаемых на уровне субъекта Федерации (законы, постановления, распоряжения и иные документы региональных органов государственной власти и решение тех вопросов поиска правовой информации, для которых не требуется обращения в Центр.*
* В решении проблем информатизации на уровне региона важная роль принадлежит частным юридическим фирмам, которые специализируются на сборе и распространении нормативной правовой информации субъектов Федерации.
Региональные центры правовой информации:
поддерживают в актуальном состоянии и распространяют правовую информацию;
разрабатывают и поддерживают базы данных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, судебной и арбитражной практики, судебной статистики, государственный реестр юридических лиц, а также прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрированных соответствующим органом и учреждением юстиции субъекта Российской Федерации.
§ 4. Автоматизированная система информационного обеспечения органов МВД РФ
Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом, подчиненным Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации; оно возглавляет систему органов внутренних дел и несет ответственность за выполнение возложенных законодательством на органы внутренних дел задач и обязанностей. Деятельность органов внутренних дел включает несколько самостоятельных направлений: охрана общественного порядка; охрана собственности; охрана прав и законных интересов граждан от преступных посягательств; предупреждение и пресечение правонарушений; раскрытие и расследование преступлений; соблюдение разрешительной системы; обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.
Все эти виды деятельности нуждаются в информационно-аналитическом обеспечении.
В современных условиях происходит существенная активизация криминогенных процессов практически по всему спектру противоправных проявлений. Преступность превратилась в один из самых дестабилизирующих факторов общественного развития, а ее масштабы достигли порога, представляющего реальную угрозу безопасности государства и осуществлению социально-экономических реформ.
В Положении о Министерстве внутренних дел РФ указано, что Министерство формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных и оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересованных государственных органов, организует государственную статистику и статистику в системе Министерства.
Основные направления работ по этой проблеме изложены в "Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью", утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 12 мая 1993 г. № 229. В Концепции сформулированы принципы использования компьютерных технологий на текущий момент и ближайшую перспективу.
Информация, которая сосредоточена в органах МВД, делится на следующие три группы:
информация оперативно-розыскного и оперативно-справочного характера;
информация статистического и управленческого назначения;
информация производственно-экономического назначения.
Потребность органов внутренних дел в актуальной и достоверной информации удовлетворяется не более чем на 40% из-за несовершенства методологии сбора, обработки и хранения криминальной информации, недостаточного уровня компьютеризации низовых звеньев, неразвитой сети телекоммуникаций на региональном уровне.
В 1968 г. в МВД СССР была установлена первая в системе юридических учреждений электронно-вычислительная машина Минск-22. С 1969 г. стали создаваться информационно-вычислительные центры. В 1972 г. в системе органов МВД СССР функционировало 5 центров, оснащенных ЭВМ "Минск-22" и "Минск-32".
Основными задачами информационно-вычислительных систем органов внутренних дел России являются:
интеграция баз данных, формирование и сопровождение проблемно-ориентированных банков данных массового пользования по всем направлениям деятельности органов внутренних дел;*
обеспечение оперативного доступа пользователей к базам данных различного назначения независимо от удаленности от этих баз;
проведение активной наступательной стратегии в борьбе о преступностью на основе широкой выдачи с центральной ЭВМ на места рекомендаций профилактического, оперативно-розыскного, директивного и сигнального характера;
внедрение безбумажной информационной технологии на всех уровнях функционирования органов внутренних дел;
обеспечение информационного взаимодействия с базами данных стран СНГ и международных полицейских организаций, а также с отраслевыми информационными системами в народном хозяйстве.
* Принцип интегрированности информационных систем означает, что любые данные, введенные в систему, должны быть доступны всем пользователям. Будучи введенными в систему, данные представляются различным подразделениям правоохранительных органов в том формате, который необходим.
Развивающаяся система интегрированных баз данных органов внутренних дел, объединенных в единую информационно-вычислительную сеть, складывается из:
федерального и одиннадцати отраслевых центров, расположенных в МВД РФ;
зональных (в пределах 10), объединяющих данные нескольких управлений внутренних дел субъектов Федерации;
региональных (около 100), аккумулирующих криминальную информацию низовых органов внутренних дел.
С учетом административно-территориального деления РФ определены три уровня управления и соответственно три уровня информационно-вычислительных сетей.