Анализ результатов

Сопоставляя результаты обоих опытов по количественным и качественным показателям и словесным отчетам нужно установить различия в непосредственном и опосредованном запоминании. В ходе их анализа важно показать целесообразность зарисовок как средств для запоминания.

В обсуждении результатов желательно проследить характер связи запомнившегося с содержанием зарисовок, особенно если воспроизведение было успешным. Использование зарисовок, то есть пиктограмм, для запоминания абстрактного материала возможно при развитом мышлении испытуемого. Можно выделить в этой связи типологию зарисовок. Люди с преобладающим абстрактным мышлением чаще рисуют в клеточках символы, например, волнистые линии, наборы точек, математические знаки и тому подобное. Те, у кого преобладает образное мышление, предпочитают рисовать нечто конкретное: цветы, деревья, антропоморфизированные объекты и др.

Если в обоих опытах данного исследования приняла участие группа испытуемых, то можно сравнить рисунки испытуемых и выяснить, в каких случаях и какие именно рисунки благоприятствовали запоминанию, а характер каких из них приводил к ошибочным воспроизведениям.

По завершении опытов и обработки результатов исследования экспериментатор делает выводы и пишет заключение, исходя из цели работы, результатов, наблюдения и самоотчета испытуемого.

Критерии оценивания выполненной работы: самостоятельность выполнения, логичность, содержательность, аргументированность, правильность оформления.

Примерный вариант итоговой контрольной работы

по курсу «Общий психологический практикум»

Инструкция: «Контрольная работа состоит из 32 тестовых заданий различного типа: «выберите правильный вариант», «дайте определение», «восстановите последовательность» и т. д. Ваша задача – внимательно прочитать условие и, решив каждое из предложенных заданий, записать ответ в специальный бланк. Если не знаете правильного ответа, не задерживайтесь долго на отдельном задании, переходите к решению следующего. Время выполнения контрольной работы ограничено и составляет 70 минут. За каждое правильно выполненное задание Вам будет начислен 1 балл. Если сумма Ваших баллов попадает в промежуток 32-30 баллов, то Вы справились с контрольной работой на «отлично», если сумма Ваших баллов составит 29-26 баллов – на «хорошо», 25-20 баллов – на «удовлетворительно», 19 баллов и ниже – на «неудовлетворительно. Приступайте к работе!».

1. Психология – это (дайте определение)

2. Восстановите правильную последовательность этапов психологического исследования:

а) проведение исследования;

б) постановка проблемы;

в) использование полученных результатов на практике;

г) выбор методов;

д) формулирование гипотезы.

3. Модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения психологического исследования, называется (выберите правильный вариант):

а) проблемой исследования;

б) целью исследования;

в) зависимой переменной;

г) предметом исследования.

4. Метод психологического исследования – это (дайте определение)

5. К организационным методам психологического исследования относят (выберите правильные варианты):

а) сравнительный метод;

б) эксперимент;

в) тестирование;

г) лонгитюдный метод;

д) контент-анализ;

е) комплексный метод.

2. Определите, какие из перечисленных методов обработки данных относятся к количественным методам, а какие к качественным:

Методы обработки данных Количественные методы Качественные методы
а) психологическая казуистика; б) шкалирование; в) типологизация; г) табулирование; д) корреляционный анализ; е) факторный анализ; ж) кластерный анализ; з) классификация; и) систематизация.    

7. Кратко охарактеризуйте сущность лонгитюдного метода психологического исследования.

8. Выберите правильное утверждение:

а) гипотеза исследования представляет собой документ, содержащий методологические, методические и организационные предпосылки научного поиска;

б) гипотеза исследования представляет собой научное предположение о структуре объекта, о характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи;

в) гипотеза исследования представляет собой совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации с их помощью результатов.

9. К гипотезе исследования предъявляются определенные требования, перечислите основные из них (не менее 3-х).

10. В рамках психологического исследования выделяют следующие виды гипотез (выберите правильные варианты):

а) объяснительные;

б) иллюстративные;

в) формирующие;

г) описательные.

11. Одним из основных субъективных методов психологического исследования является (выберите правильный вариант):

а) опрос;

б) эксперимент;

в) интроспекция;

г) тестирование.

12. Закончите фразу: «Основное преимущество объективного наблюдения, по сравнению с экспериментом состоит в том, что оно позволяет …»

13. К основным видам объективного наблюдения, с точки зрения позиции наблюдателя относятся (выберите правильные варианты):

а) выключенное наблюдение;

б) включенное наблюдение;

в) заключенное наблюдение;

г) не включенное наблюдение.

14. Перечислите основные недостатки (не менее 3-х) наблюдения как метода психологического исследования.

15. Немецкий философ, психолог, врач, открывший в 1879 году в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а затем на ее основе и институт (выберите правильный вариант):

а) Х. Вольф;

б) Г. Эббингауз;

в) В. Вундт;

г) Р. Заззо;

д) верного варианта нет.

16. Основными характеристиками эксперимента как метода психологического исследования являются следующие (выберите правильные варианты):

а) исследователь сам вызывает изучаемое явление и активно воздействует на него;

б) исследователь изучает психические явления в естественных условиях;

в) исследователь может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;

г) эксперимент не допускает математическую формулировку, количественное выражение результатов.

17. Зависимая переменная – это (дайте определение)

18. Определите, что является зависимой, а что является независимой переменной в представленном случае:

«Выдвинута гипотеза, что уровень освещения в помещении влияет на работоспособность испытуемого (чем ярче освещение, тем выше работоспособность испытуемых).

Экспериментатор организует ситуацию, предлагая, например, испытуемым складывать числа при определенном (высоком) уровне освещения в помещении. По уровню продуктивности, скорости, объему и точности работы, через определенное время фиксируется уровень работоспособности каждого испытуемого индивидуально, результаты обобщаются.

В следующий раз экспериментатор приглашает испытуемых и предлагает им аналогичную деятельность (при прочих равных условиях в соответствии с предыдущей ситуацией), но понижает уровень освещения в помещении относительно предыдущего. И выявив степень точности, скорость и объем работы, делает вывод о том, что работоспособность испытуемых снизилась, то есть гипотеза подтверждена».

19. Перечислите основные недостатки (не менее 3-х) лабораторного эксперимента как метода психологического исследования.

20. Отечественный психолог, предложивший в 1910 году метод естественного эксперимента (выберите правильный вариант):

а) И. П. Павлов;

б) А. Ф. Лазурский;

в) Л. С. Выготский;

г) Б. Ф. Ломов;

д) верного варианта нет.

21. Перечислите названия основных разделов математической статистики.

22. Центральное значение в последовательном ряду данных, выше и ниже которого количество отличающихся значений одинаково, называется (выберите правильный вариант):

а) медианой;

б) модой;

в) средним арифметическим;

г) коэффициентом корреляции;

д) верного варианта нет.

23. Определите моду в каждом из последующих рядов данных:

а) 4 4 6 6 1 1 3 3;

б) 1 2 2 2 7 9 0 4 4 4;

в) 1 2 2 3 4 5 5 5 6 7.

24. Определите медиану в каждом из последующих рядов данных:

а) 2 4 5 7 9 11 12;

б) 1 3 5 6 8 10 13 14.

25. Тест – это (выберите правильный вариант):

а) краткое, стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий;

б) метод сбора первичной психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования;

в) метод сбора первичной психологической информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые им вопросы.

26. Основными преимуществами метода тестов являются следующие (выберите правильные варианты):

а) минимальные затраты времени на процедуру исследования;

б) удобство количественного анализа и оценки;

в) наличие нормативной шкалы оценки, с помощью которой можно устанавливать степень отклонения от стандарта;

г) возможность обследовать большое количество испытуемых;

д) надежность;

е) верного варианта нет.

27. Что такое «тестовая тревожность» (раскройте сущность понятия)? Каким образом можно снизить ее в процессе тестирования?

28. Перечислите основные недостатки (не менее 3-х) тестирования как метода психологического исследования.

29. Относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых, называют (выберите правильный вариант):

а) валидностью;

б) надежностью;

в) релевантностью.

30. Приведите пример прямого закрытого вопроса, который может быть использован психологом- исследователем в процессе беседы с испытуемым.

31. Одна из основных техник, применяемых для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования, предложенная американский психиатром и социальным психологом Я. Морено, называется (выберите правильный вариант):

а) социометрика;

б) соционика;

в) социология;

г) верного варианта нет.

32. Соотнесите уровни основных этических регуляторов деятельности практических психологов с их содержанием:

1) нравственный уровень а) представляет собой совокупность требований к профессиональной деятельности психолога, отраженных в таких нормативных документах и актах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ», «Закон об образовании РФ», «Должностная инструкция педагога-психолога» и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса».
2) правовой уровень б) представляет собой совокупность требований, отраженных в многочисленных этических «Кодексах», «Уставах», «Стандартах». В частности Этические стандарты психолога, принятые Американской психологической ассоциацией, Испанской психологической ассоциацией и др.
3) моральный уровень в) представляет собой совокупность определенных требований к личности психолога, основным из которых является определенная ценностно-смысловая зрелость психолога, сформированное ценностно-нравственное ядро личности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: