Тема 4. Воспитательный процесс как динамическая система. Движущие силы, закономерности и принципы, логика процесса

Воспитательный процесс и его диалектика. Противоречия как движущие силы воспитания. Учёт зоны ближайшего развития Л.С. Выгодского при организации педагогического процесса. Характерные особенности воспитательного процесса. Структура и логика воспитательного процесса. Иерархическая взаимосвязь компонентов. Воспитательная ситуация как элемент процесса. Развитие воспитательной ситуации как индикатор динамики, средство диагностики и управления воспитательным процессом.

Закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь.

Тема 5. Содержание воспитания: современные подходы.

Содержание воспитания: современные подходы.

Культурологический подход. Направления воспитания, их характеристика с позиций целей и задач, ценностей, традиционных форм работы. Воспитание патриотизма и интернационализма.

Аксиологический подход. Предметное и ценностное восприятие мира человеком. Воспитание как целенаправленный процесс освоения культурных ценностей общества. Ценностные отношения. Персональная иерархия ценностей.

Факторы формирования ценностных отношений: ситуация альтернативного выбора, непосредственное проживание школьниками отношений взаимодействия с окружающей действительностью, осмысление субъектом содержания, форм проявления и значения ценности в жизни человека. Сферы (формы) формирования отношений: рациональная, эмоциональная, поведенческо-деятельностная. Истина, Красота и Добро как критерии ценностных отношений.

Ценностные отношения как содержание воспитания. «Пять точек опоры»: природа, культура, дело, общество, я-сам. «Программа воспитания школьников» Н.Е. Щурковой: основные идеи и их реализация. Программа воспитания образовательного учреждения. Работа педагога с этими документами.

Тема 6. Система методов, средств и форм воспитания

Метод воспитания. Классификации методов воспитания. Воспитательные средства: слово, образ, приспособления. Их роль в воспитательном процессе.

Типология форм воспитательной работы. Мероприятие, воспитательное дело, игра: их функции и особенности организации.

Проблема семинара: условия эффективности методов, средств, форм воспитания.

Тема 7. Методика воспитания как особая область педагогических знаний

Понятия «методика» и «методика воспитания»: гностический и праксический аспекты. Уровни и формы существования методики. Принципы и признаки методики воспитания. Аксиологический и технологический аспекты методики воспитания. Свойства методики. Проблема результативности методики воспитания при её воспроизведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: