На практике методики изучения эффективности управления организацией формализуются в виде опросников, содержащих материал для проведения интервью, либо анкетных опросов. Изучение управления организацией проводится в несколько этапов. Прежде всего, необходимо выявить преобладающий в организации тип корпоративных отношений.
В соответствие с проведенным выше исследованием установлено, что для предприятия ООО «Ритейл АСП» характерна линейно-функциональная структура управления ориентированная на максимальное использование профессионального и творческого потенциала всех сотрудников предприятия. Руководители ООО «Ритейл АСП» главной задачей деятельности ставят полное и комплексное удовлетворение всех потребностей клиента в рамках сферы деятельности с участием профессиональных менеджеров и специалистов.
Руководство предприятия придерживается стратегии роста, которая предполагает развитие предприятия по направлениям совершенствования качества услуг и сервиса, повышения квалификации персонала, освоения инновационных технологий и расширения ассортимента услуг, увеличения объемов их реализации соответствует продуктовой стратегии, в рамках которой выделена группа конкурентоспособных услуг, обладающих значительными темпами роста и перспективных в отношении увеличения потоков прибыли и относительной доли рынка.
|
|
В разрезе данной дипломной работы стоит провести анализ внешней и внутренней среды предприятия, а также возможностей и угроз развития компании в будущем.
По расчетам компании J’son & Partners Consulting, к 2017 г. объем российского рынка ИТ-инфраструктуры, где работает ООО «Ритейл АСП», достигнет примерно 8 млрд руб., при этом среднегодовой темп роста составит 45%. Несмотря на оптимистичные прогнозы аналитиков, по оценкам основных игроков, в 2014 г. прирост оказался весьма скромным – 10–20%. Безусловно, значительную роль в развитии рынка в минувшем году сыграли Олимпийские игры в Сочи. «Также заметным стало завершение основного этапа создания инфраструктуры для национального проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», работа по которому началась с 1 января 2015 г., когда вступил в силу Федеральный закон «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС», – уточняет Владимир Волков, технический директор компании «Техносерв». Тем не менее, по мнению большинства экспертов и участников рынка, прошедший год сложно назвать особенным с точки зрения инфраструктурных проектов. Ситуация развивалась предсказуемо, без неожиданных скачков и спадов.
Как и в предыдущие годы, в 2014 г. основным локомотивом рынка инфраструктурных проектов остается госсектор. В госбюджете на 2015 г. на информатизацию запланировано 83 млрд руб. Объем задач, который предстоит решить министерствам и ведомствам, впечатляет не меньше этой цифры. Прежде всего, это «доработки» по проектам по запуску федеральных государственных услуг в электронном виде, ряд государственных инициатив, связанных с выдачей электронных паспортов граждан РФ, запуском ГИС ЖКХ, системы «Электронный бюджет» и другие».
|
|
По-прежнему лидирует сегмент виртуализации, включающий все основные направления: вычислительную инфраструктуру, системы хранения данных и ЛВС. Продолжает расти рынок центров обработки данных. По данным компании PMR, в 2014 г. в России было около 80 операторов коммерческих ЦОД и почти 65% общей площади российских дата-центров приходится на Москву и МО.
Рис. 7. Доли крупнейших операторов коммерческих ЦОД России по количеству строек
Откровенной стагнации не наблюдается Все сегменты рынка ИТ-инфраструктуры сейчас на подъеме. Это хороший знак – компании инвестируют в ИТ, потому что понимают всю серьезность прочного ИТ-скелета организации. Тем не менее, по данным IDC, в 2014 г. наметился серьезный спад в сегменте оборудования.
Таблица 11
Динамика российского рынка ИТ-оборудования в 2014 г.
Динамика российского рынка ИТ-оборудования в 2014 г., $млрд | ||
Категория | 2014 г. | Рост 2014/2012 гг., % |
ПК | 5,94 | -29,7 |
Планшеты | 2,95 | 50,7 |
Серверы | 0,93 | -26,1 |
СХД | 0,61 | 2,1 |
Печатающие устройства | 1,0 | -1,7 |
Всего оборудование | 21,64 | -2,2 |
Всего оборудование (без мобильных телефонов) | 15,67 | -11,4 |
Источник: IDC, 2015
Значительные инвестиции на инфраструктурные проекты предусмотрены в бюджетах банков, телекоммуникационных компаний, операторов мобильной связи, предприятий транспортной отрасли.
Основными игроками на рынке ИТ-инфраструктуры остаются хорошо известные крупные западные производители от HP до Microsoft. Активно заявляют о себе молодые компании с весьма интересными решениями, опирающимися на современные технологии, не имеющие пока большой инсталлированной базы и не связанные необходимостью поддержки и модернизации классических устаревших решений, добавляет Владимир Волков. «В то же время несколько удивляет та настойчивость, с которой некоторые признанные игроки на рынке ИТ-инфраструктуры выступают с идеями адаптации традиционных и часто устаревших решений к актуальным потребностям», – отмечает он.
Несмотря на то, что рынок довольно сильно сегментирован, глобальные поставщики играют основную роль в формировании доходов. Они, например как НР, располагают собственными или OEM-решениями во всех сегментах рынка. Вторая категория – поставщики брендового оборудования, например, NetApp, – имеет очень привлекательные предложения в одном или нескольких сегментах, например, хранение данных и управление ими. На долю нишевых игроков остается предлагать продвинутые технологии в одном направлении. У интеграторов наблюдается аналогичная ситуация – несколько компаний общероссийского масштаба занимают более половины рынка.
В 2014 г. на рынке ИТ-инфраструктуры сложилось несколько тенденций. «Во-первых, это смена парадигмы использования виртуализации. Если раньше она применялась в основном для того, чтобы максимально утилизировать ресурсы, или в тестовых вариантах инфраструктуры, то сейчас стала использоваться в enterprise-решениях, прежде всего для обеспечения непрерывности бизнеса. Еще одно модное направление – Software Defined Network, хотя пока это, скорее, наше будущее, нежели настоящее. Сейчас реальные шаги в сторону SDN сделали только те компании, которые позволили себе высокопроизводительные коммутаторы с большой памятью «по стоимости самолета», например Google. Но через несколько лет в этом направлении произойдет технологический скачок, и мы к этому основательно готовимся».
|
|
Еще одна особенность рынка, обозначившаяся в 2014 г., – заказчики в большей степени настроены арендовать ИТ-мощности, а не строить глобальные решения. Большая ориентация на комплексный аутсорсинг, а не отдельных его компонентов – это и есть мировой тренд. Также стоит отметить возросшую потребность в усилении информационной безопасности и обеспечении доступности публичных сервисов.
Основным сдерживающим развитие фактором, по мнению экспертов, остается сильная зависимость российского рынка от зарубежных технологий и решений в абсолютном большинстве сегментов ИТ-инфраструктуры. В этой связи для России можно выделить два основных направления развития, таких как создание прикладных решений: на базе выпускаемых зарубежными производителями программно-аппаратных компонент, так и работы по созданию собственной технологической платформы.
Рис. 8. Прогноз сегментации мирового рынка ИТ-инфраструктуры на 2015 г.
Источник: Gartner, 2015
Таблица 12
Расходы на ИТ в мире по итогам 2014 г. и прогноз на 2015 г. | ||||
Сегмент | 2014 г. | Прогноз на 2015 г. | ||
Расходы, $млрд | Рост 2014/2012 гг., % | Расходы, $млрд | Рост 2015/2014 гг., % | |
Устройства | -1,2 | 4,3 | ||
Решения для дата-центров | -0,3 | 2,6 | ||
Корпоративное ПО | 5,2 | 6,8 |
Источник: Gartner, 2015
Разделяют оптимистичные прогнозы и другие игроки рынка. Анализ внешней среды предприятия представим следующей таблицей.
Таблица 13
Анализ внешней среды предприятия ООО «Ритейл АСП» в 2014 году
Группа факторов | Факторы | Риски | |
Способствующие достижению цели | Препятствующие достижению цели | ||
1. Экономические | 1. Налоги 2. Курс валюты 3. Инфляция 4. Безработица | - - - - | |
2. Политические | 1. Изменения политического курса страны 2. Изменения в нормативно-правовой базе регулирования экономических отношений | + + | - - |
3. Технологические | 1. Совершенствование сбыта 2. Совершенствование доставки 3. Совершенствование упаковки | + + + | |
4. Социальные | 1. Уровень квалификации персонала 2. Отношение к работе 3. Логистика и контроллинг персонала 4. Ценности и установки | + + + + | - |
Проанализируем внутреннюю среду организации в следующей таблице.
|
|
Таблица 14
Анализ внутренней среды ООО «Ритейл АСП» в 2014 году
Сфера | Факторы | Риски | |
Сильная сторона | Слабая сторона | ||
Кадры | 1. Управленческий персонал (стиль, квалификация…) 2. Кадровая политика 3. Мотивация 4. Текучесть кадров 5. Опыт работы | + + + + + | - |
Организация общего управления | 1. Организационная структура 2. Престиж и имидж компании 3. Коммуникационная политика 4. Уровень контроллинга 5. Организационная культура | + + | - - - |
Производство услуг | 1. Ценовая политика 2. Конкурентная политика 3. Система контроля торговли | + + + | |
Маркетинг | 1. Конкурентноспособность услуг 2. Информационная обеспеченность сбыта 3. Доля рынка 4. ЖЦТ 5. Сбытовая политика 6. Позиционирование 7. Формирование и стимулирование сбыта | + + + + + + + | - - |
Финансы | 1. Обеспечение активами 2. Эффективность использования капитала 3. Уровень зависимости от инвесторов (кредиторов) 4. Экономический эффект | + + + + |
Проведем SWOT- анализ рассматриваемой организации. Рассмотрим сильные и слабые стороны деятельности предприятия, а также основные возможности и угрозы.
Таблица 15
SWOT-анализ внешней и внутренней среды предприятия
ООО «Ритейл АСП»
Возможности 1. Выход на новые сегменты рынка 2. Увеличение разнообразия ассортимента товаров и услуг 3. Развитие сопутствующих товаров и услуг | Угрозы 1. Возможность появления новых конкурентов 2. Изменение потребностей и вкуса покупателей 3. Возможность ухудшения соц-экон. состояния экономики России и кадрового обеспечения | |
Сильные стороны 1. Адекватные финансовые ресурсы 2. Преимущества в области оптимизации издержек | 1.1 проведение маркетинговых исследований и выявление наиболее подходящих сегментов рынка. 2.1 внедрение и повышение рентабельности новых видов товаров и услуг 3.1. внедрение дополнительных товаров и услуг | 1.1проведение рекламной компании с использованием газет, СМИ. 2.1.введение новых систем расчетных операций |
Слабые стороны высокие затраты на разработку программ выхода компании на новые сегменты рынка; Отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности | 1.1воспользоваться консультациями посторонних фирм для проверки и дальнейшего учетного процесса затрат по выходу на новые сегменты. 2.1. повышение квалификации специалистов, обучение, мотивационная политика | 1.1улучшить технологическую базу 1.2 провести портфельный анализ бизнеса и внедрить систему управленческого учета 2.1набор нового персонала и повышение квалификации имеющегося персонала 2.2изучение рынка |
Таким образом, представленный SWOT-анализ позволит рассматриваемой организации разрабатывать оперативные и долгосрочные стратегические планы, учитывая сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы развития компании.