Цель занятия — научиться анализировать маркетинговые возможности организации (оценивать спрос, позиции организации на рынке, конкуренцию, поведение покупателей, продвижение торговой марки).
Условия и исходные материалы. Уточним некоторые термины и понятия, необходимые для выполнения задания.
Вопрос закрытый — вопрос анкеты (с помощью которой собирается первичная информация), включающий все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый выбирает один.
Вопрос открытый — вопрос анкеты, позволяющий опрашиваемому отвечать своими словами.
Восприятие — процесс, с помощью которого индивид отбирает, систематизирует и интерпретирует информацию для построения картины реального мира. При изучении поведения потребителей и выборе методов продвижения продуктов необходимо учитывать, что люди воспринимают предоставленную им информацию выборочно, интерпретируют и усваивают ее в соответствии со своими представлениями и убеждениями.
Вторичные данные — информация, которая собрана ранее для других целей.
Выбор целевых рынков — оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами; одно из направлений маркетинговой деятельности по выявлению сегментов рынка, представляющих наибольший интерес для организации и позволяющих действовать эффективнее конкурентов. Выбор целевых рынков предполагает оценку привлекательности и перспективности отдельных сегментов рынка и выбор одного или нескольких из их числа для освоения.
При оценке степени привлекательности различных рыночных сегментов учитываются три главных фактора: размер сегмента и скорость его изменения (рост, уменьшение); структурная привлекательность; цели и ресурсы организации. Структурная привлекательность рыночного сегмента определяется уровнем конкуренции, возможностью замены продукта на принципиально новый, удовлетворяющий те же потребности.
Выборка — часть респондентов при проведении опроса, представляющая исследуемую группу в целом (генеральную совокупность). Выборка используется потому, что при проведении маркетинговых исследований обычно не представляется возможным или целесообразным опросить всех членов генеральной совокупности. При проектировании выборки необходимо определить, кто должен быть обследован, то есть установить единицу выборки: число опрашиваемых (респондентов); каким путем следует выбирать опрашиваемых. При формировании выборки применяются вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные) методы. На практике параллельно используется несколько методов ее формирования.
Опрос потребителей — выяснение отношения покупателей к товару, магазину, фирме, их предпочтений, запросов, очередности удовлетворения потребностей, частоты покупок и др.
Общественные классы — сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и имеющие схожие ценностные представления, и интересы, а также поведение.
Система маркетинговой информации — постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации и использования ее в управлении маркетингом.
Торговая марка— имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или их группы и дифференциации товаров и услуг различных организаций. Высокая стоимость торговых марок обеспечивает компании преимущества перед конкурентами. Уменьшаются затраты на маркетинг, так как покупатели доверяют определенной торговой марке и сохраняют приверженность ей. Компания получает рычаг воздействия на дистрибьюторов и розничных продавцов: покупатели ждут от них продукцию под конкретными торговыми марками. Могут устанавливаться более высокие цены по сравнению с конкурентами, легче проводить расширение товарной линии. Торговая марка обеспечивает компании определенную защиту в случае жесткой ценовой конкуренции.
Некоторые аналитики полагают, что срок жизни марки значительно превышает жизненный цикл товаров и предприятий компании, и относятся к торговыми маркам как к основным фирменным активам.
Экспертные оценки — один из методов сбора первичных данных, основанный на использовании опыта и интуиции экспертов. Экспертные оценки необходимы в управлении маркетингом, так как процессы выбора концепции, реализации функций управления маркетингом слабо формализованы и основываются на интуиции и опыте.
Выделяют индивидуальные и групповые экспертные оценки. К методам групповых экспертных оценок относят:
отрытое обсуждение вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием;
закрытое обсуждение вопросов с последующим закрытым голосованием или заполнением анкет;
свободные высказывания без обсуждения и голосования (мозговой штурм).
Порядок и методика выполнения задания. Задание рассчитано на два занятия и выполняется в семь этапов: на первом занятии — 1 — 5-й этапы; на втором — 6-й и 7-й этапы.
1-й этап — группу разбивают на подгруппы — «консультационные фирмы маркетинговых исследований»;
2-й этап — разрабатывается методика маркетингового исследования;
3-й этап — устанавливаются цели исследования (изучение географических, демографических и социальных параметров целевого рынка);
4-й этап — разрабатывается анкета с закрытыми и открытыми вопросами для опроса респондентов;
5-й этап — студенты проводят опрос респондентов (опрашивают либо своих товарищей, либо целевую аудиторию), затем обрабатывают полученные ответы;
6-й этап — анализируется полученная информация, разрабатываются выводы и предложения;
1-й этап — подготавливается доклад (презентация) по результатам исследований для обсуждения и оценки.
Разновидности закрытых вопросов
| Альтернативный вопрос | Предпочитаете ли вы покупать продукты на оптово-розничном рынке: да; нет. | |||||||||
| Вопрос с несколькими вариантами возможного ответа | Что вам не нравится в работе рынка: а) отсутствие специализации павильонов; б) нет павильонов самообслуживания со свободным доступом к товарам; в) плохие условия торговли; г) неудобное время работы рынка; д) отсутствие отдела упаковки товаров. | |||||||||
| Вопрос с вариантами ответов по шкале Лайкерта | Работа рынка организована хорошо: а) решительное не согласен; б) не согласен; в) не могу сказать; г) согласен; д) абсолютно согласен. | |||||||||
| Вопрос по шкале важности | Важны ли условия труда на рабочих местах: а) исключительно важны; б) очень важны; в) довольно важны; г) не очень важны; д) совсем не важны. | |||||||||
| Оценочная шкала | Что вы можете сказать об организации работы общественного транспорта в районе рынка: а) отличная; б) очень хорошая; в) хорошая; г) сносная; д) неудовлетворительная. | |||||||||
| Семантический дифференциал | Оцените положение фирмы «X» на рынке. Известна Перспективно Устойчиво
Неизвестна Неперспективно Неустойчиво |
Разновидности открытых вопросов
| Вопрос без заданной структуры(ответов может быть множество) | Какого вы мнения об организации торговли продуктами на рынке? _________ |
| Подбор словесных ассоциаций (обязательно первое слово, пришедшее на ум) | Наш рынок__________________________ |
| Завершение предложений | Когда я выбираю, где покупать продовольственные товары, для меня самое главное_____________________________ |
Основные правила для интервьюера:
1. На все вопросы должны быть получены ответы. До начала работы следует ясно представлять себе, как задавать вопросы.
2. Интервьюер должен держать вопросник перед собой, чтобы не уйти в сторону и не предаться пустым рассуждениям.
3. Чем яснее сформулированы вопросы в анкете, тем яснее будут ответы.
4. Метод создания базы данных следует разработать до начала интервьюирования.
Опрос может проводиться по телефону. Если абонент ответил, интервьюер говорит: «Здравствуйте. Я беспокою вас в связи с исследованием рынка, которое проводит наша организация. Исследование это касается покупки продуктов питания. Можете ли вы уделить мне несколько минут для разговора?» Если собеседник отвечает утвердительно, переходите к вопросам, если отрицательно, спрашиваете, можно ли позвонить в другое время и когда. Наибольший эффект дает личный контакт с опрашиваемым (на дому или на работе).
В анкету маркетингового исследования могут входить следующие вопросы.
1. Какие продуктовые магазины вам известны и какие из них вы посетили:
| Название магазина | Известен | Был один раз | Выл более одного раза |
| «Рамстор» «Пятерочка» «Бин» «Копейка» «Метро» «Ашан» Другие |
2. Где вы чаше всего делаете покупки:
| Название магазина | Делаю покупки в данном магазине | ||
| часто | не очень часто | никогда | |
| «Рамстор» «Пятерочка» «Бин» «Копейка» «Метро» «Ашан» Оптово-розничный рынок Киоск Магазин с прилавком Другие |
3. Почему вы предпочитаете именно эту торговую организацию?
4. Как часто вы делаете покупки в ___^___________ (указать магазин, который был назван опрашиваемым как часто посещаемый при ответе на 2-й вопрос):
а) почти каждый день (каждый день);
б) два раза в неделю;
в) один раз в неделю;
г) реже одного раза в неделю.
5. Где вы чаще всего покупаете следующие продукты:
| Продукты | Супермаркет | Гипермаркет | Спишализи- рованный магазин | Киоск | Рынок | Другой магазин |
| Молочные Мясные Бакалея Хлеб и кондитерские изделия Алкогольные напитки Безалкогольные напитки Овощи и фрукты |
6. Почему вы делаете покупки именно в этих магазинах? Выберите несколько вариантов ответов:
а) близко к дому;
б) большой выбор продуктов;
в) продукты качественные;
г) недорого;
д) хорошее обслуживание;
е) известный магазин;
ж) действует гибкая система скидок;
з) удобно и уютно.
7. Насколько для вас важно качество продуктов:
а) исключительно важно;
б) очень важно;
в) довольно важно;
г) не очень важно;
д) неважно.
8. Насколько для вас важна стоимость продуктов:
а) исключительно важна;
б) очень важна;
в) довольно важна;
г) не очень важна;
д) неважна.
9. Что вы ставите на первое место при покупке продуктов питания: качество, вкус, марку или цену товара?
10. Чью продукцию вы предпочитаете покупать: отечественную или зарубежную?
11. Что вы можете сказать о качестве отечественных продуктов питания:
а) отличное;
б) очень хорошее;
в) хорошее;
г) не очень хорошее;
д) неудовлетворительное.
12. Важны ли для вас различные рекламные акции, скидки?
13. Есть ли у вас дисконтная карта (карты)?
14. Как вы относитесь к телевизионной рекламе какого-либо продукта питания?
15. Будьте добры ответить на некоторые вопросы личного характера:
как вас зовут;
сколько вам лет;
сколько человек в вашей семье;
какой общий среднемесячный доход вашей семьи;
какую сумму ваша семья тратит на продукты питания:
а) менее 30 %;
6)30-50%;
в) более 50 %;
г) затрудняюсь ответить.
По окончании опроса следует поблагодарить респондента. На опросном листе поставить соответствующую дату.
На Западе большое значение придают визитам к потребителям. На маркетологов возлагается обязанность обеспечить непосредственные контакты с ними, а не пользоваться вторичной информацией. Поэтому в компаниях, руководствующихся концепцией маркетинга, управляющие находят время, чтобы участвовать в обслуживании потребителей, а высшее руководство несколько дней в месяц посвящает визитам к ним.
Когда сбор данных закончен, их анализируют и делают выводы о характере рыночной среды и возможной стратегии организации.






