Целеустремленная деятельность субъектов политического процесса достигается на основе политических решений

Политическое решение есть сознательный выбор стратегии и тактики политического поведения, достижения целей в сфере государственной власти.

Правильный выбор предполагает:

► анализ ситуации в обществе;

► разработку стратегии и тактики действий, соответствую­щих политической ситуации в стране и общественным запросам;

► сравнение альтернативных вариантов политического по­ведения и экспертную оценку его последствий;

► принятие научно обоснованных политических решений и определение механизмов их реализации;

► применение демократических, нравственных средств и методов достижения политических целей, общественно полезных результатов.

Тема 12

Политическая деятельность

Классификация субъектов политического процесса.

Политическая элита. Ее характерные черты. Механизмы формирования политической элиты.

Политическое лидерство. Природа и функции полити­ческого лидерства. Типы политического лидерства. Сов­ременные тенденции в развитии политического лидер­ства.

Политическая деятельность: цели, мотивация, критерии. Типы политических действий: позитивные и негативные, инерционные и творческие, стихийные и организован­ные, легальные и нелегальные. Формы политических действий.

Типы политического участия: традиционное и новатор­ское, индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, законное и незаконное. Формы полити­ческого участия: активные и пассивные, прямые и опос­редованные, автономные и мобилизационные. Причины абсентеизма — неучастия в политической жизни.

Принципы взаимоотношений субъектов политического процесса: плюрализм, консенсус, компромисс.

Политическая деятельность — это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное участие в политической жизни.

В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные, групповые, институциональные.

Индивидуальные субъекты — «рядовые» граждане и «профес­сиональные» политики.

Групповые субъекты — общности, группы, коллективы.

Институциональные субъекты — институты государства и гражданского общества.

Субъекты политики совершают действия в политической сфере, по-разному влияют на принятие политических решений и реализацию государственной политики. Их политическое по­ведение — это поступки, мотивированные политическими це­лями и интересами, способы и методы влияния на государ­ственную власть.

Субъекты политического процесса взаимодействуют. Их от­ношения носят характер соперничества, обусловленного вза­имным стремлением к завоеванию и использованию государ­ственной власти. Конкуренция отличается напряженностью и конфликтностью. Потому что ежедневно сталкиваются несов­падающие или противоположные интересы, ценности и пози­ции, мотивы и психологические свойства, нормы и правила по­ведения, суеверия и предрассудки, личные способности и уме­ния. Основные формы взаимодействия субъектов политики — соперничество и сотрудничество, союз и конфронтация, изо­ляция и нейтрализация (конкурентов), гегемония и монопо­лия.

Наиболее активный субъект политики — политическая эли­та. Слово «элита» в переводе с французского означает «избран­ное», «лучшее». К элите причисляют правящее меньшинство граждан (используется также категория «правящий класс»), ко­торое управляет обществом. Это лица, занимающиеся профес­сиональной политической деятельностью, имеющие высокий социальный статус и властное влияние.

Политическая элита — обладающая законными полномочия­ми, профессиональными знаниями и навыками социальная группа, осуществляющая властно-управленческие функции в обществе.

В конце XIX — начале XX вв. возникли теории элит. Их соз­датели — итальянские политологи В. Парето, Г. Моска, ав­стрийский политолог Р. Михельс и другие ученые. Они доказа­ли, что при любой форме власти господствует меньшинство, обладающее особыми качествами. По их мнению, человечес­кая история есть история непрерывной смены (циркуляции) элит, управляющих обществом. Процесс возникновения, раз­вития, упадка и смены элит В. Парето назвал «универсальным законом истории».

Существуют две апробированные жизнью системы рекрути­рования (формирования и воспроизводства,) элит: антрепре­нерская (открытая, демократическая) и гильдий (закрытая, по­рождающая бюрократизм, консерватизм и конформизм).

Основные функции политической элиты:

► принятие политических решений и контроль их исполне­ния;

► формирование и представительство групповых интере­сов;

► политическое проектирование.

Политическая элита внутренне неоднородна, дифференци­рована, имеет свои особенности на разных исторических эта­пах и в конкретных странах. Входящие в ее состав лица выпол­няют различные роли в политическом управлении обществом, обладают определенными полномочиями, санкционирован­ными государством или общественными объединениями.

Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски):

► «правящая элита» — группа, управляющая обществом от имени государства;

► «потенциальные элиты» — группы, стремящиеся к власти;

► «селекторат» — группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

► «самодеятельные элиты» — группы, проигравшие выбо­ры, но активно готовящиеся к очередным выборам (оп­позиция и сторонники политического режима);

► «элиты в политике» — авторитетные представители ин­теллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты;

► «группы вето» — группы в составе правящей элиты, от ко­торых зависит окончательное принятие политических ре­шений;

► «связанная группа» — неформальное (анонимное, тене­вое) объединение, оказывающее активное влияние на по­литику властных институтов государства.

Относительно самостоятельный субъект политического процесса — государственная бюрократия. Часть ее (реально участвующая в принятии управленческих решений, а также об­ладающая властными полномочиями) входит в состав правя­щей политической элиты.

В политическом процессе участвуют политические лидеры.

Политический лидер — авторитетная, обладающая профес­сионально-нравственными качествами личность, способная объ­единять и мобилизовать людей (социальные группы, государ­ственные и общественные институты) на достижение социаль­но значимых целей.

Как свидетельствует исторический опыт, политические ли­деры крупного масштаба чаще появляются в кризисные, пере­ломные периоды общественного развития.

Функции политического лидерства:

► организационно-управленческая;

► коммуникативная;

► мобилизационная;

► интегративная.

В политологии выделяются три типа лидерства (классифи­кация М. Вебера): традиционный (вожди племен, монархи,);ра­ционально-правовой (демократический, закрепленный закона­ми страны), харизматический (основывается на вере привер­женцев в выдающиеся качества и способности лидера).

Для общества предпочтительнее рационально-правовое ли­дерство.

Харизматические лидеры в кризисные периоды обществен­ного развития, как правило, играют активную мобилизующую роль в социальных преобразованиях. И если в этих условиях гражданами преувеличиваются заслуги лидера, формируется культ (обожествление индивидуальных качеств) его личности, то лидер неизбежно превращается в диктатора, политического волюнтариста, способного поставить под угрозу безопасность граждан, общества и государства.

В современных условиях наблюдаются новые тенденции в развитии политического лидерства. Они обусловлены возрас­тающей взаимозависимостью между народами, государствами и регионами мира, научно-техническим прогрессом и обостре­нием глобальных проблем человечества. Эти тенденции прояв­ляются:

► в более высоких, чем прежде, требованиях к политичес­кой культуре, профессионализму и индивидуальным ка­чествам лидеров;

► в повышении ответственности лидеров не только за бла­гополучие стран, в которых они действуют, но и за судьбы мирового сообщества;

► в концентрации внимания национальных лидеров на раз­решении политических, социально-экономических и ду­ховных проблем, от которых зависит стабильность об­щества, безопасность и благосостояние граждан, реали­зация прав и свобод человека.

* * *

Политическая деятельность выражается в политическом поведении — совокупности мотивированных действий и полити­ческом участии — средстве выражения и реализации политичес­ких интересов.

Действия субъектов политики могут быть различных типов (см. рис. 3.5).

Позитивные действия обеспечивают непрерывное совер­шенствование политической системы, ее динамичное прогрес­сивное развитие.

Негативные действия порождают кризисные тенденции, со­циальные конфликты, неэффективность управления государ­ством и обществом.

Инерционные действия направлены на сохранение традици­онных политических отношений и механизмов государствен­ной власти. Их мировоззренческую, социально-психологическую основу составляют консервативные традиции, идеологи­ческие догмы, ложные идеалы и ценности.

Рис. 3.5. Типы политических действий

Рис. 3.6. Формы политических действий

Творческие действия обеспечивают совершенствование по­литической системы на основе инноваций, демократической культуры, научно обоснованных управленческих решений.

Стихийные действия выражаются в поступках граждан, не управляемых политическими институтами.

Организованные действия отличаются высокой сознатель­ностью и целеустремленностью субъектов политики.

Легальные действия согласуются с законами государства.

Нелегальные действия противоречат правовым нормам по­литических отношений.

Субъекты политического процесса используют разнообраз­ные формы политических действий (см. рис. 3.6).

Реформаторские формы действий направлены на осущес­твление программы социальных изменений при сохранении основ существующего общественно-политического строя. Их цель — обновление, совершенствование, качественное преоб­разование политической и других систем общества.

Революционные формы действий нацелены на коренные, ра­дикальные перемены в общественной жизни, в характере и со­держании государственной власти. Они отражают нежелание граждан жить по-старому и неспособность власти управлять обществом.

Формы политического участия — индикатор реального уро­вня и характера развития народовластия, участия граждан в уп­равлении государственными и общественными делами.

Протестные действия выражают негативное отношение граждан к политической системе, властным структурам госу­дарства, не выполняющим (или некачественно реализующим) свои обязанности перед обществом.

Преступные действия направлены против конституционно­го строя, демократии, государственности и национальной бе­зопасности конкретных стран или мирового сообщества. Таки­ми формами являются терроризм, саботаж, несправедливые войны, политические перевороты, преступления против лич­ности, подавление свободомыслия в обществе посредством физического устранения популярных политиков.

Особую опасность в настоящее время представляет между­народный терроризм — целенаправленная деятельность экстре­мистских организаций или отдельных личностей, применяю­щих насильственные средства и методы (угрозы, шантаж, убий­ства, похищения людей, взрывы в общественных местах, захват зданий и заложников, провоцирование вооруженных столкно­вений и др.) с целью запугивания правительств и мирных граж­дан. Терроризм является разновидностью политического экс­тремизма, который использует методы насилия и террора.

Осознанные и целенаправленные действия субъектов полити­ки, посредством которых они влияют на политическую систему общества, принято называть политическим участием.

Политическое участие выражается в целенаправленных, сознательных политических поступках. Оно проявляется на мест­ном, региональном и национальном уровнях. Его формы, ви­ды, способы и направленность зависят от многих факторов — характера политического режима, целей, интересов, мотивов, политической культуры конкретной личности или социальной группы. По характеру, масштабности и интенсивности полити­ческого участия граждан можно судить о степени демократич­ности и прогрессивности политической системы общества.

Типы политического участия:

► традиционное и новаторское;

► индивидуальное и коллективное;

► добровольное и принудительное;

► легитимное и нелегитимное.

Формы политического участия:

► активное и пассивное;

► прямое и опосредованное;

► автономное и мобилизационное.

Равнодушное отношение к политической жизни и неучас­тие в ней принято обозначать категорией «абсентеизм». Источ­ники абсентеизма многообразны. Он может быть обусловлен кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуж­дением от власти и недоверием к ней, политико-правовым ни­гилизмом, индивидуализмом.

В политологии неоднозначно трактуется необходимость участия рядовых граждан в управлении государством и общес­твом. Сторонники «элитаризма» (Й. Шумпетер) считают мас­совое участие в политике аномальным явлением и ограничива­ют его выборами правителей. Приверженцы французского просветителя Ж. Ж. Руссо истолковывают демократию как сре­дство выражения общей воли, достижения свободы индивидов. Авторы концепции «демократии для всех» (К. Пейтман, Дж. Циммерман, К. Гулд и др.) рассматривают участие граждан в об­суждении и принятии государственных решений как норму со­временной политической жизни. Некоторые теоретики (К. Поппер, Дж. Мэдисон) отрицают «прямую» демократию, пола­гая, что она может обернуться «тиранией большинства». По мнению сторонников плюралистической концепции, демок­ратия — это свободное соперничество за власть групп интере­сов. Его следствие — компромиссные решения, выборы управ­ляющих и представительных институтов, олицетворяющих власть «с согласия народа», призванных защищать права мень­шинства граждан от диктатуры большинства.

Фундаментальный признак демократии — суверенитет на­рода (народовластие). В зависимости от степени и характера участия граждан в управлении политологи выделяют три ос­новные формы (разновидности) демократии — прямую, плебис­цитарную и представительную.

«Прямая» демократия — это непосредственное участие граждан в управлении государством и обществом: выборах кан­дидатов на государственные должности; референдумах; собра­ниях; подготовке, обсуждении и принятии государственных решений; контроле осуществления решений и действий власт­ных структур государства; управлении предприятиями, насе­ленными пунктами, регионами страны.

Плебисцитарная демократия также предполагает непосред­ственное волеизъявление народа, но ограничивает его узкими рамками. Граждане вправе одобрить или отвергнуть проект го­сударственного решения (например, законопроект), подготов­ленный и вынесенный на всенародное голосование президен­том, правительством, партией или инициативной группой.

Представительная демократия отличается опосредованным политическим участием граждан — через своих представите­лей, избираемых в органы государственной власти. Основные звенья механизма этой демократии: избиратель — парламент — правительство — президент — бюрократия.

На основе анализа не совпадающих мнений политологов о необходимости и целесообразности участия граждан в управле­нии государством и обществом, сформулируем наш вывод.

Политическое участие всех или большинства граждан жела­тельно, но в нынешних условиях демократического развития невозможно. Представительная и плебисцитарная демократия, несмотря на их «отдаленность» от идеала народовластия, — наи­более приемлемые для переходных обществ и западных стран формы осуществления власти. Использование их потенциала способствует формированию предпосылок для утверждения принципов правового государства и гражданского общества.

Характер и социальная результативность политического процесса зависит от соблюдения его субъектами демократичес­ких принципов взаимоотношений: плюрализма, консенсуса, ком­промисса.

Принцип политического плюрализма означает уважение мно­гообразия политических интересов, ценностей, взглядов, пози­ций, концепций и программ. Проявляется в соперничестве и сотрудничестве личностей, социальных групп и институтов в политическом процессе.

Принцип консенсуса предполагает взаимное стремление к со­гласию. Оно достигается между субъектами политики на основе взаимопонимания но актуальным проблемам общественного развития, вопросам сотрудничества и партнерства, тактики со­вместных действий.

Принцип компромисса материализуется в соглашениях меж­ду участниками политического процесса. Эти договоренности основываются на взаимоприемлемых уступках и привержен­ности принципиальным ценностям и установкам.

Тема 13

Политические изменения в переходных обществах

Сущность понятий «политическое развитие», «полити­ческие изменения», «политическая модернизация», «по­литическая трансформация», «демократический тран­зит», «волны демократизации». Содержание концепций политической модернизации. Типы политических изме­нений: ревизия конституции, реформа, революция, госу­дарственный переворот, реставрация. Критерии и усло­вия позитивной динамики политической системы общес­тва.

Характер и специфика политических изменений в пере­ходных обществах. Стадии, модели и противоречия мо­дернизации в постсоциалистических обществах. Зави­симость темпов и результатов политических изменений от адаптивности политических систем, конкретно-исто­рических особенностей стран.

Исторические уроки политических изменений в переход­ных обществах.

Политические изменения в Республике Беларусь.

В середине XX в. политологическая лексика по­полнилась категориями «политическое развитие», «политичес­кие изменения», «политическая трансформация», «политичес­кая модернизация», «демократический транзит», а также кон­цепцией «волны демократизации». Они активно используются сегодня при обсуждении и оценке изменений в обществен­но-политической жизни стран Центральной и Восточной Ев­ропы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Какова сущность этих понятий? Ее необходимо уяснить, чтобы увидеть общее и особенное в этих категориях.

Политическое развитие означает повышение адаптивных возможностей политической системы, ее способностей к мо­билизации незадействованных ресурсов, качественному пере­устройству общества и удовлетворению интересов граждан.


Политические изменения — это показатель динамики и ус­тойчивости институтов политической системы на основе де­мократизации и инноваций, повышения социальной эффек­тивности механизмов властвования, государственного управ­ления.

Политическая трансформация — категория, обозначающая эволюционные (реформационные) процессы в политической сфере, их влияние на стабильность политической системы, прогресс общества.

Политическая модернизация — качественное преобразова­ние традиционных политических систем, методов их взаимо­действия с гражданами государства и мировым сообществом на основе демократических ценностей.

Исследователями Запада введена в научный оборот катего­рия «демократический транзит». Она используется для объяс­нения противоречивой демократической трансформации (ин­ститутов, процедур, традиционного уклада жизни) в переход­ных («транзитных») обществах.

Снискала популярность также концепция «волн демократи­зации», постулирующая направления и этапы демократизации традиционных обществ, нестабильного (подъемы и спады «волн») становления, утверждения и легитимизации институ­тов демократического правления.

Авторы концепции утверждают, что эпицентр «волн демок­ратизации» находится в постиндустриальном мире, — западно­европейских странах и США. Эти «волны», неотвратимо воз­мущая (импульсируя) внешнюю среду, служат источником де­мократизации всех обществ и государств.

Отечественные обществоведы сомневаются в состоятель­ности концепции. Они акцентируют внимание на создании по­лноценного (не идеологизированного) методологического ин­струментария для анализа политических систем и процессов в различных странах, позволяющего объективно исследовать трансформации на пространстве бывшего Советского Союза.

Обозначенное нами содержание категорий, органично свя­занных между собой, но не тождественных, проясняет понима­ние динамики политических процессов в Республике Беларусь и других переходных обществах.

Осмысливая сущность категорий, непосредственно относя­щихся к теме учебного курса, уместно обратить внимание на их дискуссионный характер, теоретическую незавершенность. Политическая наука пока не располагает стройной, завершенной теорией политических преобразований в большинстве стран континента, которые мы называем «развивающимися». В ее фонде множество плюралистических идей и методологических подходов, объясняющих особенности «демократического транзита» переходных обществ, предпочтительные варианты институциональных изменений в них и аналитические функ­циональные модели их устойчивого политического и социаль­но-экономического развития. Исследование процессов модер­низации требует активизации интеллектуальных усилий поли­тологов. Результаты их творческого поиска оказывают прямое влияние на научное обеспечение практической политики в пе­реходных обществах, включая Беларусь.

Рассматривая режимы и стадии политического процесса, мы уяснили, что политические изменения означают демокра­тизацию и позитивную динамику политической системы — ее прогресс, использование инноваций, восходящее движение к качественно новому состоянию.

Обобщая различные научные подходы к модернизации, можно сформулировать критерии-индикаторы политического развития. Они отражают способность политической системы обеспечивать:

► демократические изменения политических структур, со­вершенствование правовой и административной систем;

внедрение инноваций — гибкое реагирование на вызовы времени и требования общества, социальные проблемы и внешние факторы политического суверенитета, нацио­нальной безопасности;

► изменение ценностных ориентации граждан, приобще­ние их к демократической культуре;

► равноправное и активное политическое участие, регули­руемое стандартами, нормами и стимулами государства;

► устойчивое социально-экономическое развитие.

Исходя из этих критериев, можно сформулировать условия позитивной динамики политических изменений в переходных об­ществах:

► повышение адаптивности политической системы к но­вым проблемам и запросам общества посредством ново­введений: преобразования структур, корректировки пол­номочий и функций политико-властных институтов;

внесения изменений в законодательство; совершенство­вания технологий государственного управления;

► рациональный выбор политического курса государства, подкрепленный гражданским согласием, и последова­тельное проведение его в жизнь;

► проведение комплексных политических реформ, ориенти­рованных на длительную историческую перспективу, ка­чественное переустройство всех звеньев политической системы;

► умножение возможностей системы по удовлетворению потребностей граждан; преодоление их отчуждения от политики, развитие новых форм политического участия;

► цивилизованное урегулирование конфликтов и кризи­сов;

► идеологическое обеспечение модернизации, целенап­равленное формирование демократической политичес­кой культуры общества.

Одним из ключевых условий политических изменений яв­ляется мобилизация, комплексное использование субъектами политики материальных, финансовых, культурно-информаци­онных, технологических и иных ресурсов общества для обеспе­чения массовой поддержки гражданами их инициатив, про­грамм и проектов.

Исторические типы политических изменений: реформы, ре­волюции, государственные перевороты, реставрация скомпроме­тировавших себя режимов, ревизия конституций.

Самый желаемый, предпочтительный тип политических из­менений для любого общества, как подтверждает опыт челове­чества, — эволюционный путь преобразований: системные ре­формы, позволяющие достичь перемен без радикальных мер и «шоковых» потрясений.

Ценностный базис этих реформ — демократизация как про­цесс системных демократических изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах, обеспечиваю­щих восходящее прогрессивное развитие общества, формирование эффективных политических институтов, укрепление га­рантий реализации прав и свобод человека.

Политическая модернизация, как свидетельствует опыт Бе­ларуси, России и других стран СНГ, включает следующие стадии:

► критическая оценка обществом своих традиционных по­литических ценностей;

► определение путей, средств и методов преодоления кри­зисных тенденций, конфликтности и напряженности в обществе;

► изменение ценностных ориентации граждан, формиро­вание у них демократической культуры;

► демонтаж старой политической системы, ликвидация ее несоответствий современным демократическим крите­риям;

► проведение комплексных реформ в политической, эконо­мической, социальной и духовно-идеологической сферах.

Опыт политической модернизации бывших советских рес­публик и других стран позволяет сформулировать некоторые выводы, важные для понимания особенностей происходящих в них изменений.

► Термин «модернизация» применительно к политической сфере означает и состояние политического развития, и процесс перехода к «политическому модерну» — совре­менным обществам, качественно новому уровню поли­тической культуры и политических отношений.

► Модернизация не есть «копирование» западных полити­ческих ценностей. Ее ошибочно рассматривать как про­цесс «догоняющего» развития индустриальных (постин­дустриальных) стран.

► Модернизация — это глобальный процесс непрерывного движения обществ и государств к новому качеству поли­тического бытия. Переход к «политическому модерну» — более зрелому народовластию — актуальная задача для каждой страны.

► Не существует универсальных теоретических схем и мо­делей модернизации. Ее содержание, темпы и результаты определяются национальными особенностями, истори- ко-культурными традициями, менталитетом граждан, уровнем социально-экономического развития и полити­ческой культуры конкретного общества. Главное проти­воречие современных политических изменений — зако­номерный конфликт между утвердившимися нормами политической культуры в западном мире и национальны­ми ценностями и традициями переходных, менее разви­тых, традиционных государств.

► Модернизация в каждой конкретной стране — длитель­ный исторический этап последовательных преобразова­ний в области политических и идеологических отноше­ний, социально-экономической и духовной сферах, ха­рактере, ценностях и технологиях политической деятель­ности.

Политические изменения нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику, не творчески применяя опыт дру­гих стран. Нарушение этого правила оборачивается противоде­йствием реформационной политике со стороны граждан, мас­совым недовольством, дестабилизацией политико-властных отношений.

Французский ученый и общественный деятель А. де Токвиль сформулировал важный вывод об опасности форсирования по­литического развития. Он отмечал, что «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства».

Исторические факты. Переход от традиционных (абсолю- тистско-олигархических) систем к демократии занял в Вели­кобритании, странах Северной Европы несколько столетий. Переход Франции к демократической политической системе, начатый революцией 1789 г., продолжался до 80-х гг. XX в.

Политические изменения далеко не всегда приводят к бес­поворотному утверждению демократических норм и принци­пов власти. Они характеризуются повышенной конфликтнос­тью социально-политических процессов. Противоборство субъ­ектов политики может порождать острые кризисы, обернуться реставрацией традиционных режимов и облегчить узурпацию власти реакционными силами.

Исторические факты. Лидер фашистского движения Муссо­лини в Италии, получив пост премьер министра в 1922 г., пре­рвал процесс либеральных реформ. В стране на многие годы ут­вердилась фашистская диктатура. Был взят курс на итальян­ское господство в районе Средиземного моря и экспансию в Африке. Правительство подписало соглашение о политичес­ком сотрудничестве с гитлеровским режимом. Италия вместе с Германией вступила в войну против СССР и других стран.

В условиях мирового экономического кризиса 1929—33 гг. резко активизировалась Национал-социалистическая партия Германии, щедро финансируемая противниками демократии.

В стране установилась фашистская диктатура — власть наибо­лее реакционных, шовинистических групп монополистическо­го капитала. В арсенале этой власти ключевую роль играли та­кие средства, как террор, шпионаж, провокации, милитариза­ция экономики, вооруженная борьба за мировое господство.

В 1939 г. потерпели поражение республиканцы в Испании. Утвердилась диктатура генерала Франко. Правительство объя­вило недействительными все законодательные акты республи­ки, выступило на стороне Германии и Италии в захватнической войне.

Автократические тенденции сегодня проявляются и в поли­тическом развитии бывших советских республик. Главное про­тиворечие модернизации в них — между демократическими це­лями преобразований и традиционализмом, реальным и долж­ным уровнем политической культуры, доверием граждан власт­ным структурам и недостаточной эффективностью государ­ственного управления.

В западной политологической литературе выделяют три типа модернизации: первичную, вторичную, глобальную.

«Первичная модернизация» (Западная Европа, США, Канада) охватывает эпоху первой промышленной революции, разруше­ния традиционных наследственных привилегий и провозгла­шения равных гражданских прав.

«Вторичная модернизация» — демократические преобразо­вания «вдогонку» (Россия, Беларусь, Турция, Бразилия и дру­гие страны мира). Она обусловлена неравномерностью эконо­мического и политического развития стран, их культурно-на циональными особенностями. Эта модернизация осуществля­ется на бывшем постсоветском пространстве противоречиво, носит циклический, не всегда последовательный характер и могла бы быть эффективнее по своим результатам.

«Глобальная модернизация» — процесс качественного совер­шенствования всех современных обществ с целью их стабиль­ного развития, а также системы международных отношений.

Политические изменения в Республике Беларусь

После распада СССР Беларусь обрела независимость. Путь, пройденный страной в 90-е гг. XX в., имеет определяющее зна­чение для укрепления ее суверенитета и государственности. Общество осознало необходимость перехода от советской по­литической модели жизнеустройства к социально ориентиро­ванной рыночной экономике, что способствует достижению национального согласия. Закрепляются в законодательстве де­мократические принципы и нормы. Постепенно осуществля­ются преобразования в экономической, политической, соци­альной и духовно-идеологической сферах. Возрастает консти­туционно-правовая ответственность органов власти. Соверше­нствуется государственно-правовой механизм.

Качественные перемены укрепляют национальную госу­дарственность, потенциал власти для реализации поддержива­емого гражданами стратегического курса общества. Вектор по­литических изменений в республике направлен на решение кон­кретных задач:

► последовательное претворение в жизнь социально-эко­номической политики государства, свободно выбранной политической модели переустройства общественной жизни;

► развитие гражданского общества на основе внедрения апробированных практикой форм народовластия;

► повышение культуры государственного управления;

► совершенствование законодательства и укрепление за­конности;

► усиление адаптивности политической системы к иннова­циям, вызовам времени и запросам общества;

► духовно-идеологическое обеспечение проводимых в стране реформ, государственной политики.

Республика Беларусь провозглашена демократическим го­сударством. Это означает, что ее цель — утверждение во всех сферах жизни общества демократических норм. Страна пре­одолела кризисные процессы начала 1990-х гг., реализовала программы двух пятилеток и достигла состояния политической и экономической стабильности. Это — прочная социальная ба­за укрепления потенциала государства для народа, дальнейших изменений в политической системе, отвечающих интересам личности и общества.

Тема 14

Представительство и выборы

Избирательный процесс. Функции выборов в политичес­кой системе общества.

Избирательное право. Демократические принципы вы­боров.

Понятие и типы избирательных систем. Специфика, дос­тоинства и недостатки мажоритарной, пропорциональ­ной и смешанной избирательных систем.

Избирательная кампания, ее цели, структурные звенья и особенности организации. Избирательные технологии. Референдум как институт непосредственной демокра­тии.

Избирательная система Республики Беларусь.

Важнейший элемент демократического полити­ческого процесса — выборы депутатов парламента и других лиц, избираемых на государственные должности народом. Некото­рые политологи не без оснований называют выборы полити­ческим рынком. Претенденты на государственные должности (продавцы) предлагают избирателям (покупателям) свои поли­тические программы в обмен на властные полномочия.

Выборы — это способ формирования высших и местных орга­нов государственной власти. Выборы могут быть парламентски­ми и президентскими, общегосударственными и местными, очередными и досрочными, альтернативными и безальтерна­тивными, прямыми и косвенными (многоступенчатыми).

Каковы социальные функции выборов? Выборы являются:

► инструментом легитимизации и совершенствования по­литической системы общества;

► демократическим каналом формирования политической воли граждан, представительства их интересов в органах государственной власти;

► способом смены политических элит волеизъявлением граждан;

► формой коммуникации граждан с властью, обществен­ного контроля политических институтов;

► средством политической социализации личности.

Порядок формирования органов государственной власти посредством выборов регламентируется избирательной систе­мой страны — закрепленными в законах государства нормами, принципами и процедурами. В законодательстве демократи­ческого государства закреплены избирательные права граждан, ответственность органов власти за организацию выборов, пол­номочия избирательных комиссий, процедуры предвыборной агитации и голосования.

В каждой стране избирательные нормы имеют свою специ­фику, обусловленную особенностями развития государства и общества. Однако существуют общепризнанные демократи­ческие принципы выборов:

► свободное волеизъявление избирателей;

► всеобщее избирательное право;

► равенство голосов избирателей;

► прямое избирательное право;

► тайное голосование;

► открытость и гласность.

В современной общественной практике применяются три основных типа избирательных систем (см. рис. 3.7).

Рис. 3.7. Типы избирательных систем

Пропорциональная избирательная системарегулируемый правовыми нормами порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства, предусматриваю­щий пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с

числом по­данных за них голосов избирателей.

Особенности пропорциональной системы:

► выборы проводятся в многомандатных избирательных округах;

► избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список;

► каждая политическая партия получает в парламенте чис­ло мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей (чем больше голосов получает она на выборах, тем больше ее представителей становятся де­путатами);

► законодательное установление «заградительного барье­ра» (минимального числа голосов избирателей, необхо­димого для представительства в парламенте).

Достоинства пропорциональной системы:

► стимулирует многопартийность;

► более адекватно, нежели мажоритарная система, отража­ет политическую волю избирателей и расстановку поли­тических сил в стране.

Недостатки пропорциональной системы:

► система выгодна партийной верхушке, отчуждает от по­литики рядовых партийцев и партийный электорат;

► депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей;

► практически невозможно установить для каждого округа такое количество мандатов, которое обеспечивало бы действительную пропорциональность;

► в парламент избираются представители многих (прежде всего крупных, влиятельных) партий, что затрудняет формирование правительства, негативно отражается на его стабильности.

Мажоритарная избирательная систематакой правовой по­рядок, при котором победителем на выборах признается канди­дат, получивший установленное (абсолютное или относитель­ное) большинство голосов в избирательном округе.

Особенности мажоритарной системы:

► выборы проводятся по одномандатным округам;

► избиратели голосуют за конкретного кандидата в депута­ты, а не за партийный список;

► избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство (50 % + 1) голосов избирателей (система аб­солютного большинства; если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, то во втором туре участвуют два кандидата и победителем признается набравший относительно боль­шее число голосов избирателей);

► депутатский мандат получает кандидат, набравший отно­сительно большее, чем соперники, число голосов избира­телей (система относительного большинства).

Достоинства мажоритарной системы:

► универсальность: можно применять для избрания депу­татов парламента и других лиц на государственные долж­ности;

► позволяет избирателю оценить личные достоинства кан­дидата.

Недостатки мажоритарной системы:

► значительная часть избирателей страны, проголосовав­ших против кандидатов (иногда до 50% и более), остается не представленной в органах власти;

► сужает возможности небольших общественных объеди­нений провести своих представителей в государственные органы;

► может порождать местничество в ущерб общенациональ­ным интересам, поскольку депутаты зависят от избирате­лей, проживающих в конкретном округе.

Смешанная избирательная системасочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков.

Избирательный процесс

Подготовка к выборам в каждой стране характеризуется на­калом политических страстей, жесткой конкурентной борьбой претендентов на власть за голоса избирателей.

Подготовка к выборам и их проведение включает ряд обяза­тельных процедур: назначение выборов, регистрацию избирате­лей, организацию избирательных округов, выдвижение канди­датов, агитацию и пропаганду в пользу кандидатов на государ­ственные должности, проведение голосования и определение его результатов, распределение депутатских мандатов. Сово­купность этих процедур характеризуется понятием «избира­тельный процесс».

Для проведения выборов образуются органами государствен­ной власти избирательные округа и избирательные комиссии.

Выборы в демократических странах всегда проходят в обста­новке жесткой политической борьбы за умонастроения, пред­почтения избирателей. Конкурентное противоборство часто выходит за правовые рамки, сопровождается применением «грязных технологий». Все многообразие предвыборных дей­ствий и мероприятий, инициируемых субъектами политики, обозначается понятием «избирательная кампания».

Избирательная кампания политических соперников имеет целью обеспечение поддержки граждан на предстоящих вы­борах. Для достижения своих целей они используют арсенал средств и методов воздействия на избирателей — различные избирательные технологии. Применяя их, они ведут «полити­ческую игру», оценивают массовые настроения и возмож­ности политических конкурентов, стремятся включить дей­ственные социально-психологические механизмы влияния на общественное сознание и мотивы поведения граждан. В результате политический процесс достигает высокого нака­ла. Его можно охарактеризовать как острое соперничество за обладание государственной властью, ее ресурсами и возмож­ностями.

Избирательная кампания — это комплекс организацион­ных, информационно-технологических и агитационно-про- пагандистских мероприятий. Ее исходная ступень — выдви­жение кандидатов на депутатские мандаты или на высшие го­сударственные должности. После регистрации кандидатов проводятся агитационные и пропагандистские акции, кото­рые организуют специально создаваемые кандидатами или общественными объединениями штабы (команды професси­оналов). Их главная задача — создать привлекательный образ (имидж) кандидата. В ходе выборов действует институт наб­людателей, состоящий из представителей кандидатов на госу­дарственные должности, общественных объединений, непра­вительственных международных организаций. Они наблюда­ют за ходом голосования, подсчетом голосов и этим самым препятствует возможной фальсификации результатов выбо­ров.

Принципы демократической организации выборов:

► свобода выборов;

► альтернативность;

► состязательность;

► равенство возможностей кандидатов (их материальных и информационных ресурсов).

Важнейшим инструментом избирательных кампаний явля­ются избирательные технологии — совокупность методов влия­ния на сознание и поведение избирателей.

Избирательные технологии включают:

► анализ политической ситуации в обществе, настроений, интересов, ожиданий избирателей на основе объектив­ной информации; определение ключевых социальных проблем;

► разработку стратегии (что делать), тактики (как делать), плана избирательной кампании;

► изучение информации о кандидатах в депутаты, полити­ческих субъектах, их поддерживающих, электоральных предпочтениях;

► выявление кандидатов, вызывающих наибольшее дове­рие избирателей, оценку их политических программ; ана­лиз сильных и слабых сторон всех кандидатов;

► выбор адресных групп (к кому необходимо апеллиро­вать);

► формулирование лозунгов, обращений к тем группам, которым предполагается уделить приоритетное внима­ние;

► определение содержания, методики, процедур, приемов, технических возможностей пропаганды и агитации;

► выработку рекомендаций, установок, советов кандида­там, их консультирование;

► реализацию тактики (применение приемов и методов де­ятельности: информирование населения о кандидатах и их программах; организация публичных выступлений кандидатов).

Из приведенных суждений видно, что избирательные техно­логии есть симбиоз научных знаний, политического опыта и целе­устремленных действий. Избирательные технологии, разрабо- тайные профессионалами, — мощное средство борьбы за голо­са избирателей. Без их использования невозможна победа кан­дидатов на государственные должности.

Избирательная система Республики Беларусь

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государ­ственные должности народом, регулируются Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Согласно законодательству государства, выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом не­дееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в мес­тах лишения свободы. В голосовании не принимают участия граждане, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей.

Избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Законодательство некоторых государств (Ав­стрии, Бельгии, Италии и др.) предусматривает обязательность участия в голосовании и санкции за нарушение этого требова­ния.

Конституция Республики Беларусь гарантирует избирате­лям и кандидатам на государственные должности свободу мне­ний, убеждений и их беспрепятственное выражение, свободу информации.

Подготовка и проведение выборов должны проводиться от­крыто и гласно. Избирательные комиссии обязаны информи­ровать граждан о своей работе, принимаемых решениях. Граж­дане вправе присутствовать на заседаниях избирательных ко­миссий. В день голосования на избирательных участках могут находиться депутаты парламента, представители политических партий, трудовых коллективов, доверенные лица кандидатов, наблюдатели из других стран.

Избиратели имеют равное количество голосов; кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выбо­рах на равных основаниях.

В соответствии с этим принципом создаются равные по чис­ленности избирателей округа (отклонение от средних показа­телей не может превышать 10 %). Каждый избиратель имеет один голос, включается только в один список для голосования, голосует лично. Бюллетень для голосования выдается избира­телю после предъявления паспорта или заменяющего его удос­товерения личности.

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь избираются гражданами непосредствен­но. Путем прямых выборов также избирается глава государ­ства — Президент Республики Беларусь.

56 членов Совета Республики Национального собрания Ре­спублики Беларусь от областей и города Минска избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Сове­тов депутатов. 8 членов Совета Республики назначаются Пре­зидентом Республики Беларусь.

Контроль волеизъявления избирателей входе голосования зап­рещается, но это не исключает права избирателя высказаться о том, как он проголосовал.

Бюллетень для голосования выдается лично избирателю, за­полняется в кабине или комнате для тайного голосования; за­прещается присутствие в ней посторонних лиц.

Избирательный кодекс предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам путем сбора подписей избирателей.

Кандидатов в депутаты Палаты представителей от поли­тических партий выдвигают республиканские органы, имеющие организационные структуры в соответствующем избирательном округе.

Партийных кандидатов в депутаты областных (Минского городского), районных, городских (городов областного подчи­нения) Советов депутатов выдвигают руководящие органы партийных структур (областного, районного, городского уров­ня).

Партийные кандидаты в депутаты городских (городов рай­онного подчинения), поселковых и сельских Советов депута­тов выдвигаются районными, городскими руководящими органами партий, а также на собраниях их организационных структур, находящихся на территории местных Советов де­путатов.

Партия вправе выдвинуть по каждому избирательному ок­ругу по выборам в Палату представителей и соответствующий местный Совет депутатов только одного кандидата-партийца.

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от трудовых коллективов происходит на собраниях (конферен­циях) избирателей. Коллектив может выдвинуть одного канди­дата в депутаты Палаты представителей и по одному кандидату в депутаты местных Советов депутатов (каждого уровня).

Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представите­лей путем сбора подписей избирателей осуществляется ини­циативной группой (группой избирателей) в количестве не менее 10 человек, а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов — инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек. Предложенную группой кандидатуру в Палату пред­ставителей по избирательному округу должны под держать не менее 1000 избирателей, проживающих на территории этого округа. Кандидата в областной и Минский городской Совет депутатов должны поддержать не менее 150 избирателей, в местные Советы депутатов — меньшее число избирателей. Сбор подписей избирателей производится в установленном законом порядке.

Расходы на подготовку и проведение выборов несет государ­ство, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, граждане в соответствии с законом.

Проведение выборов депутатов Палаты представителей обе­спечивают избирательные комиссии: центральная, окружные, участковые. Подготовку и проведение выборов депутатов мест­ных Советов депутатов организуют: территориальные избира­тельные комиссии (областные, районные, городские, поселко­вые, сельские); окружные комиссии по выборам депутатов об­ластных Советов; участковые комиссии.

Голосование об отзыве депутата производится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не ме­нее 20 % граждан, обладающих избирательным правом и про­живающих на соответствующей территории. Отзыв означает досрочное лишение депутата его мандата избирателями.

Институтом непосредственной (прямой) демократии в Рес­публике Беларусь являются референдумы.

Референдум — голосование граждан, обладающих избиратель­ным правом, по важнейшим вопросам государственной и общес­твенной жизни.

Условия проведения референдума и его процедура также ре­гулируются законами государства. Могут проводиться общена­циональные и местные референдумы.

В Беларуси проведено четыре республиканских референдума:

► 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении СССР;

► 14 мая 1995 г. по вопросам, предложенным Президентом: о статусе русского языка, об установлении новых Госу­дарственного флага и Государственного герба Республи­ки Беларусь; о досрочном прекращении Президентом по­лномочий Верховного Совета; об экономической инте­грации с Россией;

► 24 ноября 1996 г. по двум (Президента и группы депутатов Верховного Совета) альтернативным проектам новой ре­дакции Конституции страны.

► 17 октября 2004 г. по вопросу об изменении ст. 81 Кон­ституции Республики Беларусь.

Итоги референдумов оцениваются общественностью неод­нозначно. По мнению авторов, они способствовали преодоле­нию конституционного кризиса в стране и укреплению прези­дентской власти.

Новой формой непосредственной (прямой) и представи­тельной демократии, как мы уже отмечали, являются Всебелорусские народные собрания (1996,2001,2006 гг.). Собрания леги­тимизировали политический курс государства и оценили итоги его практической реализации, утвердили программы социаль­но-экономического развития на три последних пятилетия, вы­явили приоритеты развития страны и нерешенные проблемы.

«Складывающиеся в стране конкретные формы демократии соответствуют общемировым и общечеловеческим требовани­ям. Они обусловлены историческими, экономическими, гео­политическими и иными особенностями развития нашего го­сударства, в том числе спецификой нынешнего этапа, суть ко­торого в формировании гражданского общества» (Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь. — Мн., 2001. — С. 32).

Тема 15

Политическая коммуникация

Сущность, функции и структура политической коммуни­кации. Уровни информационно-коммуникативных отно­шений: межличностный, групповой и массовый.

Технологии агитационно-пропагандистского и марке­тингового типа. Понятие, функции и виды политического маркетинга. Роль рекламы в политическом маркетинге.

Коммуникационная политика государства.

СМИ в системе массовой коммуникации. Их функции и виды. Влияние на политическую жизнь электронной ком­муникации. Рациональные и иррациональные аспекты воздействия СМИ на массовое политическое сознание и поведение.

Глобализация средств массовой информации. Харак­терные черты международной системы производства, распространения и потребления политической инфор­мации.

СМИ Беларуси в политическом процессе.

Мы отмечали, что политический процесс есть взаимодействие субъектов политики. Они общаются между со­бой, обмениваются информацией, мнениями и оценками, вы­ражают свои эмоции, чувства, черпают сведения для полити­ческих решений и поступков.

Взаимодействие (отношения) политических субъектов на ос­нове непрерывного обмена информацией и духовного общения при­нято называть политической коммуникацией. Это социально-ин­формационный базис политики, ее «сосудисто-нервная» систе­ма. В информационном вакууме невозможно реализовать по­литические цели и интересы, приобщать граждан к демократи­ческим ценностям, обеспечить право личности на свободное осмысление общественных проблем.

Основные функции политической коммуникации:

► распространение знаний о ценностях политики и образ­цах политической культуры;

► политическое информирование общества;

► интеграция общества и регулирование политических от­ношений;

формирование общественного мнения о политических процессах.

Какова структура политической коммуникации (см. рис. 3.8)?

► Коммуникация формирует определенные отношения взаимодействия субъектов политики.

► Институты-коммуникаторы производят информацию, кодируют и передают ее потребителям, изучают общес­твенное мнение о воздействии и качестве информации.

Средства коммуникации — это СМИ, технико-информа­ционные системы (центры, банки данных, сети и техноло­гии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.

►Типы, методы и формы политической коммуникации — ра­циональная и спонтанная коммуникация, неформальные контакты, общение граждан с представителями полити­ческих институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов, референдумов, демонстраций и других полити­ческих акций.

► Содержание коммуникации оказывает воздействие на мо­тивацию поведения субъектов политики, формирование общественного мнения; его социально-политические по­следствия могут быть позитивными и негативными.

Сущность политической коммуникации заключается в целе­направленных контактах между людьми посредством обмена информацией и духовного общения в политическом процессе.

Ключевую роль в политической коммуникации играют СМИ — политический институт, созданный для информирова­ния граждан о процессах в обществе и мире, формирования об­щественного мнения о деятельности власти и выполнения дру­гих функций.

Политическая информация — это совокупность знаний, све­дений о политической жизни общества. Этими сведениями и знаниями обмениваются «коммуникаторы» и «реципиенты». Коммуникаторы накапливают, производят, кодируют, перера­батывают и распространяют информацию. Потребители ис­пользуют ее в политической деятельности. Информация созда­ется и распространяется для того, чтобы сформировать или из­менить у людей мнения, убеждения, ценностные ориентации, мотивы поведения, выгодные коммуникаторам.


Рис. 3.9. Методы политической коммуникации

В политическом процессе используются методы коммуни­кации двух типов (см. рис. 3.9).

Мобилизационные методы включают устную агитацию и про­паганду.

Содержание, формы агитации и пропаганды нацелены пре­имущественно не на убеждение, а на внушение, «навязывание» потребителю информации идей и установок коммуникатора. Неизбежные издержки агитации и пропаганды — манипулиро­вание массовым сознанием и поведением граждан, дезинфор­мация, пристрастное (с партийных, групповых позиций) ком­ментирование событий, игнорирование общественного мне­ния.

Маркетинговые методы направлены на разъяснение и убеж­дение, стимулируют критически-творческое мышление, де­мократическую мотивацию поведения людей.

Политический маркетинг — комплекс мероприятий, формиру­ющих в общественном сознании привлекательный имидж поли­тических институтов, лидеров, идей, программ и концепций.

Маркетинговые способы используются субъектами полити­ки с учетом их спроса и предложения на нужную информацию. Они рассчитаны на убеждение человека, на самостоятельную оценку фактов и явлений, сознательный выбор линии поведе­ния.

Функции политического маркетинга:

► выявление и выдвижение на авансцену политики достой­ных лидеров, способных компетентно выражать, пред­ставлять властным институтам и претворять в жизнь об­щественные интересы;


► выявление, популяризация и содействие внедрению аль­тернативных политических программ, проектов, идей, концепций прогрессивного общественного развития;

► формирование в общественном сознании положительно­го имиджа государственной власти;

► помощь гражданам в свободном и сознательном полити­ческом выборе, а политическим институтам и лидерам — в демократизации общественных отношений.

К маркетинговым способам коммуникации относится поли­тическая реклама. Ее цель — в эмоциональной и лаконичной форме представить гражданам истинный образ политических институтов, политических лидеров, политических идей, про­грамм и концепций, сформировать о них положительное об­щественное мнение. Рекламная продукция, «очищенная» от политической конъюнктуры и субъективизма, содержит важ­ную информацию для свободного и осознанного выбора чело­веком политической позиции. Реклама некомпетентная, лжи­вая, тенденциозная искажает политическую действительность и способна дезориентировать людей.

Основные виды политической рекламы:

► аудиовизуальные;

► печатные;

► компьютерные;

► личные контакты политиков с общественностью.

Коммуникационная политика демократического государства включает:

► разработку и совершенствование правовых норм, регули­рующих политическую коммуникацию, защиту интере­сов личности, общества и государства от распростране­ния антигуманной информации;

► учреждение и развитие государственных и независимых СМИ (создание современной информационной систе­мы, содействие ее кадровому, технологическому и мате­риально-техническому обеспечению);

► демократизацию механизмов государственного влияния на массовую коммуникацию;

► информационно-идеологическое влияние на обществен­ное мнение.

СМИ в системе массовой коммуникации

В наше время средства массовой информации (масс-ме­диа) — органическая часть механизма демократии, незамени­мый источник информации. Это авторитетный политический институт, который формирует сознание людей, побуждает их к политическим действиям, обеспечивает общение субъектов политики и цивилизованные взаимосвязи между властными структурами государства и гражданами. Сегодня власть знаний и информации — мощнейший инструмент управления госу­дарством и обществом. Без СМИ современный человек не мо­жет стать активным участником политического процесса, пра­вильно ориентироваться в сложном и противоречивом мире политики.

К СМИ относятся периодические печатные издания (газе­ты, журналы), массовые справочники, радио, телевидение, электронные коммуникационные системы.

Социально-политические функции СМИ:

► производство и распространение политической инфор­мации;

► формирование и выражение общественного мнения о де­ятельности политических институтов, реальном состоя­нии и проблемах социально-политического развития;

► отображение и представительство социальных интере­сов;

политическое образование и воспитание граждан, социа­лизация личности;

► интеграция субъектов политики (на основе плюрализма, организации цивилизованного общения граждан с власт­ными структурами);

► критика правящей элиты, контроль действий государ­ственных органов;

► мобилизация (побуждение) граждан к политическим действиям.

Соперничество за влияние на «четвертую власть», за ис­пользование ее ресурсов всегда находилось в эпицентре взаи­модействия субъектов политики. Особенно острые формы со­перничество приобретает в политических кампаниях, в част­ности, в ходе выборов кандидатов на государственные долж­ности. Политические лидеры, грамотно и активно использую­щие СМИ, получают значительные преимущества перед свои­ми конкурентами, резко повышают свой рейтинг.

В демократических странах доминирует рациональная (убеждающая, разумно обоснованная) модель массовой комму­никации. Ее характерные черты — влияние на сознание и моти­вацию поведения людей посредством убеждения. Содержание и способы «подачи» информации рассчитаны на мыслитель­ную работу индивида, на самостоятельный поиск правильных ответов и аргументов. Убеждения, сформировавшиеся на осно­ве такой информации, наиболее устойчивы и продуктивны. Чем разнообразнее и качественнее убеждающая информация, тем выше внимание и доверие к ней граждан.

В авторитарных и тоталитарных государствах, напротив, до­минирует иррациональная (эмоциональная, ослабляющая раз­ум, политическое мышление человека) модель массовой комму­никации. Ее особенность в том, что политическая информация перенасыщена идеологическими мифами, догмами и стереоти­пами, «официальными» оценками и выводами в ущерб досто­верным фактам, убедительным, правдивым аргументам. Она нередко внушает людям страх, неуверенность в будущем, неп­риязнь к оппонентам власти, разжигает социальную, религиоз­ную и национальную вражду.

СМИ, координируя свою деятельность, могут сформиро­вать атмосферу уважения к правящему режиму и нетерпимости к нему, «подогревать» и предотвращать политические кон­фликты и социальную напряженность. Поэтому органы власти чутко реагируют на общественное мнение, формируемое СМИ, оперативно пропагандируют собственную версию про­исходящих событий.

Широкие возможности СМИ неотделимы от их ответ­ственности перед личностью, обществом и государством. Мы являемся свидетелями дефицита такой ответственности у мно­гих журналистов, редакторов газет и журналов, авторов телеви­зионных программ и радиопередач. В погоне за сенсациями, «жареными фактами» и развлекательными сюжетами они вы­холащивают или извращают сущность политической информа­ции и коммуникации, наносят урон духовности и обществен­ной морали.

Роль и ответственность национальных СМИ стремительно возрастает в условиях глобализации мирового информационного пространства. Информационным потоком управляют сегодня многочисленные агентства, которые давно поделили земной шар на эксклюзивные зоны. Однако контролируют большую часть международных новостей, поступающих (транслируе­мых) во все регионы и страны мира, четыре самых мощных агент­ства: Ассошиэйтед Пресс (США), Юнайтед Пресс Интер­нэшнл (США), Франс Пресс (Франция), Рейтер (Великобрита­ния). Юнайтед Пресс Интернэшнл, к примеру, имеет 6400 кли­ентов в 114 странах, его сообщения переводятся на 48 языков (см.: Гидденс Э. Социология. — М., 1999. — С. 509).

Эта «четверка» ежедневно транслирует информацию по компьютерной и спутниковой связи, поставляет девять деся­тых всего объема новостей для газет, радио и телевидения мира. Их точка зрения оказывает определяющее воздействие на об­щественное мнение.

Это свидетельствует о мировом неравенстве в сфере коммуни­кационных технологий. Многие исследователи не без оснований говорят об «империализме» СМИ индустриальных стран, «ин­тервенции» (тотальном распрост





Подборка статей по вашей теме: