double arrow

Тема лекции 11: Дивидендная политика. Стоимость бизнеса

В функции финансового менеджера входят разработка и обоснование предложений по распределению прибыли остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и формирование денежных фондов. При этом важнейшими задачами являются согласование дивидендной и инвестиционной политики и обеспечение оптимальных пропорций между реинвестирование прибыли и использованием ее на потребление. Особое внимание дивидендной политике уделяют открытые акционерные общества, поскольку дивидендная политика оказывает существенное влияние на цену акций предприятия. Финансисты таких организаций должны учитывать реакцию фондового рынка на повышение или снижение дивидендов.

Информация о дивидендной политике крупнейших акционерных обществ отслеживается специалистами финансового рынка. Они анализируют следующие показатели:

Дивиденд на одну акцию = Дивидендный фонд  
Среднее количество обыкновенных акций в обращении (3.14)
       
Ставка дивидендов = Дивидендный фонд * 100% (3.15)
Акционерный капитал
       
Доход на одну обыкновенную акцию = Прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (3.16)
Среднее количество обыкновенных акций в обращении
       
Коэффициент «цена-доход» = Рыночная стоимость акций (курс) (3.17)
Доход на одну обыкновенную акцию
       
Дивидендный доход = Дивиденд на одну акцию (3.18)
Рыночная стоимость акций
       
Коэффициент выплаты дивидендов = Дивиденд на одну акцию (3.19)
Доход на одну акцию

Информация о значениях этих показателях по крупнейшим компаниям публикуется в финансовой прессе, поэтому сбои в выплате дивидендов могут привести к снижению рыночной стоимости акций. Интересы акционеров связаны с повышением их совокупного дохода, поэтому необходимо оценить как влияет на него дивидендная политика. Выбор дивидендной политики предполагает решение трех вопросов: Первый - влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров. Второй - если да, то каковы должна быть их оптимальная величина. Третий- какая дивидендная политика даст наибольший прирост дохода акционеров.

Существуют 2 различных подхода к решению этих вопросов:

1) теория «начисления дивидендов по остаточному принципу», то есть дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет прибыли все инвестиционные проекта). Сформулирована Франко Модильяни и Мертоном Миллером в 1961 г. Названные ученые считали, что после финансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс полученные по остаточному принципу дивиденды в сумме эквивалентны цене акций до получения при были – дивидендная политика - не нужна.

2) Теория вложения дивидендов на величину совокупного богатства акционеров. Идеолог этой теории М.Гордон считал, что «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» – то есть текущие дивиденды уменьшают уровень неопределенности инвесторов, и их удовлетворяет меньшая норма доходности на вложенный капитал. – Этот подход наиболее распространенный.

В практических ситуациях финансовым менеджерам необходимо учитывать конкретные обстоятельства и выбирать подход сообразно обстановке. Приходится балансировать между выплатой достаточных дивидендов (чтобы были удовлетворены акционеры) и реинвестированием прибыли (для обеспечения дальнейшего развития бизнеса). Лучше чтобы в курсе дивидендной политики не было существенных колебаний и акционеры знали, что им обеспечен стабильный доход на вложенный капитал. В некоторых случаях можно выплачивать дивиденды акциями с тем, чтобы сохранить прибыль в обороте предприятия и продолжить ее реинвестирование не в ущерб дивидендной политике. Факторами, определяющими дивидендную политику, являются:

1) Ограничения правового характера (на выплату дивидендов может расходоваться только прибыль и эмиссионный дохода, а если предприятие объявлено банкротом, то выплата дивидендов запрещена).

2) Ограничения контрактного характера (во многих странах предусматривается нижний предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, в России эта практика не распространена).

3) Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью, то есть дивиденды могут быть выплачены только в том случае, если есть деньги на расчетном счете, хотя теоретически модно было бы взять в кредит.

4) Ограничения в связи с расширением производства, то есть дополнительные источники финансирования нужны самому предприятию

5) Ограничения в связи с интересами акционеров – принцип максимизации совокупного дохода акционеров.

6) Ограничения рекламно-финансового характера – сведения о дивидендной политике тщательно отслеживаются менеджерами брокерами и т.д.

Согласно российскому законодательству порядок выплаты дивидендов оговаривается при выпуске ценных бумаг и излагается на оборотной стороне акции или сертификата.

Совету директоров и общему собранию акционеров запрещается объявлять и выплачивать дивиденды в следующих случаях: имеются убытки; общество неплатежеспособно или может стать таковым в результате выплаты дивидендов.

Оценка стоимости бизнеса– это процесс определения его стоимости как единого функционирующего комплекса, приносящего прибыль. Он включает:

- обоснованную оценку основных фондов и оборотных средств, материальных и нематериальных активов – оценка имущества предприятия;

- обоснованную оценку текущих и будущих доходов предприятия на определенный момент времени.

Оценку имущества действующего предприятия осуществляет оценщик – независимый специалист по оценке собственности, который действует на основании Единых стандартов профессиональной оценки, определяющих следующие принципы ее проведения:

1) принцип наилучшего использования предполагает оптимальную увязку характеристик самого объекта с внешними условиями, то есть юридически разрешенный способ его эксплуатации, при котором достигается самая высокая стоимость объекта на дату оценки;

2) принцип замещения – это метод сравнимых продаж в равной степени привлекательного имущества;

3) принцип изменений – состоит в том, что социальные, политические и другие изменения, происходящие в мете нахождения имущества, влияют на стоимость;

4) принцип будущих преимуществ подразумевает, что стоимость объекта – это текущая стоимость прав на получение будущих преимуществ.

5) принцип спроса и предложения показывает, что на стоимость объекта влияет объем спроса и объем предложения на данный товар на рынке;

6) принцип вклада – определяется вкладом, который каждый элемент вносит \в общую стоимость объекта;

7) принцип предельной полезности заключается в том, что до определенного момента затраты на улучшение объекта будут расти медленнее стоимости самого объекта, после этого предела наоборот, быстрее;

8) принцип сбалансированности подразумевает, что стоимость создается и поддерживается достаточной сбалансированностью между элементами имущества, то есть они должны быть гармоничными

9) принцип соответствия – подразумевает, что однородность объектов поддерживает имущественные стоимости на определенном уровне и гарантирует что стоимость объекта не опуститься ниже его.

Существуют три различных подхода к оценке недвижимости, представленные в экономической науке и используемые в хозяйственной практике: доходный, рыночный, Затратный.

В соответствии с доходным подходом стоимость объекта оценивается на основе его способности приносить доход. Доходный метод, раскрывается в экономической теории и экономике и редко используется в практике. Суть его состоит в расчете потенциальных прибылей, генерируемых объектом оценки на протяжении определенного промежутка времени. При расчете потенциальных прибылей принимают во внимание: существование нескольких вариантов использования недвиждимости с различной структурой генерируемых ими денежных потоков; временную стоимость денег и риски; цели использования объекта имущества и его значение.

Рыночный метод подразумевает прямое сравнение продаж, при котором стоимость объекта оценивается на основе прошлых цен продаж сравнимых объектов. Рыночный метод, в отличие от доходного широко используется в хозяйственной практике при определении реальной стоимости оцениваемого имущества для его продажи, обмена, дарения и др. Актов перехода прав собственности на него. Этот метод подразумевает:

- существование и высокую ликвидность рынка аналогичных объектов имущества и доступность информации о цене сделок на нем;

- наличие специалистов, обладающих эмпирическим опытом, осуществляющих оценочную деятельность;

- существование определенных подходов к оценке объектов имущества данного рода (алгоритмов, формул, коэффициентов, оценочных таблиц).

Затратный метод рассматривает стоимость объекта как сумму расходов по его восстановлению в первоначальном виде за вычетом накопленного износа.Затратный метод используется в основном хозяйствующими субъектами для оценки стоимости принадлежащего им имущества. Подразумевает исчисление: затрат, связанных с приобретением и вводом в эксплуатацию и поддержанием состояния имущества, а также в случае продажи – дополнительных затрат, связанных с реализацией объекта имущества и доходов, полученных от использования имущества или начисленной на него амортизации.

В реальной практике цена объекта недвижимости будет определяться:

- для внешних целей – рыночным методом или затратным;

- для внутренних целей (затратным или доходным методом).

Каждый из трех подходов опирается на собственные приемы и методы. Какой из них использовать для оценки конкретного объекта, зависит от характеристик объекта, а также от объема и надежности имеющихся данных. Итоговая оценка стоимости не является средней арифметической результатов трех подходов к оценке.

Важность каждого из подходов определяется видом оцениваемого имущества, назначением оценки, а также тем, насколько глубоко данный подход подкрепляется фактическими данными.

Оценщик вправе вообще абстрагироваться от результатов одного (или даже двух подходов, при условии, что в отчете даны соответствующие разъяснения.

Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование и другие специальные вопросы финансового менеджмента.

Тема лекции 12: Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование является важнейшей частью внутрифирменного планирования.

Финансовое планирование представляет собой разновид­ность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, доходов, их оптималь­ное распределение и использование с целью обеспечения финансо­вой устойчивости и платежеспособности предприятия.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенные в производственном плане пропорции развития бизнеса;

- содержит возможности определения жизнеспособности бизнеса в условиях конкуренции

- служит инструментом получения финансовой поддержки от инвесторов.

Планирование связано с предотвращением ошибочных действий в области управления финансовыми ресурсами и уменьшением числа неиспользованных возможностей. Планирование должно осуществляться исходя из интересов владельцев бизнеса с учетом обстановки во внешней и во внутренней среде хозяйствующего субъекта.

Основными задачами финансового планирования являются:

- обеспечение производственной и инвестиционной деятельно­сти необходимыми финансовыми ресурсами;

- установление рациональных финансовых отношений с хозяй­ствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми ком­паниями и т.д.;

- выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- осуществление контроля за образованием и расходованием средств.

Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение) состоит в изучение возможных в перспективе основных параметров финансово-хозяйственной деятельности организации: финансового состояния, финансовых результатов, деловой активности и др. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся тенденциях изменения ситуаций на рынке позволяет определить один из вариантов развития бизнеса.

Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы прогнозирования должны позволять своевременно учитывать эти изменения. Вместе с тем, отправным моментом прогнозирования является признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности организации от одного отчетного периода к другому.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства и является главной формой реализации целей бизнеса. Перспективное финансовое планирование включает следующие виды:

1) с точки зрения поставленных целей и способов их детализации: стратегическое и тактическое,

2) с точки зрения временной детализации (долгосрочное и краткосрочное).

Причем, реализация стратегического планирования начинается в долгосрочной перспективе и продолжается в краткосрочной, а реализация тактического планирования осуществляется в краткосрочной перспективе.

В рамках стратегического долгосрочного планирования осуществляется разработка финансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности, определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов, ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития бизнеса.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. Прогноз может казаться в чем-то менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан.

Краткосрочное финансовое планирование является продолжением долгосрочного планирования и представляет собой конкретизацию его показателей. Краткосрочное финансовое планирование представлено двумя видами: текущим и оперативным.

В рамках текущего планирования осуществляется конкретизация показателей перспективного плана. Текущее финансовое планирование хозяйственной деятельности организации состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. Эти три документа являются результирующими сметами, для составления которых необходимо составить: смету продаж (реализации продукции); смету производства; смету прямых материальных затрат (расхода основных мате­риалов); смету расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат); смету накладных (косвенных) общепроизводственных расхо­дов; смету себестоимости реализованной продукции; смету текущих периодических общехозяйственных расходов; смету капитальных затрат. Рассмотрим механизм составления этих смет.

Смета продаж обычно составляется в первую очередь и обычно включает в себя информацию: о предполагаемых объемах реализации по каждому товару;) ожидаемую цену единицы каждого товара. Пример сметы продаж проиллюстрирован в табл.4.1.

Смета продаж на год Таблица 7.1

Товар и регион Объем продаж в на­туральном выражении, единицы продукции Цена единицы продукции, руб. Всего продаж, руб.
Продукт А: Регион Х Регион Y Регион Z 600 000 300 000 200 000   19 800 000 9 900 000 6 600 000 3 300 000
Продукт В: Регион Х Регион Y Регион Z     4 920 000 2 460 000 1 640 000 820 000
Всего выручка от реализации     24 720 000

В смете производства определяется объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определя­ется. Сметный объем производства в нату­ральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. Смета производства выглядит следующим образом (табл. 4.2).

Смета производства на год., руб. Таблица 4.2

Наименование показателей Виды продукции
Продукт А Продукт В
Объем продаж 600 000 120 000
Плюс необходимое количество запасов на конец года 90 000 24 000
Итого 690 000 144 000
Минус величина запасов на нача­ло года 100 000 20 000
Итого объем производства 590 000 124 000

Сметный расчет себестоимости продукции сводит воедино за­траты на материалы, зарплату, организацию и подготовку производ­ства, а также накладные расходы. Структура сметы себестоимости будет зависеть от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии. В любом случае необходимо сохра­нить разделение на постоянные и переменные затраты, причем пе­ременные затраты необходимо указывать отдельно для каждого ви­да продукции. Смета себестоимости реализованной продукции составляет­ся на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также свод­ных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из смет: прямых материальных затрат; затрат по оплате труда; накладных расходов. Рассмотрим названные виды смет.

Смету прямых материальных затрат составляют на основании данных об объемах производства, содержащиеся в смете за­трат производства. Порядок составления сметы прямых материальных за­трат представлен в табл. 4.3., в которой материа­лы «m» и «n» используются для производства продукта «А», а мате­риалы «m» «т» и «k» для производства продукта «В».

Своевременность поставок материалов зависит от четкости взаимодействия между производственным отделом и отделом снабжения, что позволяет удерживать величину материальных за­пасов в разумных пределах.

Смета прямых материальных затрат Таблица 4.3

Показатели Основные материалы
«m» «т» «k»
Количество, необходимое для производства: - продукта А - продукта В   590 000 248 000   372 000   1 180 000
«+» Необходимое количество за­пасов на конец периода   25 000   50 000   100 000
Итого: 273 000 422 000 1 280 000
«–» Величина запасов на начало периода   53 000   22 000   80 000
Итого количество материалов для закупки   220 000   400 000   1 100 000
Цена единицы материала, руб. 5,50 4,10 1,90
Итого прямые материальные за­траты, тыс. руб.   1 210 000   1 640 000   2 090 000
Всего прямые материальные затраты, тыс. руб. 4 940 000

Смету расходов на оплату труда составляют на основании потребности производства в трудовых ресурсах, определенной в смете производства. Чтобы оценить общие расходы по зарплате, необходимо ко­личество отработанных в производстве часов умножить на средний уровень почасовой оплаты труда. Предположим, что продукты «А» и «В» производятся как в цехе 1, так и в цехе 2. Смету расходов по оплате труда можно представить следующим образом (табл. 4.4).

Смета расходов по оплате труда на год, руб. Таблица 4.4

Наименование показателей Цех1 Цех 2
Количество рабочих часов, необходимых для производства: - продукта А - продукта В - Итого   64 900 12 400 77 300   104 800 24 800 83 800
Уровень почасовой оплаты, руб.    
Итого расходы по оплате труда, руб. 3 865 000 3 771 000
Всего расходов на оплату труда, руб. 7 636 000

В сме­те накладных расходов отражается ожидаемая величина накладных расходов, которая обычно включает величину наклад­ных расходов по каждой их статье и используется как часть основ­ной сметы (табл. 4.5).

Смета накладных расходов на год, руб. Таблица 4.5

Наименование статьи сметы Сумма, руб.
Зарплата вспомогательного персонала 1 816 920
Зарплата управленческого персонала 882 304
Энергия и освещение 778 680
Амортизация основных фондов 674 856
Вспомогательные материалы 467 208
Текущий ремонт 363 384
Страхование и налог на имущество 207 648
Итого накладные расходы 5 191 200

На основании операционных смет: затрат на материалы, затрат на оплату труда, накладных расходов и сметы продаж составляется смета себестоимости реализованной продукцией, вид которой представлен в табл. 4.6.

Смета себестоимости реализованной продукции на год, руб. Таблица 4.6

№ п/п Наименование статей сметы Сумма, руб.
1. Запасы готовой продукции на начало периода 2 719 200
2. Незавершенное производство на начало периода 543 840
3. Прямые материальные затра­ты: - запасы основных материа­лов на начало периода - закупки основных материа­лов - стоимость имеющихся в наличии основных материа­лов - минус запасы основных ма­териалов на конец периода - стоимость основных мате­риалов, израсходованных в производстве   533 700 4 940 000 5 473 700 532 500 4 941200
4. Прямые расходы на оплату труда основного персонала 7 636 000
5. Общепроизводственные рас­ходы 5 191 200
6. Итого производственные рас­ходы (стр. 3+4+5) 17 768 400
7. Незавершенное производство за весь период (стр. 2+6) 18 312 240
8. Минус незавершенное произ­водство на конец периода 545 050
9. Себестоимость произведен­ной продукции (стр. 7-8) 17 767 190
10. Себестоимость продукции, го­товой к реализации (стр.1 + 9) 20 486 390
11. Минус запасы готовой про­дукции на конец периода 3 486 390
12. Себестоимость реализован­ной продукции (стр. 10 - стр. 11) 17 000 000

Смета прибылей и убытков составляется на основе дан­ных, содержащихся в: смете продаж; смете себестоимости реализованной продукции и смете периодических расходов.

Смета текущих (периодических) расходов отражает ожидае­мые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Являясь частью основной сметы, смета текущих расходов классифицирует расходы по отдельным их видам, таким, как зар­плата агентам по сбыту, арендная плата, расходы на страхование и рекламу (табл. 4.7).

Смета текущих расходов на год Таблица 4.7

№ п/п Наименование статьи сметы Сумма, руб.
1. Расходы по реализации товара 3 090 000
1.1. Зарплата агентам по сбыту 1 545 000
1.2. Дорожные расходы 296 000
1.3. Реклама 927 000
1.4. Телефонная связь (в части, связанной со сбы­том) 247 000
1.5. Прочие расходы по реализации  
2. Общие и административные расходы 1 854 000
2.1. Зарплата административного персонала 927 000
2.2. Зарплата прочих служащих 278 100
2.3. Арендная плата 148 320
2.4. Энергия и освещение  
2.5. Телефонная связь  
2.6. Амортизация офисного оборудования 74 160
2.7. Расходы на канцтовары  
2.8. Страхование  
2.9. Прочие общие расходы 74 160
3. Всего текущие расходы 4 944 000

Составленная на основе сметы продаж; сметы себестоимости реализованной продукции и сметы периодических расходов, смета прибылей и убытков представлена в табл. 4.8.

Смета прибылей и убытков аккумулирует в себе информацию из всех других смет (в выручке, переменных и постоянных затратах), а следовательно позволяет проанализировать, какую прибыль полу­чит предприятие в плановом периоде. Она содержит в сжатой фор­ме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет управленцам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей.

Смета прибылей и убытков на год, руб. Таблица 4.8

Выручка от реализации   24 720 000
Себестоимость реализованной продукции   17 000 000
Валовая прибыль   7 720 000
Текущие расходы: - расходы по реализации - общие расходы   3 090 000 1 854 000 4 944 000
Прибыль от основной деятельности   2 776 000
Прочие доходы: - доходы от процентов 190 000  
Прочие расходы: - расходы по выплате процентов 170 000  
Итого результат от прочей деятельности   20 000
Прибыль до уплаты налога   2 796 000
Налог на прибыль   838 800
Чистая прибыль   1 957 200

Смету капитальных вложений и источников финансирования инвестиций необходимо составлять перед составлением сметы движения денежных средств и сметного баланса. Смета капитальных затрат предназначена для обобщения перспектив по покупке основных фондов. Большинство основных фондов характеризуются относи­тельно долгим сроком службы, поэтому капитальные затраты суще­ственно меняются год от года, поэтому на практике обычно состав­ляется смета капитальных затрат на несколько лет вперед. В табл. 4.9 приведена смета капитальных затрат.

Смета капитальных затрат Таблица 4.9

Статья расходов Годы
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
Оборудование: 580 000 350 000 560 000 480 000 420 000
Подразделение 1 400 000     280 000 360 000
Подразделение 2 180 000 260 000 560 000 200 000  
Офисное оборудование   90 000     60 000

Возможные варианты финансирования, просчитываемые в смете капитальных затрат, должны приниматься во внимание при составлении текущих смет. К примеру, ожидаемая величина аморти­зации нового оборудования, приобретенного в текущем году, должна учитываться при составлении сметы накладных расходов и текущих затрат. Отметим, что способ финансирования капитальных затрат также отразится на смете движения денежных средств.

Смета движения денежных средств (денежных потоков) со­держит сведения об ожидаемом приходе и расходе денежных средств в течение дня, недели, месяца или более длительного пе­риода.

В сметах движения денежных средств, как правило, приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Полученная на основании плановых данных разница между приходом и расходом денежных средств за период (сальдо денеж­ных средств на конец периода) сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (ис­ходя из оптимального размера, определенного на предприятии); их разность будет представлять собой либо неизрасходованный изли­шек, либо недостаток денежных средств. Смета движения денежных средств тесно взаимосвязана с другими сметами: сметой продаж, различными сметами производственных и текущих расходов, сметой капитальных затрат и др. Пример сметы денежных средств на 3 месяца приведен в табл. 4.10.

Смета денежных средств на 3 месяца, руб. Таблица 4.10

Наименование показателей Апрель Май Июнь
Денежные поступления: - платежи за наличные; - поступления по счетам к оплате - другие источники (выпуск цен­ных бумаг, доходы от процентов и т.д.) 557 000 225 000 332 000 – 558 000 197 000 364 000 – 522 000 265 000 201 000 56 000
Денежные расходы: - производственные расходы - текущие расходы - капитальные затраты - прочие расходы (налог на прибыль и т. д.) 491 000 342 000 120 000 – 29 000 588 000 299 000 141 000 125 000 23 000 599 000 300 000 130 000 75 000 94 000
Рост (уменьшение) наличных де­нежных средств 66 000   (-77 000)
Денежные средства на начало ме­сяца 280 000 346 000 346 000
Денежные средства на конец ме­сяца 346 000 346 000 231 400
Минимальная сумма денежных средств 300 000 300 000 269 000
Излишек (недостаток)     (- 31 000)

Сметный пла­новый баланс предприятия группируется в соответствии с рекомендациями международный стандартов. Плановый баланс в форме, рекомендуемый международными стандартами, проиллюстрируем на примере условного предприятия. (табл. 4.11).

Сметный баланс на 31 декабря Таблица 4.11

Наименование статьи баланса Балансо­вая стои­мость
Активы  
Оборотные активы: - денежные средства - счета к получению - легкореализуемые цен­ные бумаги - запасы: · готовая продукция; · незавершенное произ­водство · материалы · расходы будущих периодов   900 000 535 000 1 625 000 3 486 390 545 000 532 550 93 750
Итого оборотные активы 7 717 690
Внеоборотные активы  
Земля 687 500
Здания 2 867 500
Оборудование 1 425 000
Офисное оборудование 261 000
Итого внеоборотные активы 5 241 000
Итого активы 12 958 690
Пассивы  
Текущие обязательства: - счета к оплате - начисленные обязатель­ства   1 450 000 437 500
Итого текущие обязательст­ва 1 887 500
Долгосрочные обязательст­ва: - закладная   2 250 000
Итого обязательства 4 137 500
Собственный капитал: - простые акции - нераспределенная при­быль   4 000 000 4 821 190
Итого собственный капитал 8 821 190
Итого пассивы   12 958 690

Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду.

Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность поступлений и выбытий денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы. По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятий регистрируются фактические результаты деятельности организации.

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием имеющихся финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составлении и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи: организация учета временного сопоставления денежных поступлений и предстоящих расходов организации; формирование информации о движении денежных потоков; анализ неплатежей организации и разработка мероприятий по их преодолению; расчет потребности в краткосрочном кредите, в случае временного разрыва между поступлением денежных средств и необходимостью гашения обязательств; расчет временно свободных денежных средств организации и анализ инструментов финансового рынка, с позиции их надежного и выгодного размещения.

Во многих организациях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должна уплатить организация- налогоплательщик. Это повышает платежную дисциплину, что позволяет избегать просрочек и пени.

Кроме платежного календаря в организациях составляется кассовый план, представляющий собой план оборота наличных денежных средств, который необходим для контроля за поступлением и расходованием имеющихся денежных средств.

При прогнозировании финансовых показателей используются следующие методы:

1. Эвристические методы – основаны на усреднении сведений, полученных при опросе специалистов.

2. Методы прогнозирования временных рядов используются для учета в прогнозах временных колебаний и включают методы: экстраполяции и учета цикличности. Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдения за динамикой показателей на будущее. Методы анализа цикличности позволяют учитывать изменения, связанные со временем изменения показателей.

3. Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выражать тесноту взаимосвязи показателей, характеризующих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности и факторов их определяющих. При прогнозировании основных финансовых показателей используются предикативные и нормативные модели, позволяющие структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.

Предикативные модели – это модели предсказательного, прогностического характера, используемые для прогнозирования доходов организации и ее будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки безубыточности, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

Нормативные модели позволяют сравнивать фактические результаты деятельности организации с ожидаемыми, плановыми. Их сущность сводится с установлением нормативов по каждой статье расходов для дальнейшего анализа отклонений фактических данных от этих нормативов.

4. Методы экономического анализа позволяют определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей и выявить резервы, которые могут быть использованы в прогнозируемой перспективе.

2. Нормативный метод заключается в том, что на основе задаваемых норм и технико-экономических нормативов рассчитывается прогнозная потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.

3. Метод балансовых расчетов предназначен для определения прогнозной потребности в финансовых средствах на основе временного сопоставления поступления и расходования средств в определенном временном интервале.

4. Метод денежных потоков носит универсальных характер и служит инструментов для прогнозирования размеров и сроков поступления финансовых ресурсов.

5. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбирать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Основанное на построении моделей финансовое прогнозирование деятельности организации состоит в расчете всех составляющих притоков и оттоков финансовых средств, исходя из обоснованных нормативов, устанавливаемых в результате анализа как внешних, так и внутрипроизводственных факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: