Б) Опционы на продажу (put option)

Рис. 15.2. Классификация опционов в зависимости от их действительной ценности

Торговля опционами на фьючерсные контракты ведется в настоящее время практически на всех фьючерсных биржах параллельно с торговлей на основе фьючерсных контрактов. Опционы, являясь производными от фьючерсных контрактов, представляют собой менее рискованный вид операции при умелом их исполнении. Для покупателя опциона риск потерь ограничен размером премии плюс процент, который он мог бы получить по этой сумме в банке. С другой стороны, продавец опциона, получая наличные (премию), снижает риск потерь по сравнению с фьючерсным контрактом на величину премии плюс банковский процент на эту сумму денег. Эти особенности опционной торговли предопределили быстрый рост ее популярности среди участников биржи, как спекулянтов, так и хеджеров.

Варианты использования опционов практически неограниченны. Этот инструмент биржевой деятельности используется как самостоятельно,, так и в сочетании с фьючерсными операциями и со сделками на рынке реального товара.

Широкое применение находят опционы в коммерческих целях. В отличие от фьючерсных контрактов опционы обеспечивают страхование не только от ценовых рисков, но и от риска потери части выручки в условиях неопределенности объемов производства и в связи с незаключением коммерческого контракта.

¨ Сравним варианты подстраховки от ценовых рисков на примере производителя меди. Допустим, целевая цена производителя меди, при которой он покрывает издержки производства и получает среднюю прибыль, составляет 2000 долл. за 1 т. В ситуации контанго цена за наличный металл составляет 2000 долл. за 1 т, с поставкой через три месяца – 2020 долл. за 1 т; цена трехмесячного опциона – 2050 долл. за 1 т, размер премии 100 долл. (в расчете также на 1 т), предположим, предприятие находится на реконструкции, в связи с чем продукция поступит на рынок только через три месяца.

Для того чтобы предотвратить возможные убытки от снижения цены, предприятие может применить различные варианты хеджирования: классическое хеджирование продажей, приобретение опциона на продажу, продажа опциона на покупку либо другой способ. При использовании разных вариантов хеджирования могут быть получены разные результаты.

В табл. 15.1 приведены данные расчетов, основанные на следующих допущениях: размер премии не изменился, хотя цена опциона продавца, как правило, изменяется в направлении, обратном движению цены на сам фьючерсный контракт. Результаты показывают, что если производитель не будет использовать хеджирование, то в случае снижения цены ниже 2000 долл. за 1 т он будет нести убытки и разорится. Применяя классическое хеджирование продажей, он фиксирует прибыль, заложенную в цене 2000 долл. за 1 т, получая дополнительную прибыль, равную стоимости контанго.

Приобретая опцион на продажу, хеджер может получить значительно большую выгоду в случае роста цен, так как он продает реальную медь по цене выше, чем цена опциона (страйк прайс). Свое право на продажу по цене 2100 долл. за 1 т он, естественно, не использует, так как опцион на продажу "без денег" (см. рис. 15.2). В то же время, приобретая опцион на продажу (пут-опцион), он гарантирует для себя минимум прибыли (в нашем случае минимум убытков в 50 долл. за 1 т) независимо от того, как низко упадут цены. ¨

Таблица 15.1. Результаты возможных вариантов хеджирования (без учета комиссионных брокеру), долл. за 1 т

Цена в момент продажи товара, ликвидации фьючерсного контракта и истечения срока действия опциона Классическое хеджирование продажей с помощью фьючерсов Хеджирование путем приобретения опциона на продажу (пут-опциона) Хеджирование путем продажи опциона на покупку (колл- опциона) Продажа меди без хеджирования
  +20 +20 +20 +20 +20 +20 +20 +20 +20 +20 -50 -50 -50 -50 -50 +100 +200 +300 +400 -300 -200 -100 +50 +150 +150 +150 +150 +150 -400 -300 -200 -100 +100 +200 +300 +400 +500

Примечания. 1) При условии, что не изменится соотношение цен и биржевых котировок на реальный товар, фьючерсы, опционы и премии. 2) + прибыль, – убытки.

Хеджирование путем продажи опциона на покупку обеспечивает более высокую прибыль (на величину полученной премии), если цены не понизятся значительно. Хеджер, продающий опцион на покупку, защищает себя лишь от небольшого снижения цен, но зато более эффективно.

Однако в этом случае производитель меди получит меньшую выгоду от роста цены на рынке, так как будет обязан продавать фьючерсы по фиксированной цене (2050 долл. за 1 т), в то время как их цена значительно выше. Правда, он получает прибыль от реализации реального товара и покрывает ею убытки, возникающие из его обязательств по опциону. Однако это требует гарантированной поставки реального товара на рынок.

Таким образом, ни один из возможных вариантов не обладает абсолютно гарантированными преимуществами. Выбор конкретной стратегии будет определяться как оценкой перспектив рынка, так и стремлением обеспечить получение, как минимум, средней прибыли, заложенной в целевую цену при сохранении максимальной гибкости операции. С этой точки зрения покупатель опциона имеет право отказаться от покупки или продажи, в то время как продавец обязан выполнить свои обязательства до срока их окончания. В рассмотренном примере производитель меди, вероятнее всего, применит сразу несколько способов реализации товара, варьируя их соотношение в зависимости от рыночной ситуации. Большинство торговых фирм предлагает свои варианты стратегии использования опционов в коммерческих целях. В качестве примера можно привести предложение фирмы "Филип Бразерс" для рынков цветных и драгоценных металлов (табл. 15.2).

Таблица 15.2. Варианты стратегии использования опционов производителями (экспортерами) и потребителями (импортерами)

Вариант стратегии Риск Отдача
Производитель (экспортер)
Покупка опциона на продажу Риск ограничен величиной премии, уплачиваемой за опцион Гарантированная минимальная продажная цена за вычетом премии
Мини-макси (покупка опциона на продажу и продажа опциона на покупку) Потеря возможности получить всю прибыль от роста цен сверх зафиксированной максимальной цены Гарантированная минимальная продажная цена без выплаты премии
Программы участия (покупка нескольких опционов на продажу и продажа меньшего числа опционов на покупку) Потеря возможности получить часть прибыли от роста цен сверх зафиксированной максимальной цены Гарантированная минимальная продажная цена без выплаты премий и с возможностью получить часть прибыли от роста цен сверх зафиксированной максимальной цены
Продажа опциона на покупку Потеря возможности получить дополнительную прибыль, если цены превысят базисную цену опциона плюс полученную премию; страхование цен только на величину премии Получение премии, снижение рисков потерь от снижения цен на величину премии
Потребитель (импортер)
Покупка опциона на покупку Риск ограничен величиной премии, уплачиваемой за опцион Гарантированная максимальная цена закупки с добавлением премии
Мини-макси (покупка опциона на покупку и продажа опциона на продажу) Потеря возможности получить всю прибыль от снижения цен ниже зафиксированной минимальной цены Гарантированная максимальная цена закупки без выплаты премии
Программа участия (покупка нескольких опционов на покупку и продажа меньшего числа опционов на продажу) Потеря возможности получить часть прибыли от снижения цен ниже зафиксированной минимальной цены Гарантированная максимальная цена закупки без выплаты премии и с возможностью получить часть прибыли от снижения цен ниже зафиксированной минимальной цены
Продажа опциона на продажу Потеря возможности получить прибыль, если цены упадут ниже базисной цены опциона минус полученная премия; страхование от роста цен только на величину премии Получение премии; снижение рисков потерь от роста цен только на величину премии
       

Итак, международная товарная биржа, имеет исключительно важное значение для тех фирм и предпринимателей, бизнес которых связан с торговлей биржевым товаром. Еще в 1980– 1981 гг. ВО "Разноимпорт" создало в Лондоне два общества: "Разноимпорт Ю.К. Лтд" и "Разноимпорт Трейдинг Ю.К. Лтд", которые успешно проводили в том числе и операции на Лондонской бирже металлов.

В настоящее время российским экспортерам и импортерам биржевого товара или товара, цена на который определяется на основе биржевых котировок, предоставлены широкие возможности для самостоятельной и эффективной работы на внешнем рынке. В этих условиях очень важно научиться использовать возможности, которые предоставляет биржа для хеджирования, оказания давления на цены в нужном направлении, повышения надежности исполнения обязательств контрагентом, расширения емкости рынка и решения других задач эффективной работы на внешнем рынке.

15.2. Фондовые биржи и рынок ценных бумаг

Международный рынок ценных бумаг. Рынок ценных бумаг имеет немаловажное значение для предприятия с точки зрения обеспечения предприятия финансовыми активами. Все денежные средства предприятия можно разделить на два вида:

1) средства для поддержания текущей ликвидности предприятия;

2) средства, предназначенные для инвестиций, для развития производства.

Если у предприятия ощущается недостаток средств, менеджеры могут принять решение о привлечении займов, при избытке денежных средств предприятие само может выступить в качестве кредитора. И в том и в другом случае в качестве инструмента кредита могут выступать ценные бумаги. По своей величине рынок ценных бумаг намного превосходит все остальные рынки. Рынок ценных бумаг не связан с наличием каких-либо природных ресурсов или политическим строем в государстве, а потому может существовать в любой стране.

Регулируя рынок ценных бумаг, государство

• устанавливает обязательные требования к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг;

• создает системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

• осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

• лицензирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

• непосредственно участвует в операциях на открытом рынке.

Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых исполнительными органами власти соответствующего уровня.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой соответствующим органом государственной власти (в России – Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами, имеющими генеральную лицензию.) Орган, выдавший лицензии, контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимает решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства о ценных бумагах.

Классификация ценных бумаг представлена в табл. 15.3.

При рассмотрении вариантов размещения свободных денежных средств предприятия в ценные бумаги необходимо исходить из соотношения риск-доходность. Наибольшую доходность можно получить по ценным бумагам с наибольшей величиной риска. Самыми надежными из всех существующих ценных бумаг считаются государственные ценные бумаги, которые обеспечивают не очень высокий, но гарантированный доход.

При выпуске долговых обязательств государство преследует следующие цели:

• финансирование государственного бюджета в целом или конкретных государственных инвестиционных программ;

• сглаживание кассовых разрывов (разницы во времени поступления налоговых платежей и совершения государственных расходов);

• рефинансирование (погашение предыдущих государственных займов).

В США ценные бумаги федерального правительства принято делить на прямые обязательства Федерального казначейства, которое выполняет в США функции Министерства финансов, и обязательства федеральных агентств. Среди ценных бумаг Казначейства особой популярностью пользуются казначейские облигации трех видов:

• treasury bills – дисконтные обязательства, выпускаемые на срок до одного года с целью покрытия кассовых разрывов;

• treasury notes – процентные облигации со сроком обращения от одного года до 10 лет;

• treasury bonds – процентные облигации со сроком обращения свыше 10 лет; наибольшим интересом пользуются 30-летние облигации, реальная доходность к погашению этих бумаг является одним из основных финансовых показателей экономической ситуации в США.

По ряду обязательств федеральных агентств Правительство США дает собственные гарантии. К числу агентств, чьи обязательства гарантируются правительством относятся EXIM Bank (Экспортно-импортный банк), выпускающий облигации для финансирования внешней торговли, и Government National Mortgage Association (Государственная национальная ипотечная ассоциация, подразделение Министерства жилищного и городского строительства), выпускающая ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью.

Таблица 15.3. Классификация ценных бумаг

Тип классификации Виды ценных бумаг
По видам эмитентов По экономической природе ценных бумаг По вид получаемого дохода По уровню ликвидности По форме выпуска По виду удостоверения владельца ценных бумаг По виду выпуска По срокам погашения Государственные: федеральные субъектов Федерации местных органов власти государственных предприятий организаций, пользующихся поддержкой государства Частные Международные Отношения совладения Кредитные отношения Производные ценные бумаги Товарно-распорядительные ценные бумаги Фиксированный процентный (купонный) доход Переменный процентный (купонный) доход Индексирование номинальной стоимости Дисконтный доход Проведение розыгрышей, лотерей Рыночные Нерыночные С ограниченным кругом обращения Документарные Бездокументарные На предъявителя Именные Ордерные Эмиссионные Неэмиссионные По предъявлении Срочные: краткосрочные (до 1 года) среднесрочные (1—5 лет) долгосрочные (более 5 лет) Бессрочные (например, акции) Отзывные (эмитент имеет право погасить такие ценные бумаги в любое время)

Государственные ценные бумаги Великобритании имеют ряд особенностей. Так, например, в 1888 г. Правительство Великобритании выпустило облигации с 2,5%-ным годовым купоном, которые могли быть погашены эмитентом после 1924 г. Позже был осуществлен еще ряд подобных выпусков облигаций. Эти облигации обращаются на рынке и по сей день. Фактически эти облигации не имеют определенного срока погашения (они так и называются – облигации с неопределенной датой погашения – undated bonds), их погашение будет выгодно для эмитента, когда реальные рыночные процентные ставки станут ниже процентных ставок по этим облигациям.

Еще одна особенность государственных облигаций Великобритании – существование индексируемых облигаций (index linked bonds). Суть этих облигаций в том, что процентный доход, выплачиваемый по ним, увеличивается на величину индекса потребительских цен, который рассчитывается по 600 видам товара.

Второе место по надежности среди ценных бумаг занимает облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

В отличие от акций облигации выражают исключительно кредитные отношения и имеют конечный срок обращения, правда, срок этот может быть весьма длинным. Так, в 1996 г. американская компания IBM разместила облигации сроком обращения 99 лет.

На российском рынке ценных бумаг преобладают облигации, эмитированные государственными органами власти. Что же касается корпоративных облигаций, то суммарный объем их выпуска в 1997 г. составлял менее 1% от объема выпуска государственных краткосрочных облигаций. Основным сдерживающим фактором для активизации выпусков корпоративных облигаций следует назвать высокие процентные ставки на внутреннем рынке и обязательственный порядок выплаты процентного дохода по облигациям, в отличие от акций, по которым дивиденды можно не выплачивать или выплачивать в минимальном размере. Дабы снизить затраты на обслуживание облигаций, российские предприятия обращают все большее внимание на зарубежные финансовые рынки. Этот процесс активизировался после присвоения крупнейшими мировыми рейтинговыми агентствами кредитных рейтингов Российской Федерации в конце 1996 г. Уже в следующем 1997 г. российские эмитенты осуществили 19 выпусков еврооблигаций на сумму 7,25 млрд. долл. США, а авторитетный журнал Euromoney присудил России приз в номинации "Лучший заемщик – новичок".

Необходимо различать виды международных ценных бумаг.

Еврооблигациями (eurobonds) называются ценные бумаги, размещаемые одновременно на рынках нескольких государств и номинированные в валюте, отличной от национальной валюты заемщика или кредитора. Такие облигации размещаются через эмиссионные синдикаты финансовых компаний нескольких стран. Основную часть рынка еврооблигаций составляют среднесрочные именные облигации (euro-medium-term-notes, EMTNs).

Иностранные облигации (foreign bonds) – облигации, размещаемые на рынке одного государства (как правило, андеррайтером являются компании-резиденты), причем валюта займа для кредитора является национальной, а для заемщика – иностранной.

В зависимости от вида дохода различают:

• облигации с фиксированной ставкой процента, облигации с постоянным купоном (straight bonds, standard fixed-rate security issues);

• облигации с плавающей ставкой процента, облигации с переменным купоном (floating-rate bonds);

• дисконтные облигации, облигации с нулевым купоном (zero-coupon bonds, discount bonds).

Третий тип ценных бумаг, активно использующихся при инвестициях, – акции. Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества (АО) в виде дивидендов, на участие в управлении АО и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Свойства акций:

• удостоверяет право собственности на имущество АО после его ликвидации, а также дает право на управление этим имуществом в процессе деятельности АО;

• бессрочная, негасимая ценная бумага;

• ограниченная ответственность владельца (невозможно потерять больше, чем вложено в акцию);

• неделимость прав (при коллективном владении акцией предоставляется столько же прав, сколько и при индивидуальном владении);

• исключительно именная ценная бумага (по российскому законодательству), акции на предъявителя широко используются в Германии, Швейцарии.

По законодательству большинства стран обращение на внутреннем рынке ценных бумаг иностранных эмитентов, а также ценных бумаг резидентов на иностранных рынках ограниченно, а иногда и вовсе запрещено. Для преодоления подобного рода барьеров на пути международной интеграции капитала возникли депозитарные расписки (depositary receipts). Впервые они появились в 1927 г. в связи с запретом британского правительства на вывоз за границу акций национальных компаний. На июнь 1997 г. объем американских инвестиций в иностранные ценные бумаги через депозитарные расписки составляет более 250 млрд. долл., в том числе в акции российских компаний – около 6 млрд. долл. Основная часть – 99% случаев – депозитарных расписок выпускаются на акции. Все существующие расписки делятся на Global depositary receipts (GDR – глобальные депозитарные расписки) и American depositary receipts (ADR – американские депозитарные расписки). Характеристики существующих видов депозитарных расписок приведены в табл. 15.4.

¨ Рассмотрим технологию возникновения депозитарных расписок на примере выпуска американских депозитарных расписок (ADR) на российские акции. Выпуск депозитарных расписок осуществляет депозитарий-агент, который является резидентом той страны, в которой происходит выпуск расписок. Депозитарий-агент (95% выпусков ADR приходится на долю трех банков – Bank of New York, Citybank, J.P. Morgan) регистрируется в реестре акционеров российской компании в качестве номинального держателя. Предприятие-эмитент концентрирует часть акций у себя и переводит эти акции в номинальное держание депозитарию-агенту. Депозитарий-агент выпускает сертификаты на все количество зарегистрированных на его имя ценных бумаг. Соотношение между количеством акций и выпущенных на них сертификатов устанавливается исходя из рыночной стоимости акций так, чтобы стоимость одной ADR находилась в пределах 20–50 долл. США. ¨

Наряду с задачей размещения временно свободных денежных средств в ценные бумаги перед предприятием часто встает задача привлечения дополнительных ресурсов для активизации своей хозяйственной деятельности. И здесь опять в качестве решения проблемы появляются ценные бумаги. То есть предприятие начинает выступать уже не в качестве инвестора, а эмитента ценных бумаг. Из всего разнообразия ценных бумаг для привлечения капитала используются лишь две – акции и облигации. У той и другой бумаги есть свои преимущества и свои недостатки. Акции при обращении являются для предприятия менее обременительными с точки зрения обязательных выплат, то есть при поддержке акционеров можно построить дивидендную политику таким образом, что выплачиваются лишь минимальные дивиденды, а основная часть прибыли направляется на развитие производства. Для облигационного займа подобная отсрочка процентных выплат невозможна. Кроме того, облигационный заем является срочным и рано или поздно наступает время возвращать заем – погашать облигации. С другой стороны, при дополнительном выпуске акций возникают проблемы у акционеров предприятия, ибо с появлением в обращении дополнительного числа акций доля акционеров в уставном капитале компании, а соответственно и возможность влиять на политику предприятия, существенно снижается. Поэтому чаще всего к выпуску акций прибегают предприятия с сильно распыленным капиталом, когда ни один из акционеров не в состоянии единолично влиять на политику предприятия, либо предприятия с сильно концентрированным капиталом, когда для основного владельца не страшен новый выпуск акций и незначительное снижение доли в капитале компании.

Таблица 15.4. Характеристики видов депозитарных расписок

И акции, и облигации являются эмиссионными ценными бумагами, то есть размещаются они едиными выпусками или эмиссией. Эмиссия ценных бумаг – это совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия первичного размещения. Эмиссионная ценная бумага характеризуется одновременно следующими признаками:

• размещается выпусками;

• закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

• имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

1) принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;

2) подготовка проспекта эмиссии;

3) регистрация проспекта эмиссии и выпуска ценных бумаг;

4) изготовление сертификатов ценных бумаг – для документарной формы выпуска;

5) раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии и в отчете об итогах выпуска;

6) размещение эмиссионных ценных бумаг;

7) регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В случае публичной эмиссии ценных бумаг пред приятие-эмитент обязано обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии. Эмитент, размещающий ценные бумаги, обязан обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к информации до приобретения ценных бумаг.

Основными действующими лицами на рынке ценных бумаг являются эмитент и инвестор.

Эмитент юридическое лицо или орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ценными бумагами.

Развитие фондового рынка вносит свои коррективы в устоявшиеся традиции. Так, в 1997 г. известный музыкант Дэвид Боуи объявил о выпуске собственных облигаций под гарантии доходов от предстоящих выпусков дисков.

Инвестор лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Инвесторы могут быть подразделены на:

• индивидуальных (физические лица);

• корпоративных (предприятия и организации);

• институциональных (коллективных, к их числу относятся страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды).

Для того чтобы эмитент и инвестор могли полноценно работать, на рынке ценных бумаг создана широкая инфраструктура. Все элементы этой инфраструктуры имеют жесткую нормативную регламентацию и в целом называются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг могут быть юридические лица, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют определенные виды деятельности на рынке ценных бумаг. К числу профессиональных участников рынка ценных бумаг относятся:

· дилер;

· брокер;

· доверительный управляющий;

· депозитарий;

· реестродержатель;

· клиринговая организация;

· биржа (организатор торговли на рынке ценных бумаг).

Инвестиционные фонды, выпуская свои акции, привлекают средства частных лиц и предприятий и инвестируют их от имени фонда в ценные бумаги иных эмитентов. Инвестиционные фонды являются своеобразными посредниками между инвестором и рынком. Другим посредником может быть брокерская фирма. Инвестор может действовать на рынке ценных бумаг и без участия посредника. В этом случае он должен получить лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг – на осуществление дилерской деятельности.

Дилер – инвестор (только юридическое лицо, физические лица не могут выступать в качестве дилера), являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг и совершающий сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки/продажи ценных бумаг с обязательством совершить сделку по объявленным ценам. Кроме цены, дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых или продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены.

Брокер профессиональный участник рынка ценных бумаг, физическое или юридическое лицо, занимающийся брокерской деятельностью. Брокерская деятельность – совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего соответственно на основании договора поручения или комиссии.

При наличии у предприятия свободных денежных средств, которые можно на определенный срок инвестировать в ценные бумаги, предприятие заключает с инвестиционной компанией брокерский договор на обслуживание на рынке ценных бумаг. В этом случае инвестиционная компания действует лишь как простой исполнитель поручения клиента, строго соблюдая оговоренные в поручении условия. При этом следует помнить, что все риски, связанные с принятием решения о покупке или продаже ценных бумаг, лежат полностью на предприятии. Сотрудникам финансовой службы предприятия нужно вести постоянный анализ ситуации на фондовом рынке для принятия верного решения. Кроме того, при выставлении заявки на покупку или продажу ценных бумаг необходимо оговорить все существенные условия сделки (особенно это касается внебиржевых сделок, где нет стандартного, автоматического исполнения сделки). Заявка содержит четыре группы необходимой брокеру информации:

1) Ссылка на взаимоотношения между брокером и инвестором.

2) Указание предмета сделки:

вид ценной бумаги;

наименование эмитента;

объем покупки/продажи.

3) Определение срока исполнения заявки:

заявка действует до момента исполнения или отмены ее

инвестором (открытый приказ);

заявка действует в течение определенного времени;

в заявке указывается точное время исполнения (открытие или закрытие торгов).

4) Указание уровня цены:

рыночная, неконкурентная заявка (market order) – сделка происходит по цене, сложившейся в данный момент времени на рынке, чаще всего используется при долгосрочных инвестициях;

лимитированная цена (limit order) – максимальная цена покупки или минимальная цена продажи;

твердая цена (stop order).

С другой стороны, в услугах финансовых посредников заинтересованы и предприятия – эмитенты ценных бумаг, перед которыми стоит задача привлечь дополнительные средства для развития компании путем выпуска ценных бумаг. С этой целью эмитент привлекает к работе профессионала-брокера, который помогает в подготовке и размещении выпуска ценных бумаг. Брокер, оказывающий подобного рода услуги, называется андеррайтером (от англ, underwriting – подписка). Взаимодействие предприятия-эмитента и андеррайтера начинается еще на стадии принятия решения об эмиссии. Именно андеррайтер должен определить тип и объем размещаемых бумаг, время начала размещения, цену первичного размещения, определить круг потенциальных инвесторов и провести с ними предварительные переговоры. Уже основываясь на этих данных, эмитент готовит проспект эмиссии и регистрирует выпуск ценных бумаг. На втором этапе андеррайтер занимается непосредственно распределением акций среди заинтересованных лиц. Существуют различные формы андеррайтинга:

• "твердые обязательства" – андеррайтер обязуется выкупить весь или часть выпуска по фиксированным ценам, принимая на себя риск неразмещения эмиссии. Одной из разновидностей является "stand-by-underwriting", по условиям которого андеррайтер выкупает для последующего распространения часть эмиссии, оставшуюся не размещенной среди подписчиков.

• максимальные усилия – андеррайтер прилагает максимальные усилия по размещению выпуска, но не несет никакой ответственности за конечный результат. В этом случае эмитент несет все риски по неразмещению ценных бумаг. Работу андеррайтера эмитент чаще всего стимулирует тем, что в случае нераспространения эмиссии услуги андеррайтера оплачиваются лишь в пределах понесенных им расходов.

Как правило, в качестве андеррайтера (особенно в случае "твердых обязательств") выступает не один финансовый институт, а несколько компаний, образующих эмиссионный синдикат. В отношении особо крупных выпусков ценных бумаг создаются эмиссионные синдикаты, содержащие до 200–250 инвестиционных компаний. Основные управляющие функции в эмиссионном синдикате выполняет лид-менеджер (lead manager), который контролирует работу инвестиционных компаний – членов синдиката (среднее звено) и брокерских фирм группы продаж (непосредственно розничные продажи). Прибыль членов эмиссионного синдиката образуется из разницы розничного курса продажи ценных бумаг и ценой выкупа ценных бумаг у эмитента – ценового спрэда. Величина ценового спрэда колеблется от 1 до 25% в зависимости от величины и известности эмитента, объема эмиссии, вида ценных бумаг. Примерное соотношение дохода членов синдиката:

10–15% ценового спрэда – андеррайтер – менеджер;

35–40% ценового спрэда – андеррайтеры – члены синдиката;

45–55% ценового спрэда – брокеры группы продаж.

Чаще всего на роль лид-менеджера приглашаются крупные и известные инвестиционные компании, во многих из них созданы специальные структурные подразделения, занимающиеся исключительно услугами по размещению эмиссии. Среди ведущих лид-менеджеров мира следует назвать такие компании, как Merrill Lynch (ведущая компания по размещению эмиссий акций и долговых ценных бумаг в мире в 1997 г. – около 150 эмиссий в месяц), Morgan Stanley, Goldman Sachs, Salomon Smith Barney. Среди российских компаний наибольших успехов добилось ЗАО "Ренессанс Капитал", осуществившее первое размещение на Нью-йоркской фондовой бирже акций российской компании "Вымпелком" – владельца торговой марки "Би-лайн" (20 ноября 1996 г., в первый же день торговли, курс акций "Вымпелкома" вырос на 40%).

Зачастую предприятие, обладая свободными денежными средствами для инвестирования, не располагает необходимым персоналом для проведения профессионального анализа рынка

ценных бумаг, рисков и перспектив финансовых вложений. В этом случае для многих инвесторов выгоднее прибегнуть к услугам профессионалов, которые за определенное вознаграждение берут на себя риски управления средствами инвесторов. В странах англо-американского права подобный институт именуется трастом, а в странах романо-германского права, в том числе и в России, – доверительным управлением.

Доверительный управляющий ценными бумагами – профессиональный участник рынка ценных бумаг, который от своего имени и за вознаграждение в течение определенного срока осуществляет управление переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги.

Учредителем доверительного управления может быть собственник имущества либо другое лицо (опекун, попечитель). Доверительное управление осуществляется в интересах собственника или указанных им третьих лиц – так называемых выгодоприобретателей. В то же время доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления. Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он управляет чужим имуществом.

Использование договора доверительного управления для предприятия интересно и с точки зрения оптимизации налоговых платежей. При осуществлении инвестиционных операций через брокера предприятие обязано показывать прибыль или убыток от каждой проведенной операции, при этом убытки, полученные от операций с ценными бумагами, не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Если же средства предприятия находятся в доверительном управлении, то в балансе предприятия находят отражение лишь факты передачи средств в управление и возврат средств от доверительного управляющего с какой-то прибылью. Все промежуточные операции покупки-продажи ценных бумаг в балансе предприятия не отражаются, а соответственно не отражаются и полученные убытки.

Одним из примеров практического применения института доверительного управления является паевой инвестиционный фонд (ПИФ) – имущественный комплекс, не обладающий правами юридического лица. Имущество фонда находится в доверительном управлении у специально созданных управляющих компаний. За счет юридической конструкции, когда фонд не является юридическим лицом, удается избежать двойного налогообложения прибыли (когда первоначально взимается налог с прибыли компании, а затем налог с дивидендов, полученных акционерами). Налогообложение прибыли в данном случае происходит уже у конечного получателя средств – у инвестора.

Инвестиционный пай в соответствии с российским законодательством является именной ценной бумагой, которая удостоверяет право инвестора на получение им денежных средств при предъявлении им управляющей компании требования о выкупе пая. Проценты и дивиденды по инвестиционным паям не начисляются, доходы инвестора образуются за счет роста реальной стоимости пая, т. е. стоимости активов фонда, приходящихся на один пай. Управляющая компания вправе инвестировать имущество паевого инвестиционного фонда, находящееся у нее в доверительном управлении, в ценные бумаги, недвижимость, банковские депозиты и иное имущество. Конкретные объекты инвестирования и их доли в общей сумме активов фонда должны быть отражены в инвестиционной декларации фонда.

Если брокер, дилер и доверительный управляющий являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, непосредственно участвующими в совершении сделок с ценными бумагами, то остальные профессиональные участники рынка ценных бумаг (депозитарий, реестродержатель, клиринговая организация и организатор торговли на рынке ценных бумаг) занимаются обслуживанием рынка, создают возможность быстро и качественно работать на рынке ценных бумаг. Именно по уровню развития этих элементов инфраструктуры рынка и судят о степени развитости фондового рынка в целом.

Правовая конструкция ценной бумаги имеет два аспекта.

1) Ценная бумага является документом, из факта предъявления которого вытекает ряд обязательных прав держателя ценной бумаги по отношению к лицу, эту ценную бумагу выпустившему.

2) На ценную бумагу могут быть предъявлены права как на имущество – на объект вещного права.

Логический парадокс существования "права на право" не воспринимается остро в случае с документарной (бумажной) ценной бумагой. Человеческое сознание легко воспринимает бумажный документ как объект собственности, способный помещаться куда-либо на хранение. Однако в последнее время существует тенденция к вытеснению бумажной формы ценной бумаги и замены ее на запись права на ценную бумагу в специальных регистрах. В зависимости от национальных традиций, конкретного устройства фондового рынка, особенностей законодательства и экономической нормативной лексики у таких регистров могут быть различные наименования (депозитарий, кастоди, регистратор, трансфер – агент и пр.). В России эти организации носят название "депозитарий".

Депозитарий профессиональный участник рынка ценных бумаг (только юридическое лицо), который оказывает услуги по хранению документарных сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарий обязан открыть депоненту (лицу, пользующемуся услугами депозитария по хранению или учету прав на ценные бумаги) специальный, отдельный от других счет для учета прав на ценные бумаги, называемый счетом депо. Задача депозитария – выступать "свидетелем", подтверждающим наличие и характер правоотношений, в которые вступают субъекты гражданского права по поводу ценных бумаг (речь идет об отношениях, связанных с правами, закрепленными ценными бумагами, и с правами на ценные бумаги как на имущество).

Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или совершать от имени депонента какие-либо действия с ценными бумагами, кроме осуществляемых по поручению депонента. На ценные бумаги депонентов не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария. Депозитарий несет ответственность за сохранность депонированных у него сертификатов ценных бумаг, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги.

Предприятие-эмитент ценных бумаг должно выбрать (аккредитовать) только один депозитарий, который будет подтверждать перед ним права инвесторов, закрепленные в ценных бумагах. Такой депозитарий в терминологии российского законодательства носит наименование регистратора, или реестродержателя. Отношения аккредитации могут устанавливаться также между депозитариями для передачи информации, позволяющей подтвердить права инвесторов на ценные бумаги. "Дерево аккредитации" строится "сверху вниз", то есть последовательно между эмитентом и реестродержателем, затем – между реестродержателем и "нижестоящим" депозитарием, вплоть до депозитариев, заключающих депозитарные договоры с собственниками ценных бумаг. Подтверждение прав инвестора перед эмитентом осуществляется реестродержателем путем сбора информации "снизу" от депозитариев, заключивших договор о счете депо с депонентом, "вверх" по всем "ветвям" аккредитации.

Иногда возникает необходимость создания замкнутой подсистемы учета ценных бумаг, информация об операциях между клиентами которой не передается в реестр владельцев ценных бумаг. Депозитарий, который организует подобную подсистему, носит название номинального держателя.

Номинальный держатель ценных бумаг – лицо, зарегистрированное в реестре владельцев ценных бумаг, но не являющееся владельцем ценных бумаг, зарегистрированных на его имя. Операции с ценными бумагами между владельцами ценных бумаг одного номинального держателя не отражаются у реестродержателя. Так, например, номинальным держателем выступает депозитарий, обслуживающий торги на фондовой бирже. По результатам биржевых сделок депозитарий производит взаимозачет обязательств среди участников торгов, не сообщая об этих операциях реестродержателю.

Выделяют два типа депозитария.

1) Расчетный депозитарий – обслуживает организованные рынки ценных бумаг, его депоненты – брокерские и дилерские компании, с которыми он имеет договор на обслуживание операций. Для оперативного осуществления взаиморасчетов все расчетные депозитарии объединяются в единое информационно-технологическое пространство.

2) Кастодиальный депозитарий – как правило, его депонентами являются инвесторы, не осуществляющие брокерской и дилерской деятельности и не обслуживающие организованные рынки ценных бумаг. Специализированный кастодиальный депозитарий может выполнять функции реестродержателя.

Реестродержатель юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, то есть сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, обеспечивающих идентификацию зарегистрированных номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя. Реестродержатель не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами эмитента, реестр владельцев ценных бумаг которого он ведет.

Реестр владельцев ценных бумаг – это список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг^ составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Держателем реестра может быть и само предприятие – эмитент ценных бумаг. Это происходит в случае, если число владельцев ценных бумаг не превышает 500, иначе держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг. Договор на ведение реестра заключается только с одним регистратором. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.

Клиринговая деятельность деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Расчеты по операциям с ценными бумагами могут быть трех видов:

• предоплата (перевод ценных бумаг от продавца к покупателю осуществляется после поступления оплаты на счет продавца, риск по неисполнению сделки лежит на покупателе);

• предпоставка (оплата ценных бумаг производится после перевода ценных бумаг на счет покупателя, риск по неисполнению сделки лежит на продавце);

• поставка против платежа (одновременный обмен ценными бумагами и денежными средствами между контрагентами сделки, риск по неисполнению сделки берет на себя специальная клиринговая организация).

На организованном рынке ценных бумаг используются условия расчета "поставка против платежа".

Организатором торговли на рынке ценных бумаг называется профессиональный участник рынка ценных бумаг, предоставляющий услуги, непосредственно способствующие заключению сделок с ценными бумагами между участниками рынка.

Среди организаторов торговли могут быть как биржи, так и организации, создающие условия для торговли на внебиржевом рынке. В мире внебиржевая торговля (over-the-counter) занимает большое место. В России крупнейшим организатором торговли на внебиржевом рынке является "Российская торговая система" (РТС), в США главенствующая роль принадлежит NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotations – Автоматизированная система котировок национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам).

Деятельность на международных фондовый биржах

Фондовая биржа (Stock Exchange) – это определенным образом организованный, постоянно действующей рынок, на котором производятся сделки купли-продажи ценных бумаг. Как некоммерческая организация фондовая биржа является организатором торговли на рынке ценных бумаг и не совмещает деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи, другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Временное членство на бирже, равно как и сдача мест в аренду лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи, согласно российскому законодательству не допускается, однако активно используется на некоторых зарубежных биржевых площадках.

Фондовая биржа выполняет следующие основные функции:

• служит местом, где непосредственно совершаются сделки купли-продажи ценных бумаг;

• устанавливает рыночную стоимость ценных бумаг (курс акций и облигаций);

• служит механизмом перелива капитала между компаниями, отраслями, сферами деятельности;

• служит барометром деловой активности как в отдельных отраслях, странах, так и в мировой экономике, учитывая все возрастающую интеграцию мирохозяйственных связей.

Первые фондовые биржи возникли в конце XVIII в. в Великобритании, США и Германии, в 1850 г. они появились в Швейцарии, а в 1878 г. – в Японии. Появление фондовых бирж было обусловлено становлением рынка ценных бумаг. В мире существует около 170 фондовых бирж. В Северной Америке – 15 бирж, в Европе – более 100, Центральной и Южной Америке – 20, остальные находятся в Азии, Африке и Австралии.

Существует Международная федерация фондовых бирж (МФФБ) со штаб-квартирой в Париже, которая объединяет более 30 бирж стран с развитой рыночной экономикой. Целями МФФБ являются обеспечение равных прав для всех акционеров и координация структур рынков ценных бумаг. Ежегодно проводятся совещания комитетов МФФБ, на которых рассматриваются такие вопросы, как регулирование торговли ценными бумагами со стороны государств, влияние экономической политики на фондовый рынок, развитие техники и технологии биржевой торговли и др. В табл. 15.5 приводится перечень основных фондовых бирж в крупнейших развитых странах.

Таблица 15.5. Основные биржи в странах "Большой семерки"

Государство Количество фондовых бирж Расположение
США 7 Нью-Йорк (NYSE и American Stock Exchange), Чикаго, Бостон, Сан-Франциско, Филадельфия, Цинциннати,
Япония 8 Токио, Осака, Киото, Хиросима, Саппоро, Фукуока, Нагоя, Ниигата
Великобритания 6 Лондон, Глазго, Манчестер, Бирмингем, Лидс, Белфаст
Германия 8 Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен, Гамбург, Берлин, Штуттгарт, Ганновер, Бремен
Франция 7 (единая система) Париж, Бордо, Лиль, Лион, Марсель, Нанси, Нант
Канада   Монреаль, Торонто, Ванкувер, Калгари, Виннипег
Италия   Милан, Рим, Турин, Генуя, Болонья, Флоренция, Неаполь, Палермо, Триест, Венеция

Крупнейшая фондовая биржа – Нью-Йоркская фондовая биржа (New York Stock Exchange – NYSE), которая уже в течение 50 лет не имеет равной себе среди бирж мира. Оборот Нью-йоркской биржи составлял в различные годы от половины до трети всего оборота ценных бумаг на фондовых биржах мира. Около 90% биржевого оборота приходится на акции. Более 1700 компаний со всего мира зарегистрировали свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже. Процедура регистрации, так называемый листинг, предъявляет определенные требования к компаниям, желающим попасть в котировочный список (лист), например по минимальному объему выручки, безубыточности работы за последние несколько лет, минимальному рабочему капиталу, доказательствам того, что акции были удовлетворительно размещены на первичном рынке, и др. Далеко не все компании в состоянии преодолеть этот барьер регистрации акций на бирже.

Для оценки движения биржевых курсов на всех биржах рассчитывается индекс акции. Наиболее важным индексом акций среди фондовых бирж мира является индекс Доу-Джонса, определяемый Нью-йоркской фондовой биржей. Возникновение этого индекса связано с именем бывшего шеф-редактора "Уолл-стрит Джорнел" X. Доу, который создал этот индекс в 1897 г. В 1928 г. этот индекс был модифицирован и с тех пор существует в неизменной форме. По существу индекс Доу-Джонса состоит из трех различных индексов: индекса 30 акций промышленных компаний, индекса 20 акций транспортных и 15 акций коммунальных компаний. Наиболее важным из них является промышленный индекс. Значение индекса Доу-Джонса выходит далеко за рамки США. Поскольку Нью-йоркская фондовая биржа является ведущей международной биржей, то колебания, вызванные кризисными явлениями на этой бирже, воздействуют и на другие биржи мира. Это неоднократно было доказано опытом развития мировой экономики. Так, например, биржевой крах в Нью-Йорке в октябре 1929 г. особенно ясно показал надвигавшийся мировой кризис.

Среди других индексов, отражающих изменение курса акций на ведущих фондовых биржах мира, отметим следующие: в Токио - NIKKEI 225, в Лондоне – FTSE, во Франкфурте-на-Майне – DAX, в Париже – С АС 40, в Милане - MIBTEL, в Амстердаме – ЕОХ, в Гонконге – HangSeng. В Соединенных Штатах Америки наряду с индексом Доу-Джонса применяются: индекс Атех – взвешенный по ценам (акции с более высокой индивидуальной ценой более значимы) средний курс 20 наиболее популярных акций промышленных компаний (17 из них входят в список Доу-Джонса); составной индекс SEP (Standard and Poor's), составляемый из 500 обычных акций, большинство которых входит в котировку Нью-йоркской фондовой биржи, остальные представляют Американскую биржу или продаются вне биржи. Рыночная стоимость составляющих этот индекс равна приблизительно 80%-ной стоимости всех акций, котирующихся на Нью-йоркской фондовой бирже.

Организация фондовых бирж во многом аналогична организации товарных бирж, но есть и особенности. Например, членами Нью-йоркской фондовой биржи могут быть только физические лица при условии, что они приобрели место на бирже. Поскольку число мест на бирже ограничено – 1366, то стоимость места зависит от спроса и предложения. Управление фондовой биржей осуществляется аналогично товарной бирже.

Операции, осуществляемые на фондовых биржах, также имеют много общего с операциями на товарных биржах, рассмотренных выше. Это хеджирование, различные спекулятивные операции, опционы с различными ценными бумагами.

Для российских участников внешнеэкономической деятельности международные фондовые биржи становятся не только источником информации о состоянии рынка. За последние годы в этой сфере произошли принципиальные изменения. Акции многих российских предприятий уже продаются на фондовых биржах (Лондон, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Гамбург и др.). На Нью-йоркской фондовой бирже продаются и покупаются американские депозитарные расписки на акции "Вымпел-кома" – первого российского предприятия, вышедшего на эту ведущую мировую фондовую биржу. Еще несколько российских предприятий, в основном работающих в сфере телекоммуникаций, энергоносителей, проходят процедуру листинга на NYSE. Особенностью выхода иностранных (неамериканских) компаний на Нью-йоркскую фондовую биржу является то, что акции неамериканских компаний могут продаваться и покупаться только в форме ADR (American Depositary Receipt) – американских депозитарных расписок. ADR представляет собой оборотную ценную бумагу, выпущенную коммерческим банком США и подтверждающую, что ее владелец является собственником акций иностранных компаний. Банк-депозитарий является гарантом для американского инвестора, в том числе и по выплате дивидендов по ADR в долларах США. ADR регистрируется в федеральной комиссии по биржам и ценным бумагам (U.S. Securities and Exchange Commission). Таким образом, ADR продаются на американском фондовом рынке как обычные американские акции.

15.3. Валютные биржи

Валютная биржа (Currency Exchange) – постоянно действующий по заранее установленным правилам рынок, где совершаются сделки с иностранной валютой.

Международные валютные биржи являются частью мировой валютной системы и одной из разновидностей валютного рынка наряду с межбанковским валютным рынком. Более подробно особенности функционирования валютных рынков рассмотрены в гл. 8.

Валютные биржи функционируют в крупных мировых банковских и биржевых центрах. В ФРГ действуют пять валютных бирж: во Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Дюссельдорфе, Мюнхене и Берлине. На этих биржах ежедневно устанавливаются курсы 14 валют. Эти курсы обязательны и лежат в основе расчетов банков с клиентами. Франкфуртская биржа среди пяти валютных бирж ФРГ играет ведущую роль. Присутствующий на бирже представитель Бундесбанка с помощью валютных интервенций (покупкой или продажей валюты) влияет на курс немецкой марки по отношению к другим валютам. Установление курса происходит при постоянных консультациях по телефону с другими валютными биржами ФРГ. В Италии функционируют несколько валютных бирж: в Милане, Риме, Генуе, Венеции. На каждой из них курсы устанавливаются путем совершения сделок между маклерами с участием представителей государства и действуют на данной бирже для расчетов с клиентами банков. В качестве расчетного курса может использоваться также курс, полученный как средняя арифметическая курсов, котируемых на всех биржах.

В Голландии валютные биржи находятся в Амстердаме и в Роттердаме, причем котировки на обеих биржах одинаковы. Во Франции функционирует одна валютная биржа – в Париже. В США заключаются фьючерсные контракты на иностранную валюту (австрийский доллар, фунт стерлингов, марка ФРГ, французский франк, японская иена, швейцарский франк и российский рубль) через международную валютную биржу в составе Чикагской товарной биржи. Подразделение этой биржи (биржа индексов и опционов) торгует опционами по фьючерсным контрактам на австрийский доллар, фунт стерлингов, канадский доллар, марку ФРГ, японскую иену, швейцарский франк. Среднеамериканская товарная биржа проводит фьючерсную торговлю на фунт стерлингов, канадский доллар, иену, немецкую марку и швейцарский франк. Через Филадельфийскую биржу заключаются сделки по австралийскому и канадскому долларам, французскому и швейцарскому франкам, фунту стерлингов, иене, марке ФРГ и ЭКЮ. Финансовое подразделение Нью-йоркской хлопковой биржи осуществляет торговлю фьючерсными контрактами по ЭКЮ. Наряду с фьючерсным рынком валюты в США действует.также межбанковский валютный рынок, где образуется курс, служащий основой установления курсов продавца и покупателя для банковских клиентов.

В Великобритании валютная биржа отсутствует. Сделки совершаются на межбанковском валютном рынке, на котором решающую роль играют десять банков. На складывающиеся между ними курсы валют ориентируются и другие банки.

Для участников внешнеэкономической деятельности, являющихся субъектами Российской Федерации, исключительно важное значение имеет формирующийся в России валютный рынок. В настоящее время большое значение при определении курса рубля по отношению к доллару США и марке ФРГ имеет деятельность Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), на которой ежедневно происходят торги по этим валютам.

15.4. Международные торги

Международные торги (International bid, Tenders) – одна из форм внешнеэкономической деятельности, при которой покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. По результатам этого конкурса подписывается контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях.

Торги – распространенный способ размещения заказов на сооружение промышленных и других объектов, поставку машин и оборудования, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ Международные торги применяются также для выбора иностранных партнеров при создании совместных предприятий.

Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами, где существует высокая степень вмешательства государства в сферу внешней торговли. Широко применяют такие формы государственных закупок товаров и размещения подрядов на выполнение общественных работ Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Иран, Ирак, Индонезия, Иордания, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Малайзия и другие страны. Во многих промышленно развитых странах существует законодательство, которое разрешает организациям с участием государственного капитала размещать заказы на приобретение товаров, услуг или сооружения объектов только через торги. Например, в США конкурсному размещению заказов государственных учреждений подлежат все сделки на сумму свыше 25 тыс. долл. В странах Европейского Сообщества к 1992 г. планировалось все заказы на строительные работы в государственном секторе размещать на конкурсной основе, через торги. В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) разработан специальный документ "Соглашение о правительственных заказах", представляющий собой согласованную сторонами – членами ВТО (ГАТТ) унифицированную процедуру проведения международных торгов при распределении государственных заказов. Основополагающей идеей этого документа стало обеспечение иностранным участникам торгов таких же, как и для местных участников, условий.

Организаторами торгов часто выступают государственные учреждения, муниципалитеты и т.п., иногда – крупные частные фирмы.

Применение торгов как метода размещения заказов на импорт товаров и услуг позволяет покупателю осуществить закупки более эффективным по сравнению с традиционным способом, получив экономию средств, времени при соблюдении гарантии качества, выгодных условий поставки и других условий сделки. Это достигается благодаря тому, что организаторы торгов используют конкуренцию между участвующими в торгах фирмами и/или консорциумами – временными союзами хозяйственно независимых фирм, объединяющихся для участия в конкурсе. Форма торгов предпочтительна еще и потому, что позволяет привлечь наиболее крупные и солидные в финансовом отношении фирмы. Дело в том, что для участия в торгах часто необходимо внесение залога в сумме 1–3% (иногда больше) стоимости предполагаемой сделки (залог "серьезности предложения"). Если сумма контрактов, заключаемых по результатам торгов, значительна, то слабым в финансовом отношении фирмам участие затруднительно. Это уменьшает риск невыполнения поставщиком или подрядчиком в будущем взятых на себя обязательств. Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерный комитет, который осуществляет всю организационную работу по проведению торгов. В состав тендерного комитета входят представители организации-покупателя, а также технические и коммерческие эксперты. Председателями тендерных комитетов обычно назначаются руководители организации, производящей закупки или размещение заказов.

В зависимости от способа проведения различают торги открытые и закрытые.

В открытых торгах могут участвовать все желающие фирмы и организации. Информация о проведении открытых торгов публикуется в официальных органах печати – газетах, специализированных журналах, бюллетенях, а также рассылается в другие государства через торговые представительства или консульства (иногда торгово-промышленные палаты) для распространения среди деловых кругов. В объявлениях об открытых торгах сообщаются только основные сведения: название организации, проводящей торги; наименование, характер и количество закупаемого оборудования или назначение и параметры сооружаемого объекта; порядок и сроки представления предложений, адрес (факс, телекс, телефон), по которому следует обращаться для получения более подробной информации.

В закрытых торгах могут участвовать только те фирмы и организации, которые получили приглашение на участие. При проведении закрытых торгов их организаторы сами определяют круг возможных участников, руководствуясь при этом выработанными ими критериями отбора участников. Проведение закрытых торгов требует от их организаторов предварительного изучения возможностей рынка и результатов деятельности на этом рынке фирм (организаций).

В этом случае тендерный комитет рассылает именные (персональные) приглашения наиболее известным, авторитетным и надежным поставщикам и подрядчикам.

В отдельных случаях, при проведении торгов в два этапа, открытые торги могут сочетаться с закрытыми. Такие виды торгов применяются, когда организаторам затруднительно (а иногда просто невозможно) определить круг наиболее авторитетных фирм. В этом случае на первом этапе проводятся открытые торги с предварительной квалификацией участников. Желающие участвовать в торгах представляют организаторам материалы, сведения, подтверждающие их высокую компетентность и опыт выполнения подобных заказов, уровень выпускаемой продукции, отзывы заказчиков, т. е. квалификационные материалы. На основе анализа квалификационных материалов тендерный комитет отбирает фирмы, которые, по его мнению, могут участвов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow