Индивидуальная программа реабилитации инвалидов

Программы социальной реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации инвалидов

Осуществление всех направлений социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать психофизиологические особенности инвалида и связанный с ними реабилитационный потенциал.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработана на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых норм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие либо сам инвалид, либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых норм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых норм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Основными принципами формирования ИПР являются:

- индивидуальность;

- непрерывность;

- последовательность;

- преемственность;

- комплексность.

Индивидуальность реабилитации означает необходимость роста конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.

Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае происходит резкое снижение их эффективности.

В то же время необходимо соблюдать определенную последовательность в проведении реабилитации, диктуемую особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реабилитации: экспертная диагностика и протезирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.

Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных т. д.

Структура индивидуальной программы реабилитации инвалида определена Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида и имеет следующие разделы:

- регистрационный номер карты, номер акта освидетельствования, наименование учреждения медико-социальной экспертизы;

- паспортные данные инвалида (Ф. И. О., пол, дата рождения, адрес постоянного или временного проживания, гражданство);

- данные об уровне общего образования (вспомогательная школа, начальное, неполное среднее, среднее, отсутствие общего образования);

- данные об уровне профессионального образования (профессиональная подготовка, начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное);

- данные о профессии — роде трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения. Основной профессией считается выполняемая работа наиболее высокой квалификации или работа, выполняемая более длительное время;

- данные о специальности — виде профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки;

- данные о квалификации — уровне подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемой разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями;

- данные о выполняемой к моменту освидетельствования работе (профессии, специальности, квалификации, а также другим видам работ — самозанятости, общественных работах, работе по уходу за больными) и адрес места работы:

- данные о социально-бытовом статусе инвалида (одинокий, семейный, сирота, сколько членов семьи), а также роли инвалида в семье — кормилец, иждивенец;

- данные о социально-экономическом статусе (работающий, неработающий, безработный, пенсионер);

- данные о социально-средовом статусе (иммигрант, вынужденный переселенец, без определенного места жительства, условно отбывающий срок наказания);

- социально-средовые условия инвалида (собственный или арендуемый дом, квартира, комната; их площадь, этаж; наличие коммунальных удобств, удаленность жилья от места работы и доступность транспорта);

- источники дохода (зарплата, пенсия, стипендия и их величина);

- клинико-экспертные данные, включающие группу инвалидности, динамику инвалидности за последние 5 лет, каждую продолжительность инвалидности, закодированный по МКБ клинический диагноз и степень выраженности функциональных нарушений, клинический прогноз;

оценку реабилитационного потенциала, включающую:

- состояние физического развития (конституционно-анатомические особенности, возрастные и половые различия, уровень физического развития и физической подготовленности — рост стоя и сидя, вес, окружность грудной клетки и различных групп мышц, мышечная сила, выносливость, быстрота действий и двигательных реакций, ловкость, жизненная емкость легких, пространственная ориентировка, двигательная координация и др.);

- психофизиологическую выносливость — интегральную оценку физической и физиологической выносливости с учетом свойств нервной системы инвалида (силы, уравновешенности, подвижности, лабильности и динамичности), оценки состояния сенсорных и перцептивных систем, состояния познавательных функций (внимания, памяти, мышления), уровня развития речи и специфических корковых функций (письма, счета, чтения), устойчивости этих функций к нагрузкам.

Существенным при оценке психофизиологической выносливости является также учет устойчивости уровня сенсомоторной координации и других аспектов, отличающих за исполнительскую сторону деятельности, а кроме того — скорость и прочность формирования навыков;

- эмоциональную устойчивость (динамические свойства эмоций и чувств человека, т. е. легкость возникновения и угасания эмоциональных реакций, их интенсивность, инертность, модальность возникающих эмоций (гнев, радость, страх и др.), насколько эмоциональные процессы оказывают деструктивное влияние на деятельность инвалида, насколько его эмоции поддаются контролю).

- данные об уровне развития профессионально важных знаний, навыков, умений (оценка теоретической подготовки и практического опыта для выполнения конкретной работы);

- оценку социально-психологического и социально-экономического статуса, включая:

- социально-психологическую реактивность (компетентность) — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Она включает уровень коммуникабельности или общительности, т. е. способность к спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций при социально-психологическом взаимодействии;

- направления социальной деятельности, включая участие индивида в различных видах деятельности в макросоциуме (учебная, трудовая деятельность, досуговые занятия, различные виды творчества, деятельность по собственному оздоровлению, участие в работе общественных организаций, возможности реализовать свои гражданские права и др.);

- семейно-бытовые взаимоотношения — ролевые функции инвалида в семье, характер отношения семьи к инвалиду, имеющийся в семье психологический климат;

- уровень и структуру кругозора — характеристика широты знаний, которыми инвалид пользуется при решении профессиональных, бытовых, личных, социальных и других вопросов в повседневной деятельности.

- данные о структуре потребности инвалида, т. е. указание тех желаний, влечений, объектов, необходимых для существования и развития инвалида и выступающих источником его активности. Система и структура потребностей и соответствующая структура мотивации взаимосвязаны со структурой тех видов деятельности, в которые включена личность;

- круг интересов инвалида, т. е. проявление познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности. Развитая структура устойчивых, долговременных интересов, включающая различные сферы деятельности, виды занятий, предметы деятельности, системы отношений и др., представляет собой предпосылки для осознанной активности самого инвалида по возобновлению в максимально возможной степени своего привычного образа жизни и реинтеграции в общество. Наличие бедной, неразвитой системы интересов является неблагоприятным фактором;

- уровень притязаний (степень трудности целей, которые он ставит перед собой). Прогностическим в контексте реабилитационной диагностики является установление того уровня, на какой конкретно инвалид претендует в своей жизни на определенном этапе. Наличие притязаний, грубо неустойчивых или грубо неадекватных соматическому состоянию и профессиональному или социально-психологическому статусу инвалида на момент обследования, независимо от характера неадекватности, является неблагоприятным фактором в отношении реабилитации;

- данные о реабилитационном потенциале, т. е. комплексе биологических, психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности, с их оценкой: реабилитационный потенциал высокий, удовлетворительный, низкий;

- данные о реабилитационном прогнозе, т. е. предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала, с его оценкой: благоприятный, относительно благоприятный, неясный, неблагоприятный;

- данные о выраженности ограничений жизнедеятельности и возможности их восстановления (компенсации);

- реабилитационно-экспертное заключение, включающее клинико-функциональный диагноз, психологический диагноз, оценку профессионально-трудового, социально-бытового и социально-средового статусов, оценку реабилитационного прогноза, оценку ограничений жизнедеятельности, тяжесть и причину инвалидности.

ИПР состоит из трех программ:

- программы медицинской реабилитации;

- программы профессиональной реабилитации;

- программы социальной реабилитации.

Программа социальной реабилитации в ИПР включает:

- информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов;

- обучение инвалида самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приемам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены (причесывание, умывание, чистка зубов), пользованию одеждой, одеванию, раздеванию, приему пищи и др. Особенности обучения во многом определяются видом инвалидизирующей патологии и тяжестью ограничения жизнедеятельности. Адаптационное обучение инвалидов включает "обучение жизни с инвалидностью", в том числе вопросы диетотерапии, режима дня, информирования об особенностях течения болезни и др.;

- адаптационное обучение семьи инвалида должно обеспечивать информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным вопросам: характере течения заболевания инвалида, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических, физиологических и экономических проблемах; видах и проблемах социально-бытовой помощи инвалиду, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации; видах реабилитационных учреждений, их местонахождений и спектре оказываемых ими услуг и т. д.

- обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации должно обеспечить соответствие эргономических требований физическим и психофизиологическим потребностям инвалида;

- организация жизни инвалида в быту, включая архитектурно-планировочное решение проблемы адаптации жилого помещения к потребностям инвалида, оснащение техническими средствами реабилитации, перепланировку жилых помещений;

- обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации, включая подбор технических средств в соответствии с медико-социальными показаниями, доставку технического средства, его сервисное обслуживание;

- обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками таких видов деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и др.;

- обучение социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, посещать магазины, предприятия бытового обслуживания;

- обучение социальному общению, которое включает обеспечение возможности инвалида посещать друзей, кинотеатры и др.;

- обучение социальной независимости, которое должно быть направлено на возможность самостоятельного проживания, возможность распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности;

- оказание помощи в решении личных проблем, которое включает обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового воспитания, воспитания детей и др.,

- консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать правовую помощь инвалиду в области социальной защиты и реабилитации;

- обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.

При формировании программы социальной реабилитации необходимо определить:

- исполнителя (наименование учреждения);

- форму реабилитации (амбулаторная, стационарная, пансионат, отделение дневного пребывания, клубная);

- сроки выполнения (даты начала и окончания реабилитационного мероприятия);

- объем (содержание и количество реабилитационных мероприятий),

- прогнозируемый результат (возможность компенсации ограничений жизнедеятельности, достижение самообслуживания, самостоятельного проживания, интеграции в общество).

При невыполнении Программы социальной реабилитации должна быть запись с указанием причины, подпись ответственного лица и печать.

Инвалид подписывает разработанную Программу социальной реабилитации.

После разработки Программ медицинской, профессиональной и социальной реабилитации следует подпись руководителя Бюро МСЭ.

Определение исполнителей всех видов реабилитации следует проводить с учетом сложившихся и внедрением новых организационных форм и методов реабилитации на территории проживания инвалида.

Для решения вопросов предоставления инвалиду необходимых видов реабилитационной помощи, которые не могут быть ему оказаны по месту жительства, следует организовать направление инвалида в соответствующие учреждения и организации других регионов (реабилитационные центры, клиники, научно-исследовательские институты и др.).

Координировать деятельность по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида должны органы труда и социального развития.

Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации является завершающим разделом программы реабилитации и содержит заключение о ходе выполнения программы, эффективности мероприятий.

Разработка ИПР и контроль за ее реализацией в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами возлагается на учреждения государственной системы медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 1 Примерного положения в ИПР включаются реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Таким образом расширяется круг вопросов, рассматриваемых при производстве медико-социальной экспертизы, и это ставит конкретные задачи по ее организации на новом качественном уровне, требующем соответствующего кадрового, материально-технического обеспечения, новых методических подходов, а также форм взаимодействия с другими заинтересованными службами.

Укомплектование учреждений МСЭ необходимыми специалистами должно осуществляться в соответствии с Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, которым в штатном нормативе Бюро МСЭ, в частности, предусмотрены не только врачи различных специальностей, но и специалисты по реабилитации, по социальной работе, психолог.

В связи с новыми подходами к определению инвалидности, а также необходимостью разработки ИПР лиц, признаваемых инвалидами, все специалисты бюро МСЭ должны владеть необходимым объемом знаний:

- законодательных и нормативных документов о здравоохранении, социальной защите населения, образовании, занятости, охране труда, социальному и медицинскому страхованию;

- требований к организации специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

- видов и функционального предназначения технических средств реабилитации;

- принципов и методологических основ формирования ИПР, оценки эффективности их реализации.

В системе мер, обеспечивающих новое качество медико-социальной экспертизы и выполнение функций Бюро МСЭ по формированию ИПР, важная роль принадлежит самой организации освидетельствования больных и инвалидов и технологии этой работы.

Основные требования к формированию и реализации ИПР изложены в ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а порядок и условия разработки ИПР — в Примерном положении об индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Для обеспечения указанных требований, установленного порядка; и условий формирования ИПР технология работы Бюро МСЭ предусматривает:

- участие всех специалистов Бюро МСЭ в освидетельствовании больных и инвалидов на всех этапах проведения медико-социальной экспертизы, включая экспертно-реабилитационную диагностику, оценку реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и собственно формирование программ медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Особенностью является форма участия в этом процессе психолога, который работу с инвалидами по психологической диагностике должен проводить в отдельном, специально оборудованном помещении.

Каждому из специалистов принадлежит конкретная роль в формировании ИПР на всех ее этапах. Например, специалист реабилитации совместно с врачами различных специальностей, в зависимости от профиля Бюро МСЭ, проводит медико-социальную экспертизу на этапах клинико-экспертной, социальной диагностики, оценки реабилитационного прогноза, реабилитационного потенциала, ограничения жизнедеятельности, а также формирования всех программ ИПР; оформляет ИПР; специалист по социальной работе принимает участие, наряду со специалистом по реабилитации и тремя врачами различных специальностей, в формировании программы мер социальной реабилитации.

Кроме того, он осуществляет обследование социально-бытового положения инвалида, а также подробное информирование инвалида о порядке реализации ИПР после ее утверждения. Инвалиду должны быть даны исчерпывающие разъяснения о последствиях отказа от реализации ИПР;

- тщательную разъяснительную работу с инвалидом о целях, задачах, прогнозируемых результатах и социально-правовых последствиях реабилитационных мероприятий, о правах инвалида на реабилитацию и последствиях в случае отказа от ИПР в целом или отдельных ее видов и форм;

- участие самого инвалида (или лица, представляющего его интересы) в определении порядка реализации ИПР;

- наличие в Бюро МСЭ информации об учреждениях и организациях, которые могут быть исполнителями конкретных реабилитационных мероприятий и услуг. Для обеспечения Бюро МСЭ целесообразно установить (например, решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), чтобы территориальные органы здравоохранения, образования, социальной защиты населения, труда и занятости определили и систематически уточняли перечень подведомственных реабилитационных учреждений и осуществляемые ими конкретные виды реабилитации. Уточненные перечни должны доводиться до сведения всех учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы данной территории;

- взаимодействие учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы с заинтересованными службами в сфере реабилитации, которое должно осуществляться как на этапе формирования ИПР, так и ее исполнения. Например, тесные контакты и последовательные действия должны быть отработаны на этапе формирования ИПР с учреждениями здравоохранения. В целях обеспечения формирования ИПР в установленные сроки целесообразно, чтобы предложения в программу мер медицинской реабилитации представлялись лечебно-профилактическими учреждениями с направлением на освидетельствование с указанием видов, форм, объемов, сроков медицинской реабилитации и исполнителей. При отсутствии в бюро МСЭ психолога или при других обстоятельствах инвалид может быть направлен на профтестирование в службу занятости.

В случае необходимости намечается программа дополнительного обследования, запись о которой вносится в акт освидетельствования. Бюро МСЭ может привлекать к разработке ИПР специалистов учреждений здравоохранения, службы занятости и других органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации. В этих случаях инвалиду выдается на руки письменный запрос (запросы) в соответствующие учреждения, на предприятия, с просьбой провести необходимое обследование (уточнить сведения, касающиеся профессионально-трудовой, образовательной среды и др.) и о результатах сообщить к установленному сроку.

В случае непоступления запрошенных данных началъник Бюро МСЭ принимает меры по выяснению причин невыполнения поручения.

Сформированная ИПР должна быть подписана начальником Бюро МСЭ, его подпись должна быть заверена печатью, ИПР выдается на руки инвалиду, а ее копия в трехдневный срок пересылается в муниципальное управление социальной защиты населения (МУСЗН) по месту получения пенсии инвалидом.

В том случае, если инвалид пенсионируется не в органах социального обеспечения (в органах внутренних дел, безопасности, обороны и др.), то ИПР направляется в СЗН по месту постоянного проживания (регистрации) инвалида, а в случае содержания в ней мероприятий по безплатному для инвалида санаторно-курортному лечению, обеспечению автомобилем (мотоколяской) выписка из ИПР той части направляется в соответствующий орган, осуществляющий пенсионирование инвалида.

При оформлении ИПР следует иметь в виду, что в соответствии с законодательством в нее включаются как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно (в соответствии с базовыми программами), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид или другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому в случае согласия инвалида самостоятельно (с посторонней помощью) оплатить то или иное средство реабилитации (услугу), показанное ему, но не предусмотренное базовыми программами, отметка об этом обязательно делается в ИПР ("оплачивает инвалид") перед подписью инвалида.

Контроль за реализацией ИПР осуществляется Бюро МСЭ при очередном освидетельствовании, а также при назначаемых в отдельных случаях освидетельствованиях в порядке динамического наблюдения.

Для обеспечения контроля за выполнением реабилитационных мероприятий инвалидом в Бюро МСЭ используются компьютерные технологии, позволяющие вести динамическое наблюдение за процессом реабилитации каждого конкретного инвалида и в целом обслуживаемого контингента инвалидов на основе специальных информационных систем.

ИПР является обязательной для соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предприятий и учреждений независимо от организационно-правовых форм собственности (органы и учреждения государственной службы реабилитации инвалидов), которые определены исполнителями конкретных реабилитационных мероприятий.

Основной комплекс мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов осуществляется на местном (районном, городском) уровне. Учреждения различных ведомств реализуют ИПР в рамках своей профессиональной деятельности и предоставляют необходимую информацию по реализации ИПР в соответствующий местный орган социальной защиты населения.

В тех случаях, когда на местном уровне не представляется возможным реализовать ИПР, инвалид направляется в территориальные или федеральные учреждения реабилитационного профиля, на базе которых возможно комплексное проведение реабилитационных мероприятий и осуществление реализации ИПР в полном объеме.

Исполнение ИПР осуществляется реабилитационными учреждениями любой формы собственности при наличии лицензии на право заниматься этим видом деятельности.

Деятельность реабилитационных учреждений должна обеспечивать комплексное решение проблем по интеграции личности инвалида в общество, что может достигаться через совместные формы работы (межведомственные совещания, обсуждения, обмен информацией и т. д). Процесс взаимодействия при реализации ИПР осуществляется путем совместного анализа специалистами службы реабилитации хода их выполнения и поиска оптимальных решений.

Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной принадлежности осуществляется на этапах формирования ИПР; исполнения ИПР; организации контроля за исполнением ИПР, а также совместной деятельности общественными организациями.

Органы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости субъектов Российской Федерации, систематически доводят до сведения подведомственных учреждений, которые определены исполнителями конкретных видов реабилитации, и учреждений МСЭ перечень осуществляемых ими видов реабилитационных мероприятий, предоставляемых услугах и технических средствах.

Выбор реабилитационных учреждений для реализации ИПР осуществляется с учетом:

- обеспечения приближения реабилитационных услуг к потребителю;

- гарантии высокого качества реабилитационных услуг

- обеспечения комплексности реабилитационных услуг; единообразия форм и методов реабилитации на основе системного подхода при их реализации.

Для осуществления реабилитации может быть использовано учреждение с полным комплексом услуг или (в случае отсутствия такового) несколько учреждений.

Учреждения, используемые в качестве базы для peaбилитации и ИПР, ведут специальный учет работы с инвалидами (проведенные реабилитационные мероприятия, оказанные услуги, предоставленные технические средства реабилитации, их стоимость) и предоставляют отчет о проведенной работе в вышестоящий орган управления.

Инвалид (его законный представитель) обращается в соответствующее реабилитационное учреждение, указанное в ИПР, самостоятельно, представляя имеющуюся на руках ИПР.

В учреждениях, реализующих ИПР инвалидов, выделяется специалист, ответственный за организацию выполнения мероприятий ИПР (далее — организатор выполнения ИПР).

Организатор выполнения ИПР:

- ведет первичный прием инвалида при обращении в данное реабилитационное учреждение;

- осуществляет контроль за выполнением реабилитационных мероприятий соответствующими специалистами;

- обеспечивает контакты с инвалидом (его законным представителем) в случае несвоевременной явки (прекращения) на реабилитацию,

- организует коллегиальное обсуждение эффективности реабилитационных мероприятий на этапах реализации ИПР и необходимость ее корректировки;

- в случае принятия решения о возникшей необходимости внесения изменений в ИПР (прекращения ее реализации) в трехдневный срок доводит до сведения Бюро МСЭ и соответствующего органа социальной защиты населения с указанием причин, послуживших основанием для принятия указанного решения.

Бюро МСЭ с учетом поступивших предложений вносит в ИПР соответствующие изменения, дополнения и дает подробные разъяснения инвалиду (его законному представителю).

Контроль за реализацией ИПР осуществляют Бюро МСЭ, утвердившие ИПР, и районные (городские) органы социальной защиты населения по месту постоянного (фактического) жительства инвалида.

В органе соцзащиты населения выделяется структурное подразделение (специалист), занимающееся проблемами реабилитации инвалида.

Контроль за реализацией ИПР реабилитационными учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и собственности осуществляют местные (районные, городские) органы социальной защиты населения, а также учреждения (бюро) государственной службы медико-социальной экспертизы при очередном освидетельствовании, а же освидетельствовании в порядке динамического наблюдения. В этих учреждениях сосредотачивается информация об инвалидах, проходящих реабилитацию.

Вопросы корректировки ИПР рассматриваются в случае поступления соответствующей информации и предложений из учреждений, осуществляющих реабилитационные мероприятия.

Руководители Бюро МСЭ ведут учет ИПР инвалидов, их выполнения, причин невыполнения, эффективности, систематически анализируют эти данные, информируют соответствующий орган социальной защиты населения, а при необходимости — учреждения, осуществляющие реализацию ИПР, а также главное Бюро МСЭ.

Районные (городские) органы социальной защиты населения выполняют как функции управления реабилитацией, так и функции исполнения ИПР инвалидов.

Своеобразные черты имеет индивидуальная программа реабилитации, используемая в стационарных учреждениях социального обслуживания. В ней отражены медицинская социальная и профессионально-трудовая реабилитация. В каждой из этих форм реабилитации выделены способы воздействия. Так, в частности, в рамках медицинской реабилитации предусмотрено медикаментозное лечение и немедикаментозная терапия, диспансерное наблюдение. Социальная реабилитация предлагает такие способы, как обучение навыкам, терапия средой, приспособление к новым условиям жизни. Еще большими возможностями в плане способов воздействия располагает профессионально-трудовая реабилитация.

Она включает трудовую занятость, профориентацию, профобучение и трудовое устройство. Для каждого способа внутри определенной формы реабилитации выбирается соответствующее средство. Здесь возможны различные варианты. Выбор их зависит от организатора реабилитационных мероприятий, который обязан учитывать все особенности инвалида, его потенциальные возможности и прогноз. Так, например, медикаментозная терапия, в зависимости от клинического состояния больного, может быть представлена в каждом конкретном случае либо патогенетической, либо общеукрепляющей, либо симптоматической терапией, либо комплексной терапией, т. е. сочетанием всех видов.

Сроки реабилитационного воздействия, длительность его также совершенно индивидуальны (постоянно, эпизодически, по показаниям и т. д.) с учетом исходных данных об инвалиде и специфике способов и средств реабилитации.

Следовательно, сущность индивидуальной программы реабилитации в том, что для каждого конкретного больного она содержит только соответствующие его состоянию разделы основной программы реабилитации.

Важным разделом индивидуальной реабилитационной программы является фиксация эффективности реабилитационного воздействия. Она представлена в соответствующих графах каждого вида и способа реабилитации. Так, для суждения об эффективности медицинской реабилитации даны такие варианты, как профилактика обострений заболевания, компенсация функциональных возможностей организма, устранения признаков обострения заболевания, упорядочение поведения, активизация деятельности.

Возможны и не предусмотренные в этом перечне варианты эффективности, которые могут вводиться врачом; соответствующие же реальной ситуации варианты из предложенного перечня должны подчеркиваться. Эффективность немедикаментозного воздействия может быть выражена в виде коррекции, моторики, увеличения объема движений и др. Следствием организационных мероприятий может быть облегчение режима, снятие с диспансерного учета и т.д.

Об эффективности социальной реабилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания, расширение круга интересов, восстановление коммуникативных способностей, привитие навыков общения, активизация в проведении досуга, участие в жизни интерната.

Эффективность профессионально-трудовой реабилитации в индивидуальной программе может быть выражена следующими показателями: восстановлением (сформированность) трудовых установок, овладением трудовыми навыками, освоением элементарной профессией, выбором профессии.

Показателем наиболее высокой эффективности комплексного реабилитационного воздействия является выписка больных из дома-интерната и интеграция их в общество.

Индивидуальная реабилитационная программа, заполняемая ежегодно на каждого больного, позволит проследить динамику его состояния, вычленить наиболее эффективные способы и средства и варьировать реабилитационное воздействие.

Индивидуальная программа позволяет осуществить своевремеменную коррекцию с учетом изменений психосоматического статуса инвалида, условий и возможностей осуществления реабилитационных мероприятий.

При разработке и реализации ИПР в стационарных учреждениях социального обслуживания необходимо руководствоваться следующими соображениями:

- при вовлечении больных в труд основываться на интересах больных, а не учреждения;

- учитывать медицинские показания и противопоказания к труду;

- дозировать труд с учетом соматопсихического состояния больного (время, кратность, интенсивность, сроки);

- назначать труд как лечение;

- оценивать эффективность трудового воздействия;

- объективно отражать все сведения о больном в соответствующей документации.

ИПР в реабилитационном цикле имеет то преимущество, что она учитывает все потенциальные возможности инвалида, что позволяет достигать при адекватных мероприятиях наибольшего успеха.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР).

2. Каковы принципы формирования ИПР?

3. Какова структура ИПР?

4. Назовите составляющие ИПР.

5. Что включается в понятие "реабилитационный потенциал"?

6. Кто и как формирует ИПР?

7. Какое содержание имеет раздел социальной реабилитации в ИПР?

8. Какова роль специалиста по социальной работе в ИПР?

9. В чем особенности ИПР в стационарных учреждениях социального обслуживания?

Рекомендуемая литература

1. Андреева О. С. Принципы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. Доклады межведомственной конференции. М.: Комитет труда и занятости Правительства Москвы: ЦИЭТИН: Фонд "Социальный партнер", 1999. С. 29—36.

2. Гусева Н. К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации. Н. Новгород: НГМА,

3. Дементьева Н. Ф. Об индивидуальных реабилитационных программах для инвалидов и престарелых в домах-интернатах // Врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация инвалидов: Республиканский межведомственный сборник; Киев: Здоровье, 1984. Вып. 16. С. 98—105.

4. Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов. Спец. Олимпийский комитет Санкт-Петербурга, 1996.

5. Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утверждено постановлением Минтруда России от 14 декабря 1996 г. № 14 // Сб. законов и норм. документов по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. М.: ЦИЭТИН, 2000. С. 113—128.

6. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.

2. Социальная реабилитация лиц старших возрастов в стационарных учреждениях социального обслуживания

Социальная реабилитация граждан старших возрастов домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств.

1. Характеристика лиц старших возрастов, находящихся в домах-интернатах:

- преобладание граждан преклонного возраста (56,9%). вместе с долгожителями они составляют 63,2%;

- тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявлено более 7 болезней);

- ограниченная способность к самообслуживанию; неспособные и частично себя обслуживающие составляют 62,3% проживающих;

- ограниченная способность к передвижению; лица, неспособные к передвижению и осуществляющие двигательную активность в пределах палаты, составляют 44,6% контингента домов-интернатов;

- изменение психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, точность, координация);

- изменения личности, характерные для преклонного возраста; выявлены полярные, контрастирующие черты: повышенная внушаемость, сосуществующая с ригидностью, выраженная сензитивность с нарастанием черствости, эмоциональной "сухости". К возрастным особенностям личности относятся также обидчивость, эгоцентризм и др.

Указанные характеристики, отражающие эти особенности граждан преклонного возраста, ставят под вопрос правомерность обсуждения их социальной реабилитации. Тем не менее вопрос не только заслуживает внимания для рассмотрения, но и для определения перспективы развития и совершенствования ряда направлений реабилитационной деятельности в домах-интернатах.

Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах.

Даже в высоко организованных учреждениях не удается избежать особенностей среды:

- ограниченные возможности занятости;

- монотонный образ жизни;

- ограниченность жизненного пространства;

- недостаток бытового комфорта;

- психологическая несовместимость проживающих;

- зависимость от окружающих;

- формальное отношение персонала.

Обе группы обстоятельств отражают особенности социальной реабилитации лиц преклонного возраста в домах-интернатах.

Одной из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах-интернатах является организация социально-психологической адаптации пожилых и старых людей как специфический этап социальной реабилитации.

Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, непривычная обстановка, неясность социального статуса — эти жизненные обстоятельства заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему движению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Перед пожилыми людьми встает вопрос об оценке себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно.

Известно, что в старости выявляются ослабление памяти, внимания, снижение способности ориентироваться в обычных условиях, тревожный фон настроения и лабильность эмоциональных процессов. Одним из главных свойств стареющих людей является психологическая уязвимость и нарастающая неспособность справиться с разнообразными стрессами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувствительностью к проявлениям внимания, морально-психологической поддержке.

Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной адаптацией увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожилых людей.

Поскольку основной стрессор, которым является сам факт поступления в дом-интернат, невозможно устранить, первостепенное значение приобретает ожидаемая помощь и поддержка со стороны персонала дома-интерната. В этих условиях особое значение приобретает направленная работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната.

Начальный период проживания пожилых людей в доме-интернате состоит из трех основных этапов: поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении, расселение на постоянное место жительства, период первых шести месяцев проживания

Каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями и различается целями и задачами в осуществлении социально-психологической адаптации.

Указанные обстоятельства определяют функции социального работника в организации адаптации пожилых людей в доме-интернате. Деятельность социального работника, ее содержание зависит от этапа "прохождения" социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате.

Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в дом-интернат:

- поступление связано с состоянием здоровья;

- поступление связано с конфликтной ситуацией в семье;

- поступление связано с желанием сохранить независимость от ближайшего родственного окружения.

Важную роль для последующей социально-психологической адаптации пожилых людей в домах-интернатах играет информация об этих учреждениях.

Большинство пожилых людей имели к моменту поступления в дом-интернат элементарные сведения об этом учреждении, полученные из различных источников (от родственников и близких знакомых, врачей и работников органов социальной защиты). Сведения носили формальный, а в ряде случаев — искаженный характер (представление о доме-интернате идентифицировалось с распорядком больницы, с ежедневными обходами врачей, постоянным ежедневным наблюдением среднего медперсонала). Представления о бытовом обслуживании и организации труда были неполными. Недостаточная информация вызывала и поддерживала повышенную тревожность и неуверенность в будущем у пожилых людей, что в свою очередь неблагоприятно сказывалось на последующей адаптации их к новым условиям.

Несмотря на то что принятие решения о поступлении в дом-интернат было принято самостоятельно и сознательно, более половины пожилых людей, поступивших в приемно-карантинное отделение дома-интерната, до последнего момента испытывали колебания и сомнения в правильности сделанного шага. Эти колебания связаны с двумя момй: боязнь перемен и незнание конкретных условий проживания.

Роль социального работника во время пребывания пожилых людей в приемно-карантинном отделении дома-интерната состоит в том, чтобы разъяснить функции этого учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня, расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами работы администрации и т. д.; провести беседу, ознакомление с условиями жизни в доме-интернате пожилых людей, решивших поступить в эти учреждения, что во многом может снизить состояние неуверенности и тревожности.

Более полному информированию пожилых людей о домe-интернате уже с первых дней пребывания их в этом учреждении может способствовать наличие стенда с отражением основных разделов работы, альбома с фотографиями проживающих, их занятости, проведении досуга и т. д. Во избежание полного разрыва с прежним привычным образом жизни с целью осуществления возможности получения информации об общественной жизни в приемно-карантинном отделении обязательны радиоприемники (желательно с наушниками), телевизор, большие настенные часы с крупными цифрами, настенные календари, газеты. Реализация этих мероприятий делает еще более актуальной роль социального работника в доме-интернате и особенно на первом этапе пребывания там пожилого человека.

После двухнедельного проживания в приемно-карантинном отделении происходит расселение лиц старших возрастов по месту их основного проживания в доме-интернате. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для пожилого человека. Перед ним встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жизненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомыми, не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня — все эти обстоятельства ведут к возникновению кризиса первого месяца адаптации. Первые 3— 4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с переводом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей. В этот период у 70% из них легко возникают простудные заболевания, обострения имеющейся хронической патологии. Эмоциональное состояние характеризуется появлением чувства безысходности происходящего.

Для успешной социально-психологической адаптации пожилого человека важным является его удачное "поселение", т. е. размещение в отделении. При переводе пожилого человека в отделение и поселении его в комнату с соседями нередко возникают сложности совместного проживания. Они могут быть связаны с понятием "скученности". Его психологическая сущность заключается в формировании представления о "своей" и "чужой" территории. Вторжение на "свою" территорию другого может вызвать острый стресс, проявляющийся резкими негативными эмоциональными переживаниями.

Нежелательные последствия может вызвать поселение в одну комнату двух людей с выраженными лидерскими чертами. Известно, что при вынужденном тесном общении один из субъектов, как правило, принимает на себя роль ведомого Для личности, имеющей склонность к лидированию, вариант постоянного пребывания в роли ведомого является чрезмерной психологической нагрузкой, которая может окончиться эмоциональным срывом.

В этот период особое значение начинает приобретать отношение персонала, которое ассоциируется с внешним миром. Роль социального работника состоит в том, чтобы обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств ясно и для создания микросоциальных групп, также преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста.

Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и т. д.

В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог, при этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию.

Из приемно-карантинного отделения лица старших возрастов должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется совместными усилиями врача, медсестры этажа, трудинструктора, культработника, библиотекаря. Каждый из этих специалистов должен понимать свои задачи по адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната.

К пожилому человеку, переведенному на постоянное место жительства из приемно-карантинного отделения, должно быть привлечено повышенное внимание всех сотрудников, которое поможет ему найти свое место в коллективе поживающих и ослабит негативное влияние, связанное с резкой сменой жизненного стереотипа и вызванного этим эмоционального перенапряжения.

Роль социального работника как специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к пожилым людям.

Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного решения: проживать в доме-интерпате постоянно или вернуться к привычному окружению. В это время происходит критическая оценка как условий дома-интерната, так и своих возможностей для адаптации к ним.

Обследование пожилых людей через 6 месяцев проживания в доме-интернате показало, что их ожидания, связанные с поступлением в эти учреждения, в 40,4% не оправдались. Обстановка в доме-интернате воспринималась как более тяжелая по сравнению с их предварительными представлениями. Лишь 7,7% пожилых оценивали жизнь в доме-интернате выше своих ожиданий.

Основные причины недовольства связаны с плохой организацией жизни в доме-интернате, невнимательным, формальным отношением персонала, неблагоприятным психологическим климатом.

Положительная досугово-рекреационная установка, имеющаяся в приемно-карантинном отделении, не реализуется полностью. Это объясняется тем, что основной формой организованного досуга является пассивное прослушивание радиопередач (90,7%). Невозможность проведения полноценного досуга вызывает у пожилых людей состояние неудовлетворенности. Общение пожилых людей в доме-интернате носит пассивный, ситуативный характер, круг общения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими в доме-интернате.

Известно, что одной из причин эмоционального напряжения может явиться слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие в этом случае определяется тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывает информационную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к напряжению и стремлению к изоляции.

На этом этапе важное значение приобретает так называемая терапия средой, которая включает создание благоприятного психологического микроклимата, сохранение целесообразной активности пожилых людей, предупреждение болезненных реакций. Эти цели достигаются организацией комфортных бытовых условий, трудовой занятости, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отношений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Важность терапии средой становится понятной, если иметь в виду обстановку дома-интерната, характеризующуюся ограничением социальных связей пожилых людей и контактов с внешним миром.

Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач:

- определение индивидуальных способов действий по разрешению конфликтных ситуаций;

- выработка индивидуальных психокоррекционных подходов;

- помощь в формировании нового жизненного стереотипа;

- поддержание активных стратегий приспособления;

- формирование адекватных установок на среду;

- снятие негативных эмоциональных переживаний;

- формирование и вовлечение пожилых людей в различные микросоциальные группы;

- групповая психокоррекционная работа.

Для решения поставленных задач необходимо проведение экспериментально-психологического обследования пожилых людей с целью изучения особенностей ценностно-мотивационной сферы, самосознания, эмоционального.реагирования на ситуацию, использование включенного наблюдения за поведением и общением пожилых людей. Необходима помощь и поддержка проявлениям социальной активности в различных видах деятельности пожилых людей в доме-интернате.

Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного стереотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмоционального напряжения. Число занятий определяется индивидуально.

Групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных групп, групп общения, тренинга умений, релаксационных групп.

Дискуссионные группы, как правило, не требуют специального подбора слушателей. Целью ее является осознание текущей ситуации, дискутирование вопросов "что помогает нам жить?", "что мешает нам жить?".

Группы общения требуют предварительного отбора, желательно формировать их из лиц, не находящихся в межличностных конфликтах. Цель группы — сознательное к чувствам своим и другого осознание самого себя, развитие межличностного доверия.

Группа тренинга умений требует подбора лиц пожилого возраста с относительно сохранными сенсорными функциями. Возможны различные основы тренинга. Например, тренинг умения вести разговор. Цель — снижение тревожности, связанной с межличностным общением, возможность практики в коммуникативном умении. Возможна также организация групп репетиции поведения, групповое рисование, рисование с партнером и т. п.

Релаксационная группа не требует специального подбора лиц пожилого возраста. Цель — снятие напряжения. Классический вариант аутогенной тренировки 1-го уровня. При проведении ее со старыми людьми необходимо учитывать нарушения кожной чувствительности, в результате чего начальный этап, связанный с чувствованием своего тела, становится более длительным, требующим специальных упражнений для формирования адекватных ощущений.

В работе с пожилыми людьми необходимо использовать все проводящиеся в интернате групповые занятия для формирования положительного эмоционального настроя.

Особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожилого, проживающего в доме-интернате.

Она включает следующие разделы: тип занятости, вид деятельности, длительность, ответственный за проведение, сроки действия, эффективность. К типам занятости относятся: трудовая занятость, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. Важным разделом является эффективность, которая отражает варианты сохранности, реализации трудовых навыков, сохранении социальной активности и межличностных связей, сохранность познавательных интересов, бытовой независимости и др.

Социально-психологическая адаптация пожилых людей как неотъемлемая часть их социальной реабилитации в домах-интернатах может рассматриваться как сложный процесс, в результате которого деформированная старением, множественной соматической патологией и стрессовой ситуацией личность приспосабливается и активно функционирует в новых условиях существования. Длительность и результативность этого процесса определяется соотношением личностных особенностей пожилых людей и своеобразием социального окружения.

При обсуждении проблемы социальной реабилитации лиц старших возрастов, пребывающих в домах-интернатах, необходимо иметь в виду одно обстоятельство — организацию их занятости. При этом важно учитывать, что в жизнедеятельности человека есть два важных фактора, определяющих социальную направленность, — это движение и деятельность. Оба они взаимосвязаны непосредственно либо опосредованно и составляют основную сущность человеческого существования. Это особенно проявляется в пожилом возрасте, когда в связи с соматическими недугами, психологической перестройкой реализация движения и деятельности ограничивается.

Цель организации занятости пожилых людей — восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни.

Гиподинамия, малоподвижный образ жизни, сознательный уход от деятельности, связанной с подвижностью, интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, отрицательно сказывается как на соматическом, так и на психологическом статусе пожилого человека.

Теперь уже установлено, что психически и интеллектуально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедляется при наличии активного образа жизни.

В связи с этим при организации образа жизни, занятости пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сместить акценты, рекомендовать терапию движением, трудовой занятостью, использование методов лечебной физкультуры, считать это альтернативой "покою", длительному сидению на диванах, креслах. Только движение с учетом соматического состояния позволит предупредить, облегчить, а может быть, и избавиться от старческих недугов, почувствовать радость бытия.

Особое место в социально-реабилитирующем воздействии на лиц старших возрастов в домах-интернатах занимает трудовая терапия — специально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомендаций с учетом соматического здоровья этой категории граждан, их интересов и желаний.

Трудовая деятельность пожилых людей является показателем активного образа жизни. Несмотря на ограниченные возможности, обусловленные состоянием здоровья, сложившийся в течение жизни трудовой стереотип сохраняется на долгое время. Нередко пожилые люди и инвалиды, вынужденно находившиеся в особых, депривационных условиях, испытывают потребность выполнять какой-либо труд.

Целесообразность участия пожилых людей в трудовой деятельности основана на ряде положений:

- трудовая деятельность оказывает положительное воздействие на психологическое состояние пожилого человека, осознание своей общественной значимости, самооценка своих физических возможностей, общение в процессе коллективного труда и др.);

- трудовая деятельность, связанная с движением, оказывает положительный эффект на сердечно-сосудистую деятельность, дыхательную систему, функции опорно-двигательного аппарата и другие физиологические процессы;

- трудовая деятельность является претворением активного образа жизни в пожилом возрасте.

Важно, чтобы трудовая деятельность была полезной для здоровья пожилых людей, имела реабилитационный характер воздействия.

Возможности осуществления трудовой деятельности, реализации активного образа жизни пожилых людей в домах-интернатах достаточные: в 80,1% учреждений созданы лечебно-трудовые мастерские (JITM), в 85,7% учреждений — подсобные хозяйства.

В ЛТМ преобладающим профилем является швейный, также широко представлены галантерейный и картонажный. В меньшей мере имеются сапожный и столярный профили ЛТМ.

Из числа пожилых людей, способных к самообслуживанию, фактически принимают участие в трудовой деятельности 85,5%. Они выполняют работы по обслуживанию дома-интерната, работают в ЛТМ, на штатных должностях, заняты в подсобном хозяйстве.

Из мероприятий по организации досуга наиболее часто используются те, которые адресуются к пассивному восприятию: просмотр кинофильмов, присутствие на лекциях, концертах. Хотя эти мероприятия не побуждают пожилых людей к активной деятельности, они оказывают активное эмоциональное воздействие: скрашивают досуг, дают тему для общения, в известной мере объединяют и приобщают к искусству.

В домах-интернатах осуществляются мероприятия по вовлечению пожилых людей в общественно-полезную, активную деятельность: дежурства у входа, у телефона, на жилых этажах, работа в культурно-бытовых комиссиях, участие в художественной самодеятельности.

С целью активизации пожилых людей, более широкого вовлечения их в трудовую и общественно-полезную деятельность проводится санитарно-просветительная работа, пропаганда важности и необходимости сохранения активного образа жизни.

При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к социальной активности. В соответствии с этим критерием выделено пять групп.

Первая группа, в которую входит 8,8% проживающих в домах-интернатах лиц пожилого возраста, представлена теми, кто сохранил трудовые и профессиональные навыки и потребность осуществлять трудовую деятельность. Для этой категории лиц подбираются виды труда, близкие к их профессиональным интересам и наклонностям. Из них формируются работники на штатные должности, группы помощников библиотекаря, культработника, на них возлагаются ответственные обязанности (бригадиров, контролеров и т д.).

При организации трудовой деятельности этой категории пожилых людей целесообразно формирование малых групп, объединенных общностью интересов и взаимных эмоциональных привязанностей. Со временем межличностные отношения приобретают устойчивость, способствуют эмоциональной стабилизации пожилых людей и, следовательно, адаптации в условиях дома-интерната. Нередко эти этапы формируются стихийно, без вмешательства персонала и, будучи основанными на эмоциональных привязанностях, функционируют длительное время.

Вторая группа (23,5%) образуется из пожилых людей, для которых трудовая деятельность психологически менее значима и в связи с этим вовлечение их в систематический труд представляется затруднительным. Наряду с санитарно-просветительской работой по разъяснению полезности трудовой деятельности практикуются эпизодические поручения (уборка помещений, помощь медицинскому персоналу, дежурства и т. д.).

Преобладающей формой социальной активности лиц этой группы является общение и проведение досуга. Межличностные отношения их складываются чаще стихийно и основываются на таких факторах, как совместное проживание, оказание дру


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: