V. Учебный словарь дисциплины

Абулия болезненное безволие, выражающееся в отсутствии побуждений к деятельности, неспособности осуществить какое-либо действие, необходимость которого осознаётся; одно из проявлений апатии. А. как патологическое состояние следует отличать от слабоволия как результата неправильного воспитания, устраняемого специальной тренировкой

Аггравация - преувеличение больным какого-либо симптома или болезненного состояния. Особенно склонны к аггравации страдающие психопатией, истерией, ятрогенией, следует отличать от симуляции.

Аграмматизм -нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к анализу и правильному использованию грамматического строя речи. При экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи. При импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических конструкций, выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядок слов). Чаще всего наблюдается при очаговых органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария и входит в структура различных форм афазии.

Адаптация приведение поведения детей с отклонениями в развитии в соответствие с нормами общества. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие в жизни изменения, усложняющиеся требования. Их необходимо обучать взаимоотношениям в коллективе, осознанному выполнению различных социальных норм и правил.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга. Тяжелый и сложный дефект речи. Различают моторную алалию (не формируется звуковой образ слова) и сенсорную алалию (нарушено восприятие и понимание речи). У детей с алалией без специального коррекционного обучения в учреждениях V вида речь не формируется.

Аномалия - отклонение от нормы, от общей закономерности; неправильность в развитии. Нарушение развития, типичного для психически здоровых детей.

Астигматизм – аномалия рефракции - преломляющей способности глаза, обусловленная неравномерной кривизной роговицы (реже хрусталика). При астигматизме может быть одновременно и близорукость, и дальнозоркость. Астигматизм корригируется цилиндрическими очками, однако полная коррекция удается не всегда. А. – одна из причин слабовидения.

Аутизм – уход в себя, преобладание замкнутой внутренней жизни, активное отстранение от внешнего мира, отсутствие или значительное снижение контактов с окружающими.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная органическим поражением речевых зон коры головного мозга. В тяжелых случаях у больных нарушается способность как понимать речь, так и говорить. Чаще возникает у лиц пожилого возраста в результате тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли). В молодом возрасте афазия может быть обусловлена травмой мозга. Афазия приводит к распаду сформированной речи и глубокой инвалидности.

Близорукость – нарушение рефракции глаза. Проявляется в том, что лучи, идущие от предмета, преломляются не на сетчатке, а перед ней, поэтому на сетчатке образуются неясные, расплывчатые изображения. Прогрессированию близорукости способствует несоблюдение санитарно-гигиенических условий письма и чтения (недостаточное освещение, перегрузка зрения). Близорукость может обусловить значительное понижение зрения.

Гидроцефалия – увеличение в полости черепа количества спинномозговой жидкости (ликвора) из-за чрезмерной ее продукции или затруднения оттока, что приводит к увеличению объема черепа. Г. развивается постнатально. Этиологические факторы: наследственная и хромосомная патология, влияние экзогенных факторов в период внутриутробного и раннего постнатального развития. Г. сочетается как с нормальным уровнем интеллекта, так и с замедлением темпа его развития и различными степенями снижения. Умственная отсталость (по олигофреническому типу) при гидроцефалии отмечается в 2 % случаев. Для Г. характерна повышенная утомляемость, низкая работоспособность, повышенный фон настроения, склонность к резонерским рассуждениям. Г. может прогрессировать, а может иметь компенсированную форму - внутричерепное давление нормализуется, однако и в этом случае желудочки мозга остаются расширенными.

Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения при органических и функциональных нарушениях нервной системы. Отмечаются при ДЦП (с наличием неестественных, вычурных поз), хорее и других заболеваниях нервной системы. Г. могут охватывать мышцы артикуляционного аппарата, шеи, головы, конечностей.

Глухота – понижение слуха, при котором не воспринимаются звуки силой 80 дБ (громкая речь, громкая музыка по радио) и более. Различают ранооглохших (глухих без речи) и позднооглохших детей, сохранивших в той или иной мере речь из-за сравнительно позднего возникновения глухоты. Ранооглохшие учатся в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида для глухих детей. Позднооглохшие в зависимости от степени сохранности их речи, как правило, обучаются в первом или втором отделении школ II вида для слабослышащих детей.

Дальнозоркость – нарушение рефракции глаза. Появляется в том, что лучи, идущие от предмета, преломляются позади сетчатки, а не на ней. На сетчатке же образуются расплывчатые изображения. Дальнозоркость может быть причиной значительного понижения зрения. У детей дальнозоркость встречается реже, чем близорукость.

Дебильность – наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память; мышление носит наглядно-практический характер. Возможно обучение (по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для этой категории детей) чтению, письму, счету (знания по математике ограничиваются темами «обыкновенные и десятичные дроби», «проценты»), ряду знаний об окружающей действительности. В рамках школы осуществляется посильная профессиональная подготовка (швейное, обувное, слесарное, столярное дело; кулинария, обслуживающий труд, цветоводство и др.).

Декомпенсация – разрушение компенсаторных механизмов при неблагоприятных воздействиях среды. Декомпенсация может наступить при общем ухудшении состояния организма, чрезмерной нагрузке в новых, необычных условиях деятельности и в некоторых других случаях.

Деменция ревматическая – форма органической прогрессирующей деменции, обусловленная ревматизмом нервной системы. Возникновению нейроревматизма (хореи) способствует раннее начало ревматизма (до 3-5 лет). Соматические нарушения, связанные с поражением сердца, предваряют психические нарушения, которые могут проявляться в виде астенических синдромов, психопатоподобных состояний, ревматической эпилепсии, ревматических психозов. Чаще отмечаются астенические синдромы - нарушение сна, пониженный аппетит, постоянные головные боли, повышенная утомляемость, низкая работоспособность, вялость, бездеятельность. Интеллект при нейроревматизме первично сохранен, но ослаблен. Прогрессирование болезни ухудшает интеллектуальную деятельность (нарастает интеллектуальный распад), поэтому дети, страдающие хореей, направляются для обучения в специальную (коррекционную) школу VIII вида.

Деменция резидуальная - стойкое ослабление интеллектуальной деятельности как остаточное явление поражения головного мозга травмой или инфекцией (энцефалит, менингит). Органическая недостаточность мозга носит при этом резидуальный (остаточный), непрогредиентный характер. Дети с резидуальной деменцией – контингент специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Стойкое ослабление познавательной деятельности у детей, перенесших тяжелые травмы головного мозга, отягощается пониженной работоспособностью, повышенной истощаемостью, резким снижением памяти, а у детей с последствиями перенесенной мозговой инфекции – расстройствами поведения.

Деменция прогрессирующая – обусловлена текущими органическими патологическими процессами в головном мозге (эпилептическое, шизофреническое, сифилитическое, ревматическое слабоумие; олигофрения, осложненная гидроцефалией). Д.п. носит прогредиентный характер. Сопровождается энцефалопатическими расстройствами (расторможенность влечений и т.п.), распадом и утратой ранее приобретенных навыков. Дети с прогрессирующей деменцией - контингент специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Коррекционно-воспитательная работа с ними наиболее трудна.

Деменция сифилитическая – форма органической прогрессирующей деменции, обусловленная действием на плод возбудителей сифилиса - бледных трепонем (врожденный сифилис) или сифилитических токсинов (дистрофический сифилис – парасифилис). При врожденном сифилисе у ребенка отмечаются соматические и неврологические признаки болезни, в крови обнаруживаются бледные спирохеты. У детей, страдающих врожденным сифилисом, отмечаются грубые нарушения интеллекта, эмоционально-волевой сферы и поведения. При парасифилисе признаков врожденного сифилиса (лабиринтная глухота, саблевидные голени и др.) и инфекции в крови у ребенка не обнаруживается. Нарушения интеллекта, эмоционально-волевой сферы и поведения менее выражены, чем при врожденном сифилисе, поэтому динамика развития лучше. Дети с врожденным сифилисом и парасифилисом – контингент специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (при снижении интеллекта до степени дебильности). При грубом нарушении интеллекта (имбецильность, идиотия) эти дети содержатся в учреждениях министерства социальной защиты.

Деменция шизофреническая – форма органической прогрессирующей деменции, обусловленная злокачественной ранней детской острой непрерывной шизофренией или злокачественной приступообразной шизофренией. Наряду с шизофренической симптоматикой (аутизм, кататонические расстройства – нарушения жизненного тонуса (ступор или возбуждение), гебефренные расстройства - вычурные стереотипии в мышлении и движениях, галлюцинаторные расстройства и бред, гиперестезия – повышенная чувствительность и др.) отмечаются явления деменции - распада уже сформированных психических функций (речи, интеллекта, навыков опрятности, самообслуживания и др.). При ранней острой детской «галопирующей» шизофрении через 1-2 года после проявления болезни возможна глубокая деградация психики по типу олигофрении. При снижении интеллекта до степени дебильности ребенок подлежит обучению в школе VIII вида. У больных с приступообразной злокачественной шизофренией прогноз неблагоприятный. Уже после первых приступов болезни, через 1,5 – 3 года от начала процесса формируется тяжелый олигофреноподобный дефект. Эти больные нуждаются в раннем помещении их в интернаты СОБЕС.

Деменция эпилептическая – форма органической прогрессирующей деменции, обусловленная ранней, злокачественно протекающей эпилепсией. Болезнь быстро прогрессирует, нарастают эпилептические изменения психики (тугоподвижность, вязкость, медлительность психических процессов, полярность эмоций, агрессивность), эпилептическое слабоумие. Дети с эпилептической деменцией – контингент школ VIII вида (при снижении интеллекта до степени дебильности). Коррекционно-педагогическая работа с этими учащимися проводится в сочетании с антисудорожной терапией.

Детский церебральный паралич – одно из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей, возникающее под влиянием вредных воздействий на организм эмбриона, плода или новорожденного, приводящее к нарушениям опорно-двигательного аппарата, психики и речи. Степень тяжести двигательных, психических и речевых нарушений при ДЦП сильно варьирует – от грубейших до минимальных. Нередко при грубых двигательных нарушениях могут отсутствовать или быть минимальными психические расстройства и наоборот.

Дефект – физический и (или) психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структура дефекта иерархична: различают первичный и вторичный дефекты. Вторичный обусловлен первичным. Первичный дефект – повреждения центральной нервной системы и анализаторов. Вторичный дефект – недоразвитие высших психических функций и социального поведения. Вторичный дефект обусловлен первичным дефектом.

Дефект сложный, комбинированный – сочетание двух и более психофизических нарушений у одного ребенка (глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты и т.п.).

Дизартрия – нарушение звукопроизношения, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушен мышечный тонус речевой мускулатуры, ограничены произвольные артикуляционные движения из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата. Дизартрия возникает в результате различных органических поражений ЦНС. Коррекционные мероприятия должны быть связаны с лечением основного органического заболевания.

Дизонтогении – отклонения от нормы во внутриутробном и постнатальном развитии организма. В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям применяется термин «аномалии развития».

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Различают механическую Д., связанную с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, и функциональную Д., связанную с нарушением фонематического слуха и неблагоприятными условиями речевого развития. Дислалия нередко сопровождается отклонениями в письме.

Дисграфия – расстройство процесса письма. Проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма: замены, пропуски, перестановки букв и слогов, разрыв слова на части, слитное написание слов в предложении, аграмматизм и др. Почерк неровный, письмо небрежное, пестрит ошибками, которые с трудом поддаются коррекции. Причиной может быть недоразвитие устной речи, неполноценность фонематического слуха, недостатки произношения.

Дислексия – расстройство процесса чтения. Проявляется в многочисленных, стойких, повторяющихся ошибках при чтении в виде побуквенного чтения; замен, перестановок, пропусков букв, неправильного понимания простейшего текста и т.п. Нарушение процесса чтения связано с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Тяжелая степень нарушения чтения – алексия. Ребенок, страдающий дислексией, нуждается в длительной логопедической помощи.

Дисморфофобия – одна из патологических реакций пубертатного возраста, проявляющаяся в болезненном переживании подростком своего физического несовершенства, недостатков внешности.

Дисфония – расстройство голоса чаще всего в результате острых и хронических заболеваний гортани (воспалительные процессы, частичные параличи гортанных мышц, опухоли). В отличие от афонии голос при дисфонии сохраняется, но становится неполноценным – слабым, хриплым, фальцетным, дрожащим и т.п. Для восстановления нормального голоса необходимо лечение основного заболевания и логопедические занятия.

Заикание – сложное нервно-психическое и психомоторное расстройство плавности речи. Как правило, начинается в 2 года (период интенсивного развития фразовой речи, которая и находится в этот период в наиболее уязвимом положении) или в 3 года (возрасте интенсивного эмоционального развития, когда дети боятся темноты, уколов, замкнутого пространства, сказочных персонажей, поэтому любой испуг, шок, аффект могут перенапрячь еще неокрепшую речевую систему ребенка).

Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении, при которой имеется грубое недоразвитие даже функции восприятия. Мышление по существу отсутствует, нет навыков самообслуживания.

Имбецильность – тяжелая степень олигофрении. Слабоумие выражено в меньшей степени, чем при идиотии, но в большей, чем при дебильности. Доступно понимание и произнесение элементарных фраз, простейшие навыки самообслуживания. Возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета, овладение элементарными навыками физического труда.

Компенсация – замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма за счет мобилизации резервных ресурсов ЦНС, защитных средств организма. Благодаря компенсации сохранные органы выполняют функции пораженных органов. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить первичный дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Важное условие компенсации – коррекционная работа, и чем раньше она начинается, тем лучше проходит процесс компенсации.

Коррекция – система психолого-педагогических мер, направленная на устранение, исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей. Система коррекционной работы строится на активном использовании сохранных возможностей аномального ребенка в целях развития его нарушенных и ослабленных функций. Формы и методы коррекционной работы варьируются в зависимости от типов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической и лексико-грамматической. У детей с ОНР отмечается патологический ход речевого развития. Основные признаки ОНР в дошкольном возрасте – позднее начало и замедленный темп развития речи; ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас; нарушение формирования грамматического строя речи, звукопроизношения и фонематического восприятия. Выделяют три уровня ОНР (первый – самый низкий). Дети с ОНР нуждаются в длительной логопедической помощи в условиях речевой школы V вида.

Невроз – психогенное заболевание формирующейся личности, затрагивающее систему ее отношений в первую очередь в семье, а затем и отношений со сверстниками и другими взрослыми.

Невропатия – врожденная нервность или нервная ослабленность на фоне неустойчивой регуляции вегетативной нервной системы. При благоприятных условиях по мере созревания и укрепления вегетативной нервной системы невропатия с возрастом уменьшается.

Нервная анорексия – чрезмерное стремление подростка (чаще девочки-подростка) к совершенствованию своей фигуры, болезненное зацикливание на этой идее, проявляющееся в отказе от традиционно сложившейся системы питания, что подрывает силы растущего организма.

Норма – (1) характеристики, присущие большинству людей; (2) установленная мера, средняя величина чего-либо, середина между крайними отклонениями; среднее, наиболее часто встречающееся значение.

Паралич – полное отсутствие произвольных движений, обусловленное органическим или функциональным поражением нервной системы.

Парез – ослабление произвольных движений, ограничение их объема, неполный паралич.

Патологическое формирование личности –результат длительного неблагоприятного воздействия на незрелый мозг ребенка психотравмирующих факторов. Такое воздействие приводит к патологической перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности. Патологическое развитие личности отличается от психопатий принципиальной возможностью обратимости. Патологическое формирование личности, как и психопатия, относится к типу дисгармоничного развития.

Психическое недоразвитие – выраженная недостаточность высших психических функций и, прежде всего, мышления в результате необратимого диффузного недоразвития незрелого мозга. Типичный пример психического недоразвития – олигофрения (слабоумие) – стойкая, грубая недостаточность высших психических функций, познавательной деятельности.

Психопатия – конституционально-генетически обусловленная дисгармония личности с многообразными проявлениями (психастеники, истеричные, возбудимые, паранойяльные психопаты и т д.). Стойкий дисгармоничный склад психики больного нарушает его адаптацию в социальной среде; при изменении привычных условий легко возникает декомпенсация.

Развитиедефицитарное – связано с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Нарушение частных психических функций тормозит психическое развитие в целом.

Развитиедисгармоничное – стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере (психопатии, патологическое формирование личности).

Развитие задержанное - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер. Различают доброкачественную задержку психического развития (коституциональная, соматогенная, психогенная ее формы) и патологическую (церебрально-органическая форма ЗПР).

Развитие искаженное – выраженная диспропорция – сочетание значительных достижений в одних областях с недоразвитием в других; опережение темпа и сроков развития одних функций и запаздывание, выраженное отставание развития других. Эта асинхрония, изолированность развития функций и лежит в основе данного вида дизонтогенеза. Такие признаки диспропорционального психического развития характерны для синдрома раннего детского аутизма, ранней детской шизофрении.

Развитие поврежденное – стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга после 2-3-х лет. Более позднее патологическое воздействие на мозг, чем при олигофрении, повреждает первоначально своевременное и правильное развитие ребенка. Характерная модель поврежденного развития – органическая деменция (резидуальная и прогрессирующая). Умственная отсталость, обусловленная органической деменцией, отягощена расстройствами эмоционально-волевой сферы, нередко с растормаживанием влечений, тяжелыми нарушениями целенаправленной деятельности, а иногда и личности. При прогрессирующей деменции происходит грубое повреждение (распад) ряда уже сформированных психических функций. Обучение и воспитание дементных детей – дело гораздо более сложное, чем обучение и воспитание детей, страдающих олигофренией в степени дебильности.

Реабилитация – включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение его к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, специального обучения, воспитания и профессионально-трудовой подготовки. В процессе реабилитации компенсируются нарушенные функции. Важный фактор реабилитации – семейное воспитание.

Речь дактильная – компенсаторный вид речи, воспринимаемый зрительно и поэтому доступный глухим детям. Дактильная речь – ручная азбука. Дактильные знаки по очертанию напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. При обучении письму и чтению глухих детей эти знаки воспроизводятся на ладони, какой-либо поверхности или в воздухе. По мере овладения устной речью дактильная речь переходит в разряд вспомогательных средств обучения и общения.

Речь жестовая – компенсаторный вид речи, возникающий из потребности глухих в общении. Существует две разновидности жестовой речи: русская и калькирующая. Русская жестовая речь - общение глухих при помощи средств русского жестового языка – самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой и грамматикой. Словесная речь при этом не используется. Калькирующая жестовая речь - система жестов, сопровождающих устную словесную речь глухих. Жесты при этом выступают эквивалентами слов, а порядок их следования – такой же, как в предложении. Этот вид речи калькирует лингвистическую структуру словесного языка.

Ринолалия (гнусавость) – расстройство произносительной стороны речи, обусловленное анатомическим дефектом строения органов артикуляции (расщелиной твердого и деформацией мягкого неба), выражающееся в патологическом изменении тембра голоса и нарушении звукопроизношения. Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в хирургическом лечении и длительной логопедической помощи.

Синдром раннего детского аутизма (РДА) – относится к патологии шизофренического круга, проявляется при разных клинико-нозологических состояниях. Основные симптомы – аутизм с аутистическими переживаниями, страхи, однообразное поведение с элементами одержимости, вычурность и аутистическая направленность интеллектуальной деятельности, своеобразные нарушения речи (недоразвита коммуникативная функция речи при сохранности грамматической и лексической ее сторон) и моторики (неловкость и вычурность движений), асинхрония – развитие сложных функций обгоняет развитие элементарных. Интеллектуальная недостаточность не является обязательной для синдрома РДА – характерной модели искаженного развития.

Синкинезии – непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение произвольных движений. Так, при вытягивании вперед одной руки происходит непроизвольное сгибание другой руки, что характерно для ДЦП. Синкинезии лежат в основе патологических тонических рефлексов при ДЦП.

Слабовидение – снижение остроты зрения от 0,05 (счет раздвинутых пальцев рук на расстоянии 2-2,5 метра) до 0,2 (отсутствие возможности определять буквы или знаки второй верхней строки специальной таблицы для проверки остроты зрения на расстоянии 5 метров от нее). Слабовидящие дети учатся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида на основе остаточного зрения при строгом соблюдении лимита зрительной работы.

Слепота – острота зрения ниже 0,05. К слепым относятся незрячие, потерявшие зрение в раннем детстве – до 3-х лет (у них отсутствуют и зрительные представления, и зрительное восприятие); ослепшие после 3-х лет (у них отсутствует зрительное восприятие, но в той или иной степени сохраняются зрительные представления), частично зрячие (имеют зрительные представления и сохраняют ограниченные возможности зрительного восприятия; острота их зрения - 0,01-0,05). Слепые дети обучаются в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах III вида на основе осязания (чтение и письмо по Брайлю) и использования других компенсаторных механизмов (тепловой чувствительности, обоняния, слуха, абстрактного мышления, воображения, памяти, речи). Частично зрячим детям разрешается не более 2-5 минут в день рассматривать четкие картины и рисунки, читать с помощью остаточного зрения тексты для зрячих при условии хорошего освещения и крупного размера букв. Однако основным для них является письмо и чтение рельефом.

Специальная психология – раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии. Отрасли специальной психологии – тифлопсихология (психология слепых и слабовидящих), сурдопсихология (психология глухих и слабослышащих), олигофренопсихология (психология умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития), психология детей с речевой патологией, психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей со сложными недостатками развития. Развитие отечественной специальной психологии связано с деятельностью Л.С.Выготского, Т.А.Власовой, И.И.Данюшевского, Л.В.Занкова, В.И.Лубовского, А.Р.Лурия, С.Я.Рубинштейн, И.А.Соколянского и др.

Социальная интеграция – объединение лиц с различными отклонениями в развитии и нормально развивающихся людей в одно общество и предоставление равных прав всем независимо от особенностей развития, способностей и возможностей.

Тики – непроизвольные, часто повторяющиеся подергивания мышц лица (мигание, наморщивание лба, подергивания губ, щеки и т.д.), или артикуляционных и дыхательных мышц (покашливания, тяжелые вздохи, прерывистая речь и т.д.).

Тремор – Дрожание конечностей (особенно пальцев рук) при целенаправленных движениях. Тремор характерен для поражения мозжечка. Может быть наследственным.

Тугоухость – понижение слуха, при котором не воспринимаются звуки в пределах от 15 (шепотная речь) до 75-80 дБ (громкая речь). Различают три степени тугоухости: I степень – понижение слуха не превышает 50 дБ; II степень – понижение слуха от 50 до 70 дБ; III степень – понижение слуха превышает 70 дБ (в среднем около 75 дБ). Слабослышащие (тугоухие) дети с относительно сохранной речью обучаются в первом отделении специальной (коррекционной) общеобразовательной школы II вида, тугоухие дети с глубоким недоразвитием речи – во втором отделении этой школы. Слабослышащие дети с легкой степенью тугоухости, обладающие развитой речью, могут обучаться в массовой школе при индивидуальном подходе к ним. Пребывание детей с более выраженным нарушением слуха в условиях массовой школы наносит серьезный ущерб их развитию.

Тератогены – факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери).

Факторы натальные –патогенные биологическиефакторы, воздействующие на организм плода в период родовой деятельности.

Факторы постнатальные -патогенные биологическиефакторы, воздействующие на организм ребенка после его рождения - в период раннего детства до трех лет.

Факторы пренатальные -патогенные биологическиефакторы, действующие на организм эмбриона, плода до начала родовой деятельности.

Фонастения- нарушение голосообразования, наступающее при отсутствии органических поражений речедвигательного аппарата.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – нарушение восприятия и произношения фонем родного языка. Дети с ФФН - наиболее многочисленная группа детей с нарушениями речи. Они испытывают значительные затруднения при обучении письму и чтению. Преодоление ФФН требует целенаправленной логопедической работы.

Чистый устный метод- система воспитания и обучения глухих на основе исключительного использования устной речи, основанная на механических упражнениях

Эпилептиформный синдром -общее название пароксизмальных расстройств (припадков), являющихся одним из проявлений органического процесса в головном мозге. Развивается при опухолях, абсцессе, туберкуломе, гумме головного мозга, нарушении мозгового кровообращения, паразитарных болезнях, менингоэнцефалитах, арахноидите, а также при последствиях перинатальных поражений головного мозга, ранних нейроинфекциях и травмах.

Энцефалопатия - органическое поражение головного мозга невоспалительного характера, возникающее вследствие перенесенных травм, интоксикаций, инфекционных или сосудистых заболеваний мозга

Эхолалия -автоматическое повторение чужих слов, наблюдаемое при некоторых психических заболеваниях (шизофрении, поражении лобных долей мозга и др.) у взрослых и детей. Эхолалия иногда встречается и у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов становления их речи

Эхопраксия -подражательное, автоматическое повторение движений и действий других людей. Эхопраксия может проявляться в различных формах: чаще больной повторяет сравнительно элементарные движения, которые совершаются перед его глазами (например, поднятие руки, хлопанье в ладоши и т. п.). Одна из форм эхопраксии — эхолалия. Эхопраксия наблюдается при шизофрении, при поражении лобных долей мозга, при органических заболеваниях мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: