Разделы курса: Семья как система; Семейные системные нарушения; Дисфункциональные поведение одного из членов семьи (ребенка, супруга) и его влияние на развитие семейные отношений; Диагностика семейных отношений; Основные источники оказания психологической помощи по проблемам, связанным с семьей; Основные принципы и правила семейного консультирования; Использование различных психологических методов психокоррекции семейных отношений
1.Выберите правильный вариант ответа.
Основными характеристиками семьи являются:
А) система, функции, развитие
Б) функции, структура, динамика
В) идентификация, структура, состав
Г) социализация, динамика, функции
2.Выберите правильный вариант ответа.
Семьи, проблемы в которых, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума):
А) благополучные
Б) неблагополучные
В) дисструктурные
Г) дисфункциональные
3.Выберите правильный вариант ответа.
Внутренняя нестабильность семьи, проявляющаяся в ее разрушении и ослаблении под влиянием внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов является характеристикой:
А) дезорганизационной семьи
Б) нуклеарной семьи
В) матриархальной
Г) патриархальной
4.Выберите правильный вариант ответа.
Семьи, во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам:
А) конфликтные
Б) кризисные
В) проблемные
Г) дисфункциональные
5.Выберите правильный вариант ответа.
Борьба или несогласие по поводу фундаментальных ролей или ожиданий в семье и браке приводит к конфликту, который называется:
А) базовым конфликтом
Б) небазовым конфликтом
В) основным конфликтом
Г) неосновным конфликтом
6.Выберите правильный вариант ответа.
Семьи, в которых наблюдается противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Браки распадаются или находятся на грани распада:
А) конфликтные
Б) кризисные
В) проблемные
Г) дисфункциональные
7.Выберите правильный вариант ответа.
Семьи, для которых характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи:
А) конфликтные
Б) кризисные
В) проблемные
Г) дисфункциональные
8.Выберите правильный вариант ответа.
Одна из техник разрешения конфликта, которая предполагает изменение одного партнера, в то время как другой остается прежним называется:
А) ролевая индукция
Б) ролевой модификации
В) исследование
Г) отсрочка (откладывание во времени)
9.Выберите правильный вариант ответа.
Одна из техник разрешения конфликта, которая предполагает, что оба партнера меняют свои установки и поведение:
А) ролевая индукция
Б) ролевой модификации
В) исследование
Г) отсрочка (откладывание во времени)
10.Выберите правильный вариант ответа.
Выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах (В.А. Кан-Калик, 1995), в одной из которых преобладает стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, такая модель называется:
А) роли главы
Б) сосредоточенность супругов на своих делах
В) дидактическая
Г) «готовность к бою»
11.Выберите правильный вариант ответа.
Выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах (В.А. Кан-Калик, 1995), для одной из которых Типичен «шлейф» прежнего образа жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли, такая модель называется:
А) роли главы
Б) сосредоточенность супругов на своих делах
В) дидактическая
Г) «готовность к бою»
12.Выберите правильный вариант ответа.
Выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах (В.А. Кан-Калик, 1995), в одной из которых один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить и пр., такая модель называется:
А) роли главы
Б) сосредоточенность супругов на своих делах
В) дидактическая
Г) «готовность к бою»
13.Выберите правильный вариант ответа.
Выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах (В.А. Кан-Калик, 1995), в одной из которых один из супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте, такая модель называется:
А) роли главы
Б) сосредоточенность супругов на своих делах
В) дидактическая
Г) «готовность к бою»
14.Выберите правильный вариант ответа.
Вероятность связи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу; различные типы социального давления на индивида в связи с разводом; способ выбора брачных партнеров; легкость или трудность супружеского приспособления между людьми различного социального происхождения являются:
А) конфликтными ситуациями
Б) факторами развода
В) моделями поведения супругов
Г) мотивами вступления в брак
15.Выберите правильный вариант ответа.
Диалектическая модель процесса развода, которая включает в себя несколько стадий, одна из которых - это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, самоценность, независимость и автономия, на когнитивно-поведенческом — синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к длительным отношениям, является:
А) эмоциональным разводом
Б) юридическим разводом
В) экономическим разводом
Г) психологическим разводом
16.Выберите правильный вариант ответа.
Диалектическая модель процесса развода, которая включает в себя несколько стадий, одна из которых характеризуется разрушением иллюзий в супружеской жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и отчаянием, попыткой контролировать партнера, спорами, стремлением избежать проблем, является:
А) эмоциональным разводом
Б) юридическим разводом
В) экономическим разводом
Г) психологическим разводом
17.Выберите правильный вариант ответа.
В научной литературе описывается набор стратегий и тактик в ситуации развода, с которыми сталкивается консультант, выберите наиболее часто встречающийся вариант:
А) ориентация клиента на принятие собственной вины и ответственности за происходящее
Б) ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения
В) подготовка более глубокого контакта с другим человеком, отношения с которым у клиента не складываются, с использованием его чувств и переживаний как основы для восстановления более доверительных отношений.
Г) планирование и осуществление каких-то конкретных поведенческих шагов, направленных на немедленное изменение ситуации.
18.Выберите правильный вариант ответа.
Программа социально - психологического исследования семьи (супружеской пары) АИ. Волковой и Т.М. Трапезниковой включает в себя следующую структуру:
А) анализ микроокружения семьи; анализ добрачных отношений; учет стадии развития семьи.
Б) социально-психологические и демографические характеристики семьи; анализ микроокружения семьи; анализ добрачных отношений; учет стадии развития семьи
В) анализ добрачных отношений; учет стадии развития семьи
Г) анализ микроокружения семьи; учет стадии развития семьи
19. Выберите правильный вариант ответа.
Графическое изображение семейной родословной, на котором отражается как минимум три поколения членов семьи:
А) социограмма
Б) генограмма
В) методика ТСС
Г) методика АСТ
20. Выберите правильный вариант ответа.
Методика, позволяющая оценить и выявить наиболее значимые для субъекта особенности супружеских отношений (чувства, понимание друг друга, превалирующие ценности и т.д.). Вторая шкала этой методики предполагает оценивание каждым из партнеров личностных недостатков друг друга. Совокупность баллов по обеим подшкалам позволяет определить уровень приспособленности супругов к сложившимся семейно - брачным отношениям. Автор методики:
А) С.Кратохвила
Б) Д. Олсона
В) Э. Эйдемиллер
Г) Р. Берджес
21. Выберите правильный вариант ответа.
Автор методики оценки родительско-детских отношений (ОРО):
А) А.Я. Варга и В.В. Столин
Б) Э. Эйдемиллер, В.Юстицкис
В) Т. Архиреева
Г) Е. Шефер
22. Выберите правильный вариант ответа.
Проективный тест, позволяющий выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и коммуникаций в семье:
А) генограмма
Б) социограмма
В) методика ТСС
Г) методика АСТ
23. Выберите правильный вариант ответа.
Данный психологический подход в консультировании семьи избегает понятия «патологические семьи», в его рамках рассматриваются семьи или группы, которые плохо функционируют, когда такие семьи обращаются за консультацией, принимаются во внимание все члены семьи. Консультант старается понять каждый «элемент» семьи, в которой живет человек, попавший в затруднительную ситуацию:
А) системный подход
Б) структурная семейная психотерапия
В) стратегической семейной терапии
Г) психодинамический (психоаналитический) подход
24. Выберите правильный вариант ответа.
Психологический подход в консультировании семьи, в рамках супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. При этом само супружество рассматривается как следствие действия сил, заключающихся в особенностях прошлого опыта супругов, и, главным образом, в их прежних личностных связях:
А) системный подход
Б) структурная семейная психотерапия
В) стратегической семейной терапии
Г) психодинамический (психоаналитический) подход
25. Выберите правильный вариант ответа.
В рамках данного психологического подхода в консультировании семьи реализуется достаточно директивный подход к разрешению семейных проблем, вводятся понятия семейных «границ», подсистем и др. занимающее в концепции центральную позицию:
А) системный подход
Б) структурная семейная психотерапия
В) стратегической семейной терапии
Г) психодинамический (психоаналитический) подход
26.Выберите правильный вариант ответа.
Данный психологический подход в консультировании семьи предполагает разработку специфических стратегий для решения существующих в семье проблем. Особенностью данного подхода является то, что консультант отказывается от сравнительно многих данных (анамнез, история семьи и т.д.) и сосредоточивается исключительно на обозначенной проблеме и детальном описании механизмов, ее поддерживающих. В связи с этим объектом воздействия для консультантов, работающих в рамках этого подхода, является не сама семья, а симптом или проблема, заявляемая ее членами. При направлении воздействия на симптом предполагается, что изменение в этой точке повлечет за собой и другие перемены:
А) системный подход
Б) структурная семейная психотерапия
В) стратегической семейной терапии
Г) психодинамический (психоаналитический) подход
27. Выберите правильный вариант ответа.
Школа, вкладом которой в семейную психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё мнение или что-то сделать. Консультант даёт задания как во время сеанса, так и на дом. Цель этих заданий: изменить поведение членов семьи;
найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи; изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий;
осуществить незримую поддержку членов семьи:
А) П. Алто
Б) С. Минухин
В) Л.ФРАМО
Г) К. Витакер
28. Выберите правильный вариант ответа.
Основные принципы работы социально-психологических служб с семьей обусловлены особенностями конкретной семьи, а также спецификой и статусом организации или учреждения, при которых функционирует служба. Соответствие выдвигаемых целей, задач и направлений деятельности возможностям и потребностям семьи -относится к принципу:
А) конгруэнтности
Б) конфиденциальности
В) компетентности
Г) активности
29. Выберите правильный вариант ответа.
Основные принципы работы социально-психологических служб с семьей обусловлены особенностями конкретной семьи, а также спецификой и статусом организации или учреждения, при которых функционирует служба. Сотрудничество психологов, педагогов и социальных работников на заинтересованной основе, научно обоснованная профессиональная деятельность, опора на результаты новейших социально-психологических исследований - относится к принципу:
А) конгруэнтности
Б) конфиденциальности
В) компетентности
Г) активности
30. Выберите правильный вариант ответа.
Работа психолога по созданию условий обеспечения, укрепления и сохранения необходимых психических функций и состояний личности для оптимального функционирования семьи относится к:
А) семейной психотерапии
Б) психогигиене семейно-брачных отношений
В) психологическому просвещению
Г) психопрофилактике
31. Выберите правильный вариант ответа.
Программа поэтапного исследования семьи Э.Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса предполагает реализацию диагностом ряда последовательных этапов, определите правильную схему:
А) выявление психотравмирующей ситуации; общее знакомство с семьей; выявление психотравмирующей ситуации; установление коррекционного семейного диагноза
Б) установление необходимости изучения семьи; выявление психотравмирующей ситуации; общее знакомство с семьей; установление коррекционного семейного диагноза
В) общее знакомство с семьей; Установление необходимости изучения семьи; установление коррекционного семейного диагноза; выявление психотравмирующей ситуации;
Г) установление необходимости изучения семьи; общее знакомство с семьей; выявление психотравмирующей ситуации; установление коррекционного семейного диагноза
32. Выберите правильный вариант ответа.
На этой стадии консультирования происходит анализ консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу обозначенной проблемы. Не менее важной целью данного этапа является-ощущение возможности разрешения имеющейся у клиента проблемы и осознание характера и направленности действий, необходимых для ее разрешения:
А) обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта
Б) выработка альтернативных решений
В) установление контакта.
Г) сбор данных.
33. Выберите правильный вариант ответа.
В ходе реализации системного подхода в семейной коррекционной работе выделяют ряд этапов:
А) диагностический; ликвидация семейного конфликта; реконструктивный; поддерживающий
Б) диагностический; реконструктивный; поддерживающий; ликвидация семейного конфликта
В) ликвидация семейного конфликта; реконструктивный; поддерживающий;
Г) диагностический; реконструктивный; поддерживающий
34.Выберите правильный вариант ответа.
Типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи является:
А) семейным диагнозом
Б) самодиагнозом
В) семейная гипотеза
Г) жалобой
35.Выберите правильный вариант ответа.
Самостоятельное объяснение клиентом природы того или иного события, основанное на его представлениях о себе, других членах семьи, человеческих отношениях. Среди самых распространенных само диагнозов В.Ю. Меновщиков [31] выделяет следующие:
А) семейным диагнозом
Б) самодиагнозом
В) семейная гипотеза
Г) жалобой
36.Выберите правильный вариант ответа.
В качестве задач тренинга эффективного семейного общения (взаимодействия) могут определяться следующие:
А) укрепление сплоченности семьи
Б) осознание каждым ее членом своей индивидуальности, своего Я и одновременная его интеграция в целостную семейную структуру.
В) выработка конструктивной позиции отношения к ребенку и партнеру через коррекцию системы семейных ролей.
Г) все ответы верны
37.Выберите правильный вариант ответа.
В качестве методических средств реализации методики репетиции поведения выступают разыгрывание ролей, при реализации которой каждый участник группы может представлять как самого себя, так и другого реального или выдуманного персонажа Участники выражают и осознают свои реальные чувства и мысли. Использование этой процедуры в качестве основного инструмента репетиции поведения основано на том, что подобное осознание приводит к действию, а его выполнение к расширению осознания самого себя:
А) психодрама
Б) ролевая игра
В) консультация
Г) все ответы верны
38.Выберите правильный вариант ответа.
В качестве методических средств реализации методики репетиции поведения используется метод групповой работы, в которой моделируются жизненные ситуации, имеющие для участников личностный смысл: моделируются только реальные жизненные ситуации, пережитые участниками группы. При этом изначально «автор» ситуации исполняет в ней роль самого себя, а затем могут использоваться специальные приемы; «зеркало», «обмен ролями», «двойник» и т.п.:
А) психодрама
Б) ролевая игра
В) консультация
Г) все ответы верны
39. Выберите правильный вариант ответа.
Автор методики, сущность которой состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному
сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.
А) С. Кратохвила.
Б) Э.Г. Эйдемиллера
В) А.Я. Варга, В.В. Столин
Г) Мюррей Боуэн
40. Выберите правильный вариант ответа.
В целях коррекции отношения родителя к ребенку выделите наиболее эффективную тактику поведения:
А) акции доверия
Б) разговор о «добрых» намерениях
В) отсутствие контроля
Г) все ответы верны