Тестовые задания по учебной дисциплине

Разделы курса: Семья как система; Семейные системные нарушения; Дисфункциональные поведение одного из членов семьи (ребенка, супруга) и его влияние на развитие семейные отношений; Диагностика семейных отношений; Основные источники оказания психологической помощи по проблемам, связанным с семьей; Основные принципы и правила семейного консультирования; Использование различных психологических методов психокоррекции семейных отношений

1.Выберите правильный вариант ответа.

Основными характеристиками семьи являются:

А) система, функции, развитие

Б) функции, структура, динамика

В) идентификация, структура, состав

Г) социализация, динамика, функции

2.Выберите правильный вариант ответа.

Семьи, проблемы в которых, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума):

А) благополучные

Б) неблагополучные

В) дисструктурные

Г) дисфункциональные

3.Выберите правильный вариант ответа.

Внутренняя нестабильность семьи, проявляющаяся в ее разрушении и ослаблении под влиянием внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов является характеристикой:

А) дезорганизационной семьи

Б) нуклеарной семьи

В) матриархальной

Г) патриархальной

4.Выберите правильный вариант ответа.

Семьи, во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам:

А) конфликтные

Б) кризисные

В) проблемные

Г) дисфункциональные

5.Выберите правильный вариант ответа.

Борьба или несогласие по поводу фундаментальных ролей или ожиданий в семье и браке приводит к конфликту, который называется:

А) базовым конфликтом

Б) небазовым конфликтом

В) основным конфликтом

Г) неосновным конфликтом

6.Выберите правильный вариант ответа.

Семьи, в которых наблюдается противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Браки распадаются или находятся на грани распада:

А) конфликтные

Б) кризисные

В) проблемные

Г) дисфункциональные

7.Выберите правильный вариант ответа.

Семьи, для которых характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи:

А) конфликтные

Б) кризисные

В) проблемные

Г) дисфункциональные

8.Выберите правильный вариант ответа.

Одна из техник разрешения конфликта, которая предполагает изменение одного партнера, в то время как другой остается прежним называется:

А) ролевая индукция

Б) ролевой модификации

В) исследование

Г) отсрочка (откладывание во времени)

9.Выберите правильный вариант ответа.

Одна из техник разрешения конфликта, которая предполагает, что оба партнера меняют свои установки и поведение:

А) ролевая индукция

Б) ролевой модификации

В) исследование

Г) отсрочка (откладывание во времени)

10.Выберите правильный вариант ответа.

Выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах (В.А. Кан-Калик, 1995), в одной из которых преобладает стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, такая модель называется:

А) роли главы

Б) сосредоточенность супругов на своих делах

В) дидактическая

Г) «готовность к бою»

11.Выберите правильный вариант ответа.

Выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах (В.А. Кан-Калик, 1995), для одной из которых Типичен «шлейф» прежнего образа жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли, такая модель называется:

А) роли главы

Б) сосредоточенность супругов на своих делах

В) дидактическая

Г) «готовность к бою»

12.Выберите правильный вариант ответа.

Выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах (В.А. Кан-Калик, 1995), в одной из которых один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить и пр., такая модель называется:

А) роли главы

Б) сосредоточенность супругов на своих делах

В) дидактическая

Г) «готовность к бою»

13.Выберите правильный вариант ответа.

Выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах (В.А. Кан-Калик, 1995), в одной из которых один из супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте, такая модель называется:

А) роли главы

Б) сосредоточенность супругов на своих делах

В) дидактическая

Г) «готовность к бою»

14.Выберите правильный вариант ответа.

Вероятность связи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу; различные типы социального давления на индивида в связи с разводом; способ выбора брачных партнеров; легкость или трудность супружеского приспособления между людьми различного социального происхождения являются:

А) конфликтными ситуациями

Б) факторами развода

В) моделями поведения супругов

Г) мотивами вступления в брак

15.Выберите правильный вариант ответа.

Диалектическая модель процесса развода, которая включает в себя несколько стадий, одна из которых - это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, самоценность, независимость и автономия, на когнитивно-поведенческом — синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к длительным отношениям, является:

А) эмоциональным разводом

Б) юридическим разводом

В) экономическим разводом

Г) психологическим разводом

16.Выберите правильный вариант ответа.

Диалектическая модель процесса развода, которая включает в себя несколько стадий, одна из которых характеризуется разрушением иллюзий в супружеской жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и отчаянием, попыткой контролировать партнера, спорами, стремлением избежать проблем, является:

А) эмоциональным разводом

Б) юридическим разводом

В) экономическим разводом

Г) психологическим разводом

17.Выберите правильный вариант ответа.

В научной литературе описывается набор стратегий и тактик в ситуации развода, с которыми сталкивается консультант, выберите наиболее часто встречающийся вариант:

А) ориентация клиента на принятие собственной вины и ответственности за происходящее

Б) ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения

В) подготовка более глубокого контакта с другим человеком, отношения с которым у клиента не складываются, с использованием его чувств и переживаний как основы для восстановления более доверительных отношений.

Г) планирование и осуществление каких-то конкретных поведенческих шагов, направленных на немедленное изменение ситуации.

18.Выберите правильный вариант ответа.

Программа социально - психологического исследования семьи (супружеской пары) АИ. Волковой и Т.М. Трапезниковой включает в себя следующую структуру:

А) анализ микроокружения семьи; анализ добрачных отношений; учет стадии развития семьи.

Б) социально-психологические и демографические характеристики семьи; анализ микроокружения семьи; анализ добрачных отношений; учет стадии развития семьи

В) анализ добрачных отношений; учет стадии развития семьи

Г) анализ микроокружения семьи; учет стадии развития семьи

19. Выберите правильный вариант ответа.

Графическое изображение семейной родословной, на котором отражается как минимум три поколения членов семьи:

А) социограмма

Б) генограмма

В) методика ТСС

Г) методика АСТ

20. Выберите правильный вариант ответа.

Методика, позволяющая оценить и выявить наиболее значимые для субъекта особенности супружеских отношений (чувства, понимание друг друга, превалирующие ценности и т.д.). Вторая шкала этой методики предполагает оценивание каждым из партнеров личностных недостатков друг друга. Совокупность баллов по обеим подшкалам позволяет определить уровень приспособленности супругов к сложившимся семейно - брачным отношениям. Автор методики:

А) С.Кратохвила

Б) Д. Олсона

В) Э. Эйдемиллер

Г) Р. Берджес

21. Выберите правильный вариант ответа.

Автор методики оценки родительско-детских отношений (ОРО):

А) А.Я. Варга и В.В. Столин

Б) Э. Эйдемиллер, В.Юстицкис

В) Т. Архиреева

Г) Е. Шефер

22. Выберите правильный вариант ответа.

Проективный тест, позволяющий выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и коммуникаций в семье:

А) генограмма

Б) социограмма

В) методика ТСС

Г) методика АСТ

23. Выберите правильный вариант ответа.

Данный психологический подход в консультировании семьи избегает понятия «патологические семьи», в его рамках рассматриваются семьи или группы, которые плохо функционируют, когда такие семьи обращаются за консультацией, принимаются во внимание все члены семьи. Консультант старается понять каждый «элемент» семьи, в которой живет человек, попавший в затруднительную ситуацию:

А) системный подход

Б) структурная семейная психотерапия

В) стратегической семейной терапии

Г) психодинамический (психоаналитический) подход

24. Выберите правильный вариант ответа.

Психологический подход в консультировании семьи, в рамках супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. При этом само супружество рассматривается как следствие действия сил, заключающихся в особенностях прошлого опыта супругов, и, главным образом, в их прежних личностных связях:

А) системный подход

Б) структурная семейная психотерапия

В) стратегической семейной терапии

Г) психодинамический (психоаналитический) подход

25. Выберите правильный вариант ответа.

В рамках данного психологического подхода в консультировании семьи реализуется достаточно директивный подход к разрешению семейных проблем, вводятся понятия семейных «границ», подсистем и др. занимающее в концепции центральную позицию:

А) системный подход

Б) структурная семейная психотерапия

В) стратегической семейной терапии

Г) психодинамический (психоаналитический) подход

26.Выберите правильный вариант ответа.

Данный психологический подход в консультировании семьи предполагает разработку специфических стратегий для решения существующих в семье проблем. Особенностью данного подхода является то, что консультант отказывается от сравнительно многих данных (анамнез, история семьи и т.д.) и сосредоточивается исключительно на обозначенной проблеме и детальном описании механизмов, ее поддерживающих. В связи с этим объектом воздействия для консультантов, работающих в рамках этого подхода, является не сама семья, а симптом или проблема, заявляемая ее членами. При направлении воздействия на симптом предполагается, что изменение в этой точке повлечет за собой и другие перемены:

А) системный подход

Б) структурная семейная психотерапия

В) стратегической семейной терапии

Г) психодинамический (психоаналитический) подход

27. Выберите правильный вариант ответа.

Школа, вкладом которой в семейную психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё мнение или что-то сделать. Консультант даёт задания как во время сеанса, так и на дом. Цель этих заданий: изменить поведение членов семьи;

найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи; изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий;

осуществить незримую поддержку членов семьи:

А) П. Алто

Б) С. Минухин

В) Л.ФРАМО

Г) К. Витакер

28. Выберите правильный вариант ответа.

Основные принципы работы социально-психологических служб с семьей обусловлены особенностями конкретной семьи, а также спецификой и статусом организации или учреждения, при которых функционирует служба. Соответствие выдвигаемых целей, задач и направлений деятельности возможностям и потребностям семьи -относится к принципу:

А) конгруэнтности

Б) конфиденциальности

В) компетентности

Г) активности

29. Выберите правильный вариант ответа.

Основные принципы работы социально-психологических служб с семьей обусловлены особенностями конкретной семьи, а также спецификой и статусом организации или учреждения, при которых функционирует служба. Сотрудничество психологов, педагогов и социальных работников на заинтересованной основе, научно обоснованная профессиональная деятельность, опора на результаты новейших социально-психологических исследований - относится к принципу:

А) конгруэнтности

Б) конфиденциальности

В) компетентности

Г) активности

30. Выберите правильный вариант ответа.

Работа психолога по созданию условий обеспечения, укрепления и сохранения необходимых психических функций и состояний личности для оптимального функционирования семьи относится к:

А) семейной психотерапии

Б) психогигиене семейно-брачных отношений

В) психологическому просвещению

Г) психопрофилактике

31. Выберите правильный вариант ответа.

Программа поэтапного исследования семьи Э.Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса предполагает реализацию диагностом ряда последовательных этапов, определите правильную схему:

А) выявление психотравмирующей ситуации; общее знакомство с семьей; выявление психотравмирующей ситуации; установление коррекционного семейного диагноза

Б) установление необходимости изучения семьи; выявление психотравмирующей ситуации; общее знакомство с семьей; установление коррекционного семейного диагноза

В) общее знакомство с семьей; Установление необходимости изучения семьи; установление коррекционного семейного диагноза; выявление психотравмирующей ситуации;

Г) установление необходимости изучения семьи; общее знакомство с семьей; выявление психотравмирующей ситуации; установление коррекционного семейного диагноза

32. Выберите правильный вариант ответа.

На этой стадии консультирования происходит анализ консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу обозначенной проблемы. Не менее важной целью данного этапа является-ощущение возможности разрешения имеющейся у клиента проблемы и осознание характера и направленности действий, необходимых для ее разрешения:

А) обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта

Б) выработка альтернативных решений

В) установление контакта.

Г) сбор данных.

33. Выберите правильный вариант ответа.

В ходе реализации системного подхода в семейной коррекционной работе выделяют ряд этапов:

А) диагностический; ликвидация семейного конфликта; реконструктивный; поддерживающий

Б) диагностический; реконструктивный; поддерживающий; ликвидация семейного конфликта

В) ликвидация семейного конфликта; реконструктивный; поддерживающий;

Г) диагностический; реконструктивный; поддерживающий

34.Выберите правильный вариант ответа.

Типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи является:

А) семейным диагнозом

Б) самодиагнозом

В) семейная гипотеза

Г) жалобой

35.Выберите правильный вариант ответа.

Самостоятельное объяснение клиентом природы того или иного события, основанное на его представлениях о себе, других членах семьи, человеческих отношениях. Среди самых распространенных само диагнозов В.Ю. Меновщиков [31] выделяет следующие:

А) семейным диагнозом

Б) самодиагнозом

В) семейная гипотеза

Г) жалобой

36.Выберите правильный вариант ответа.

В качестве задач тренинга эффективного семейного общения (взаимодействия) могут определяться следующие:

А) укрепление сплоченности семьи

Б) осознание каждым ее членом своей индивидуальности, своего Я и одновременная его интеграция в целостную семейную структуру.

В) выработка конструктивной позиции отношения к ребенку и партнеру через коррекцию системы семейных ролей.

Г) все ответы верны

37.Выберите правильный вариант ответа.

В качестве методических средств реализации методики репетиции поведения выступают разыгрывание ролей, при реализации которой каждый участник группы может представлять как самого себя, так и другого реального или выдуманного персонажа Участники выражают и осознают свои реальные чувства и мысли. Использование этой процедуры в качестве основного инструмента репетиции поведения основано на том, что подобное осознание приводит к действию, а его выполнение к расширению осознания самого себя:

А) психодрама

Б) ролевая игра

В) консультация

Г) все ответы верны

38.Выберите правильный вариант ответа.

В качестве методических средств реализации методики репетиции поведения используется метод групповой работы, в которой моделируются жизненные ситуации, имеющие для участников личностный смысл: моделируются только реальные жизненные ситуации, пережитые участниками группы. При этом изначально «автор» ситуации исполняет в ней роль самого себя, а затем могут использоваться специальные приемы; «зеркало», «обмен ролями», «двойник» и т.п.:

А) психодрама

Б) ролевая игра

В) консультация

Г) все ответы верны

39. Выберите правильный вариант ответа.

Автор методики, сущность которой состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному

сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.

А) С. Кратохвила.

Б) Э.Г. Эйдемиллера

В) А.Я. Варга, В.В. Столин

Г) Мюррей Боуэн

40. Выберите правильный вариант ответа.

В целях коррекции отношения родителя к ребенку выделите наиболее эффективную тактику поведения:

А) акции доверия

Б) разговор о «добрых» намерениях

В) отсутствие контроля

Г) все ответы верны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: