Практикум

Задача 1

Анализ структуры и динамики затрат

Предприятие осуществляет деятельность по 3 направлением:

- производит и реализует сувенирную продукцию;

- ведет реализацию туров;

- производит и реализует сувенирную продукцию.

Все затраты предприятия сведены вместе по 3 видам работ (услуг) и представлены в табл.1:

Таблица 1

Затраты предприятия

Статьи затрат 1 период 2 период Изменения
Тыс. руб. % Тыс. руб. % +, - %
А            
1. Сырье и материалы, в том числе: 1.1. Диетическое питание 1.2. Курортное лечение (лечебные процедуры и медикаменты)            
2. Заработная плата основная            
3. Единый социальный налог (13%)            
4. Затраты на электроэнергию            
5. Итого прямых затрат (стр.1+стр.2+стр.3+стр.4)            
6. Общепроизводственные расходы            
7. Общехозяйственные расходы            
8. Коммерческие расходы            
9. Налоговые платежи, относимые на себестоимость            
10. Итого косвенные затраты (стр.6+ стр.7+ стр.8+стр.9)            
11. Полная себестоимость товарной продукции (услуг) (стр.5+стр.10)            
12. Прирост продукции (услуг) на складе по фактической себестоимости            
13. Фактическая себестоимость товарной продукции (стр.11-стр.12)            

ОПРЕДЕЛИТЬ:

наиболее существенные статьи затрат, воздействие на которые даст наибольшую экономию;

изменение статей затрат во втором периоде по сравнению с первым в абсолютном и относительном измерении;

изменение структуры затрат во втором периоде по сравнению с первым.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

Для заполнения столбцов 3 и 5 табл. 1 необходимо рассчитать долю соответствующих затрат в полной себестоимости товарной продукции (услуг).

Например, доля затрат на сырье и материалы в полной себестоимости определяется следующим образом:

340/1609х100%=22%,

то есть затраты на сырье и материалы составляют в полной себестоимости продукции (услуг) 22 %.

Аналогичным образом рассчитываются остальные статьи затрат.

2) Для определения изменений в структуре затрат используются следующие формулы:

∆у = у(2) - у(1)

∆у(%)= у(2) / у(1) х 100,

где: ∆у – изменение статьи затрат в тыс.руб.;

∆у (%) – изменение статьи затрат в %;

у(1), у(2) – уровень затрат по данной статье в первом и втором периодах соответственно. Например, по статье «Затраты на сырье и материалы»:

∆у = 538 – 340 = + 198 тыс.руб.

∆у (%) = 538/340 х 100 = 159%

Результаты расчетов представлены в табл.2.

Таблица 2

Анализ затрат

Статьи затрат 1 период 2 период Изменения
Тыс. руб. % Тыс. руб. % +, - %
А            
1. Сырье и материалы, в том числе: 1.1. Диетическое питание 1.2. Курортное лечение (лечебные процедуры и медикаменты)   22,0 5,0 17,0   26,0 4,0 22,0 +198 +0 +198 159,0 100,0 177,0
2. Заработная плата основная   7,0   6,0 +13 112,0
3. Единый социальный налог (13%)   1,0   1,0 +2 115,0
4. Затраты на электроэнергию   3,0   3,0 +13 129,0
5. Итого прямых затрат (стр.1+стр.2+стр.3+стр.4)   51,0   60,0 +439 155,0
6. Общепроизводственные расходы   31,0   25,0 +12 103,0
7. Общехозяйственные расходы   11,0   9,0 +18 111,0
8. Коммерческие расходы   4,0   3,0 +8 115,0
9. Налоговые платежи, относимые на себестоимость   5,0   5,0 +12 116,0
10. Итого косвенные затраты (стр.6+ стр.7+ стр.8+стр.9)   50,0   41,0 +50 107,0
11. Полная себестоимость товарной продукции (услуг) (стр.5+стр.10)         +489 131,0
12. Прирост продукции (услуг) на складе по фактической себестоимости   10,0   3,0 -100 34,0
13. Фактическая себестоимость товарной продукции (стр.11-стр.12)   91,0   98,0 +589 141,0

На основании данных таблицы 2 можно сделать следующие выводы:

Сырье и материалы (составляют 22,0% в 1 периоде и 26,0% во 2);

Курортное лечение (лечебные процедуры и медикаменты) (17% в 1 периоде и 22,0% во 2);

Общепроизводственные расходы (31,0% в 1 и 25,0% во 2 периоде);

Общехозяйственные расходы (11,0% в 1 и 9,0 % во 2 периоде);

во втором периоде по сравнению с первым затраты по всем статьям увеличились, причем наиболее высокие темпы роста наблюдаются у следующих статей:

Курортное лечение (лечебные процедуры и медикаменты) (177%);

Сырье и материалы (159%);

Диетическое питание (138%);

значительную долю в полной себестоимости продукции (услуг) занимают прямые затраты (51,0% в 1 периоде и 60,0% во 2 периоде);

Фактическая себестоимость товарной продукции во 2 периоде увеличилась на 589 тыс. руб. и составила 2048 тыс.руб.

исходные данные к задаче 1 по вариантам представлены в табл.11.

Задача 2

Эффект масштаба

Определить как изменяются постоянные и переменные затраты в расчете на единицу, продукции при объеме производства 500, 1000, 1500, 2000 ед., и сформулировать сущность эффекта масштаба. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Первоначальный объем производства 500 ед.;

Постоянные затраты- 50 млн.руб.;

Переменные затраты- 40 млн.руб.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

Определение себестоимости всего выпуска продукции (500 ед.):

Себестоимость = пост. затраты + прем. затраты = 50+40 = 90 млн.руб.

Определение постоянных и переменных затрат на еденицу продукции и себестоимость единицы продукции при объеме производства 500 ед.:

Пост.затр. на ед. = Всего пост. затр.(млн.руб.) = 50 = 100 тыс.руб.

Объем производства (ед) 100

Перем.затр. на ед. = Всего перем. затр.(млн.руб.) = 40 = 80 тыс.руб.

Объем производства (ед) 500

Себестоимость ед. = пост.затр. на ед. + перем.затр. на ед.= 100 +80 = 180 тыс.руб.

Определение постоянных затрат для объемов производства 1000, 1500, 2000 ед.

Поскольку постоянные затраты не изменяются с увеличением/ уменьшением выпуска продукции, постоянные затраты на весь выпуск продукции будут одинаковыми для объема производства 500, 1000, 1500 и 2000 ед. и составляет 50 млн. руб.

Определение переменных затрат для объемов производства 1000, 1500, 2000 ед.

Переменные затраты на весь выпуск продукции изменяются в связи с увеличением объема производства и будут составлять:

для объема производства 1000 шт. (объем производства увеличивается в 2 раза):

40 млн.руб. х 2 = 80 млн.руб.;

для объема производства 1500 шт. (объем производства увеличивается в 2 раза):

40 млн.руб. х 3 = 120 млн.руб.;

для объема производства 2000 шт. (объем производства увеличивается в 2 раза):

40 млн.руб. х 4 = 160 млн.руб.;

Определение себестоимости всего выпуска продукции, вычисляемой как сумма постоянных и переменных затрат:

для объема производства 1000 шт.:

50+80=130 млн.руб.;

для объема производства 1500 шт.:

50+120=170 млн.руб.;

для объема производства 2000 шт.:

50+160=210 млн.руб.;

Расчет постоянных затрат на единицу продукции:

для объема производства 1000 шт.:

50 млн.руб. /1000шт=50 тыс.руб.;

для объема производства 1500 шт.:

50 млн.руб. /1500шт=33 тыс.руб.;

для объема производства 2000 шт.:

50 млн.руб. /2000шт=25 тыс. руб.;

Переменные затрат на единицу продукции:

для объема производства 1000 шт.:

80 млн.руб. /1000шт=80 тыс.руб.;

для объема производства 1500 шт.:

120 млн.руб. /1500шт=80 тыс.руб.;

для объема производства 2000 шт.:

160 млн.руб. /2000шт=80 тыс. руб.;

Себестоимость всего выпуска продукции:

для объема производства 1000 шт.:

50+80=130 тыс.руб.;

для объема производства 1500 шт.:

33+80=113 тыс.руб.;

для объема производства 2000 шт.:

25+80=105 тыс.руб.;

Результаты расчетов представлены в табл.3.

Таблица 3

Изменение себестоимости услуг под влиянием изменения объема реализации услуг

Объем производства, шт. Себестоимость реализованных услуг, млн.руб. Себестоимость одной услуги, тыс.руб.
Пост. Перем. Всего Пост. Перем. Всего
      4=2+3 5=2:1 6=3:1 7=5+6
             
             
             
             

По результатам расчетов можно сделать следующие выводы.

При расчете себестоимости всего объема реализации услуг переменные затраты возрастают прямо пропорционально увеличению объемов реализации, а постоянные затраты остаются неизменными. Однако при расчете себестоимости на единицу услуги, напротив, постоянные издержки уменьшаются с увеличением объемов реализации услуг, а переменные затраты остаются неизменными.

В связи с увеличением объемов производства наблюдается эффект масштаба, который можно сформулировать следующим образом:

С увеличением объема реализации услуг себестоимость одной услуги уменьшается за счет уменьшения постоянных затрат на одну услугу.

Задача 3

Маржинальный анализ.

Гостиничный комплекс может продавать не более 1000 номеров, которые продаются по цене 8 тыс.руб за номер в сутки. Объем производства равен объему продаж и составляет 8 млн.руб. постоянные затраты 2 млн.руб. переменные затраты на единицу продукции = 4 тыс.руб.

ОПРЕДЕЛИТЬ:

переменные затраты на весь выпуск продукции;

прибыль от реализации продукции;

маржинальный доход;

точку безубыточности (порог рентабельности) в стоимостном выражении;

точку безубыточности (порог рентабельности)в натуральных единицах;

зону безопасности при фактической выручке от реализации 5 млн.руб.;

объем продажи номерного фонда в натуральном выражении, необходимый для получения запланированной прибыли 2 млн.руб.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

Для решения вводится следующие обозначения:

Т (руб., шт.)- точка безубыточного объема реализации продукции (номерной фонд) или порог рентабельности;

Дм (руб.)- маржинальный доход;

Ц (руб.)- цена единицы продукции;

Н (руб.)- постоянные затраты;

Рн (руб.)- переменные затраты;

К (шт.)- количество проданной продукции (номерной фонд) в натуральных единицах;

V(руб./шт.)- удельные переменные затраты или затраты на единицу продукции;

П (руб.)- прибыль от реализации (номерного фонда);

ЗБ (%)-зона безопасности;

ВРфакт (руб.)- фактический объем продаж (выручка от реализации),

П*- запланированный объем прибыли.

1. Определение переменных затрат на весь (номерной фонд):

Рн = V * К

Рн = 4 тыс. руб.*1000 ед. номерного фонда = 4 млн. руб.

2. Определение прибыли от реализации номерного фонда:

П=ВР- (Рн + Н)

П = 8 млн. руб. – (4 млн. руб. + 2 млн. руб.)= 2 млн. руб.

3. Определение маржинального дохода:

Дм = Н + П =ВР – Рн

Дм = 2 млн. руб. + 2 млн. руб. = 4 млн. руб.

4. Определение точки безубыточности (порога рентабельности) в стоимостном выражении:

Т= ВР * Н/Дм

Т= 8 млн. руб. * (2 млн. руб./4 млн. руб.) = 4 млн. руб.

5. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)в натуральном измерении:

Т = К * Н/Дм

Т= 1000 ед. * (2 млн. руб./4 млн. руб.) = 500 ед.

6. Определение зоны безопасности при фактической выручке от реализации 5 млн.руб.:

ЗБ = ((ВРфакт - Т)/ ВРфакт)*100

ЗБ = (5 млн. руб. – 4 млн. руб.)/ 5 млн. руб.* 100% = 20 %

7. Находим объем номерного фонда в натуральном выражении, необходимый для получения запланированной прибыли 2 млн. руб.:

Т= Н+П*

Ц-V

Т = (2 млн. руб. + 2 млн. руб.)/ (8 тыс. руб. – 4 тыс. руб.)= 1000 ед.

Таким образом, 500 ед. номерного фонда необходимо продать для достижения точки безубыточности и 500 ед. (1000 ед. -500 ед.) - для обеспечения прибыли в 2 млн.руб.

Задача 4

Расчет стоимости оздоровительного тура.

Рассчитать стоимость тура при следующих условиях:

сроки: 2 недели;

питание- полный пансион (завтрак, обед, ужин)- диетическое питание;

проживание- двухместные номера со всеми удобствами;

оздоровительные процедуры в SPA-центре;

курортно- досуговое обслуживание- 4 экскурсии;

транспорт- комфортабельный автобус;

трансфер- вокзал- гостиничный комплекс.

Стоимость одного койко-дня гостиничного комплекса:

проживание- 1350 руб./ чел за сутки;

питание- 900 руб. с человека в день;

оздоровительные процедуры- 4500 руб. с чел;

культурно- досуговое обслуживание- экскурсионно-культурная программа-540 руб. с человека;

транспорт- аренда 1 день по 150 руб. в час;

Группа приезжает на Московский вокзал и уезжает оттуда же.

Задание:

определить стоимость тура на 1 человека;

определить точку безубыточности для гостиничного комплекса, если он может обслуживать не более 200 человек в месяц.

Алгоритм решения задачи:

Себестоимость 1 тура:

Проживание: - 1350 руб. х 14 дней = 18900 руб.

Питание: - 900 руб. х 14 дней = 12600 руб.

Оздоровительные процедуры: - 4500 руб. х 14 дней = 63 тыс.руб.

Культурно - досуговое обслуживание: - 540 руб. х 4 экскурсии = 2160 руб.

Транспорт: автобус- 150 руб. х 6 дней х 6 ч. = 5400 руб.

Итого: 102060 руб.

При полной загрузке: 102060 руб. х 200 чел. = 2,041 тыс.руб.

расчет точки безубыточности:

Т= К * Н

Н+П

Постоянными (условно- постоянными) издержками являются услуги: проживания, питания, оздоровительные процедуры, которые равны 94500 руб.

Таким образом, Т= 14 х [94500руб./(94500 руб. + 102060 руб)]= 7 человек.

Следовательно, для безубыточной деятельности гостиничного комплекса необходимо обслуживание 7 человек.

Исходные данные к задаче по вариантам представлены в таблл. 14.

Задача 5

Целесообразность принятия заказа

по цене ниже себестоимости

Туристская фирма имеет пакет заказов на 100 единиц (услуг) по цене 15 тыс. руб. на общую сумму 1,5 млн. руб. Это должно было обеспечить ей прибыль в размере 300 тыс. руб. Себестоимость по плану составляет 1,2 млн. руб., из них постоянные затраты равны 600 тыс. руб.

Вследствие того, что один из заказчиков оказался не в состоянии выполнить договор, по прогнозам менеджеров, фактический объем реализации уменьшится по сравнению с плановым на 40%. В такой ситуации появляется новый заказчик, который согласен приобрести 30 единиц (услуг) по цене 11 тыс.руб. Дополнительные организационные расходы на подготовку и организацию туристских услуг должны составить 50 тыс.руб.

Необходимо определить целесообразность принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости.

Алгоритм решения задачи:

1. Определение планируемых показателей при реализации 100 ед. туристских услуг:

маржинальный доход:

Дм =Н + П = 0,6+0,3= 0,9 млн.руб.;

маржинальный доход на один тур:

Дм/ед.=0,9млн.руб./100ед.=9тыс.руб/ед.;

переменные затраты:

Рн = С – Н =1,2 млн. руб. - 0,6 млн. руб. = 0,6 млн. руб.

где С - себестоимость;

переменные затраты на один тур:

V= Рн /К =0,6 млн. руб./100 ед. = 6 тыс. руб.;

себестоимость тура:

Сед = С / К=1,2 млн. руб./100 ед. =12 тыс. руб.

2. Определение прогнозируемых показателей вследствие уменьшения объема реализации на 40%:

прогнозируемый объем реализации:

К’=100 ед.-40%*100:100%=60 шт.;

выручка от реализации:

Вр = Ц * К’= 15 тыс. руб. *60ед. = 0,9 млн. руб;

переменные затраты на один тур не изменились и равны 6 тыс. руб./ ед.;

переменные затраты:

Рн = V * K’= 6 тыс. руб. *60 ед. = 0,36 млн. руб.;

сумма постоянных затрат не изменилась и составила 0,6 млн. руб.;

себестоимость всех оказываемых туруслуг, млн. руб.:

С = Рн + Н = 0,36 млн. руб. + 0,6 млн. руб. = 0,96 млн.руб.;

себестоимость единицы (услуги):

Сед = 0,96 млн. руб. /60 ед. =16 тыс.руб.;

маржинальный доход:

Дм= ВР – Рн = 0,9-0,36= 0,54 млн.руб.;

прибыль от реализации:

П=Дм –Н =0,54 млн. руб. - 0,6 млн. руб.=-0,06 млн.руб.

Следовательно, при реализации 60 ед. (туров) гостиничный комплекс потерпит убыток в 60 тыс.руб.

3. Расчет прогнозируемых показателей в ситуации, когда появляется новый заказчик с дополнительным заказом в 30 ед.(услуг):

объем реализации: 60 ед. +30 ед. =90ед.

выручка от реализации:

ВР= 60 ед. * 0,015 млн. руб. + 30 ед. * 0,011 млн. руб. = 1,23 млн. руб.

переменные затраты на весь выпуск:

90 ед. * 6 тыс. руб./ед.= 0,54 млн. руб.;

постоянные затраты:

0,6 млн. руб. + 0,05 млн. руб. = 0,65 млн. руб.;

себестоимость всего выпуска:

0,65 млн. руб. + 0,54 млн. руб. = 1,19 млн. руб.;

себестоимость тура:

1,19 млн. руб./ 90 ед. = 13,2 тыс. руб.;

прибыль от реализации:

ВР- С/ст = 1,23 млн. руб. – 1,19 млн. руб. = 0,04 млн. руб.

Результаты расчетов представлены в табл. 4.

Таблица 4

Обоснование целесообразности принятия дополнительного заказа

Показатель Номер варианта
100% 60% 60%+ доп.заказ
А      
Объем реализации туруслуг, ед.     60+30=90
Цена за один тур, тыс. руб.     15 11
Выручка от продаж, млн. руб. 1,5 0,9 0,9+0,33=1,23
Переменные затраты на один тур, тыс.руб.     6 6
Сумма переменных затрат, млн. руб. 0,6 0,36 0,36+0,18=0,54
Сумма постоянных затрат, млн. руб. 0,6 0,60 0,6+0,05=0,65
Себестоимость всех оказываемых туруслуг, млн. руб. 1,2 0,96 0,65+0,54=1,19
Себестоимость одного тура, тыс. руб.     13,2
Прибыль (+), убыток (-), млн.руб. +0,3 -0,06 =0,04

Таким образом, очевидно, что если турфирма не принимает дополнительный заказ на 30 ед. услуг, ее убыток составит 0,06 млн. руб. по сравнению с первоначально ожидаемой прибылью 0,3 млн. руб. При этом себестоимость единицы услуги возрастет со 12 млн. руб. до 16 млн. руб., поскольку постоянные затраты останутся на прежнем уровне.

Однако при принятии дополнительного заказа турфирма может снизить себестоимость единицы услуги до 13,2 тыс. руб. и даже получить прибыль в 0,04 млн. руб.

Следовательно, дополнительный заказ позволяет значительно снизить себестоимость единицы услуги за счет наращивания объема оказания туристских услуг.

Исходные данные к задаче 5 по вариантам представлены в табл. 15.

Задача 6

Обоснование структуры реализации туруслуг

Важным источником увеличения сумы прибыли является оптимизация структуры туруслуг, т.е. увеличение доли тех услуг, которые приносят большую прибыль туристской фирме. Следовательно, встает вопрос о выборе варианта структуры туристских услуг, то есть определение пропорций между различными видами услуг.

Турфирма реализует туры по четырем направлениям. При этом существует возможность различного их соотношения в общей структуре реализации. Определить вариант, который в результате принесет фирме наибольшую прибыль.

Допустим, что имеются сведения об ассортименте услуг и возможные его изменения (табл. 5).

Таблица 5

Изменение структуры туруслуг

Услуга Отпускная цена, тыс. руб. Переменные затраты на ед. услуг., тыс. руб. Удельный вес услуг
1 вариант 2 вариант
A     0,5 0,3
B     0,3 0,2
C     0,2 0,4
D     - 0,1

Известно, что:

постоянные затраты в день равны 1000 тыс. руб. для всех вариантов;

выручка от реализации равна по первому варианту структуры услуг 5600 тыс. руб., по второму варианту- 6000 тыс. руб.

Алгоритм решения задачи:

Маржинальный анализ ситуации: расчет средней величины удельного веса маржинального дохода в цене с учетом структуры услуг для каждого варианта:

dyi = Цi - Vi * Кi
Цi

Где dyi - удельный вес маржинального дохода в цене с учетом структуры реализации для i-й услуги;

Цi- цена i-й услуги;

Vi- переменные затраты на ед. i-й услуги;

Кi- удельный вес услуг i-го вида в общем объеме.

Первый вариант:

dyA = (8-6)/ 8 * 0,5 = 0,125

dyB = (12-8)/ 12 * 0,3 = 0,100

dyC = (18-12)/ 18 * 0,2 = 0,066

dyD = (20-12)/ 20 * 0 = 0,000

Второй вариант:

dyA = (8-6)/ 8 * 0,3 = 0,075

dyB = (12-8)/ 12 * 0,2 = 0,066

dyC = (18-12)/ 18 * 0,4 = 0,133

dyD = (20-12)/ 20 * 0,1 = 0,040

Определение общей величины удельного маржинального дохода по каждому варианту:

Dy= Sdy

Первый вариант: Dy = 0,125 + 0,1 + 0,066 + 0 = 0,291

Второй вариант: Dy = 0,075 + 0,066 + 0,133 + 0,04 = 0,314

Определение прибыли по формуле:

П = ВР *Ду – Н,

где ВР – выручка от реализации туристских услуг;

Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке после оказания туристских услуг;

Н – постоянные затраты.

Первый вариант:

П = 5600 * 0,291 – 1000 = 629,6 тыс. руб.

Второй вариант:

П = 6000 * 0,314 – 1000 = 884 тыс. руб.

Таким образом, второй вариант позволяет получить большую сумму прибыли – 884 тыс. руб., следовательно, ему нужно отдать предпочтение.

Исходные данные к задаче 6 по вариантам представлены в табл. 16-20.

Задача 7

Обоснование решения о принятии дополнительного заказа при уменьшении выпуска менее выгодных турпродуктов

Турфирма рассматривает целесообразность принятия дополнительного заказа на оказание туристских услуг: 500 услуг L, если ее пропускная способность используется до предела.

В этом случае необходимо уменьшить объем других менее выгодных услуг, например, услуг К, входящих в ассортимент услуг турфирмы.

Известны следующие данные (см. табл. 6):

Таблица 6

Показатель Услуга
Л К
Цена услуги, тыс.руб.    
Переменные издержки на оказание 1 услуги, тыс.руб.    
Ставка маржинального дохода, тыс.руб.    
Время оказания услуги, час    

Определить:

на сколько единиц нужно сократить услугу К, чтобы можно было принять дополнительный заказ на услугу L?

будет ли способствовать дополнительный заказ увеличению прибыли в данном периоде?

какой должна быть нижняя граница цены на услуги L, чтобы руководство турфирмы могло принять дополнительный заказ.?

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

1. Определение времени, необходимого для дополнительного заказа в 500 услуг:

Т(Л)=8час*500ед=4000час

За это время можно произвести услугу К в количестве:

4000час/10 час=400услуг.

Следовательно, для оказания дополнительных 500 услуг L необходимо сократить объем услуг К на 400 единиц.

2. Определение маржинального дохода от оказания 500 услуг L и от оказания 400 услуг К:

Дм(L)=6 тыс. руб. *500 ед. =3000 тыс.руб.;

Дм(К)=4 тыс. руб. *400 ед. =1600 тыс.руб.

Таким образом, отказавшись от реализации 400 услуг К фирма потеряет 1600 тыс. руб., но в тоже время при принятии заказа на 500 услуг L фирма получит 3000 тыс.руб.

В итоге прибыль турфирмы увеличилась в связи с принятием дополнительного заказа на:

3000 тыс. руб. – 1600 тыс. руб. = 1400 тыс.руб.

3. Нижняя граница цены равна сумме переменных издержек дополнительной услуги и произведения и ставки маржинального дохода заменяемой услуги на соотношение времени их оказания:

Ц= 9 тыс. руб. +4 тыс. руб. *(8час/10час)=12,2 тыс.руб.

Такой уровень цены необходим для получения прежней суммы прибыли.

Поскольку контрактная цена выше этого уровня и составляет 15 тыс.руб., то принятие дополнительного заказа увеличит прибыль на (15 тыс.руб. - 12,2 тыс. руб.)*500ед. =1400 тыс.руб.

Следовательно, принятие дополнительного заказа выгодно для турфирмы.


Приложение 2

Контрольные тесты

Тест 1

1. Предметом управления затратами на турпредприятии являются:

А) расходы;

Б) затраты;

В) издержки;

Г) доходы;

2. Постоянные затраты турпредприятия:

А) не изменяются вообще;

Б) не изменяются при изменении объема производства в пределах области релевантности;

В) изменяются только при значительном изменении объема производства;

Г) не изменяются только при значительном изменении объема производства;

3. Предприятие во втором квартале произвело доплату имущественного налога за первый квартал сумма доплаты налога во втором квартале является:

А) затратами предприятия;

Б) расходами предприятия;

В) издержками предприятия;

Г) доходами предприятия;

4. Сумма элемента материальных затрат сметы затрат и сумма статей материальных затрат в калькуляциях себестоимости изделий:

А) одинакова;

Б) больше;

В) меньше;

Г) ни один из предложенных вариантов;

5. В точки безубыточности деятельности предприятия маржинальный доход равен:

А) прибыли;

Б) переменным затратам;

В) постоянным затратам;

Г) убытку;

6. К основным средствам относятся активы организации, если:

А) срок их полезного использования превышает 12 мес.;

Б) срок их полезного использования не превышает 12 мес.;

В) срок их полезного использования составляет ровно 1 г.;

Г) срок их полезного использования никакой роли не играет.

7. Предприятие по условиям возросшего спроса на его продукцию увеличило ее производство избыт во втором полугодии по сравнении с первым полугодием. Себестоимость единицы продукции:

А) возрастет;

Б) останется такой же;

В) снизится;

Г) ни один из предложенных вариантов;

8. Себестоимость готовой продукции предприятия при росте объема незавершенного производства:

А) не будет отличаться от суммы затрат на объем произведенной продукции;

Б) будет меньше суммы затрат на объем произведенной продукции;

В) будет больше затрат на объем произведенной продукции;

Г) будет отличаться от суммы затрат на объем произведенной продукции;

9.Центр ответственности — это:

А) центр затрат;

Б) центр продаж;

В) центр инвестиций;

Г) все перечисленные выше центры.

10. Процедура бюджетирования начинается с составления:

а) бюджета производства;

б) бюджета продаж;

в) бюджета инвестиций;

г) прогнозного бухгалтерского баланса.

Тест 2

1. Маржинальный доход - это:

А) разница между выручкой от продаж и переменными затратами;

Б) разница между фактической выручкой от продаж и пороговой вы-

ручкой;

В) разница между выручкой от продаж и постоянными затратами;

Г) разница между постоянными и переменными затратами.

2. Основным оценочным показателем при системе учета "Директ-кос-

тинг" является:

А) выручка от продаж;

Б) переменные затраты;

В) маржинальный доход;

Г) порог рентабельности.

3. Себестоимость отдельных единиц продукции калькулируются, как правило, по:

А) экономическим элементам;

Б) статьям калькуляции;

В) технологическим элементам;

Г) экономическим элементам и статьям калькуляции;

4. При расчете сметы затрат на производство:

А) определяется сумма накладных расходов;

Б) определяется сумма косвенных расходов;

В) определяется сумма накладных и косвенных расходов;

Г) не определяются сумма накладных и косвенных расходов;

5. Управление затратами является:

А) частью бухгалтерского учета;

Б) частью управленческого учета;

В) экономической информацией;

Г) частью финансового учета;

6. Бюджет затрат подразделения предприятия рассчитывается по:

А) экономическим элементам;

Б) калькуляционным статьям;

В) экономическим элементам и калькуляционным статьям;

Г) технологическим статьям;

7. Для расчетов подразделений предприятия используются:

А) оптовые цены предприятия;

Б) расчеты по себестоимости продукции (работ услуг);

В) трансфертные цены;

Г) розничные цены предприятия;

8. Инструментом управления затратами не является:

А) расчет сметы затрат;

Б) калькулирование полной себестоимости продукции;

В) расчет сумм покрытия;

Г) расчет переменных затрат;

9. Смета затрат позволяет:

А) рассчитать сумму затрат по предприятию и его структурным подразделениям;

Б) рассчитать себестоимость единицы продукции предприятия;

В) рассчитать трансфертные цены на продукцию и услуги внутри предприятия;

Г) рассчитать сумму переменных затрат по предприятию и его структурным подразделениям;

10. Предприятие, окупая реализацией продукции свои предельные затраты, может:

А) работать постоянно;

Б) не может работать;

В) может работать непродолжительный период времени;

Г) ни один из предложенных вариантов;

Тест 3

1. По экономическим элементам рассчитывается себестоимость:

А) незавершенного производства;

Б) готовой продукции;

В) всей производственной продукции;

Г) реализованной продукции;

2. Между накладными и косвенными расходами:

А) разницы нет;

Б) разница есть;

В) понятие косвенных расходов шире понятия накладных расходов;

Г) понятие накладных расходов шире понятия косвенных расходов;

3. Какой показатель является элементом затрат:

А) заработная плата основная;

Б) материальные затраты за вычетом стоимости возвратных расходов;

В) коммерческие расходы;

4. Деление затрат на экономические элементы используется:

А) при калькулировании себестоимости единицы продукции;

Б) при расчете сметы затрат;

В) при финансовом планировании;

Г) при бухгалтерском планировании;

5. Управление затратами при выполнении экономических расчетов включает:

А) затратами предприятия;

Б) расходами предприятия;

В) издержками предприятия;

Г) доходами предприятия;

6. Расчет прибыли при формировании программы реализации предприятия дает наибольший экономический результат при калькулировании:

А) себестоимость продукции;

Б) полной себестоимости продукции;

В) неполной себестоимости продукции;

Г) ни один из предложенных вариантов;

7. Маржинальный доход изделия является:

А) прибыль от продаж изделия;

Б) прямыми переменными затратами;

В) долей постоянных затрат, приходящихся на изделие;

Г) суммой прибыли постоянных затрат, отнесенных на изделие;

8. Постоянные затраты предприятия, относимые на единицу продукции при увеличении объема производства:

А) остаются неизменными;

Б) возрастают;

В) снижаются;

Г) ни один из предложенных вариантов;

9. Переменные затраты на единицу продукции:

А) различны при каждом объеме производства;

Б) постоянны при различных объемах производства;

В) увеличиваются пропорционально росту объема производства;

Г) уменьшаются пропорционально снижению объема производства;

10. Можно ли увеличить прибыль продажи изделия при снижении его цены и росте объема производства:

А) нельзя;

Б) можно при росте постоянных затрат;

В) можно при сохранении суммы постоянных затрат предприятия;

Г) можно при росте переменных затрат;

Тест 4

1. Расчет сумм покрытия в управлении затратами не предусматривает:

А) калькулирование себестоимости единицы продукции;

Б) расчет всей суммы затрат;

В) расчет прямых переменных затрат;

2. При выполнении экономических расчетов роста прибыли основной эффект образуется за счет:

А) снижения переменных затрат;

Б) повышения оптовых цен;

В) снижения постоянных затрат;

Г) повышения объема производства;

3. В «директ-костинге» ключевым является деление затрат на:

а) прямые и косвенные по отношению к видам продукции;

б) на переменные и постоянные;

в) на основные и накладные

г) ни один из предложенных вариантов;

4. При возрастании арендной платы за арендуемое помещение маржинальный доход предприятия:

А) уменьшится;

Б) возрастет;

В) не измениться;

Г) ни один из предложенных вариантов;

5. Управление затратами на предприятии основывается на:

А) системе учета затрат;

Б) системе управленческих отчетов;

В) учетной политике предприятия;

Г) ни один из предложенных вариантов;

6. Управление затратами не используется при:

А) формировании программы реализации предприятия;

Б) определении приоритета развития различных продуктов групп на предприятии;

В) расчете необходимой численности персонала предприятия;

Г) ни один из предложенных вариантов;

7. Когда объектом калькулирования затрат является отдел маркетинга, з/пл начальника отдела будет классифицирована как:

А) прямые переменные затраты;

Б) переменные и косвенные затраты;

В) постоянные и прямые затраты;

Г) постоянные и косвенные затраты;

8. По составу затраты подразделяются на:

А) основные и накладные;

Б) одноэлементные и комплексные;

В) регулируемые и нерегулируемые;

Г) прямые и косвенные;

9. Неэффективные затраты - это:

А) процесс уплаты налогов;

Б) процесс выдачи з/пл;

В) процесс страхования имущества организации;

Г) процесс формирования затрат на рекламу;

10. При увеличении объема реализации величина переменных затрат:

А) в расчете на единицу продукции уменьшается;

Б) в расчете на единицу продукции увеличивается;

В) остается неизменной;

Г) равняется уровню постоянных затрат;

Тест 5

1. Производственный процесс - это:

А) процесс производства товаров;

Б) процесс производства услуг;

В) процесс производства продуктов (работ, услуг);

Г) процесс реализации продуктов (работ, услуг);

2. По отношению к технологическому процессу изготовления продукции затраты подразделяются на:

А) основные и накладные;

Б) прямые и косвенные;

В) планируемые и непланируемые;

3. Эффективные затраты - это:

А) полученные организацией доходы от безвозмездных поступлений;

Б) полученные организацией доходы от применения штрафных санкций;

В) производительные затраты, обеспечивающие получение доходов;

Г) убытки;

4. Центр ответственности - это:

А) центр затрат;

Б) центр инвестиций;

В) центр продаж;

Г) все перечисленные выше центры;

5. Организационная структура отражает:

А) штатной расписание организации;

Б) линию поведения менеджеров в подразделениях;

В) виды производств, состав и структуру цехов, служб и т.д.;

Г) состав и структуру затрат и доходов каждого элемента производства;

6. Принятый план реализации является:

А) тактикой организации;

Б) стратегией организации;

В) отражением истории организации;

Г) необязательным для выполнения;

7. Выполнение плана реализации является:

А) тактикой организации;

Б) стратегией организации;

В) отражением истории организации;

Г) необязательным для выполнения;

8. Процедура бюджетирования начинается с составления:

А) бюджета производства;

Б) бюджета продаж;

В) бюджета инвестиций;

Г) прогнозного бухгалтерского баланса;

9. В список возможных отчетов для центра прибыли входят данные:

А) бюджета инвестиций;

Б) бюджета денежных средств;

В) прогнозного отчета о прибылях и убытках;

Г) все перечисленные бюджеты;

10. В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по:

А) степени ликвидности;

Б) первоначальной стоимости;

В) остаточной стоимости;

Г) рыночной стоимости;

Тест 6

1. Предметом управления затратами на предприятии являются:

А) расходы;

Б) затраты;

В) издержки;

Г) доходы;

2. Какие виды затрат увеличиваются пропорционально увеличению общих объемов производства?

А) переменные;

Б) постоянные;

В) косвенные.

Г) полную;

3. При повышении цен на реализуемую продукцию доля постоянных затрат в составе выручки от реализации:

А) увеличивается;

Б) уменьшается;

В) не изменяется

4. Расчет сумм покрытия в управлении затратами не предусматривает:

А) калькулирование себестоимости единицы продукции;

Б) расчет всей суммы затрат;

В) расчет прямых переменных затрат;

Г) расчет общепроизводственных затрат;

5. Калькуляция — это:

А) способ исчисления доходности продаж;

Б) способ исчисления рентабельности основных производственных

фондов;

В) способ распределения дивидендов между акционерами;

Г) способ исчисления себестоимости единицы продукции, работ и услуг.

6 Руководитель подразделения несет ответственность:

А) за переменные затраты, возникающие в данном подразделении;

Б) за постоянные затраты, возникающие в данном подразделении;

В) регулируемые затраты данного подразделения;

Г) за переменные и постоянные затраты, возникающие в данном подразделении.

7. Маржинальный доход это:

А) выручка минус постоянные затраты;

Б) выручка минус переменные затраты;

В) выручка минус себестоимость продукции.

Г) ни один из предложенных вариантов;

8. Можно ли увеличить прибыль от реализации продукции при снижении его цены и росте объема производства:

А) нельзя;

Б) можно при росте постоянных затрат;

В) можно при сохранении суммы постоянных затрат предприятия;

Г) можно при росте переменных затрат;

9. При объеме роста производства величина переменных затрат:

А) в расчете на единицу продукции уменьшается;

Б) в расчете на единицу продукции увеличивается;

В) остается неизменной;

Г) равняется уровню постоянных затрат;

10. В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по:

А) степени ликвидности;

Б) первоначальной стоимости;

В) остаточной стоимости;

Г) рыночной стоимости;

Тест 7

1. Постоянные затраты предприятия:

А) не изменяются вообще;

Б) не изменяются при изменении объема производства в пределах области релевантности;

В) изменяются только при значительном изменении объема производства;

Г) не изменяются только при значительном изменении объема производства;

2. Предприятие в 1 квартале произвело взнос арендной платы за первое полугодие. Сумма арендной платы в первом квартале, внесенная за второй квартал, является:

А) затратами предприятия;

Б) расходами предприятия;

В) издержками предприятия;

Г) доходами предприятия;

3. Между накладными и косвенными расходами:

А) разницы нет;

Б) разница есть;

В) понятие косвенных расходов шире понятия накладных расходов;

Г) понятие накладных расходов шире понятия косвенных расходов;

4. При выполнении экономических расчетов роста прибыли основной эффект образуется за счет:

А) снижения переменных затрат;

Б) повышения оптовых цен;

В) снижения постоянных затрат;

Г) повышения объема производства;

5. По отношению к технологическому процессу реализации продукции затраты подразделяются на:

А) основные и накладные;

Б) снабженческие и сбытовые;

В) прямые и косвенные;

Г) планируемые и непланируемые;

6. При повышении цен на реализуемую продукцию доля постоянных затрат в составе выручки от реализации:

А) увеличивается;

Б) уменьшается;

В) не изменяется.

7. Смета затрат позволяет:

А) рассчитать сумму затрат на производство по предприятию и его структурным подразделениям;

Б) рассчитать себестоимость единицы продукции предприятия;

В) рассчитать трансфертные цены на продукцию и услуги внутри предприятия;

Г) рассчитать сумму переменных затрат на производство по предприятию и его структурным подразделениям;

8. Переменные затраты на единицу продукции:

А) различны при каждом объеме реализации;

Б) постоянны при различных объемах реализации;

В) увеличиваются пропорционально росту объема реализации;

Г) уменьшаются пропорционально снижению объема реализации;

9. Неэффективные затраты - это:

А) процесс уплаты налогов;

Б) процесс выдачи заработной платы;

В) процесс страхования имущества организации;

Г) процесс формирования затрат на рекламу;

10. В список возможных отчетов для центра прибыли входят данные:

А) бюджета инвестиций;

Б) бюджета денежных средств;

В) прогнозного отчета о прибылях и убытках;

Г) все перечисленные бюджеты;

Тест 8

1. Порог рентабельности — это:

А) показатель, характеризующий рентабельность продаж;

Б) показатель, характеризующий рентабельность производства;

В) показатель, характеризующий объем продаж, при котором выручка равна совокупным затратам;

Г) показатель, характеризующий объем продаж, при котором выручка равна переменным затратам.

2. Себестоимость единиц продукции калькулируются, как правило, по:

А) экономическим элементам;

Б) статьям калькуляции;

В) технологическим элементам;

Г) экономическим элементам и статьям калькуляции;

3. Какой показатель не является элементом затрат:

А) заработная плата основная;

Б) налогооблагаемая прибыль;

В) коммерческие расходы;

Г) общепроизводственные расходы;

4. Руководитель подразделения несет ответственность:

А) за переменные затраты, возникающие в данном подразделении;

Б) за постоянные затраты, возникающие в данном подразделении;

В) регулируемые затраты данного подразделения;

Г) за переменные и постоянные затраты, возникающие в данном подразделении.

5. Эффективные затраты - это:

А) полученные организацией доходы от безвозмездных поступлений;

Б) полученные организацией доходы от применения штрафных санкций;

В) производительные затраты, обеспечивающие получение доходов;

Г) убытки;

6. Постоянные затраты:

а) не зависят от вида продукции;

б) не зависят от периода времени, в течение которого реализована продукция;

в) не зависят от объема реализации продукции.

7. Инструментом управления затратами не является:

А) расчет сметы затрат;

Б) калькулирование полной себестоимости продукции;

В) расчет сумм покрытия;

Г) расчет переменных затрат;

8. Постоянные затраты предприятия, относимые на единицу продукции при увеличении объема производства:

А) остаются неизменными;

Б) возрастают;

В) снижаются;

Г) ни один из предложенных вариантов;

9. По составу затраты подразделяются на:

А) основные и накладные;

Б) одноэлементные и комплексные;

В) регулируемые и нерегулируемые;

Г) прямые и косвенные;

10. Процедура бюджетирования начинается с составления:

А) бюджета производства;

Б) бюджета продаж;

В) бюджета инвестиций;

Г) прогнозного бухгалтерского баланса;

Тест 9

1. Сумма элементов материальных затрат сметы затрат и сумма статей материальных затрат в калькуляциях себестоимости изделий:

А) одинакова;

Б) больше;

В) меньше;

Г) ни один из предложенных вариантов;

2. При расчете сметы затрат на реализацию:

А) определяется сумма накладных расходов;

Б) определяется сумма косвенных расходов;

В) определяется сумма накладных и косвенных расходов;

Г) не определяются сумма накладных и косвенных расходов;

3. Деление затрат на экономические элементы используется:

А) при калькулировании себестоимости единицы продукции;

Б) при расчете сметы затрат;

В) при финансовом планировании;

Г) при бухгалтерском планировании;

4. При возрастании арендной платы за арендуемое помещение маржинальный доход предприятия:

А) уменьшится;

Б) не изменится;

В) возрастет

Г) ни один из предложенных вариантов;

5. Центр ответственности - это:

А) центр затрат;

Б) центр инвестиций;

В) центр продаж;

Г) все перечисленные выше центры;

6 Коммерческие расходы относят на:

а) себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде;

б) себестоимость готовой продукции;

в) себестоимость незавершенного производства;

г) продукцию, названную в пунктах а), б), в).

7. Деление затрат на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от:

а) объекта учета затрат;

б) цели учета затрат;

в) задач учета затрат.

8. Маржинальный доход является:

А) прибыль от продаж;

Б) прямыми переменными затратами;

В) долей постоянных затрат, приходящихся на ед.продукции;

Г) суммой прибыли и постоянных затрат, отнесенных на ед.продукции;

9. Когда объектом калькулирования затрат является отдел маркетинга, з/пл начальника отдела будет классифицирована как:

А) прямые переменные затраты;

Б) переменные и косвенные затраты;

В) постоянные и прямые затраты;

Г) постоянные и косвенные затраты;

10. Выполнение текущего плана является:

А) тактикой организации;

Б) стратегией организации;

В) отражением истории организации;

Г) необязательным для выполнения;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: