Назначение. Методика, представленная в форме биполярной шкалы, направлена на определение наличного уровня базовых критериев конкурентоспособности.
Инструкция. Дайте, пожалуйста, оценку проявления психологических качеств, свойственных вам. Для этого в предложенной биполярной таблице прочтите сначала качества, указанные слева, а затем справа. Определите, какое из двух качеств вас характеризует в большей степени. Левой части свойственны баллы с отрицательным знаком, а правой - с положительным знаком.
Количественные значения, независимо от знака, отражают следующую частотность их проявления:
3 - это свойство проявляется всегда;
2- в большинстве случаев;
1 -проявляется нередко;
0 - в одинаковой степени проявляются оба свойства.
Биполярная шкала оценок личностных свойств
Имею размытые цели | -3 | -2 -1 | +1 | +2 | +3 | Имею четкие цели | |
Недостаточно расчетлив | -3 | -2 -1 | +1 | +2 | +3 | Рационалистичен | |
Ленивый, малопроизводительный | -3 | -2 -1 | +1 | +2 | +3 | Трудолюбивый, работоспособный | |
Исполнитель | -3 | -2 -1 | +1 | +2 | +3 | Творческий деятель | |
Консервативный | -3 | -2 -1 | +1 | +2 | +3 | Люблю рисковать | |
Внушаемый | -3 | -2 -1 | +1 | +2 | +3 | Независимый | |
Ведомый | -3 | -2 -1 | +1 | +2 | +3 | Лидер | |
Несерьезный | -3 | -2 -1 | +1 | +2 | +3 | Ответственный | |
Не владею собой, не стрессоустойчивый | -3 | -2 -1 | +1 | +2 | +3 | Владею собой, стрессоустойчивый | |
Не стремлюсь к росту компетентности | -3 | -2 -1 | +1 | +2 | +3 | Стремлюсь к непрерывному росту своей компетентности | |
Замкнутый | -3 | -2 -1 | +1 | +2 | +3 | Коммуникабельный |
Обработка и интерпретация результатов
Для того чтобы сориентироваться в характеристике психологического климата, необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую. Полученный результат будет отражать уровень личностной конкурентоспособности (ЛК). В данном случае ЛК понимается как форма межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами.
РАЗДЕЛ 4 План – задание №1 Построение психометрических шкал
Общая часть задания ПО ПЕРВИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ ДАННЫХ:
1. Исходя из полученного Варианта (1-4) выполните группировку данных, представьте результаты в виде гистограммы, полигона частот, проанализируйте кривую распределения, сравнив с кривой нормального распределения.
2. Определите меры центральной тенденции: моду, медиану и среднее арифметическое. Сравните их.
3. Определите меры изменчивости, разброса: Размах вариации; Дисперсию; Стандартное отклонение.
4. На основе полученных данных создать нормировочную шкалу стенов и станайнов.
Ø Проинтерпретируйте результаты 9-й и 20- й вариансы (Х9 и Х20) в выборке;
Ø Проведите анализ шкал стенов и станайнов,укажите какая шкала более удобна для использования и почему.
Варианты заданий:
Вариант 1 (для студентов, чья фамилия начинается с букв: А,Б,В,Г,Д)
Ниже приведены результаты исследования ситуативной тревожности СТ тестом Ч.Спилбергера у психологов 3 курса (границы шкалы измерения 20 - 80)
Вариант 2 (для студентов, чья фамилия начинается с букв: Е - И)
Ниже приведены результаты исследования самооценки учащихся 9-х классов (границы шкалы измерения 0 - 128):
Вариант 3 (для студентов, чья фамилия начинается с букв: М П)
Ниже приведены результаты исследования вербального компонента интеллекта ("сырые" баллы,субтест Векслера, границы: 0 – 29) у учащихся 2-х классов г.Н.Новгород:
Вариант 4 (для студентов, чья фамилия начинается с букв У Я)
Ниже приведены результаты исследования личностного уровня тревожности (по Спилбергеру) учителей,претендующих на 1 квалификационную категорию (границы шкалы измерения:20 - 80):
РАЗДЕЛ 5 План – задание №2 анализ надежности тестовой методики «методом расщепления».
Проведите корреляционный анализ предложенных в Вашем варианте показателей (рассчитайте коэффициент ранговой корреляции Спирмена);Оцените надежность (гомогенность) диагностического инструмента.
Сделайте заключение о возможности использования методики, ее прогностичности.
Варианты заданий:
Вариант 1 (для студентов, чья фамилия начинается с букв: А,Б,В,Г,Д,)
Задание 2 У 10 испытуемых был измерен показатель самооценки опросником:уровня самооценки. Результаты представлены в таблице:
Номер исп-го Результаты | ||||||||||
Четные | ||||||||||
Не четные |
Вариант 2 (для студентов, чья фамилия начинается с букв: Е - М)
Задание 2 У 10 испытуемых был измерен показатель эмпатии опросником:уровеня эмпатии. Результаты представлены в таблице:
Номер исп-го Результаты | ||||||||||
Четные | ||||||||||
Не четные |
Вариант 3 (для студентов, чья фамилия начинается с букв: Н Т)
Задание 2 У 10 испытуемых был измерен показатель креативности тестом:уровня креативности. Результаты представлены в таблице:
Номер исп-го Результаты | ||||||||||
Четные | ||||||||||
Не четные |
Вариант 4 (для студентов, чья фамилия начинается с букв У Я)
Задание 2 У 10 испытуемых был измерен показатель толерантности опросником:уровня толерантности. Результаты представлены в таблице:
Номер исп-го Результаты | ||||||||||
Четные | ||||||||||
Не четные |
Литература:
1) Анастази А. Психологическое тестирование, кн. 1 2. М.,1982
2) Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.,Статист.,1980.
3) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. СПб.,1999
4) Бом Э. Руководство по психодиагностике. М.,1977
5) Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. /Пер. с англ. – М.,1976.
6) Измайлов Ч.А., Михайлевская М.Б. Общий практикум по психологии: Измерение в психологии. М.,1983
7) Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. /Пер. с англ. – Киев,1994.
8) Кендалл М.Дж. Ранговые корреляции. М.1975.
9) Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. М.,1982.
10) Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.,1985.
11) Общая психодиагностика. /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.,1987.
12) Основы математической статистики. /Под ред. Иванов В.С. М.,1990.
13) Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. /Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелёва. – МГУ,1984.
14) Психологическая диагностика детей и подростков. /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.,1995.
15) Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб: СПбГУ.,1998.