ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ГЛАВА 1. Этапы развития донаучного
и научного менеджмента 6
Контрольные вопросы 24
ГЛАВА 2. Становление классических школ
менеджмента 25
2.1. Школа научного менеджмента
(научной организации труда) 25
Фредерик Уинслоу Тейлор 1856—1915) 25
Генри Лоуренс Гантт (1861-1919) 30
Френк Гилбрет (1868-1924),
Лилиан Гилбрет (1878-1972) 33
Генри Форд (1863-1947) 36
Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) 41
2.2. Школа административного управления 49
Анри Файоль (1842-1925) 50
Альфред П. Слоун (1875-1966) 63
Макс Вебер (1864-1920) 65
2.3. Школа человеческих отношений
и науки о поведении 71
Гуго Мюнстенберг (1863-1916) 73
Мери Паркер Фоллет (1863-1933) 77
Джордж Элтон Мэйо (1880-1949) 81
Честер Ирвинг Барнард (1886—1961) 85
Дуглас Мак-Грегор (1906-1964) 89
Курт Левин (1890-1947) 93
Абрахам Маслоу (1908-1970) 100
Дэвид С. Мак-Клелланд (1917-1998) 108
Фредерик Герцберг (1923-2000) 111
Контрольные вопросы 127
Глава 3. Современные подходы к менеджменту 128
3.1. Количественный, процессный, системный
и ситуационный подходы к менеджменту 128
Карл Людвиг Фон Берталанфи (1901-1972) 134
|
|
Кеннет Эварт Боулдинг (1910—1993) 135
Энтони Стаффорд Вир (1926-2002) 135
Норберт Винер (1894-1964) 137
3.2. Направления и тенденции развития
современного менеджмента 144
Том Питере (1942 г.) 148
Питер Фердинанд Друкер (1909-2005) 149
3.3. Неоклассический менеджмент
постиндустриальной эпохи 150
Контрольные вопросы 163
ГЛАВА 4. Развитие управленческой мысли в России
в XX — начале XXI века164
Владимир Ильич Ленин (1870-1924) 184
Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) 188
Александр Александрович Богданов
(1873-1928) 190
Николай Дмитриевич Кондратьев
(1892-1938) 192
Контрольные вопросы 206
ГЛАВА 5. Национальные модели менеджмента
и проблемы формирования российской модели 207
Контрольные вопросы 223
Заключение 2
Глава.
Этапы развития донаучного и научного менеджмента
Термин «менеджмент» во времена рыночного реформирования нашего общества стал популярным и получил широкое распространение в российской науке и практике. Английское слово «менеджмент» (тапаqement) в переводе на русский язык «управление», происходит от корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало «искусство управлять лошадьми».
В мировой научной литературе понятие «менеджмент» определяется как:
· процесс, с помощью которого профессиональные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей, используя различные способы их достижения;
· функции, осуществляя которые менеджеры обеспечивают получение результатов, соответствующих целям;
· менеджеры, а также органы или аппарат управления, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала организаций для достижения поставленных целей;
|
|
· наука, имеющая свой предмет, проблемы, методы их решения. Основу этой науки составляет вся сумма накопленных за всю историю человечества знаний, концепций, теорий, моделей, принципов, касающихся природы, способов и форм управленческой деятельности;
· искусство, мастерское применение управленческих знаний на практике. Связь между научными знаниями и искусством удачно выразил профессор Л.И. Евенко: «Менеджмент — это, конечно, самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее сказать, управленческая мысль, сочетающая в себе науку, опыт «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством. Главная проблема эволюции управления в XX веке как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы — как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы»;
· социальная функция, т.е. особого рода человеческая деятельность по управлению различными процессами, которая обеспечивает стремительное социально-экономическое развитие в тех странах мира, где она востребована историческими условиями.
С точки зрения зарубежных и отечественных специалистов, термины «менеджмент» и «управление» неидентичны. В широком смысле управление — это функция биологических, социальных, технических и других систем, комм.ли обеспечивает их целостность, сохранность их структуры и определенного режима деятельности.
Под управлением понимается «основанное на достоверном знании систематическое воздействие
субъекта управления (управляющая подсистема) на социальный объект управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.), с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели».
Известнейшие исследователи менеджмента (Ф.У. Тейлор, А. Чандлер и П. Друкер) считают, что менеджмент означает не всякую управленческую деятельность, а только ее особую сферу, особый жанр управленческой деятельности, отличный от традиционного управления. Этот жанр появился на определенном этапе исторического развития западного общества — в период перехода от раннеиндустриального общества к позднеиндустриальному (конец XIX — начало XX вв.) — в связи с возникновением двух взаимосвязанных факторов: экономического (формирование массовых рынков, создававших условия для массового производства и массовых продаж) и технологического (появление технологий массового производства и массовых продаж в больших коммерческих организациях). Эти факторы сделали невозможным совмещение, как это было раньше, функций владения предприятием и функций управления им. Со временем функции владения и управления были разведены, появляется слой наемных управленцев, которые постепенно берут на себя стратегические функции управления предприятием.
Менеджер, в отличие от администратора, во-первых, сам определяет цели своей деятельности исходя из целей организации; во-вторых, основная задача менеджера напрямую связана с активизацией, развитием и рациональным использованием ресурсов организации; в-третьих, деятельность менеджера носит инновационных характер, поскольку она ориентирована на постоянный поиск путей повышения эффективности вверенной ему области деятельности или всей организации в целом ради ее развития.
Менеджмент как особый вид управленческой деятельности возникает, функционирует и развивается только в тех областях и организациях, которые ориентированы на повышение эффективности деятельности (наличие конкурентной среды) и имеют четкие критерии оценки этой деятельности. Возможность возникать и развиваться появляется там и тогда, когда встает проблема дефицита ресурсов, что обусловливает необходимость их поиска, рационального использования и развития.
|
|
Таким образом, менеджмент является специфической деятельностью в области управления, возникающей в условиях конкурентной среды, особенности которой связаны с управлением определенным ресурсом организации, стратегическим видением организационных задач и инновационным характером деятельности.
В соответствии с данной формулировкой менеджмент как вид деятельности и тип управления не существует в неконкурентной среде (организации государственной и муниципальной службы, в монопольных структурах и т.п.). В то же время П. Друкер указывает на то, что понятия, связанные с бизнесом, могут применяться и быть необходимы в любом виде организованной целенаправленной деятельности, осуществляемой в обществе, поскольку даже если необходимость руководить добровольцами или собирать средства и отличает работу менеджеров в некоммерческих организациях от работы их коллег в бизнесе, то другие их обязанности идентичны, и среди них важное место занимает выбор правильной стратегии и целей, обучение людей, оценка исполнения, маркетинг и обслуживание организаций1.
Отечественные специалисты чаще всего термины «менеджмент» и «управление» используют как синонимы.
Есть и другие точки зрения:
· управление шире, чем менеджмент. Если управление определяется как элемент и функция организованных систем любой природы (биологических, социальных, технических), то менеджмент отождествляется с людьми, с коллективами и является атрибутом исключительно социальных систем1;
· менеджмент есть лишь управление коммерческими структурами, в отношении же государства, регионов и муниципальных образований правильнее использовать понятие «управление»;
|
|
· категории «менеджмент» и “управление” принадлежат разным эпохам в жизни нашей страны. Применительно к советскому времени, к командно-административной экономике и тоталитарному государству больше подходит «управление». Менеджмент же определяется как вид управления, полностью отвечающий потребностям развития рыночной экономики3.
Таким образом, менеджмент можно определить как вид управления, возникающий в условиях рыночной экономики, связанный с управлением людьми в коммерческих организациях. Приоритет человеческого фактора в организации считается, наряду с экономическим поведением субъекта, рыночными механизмами развития экономики, гибкими и адаптированными организационными структурами, профессионализмом менеджера и персонала управления одним из основных признаков менеджмента как своеобразного типа управления4.
Объектом менеджмента являются люди, их деятельность и многообразные отношения, возникающие между людьми в процессе труда и управления.
Предметными областями общего менеджмента являются: экономические механизмы, организационные структуры, маркетинг, информация, корпоративная культура и другие составные части системы управления1. Конечно, выделение предметных областей менеджмента условно, ведь «менеджмент своего рода многогранник, который не делится на независимые части, он делится на части, каждая из которых содержит в себе все остальные»2.
Общий менеджмент под влиянием, с одной стороны, возникшей потребности в изучении особо значимых моментов управления людьми и процессами в организациях, с другой — в результате накопления достаточной суммы знаний послужил основой развития многих специальных видов менеджмента — частей общего, которые рассматривают управление специальными ресурсами: людьми, производством, финансами, инновациями, информационным обеспечением, стратегиями, безопасностью, рисками и т.д. Объектом каждого из специальных видов менеджмента являются, кроме людей и отношений, возникающих между ними в процессе труда и управления, и специальные процессы (финансовые, информационные, инвестиционные, кадровые и т.п.).
История развития управления насчитывает уже несколько тысячелетий. Недаром управление считается древней практикой, но новой наукой. Как только люди заселили землю и стали жить племенами, сразу же появилась потребность в управлении. Построение пирамид в Египте, войны А. Македонского, появление сложноорганизованных государств Востока, расцвет Древней Греции и Древнего Рима были невозможны без управленческих воздействий.
Становление теории управления происходило постепенно. Отдельные фрагменты можно найти в Библии, в трудах Аристотеля, Перикла, Платона, Конфуция, Макиавелли.
Специалисты по управлению считают, что история его возникновения и развития насчитывает, по крайней мере, 7 тысячелетий и 5 управленческих революций, радикально менявших роль и значение рассматриваемого феномена в жизни общества1. Традиционно за начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к V тысячелетию до нашей эры. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, связанных с торговыми операциями, ведущих деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому в литературе по истории менеджмента эта первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая».
Вторая управленческая революция связывается с деятельностью Вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Вторую управленческую революцию называют «светско-административной».
Третья управленческая революция известна как «производственно-строительная», ибо она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Эту революцию связывают с именем Навуходоносора II (605 – 562 до н. э.).
Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации — главные факторы четвертой управленческой революции XVII—XVIII вв. Её результатом стало отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.
Пятая управленческая революция (конец XIX — начало XX вв.) известна под названием бюрократическая: её теоретической платформой была «концепция рациональной бюрократии». Её основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.
Попытки научного обобщения накопленного опыта в области управления и формирование основ менеджмента относится к концу XIX — началу XX столетия — периоду расцвета индустриального общества.
Американский экономист и социолог Д. Белл дал классификацию секторов общественного производства. В соответствии с данной классификацией все общественное производство подразделяется на три сектора: первичный, вторичный и третичный.
К первичному сектору относятся сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовство и лесоводство, т.е. те виды деятельности, которые связаны преимущественно с природными ресурсами. К вторичному сектору относятся отрасли, занятые обработкой в широком смысле этого слова добытых ресурсов, т.е. машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, легкая и пищевая промышленность, энергетика, строительство, металлургия и пр. К третичному сектору относятся наука, искусство, телекоммуникации, производство программного обеспечения, оборона, торговля, медицинское обслуживание, образование, административное управление и другие ВИДЫ услуг. Данная классификация представлена в таблице 1.
В соответствии с данной классификацией всю историю человеческого общества можно разбить на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. В доиндустриальном обществе структура занятости такова, что большая часть всех занятых сосредоточена в первичном секторе, преимущественно в сельском хозяйстве. В индустриальном обществе основная часть занятых работает во вторичном секторе, в постиндустриальном обществе — в третичном секторе.
Таблица 1
Классификация секторов общественного производства
по Д. Беллу
До и ндустриал ь ны й период | Индустриальный период | Постиндустриальный период |
Первичный сектор общественного производства сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовство, лесоводство, бортничество | Вторичный сектор общественного производства машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, легкая и пищевая промышленность, энергетика, строительство, металлургия и прочие отрасли обрабатывающей промышленности | Третичный сектор общественного производства наука, искусство, телекоммуникации, производство программного обеспечения, оборона, торговля, медицинское обслуживание, образование, административное управление и прочие виды услуг |
Менеджмент как особая ипостась управления возникает в индустриальный период общественного развития. Несомненно, возникновение менеджмента было «ответом на потребности промышленного развития, которые все больше приобретали такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынке значительной емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций. Предприятия- гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами».
«Появление и оформление управления как науки, как области научных исследований, частично было ответом на потребности большого бизнеса, а частично — попыткой воспользоваться преимуществом техники, созданной в период промышленной революции, а частично — достижением небольшой группы, горстки любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы»2.
Четко выделить основные вехи в истории научного менеджмента непросто. Многие зарубежные и отечественные исследователи менеджмента делали попытки периодизации научного менеджмента. Становление и развитие менеджмента анализируется авторами с разных позиций. Интересные модели эволюции представлены в работах Г. Кун-ца и С. О'Доннела, Д.М. Гвишиани, О.С. Виханского и А.И. Наумова, А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури и др.
Известные американские ученые Гарольд Кущ и Серил О'Доннел предложили ряд подходов к периодизации менеджмента:
· эмпирический подход к управлению, при котором изучается предшествующий опыт с целью использования его в аналогичных ситуациях. Однако, по мнению авторов, вероятность того, что в будущем возникнут ситуации, аналогичные прошлым, мала. Кроме того, метод оказавшийся правильным в прошлом, может совершенно не соответствовать похожей ситуации в настоящем;
· подход с точки зрения межличностных отношении,
при котором главное внимание уделяется человеческому фактору. Одним из основных принципов этого подхода является то, что люди работают в организации вместе для достижения групповых целей и поэтому они должны понимать друг друга;
· подход с позиции группового поведения непосредственно связан с подходом с точки зрения межличностных отношений. В рамках этого подхода исследователи изучают всевозможные группы в организации и рассматривают организацию как социальный организм;
· подход к управлению как к процессу функционирования кооперированной социальной системы рассматривает отношения между людьми как кооперированную социальную систему. В таких системах существуют социальные элементы и взаимосвязи между ними. Инициатором данного подхода считается Ч. Барнард;
· подход к управлению как к социотехпической системе, при котором организация рассматривается как социальная и техническая система, каждая из которых воздействует на другую. Поэтому для успешной работы организации ей требуются как трудовые ресурсы, так и техника и технология;
· подход к управлению с точки зрения принятия решений основывается на необходимости выбора из многих альтернативных вариантов оптимального. Этот подход требует создания моделей и применения экономико-математических методов;
· подход к управлению как к процессу обмена информацией, центром которого является управляющий, рассматривающийся как информационный центр, который получает, хранит, обрабатывает и распространяет информацию. Для принятия решений широко используется ЭВМ;
· подход к у правлению с позиции математических методов непосредственно связан с подходом с позиции теории принятия решений. Центральное место здесь занимает модель. Само управление рассматривается как система математических моделей и процессов. Приверженцы подхода выступали за широкое применение математики в управлении;
· операциональный подход непосредственно связан со всеми вышеперечисленными подходами заимствует и л них все самое ценное. Этот подход включает в Себя следующие элементы: межличностное поведение, групповое поведение, кооперированные социальные системы, социотехнические системы, рациональный выбор управленческих решений, коммуникационные центры, использование математических методов управления.
Среди отечественных ученых, делавших попытки периодизации эволюции управленческой мысли в XX веке, следует отметить Д.М. Гвишиани, с точки зрения которого необходимо выделить пять крупных этапов истории научного управления.
Первый этап — классическая традиционная школа, родоначальником которой считается Ф.У.Тейлор, последователями — Дж. Муни, А. Рейди, А. Файоль, Л. Гью-лик, Л. Урвик, М. Фоллет, Р. Шелтон и др. Представители этой школы рассматривали организацию как закрытую систему, никак не связанную с внешней средой. Классическая школа способствовала зарождению научного управления. К её недостаткам следует отнести недооценку человеческого фактора, упрощенное представление
о мотивах человеческого поведение.
Второй этап — школа «человеческих отношений» (человеческого поведения). Наиболее яркими представителями этой школы являются Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Р. Лай-керт, К. Арджилис, Д. Мак-Грегор и др. Ученые этой школы уделяли особое внимание изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам конфликтов, неформальной организации и коммуникационных барьеров.
Третий этап — эмпирическая школа. Важные исследования, основанные на изучении практического опыта, проводились П. Друкером, Г. Дэвисом, А. Чандлером, А. Коу-лом, У. Беннисом. Т. Левиттом и др. Представители этой школы интегрировали два подхода: классический подход и подход с точки зрения «человеческих отношений». Они являются не только крупными учеными, но и выдающимися менеджерами-практиками. Среди представителей этой школы есть экономисты, социологи, психологи, сочетающие теоретические исследования с практической деятельностью по оптимизации менеджмента в организациях.
Четвертый этап — школа «социальных систем». Родоначальником школы является Ч. Барнард, известными представителями — Г. Саймон, И. Ансофф, Д. Марч и др. Ученые рассматривают организацию как единое целое, как систему. К вопросам управления подходят с позиций системного подхода, исследуют влияние значительного числа переменных факторов на организацию как систему управления.
Пятый этап — «новая школа науки управления», в которой нашли отражение новейшие тенденции в теории и практике управления США. Данная школа основывается на системном изучении процессов принятия решений с применением математических методов и новейших технических средств ради повышения рациональности решения.
Представителями данной школы, разработавшими общие методологические концепции системного подхода, являются Берталанфи, А. Рапопорт, К. Боулдинг, яркими последователями — Р. Акофф, Ч. Шульц, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев.
Среди современных попыток систематизации сложившихся этапов и школ менеджмента можно выделить классификацию О.С. Виханского и А.И. Наумова. В основу своей классификации они положили три основные элемента управления — задачи, человека и управленческую деятельность. В разные периоды истории научного менеджмента, считают авторы, акцент делался или на одни из этих элементов, или же на все элементы с привязкой их в единое целое. Всю управленческую мысль XX в., с их точки зрения, следует разделить на две большие группы.
Первая группа — «одномерные» учения об управлении, разработанные применительно к одному из трех вышеназванных элементов управления. К их числу относят:
· «научное управление», разработчиком которого является Ф.У. Тейлор;
· «школа человеческих отношений», разработчиком которой является Э. Мэйо;
· «бихевиористские» учения менеджмента, связанные с переносом акцента управления с задач на человека. Представителями школы являются М.П. Фол-лет, А. Маслоу и другие;
· «теория «X» и «теория «У» Д. Мак-Грегора;
· «организационная теория», согласно которой успех предприятия определяется правильной организацией работ. Основоположниками теории являются А. Файоль, М. Вебер.
Вторая группа — синтетические теории управления. Они основываются на системном подходе к организации, учитывают влияние внешних и внутренних факторов на функционирование организации, хотя основной акцент может делаться на наиболее важные, с точки зрения этого учения, направления (например, на цели, на структуру, на внешнюю среду и т.п.). К числу синтетических учений относятся:
· «концепция управления по целям», сформулированная П. Друкером и обосновывающая новую логику управления, смысл которой сводится к выработке целей и осуществления постоянно корректируемого движения к ним;
· «ситуационная теория управления», дающая рекомендации о том, как следует управлять в конкретных ситуациях;
· «системные концепции менеджмента», среди которых популярной является теория «7 8», разработанная Т. Питерсом, Р. Уотерманом, Р. Паскалем, Э. Атосом. Согласно этой теории, эффективность организации зависит от семи составляющих. Изменение одной из них требует соответствующего изменения остальных шести. Ключевыми составляющими являются: стратегия, структура, системы, кадры, стиль, квалификация, разделенные ценности;
· «теория «Z» У. Оучи. На основе изучения японского опыта управления ученый сформулировал основные положения и правила управления людьми, от которых зависит эффективность управления. Выявляя специфику методов управления в лучших японских компаниях, пришел к выводу, что лучшие японские и американские компании управляются одинаково. При этом в рамках каждой страны имеются значительные различия между лидирующими компаниями и отстающими.
Ученые Российской академии государственной службы при Президенте РФ считают, что современная целостная теория менеджмента — молодая наука, развитие которой происходило вместе с изменением практики менеджмента. В практике менеджмента в XX в. можно выделить три периода, соответствующих трем моделям управления организацией1.
Первая модель — «автократическая», сложилась в начале XX в. в устоявшихся условиях бизнеса и любой другой деятельности, повторяя однажды найденные методы и приемы управления.
Суть её сводится к управлению на основе власти хозяина или менеджера, на авторитете руководителя и прямой директиве, сильной персональной зависимости каждого работника, в котором, прежде всего, ценится исполнительность. Основным разработчиком модели считается Ф.У. Тейлор.
Вторая модель — «экономическая», сложилась в середине XX века, когда каждый последующий момент был непохож на предыдущий, любая деятельность проходила в постоянно меняющихся условиях. Адаптация, приспособляемость стали жизненно важными, необходимыми свойствами любой организации.
Эта модель базируется не столько на власти, сколько на экономическом принуждении, не на авторитете и директиве, а на материальном поощрении, не на персональной зависимости, а на мотивации. Она характеризуется не простой исполнительностью каждого работника, а его инициативой.
Третья модель — «новая», сложилась в 90-е годы XX в. во время быстрых и непредсказуемых изменений внешней среды. Модель основана на творческом участии всех работников в делах организаций, на сочетании экономических и моральных стимулов к труду, на коллективизме и приверженности людей к своей работе и к организации в целом. Для неё характерно тотальное творчество работников не только по поводу выполнения своих непосредственных обязанностей, но и по поводу поиска новых методов работы, новых видов услуг, новых социальных технологий.
Приведенные выше классификации не являются универсальными. Создать универсальную периодизацию истории менеджмента, классифицировать школы и подходы сложно, потому что трудно найти универсальный принцип, который следует положить в основу.
В зарубежных и отечественных изданиях чаще всего делаются ссылки на периодизацию истории научного менеджмента, предложенную в работе М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, которой отчасти воспользуемся и мы1. С точки зрения американских авторов, следует выделить восемь важнейших подходов к управлению, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Соответственно выделяются четыре различных школы управления (научной организации труда, административного управления, человеческих отношений я науки о поведении, школа науки управления) и четыре подхода (количественный, процессный, системный и ситуационный). Каждая школа и подход получили развитие в определенный период XX в. Эволюция управления как науки отражена на рисунке I2.
Таким образом, управление есть элемент и функция организованных систем различной природы, обеспечивающая их функционирование и развитие. Как практическая деятельность управление существует столько, сколько существует человек. Теория управления — это знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.
Временной период | 1990-2000 | ||||||||
Школа Научной организации труда | |||||||||
Школа Административного управления | |||||||||
Школа Человеческих отношений | |||||||||
Школа Науки о поведении | |||||||||
Подход с точки зрения количественных методов | |||||||||
Подход к управлению как к процессу | |||||||||
Системный подход | |||||||||
Ситуационный подход | |||||||||
Неоклассический менеджмент | |||||||||
Рис. 1. Эволюция менеджмента как науки
Менеджмент есть часть управления. Это эффективное управление в условиях рынка. Современная целостная теория менеджмента — молодая наука, насчитывающая 100 лет. Ее развитие происходило одновременно с изменениями практики менеджмента в XX—XXI столетиях. Эволюция управленческой мысли — это результат социально-экономического развития общества.
Теория и практика менеджмента в указанный период прошла долгий и трудный путь от школы Научной организации труда до неоклассического менеджмента.
Универсальной периодизации истории менеджмента на сегодняшний день не сложилось. Наиболее приемлемым для изучения истории менеджмента представляется подход, предложенный американскими исследователями М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури.
Контрольные вопросы
1. Что означает термин «менеджмент». Чем «менеджмент» отличается от «управления?
2. Каковы предмет и объект менеджмента?
3. В чем сходство и отличие между общим и специальным менеджментом?
4. Какие существуют подходы к эволюции управленческой мысли?
5. Назовите основные этапы развития научного менеджмента.
6. Каковы причины возникновения менеджмента как науки?
Глава