НК РФ, а также моя работа

Налоги являются главным инструментом по стимулированию развития любого сектора экономики и его регулированию. Государство при формировании налоговой системы и ее применении должно широко использовать все функции налогов, особенно регулирующую, хотя исторически первой функцией налогов считается фискальная(бюджетная), обеспечивающая поступление средствв бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства, эта функция обеспечивает все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. Однако при этом реализуется и перераспределительная функция налогов, которая состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования между сферами, отраслями, территориями, социальными группами населения.

В Налоговом кодексе РФ специальный налоговый режим определяется, лишь как система мер налогового регулирования.

Специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ) и принимаемыми в соответствии с иными федеральными законами.

Цель применения специальных налоговых режимов: заключается в снижении налоговой нагрузки на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это влечет за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, также упрощение налогообложения не только снижает издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повышает качество налогового администрирования.

В статье 18 НК РФ предполагается "особый порядок определения элементов налогообложения". В соответствии со статьей 17 НК РФ к элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Специальный налоговый режим создаетсяв рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим,по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности.

Российским законодательством установлены два вида налоговых режимов:

1. Общий налоговый режим.

2. Специальные налоговые режим, которые мы и рассмотрим на примере Омской области.

Специальные налоговые режимы налогообложения могут применяться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Исключение составляет патентная система налогообложения, применяемая только индивидуальными предпринимателями.

Выбор любого из налоговых режимов является добровольным. Все специальные налоговые режимы имеют установленные законодательством условия и ограничения их применения. Для перехода на специальный режим налогообложения необходимо в установленные НК РФ сроки подать в территориальный налоговый орган соответствующее заявление.

Для Омской области характерны следующие налоговые режимы:

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) предназначен для сельскохозяйственных товаропроизводителей, определенных пунктами 2 и 2.1 статьи 346.2 НК РФ.

Понятие сельскохозяйственной продукции определено пунктом 3 статьи 346.2 НК РФ.Если организация или индивидуальный предприниматель, не производят сельхозпродукцию, а только осуществляете её первичную или последующую – промышленную - переработку, то указанный режим налогообложения применять нельзя. Также невозможен переход на ЕСХН для организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 6 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ таким как:

1) утратил силу с 1 января 2009 г.;

2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

3) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

4) казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Переход на данную систему налогообложения имеет добровольный характер и осуществляется путем подачи в территориальный налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления, составленного в произвольной форме или по форме, рекомендованной ФНС России (определённая форма заявления (№26.1-1) о переходе на ЕСХН, утвержденного Приказом МНС России от 28.01.2004 №БГ-3-22/58 (в ред. от 17.08.2005).

При этом в заявлении необходимо указать долю дохода от реализации произведенной собственными силами сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки) в общем доходе от всех видов деятельности за предшествующий год. Эта доля должна быть не менее 70 процентов.

Порядок подачи заявления и перехода на ЕСХН подробно отражен в пунктах 1 и 2 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ (Порядок и условия начала и прекращения применения единого сельскохозяйственного налога).Перейти на ЕСХН можно или с начала налогового периода, т.е. с начала календарного года, или с даты государственной регистрации (создания) организации или индивидуального предпринимателя.

Перейти на ЕСХН можно:

1. в общем порядке с начала налогового периода (календарного года), подав заявление о переходе на уплату ЕСХН с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога;

2. с момента регистрации юридического лица или постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя, подав заявление в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе.

Применяя ЕСХН, налогоплательщик освобождается от уплаты следующих налогов:

Для организаций:

1. налог на прибыль организаций;

2. налог на имущество организаций.

Для индивидуальных предпринимателей (далее ИП):

1. налог на доходы физических лиц;

2. налог на имущество физических лиц.

Также надо отметить, что и организации и ИП освобождаются от налога на добавленную стоимость (кроме налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).

В то же время, использование ЕСХН не освобождает от уплаты иных налогов и сборов, которые уплачиваются в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Все выше сказанное регламентировано статьёй 346.1 НК РФ. С 1 января 2010 г. на территории Российской Федерацииустановлен новый порядок уплаты страховых взносов в ПФ РФ (Пенсионный Фонд РФ), ФСС РФ (Фонд социального страхования РФ), ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) и ТФОМС (Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования). С указанной даты единый социальный налог отменяется. Налоговым периодом при ЕСХН признается календарный год, отчетным – полугодие (статья 346.7 НК РФ). Объект налогообложения ЕСХН установлен статьей 346.4 НК РФ как Доходы, уменьшенные на величину Расходов.

ЕСХН исчисляется умножением указанного объекта налогообложения на ставку налога, равную 6 %. Данный порядок исчисления ЕСХН, а также его уплаты и зачисления регламентирован статьей 346.9 Налогового кодекса РФ (Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога.Зачисление сумм единого сельскохозяйственного налога). Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса. Состав расходов ограничен перечнем, определенным пунктом 2 статьи 346.5 Налогового кодекса.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений гл. 26.1 Налогового кодекса.

Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 11.12.2006 №169н.

Порядок и сроки подачи декларации по ЕСХН указаны в статье 346.10 НК РФ.

Декларация по ЕСХН представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом организациями и индивидуальными предпринимателями только по итогам налогового периода, т.е. один раз в год. Однако уплачивается налог два раза в год: один раз по итогам полугодия и один раз по итогам года. По итогам полугодия (не позднее 25 календарных дней по окончании 1 полугодия) уплачивается авансовый платеж по налогу (статья 346.9 НК РФ). Убыток, полученный по итогам налогового периода можно в полном объеме перенести на следующий налоговый период. При этом убыток может быть перенесен целиком или частично на любой налоговый период в течение 10 лет с года его возникновения (пункт 5 статьи 346.6 НК РФ).

Необходимо знать, что:

– если налогоплательщик перешел на уплату ЕСХН, то до конца налогового периода он не вправе перейти на иные режимы налогообложения (п. 3 статьи 346.3 НК РФ);

– если по итогам года нарушены условия применения ЕСХН налогоплательщик обязан в месячный срок после истечения налогового периода пересчитать налоги по общему режиму налогообложения за весь прошедший год с уплатой пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним (п. 4 статьи 346.3 НК РФ);

– если налогоплательщик нарушил условия применения ЕСХН и пересчитал налоги по общей системе налогообложения, то снова перейти на уплату ЕСХН он сможет только через год работы на ином режиме налогообложения (п. 7 статьи 346.3 НК РФ).

Следующий специальный налоговый режим это Упрощенная система налогообложения (УСНО).

Перейти на упрощенную систему налогообложения (УСНО), равно как выбрать объект налогообложения, налогоплательщик может добровольно. Конечно, если соблюдаются установленные статьей 346.12 НК РФограничения.

Основными ограничениями, не позволяющими применять УСНО, являются:

– размер дохода по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСНО, не должен превышать 15 млн. руб. (в 2010 году данная величина предельного размера доходов (для перехода на УСНО с 2011 года) составляет 45 млн. руб. Данное ограничение применяется исключительно к организациям.);

– размер дохода за календарный год в период применения УСНО не должен превышать 20 млн. руб. (с 2010 года и по 2012 год включительно данная величина предельного размера доходов составляет 60 млн. руб.);

– средняя численность работников не более 100 человек;

– стоимость имущества не более 100 млн. руб.

Также не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и. др.

Для перехода на УСНО необходимо в обязательном порядке представить в налоговый орган заявление.

Форма заявления (Утверждена Приказом МНС РФ от 19.09.2002 г. №ВГ-3-22/495) для перехода на УСНО носит рекомендательный характер. Поэтому заявление можно составить в произвольной форме и подать лично в территориальный налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) или направить по почте. Порядок подачи заявления подробно отражен в статье 346.13 НК РФ (Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения).

Если налогоплательщик уже применяет общий налоговый режим налогообложения, перейти на УСНО он может только со следующего года, предварительно подав в период с 1 октября по 30 ноября в налоговый орган заявление о переходе на УСНО, а если налогоплательщик только зарегистрировался, перейти на УСНО можно, подав заявление в пятидневный срок с даты постановки на налоговый учет (статья 346.13 НК РФ).

Применение УСНО позволяет не уплачивать следующие налоги:

Для организаций:

1. налог на прибыль организаций;

2. налог на имущество организаций.

Для ИП:

1. налог на доходы физических лиц;

2. налог на имущество физических лиц.

И организации и ИП освобождаются также и от налога на добавленную стоимость (кроме налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).

Уплата всех этих налогов заменяется уплатой одного налога, рассчитываемого с суммы доходов, либо с суммы доходов за вычетом расходов.

Однако следует уточнить, что индивидуальные предприниматели освобождаются от НДФЛ и налога на имущество только в отношении доходов (имущества), полученных от предпринимательской деятельности (используемого в предпринимательской деятельности). Кроме этого, некоторые доходы организаций и предпринимателей облагаются налогом на прибыль и НДФЛ (доходы, облагаемые по налоговым ставкам, указанным в пунктах 2, 4,5 статьи 224 и пунктах 3, 4 статьи 284 НК РФ).

Вместе с тем, при применении УСНО необходимо:

– уплачивать иные налоги и сборы в соответствии с законодательством о налогах и сборах,

– исполнять обязанности налогового агента по НДФЛ, НДС, налогу на прибыль,

– применять контрольно-кассовую технику (или бланки строгой отчетности – например, в деятельности туристических фирм).

– представлять статистическую отчетность.

Все выше сказанное регламентировано статьей 346.11 НК РФ.

Согласно статье 346.14 НК РФ, объектов налогообложения при УСНО всего два: Доходы и Доходы, уменьшенные на величину расходов.

При выборе объектом налогообложения Доходы, необходимо умножить полученный доход на ставку налога, равную 6 процентов.

При выборе объектом налогообложения Доходы минус Расходы, необходимо умножить определенную разницу между доходами и расходами на ставку налога, равную 15 процентов (в соответствии с пунктом 2 статьи 346.20 НК РФ законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков).

При совершении указанных действий необходимо учитывать следующее:

1. Доходы, учитываемые при расчете налога, определяются в том же порядке, что и для налога на прибыль при применении кассового метода и также рассчитываются в течение года нарастающим итогом. Они складываются из выручки от продажи товаров, (работ, услуг), определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ, а также из внереализационных доходов, перечень которых установлен статьей 250 НК РФ. При этом, согласно статье 346.15 НК РФ при исчислении налога не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ.

2. Перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы, ограничен и указан в статье 346.16 НК РФ. Расходы, аналогично Доходам, определяются нарастающим итогом с начала года.

3. Если за год расходы превысили доходы, то такая разница признается убытком, который в течение десяти лет можно учитывать при исчислении налога (пункт 7 статьи 346.18 НК РФ).

4. Учет доходов и расходов ведется в специальной Книге учета доходов и расходов в порядке, утвержденном приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н. При этом организации освобождены от обязанности по ведению бухгалтерского учета за исключением учета основных средств и нематериальных активов (статья 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

5. По итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев уплачиваются авансовые платежи по налогу. При этом учитывается авансовый платеж за предыдущий период. По итогам года уплачивается налог.

6. При объекте Доходы, авансовые платежи по налогу и сам налог уменьшаются на сумму уплаченных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на суммы выплаченных работникам больничных, но не более чем на 50 процентов.

7. Декларация представляется один раз в год - за налоговый период. При этом по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев уплачиваются авансовые платежи по налогу без представления налоговой декларации.

Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей установлены статьями 346.21 и 346.23 НК РФ разные в зависимости от ситуации.

Выбирая один из объектов налогообложения, целесообразно учитывать такое понятие, как затратность того или иного вида деятельности организации или индивидуального предпринимателя. Так, если небольшое производство с постоянными и обоснованно возникающими материальными издержками, то при переходе на УСНО предпочтительнее выбрать объект налогообложения Доходы минус Расходы.

В том же случае, если арендная деятельность, либо что-то смонтировали или установили с использованием давно приобретенных инструментов и крупных расходов не ожидаете, то при применении УСНО целесообразнее выбрать объект налогообложения Доходы.

Кроме того, если налогоплательщик выбрал объект Доходы минус Расходы, то в случае, если по итогам года сумма исчисленного налога меньше 1% от полученных за год доходов, он вместо уплаты этого налога, должен уплатить минимальный налог в размере 1% от фактически полученных доходов. А разницу между уплаченным минимальным налогом и исчисленным налогом, который надо было уплатить, в последующие годы можно включить в расходы или отнести на убытки.

В течение года налогоплательщик не вправе менять объект налогообложения, а может его сменить только со следующего года, предварительно уведомив об этом налоговый орган до 20 декабря (пункт 2 статьи 346.14 Налогового кодекса).

При этом осуществить переход с упрощенного режима налогообложения на иной можно с начала следующего календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган до 15 января года, в котором планируете переход.

Если налогоплательщик перешел на УСНО, то до конца года он не имеет права отказаться от применения этого режима налогообложения.

Если по итогам отчетного (налогового) периода нарушены условия применения УСНО, налогоплательщик обязан пересчитать налоги по общему режиму налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные нарушения (пункт 4 статьи 346.13 Налогового кодекса).

Если были нарушены условия применения УСНО, то снова перейти на УСНО налогоплательщик сможете только через год работы на общем или ином режиме налогообложения (пункт 7 статьи 346.13 Налогового кодекса).

Применяя УСНО, налогоплательщик вправе по отдельным видам деятельности при соблюдении требований статьи 346.25.1 Налогового кодекса перейти на патентную систему налогообложения, если это позволяет законодательство того субъекта Российской Федерации, в котором налогоплательщик осуществляет эти виды деятельности.

Следующий специальный режим это: Патентная система налогообложения. Патентная система налогообложения (далее ПСН) введена в действие Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ, Законом Омской области от 29.11.2012 N 1488-ОЗ и применяется с 01.01.2013 года в отношении ИП.

Применять ПСН могут исключительно индивидуальные предприниматели со средней численностью наемных работников не более 15 человек (включая работников по договорам гражданско-правового характера) с объемом выручки не более 60 млн. руб. в течение календарного года.

Данная система налогообложения применяется в отношении 47 видов предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 346.43 НК РФ) такие как:

1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

2) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;

3) парикмахерские и косметические услуги;

4) химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

6) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;

7) ремонт мебели;

8) услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;

9) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;

Для получения патента необходимо подать заявление в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала применения патента. Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года.

Согласно ст.346.50 НК РФ налог исчисляется по ставке в размере 6% процентов от потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. При этом сумма налога, не уменьшается на сумму уплаченных страховых взносов в пенсионный, медицинский фонды и фонд социального страхования.

Законом Омской области от 29 ноября 2012 года № 1488-ОЗ «О патентной системе налогообложения» определен размер дохода по каждому виду деятельности (в городе Омске и Омской области), в зависимости от:

- количества наемных работников;

- количества транспортных средств или обособленных объектов у предпринимателя;

- территории, на которой осуществляется предпринимательская деятельность.

Индивидуальный предприниматель, перешедший на патентную систему налогообложения, производит уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе.

1) если патент получен на срок до шести месяцев:

- в размере полной суммы налога в срок не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента;

2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:

- в размере одной трети суммы налога в срок не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента;

- в размере двух третей суммы налога в срок не позднее тридцати календарных дней до дня окончания налогового периода.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН, в налоговые органы не представляется.

Особенностью ПСН является необходимость ведения книги доходов и расходов. При этом если доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ применительно к налогу на прибыль, превысили 60 млн. рублей, налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения. Индивидуальный предприниматель, утративший право на применение ПСН, вправе вновь перейти на ПСН по этому же виду предпринимательской деятельности не ранее чем со следующего календарного года.

Патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который в нем указан. Индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации по своему желанию, если в этом субъекте действует данная система налогообложения.

Другим специальным налоговым режимом является Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) имеет принудительный («вмененный») характер. На ЕНВД переводится не налогоплательщик, а вид деятельности. Соответственно, обязанность по применению ЕНВД вменяется предпринимателю только в случае осуществления вида деятельности, переведенного на ЕНВД. Перечень видов деятельности, которые подлежат переводу на ЕНВД, отражен в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ:

1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

4.1) утратил силу с 1 января 2006 г.;

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети и. др.

Обязанность по применению ЕНВД при осуществлении вида деятельности из утвержденного перечня, вводится соответствующими нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом, нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга на ЕНВД могут быть переведены как все виды деятельности из перечня, так и только отдельные виды деятельности (т.е. выборочно). Статья 346.26 НК РФ также устанавливает ограничения не позволяющие применять ЕНВД. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕНВД, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с действующим законодательством (пункт 5 статьи 346.26 Налогового кодекса).

Перечень налогов, которые позволяет не уплачивать система ЕНВД, установлен пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса. Он такой же, как и при использовании специальных налоговых режимов – УСНО и ЕСХН. Виды деятельности, подлежащие переводу на ЕНВД, помимо «обычной» постановки на учет в налоговом органе, дополнительно обязаны встать в налоговом органе по месту осуществления деятельности на учет в качестве налогоплательщика – ЕНВД, представив в этот налоговый орган отдельное заявление. При осуществлении таких видов деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, развозную или разносную розничную торговлю, размещение рекламы на транспортных средствах, отдельное заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 346.28 Налогового кодекса)).

В случае прекращения осуществления вида деятельности, переведенного на ЕНВД, в налоговый орган так же подается заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Заявление подается в течение пяти дней с момента начала (окончания) осуществления вида деятельности, подлежащего переводу на ЕНВД. ЕНВД уплачивается Вами в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД. Объектом налогообложения при применении ЕНВД является не фактически полученный доход от предпринимательской деятельности, а вмененный доход налогоплательщика (статья 346.29 Налогового кодекса).

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Вмененный доход – это потенциально возможный доход, налогоплательщика, который рассчитывается с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на его получение (статья 346.27 НК РФ).

Базовая доходность – это условный доход предпринимателя в рублях за месяц на единицу физического показателя. Размер базовой доходности установлен Налоговым кодексом (статья 346.29) для каждого вида предпринимательской деятельности, к которой применяется ЕНВД и не зависит от фактического размера получаемого дохода или прибыли. Физический показатель. Для каждого вида деятельности используется «свой» физический показатель (пункт 3 статьи 346.29 НК РФ). Это может быть, например, количество работников (при оказании бытовых услуг), общая площадь стоянки (при оказании услуг по хранению автотранспортных средств), площадь торгового зала (при розничной торговле), количество посадочных мест (при оказании услуг по перевозке пассажиров) и т.п.

Размер физического показателя определяется его фактическим значением, имеющим документальное подтверждение (например, фактическая площадь торгового зала или фактическое количество работников и т.п.). Поскольку ЕНВД исчисляется и уплачивается ежеквартально, а в течение квартала возможно изменение физических показателей (например, увеличение численности или сокращение площади), то при расчете ЕНВД используется физический показатель за каждый месяц квартала отдельно.

Корректирующие базовую доходность коэффициенты К1 и К2:

- К1 - коэффициент-дефлятор. Коэффициент, корректирующий условный (вмененный) доход на размер инфляции;

- К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий влияние на размер дохода от деятельности разных особенностей, связанных с ее ведением (например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, место ведения деятельности и пр.). Значения коэффициента устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Рассчитать налог можно путем умножения вмененного дохода на ставку ЕНВД, равную 15%. Налоговым периодом по ЕНВД установлен квартал (статья 346.30 НК РФ). Порядок и сроки уплаты единого налога установлены статьей 346.32 НК РФ. ЕНВД уплачивается по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего квартала. Здесь можно акцентировать внимание на том, что сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, обязательное медицинское страхование и пособий по временной нетрудоспособности, но не более чем на 50%.

Организации, перешедшие на ЕНВД, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке в налоговый орган по месту их нахождения. Так как ЕНВД вводится нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга, то перечень видов деятельности, для которых применяется ЕНВД, в каждом муниципальном образовании может быть различен.

Таким образом, можно сделать небольшой вывод о позитивном и негативном влиянии специальных налоговых режимах.

Позитивное влияние:

- снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы (причем возможно регулирование круга налогоплательщиков);

- повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов;

- сокращение теневого оборота, упрощение процедур налогового администрирования для налогоплательщиков, повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д.

Негативное влияние:

- разукрупнение организаций;

- создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов;

- снижение поступлений ЕСН и налога на прибыль в бюджеты;

- подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей;

- затруднение для налоговых органов процедур проведения налоговых проверок и т.д.

Анализ арбитражной практики. Анализ арбитражной практики рассмотрения дел Арбитражным апелляционным судом показал, что апелляционные жалобы по делам о применении предусмотренных Налоговым кодексом РФ специальных налоговых режимов составляют пятую часть от числа налоговых споров, рассмотренных административной коллегией.

Наиболее многочисленными являются споры, связанные с применением упрощенной системы налогообложения (40,6%), а также с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (35,5%).

По данной категории дел Арбитражным апелляционным судом отменено и изменено 18,8% от обжалованных решений, что выше среднего показателя, сложившегося по другим спорам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений (13,5%). Наиболее распространенным основанием для отмены или изменения обжалуемых решений является неправильное применение норм материального права (64%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: