double arrow

Контуры и модули ИКИС «Галактика»


Этап настройки является обязательным при вводе системы в эксплуатацию, поэтому модуль Настройка входит в любой комплект поставки. В процессе настройки проводится первичное заполнение каталогов, классификаторов и справочников, образующих единую информационную базу и использующихся всеми модулями системы. В процессе дальнейшей оперативной работы с системой происходят пополнение и корректировка справочной информации. Параметры общесистемной настройки позволяют выбрать из поставляемых с системой алгоритмов выполнения различных функций те, которые максимально соответствуют специфике данного предприятия. Параметры настройки пользователя определяют особенности работы конкретного пользователя. Права доступа к документам и возможности их редактирования определяются только администратором системы. Эффективность работы с системой во многом зависит от качественной настройки аналитик для задания разрезов по счетам бухгалтерского учета и статьям бюджетов. К настроечным функциям относят также разграничение прав доступа пользователей и настройку корпоративного межофисного обмена в случае, если организация состоит из нескольких удаленных филиалов. Эти функции выполняются с помощью модулей Права доступаи Репликация данных, входящих в контур Системное администрирование.

Модуль Руководитель (Информационная система руководителя) предназначен для информационной поддержки деятельности топ-менеджеров предприятия и имеет следующие функциональные возможности:

• формирование целей и задач руководителя на языке агрегированных показателей;

• получение агрегированных показателей хозяйственной деятельности предприятия и передача их на уровень руководителя с предварительным контролем на полноту и непротиворечивость;

• совмещение показателей со шкалой оценок, расчет отклонений фактических значений от плановых;

• отображение показателей с любой степенью детализации наиболее наглядным и удобным способом (график, отчет, модель, числовые данные);

• отслеживание агрегированных показателей на предмет критических отклонений и варианты действий для регулирования критических состояний.

Особое внимание уделено наглядности представления информации. По любому выбранному объекту возможно получить отчет, построить график, провести трендовый анализ.

Модуль Руководитель снабжен инструментальными средствами введения необходимых показателей и формул для их расчета. В распоряжении пользователей имеется наглядный механизм формирования запросов для выбора из базы данных системы необходимой для расчета показателей информации.

Контур «Финансы»

Контур состоит из трех модулей: Управление бюджетом, Платежный календарь, Финансовый анализ.




Управление бюджетом. Модуль поддерживает процесс управления финансовыми ресурсами предприятия, включающий следующие этапы:

• этап планирования (составления бюджета) и моделирования различных вариантов бюджетов;

• этап согласования и утверждения бюджетов;

• формирование фактических показателей бюджета;

• анализ исполнения бюджета;

• проведение корректировок бюджета.

Автоматизация бюджетирования с помощью системы Галактика обеспечивает:

• построение консолидированных бюджетов по любой сложной оргструктуре предприятия - от холдинга до отделов и подразделений;

• автоматизацию процедуры согласования бюджетов и хранение данных по всем этапам согласования;

• возможность формировать и анализировать различные варианты (сценарии) бюджетов;

• гибкую настройку аналитических признаков статей и их визуального представления в типовых формах бюджетов;

• формирование плановых показателей бюджетов по оперативным планам, введенным в систему (например, формирование бюджета на основе календарных планов и договоров);

• формирование фактических показателей бюджета в автоматическом режиме на основе оперативных и бухгалтерских данных системы «Галактика»;

• возможность агрегировать бюджет по нескольким вариантам оргструктуры (например, по оргструктуре юридических лиц и по оргструктуре функционального подчинения);

• гибкую настройку представления форм бюджетов для каждого подразделения.



Платежный календарь. Модуль поддерживает решение задач оперативного финансового управления денежными потоками на основе всех оперативных документов системы. Основная функция модуля - краткосрочное (до одного месяца) планирование расчетов с контрагентами. При этом возможно представление данных с группировкой по таким признакам, как статьи бюджета, контрагенты, подразделения.

Финансовый анализ. Модуль позволяет оценить финансовое состояние предприятия. Финансовый анализ проводится на основе данных баланса предприятия. Отчеты, генерируемые модулем, удовлетворяют как требованиям национального законодательства, так и международным стандартам.

Контур«Логистика»

Контур включает следующие модули [44]: Складской учет. Управление снабжением. Управление сбытом. Управление договорами. Расчеты с поставщиками и получателями. Функция контура – обеспечить управление материальными потоками как внутри предприятия, так и во внешней среде - при взаимодействии с поставщиками и покупателями.

Управление договорами. Модуль предназначен для автоматизации бизнес-процессов, связанных с заключением, исполнением и учетом договоров и контрактов. Решает следующие задачи:

• заключение договоров;

• учет расчетов по договорам, в том числе векселями и ценными бумагами;

• конкретизация рамочных договоров путем периодического заключения дополнительных соглашений, уточняющих взаимоотношения сторон на определенный период;

• формирование календарных планов движения товаров, услуг и платежей, расчет штрафов за нарушение условий и сроков отгрузки и оплаты;

• формирование нарядов-заказов на отгрузку товаров на внутренний рынок и на экспорт;

• организация транспортировки и формирование платежных документов. При этом выполняется расчет потребности в единицах подвижного состава и транспортных средствах, формируются счета на предоплату за товары/услуги по транспортировке;

• формирование платежных документов для оплаты услуг по транспортировке;

• анализ состояния взаиморасчетов, контроль кредиторской и дебиторской задолженности.

Расчеты с поставщиками и получателями. Модуль предназначен для контроля за порядком расчетов с поставщиками и получателями по исполняемым документам-основаниям (ДО).

Этот модуль позволяет:

• контролировать взаиморасчеты посредством установки и просмотра связей между ДО и платежными документами;

• создавать акты взаиморасчетов и договора уступки долга;

• проводить расчет штрафных санкций;

• вводить планы закупок и реализации.

Контур«Управление производством»

Контур предназначен для автоматизации задач объемно-календарного планирования хозяйственной деятельности предприятия.

В состав контура входят следующие модули: Производство, Технико-экономическое планирование, Материально-техническое обеспечение, Учет в производстве, Управление заказами. Управление ремонтами.

В модулях планирования используются два типа объектов (интерфейсов), на основе которых создаются все документы, - заявка и план.

Заявки - это электронные формы, с помощью которых осуществляется связь между оперативными документами (договорами, документами-основаниями), планами (сбыта, снабжения, производственной программой), производственными заказами.

С помощью объекта план формируются следующие документы:

• план сбыта (модуль Управление заказами);

• производственные планы (модуль Технико-экономическое планирование);

• требования на материалы, оборудование, трудовые ресурсы (модуль Технико-экономическое планирование), планы снабжения (модуль Материально-техническое обеспечение);

• производственные заказы (модуль Технико-экономическое планирование, модуль Учет в производстве).

Контур Управление производством имеет непосредственную тесную связь с контуром Логистика. Фактически каждый модуль контура Управление производством является базисом для соответствующего модуля контура Логистика, как показано на рис. 23.2.


Контур «Бухгалтерский учет»

Контур обеспечивает автоматизированное отражение проведенных хозяйственных операций в бухгалтерском и управленческом учете.

ХозОперации. Этот модуль - сердцевина контура. Для решения задач учета применяются механизмы типовых хозяйственных и финансовых операций (ТХО и ТФО). В результате применения ТХО и ТФО отражаются хозяйственные операции: для бухгалтерского учета - в бухгалтерских проводках, для управленческого учета - в финансовых операциях.

Одна ТХО (ТФО) позволяет сформировать сразу одну (или несколько) проводку по одному документу в одном (или нескольких) регистре учета (планах счетов) одновременно.

В контуре установлено однозначное соответствие между типами хозяйственных документов (финансово-расчетные, сбыт, снабжение, производство и т. п.) и наборами типовых операций, к которым они могут при
меняться. Это значительно облегчает для пользователя выполнение операций: достаточно «привязать» документ к ТХО, и разноска суммы хозяйственного документа по регистрам учета произойдет автоматически, как показано на рис. 23.3.


Финансово-расчетные операции (ФРО). В модуле формируются финансовые документы, сопровождающие движение денежных средств (платежные поручения, платежные требования и т.п.).

Эти документы связываются с документами-основаниями, созданными в других контурах системы.

Автоматически обеспечивается контроль соответствия платежей, оформленных финансовыми документами, с содержанием документов-оснований. По каждому ДО можно получить баланс взаиморасчетов с контрагентами, как показано на рис. 23.4.

Имеются программные средства, обеспечивающие импорт банковской выписки, принятой из банка средствами электронной системы платежей. На основе банковской выписки программно формируются входящие и исходящие платежные документы.

В модуле ФРОформируются следующие отчеты: аналитические ведомости по бухгалтерским счетам, оборотно-сальдовые ведомости, ведомости по неоплаченным и просроченным документам и ряд других. Возможность создания интерактивных отчетов - важная отличительная особенность данного модуля.

Такие отчеты позволяют пользователю построить и получить любые аналитические разрезы по каждому участку учета самостоятельно, не прибегая к помощи программистов-разработчиков.

Касса. Модуль позволяет осуществлять самые разнообразные виды учета, связанные с наличными средствами, - расчеты с подотчетными лицами, командировочные расходы, зарплаты и выплаты через кассу.

Кассовые операции всегда отличались высокой трудоемкостью. Возможности этого модуля системы «Галактика» позволяют снизить затраты бухгалтерского труда многократно. Например, имеется возможность автоматически формировать не только расчетные документы по командировочным расходам, но и определять их тип. Бухгалтер вводит данные отчета по командировке и сразу видит, какого типа кассовый ордер необходим в данном случае - приходный или расходный.

Следующим модулем в Контуре «Бухгалтерский учет» является модуль Заработная плата. Этот модуль интегрирован с модулем Касса: платежные ведомости в модуле Касса формируются согласно произведенным в модуле Заработная плата начислениям.

Ведение налоговых расчетов. Модуль предназначен для автоматизированного оформирования документов регистрации и оплаты налогов. Документы формируются в разрезе филиалов, бюджетов и налогов.

Векселя и кредиты. Модуль служит для ведения учета векселей и других ценных бумаг, полученных и выданных кредитов. С помощью этого модуля можно формировать графики получения/ погашения кредитов и контролировать их исполнение.

Применение данного модуля позволяет упростить процедуры расчетов за товары и услуги с помощью векселей. При этом договоры на закупку/продажу, ДО и сопроводительные документы формируются как обычно в различных модулях системы.

Для ведения учета основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) в контуре имеются два однотипных по своим функциям модуля: Основные средстваиНематериальные активы.

Основные средства. Модуль позволяет выполнять следующие операции:

• создавать и вести картотеку основных фондов;

• вести учет сложных иерархических объектов;

• осуществлять все операции по учету основных фондов: поступление, начисление амортизации, изменение стоимости, переоценку, выбытие, внутреннее перемещение;

• вести учет содержания драгоценных металлов в ОС;

• учитывать размещение ОС по территории страны с целью расчета налога на имущество территориально распределенных предприятий;

• формировать статистические и бухгалтерские отчеты с учетом требуемой группировки.

Бухгалтерская отчетность. Модуль предназначен для анализа всех счетов бухгалтерского учета, формирования типовых форм для отчетности и расчета налогов. Модуль поставляется с комплектом готовых отчетных форм по сводному балансу и налогам, соответствующих законодательству и нормативным документам налоговых органов.

Пользователь имеет возможность создавать собственные отчеты и включать в них расчетные алгоритмы. Эта задача решается с помощью встроенного «Языка проектирования отчетных форм».

Ответственность перед зарегистрированными пользователями за своевременную поставку новых и модификацию существующих форм отчетов несет разработчик системы.

Налоговые регистры. В этом модуле сосредоточены функциональные средства по формированию и документированию налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Фактические затраты. С помощью этого модуля автоматизируется процесс расчета фактических производственных затрат по итогам деятельности предприятия за месяц. Информация на выходе этого модуля имеет исключительно важное значение для менеджеров предприятия, ведь основная задача, стоящая перед ними, - минимизировать производственные затраты на выпуск продукции.

Модуль позволяет осуществлять расчет фактических затрат на производство изделий, групп изделий, выполнение заказов и оказываемые услуги, как показано на рис. 23.5, контроль и анализ отклонений плановых и фактических затрат.

Модуль обеспечивает возможность распределения косвенных затрат посредством процедуры закрытия счетов, например, при оказании встречных услуг подразделениями друг другу. При закрытии счетов выполняются бухгалтерские проводки, содержащие суммы затрат по аналитическим разрезам.


Контур «Управление взаимоотношениями с клиентами»

Контур включает модули Клиент и Рекламные кампании.

Клиент (CRM). Модуль позволяет менеджерам предприятия выполнять следующие операции:

· создавать и вести каталоги объектов базы данных клиентов, дилеров, партнеров, рекламных фирм, конкурентов, сделок, дого­воров на гарантийное и абонентское обслуживание;

· регистрировать обыкновенные и групповые, предваритель­ные и совершенные продажи товаров и услуг;

· формировать предполагаемые и совершенные продажи и сделки по товарам и услугам на основе договоров, документов-оснований, накладных и актов на услуги, созданных в других модулях системы;

· заключать договоры с клиентами на гарантийное и абонен­тское обслуживание приобретенных ими товаров;

· отображать текущие, отработанные и планируемые зада­ния (контакты, продажи, сделки) для менеджеров своего предпри­ятия.

Таким образом, главными пользователями модуля Клиент являются специалисты отделов маркетинга.

Рекламные кампании. Модуль решает следующие задачи:

· планирование рекламных кампаний;

· учет затрат на рекламу;

· ведение реестра независимых публикаций о предприятии, товарах, услугах;

· хранение информации о рынке типовых рекламных услуг;

· контроль «жизненного цикла» товаров;

· анализ сегментов рынка.

Контур «Управление персоналом» предназначен для автоматизации учета кадров и вы­полнения ряда вычислительных процедур, связанных с оплатой труда. Состоит из двух модулей: Управление персоналом и Зара­ботная плата. Не надо быть специалистом-кадровиком, чтобы оценить всю трудоемкость проблемы управления персоналом.

Управление персоналом. Работа с этим модулем начинается с ввода штатного расписания предприятия. Оформление приказа о приеме сотрудника на работу приводит к созданию личной кар­точкисотрудника. При этом автоматически формируется лице­вой счет сотрудника, используемый в модуле Заработная плата, а также трудовой договор/контракт.

Отметим такие возможности модуля:

• учет размера зарплаты - формирование каталога тарифных сеток и ставок, назначение/снятие доплат и надбавок (как для «единицы» штатного расписания, так и персонально для сотрудника предприятия);

• учет заполнения штата и перерасчет вакансий, табельный учет, планирование и предоставление любых видов отпусков, составление плана-графика отпусков, отзыв из отпуска, регистрация больничных листов, аттестация сотрудников, формирование резерва на выдвижение;

• формирование статистики, форм и самых разнообразных отчетов для внутренних и внешних нужд.

Заработная плата. Модуль автоматизирует работу самой многочисленной группы работников бухгалтерий - бухгалтеров-расчетчиков.

Модуль обеспечивает:

• разработку графиков работы персонала предприятия по любому режиму работы;

• ведение лицевых счетов работников, накопление данных о начислениях, удержаниях и вычетах;

• формирование табеля рабочего времени;

• начисление заработной платы с использованием различных видов оплат;

• расчет различных видов удержаний;

• расчет и оформление ежемесячных и разовых выплат в межрасчетный период (авансы, пособия, отпускные).

В стандартном варианте поставки модуля имеется около пятидесяти видов оплат. Дополнительные виды оплат и удержаний формируются пользователями по мере необходимости самостоятельно.

Алгоритмы модуля учитывают самые разнообразные особенности расчетов по оплате труда: изменения минимальной заработной платы, тарифной ставки первого разряда, видов и ставок налогов, всевозможные льготы, индексации.

Многие трудоемкие расчеты (например, подоходный налог, отчисления в Пенсионный фонд, профсоюзные взносы, аванс, больничные, пособия на детей) полностью автоматизированы.

Контур «Отраслевые решения»

Контур содержит следующие модули: Розничная торговля. Управление транспортом. Управление капитальным строительством. Сервисное обслуживание. Учет спецодежды. Давальческое сырье.

Розничная торговля. Модуль обеспечивает автоматизацию как количественного, так и стоимостного учета торговых операций.


Модуль тесно связан с контурами Бухгалтерский учет и Логистика, как показано на рис. 23.6.

В модуле реализованы:

• операции возврата товара от покупателя и возврата товара поставщику;

• формирование документов на внутреннее перемещение, списание, инвентаризацию и переоценку товаров;

• учет оплаты наличными, по безналичному расчету, по кредитным картам;

• средства для обмена данными с системами учета реализации товара через все основные типы кассовых аппаратов.

В конце смены данные о полученной выручке передаются в модуль Касса, где формируются приходные кассовые ордера.

Кроме того, в конце смены формируется «Товарный отчет» - суммарный отчет по товарам в разрезе материально ответственных лиц.

Управление транспортом. Модуль ориентирован на решение задач учета, планирования и оценки различных видов транспорта.

Наиболее подробно реализованы задачи управления бизнес-процессами для автомобильного транспорта.

Модуль автоматизирует работу сотрудников диспетчерских служб, занимающихся выпиской и обработкой путевых, регистрационных и маршрутных листов.

Самые разнообразные задачи, связанные с автотранспортом, могут быть решены в данном модуле:

• выписка и обработка путевых и регистрационных листов;

• ведение картотеки комплектующих на основе данных из модуля Основные средства;

• расчет нормативного и фактического расхода горюче-смазочных материалов;

• учет документов, относящихся к водителям, транспортным средствам, грузам (водительские удостоверения, свидетельства о регистрации транспортных средств, грузовые таможенные декларации);

• получение и анализ оперативной информации о состоянии транспортных средств, направление транспортных средств на техническое обслуживание и ремонт.

Управление капитальным строительством. Модуль предназначен для автоматизации бизнес-процессов планирования и учета при возведении объектов капитального строительства. Рассчитан на сотрудников, а также руководителей отделов планирования и финансирования капитального строительства и капитального ремонта. Позволяет регистрировать объекты и заявки на строительство, составлять финансовые планы возведения объектов, учитывать плановые и фактические расходы по строительству.

С помощью ТХО, использующих счета с аналитикой по объектам строительства, создаются нужные проводки, содержащие объекты строительства из спецификации обрабатываемых документов - накладных, складских ордеров, ДО, договоров.

Сервисное обслуживание. Модуль предназначен для учета услуг по ремонту и сервисному обслуживанию, например, на станциях техобслуживания автомобилей и сельскохозяйственной техники, в мастерских по ремонту бытовой техники.

Контур «Системное администрирование»

Контур обеспечивает для администратора системы следующие возможности:

• режим оперативного совместного использования информации базы данных несколькими предприятиями, входящими в корпорацию;

• разграничение прав доступа к модулям системы и таблицам базы данных;

• оперативное наблюдение за действиями пользователей в системе, а также, при необходимости, корректировку этих действий;

• автоматическую регистрацию действий пользователей по модификации базы данных;

• электронный обмен документами с организациями и банками;

• адаптацию системы к отраслевым особенностям организации.

Контур «Средства разработки»


Контур предназначен для создания и доработки программных решений, поставляемых корпорацией (в стандартную поставку не входит, поэтому не отражен на первом рисунке. В основе контура - оригинальное инструментальное средство Атлантис, обеспечивающее разработку и ведение реляционных баз данных, проектирование пользовательского интерфейса и отчетов.

Приложения, созданные с помощью Атлантиса, работают в двухуровневой архитектуре клиент-сервер с выделенным сервером БД.

Инструментальное средство разработки Атлантис позволяет:

• разрабатывать структуру базы данных с использованием встроенного языка описания баз данных (структура таблиц, индексы, связи между таблицами);

• разрабатывать интерфейс пользователя с использованием языка VIP. Этот язык решает задачу экранного представления данных совместно с методами их обработки;

• разрабатывать новые формы отчетов на основе ранее созданных;

• проводить автоматическое тестирование программ;

• проводить локализацию интерфейса пользователя, т.е. перевод сообщений системы на другие языки, а также их адаптацию под конкретное отраслевое решение.

Приложения, разработанные с помощью Атлантиса, могут функционировать на одной из следующих СУБД: Oracle, MS SQL, Pervasive SQL. При этом СУБД, использованная при разработке, может отличаться от рабочей СУБД.

В последней версии системы «Галактика» появился модуль Галактика Zoom - корпоративное хранилище информации, обладающее инструментарием для аналитической обработки массивов в целях извлечения знаний в режиме реального времени. Источники информации для него представлены на рис. 23.7.

Этот программный продукт включает технологии классической поисковой системы, системы сбора (добычи) текстовых данных (Text Mining), а также системы аналитической обработки информации.

Галактика Zoom предоставляет следующие возможности по извлечению знаний как из корпоративной базы данных, так и из Интернета и электронных СМИ:

• быстрый поиск в большом объеме неструктурированной информации;

• экспресс-анализ найденной информации;

• анализ изменений проблемы и интереса к ней во времени;

• информационная разведка - добыча уникальной разрозненной прямой и косвенной информации;

• формирование и ведение тематических досье с возможностью вскрытия тенденций;

• вскрытие и исследование потенциальных угроз и тревожных тенденций;

• анализ негатива - выявление источников, целей, заказчиков, причин и поводов;

• выявление и исследование «информационных аномалий» в массивах данных;

• представление информации в сжатом стиле «Информационного портрета»;

• вскрытие взаимосвязей персон, событий, процессов, тенденций и их неявной корреляции;

• автоматизированное решение типовых маркетинговых задач, например задач «рейтингования» нескольких предприятий в том или ином регионе.

Возможности модуля извлечения знаний и обычной поисковой системы отражены на рис. 23.8.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: