Случайные величины. Дискретная и непрерывная случайные величины. Законы распределения. Числовые характеристики. (2 часов)
Цель: изучить основные понятия, ознакомиться с методикой вычисления функций распределения и числовых характеристик дискретной случайной величины.
На лабораторном занятии формируются
знания:
- о случайных величинах,
- о дискретных случайных величинах,
- о законе распределения дискретной случайной величины,
- о функциях распределения дискретных случайных величин,
- о числовых характеристиках дискретных случайных величин;
умения:
- нахождение закона распределения дискретной случайной величины,
- вычисление числовых характеристик дискретной случайной величины;
навыки:
- действий с дискретными случайными величинами применяемыми в задачах практического содержания.
Материально-техническое оборудование:
компьютерный класс.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Инструктаж по ТБ.
2.Проверка знаний студентов — их теоретической готовности к выполнению заданий.
|
|
3. Общее описание задания.
4. Выполнение заданий.
5. Оформление отчета о лабораторной работе.
6. Анализ
Глоссарий
Выучите определения следующих терминов:
случайная величина, дискретная случайная величина, закон распределения дискретной случайной величины, математическое ожидание дискретной случайной величины, биноминальный закон распределения дискретной случайной величины, дисперсия дискретной случайной величины, формулы вычисления математического ожидания и дисперсии, свойства математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины, среднее квадратическое отклонение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Инструктаж по ТБ в компьютерном классе.
2. На лабораторном занятии используется фронтальная форма работы.
Контрольные вопросы
1. Что называется дискретной и непрерывной случайными величинами? (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
2. Назовите закон распределения дискретной случайной величины. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
3. Что представляет собой математическое ожидание дискретной случайной величины, его вероятностный смысл. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
4. Количество появлений события в n испытаниях, биноминальный закон распределения этой величины. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
5. Объясните выражения (или приведите примеры): постоянная величина как случайная; произведения случайной величины Х на постоянный множитель; закон распределения величины СХ. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
6. Независимые величины. Сумма, разность и произведение независимых величин, закон их распределения. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
7. Назовите свойства математического ожидания. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
8. Определение дисперсии дискретной случайной величины. Напишите формулу для вычисления дисперсии. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
|
|
9. Укажите свойства дисперсии. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
10. Что называется средним квадратическим отклонением. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
3. Необходимо выполнить:
- представленные общие исходные задания;
- представленные индивидуальные задания для студентов, работающих в более быстром темпе (можно выполнить в качестве Д/з);
- оформление отчета о лабораторной работе;
- защита лабораторной работы производится во фронтальной и индивидуальной формах.
4. Задания
Общие:
№1
Предположим, что производится обработка стада животных дезинфицирующим составом против заболевания.
Успех операции оценивается 90%. Из стада после обработки отбирается 4 животных. Составить закон распределения случайной величины х – число здоровых животных среди отобранных. Изобразить графически. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
№2.
Два стрелка стреляют в мишень с вероятностями попадания для первого стрелка 0,7, для второго 0,8. Составить закон распределения случайной величины Х – число попаданий в мишень при одновременном выстреле двух стрелков. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
№3.
В коробке имеется 7 карандашей, из которых 4 красные. Из этой коробки наудачу извлекаются 3 карандаша. Найти закон распределения случайной величины Х – число красных карандашей в коробке. Построить полигон, и найти вероятность того, что 0<х≤2 (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
№4.
Найти функцию распределения случайной величины Х – числа мальчиков в семье из 5 детей, если вероятность рождения мальчика и девочки одинакова. Построить графики функции и вычислить вероятность того, что число мальчиков в семье будет не менее 2. ((ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
№5.
Постоянная величина С = 3. Случайная величина Х задана законом распределения.
Х | |||||
Р | 0,2 | 0,1 | 0,3 | 0,15 | 0,25 |
Найти: 1)М(СХ), пользуясь свойством М.О.; 2) составить закон распределения случайной величины С Х. (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
№5. Найти D(х) и (х), заданной следующим законом распределения:
Х | ||||||
Р | 0,4 | 0,25 | 0,02 | 0,1 | 0,01 | 0,22 |
(ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
Индивидуальные:
№1
Дана таблица:
Х | ||||
р | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,4 |
Может ли она выражать закон распределения некоторой случайной величины? (ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)
№2.
Найти математическое ожидание случайной величины
Х, заданной следующим законом распределения.
XХ | YY | |||||||
pр | 0,5 | 0,2 | 0,3 | pp | 0,3 | 0,6 | 0,1 |
Составить закон распределения величин.
Ζ = Х + У и V = X · Y.
Найти: 1)М(Z) = М(X + Y); 2)М(V) = М(X · Y). (ОК-1, ОК-11, ПК-1)
№3. Из снимаемых помидоров 20% имеют вес 60г. 40% - 70г. 30% - 80г. 10% - 90г. За неделю с 30% всех кустов снимают по 3 помидора. С 50% всех кустов снимают по 4 помидора. С 20% по 5. Сколько килограммов помидоров будет снято за неделю с участка, на котором имеется 200 кустов.
(ОК-1, ОК-13, ОК-22, ПК-31)