Кредитный процесс включает:
1. Формированиепортфелякредитных заявок на основе заявлений предприятий.
2. Рассмотрение заявки и проведение переговоров с будущим заемщиком. В ходе переговоров кредитный инспектор получает сведения о клиенте и его компании, задает вопросы по поводу просьбы о кредите, вопросы, связанные с погашением кредита и обеспечением займа, а также вопросы о связях клиента с другими банками.
3. Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды.
4. Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления (структурирование ссуды). Определяются основные параметры ссуды – вид кредита, сумма, срок, обеспечение, процентная ставка, схема погашения и прочие условия.
5. Заключение кредитного договора и формирование кредитного дела заемщика.
6. Предоставление ссуд.
7. Контроль над выполнением условий договора и погашения кредита (кредитный мониторинг).
8. Возврат кредита (обратный приток денежных средств в банк), уплата процентов и закрытие кредитного дела.
Предоставление каждой ссуды оформляется пакетом стандартных документов, характеризующих цель, размер и сроки кредита, а также кредитоспособность клиента:
¨ заявление (указывается наименование заемщика, номер его расчетного счета, сумму, сроки и цель кредита);
¨ кредитный договор;
¨ срочное обязательство на погашение ссуды; срочное обязательство на уплату процентов;
¨ бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с отметкой ИФНС (за 3 года). В международной практике используются финансовые отчеты, заверенные аудиторской фирмой;
¨ технико-экономическое обоснование ссуды или бизнес-план;
¨ договор залога имущества; банковская гарантия или договор поручительства;
¨ бухгалтерский баланс гаранта, поручителя;
¨ отчет о состоянии имущества предприятия.
Кредитный договор – это документ, который подписывают участники кредитной сделки, содержащий подробное описание условий предоставления ссуды.
Кредитный договор включает несколько разделов:
1. Общие положения: наименование сторон, вид кредита, сумма, срок, % ставка, условия обеспечения, порядок выдачи и погашения ссуды, начисления и уплаты %.
2. Права и обязанности заемщика. Заемщик вправе требовать от КБ предоставления кредита в объемах и сроки, установленные договором; обратиться за расчетами; досрочно погасить ссуду.
Заемщик обязан: использовать кредит на установленные цели; возвратить кредит в срок; своевременно уплачивать %; предоставлять в банк необходимые документы; информировать КБ о предстоящем изменении организационно-правовой формы, реорганизации и ликвидации предприятии.
3. Права и обязанности кредитора. КБ вправе проводить проверку обеспечения кредита; его целевого использования; прекращать выдачу ссуды и требовать возврата выданной в случае нарушения условий договора.
4. Ответственность сторон. Как правило, предусмотрена неустойка в виде штрафа и пени.
5. Дополнительные условия (заемщик не вправе выступать поручителем, давать займы, продавать активы).
7. Срок действия договора.
8. Юридические адреса сторон.
Для учета предоставленного кредита заемщику открывается ссудный счет, а в некоторых КБ используется контокоррентный счет. Контокоррентный счет – единый счет, на котором учитываются все операции банка с клиентами. Здесь отражаются ссуда банка и все платежи со счета с одной стороны, а с другой – средства, поступающие в банк в качестве вкладов, возврата ссуд. Данный счет представляет собой сочетание ссудного счета с текущим.
Открытие ссудных счетов заемщикам (не имеющим счета в данном банке) производится при предоставлении пакета документов (аналогично документам на открытие банковского счета).
Практика показывает, что в большинстве банков создаются кредитные комитеты, главная задача которых – предварительная экспертиза заявлений клиентов на открытие ссудных счетов и получение ссуд. Без заключений этих комитетов кредитные отделы не принимают к рассмотрению ходатайства клиентов на предоставление ссуд.
При рассмотрении заявлений на получение кредитов (ссуд), коммерческие банки устанавливают способность предприятий и отдельных граждан эффективно использовать и своевременно возвращать полученные средства.
Предварительный анализ потенциальной возможности возврата банковских ссуд основывается на изучении личных качеств первых лиц, а также ликвидности и платежеспособности предприятий, т.е. в основе анализа возвратности ссуд лежат психологические и экономические факторы.
Личные качества руководителя:
Порядочность (многолетние традиции предприятия и авторитет руководителя на рынках, т.е. клиент сделает всё, чтобы вернуть долги).
Возраст ( молодым предпринимателям, не имеющим достаточного опыта в сфере бизнеса, – ссуды при страховке активов или под гарантии третьего лица, бизнесменам преклонного возраста – при наличии правопреемника, способного принять ответственность за погашение долгов.)
Состояние здоровья – при необходимости требовать медицинскую справку от клиента или использовать доверительную информацию авторитетных лиц и других клиентов банка.
Наличие правопреемника устанавливается с помощью соответствующих юридических документов, заверенных нотариальными органами (завещания, доверенности на ведение коммерческих дел)
Профессиональная подготовленность – образование клиента, стаж работы, организационные способности, знание своего бизнеса и т.д.
При кредитовании главной целью банка является оценка кредитоспособности заемщика и перспектив устойчивости его финансового положения на срок пользования кредитом.
Кредитоспособность – способность мобилизовать необходимую сумму денежных средств для погашения долгов, включая задолженность по предоставленным ссудам. Платежеспособность – способность предприятия оплатить все долговые претензии по обязательствам коммерческой деятельности.
Основной источник информации для осуществления анализа финансового состояния предприятия – это форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Анализ кредитоспособности разбивается на два основных этапа:
1) общий анализ кредитоспособности заемщика, результатом которого является составление описания финансового состояния предприятия-заемщика с указанием специфических особенностей предприятия и оценки его финансового положения;
2) рейтинговая оценка предприятия-заемщика, дающая представление о финансовом состоянии предприятия и позволяющая сравнивать его с другими заемщиками.
На первом этапе необходимо:
- составить агрегированный баланс предприятия;
- рассчитать систему финансовых коэффициентов на основе агрегированных показателей баланса и провести их анализ;
- оценить деловую активность предприятия;
- сделать прогноз финансового состояния предприятия с помощью статистических моделей.
Для проведения дальнейшего анализа кредитоспособности предприятия используется система финансовых коэффициентов, состоящая из пяти групп показателей:
1) коэффициенты финансового левереджа;
2) коэффициенты эффективности или оборачиваемости;
5) коэффициенты обслуживания долга.
Финансовое положение предприятия обусловливается в немалой степени его деловой активностью. В критерий деловой активности предприятия включаются показатели, отражающие качественные и количественные стороны развития его деятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, величина чистых активов. В мировой практике с этой целью используется «золотое правило экономики предприятия», в соответствии с которым рассматриваются следующие величины:
Тбп – темпы роста балансовой прибыли;
Тр – темпы роста объема реализации;
Тк – темпы роста суммы активов (основного и оборотного капитала) предприятия.
Оптимальным является следующее соотношение указанных величин, так называемое «золотое правило экономики»:
Тбп > Тр > Тк > 100%.
Более высокие темпы роста прибыли по сравнению с темпами роста объема реализации свидетельствуют об относительном снижении издержек производства, что отражает повышение экономической эффективности предприятия.
Более высокие темпы роста объема реализации по сравнению с темпами роста активов предприятия (основного и оборотного капитала) свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов предприятия. Соблюдение «золотого правила» означает, что экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.
Рейтинговая оценка предприятия-заемщика рассчитывается на основе полученных значений финансовых коэффициентов и является заключительным обобщающим выводом анализа кредитоспособности клиента. Для рейтинговой оценки используются полученные на этапе общего анализа кредитоспособности предприятия «X» группы коэффициентов: финансового левереджа; ликвидности; рентабельности; данные анализа деловой активности предприятия.
Для рассмотрения берутся следующие данные: коэффициенты финансового левереджа, коэффициенты ликвидности, коэффициенты прибыльности, а также анализа деловой активности («золотое правило экономики предприятия»).
Соблюдение критериального уровня каждого из коэффициентов финансового левереджа дает 10% для рейтинговой оценки, несоблюдение коэффициента – 0%. То же правило действует и в отношении коэффициентов ликвидности.
Если каждый из коэффициентов прибыльности имеет положительное значение (то есть предприятие имеет прибыль), это дает 5% для рейтинговой оценки. Если значение коэффициентов отрицательное (у предприятия убыток) – 0% для рейтинга.
Выполнение «золотого правила» дает 5%, невыполнение – 0%. Набранное количество процентов суммируется. Наибольшее возможное значение рейтинговой оценки – 100% (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинговая оценка предприятия
| Оценка | Характеристика |
| 100% | Высокая кредитоспособность, отличное финансовое состояние |
| 80 - 90% | Хорошее финансовое состояние, хороший уровень кредитоспособности |
| 60 - 70% | Удовлетворительное финансовое состояние, удовлетворительный уровень кредитоспособности |
| 40 - 50% | Предельное финансовое состояние, предельно допустимый уровень кредитоспособности |
| 0 - 30% | Финансовое состояние хуже предельного, кредитоспособность ниже предельной |
В целом на уровень процентной ставки влияют:
· структура кредитных ресурсов и их стоимость (т.е. могут быть депозиты на короткие сроки, на длительные; могут быть средства на текущих счетах);
· спрос и предложение на кредитном рынке: чем ниже спрос, тем ниже %, чем ниже предложение, тем выше %;
· величина кредита (размер ссуды);
· стабильность денежного обращения: чем выше уровень инфляции, тем выше %;
· общий уровень рентабельности в хозяйстве: если предприятие не имеет высокой рентабельности, то оно не имеет возможности погасить ссуду;
· конкуренция в банковском деле;
· категория клиентов банка. Существуют первоклассные клиенты, для которых уровень процентной ставки обычно ниже, чем для других, т.к. отсутствует риск невозврата. При достаточно высоком риске ставки повышаются;
· прибыльность банка: для банка с высоким доходом существует возможность варьировать уровнем процентной ставки;
· гибкость цены при кредитовании (дифференциация уровня процентной ставки).
Т.А. Фролова
Банковское дело: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Оглавление