Налоговые льготы, ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками и работодателями

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Теоретический раздел 4

Отчисления во внебюджетные фонды: налоговые льготы, ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками и работодателями 4

Практический раздел 15

Задание 1. Составление отчета о прибылях и убытках 15

Задание 2. Расчет налога на доходы физических лиц 16

Список литературы 17


ВВЕДЕНИЕ

Переход экономики России на принципы рыночного хозяйствования выявил острую необходимость реформирования всей финансовой системы страны и, прежде всего, – в налоговой сфере.

Этот переход сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Объектом исследования данной расчетно-графической работы являются внебюджетные фонды в целом. А так же изучение прямого налогообложения и налога на доходы физических лиц (НДФЛ).


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

Отчисления во внебюджетные фонды:

налоговые льготы, ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками и работодателями.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВАэто совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении региональных или местных органов самоуправления. Основное место в составе внебюджетных фондов занимают социальные фонды, к которым относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ВСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Социальные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки при потере трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

С принятием Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, с 1 января 2001 г. был введен единый социальный налог (ЕСН). С переходом к уплате ЕСН была установлена единая налогооблагаемая база, уменьшены начисления на заработную плату с 39,5 до 35,6 %, а затем до 26 %, введена регрессивная шкала налогообложения и единый порядок применения финансовых санкций, сокращены количество отчетных форм и число проверок налогоплательщиков.

Учитывая, что за время функционирования ЕСН наметились негативные тенденции и выявился ряд проблем, было принято решение, начиная с 2010 г. ЕСН заменить страховыми взносами для работодателей в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и фонд социального страхования.

Порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды регламентирует Федеральный закон от 24.07.09 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее закон № 212-ФЗ). Закон № 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФ РФ на обязательное пенсионное страхование, ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФОМС на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах. Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов, уплачиваемых в ПФ РФ и ФОМС (федеральный и территориальные), и ФСС РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов, уплачиваемых в ФСС РФ. ПФ РФ осуществляет обмен необходимой информацией с ФОМС в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 02.12.2013 N 333-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которым внесены изменения в части сохранения на период до 2016 года тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

Плательщиками взносов являются :

1) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками взносов организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а также плательщики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения:

1) для налогоплательщиков-работодателей − выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые в пользу работников по всем основаниям, т. е. по трудовым договорам, по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.

2) для прочих налогоплательщиков − доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов аналогичен составу затрат, установленному для плательщиков налога на прибыль.

Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемая плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.

1) для налогоплательщиков-работодателей − как сумма доходов, начисленных за налоговый период в пользу работников в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ или в виде иной материальной выгоды. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому работнику сначала налогового периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом, и в нее не включаются доходы, полученные работниками от других работодателей;.

2) для прочих налогоплательщиков − как сумма доходов, полученных за налоговый период в денежной и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в РФ, за вычетом расходов, связанных сих извлечением. Выплаты в натуральной форме учитываются по их стоимости на день выплаты, исходя из государственных либо рыночных цен, включающих сумму НДС и акцизов.

Включение в налоговую базу выплат по гражданско-правовым договорам предполагает выплаты по договорам подряда, аренды, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом, агентский договор, договор НИОКР.

Включение в налоговую базу по взносам во внебюджетные фонды выплат по авторским договорам должно осуществляться с зачетом документально подтвержденных физическими лицами расходов, связанных с получением таких вознаграждений.

В налоговую базу в части сумм, подлежащих уплате в Фонд социального страхования в составе взносов, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.

Налоговая база по взносам во внебюджетные фонды должна быть уменьшена на выплаты, которые не подлежат налогообложению.

Не подлежат налогообложению:

1. государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2. все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с:

2.1. возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

2.2. бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

2.3. оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

2.4. оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

2.5. увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

3. суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

3.1. физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

3.2. членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

3.3. работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка;

4. суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу;

5. доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

6. доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7. суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8. взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника;

9. стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

10. суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти и т.д.;

11. стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12. стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13. суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей;

14. суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15. суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ), помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

От уплаты взносов во внебюджетные фонды освобождаются:

· организации – с сумм доходов, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;

· общественные организации инвалидов с сумм выплат, не превышающих за год 100000 рублей на одного работника;

· другие налогоплательщики − инвалиды I, II и III групп, в части доходов от предпринимательской деятельности в размерах, не превышающих 100000 рублей за налоговый период;

Налоговым периодом по взносам является календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ с 1 января 2012 года для большинства компаний установлены следующие страховые тарифы по взносам во внебюджетные фонды (таблица 1)

Примечание: начиная с расчетного периода 2014 года всю сумму страхового взноса в Пенсионный фонд необходимо перечислять одним платежным поручением на финансирование страховой части пенсии. Перечислять взносы нужно по КБК, который установлен для страховой части пенсии. Пенсионный фонд РФ сам определит сумму взносов, которую необходимо распределить на финансирование накопительной и страховой части пенсии на основании данных индивидуального учета.

Таблица 1.

База для начисления страховых взносов Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 22% 2,9% 5,1%
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 10% 0% 0%

С 1 января 2013 года некоторые компании, должные перечислять дополнительные страховые взносы.

В 2013 году их размер составляет 2 или 4%, а в 2014 году - 4 или 6%. Однако по результатам специальной оценки условий труда, некоторые фирмы смогут снизить размер дополнительных взносов. Если же специальная оценка труда не будет проведена, то платить дополнительные взносы нужно по прежним тарифам.

В 2014 году их размер составляет 4 или 6 % (ч. 1-2 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Причем перечислять дополнительные взносы нужно независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину.

ЛЬГОТНЫЕ ТАРИФЫ:

Статьей 58 Закона № 212-ФЗ установлен перечень «льготников», для которых установлено право применять пониженные тарифы страховых взносов.

1. 2012 – 2014 годы:

· для плательщиков УСН с подтвержденным основным видом деятельности: строительство; производство (пищевые продукты, минеральные воды, обувь, мебель и др.); социальная (образование, здравоохранение) и бытовая сферы (ремонт обуви, автомобилей) и др. При этом применить льготу смогут только те малые предприятия, у которых выручка от указанной деятельности составляет не менее 70% доходов.

Для них совокупная ставка взносов составляет 20%. Причем перечислять взносы нужно только в Пенсионный фонд.

2. 2012 – 2014 годы:

· для некоторых средств массовой информации (радиовещание и телевидение (по направлениям отдых, культура, спорт); издательство и полиграфия) установлены тарифы (%):

Таблица 2.

Наименование фонда 2012 год 2013 год 2014 год
ПФР 20,8 21,6 23,2
ФСС РФ 2,9 2,9 2,9
ФФОМС 3,3 3,5 3,9

· для сельхозтоваропроизводителей, плательщиков ЕСХН; общественных организаций инвалидов и созданных ими социальных учреждений (со 100-процентной долей имущества этих организаций) и организаций, где среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы не менее 25%; тех, кто использует и оплачивает труд инвалидов I, II, III группы, установлены тарифы (%):

Таблица 3.

Наименование фонда 2012 год 2013-2014 годы
ПФР 16,0 21,0
ФСС РФ 1,9 2,4
ФФОМС 2,3 3,7

Примечание: если компания совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то вести раздельный учет взносов начисленных в пользу работников, занятых на разных видах деятельности, не нужно (приказ Минздравсоцразвития РФ от 18 ноября 2009 г. № 908н).

3. 2012 – 2019 годы:

· для организаций сферы информационных технологий, хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, применяющими УСН, установлены тарифы (%):

Таблица 4.

Наименование фонда 2012 – 2017 годы 2018 год 2019 год
ПФР 8,0 13,0 20,0
ФСС РФ 2,0 2,9 2,9
ФФОМС 4,0 5,1 5,1

Общественные организации инвалидов, созданные ими учреждения и организации, а также организации, использующие труд инвалидов имеют право применять пониженные ставки, если они не занимаются производством или продажей подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также товаров, список которых утвержден постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 762.

Ставки и сумма взносов для индивидуальных предпринимателей за свое страхование в 2014 году:

Таблица 5.

Годовой доход не превышает 300 000 рублей Общий тариф взносов Общая сумма взносов, подлежащая уплате за год
31,1% 20 727,53 руб.*
Пенсионный фонд ФФОМС Пенсионный фонд ФФОМС
26% 5,1% 17 328,48 руб. ** 3399,05 руб.***
Годовой доход превышает 300 000 рублей 26% +1% с суммы превышения 5,1% + 0% с суммы превышения 17 328,48 руб. + сумма превышения х 1% 3399,05 руб.

* 20 727, 53 руб. = 1 МРОТ х 12 мес. х (26% + 5,1%).

** 17 328,48 руб. = 1 МРОТ х 12 мес. х 26%.

*** 3399,05 руб. = 1 МРОТ х 12 мес. х 5,1%.

Максимальная возможная сумма страховых взносов составляет 142 026, 89 руб. (8 х 5554 руб. х 12 мес. х 26% + 3399,05). Примерная сумма дохода, при которой страховые взносы перестают уплачиваться, составляет около 12,5 миллионов рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: