Затраты на содержание, организацию и управление цехами (другими производственными подразделениями) основного, вспомогательного и обслуживающего производств относятся к общепроизводственным расходам.
В состав общепроизводственных расходов включаются:
– стоимость материалов, запасных частей, использованных для обслуживания и ремонта производственного оборудования;
– затраты на оплату труда сотрудников, занятых обслуживанием производства (мастеров, начальников цехов, технологов, рабочих, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования), с отчислениями на социальные нужды;
– амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;
– расходы на демонтаж оборудования, затраты на материалы, детали, покупные полуфабрикаты, используемые при наладке оборудования;
– арендная плата за помещения, машины, оборудование и другие основные средства, используемые в производстве;
|
|
– расходы, связанные с эксплуатацией основных средств, непосредственно задействованных в производстве (газ, топливо, электроэнергия и т. д.);
– амортизационные отчисления по нематериальным активам, используемым в производстве;
– стоимость недостач и потерь от простоев, порчи ценностей в производстве и на складах и т. п.
В течение отчетного периода общепроизводственные расходы отражаются по дебету одноименного счета 25. При этом учет расходов на счете 25 ведется в разрезе каждого производственного подразделения.
В учете общепроизводственные расходы отражаются проводками:
Д 25 К 10 – списана стоимость материалов, запасных частей, использованных для обслуживания и ремонта оборудования;
Д 25 К 70 – начислена зарплата сотрудников общепроизводственного персонала;
Д 25 К 69 – начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты общепроизводственного персонала;
Д 25 К 23 (60, 76) – списаны расходы на содержание помещений (ремонт, плата за аренду помещений, оборудования, оплата коммунальных услуг и т. д.);
Д 25 К 02 (05) – начислена амортизация по основным средствам (нематериальным активам), используемым в основном (вспомогательном) производстве.
Такой порядок следует из положений пункта 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», Инструкции к плану счетов, письма Минфина России от 8 ноября 2005 г. № 07-05-06/294.
Затраты, связанные с управлением организацией, организацией ее хозяйственной деятельности, содержанием ее общего имущества, относятся к общехозяйственным расходам.
|
|
В состав общехозяйственных расходов включаются:
– затраты на оплату труда административно-управленческого и общехозяйственного персонала (с отчислениями на социальные нужды);
– арендная плата, амортизация, затраты на текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общефирменного и управленческого назначения;
– затраты на охрану;
– расходы на подготовку кадров и подбор персонала;
– представительские расходы;
– расходы на оплату услуг связи;
– коммунальные расходы;
– канцелярские и почтово-телеграфные расходы;
– расходы на охрану труда и т. п.
В течение отчетного периода общехозяйственные расходы отражаются по дебету одноименного счета 26:
Д 26 К 10 (21) – списаны материалы (полуфабрикаты собственного производства), израсходованные на общехозяйственные нужды;
Д 26 К 70 – начислена зарплата административно-управленческого и общехозяйственного персонала;
Д 26 К 69 – начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты административно-управленческого и общехозяйственного персонала;
Д 26 К 60, 76 – учтена в составе общехозяйственных расходов стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями (например, аудиторские, консультационные услуги);
Д 26 К 02 (05) – начислена амортизация по основным средствам (нематериальным активам) общехозяйственного и управленческого назначения.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы связаны с выпуском разных видов продукции (работ, услуг), а также обеспечивают работу организации в целом. Поэтому в отличие от прямых (основных) затрат эти расходы считаются косвенными (накладными).
В конце отчетного периода счета 25 и 26 закрываются. Накопленные на них расходы списываются в дебет счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» или 90 «Продажи» пропорционально показателям, которые должны быть установлены в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации).
Базой для распределения косвенных расходов между основным, вспомогательным и обслуживающим производствами могут быть, например, следующие показатели:
– заработная плата основных производственных рабочих;
– прямые затраты при цеховой структуре организации;
– количество отработанных машино-часов работы оборудования;
– размер производственных площадей;
– материальные затраты;
– объем выработки в натуральных или стоимостных показателях.
Например, в производствах со значительной долей расходов на оплату труда косвенные расходы целесообразно распределять пропорционально зарплате основных производственных рабочих. Косвенные расходы распределяются пропорционально материальным затратам (стоимость сырья, материалов, запасных частей и т. д.) в том случае, если они составляют значительную долю в себестоимости произведенной продукции.
Пример. Распределение косвенных расходов, связанных с выполнением производственного заказа. Организация применяет позаказный метод калькулирования себестоимости.
В апреле ОАО «Производственная фирма "Мастер"» приняло и выполнило два производственных заказа (№ 1 и № 2) на изготовление специального транспортного оборудования. Учетной политикой «Мастера» предусмотрено, что общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально зарплате производственных рабочих, занятых в выполнении каждого заказа.
В апреле фактическая сумма расходов составила:
– общепроизводственных – 100 000 руб.;
– общехозяйственных – 125 000 руб.
Прямые расходы по заказу № 1 составили:
|
|
– стоимость израсходованных материалов – 82 300 руб.;
– зарплата производственных рабочих – 68 500 руб.;
– сумма взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты производственных рабочих – 18 427 руб.
Итого по заказу № 1 – 169 227 руб.
Прямые расходы по заказу № 2 составили:
– стоимость израсходованных материалов – 151 500 руб.;
– сумма начисленной заработной платы производственных рабочих – 55 000 руб.;
– сумма взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты производственных рабочих – 14 795 руб.
Итого по заказу № 2 – 221 295 руб.
Общая сумма зарплаты производственных рабочих по обоим заказам составила 123 500 руб. (68 500 руб. + 55 000 руб.).
Доля зарплаты производственных рабочих в общей сумме их зарплаты равна:
– по заказу № 1 – 55% (68 500 руб. / 123 500 руб.);
– по заказу № 2 – 45% (55 000 руб. / 123 500 руб.).
На себестоимость заказа № 1 отнесены:
– часть общепроизводственных расходов в сумме 55 000 руб. (100 000 руб. * 55%);
– часть общехозяйственных расходов в сумме 68 750 руб. (125 000 руб. * 55%).
Фактическая себестоимость заказа № 1 составила:
169 227 руб. + 55 000 руб. + 68 750 руб. = 292 977 руб.
На себестоимость заказа № 2 отнесены:
– часть общепроизводственных расходов в сумме 45 000 руб. (100 000 руб. – 55 000 руб.);
– часть общехозяйственных расходов в сумме 56 250 руб. (125 000 руб. – 68 750 руб.).
Фактическая себестоимость заказа № 2 составила:
221 295 руб. + 45 000 руб. + 56 250 руб. = 322 545 руб.
При списании общепроизводственных расходов (после распределения) делают проводку:
Д 20 (23, 29) К 25 – списаны общепроизводственные расходы за отчетный месяц.
Общехозяйственные расходы можно списывать одним из трех способов:
– на счет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);
– на счет 90-2 «Себестоимость продаж».
– на счете 97 «Расходы будущих периодов».
|
|
Выбранный способ списания общехозяйственных расходов закрепляют в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 20 ПБУ 10/99).
В первом случае общехозяйственные расходы формируют «полную» себестоимость готовой продукции и списываются по окончании месяца.
Списание общехозяйственных расходов (после распределения) отражают проводкой:
Д 20 (23, 29) К 26 – списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.
Во втором случае формируется «сокращенная» себестоимость готовой продукции, а общехозяйственные расходы полностью списываются на реализацию независимо от того, сколько продукции было реализовано в отчетном периоде.
В момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (результаты работ или услуг) к покупателю отражают выручку от ее продажи и списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг):
Д 62 К 90-1 – отражена выручка от продажи продукции;
Д 90-2 К 43 – списана фактическая себестоимость отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
Д 90-3 К 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС по реализованной продукции.
В конце месяца списывают сумму общехозяйственных расходов:
Д 90-2 К 26 – включены в себестоимость продаж общехозяйственные расходы.
Такие правила установлены пунктами 5 и 12 ПБУ 9/99 и Инструкцией к плану счетов (счета 20, 25, 26).
В третьем случае расходы не будут учитываться в себестоимости (формировать убыток) до тех пор, пока организация не начнет получать доходы. Как только организация начнет получать доходы, эти затраты нужно будет переносить на себестоимость продукции (работ, услуг), с производством которой они были связаны. Порядок переноса расходов будущих периодов на себестоимость организация должна определить самостоятельно (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).
Например, такие расходы можно списывать:
– равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя организации;
– пропорционально доходам, полученным от реализации, и другими способами.
Установленный порядок списания расходов будущих периодов необходимо закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 4 ПБУ 1/2008).