Место и роль политических партий

в современном политическом менеджменте

Политические партии, политические и иные общественные объеди­нения как основные политические институты современной России в настоящее время выступают активными участниками политического процесса. В силу этого обстоятельства они во многих случаях являют­ся субъектами политического менеджмента, разрабатывая и реализуя различные политические проекты и кампании, а также участвуя в под­готовке и принятии политических решений.

Политические партии в их современном понимании заметно из­менили мир политики, создав новые возможности для влияния граж­дан на власть. Дело в том, что прежде права избирателей «заканчива­лись» вместе с завершением выборов. Избранный кандидат вовсе не был обязан подчиняться воле своих избирателей. Он — просто пред­ставитель общества. С образованием же партий депутат не проявля­ет собственную инициативу, а передает волю партии, опирается на ее поддержку. В силу своей организованности партии оказались гораздо эффективнее по сравнению с отдельным парламентарием в вопросах мобилизации общественного мнения, представительства и реализации политических интересов социальных групп.

Партии как новая политическая реальность возникают при дости­жении обществом определенного уровня зрелости, а возникнув, сами становятся доминирующим фактором политической жизни. Следо­вательно, партии являются одновременно результатом и фактором политического управления. С одной стороны, как отмечали Дж. Лапа-ломбара и М. Вейнер, партии — это результат процесса политического развития, но с другой стороны, партии можно рассматривать как «не­зависимую институциональную силу, порождающую само политиче­ское развитие».

Чтобы определить место и роль политических партий как субъ­ектов политического менеджмента, нужно обеспечить понимание их социальной природы, партогенеза и функционирования в условиях демократического политического процесса1.

Исторически обусловленное многообразие политических процес­сов, социально-экономических, культурно-духовных условий разви­тия привело к возникновению различных типов партий, отличающих­ся друг от друга функциями, строением, направлениями деятельности,

корпоративной ориентацией. Но основные характеристики политиче­ских партий можно представить в виде схемы 3.

Политическая партия

Добровольный союз, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью либо к участию в осуществлении власти в государстве

Основные признаки

Структура

Функции

Носитель определенной идеологии или особого видения мира

Организованное объединение людей (достаточно длительное) добровольное, структури­рованное на разных уров­нях политики — от мест­ного до международного

Партийный аппарат

Рядовые члены (партийные массы)

Сторонники партии

Нацеленность на завоева­ние и осуществление власти

Выражение и отстаивание

а политике интересов определенных социальных групп общества

Борьба за власть, ее использо-' вание или контроль над ней

Выявление, формирование и обоснование интересов больших социальных групп

Активизация и интеграция больших социальных групп

Разработка партийной идеологии, ведение пропаганды и формирование общественного мнения

Политическое воспитание общества в целом или определенной его части

Подготовка и выдвижениекадров для партии, государственных структур и различных общественных организаций

Схема 3. Основные характеристики политических партий (Источник: Политический менеджмент. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. — С. 688.)

Базовые знания по теории партий и их типологии содержит общий курс политологии, а в нашем случае важно показать политическую и функциональную роль политических партий как активных участ­ников политического управления и описать управленческие возмож­ности соединения социально-политического и кадрового потенциала партий с технологиями политического менеджмента.

Прежде всего следует уточнить сущность, особенности возникно­вения и развития политических партий. В системе негосударственных организаций партии с момента их появления на политической арене занимали и занимают ключевое место. Являясь частью гражданско­го общества, они выполняют функции посредников в отношениях государства, общества, населения, защищают и выражают интересы граждан, отдельных групп в различных сферах государственной жиз­ни. Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях» 2001 г. содержит характеристику статуса и предназначения политических партий в современной России, которая предопределяет нормативную основу функционирования политической партии в политико-управ­ленческих отношениях.

Основными целями политической партии являются:

♦ формирование общественного мнения;

♦ политическое образование и воспитание граждан;

♦ выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественно­сти и органов государственной власти;

♦ выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (предста­вительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе1.

Самый общий анализ сформулированных в законе целей партии показывает, что их реализация создает широкие возможности для пу­бличной деятельности партий и позволяет им применять в этой дея­тельности обширный арсенал форм и методов политического менедж­мента.

При всем многообразии определений сущности политической пар­тии как института, известных в политической науке, в нашем случае важно подчеркнуть значение партии как политической силы, как ме­ханизма, системы, объединяющей граждан, членов партии, депутатов. Принципиально важно понимать, что современные политические пар­тии тесным образом связаны с избирательным процессом и борьбой за получение необходимых голосов в конкуренции с другими партиями, преследующими цель выдвижения своих представителей на полити­ческие посты.

Партия как политический институт обладает целым рядом отличи­тельных признаков, во многом детерминирующих ее политико-управ­ленческий потенциал. Из них можно выделить пять основных: 1) на­личие идеологической основы; 2) программы, излагающей ее цели, задачи, средства их достижения; 3) устава, определяющего ее струк­туру, членство, права и обязанности членов партии, центральные, региональные и местные органы; 4) борьбы за власть — как главной содержательной цели партии; 5) партия всегда определяет свой поли-

Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях», ст. 4.

тико-правовой статус — отношение к государству, формам правления, к политическому режиму.

Выделяются четыре критерия, отличающие партию от других орга­низаций: 1) долговременность действий; 2) обязательная связь центра с местными организациями; 3) стремление к власти; 4) постоянный поиск народной поддержки.

Таким образом, при всем многообразии подходов партия рассма­тривается как группа людей, объединенная общими целями и задача­ми, на основе единой идеологии, стремящаяся к завоеванию политиче­ской власти.

Какие свойства политической партии определяют ее роль как субъ­екта политического менеджмента?

В свое время М. Я. Острогорский, характеризуя природу полити­ческих партий, подчеркивал их стремление подчинить все проявления политической активности человека; М. Вебер понимал предназначе­ние партий как механизмов продвижения к власти лидеров1. Совре­менные партии вполне соответствуют этой характеристике. Являясь в современном демократическом политическом процессе одним из ос­новных публичных институтов, партии реализуют свое предназначе­ние как механизм агрегирования и артикуляции общественных инте­ресов и потому всегда заинтересованы в укреплении и развитии своих связей с населением, избирателями. Отсюда вытекает фундаменталь­ная потребность политических партий в участии в обсуждении и при­нятии политических решений, инициации и реализации различного рода политических проектов, социальных инициатив и т. п. Поэтому политические партии в реальной общественной жизни выступают в качестве субъектов политического менеджмента, постоянно исполь­зуют весь его арсенал форм и методов.С другой стороны, важно иметь в виду, что само партийное строи­тельство в настоящее время представляет собой большей частью реа­лизацию определенного политического проекта, в процессе которого также используются средства и методы политического менеджмента. Политическая история постсоветской России наполнена примерами такого рода партстроительства. Наиболее известный политический проект такого рода — зарождение и становление политической партии «Единая Россия», но, строго говоря, появление и развитие большин­ства современных политических партий России является продуктом технологической деятельности политических менеджеров. В политологической науке известна классификация этапов в исто­рии становления политических партий, предложенная М. Вебером: 1) аристократические группировки (кружки); 2) политические клу­бы; 3) современные массовые партии. Однако не всегда при своем формировании партии проходят все этапы развития. Первые два этапа можно считать предпосылками создания партий. Большин­ство партий формировались сразу как массовые партии. Классиче­ский, трехэтапный, путь развития прошли лишь партии тори и виги в Великобритании, частично в Италии, Франции. Исторически пар­тии формировались как представительные структуры, выражавшие групповые интересы, как институты, оппозиционно настроенные к другим политическим союзам, государству. Эта оппозиционность, относительная самостоятельность являлись причинами негативного восприятия партий как источников кризисов общества. Отрицатель­но относились к партиям государственные деятели: Дж. Вашингтон в США, К. Победоносцев в России; политики и ученые — А. Ток-виль, Дж. Миль. Предпосылками появления массовых партий яви­лись законодательное оформление всеобщего избирательного права, создание представительных институтов, появление «третьего сосло­вия». Создание массовых политических партий, укрепление их по­литического и правового статуса связано с появлением буржуазии, социальной стратификацией общества, плюрализмом во всех сферах деятельности (что вело к конкуренции, прежде всего политической), развитием парламентских основ буржуазной государственности. От клубов — неких прообразов партий — они отличаются массовостью, четко выраженной политической, идеологической ориентацией, ис­пользованием различных средств политического воздействия — про­паганды, агитации, политического просвещения и воспитания.

В США партии начинают организовываться в 1830 г. при президен­те Джексоне; во Франции и других европейских государствах появле­ние партий связано с революцией 1848 г.; в 1861 г. была создана первая массовая либеральная партия в Англии; в 1863 г. Ф. Лассалем была создана первая рабочая партия в Германии — Всеобщий германский рабочий союз.

Массовые, в основном социал-демократические, партии формиру­ются к концу XIX в. в большинстве стран Западной Европы, что спо­собствовало развитию парламентаризма, распространению избира­тельного права, формированию основ гражданского общества.

В России политические партии возникли позднее, чем в Европе, что объясняется различным уровнем зрелости общественных отноше­ний, особенностями развития политической, социально-экономиче­ской структур, своеобразием культурно-духовного развития.

Возникновение политических партий (вначале кружков, политиче­ских организаций — «Земля и воля», «Народная воля», «Черный пе­редел» и др.) связано с осознанием в наиболее прогрессивных кругах общества необходимости изменения существующего монархического строя, ставшего регрессом как для внутреннего, так и внешнего раз­вития государства, благосостояния его граждан. Носительницей этих оппозиционных настроений в России была интеллигенция, часть ко­торой формировала и определяла правительственный курс, а другая выступала с его критикой. Интеллигенция создавала партии под свои идеологические модели («Народная воля»), что оказывало влияние на программу партии, ее цели, задачи, стратегию и тактику.

Первыми в России возникли партии революционно-демократи­ческого направления — Российская социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров, затем партии либеральной ори­ентации — Конституционно-демократическая партия и, наконец, пра-воконсервативной — «Союз 17 Октября».

Российские партии имели свои особенности: длительный период созревания от нелегальной работы, поисков союзников до массовых организаций, оппозиционность правящему режиму за исключением нескольких проправительственных партий.

Деятельность политических партий проходила при отсутствии глубоких демократических традиций, правовых институтов, что спо­собствовало сохранению авторитарного, монархического режима, углублению политического кризиса в стране. Стремления власти со­здать демократический фасад в виде Государственной думы, реформи­рования страны (П. Столыпин) не затрагивали основ политического строя и вели к углублению кризиса, охватившего все сферы общества, закончившегося серией революций и победой Октябрьской револю­ции 1917 г.

В период правления большевиков была уничтожена созданная до революции многопартийная система и установлена диктатура одной правящей партии; инакомыслие и плюрализм подавлялись. Коммуни­стическая идеология стала основой общественных, культурно-духов­ных отношений, определяла содержание искусства, литературы, теа­тра, кинематографа, оказывала влияние даже на науку.

Однако кризис советской системы, повлекший ослабление пар­тийно-государственной диктатуры и создавший предпосылки для демократизации всех сфер общества, привел к поиску новых путей развития страны, что, в свою очередь, способствовало становлению многопартийной системы в современной России.

В создании многопартийности современной России можно выде­лить четыре этапа.

♦ 1985-1987 гг. (период горбачевской оттепели): появление нефор­мальных движений, преимущественно в форме кружков, с разными идеологическими установками, малочисленными по составу, объе­диненными на антибюрократической платформе.

♦ Вторая половина 1987 — 1991 гг.: создание народных фронтов на почве национального возрождения в республиках, появление мно­гочисленных организаций в защиту «некоренного» населения Рос­сии.

♦ 1991-2001 гг.: массовое образование политических партий и объ­единений, что связано со вступлением в силу Закона СССР «Об общественных объединениях», который уничтожал монополию одной партии и предоставлял право на существование альтерна­тивным партиям. По данным Министерства юстиции РФ, по состо­янию на 1 января 2001 г. в РФ было зарегистрировано 187 общерос­сийских политических общественных объединений.

♦ 2001 г. — по настоящее время: период, связанный с появлением Закона РФ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» и харак­теризуемый процессом резкого сокращения политических партий и ужесточения условий их создания. Так, на 2011 г. в России заре­гистрировано 7 политических партий:

1) Всероссийская политическая партия «Единая Россия»;

2) Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»;

3) Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»;

4) Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»;

5) Политическая партия «Патриоты России»;

6) Политическая партия «Справедливая Россия»;

7) Всероссийская политическая партия «Правое дело». Согласно политической теории, политическая партия, являясь

связующим звеном народа, определенных групп и государства (граж­данского общества и государства), способствует преодолению кон­фликтов между ними, выступает одним из важнейших механизмов распределения в обществе властных полномочий и статусов. Выдвигая требования, партии обеспечивают институализацию политического участия граждан в политическом процессе, придают общественно-по­литической активности населения формализованные рамки, находя­щиеся под контролем партийных лидеров. Задачами партий являются превращение частных интересов отдельных групп, социальных слоев, граждан в общий политический интерес, углубление связей и отноше­ний между различными ветвями власти, местными и центральными органами государственного управления, различными политическими институтами. Целью политических партий является завоевание поли­тической власти или участие в ее реализации, а также выполнение тре­бований, интересов тех слоев общества, которые они представляют.

В соответствии с Законом «О политических партиях» основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государ­ственной власти, выдвижение кандидатов на выборах в законодатель­ные органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Политические партии осуществляют свою деятельность, основы­ваясь на Программе (программа-минимум, например, содержит стра­тегию и тактику в период завоевания власти; программа-максимум осуществляется после прихода к власти), а также Уставе, который определяет цели, задачи партии, ее внутреннюю структуру, руководя­щие органы и т. д.

Согласно Закону «О политических партиях», партия должна иметь региональное отделение — структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъек­та Российской Федерации. Партия, если это предусмотрено Уставом, может иметь свои местные и первичные организации.

Историческая практика показывает, что политические партии для достижения своих целей должны разрабатывать стратегию социаль­но-экономического, политического, культурно-духовного развития, предлагать пути решения стоящих перед государством и обществом проблем, быть представлены в структурах власти, иметь механизмы влияния на своих представителей.

Функции политических партий подразумевают основные направ­ления их деятельности по реализации поставленных целей и задач. Функции политических партий зависят от исторических условий, от характера политического режима в стране, от конкретных лидеров партии и т. д.

От всех других политических институтов партию отличают свойст­венные ей функции и характерные способы их осуществления, опре­деленная внутренняя организация и структура, наличие политической программы действий, та или иная идеологическая система ориента­ции, а также ряд других менее значимых признаков.

оявившись на политической сцене, партии превратились в важ­ный фактор общественного развития. Их роль обусловливается теми функциями, которые они выполняют в обществе. Количество функ­ций может варьироваться по странам и зависит от уровня экономи­ческой, социальной, культурной и политической зрелости общества. В индустриально развитых странах, где высока специализация ролей и функций политических институтов, партии выполняют в представи­тельной системе относительно ограниченные функции, прежде всего формирование общественного мнения, отбор кандидатов и обеспече­ние условий деятельности депутатов. Названные функции вычленя­ются с акцентом на электоральное и парламентское направление дея­тельности партий.

В модернизирующихся обществах, где специализация политиче­ских ролей и структур еще ограниченна, спектр функциональности партий весьма широк, и, как следствие, они оказываются включенны­ми в многочисленные виды деятельности. По своей природе эти пар­тии заметно отличаются от парламентских партий в развитых странах и напоминают деятельность тоталитарных партий.

В политической науке, однако, не существует единства мнений по вопросу о функциях партий. Различные авторы используют в этом от­ношении разные теоретические подходы.

Классический, или структурный, подход (М. Дюверже) акцентиру­ет внимание на такой функции партий в развитых странах, как фор­мирование общественного мнения. Обеспечивая население инфор­мацией о программах и возможностях кандидатов, партии не только стимулируют свободный выбор каждым гражданином того или иного кандидата, но и сплачивают избирателей и кандидатов на определен­ной идеологической основе. В результате выбор избирателя происхо­дит осмысленно, а не на основе веры.

Некоторые авторы называют эту функцию партий электоральной и считают ее наиболее важной, отмечая, что «основная функция по­литических партий — структурировать общественное мнение, изме­рять его состояние и сообщать ответственным членам правительства и руководству так, чтобы руководители и подчиненные, общественное мнение и власть разумным образом сблизились друг с другом. Прин­цип представительной власти целиком основан на этих связях».

Отбирая кандидатов на выборы и предлагая их избирателям, пар­тии выполняют функцию политического рекрутирования. Кадровые партии проводят рекрутирование закрыто, на заседаниях руководя­щих органов. Массовые партии отбирают кандидатов посредством прямого или косвенного участия рядовых членов партии. И в первом, и во втором случае заметны олигархические тенденции. Однако отме­ченные недостатки нейтрализуются теми преимуществами, которые партии предоставляют политической системе.

Прежде всего целенаправленным отбором кандидатов партии обес­печивают циркуляцию элит. «Система позволяет, — отмечал М. Дю-верже, — создать правящий класс, вышедший из народа и приходящий на смену прежнему... Самый глубокий смысл политических партий в том, что они пытаются создать новые элиты... Всякое правительство олигархично по природе, однако источники олигархии и пути их обра­зования могут быть весьма различными. Режим без партий увекове­чивает правящие элиты, пришедшие к власти благодаря деньгам или положению. Режим без партий — это обязательно консервативный режим... Исторически партии зародились, когда народные массы на­чали реально участвовать в политической жизни: они создали необхо­димые рамки, позволяющие им набирать из своих рядов собственные элиты.».

Партии выступают связующим звеном между избирателями и де­путатами. Влияние на избирателей они оказывают, разъясняя пози­цию депутатов и одновременно информируя последних о чаяниях из­бирателей. Не менее важно и то, что партии создают среду, в которой действуют депутаты-парламентарии. Партии объединяют депутатов одной политической ориентации и обеспечивают их согласованные действия, задавая дисциплину голосования. Так называемые «мягкие» партии не заставляют голосовать своих депутатов одинаково, а «жест­кие» партии предписывают своим депутатам четко соблюдать дисци­плину голосования.

Г. Алмонд и Д. Пауэлл используют системный подход к анализу функций партий. С их точки зрения, партии выступают элементом, обеспечивающим жизнеспособность социальной системы благодаря эффективному реагированию на импульсы, поступающие из внеш­ней среды. Следуя такой исходной посылке, они расширяют список функций, выполняемых партиями. Так, наиболее важной оказывается функция агрегирования (то есть согласования и обобщения разнород­ных элементов) интересов, которая явно преобладает у партий, дейст­вующих в условиях их значительного многообразия.

Обобщенные интересы формулируются в программах, требовани­ях, лозунгах и представляются властным структурам. Это функция артикуляции (репрезентации) интересов. Наряду с двумя указанными партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, недрении и применении правил взаимодействия по­литических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя интересы и требования социальных групп власти, партии выполняют функцию коммуникации, то есть взаимосвязи властных структур и общества, обеспечивая их устойчивый диалог, способствуя сближению их позиций. Приспособление социальной си­стемы к постоянно изменяющимся условиям своего функционирова­ния, обеспечение динамического равновесия групп интересов партии осуществляются посредством политического рекрутирования и по­литической социализации. Отбирая наилучших кандидатов на руко­водящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты. Добровольное принятие гражданами целей и установок политической системы происходит благодаря культивированию пар­тиями определенных ценностей и стереотипов поведения.

Функции партий могут варьироваться в зависимости от поли­тического режима. Для тоталитарных партий (коммунистического и фашистского толка) одной из наиболее важных функций является функция политической мобилизации. Мобилизация означает обес­печение форсированной поддержки политических целей со стороны широких слоев населения. Высокий уровень участия масс в политике осуществляется с помощью идеологической обработки населения, ма­нипулирования общественным сознанием, выдвижения лозунгов, со­ответствующих ожиданиям масс, контроля за информацией, наконец, применения насилия к инакомыслящим.

С точки зрения политического менеджмента наиболее существен­ное значение имеют следующие функции политических партий.

1. Осуществляющие разработку стратегии и тактики своего поли­тического курса, направленного на решение проблем, существую­щих в обществе, государств, партии: а) формируют общественное мнение, проводят различные акции, организуют дискуссии; б) вы­ражают интересы групп граждан и доводят их до сведения власти и общества через СМИ; в) воспитывают гражданственность, под­держивают интерес к общественным делам (стратегия «малых дел»), организуют гражданское общество; г) защищают права мар­гинальных слоев и дают им возможность выразить свое недоволь­ство, привлекая мнение общественности, побуждая правительство к принятию необходимых мер; д) проводят критику правительст­венной политики оппозиционными партиями; е) выполняют рас­ширение численного состава партии, воспитание новых кадров, осуществление преемственности поколений.

2. Кроме вышеперечисленного они осуществляют организацию и участие в выборах органов государственной власти федерально­го, регионального и местного уровней: а) создание избирательныхблоков; б) привлечение сторонников, близких по идеологическим взглядам; в) выдвижение кандидатов на выборах всех уровней, их формирование и обучение; г) проведение активной избирательной кампании с использованием современных выборных технологий; д) подведение итогов результатов выборной кампании — достиже­ния, просчеты.

3. Проводят идеологическую пропаганду ценностей партии, осу­ществляющуюся через своих сторонников как в структурах влас­ти, так и в обществе: а) посредством влияния на законодательную, исполнительную власть всех уровней с помощью своих предста­вителей; б) участия в парламентском контроле за деятельностью правительства через своих депутатов; в) разъяснения и пропаганды политики правительства снизу (если партия пришла к власти).

4. Организуют осуществление коммуникативной функции между обществом и государством, способствуя стабильному развитию де­мократической системы, созданию гражданского общества: а) фор­мулируют, обосновывают и доводят до государственной власти требования общества; б) разрабатывают и предлагают программы развития страны, решение актуальных социально-экономических, политических (геополитических), культурно-духовных проблем. Важнейшей функцией политических партий является участие в из­бирательных кампаниях в законодательные органы власти всех уров­ней. Выборы в Государственную думу и участие в них политических партий различных идеологических воззрений свидетельствуют об определенных успехах демократизации российского общества. Одна­ко при многообразии политических партий не всем удается перейти установленный законом 7%-ный барьер, стать депутатами законода­тельного органа и создать собственную фракцию. Это объясняется многими причинами, среди которых: непопулярность партии и ее ли­дера, неубедительная программа, бездействие членов партии в период между выборами в законодательный орган власти, отсутствие финан­совой и административной поддержки.

Управленческий потенциал любого субъекта политического ме­неджмента является основным условием успеха его деятельности. Применительно к политическим партиям важно понимать, на чем основывается их роль в политическом процессе и чем обеспечивается достижение ими своих целей.

Главными ресурсами современных отечественных политических партий как субъектов политического менеджмента выступают: ♦ наличие сильной организации, имеющей отделения в регионах

России и обладающей реальным влиянием в них на общественную

жизнь и органы государственной власти и самоуправления;

♦ устойчивая связь с обществом (аккумуляция и артикуляция ин­тересов избирателей, постоянное давление на государственные структуры с целью их осуществления);

♦ наличие политической идеологии, основные положения которой интегрировали бы в себе предельно широкие общественные инте­ресы, общенациональные приоритеты и с помощью которой можно было бы мобилизовать избирателей на поддержку политической партии или движения;

♦ сильный политический лидер, способный вести за собой не только членов собственной организации, но и людей из различных слоев общества. При этом лидер должен обладать реальным влиянием на политическую элиту общества (региональную и центральную), уметь решать сложные политические проблемы;

♦ наличие финансовой базы: партии и движения должны обладать устойчивыми источниками финансовых средств, поддержкой со стороны крупных финансовых центров (банков, крупных фирм и предприятий) для ведения повседневной политической деятель­ности, агитации, содержания центрального руководства;

♦ информационная поддержка: политические партии и движения должны иметь не только собственные журналы или газеты, но и пользоваться поддержкой массмедиа (в первую очередь телевиде­ния). Создаваемый партиями и движениями со стороны массмедиа имидж в немалой степени способствует их успеху или неудаче;

♦ информационно-аналитическая база: политические партии и дви­жения должны иметь связь с ведущими аналитическими центрами страны и свою собственную команду аналитиков. Аккумулируя полученную информацию, они могут прогнозировать дальнейшую ситуацию в стране и в зависимости от этого корректировать свою деятельность.

Современная российская многопартийность — один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельству­ет об эффективности политической системы, является важным факто­ром укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.

Из определения Э. Берка следует, что партия — это «группа лю­дей, объединившихся для того, чтобы совместными усилиями на ос­нове разделяемых ими принципов обеспечивать общенациональный интерес»1. Определяя партию как часть политической системы, целе­сообразно выделить те функции, выполнение которых берет на себя организация, претендующая на это звание. В свое время минимальный набор этих функций довольно удачно сформулировали Дж. Лапалом-бара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое раз­витие».

По их мнению, партии возникают везде, где политическая систе­ма достигает определенного уровня сложности, который предполагает либо участие масс в политике, либо контроль над массами со стороны власти.

Первый существенный признак партии как социального института заключается в том, что партия — это организация, то есть достаточно длительное по времени объединение людей. Долговременность дейст­вия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, кли­ки, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.

Второй признак партии — существование устойчивых местных ор­ганизаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руко­водством.

Третий признак состоит в том, что цель партии — завоевание и осу­ществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличать партии от групп давления. Если партии ставят целью завое­вание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депу­татов в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы.

Четвертый признак партии предполагает обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в ней. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и в парламентской деятельности1.

Этот набор конституирующих признаков партии следует допол­нить также идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.

Таким образом, в любой стране, тоталитарной или демократиче­ской, партия:

♦ выступает как организатор общественного мнения и посредник, передающий требования общества в центр принятия государствен­ных решений;

♦ ставит перед своими последователями широкие общественные за­дачи;

♦ рекрутирует активистов и выдвигает политических лидеров.

Кристаллизация партийных функций, становление структуры пар­тий и выработка их наиболее типичных способов деятельности в по­литической системе осуществлялись в партогенезе — многовековом процессе формирования и функционирования этого политического института1.

Следует подчеркнуть, что среди историков и политологов до сих пор идут споры относительно самого существования российской пар­тийной системы. Однако большинство исследователей склонны к ут­верждению, что партийная система в России все-таки имеется, однако весьма слаба и еще только делает первые шаги.

В 1990-е гг. российская публичная политика была более конкурент­ной, но по большей части непартийной. Сейчас происходит прямо противоположный процесс. Российская политика все более и более становится партийной. Например, все четыре высших поста в нашем государстве занимают или в ближайшем будущем будут занимать партийные политики или партийные номинанты. То есть, по мнению В. Гельмана, процесс партизации российской политики явно налицо, но в то же время уровень партийной конкуренции в 2000-е гг. России заметно упал2.

Анализ политико-управленческого потенциала современных рос­сийских партий позволяет современным исследователям выделить не­сколько существенных факторов их развития.

1. Институциональный фактор играет основополагающую роль в становлении, развитии и функционировании российской много­партийности. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституци­онного принципа государством гарантируется равенство полити­ческих партий перед законом, кроме того, государством обеспе­чивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. Федеральный закон «О политических партиях» с внесен­ными в него поправками, Федеральный закон «О выборах депу­татов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» усиливают централизацию власти и государственный контроль над общественной и политической жизнью. Главным ша­гом в этом направлении можно считать введение исключительно пропорциональной системы на выборах в Государственную думу,

запрет на создание избирательных блоков и на переход депутатов из одной партии в другую, ликвидацию графы «против всех» в бюл­летене для голосования и минимального порога явки. Цель этих шагов очевидна: сконцентрировать власть в руках нынешней пра­вящей элиты и отсечь возможность внезапного появления сильных конкурентов.

2. Политический фактор. Позиции государственного контроля под­креплены также благодаря тому, что лидером ведущей партии «Единая Россия» является бывший президент и ныне занимающий пост премьер-министра В. В. Путин. Беспрецедентный в мировой практике факт, когда лидер партии не является ее членом, подчер­кивает, что он не выдвигается партией, а опирается на нее, исполь­зует ее как инструмент власти. Разумеется, ни о каком «партий­ном правительстве» речи не идет, однако со всей определенностью можно говорить о полупрезидентском типе нашей политической системы, что, конечно, способствует увеличению значимости рос­сийской многопартийности.

3. Кадровый состав партийной элиты определяется в значительной степени по персоналистскому принципу — личного знакомства, землячества, корпоративной принадлежности, личной лояльности. «Когда во власти оказывается множество бывших сокурсников, сослуживцев и земляков первого лица, — иронизирует один из по­литических публицистов, — невольно возникает вопрос: что это — невероятная концентрация талантов или просто ориентация на „своих", лично преданных? Вопрос, впрочем, риторический». И за­ключает: «Ориентация на „своих" приводит к закупорке механизма обновления власти и ее, грубо говоря, гниению». Опасаясь такого рода последствий сужения круга ответственных лиц, властвующая элита стремится активизировать партию власти. Различного рода добровольно-принудительные способы привлечения членов из не­элитных слоев создают лишь иллюзию массовости.

4. Следующим не менее значимым фактором является уровень раз­вития политической коммуникации, анализу которой уделяют большое внимание современные политологи. Под политической коммуникацией Р.-Ж. Шварценберг понимает «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической си­стемы, а также между политической и социальными системами». Л. Пай включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику».

В настоящее время формируется законодательная база, обеспе­чивающая доступ к информации органов государственной власти и местного самоуправления. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» направлен на регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа граждан, организа­ций, общественных объединений, органов государственной власти, иных государственных органов, а также органов местного само­управления к информации о деятельности государственных орга­нов и органов местного самоуправления. Важно, что значительное внимание уделяется информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. Это свидетельствует о том, что уровень политической культуры в современном обществе только возрастает, а следова­тельно, у всех партий есть равный доступ к информационным ре­сурсам.

5. И наконец, важно учитывать уровень политической культуры обще­ства в целом. В нашей стране сложилось устойчивое многовековое отчуждение основной части населения от институтов власти. По данным социологических опросов различных исследовательских фондов, политические партии в нашей стране не пользуются массо­вой поддержкой населения. Стоит отметить, что довольно многие граждане страны ставят партиям в вину стремление к власти, меж­партийную борьбу как таковую.

Все это определенно говорит о том, что институт партий сегодня не слишком популярен. Такая позиция российского населения объяс­няется тем, что партии не отстаивают общенациональные интересы людей в политических структурах и не являются посредниками, пе­редающими требования общества в центр принятия государственных решений.

Стремясь преодолеть эту тенденцию, современные российские по­литические партии России широко используют такую форму работы, как партийные проекты. По существу они являются специализирован­ной формой одного из методов политического менеджмента — полити­ческого проектирования.

Проекты — важнейший элемент партийной работы. Они рожда­ются там, где с точки зрения партийных интересов ситуация требует конкретных действий, системного подхода, нацеленности на резуль­тат. Выявляются наиболее актуальные проблемы и запросы общества, разрабатываются эффективные технологии их решения.

На VII Съезде Всероссийской политической партии «Единая Рос­сия» в 2006 г. было принято решение о запуске целой серии партийных проектов. В настоящее время партия «Единая Россия» реализует та­кие проекты, как «500 бассейнов» (реализуется в вузах, находящихся в ведомственном подчинении Минобрнауки России), «Библиотеки России» (цель проекта — содействие развитию библиотечной систе­мы России), «Кадровый резерв — профессиональная команда страны» (в рамках проекта предстоит идентифицировать «новых людей» для страны, для реализации амбициозных проектов и «Стратегии-2020»). Цель проекта «ЕР» «Партийный контроль» — создание системы пу­бличного партийного влияния на исполнительные органы власти и др.1 Партия «Справедливая Россия» реализует свой проект анало­гичного типа «Справедливое ЖКХ», КПРФ — партийный проект под названием «Антикризисная программа КПРФ» и т. д. Несмотря на то что большинство проектов современных политических партий России носит инфраструктурный характер, их имиджевая направленность очевидна.

В период избирательных кампаний политическая составляющая партийной проектной работы существенно возрастает. По мнению из­вестных специалистов в области политических и избирательных тех­нологий Е. Малкина и Е. Сучкова, предвыборные проекты предназна­чены для решения важных для партии задач. Они позволяют:

♦ усилить положительный образ партии, обеспечить узнаваемость и формирование положительного образа ее кандидатов;

♦ привлечь к партии и ее кандидатам дополнительные контингенты активистов и сторонников и подготовить партийный актив и пар­тийную структуру к избирательным кампаниям;

♦ увеличить объем ресурсов для избирательной кампании и парт-строительства2.

Ярким примером партийного проекта чисто политико-управлен­ческого характера является реализация идеи В. В. Путина 2011 г. об Общероссийском народном фронте — ОНФ. Совершенно очевидно, что этот проект целиком разрабатывается и реализуется по принципам и методам политического менеджмента.

Последующий ход событий будет определяться тем, насколько власть, политические элиты и само российское общество в целом усво­или уроки последних десятилетий, насколько они научились брать на себя ответственность за состояние собственных дел. От этого зависит

и то, насколько эффективно будут функционировать общественные институты, в том числе политические партии, и как будет развиваться российский политический процесс.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение политической партии.

2. Перечислите основные функции политических партий.

3. Дайте развернутую характеристику управленческих функций пар­тии.

4. Какими факторами определяется роль политической партии как субъекта политического менеджмента?

5. Назовите основные формы и методы политического менеджмента, используемые политическими партиями в современной России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: