Теория изучения политических процессов чрезвычайно богата. С позиций политического менеджмента интересные практические идеи рождает проецирование достижений экономической теории, маркетинга, исследований коммерческих рынков и современной психологии на эволюцию политической системы государства. Подобное проецирование становится возможным в силу схожести основных элементов, целей субъектов, наблюдаемых тенденций развития коммерческого рынка и пространства конкурентной борьбы в политике.
Многие современные авторы исходят из того, что функционирование политической системы в Российской Федерации представляет собой процесс взаимного обмена благ, ценностей, установок и предпочтений субъектов современной политики, обмена, преимущественно подчиняющегося законам функционирования товарных рынков. Знание этих законов и применение этой информации в политической борьбе, как показывает опыт, позволяют в значительной степени повысить уровень эффективности социально-политического воздействия в конкурентной среде лицами, замещающими выборные должности, и группами их поддержки.
|
|
Теория политического рынка имеет свою историю. Еще в 1962 г. Ю. Хабермас в своей концепции описывал активность участников избирательной кампании как разновидность деятельности по продаже товаров и услуг. Представляется, что данная концепция и по сей день остается актуальной, получив подтверждение своей эвристичности в странах «новой демократии» в последние двадцать лет.
Центральным понятием социологии политики П. Бурдье выступает политическое поле — «место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукция: проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения „потребителей" и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства».
Шумпетер видел сущность современного «народовластия» в конкурентном лидерстве групп влияния на государственном и межгосударственном уровнях. Подобная модель восприятия демократии не оставляет места для иллюзии гражданского «представительства интересов».
Используя терминологию политического рынка, Шумпетер выделяет детали современного политического обмена и утверждает, что его участники — потребители, «столь подвержены рекламе и другим методам убеждения, что производители чаще диктуют условия вместо того, чтобы самим руководствоваться желаниями потребителей»1.
Имидж кандидата во власть или политического решения (совокупности решений, мероприятий по их реализации) становится основным товаром политического рынка, подлежащим обмену на голоса избирателей, общественное одобрение и лояльность населения.
|
|
Провозглашение России демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления заложило
1 Цит. по: Пшизова С. Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе (I) // Полис. 2000. — № 2. — С. 37.
фундамент нового общественного устройства и одновременно с этим означало распространение рыночных правил на сферу политики и политического управления. Все это создало основу для использования маркетинговых стратегий в политическом менеджменте.
Новый, рыночный, тип общества выявил низкий уровень эффективности постсоветских политических технологий и аккумуляцию социальной агрессии. Предрассудки старого общества лишь отчасти продолжают влиять на современное развитие государства и его институтов.
Особое значение в этом контексте приобретает манипулятивная составляющая российской власти как культурное, технологическое, образовательное наследие советского общества, его политической подсистемы, определявшей модели социально-экономического развития государства.
Речь идет о заведомом игнорировании мнений и интересов граждан представителями власти и псевдорыночных технологиях и механизмах, задействованных в процессе обмена на политическом поле России.
Особое значение в связи с этим приобретает вопрос о своевременной переориентации субъектов политической власти с преимущественного использования неэффективных и нелегитимных технологий политики на рыночные, маркетинговые. То есть на технологии, предполагающие производство и обмен товаров политического рынка на основе потребностей клиента, что, как иллюстрирует политическая практика, не только более прогрессивно, но и эффективнее для развития ресурса власти. Не имеет значения, будут ли вышеупомянутые потребности искомыми или сформированными.
Следовательно, политический рынок — это система производства и распределения политических товаров и услуг (идей, программ, стиля управления, имиджа лидера), которые относительно эффективно обеспечивают согласование значительного числа интересов конкурирующих между собой продавцов (партий, политиков, бюрократии) и покупателей (избирателей, граждан).
Политический рынок в наиболее распространенном представлении — система производства и распределения политических товаров и услуг, относительно эффективно обеспечивающая согласование значительного числа интересов конкурирующих между собой продавцов. Политический рынок включает в себя следующие элементы: политические субъекты (агенты) или производители политического товара, политический товар; потребители политического товара; спрос и предложение политического товара; обмен политическим товаром.
В качестве политических субъектов (агентов) на данном рынке могут выступать политические лидеры; политические партии и общественные организации; государства и государственные органы; группы интересов, лобби. Их задача заключается в том, чтобы предложить такой политический товар, который пользовался бы спросом у определенных социальных групп или организаций и был бы конкурентоспособен по сравнению с тем, что предлагают их соперники.
На политическом рынке действуют агенты, которые производят политическую реальность тем, что, исходя из своих субъективных свойств и находящихся в их распоряжении объективных ресурсов (материальных и др.), продуцируют (в границах данных социальных отношений) схемы восприятия, енивания, мышления и политического взаимодействия, а затем осуществляют политическую практику в соответствии со схемой 6.
|
|
Схема 6. Основные элементы политического рынка
Основные элементы политического рынка:
♦ политические субъекты (агенты) рынка, производители политического товара (политические лидеры, политические партии, группы интересов и т. д.);
♦ политические объекты, потребители политического товара (население страны в целом, отдельные слои и группы, политические организации и т. д.);
♦ политический товар, совокупность предлагаемых на политическом рынке товаров и услуг, обладающих полезностью, которая должна быть реализована в случае избрания на властные посты тех, кто эти товары предлагает (политические программы, политические идеи и т. д.).
Свободный рынок — это альтернатива функционировавшему в России политическому рынку в духе командной экономики, где продавец беззаконно использовал технологии производства и продажи с явным игнорированием потребностей потребителя, не умел (и часто по-прежнему не умеет) и не желал правильно сформировать эти потребности.
Нельзя отрицать — политический рынок в России эволюционирует. Налицо изменение моделей политической рекламы и внедрение PR-технологий на всех уровнях власти. При всем этом вышеупомянутые тенденции не должны приостанавливать поиск более эффективных моделей управленческого воздействия.
Повышение эффективности любой деятельности предполагает достижение как можно более значимых результатов при наименьшем уровне необходимых затрат. Учитывая это, отметим, что маркетиза-ция власти как процесс внедрения маркетинговых технологий и норм цивилизационного рынка в политику неизменно будет связана со снижением уровня социальной фрустрации, повышением эффективности социального управленческого воздействия, значительной экономией ресурсов субъектов политики и повышением качества политического обмена. От этого могут выиграть все участники политического рынка, политическая подсистема и общество в целом.
Так или иначе, но сегодня избиратели понимают, что выборы начинают оказывать влияние на динамику социально-экономических отношений, выражение их личных интересов, симпатий и антипатий, на потенциал как позитивных, так и негативных тенденций в развитии современной политики. Толпа понимает, с одной стороны, что время «выученной беспомощности прошло». С другой стороны, избиратель осознает, что мстить «старой» действующей власти невыгодно, потому что неизвестно, кто в этом случае может прийти ей на смену и как это отразится на нынешней, осязаемой жизни гражданина современной России.
|
|
3.2.2. Особенности российского политического рынка
Описание сущности политического процесса в России в рыночных категориях близко многим современным отечественным политологам.
Согласно позиции С. Н. Пшизовой, и в России, и на Западе постепенное вытеснение из современного политического процесса идей
и механизмов социального, классового представительства, «выражающегося в изменении статуса партий, деградации роли программ и идеологий... трансформирует систему репрезентативного правления в систему правления с помощью репрезентаций»1.
По мере становления отечественного политического рынка и широкой апробации маркетинговых технологий российские специалисты пришли к осознанию необходимости не только умелой адаптации зарубежного опыта, но и доработки основ теории и методики политико-избирательного маркетинга применительно к условиям России.
В настоящее время на российском политическом рынке действует тенденция существенного сокращения числа «политических игроков». Так, в выборах в Государственную думу в 1993 г. участвовало 13 избирательных объединений, в 1995 г. — 43, в 1999 г. — 26, в 2003-м — 23, а в 2007-м — 11. Данная тенденция проявляется и на региональном уровне.
О сужении масштаба российского политического рынка, а вместе с ним и возможностей политического маркетинга свидетельствуют также последние изменения в избирательном законодательстве, выразившиеся в отмене выборов губернаторов и выборов в Государственную думу РФ по одномандатным округам, в запрете избирательных блоков, в отмене в бюллетенях для голосования графы «против всех», в запрете перехода депутатов в другую фракцию, в запрете члену партии избираться по списку другой партии. Кроме этого затруднено попадание партий в Думу и в региональные парламенты в связи с повышением проходного барьера до 7 %.
Если советский политический рынок в большей степени тяготел к жесткой командно-административной форме хозяйствования, централизованному распределению ресурсов, опирался на мощнейшую систему идеологической пропаганды, насилие и низкий уровень политической культуры (своего рода домострой патриархального типа в политике), то современный политический рынок ориентирован на добровольное подчинение, взаимное уважение, а не страх, относительную свободу выбора, высокую конкуренцию и более широкое действие саморегуляторов благодаря нормам конституционного законодательства, обеспечивающим относительное правовое равенство субъектов политики.
1 Репрезентация (от франц. representation — представительство) как форма представления для общественного сознания событий политической жизни в том или ином ключе с целью спровоцировать ту или иную реакцию политических субъектов становится ведущим механизмом политического воздействия.
К особенностям современного российского политического рынка относятся его несформированность, сегментарность, однообразие и невнятность предлагаемых политических программ и альтернатив решения социальнозначимых проблем и преобладающее воздействие на него административного ресурса. В то же время к специфическим особенностям отечественного политического маркетинга относятся его ограниченный, суженный, мозаичный характер, существенно различный по регионам уровень эффективности и востребованности, сохраняющаяся слабая адаптированность к социально-политическим условиям конкретных регионов. Спецификой является его имиджевый характер, то есть ориентация на создание и продвижение на политическом рынке политического продукта в виде имиджей политических лидеров и кандидатов, а не политических программ партий и движений, а также сравнительная молодость политического маркетинга и невысокий профессиональный уровень отечественных политических менеджеров, особенно в регионах.
Эти особенности обусловлены спецификой политической жизни России, несформированностью и неоднородностью политической культуры, менталитета населения, низким уровнем его политической самоидентификации, теми целями и задачами, которые реализуются посредством технологий политического маркетинга, неразвитостью гражданского общества, а также той ролью, которую играют государство и его структуры в общественной и политической жизни, и, конечно же, особенностями проводимых в стране и регионах политических кампаний, включая избирательные, с преобладанием в них командно-административной модели. Понятно, что политический маркетинг неэффективен и бессмыслен в условиях сильного действия административного ресурса, когда политический выбор формируется не под влиянием применения политических технологий, а под угрозой организационных выводов и в соответствии с волей наделенных властными полномочиями лиц.
Но одновременно с этим важно подчеркнуть, что эффективность политического маркетинга напрямую связана с эффективностью проводимых в стране политических кампаний. В этом плане применение технологий политического маркетинга заметно повышает эффективность кампаний, что проявляется в повышении политической, включая электоральную, активности, в обеспечении политического выбора в условиях подлинной конкурентной борьбы и открытости. Но эффективность политико-избирательного маркетинга зависит и от качества его использования, от полноты реализуемых им функций, от обоснованности целей и задач, от компетентности лиц, занимающихся и управляющих маркетингом.
ассматривая политическое поле в России как рынок, мы исходим из фундаментального принципа организации государственной власти в Российской Федерации, в соответствии с которым демократия выступает как аналог развитого товарного рынка в политике.
В соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно (через проведение референдума, который сложно инициировать), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (главным образом, через выборы, так как митинги и пикетирование должны быть также санкционированы органами власти). Демократия превращается в опосредованное отражение интересов населения в органах власти народными представителями.
Избранный представитель (будь то губернатор, мэр или депутат) получает больше власти, нежели его конкуренты, в том случае, если его репутация обладает лучшими количественными и качественными характеристиками по сравнению с конкурентами, а также чем более он учитывает потребности избирателей (искомые или сформированные за время кампании). Это же касается и популяризации той или иной политики, мероприятия, решения.
Таким образом, мы можем выделить первую важную черту рынка в российском политическом поле: наличие «автоматического механизма» самонастройки рынка во взаимодействии спроса, предложения и цены1.
Второй чертой рынка выступает наличие системы взаимодействующих рынков товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, рабочей силы и др.
Политическое поле России — это система, включающая в себя рынок имиджей кандидатов и действующих политиков. Подсистему рынка услуг на политическом поле представляют многочисленные рекламные и РЛ-агентства и иные политтехнологические структуры.
Третья черта рынка — отлаженная и разветвленная система рыночной инфраструктуры.
В политическом поле России она нашла свое отражение в медиа-холдингах (комплексах СМИ, «ОРТ», федеральных и региональных теле- и радиоканалов), позволяющих оказывать зачастую решающее воздействие на обеспечение поддержки населением властных решений или непротивления им. Инфраструктурой политического поля также выступают органы государственной власти, партийные структуры, суды, избиркомы и др.
1 Завьялов П. С. Российский рынок глазами маркетолога // Российская экономическая жизнь. 1995. — № 7. — С. 44.
Четвертая черта рынка определяется устойчивым превышением на нем основной массы предлагаемых товаров над их спросом, то есть наличие так называемого рынка покупателя. Теоретически стороны политического процесса в России (избиратель, депутат, президент) обладают широким спектром выбора вариантов решений.
Пятой важной чертой рынка выступает наличие конкуренции между производителями за потребителей. Конкурентная борьба по-литтехнологов, политических лоббистов в органах власти реальна и часто носит бескомпромиссный характер.
И наконец, шестая черта — это свобода выбора покупателями (потребителями) продавцов (изготовителей), а продавцами — покупателей. Эта черта в политическом поле может быть проиллюстрирована тем, что проголосовавшие за победителя на любых выборах имели право отдать голоса любому другому кандидату. В то же время полит-технологи как представители продавцов имеют право выбрать сегмент покупателей и сделать акцент на агитации молодежи либо пожилых избирателей, бизнесменов и т. п.
Все вышеизложенное подтверждает, что поле, в котором проходит политический процесс в современной России, — это политический рынок. Причем он не может замыкаться рамками характеристики только электорального пространства. Политическая конкуренция не прекращается в период между избирательными кампаниями. Напротив, в это время наступает этап реализации всей полноты политической, экономической и идеологической власти, диктуемый интересами конкурирующих сторон.
Отвечает ли политический рынок в России требованиям, предъявляемым цивилизованному, развитому рынку, где рыночные механизмы предполагают в той или иной мере удовлетворение интересов всех участников?
Скорее всего, нет. Современные проявления ограничения конкуренции политического рынка не идут в сравнение с монополизмом политической системы бывшего СССР, но невысокая эффективность управления государством в таких условиях не может не привлечь внимания к вопросу о конструктивном изменении модели взаимоотношений власти и общества в постсоветском пространстве. Эта модель сегодня представляет собой, как мы убедились, скорее рынок в духе смешанной экономики, тяготеющий к командно-административной системе регулирования политических ресурсов.
Для политического рынка в современной России преимущественно характерен простой утилитаризм, что иллюстрирует широкое распространение технологий паразитической конкуренции, которая в экономике характеризуется как получение прибыли, дохода, приобретение популярности в результате сходства или соседства с популярной компанией, производителем. Речь идет о том, что избирательные блоки и отдельные соискатели власти и по сей день удачно эксплуатируют «торговые марки» Сталина, Путина, компартии, «Единой России» и др., не прилагая усилий по созданию нового политического продукта.
Отдельные сегменты избирателей часто подвержены обменивать свой голос, полученный безвозмездно, на продуктовые наборы, лекарства и др., вместо того чтобы в результате анализа политической ситуации просчитывать свои прибыли, связанные с «покупкой» того или иного политического товара.
Кроме того, для российской политики характерно преобладание целерациональной ориентации контрагентов, согласно которой деятельность субъектов рынка целерациональна, то есть предполагает использование субъектом рынка предметов внешнего мира и людей в качестве «условий» и «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели.
Иллюстрацией такого подхода к решению политических задач может послужить небезосновательный тезис Э. Даунса о том, что «партии скорее формулируют политику так, чтобы выигрывать выборы, а не выигрывают выборы, чтобы формулировать политику». Это в корне отличается от норм командной экономики, где деятельность субъектов рынка подвержена ценностно-рациональной мотивации, ориентации на централизованную партийную идеологию, высокие ценности («мир во всем мире», «все лучшее детям», «пролетарии всех стран, объединяйтесь», «мы заставим их быть счастливыми»), а не только прагматический интерес.
Также для политического рынка в современной России характерна высокая степень персонификации доверия к политическим контрагентам, а не к их политическим программам.
И наконец — принцип безоговорочного бартерного обмена («ты — мне, я — тебе»), выражавшегося в политической жизни современной России:
♦ возвращением политических долгов выигравшими выборы кандидатами во власть своим соратникам должностями в администрации;
♦ откровенно популистском увещевании по принципу «морякам — воду, рабочим — заводы, детям — мороженое...», при котором отходят на периферию сознания субъектов политики.
Начинает обретать особое значение и принцип развития эмпатии как способности поставить себя на место контрагента и понять динамику его ощущений, интересов, намерений. В результате этого доступ
ность для понимания и предсказуемость действий контрагента позволяет индивиду доверять ему.
К сожалению, для политического рынка в РФ не характерна такая черта цивилизованной экономики, как свободное участие субъектов политики в конкурентной борьбе, базирующееся на ориентации исключительно на собственные рыночные ресурсы.
Политический рынок в России не свободен от государственной интервенции в лице пропрезидентских групп влияния, часто выступающих на стороне той или иной политической силы в последние два года.
Также очевидно и то, что в отношении действующего законодательства субъекты политики демонстрируют в России «двоемыслие», выражающееся в публичной демонстрации приверженности к принятым нормам, что не соответствует их внутренним убеждениям и проявляется в противоречивости их деятельности.
В то же время цивилизованный рынок одной из главных норм ставит добровольное подчинение закону всех политических субъектов в обмен на обеспеченную легитимным насилием гарантию государства того, что его контрагенты будут поступать так же.
Важно иметь в виду и еще два принципиальных отличия коммерческого рынка от рынка политического. Дело в том, что дифференциация предпочтений клиентов коммерческого рынка выше, чем клиентов рынка политического, где в том или ином виде доминирует некий идеальный и достаточно консервативный коллективный образ, архетип власти и человека, ее представляющего. В противоположность этому на коммерческом рынке нет универсального идеала, например пряника, автомобиля или упаковки пива. Этот идеал постоянно находится в процессе трансформации благодаря коммерческой рекламе, определяющей выбор товара покупателем ежедневно, а не раз в 2-4 месяца, а то и года — согласно периодичности осуществления политического выбора.
На коммерческом рынке цена в денежном эквиваленте, уплачиваемая за товар или услугу, символизирует определенный объем труда человека, вложившего усилия в зарабатывание соответствующей суммы.Голос избирателя, рассматриваемый отдельными исследователями политического рынка как цена политического обмена в условиях Российской Федерации, присуждается избирателю автоматически и безвозмездно на каждые выборы по достижении возраста 18 лет, при условии соблюдения иных требований закона, не обладающих большой статистической значимостью для электората в целом. Иначе говоря, голос не выступает эквивалентом вложенного труда, в то время как политические предпочтения избирателя формируются благодаря
усилиям последнего по знакомству с политическим товаром, получению образования, достижению социального статуса, который так или иначе диктует расстановку приоритетов в ходе осуществления политического выбора.
3.2.3. Маркетинговые технологии в политическом менеджменте
Политический маркетинг в современной России появился в первой половине 90-х гг. ХХ в., что было связано с началом осуществления рыночных реформ, проведением глубоких политико-властных трансформаций и становлением института демократических выборов. Одновременно шло интенсивное формирование политического рынка, свидетельством чему явилось появление большого числа субъектов рынка в лице политических партий, общественно-политических движений, избирательных объединений и их лидеров, а также независимых кандидатов в представительные органы власти всех уровней, которые в ходе практически ежегодно проводившихся выборов состязались между собой в острой конкурентной борьбе.
Высокая интенсивность и конкурентность избирательного процесса начала — середины 90-х гг. ХХ в. существенно повысила интерес к маркетинговой организации и проведению избирательных кампаний, с теорией и практикой которых в России тогда еще не были знакомы. На первых порах зарубежный опыт широко заимствовался без существенной его адаптации к российским как общенациональным, так и региональным условиям. В политическом менеджменте маркетинговый подход проявился достаточно широко уже в 1995 г. в ходе выборов в Государственную думу, его технологические преимущества привлекли к себе большое внимание не только практиков, но и ученых.
Спецификой складывающегося в стране политического маркетинга стало то, что он сразу же проявился и стал развиваться в дальнейшем как избирательный маркетинг в силу преобладания в политической жизни избирательных гонок и марафонов различных уровней над другими видами политических кампаний. Политический маркетинг часто воспринимают как составной элемент преимущественно избирательных кампаний, хотя в реальности сфера его значительно шире — фактически в любом политическом проекте в настоящее время можно увидеть применение маркетинговых технологий.
В отечественной политической науке нет единого мнения относительно содержания понятия «политический маркетинг». Исследователи выделяют два наиболее распространенных подхода к его определению. Первый подход — философский. С точки зрения разделяющих
его исследователей, под маркетингом понимается «философская концепция, мировоззренческая ориентация, умонастроение, подвигающее применить к политическому действию методы и способы, которые так хорошо удались применительно к действию коммерческому»1. Второй подход — прагматический, понимает под маркетингом «технологию менеджмента, воздействующую на массовое поведение в ситуации соревновательности»2.
Рыночная интерпретация политики и политического менеджмента основана на деятельности, направленной на сближение и взаимопонимание интересов различных социальных групп и людей с целью достижения искомого политического результата. Осуществлению этой цели и способствует политический рынок, позволяющий обеспечить согласие относительно общезначимых в политическом проекте целей, а также наиболее значимых в конкретный период для большинства населения задач и проблем.
Политический маркетинг проявляется в условиях политического рынка, который создает возможности для постоянного соотнесения политического продукта, товара (идеи, программы, партии, конкурентные лидеры) с конъюнктурой этого рынка, то есть с интересами граждан.
Политический рынок имеет свои особенности, которые и обусловливают своеобразие политического маркетинга, в отличие от других его видов. Продажа товара на политическом рынке происходит на основе принципов политической конкуренции между его продавцами. В качестве предлагаемого на политическом рынке политического товара выступают политические платформы и программы политических партий, обещания, личные качества политических лидеров и кандидатов в органы представительной власти.
Продавцами же политического товара являются политические элиты, партии, движения, лидеры, которые создают и продвигают на политическом рынке свой политический продукт, ориентированный на запросы покупателей, которые представлены избирателями, рядовыми членами партий или движений — в целом всеми гражданами страны, и которые, в свою очередь, за свои голоса приобретают ожидаемые и обещанные политические услуги и результаты политической деятельности.
Особенность маркетингового подхода в политическом менеджменте заключается и в том, что в нем эффективность политического выбора определяется позицией большинства и что этот выбор влечет за собой существенные социально-экономические и политические последствия.
Политический рынок является средством свободного обмена, при помощи которого политические субъекты — участники рынка стремятся реализовать свои цели. На этом рынке соотносятся потребности или политические притязания и возможности для их реализации. Вполне естественно, что не все участники политического рынка располагают всеми необходимыми условиями и возможностями для удовлетворения своих политических притязаний. Это заставляет искать дополнительные ресурсы, увеличивающие их возможности. В качестве подобного ресурса на политическом рынке выступают голоса избирателей, означающие поддержку. Чтобы получить эту поддержку со стороны тех или иных социальных групп, субъекты политического рынка обращаются к различным эффективным средствам политической мобилизации, в том числе к политическому маркетингу.
В зарубежной и отечественной политологической литературе политический маркетинг интерпретируется как в широком, так и в узком смыслах.
В широком смысле политический маркетинг трактуется как совокупность теорий и методов, которыми пользуются субъекты политики для определения целей и задач своей политической деятельности, чтобы в дальнейшем влиять на формирование политической культуры и политическое поведение граждан.
В узком же смысле под политическим маркетингом понимается только избирательный маркетинг. Мы исходим из понимания политического маркетинга как разновидности политических технологий (см. схему 7).
Под политическим маркетингом понимается деятельность по управлению процессом изучения и прогнозирования спроса на политический товар, создания его новых видов в соответствии с требованиями и ожиданиями политического рынка, повышения привлекательности и успешного продвижения востребованного политического товара в политическом пространстве.
Целью политического маркетинга является повышение политической и социальной привлекательности политического товара посредством формирования и продвижения его имиджа в соответствии с имеющимися политическими предпочтениями тех или иных социальных групп.
Политология
Политический маркетинг
Менеджмент
Схема 7. Место политического маркетинга в системе смежных дисциплин (Источник: НедякИ. Л. Политический маркетинг. Основы теории. — М.: Весь мир, 2008. — С. 20.)
Основными функциями политического маркетинга являются аналитическая, направленная на организацию комплексного изучения политического рынка, с помощью маркетинговых исследований; функция разработки стратегии политических кампаний; имиджевая функция, связанная с выработкой харизматичности политического товара; функция позиционирования или продвижения предлагаемого политического товара; организаторская функция, направленная на привлечение сторонников, на их объединение вокруг политического лидера, политической идеи или программы; функция сегментации политического рынка, предполагающая выделение адресных групп; контрмаркетинговая функция, связанная с противодействием политическим конкурентам; технологическая функция, подразумевающая адаптацию уже известных и применение новых технологий продвижения политического товара в рамках конкретного политического проекта и, наконец, контрольная функция маркетинга, то есть оценка эффективности политической кампании в целом и отдельных ее этапов.
Современные исследования политического рынка позволяют говорить о двух важнейших аспектах политического маркетинга. Первый связан с изучением политического рынка, характера и содержания тенденций развития политического спроса и предложений, существующих на этом рынке, а также с производством конкретного политического товара. Второй аспект политического маркетинга предусматривает активное воздействие на политический рынок, на формирование и развитие требуемых политических потребностей, ориентаций и предпочтений. Эта работа связана с необходимостью изучения сегментации политического рынка.
Суть этой процедуры заключается в том, что, исследуя рынок, то есть совокупность потребителей товара, «нужно ориентироваться не на первого попавшегося покупателя, а только на того, кто может заинтересоваться товаром и в перспективе его купить»1. В политическом маркетинге это понятие может быть отражено на примере избирательной кампании в виде схемы 8.
Голосование (Покупка)
Группы
Оппоненты | ||
Коррекция | ||
имиджа | ||
Ценности
Политический выбор
Личные качества
Имидж
Коммуникация
Сегменты
Оптимизация кампании
Маркетинговая служба
Схема 8. Функционирование политического маркетинга в избирательной кампании (Источники: Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / Под ред. Е. Ю. Мелешкиной. — М.: Весь мир, 2001; Недяк И. Л. Политический маркетинг. Основы теории. — М.: Весь мир, 2008.)
Данная схема наглядно показывает важнейшие элементы, которые необходимо учитывать маркетинговой службой при разработке стратегии и тактики политической кампании.
В последнее время наиболее активно в маркетинговых исследованиях, в том числе и в электоральных, используется новый подход — стратегическое позиционирование продукта. Оно позволяет политику или партии соотнести представления электората о желаемой позиции со своей, личной; произвести сравнительный анализ своей позиции с позицией соперника(-ов); рассмотреть достоинства и недостатки альтернативных позиций; опереться на те из них, которые наиболее активно подчеркивают преимущества выбранной стратегии и тактики.
1 Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. — М.: РОССПЭН, 1999. — С. 62-63.
Таким образом, целью стратегического позиционирования является определение позиций, занимаемых кандидатом или партией, а также их конкурентов (то есть соперников по предвыборной борьбе) и избирателей.
Особая роль в избирательной кампании отводится маркетинговым исследованиям. На любом этапе предвыборной кампании маркетинговое исследование может дать ценные сведения для более глубокого понимания реакции других людей на предложенную информацию:
♦ на этапе планирования исследование описывает сложившуюся ситуацию относительно политического лидера или партии;
♦ на этапе проведения исследование позволяет корректировать кампанию в соответствии с полученными данными и избегать повторения выявленных ошибок в будущем;
♦ после окончания кампании исследование проводится для определения достигнутых результатов.
Кроме того, маркетинговые исследования информируют об эффективности деятельности СМИ. В основные задачи маркетинговых исследований на этапе разработки стратегии и определения направлений избирательной кампании входят: установление наиболее распространенных идеологических предпочтений избирателей; выяснение политических позиций различных слоев населения; определение отношения населения к политическим лидерам и политическим партиям.
Другой не менее важной задачей маркетинговых исследований на этапе разработки стратегии является сбор данных для построения успешной и привлекательной предвыборной платформы. Как верно замечают С. А. Сэлмор и Б. Сэлмор, кандидат не может придумать программу и быть заранее уверенным в том, что она будет работать. Платформа, «предлагаемая кандидатом, должна снискать доверие у избирателей и быть убедительнее, чем платформа соперника»1. Получение необходимой информации для формирования предвыборной платформы происходит при использовании различных методов, прежде всего с помощью социологических опросов. Исследователи таким образом выясняют, какие проблемы больше всего волнуют в определенный момент времени как избирателей в целом, так и отдельные социальные группы. Именно выделенным проблемам уделяется первоочередное внимание в предвыборной программе кандидата (партии).
Более того, с помощью маркетинговых исследований среди общего количества избирателей можно выделить определенные группы, кото
1 Сэлмор С. А., Сэлмор Б. Кандидаты, партии и избирательные кампании. Как делаются выборы в Америке // Технологии и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. — М., 1993. — С. 18.
рым свойственно выделение одних и тех же приоритетных проблем, которые доверяют одной и той же политической партии. Основания для формирования подобных групп могут быть самые разные: половозрастные характеристики, район проживания, место работы, социальная принадлежность, уровень образования. Это позволяет выделить более или менее устойчивый электорат данного кандидата или данной партии. Условно модель избирательного корпуса включает в себя следующие группы:
♦ безусловные, активные противники партии;
♦ пассивные противники партии;♦ многочисленная группа безразличных и малоинформированных граждан, не имеющих четко выраженных политических симпатий («болото»);
♦ сторонники партии, ее клиентура;
♦ безусловные сторонники партии, ее члены.
На этапе разработки тактики избирательной кампании одними из основных задач маркетинговых исследований являются:
♦ выяснение имиджа кандидата (партии) и соперников в глазах электората;
♦ определение представлений избирателей об идеальном политике, претендующем на данный пост;
♦ разработка плана «медиатизации» кандидата (партии). Маркетинговые исследования позволяют выяснить популярные
каналы телевидения, газеты, радиостанции; модели предпочтения различных СМИ определенными группами электората (например, предложенными А. И. Ковлером; см. выше); наиболее приемлемые способы общения с кандидатом. С помощью маркетинговых исследований, как правило, выясняются отношения представителей населения к различным видам предвыборной рекламной продукции (например, телевизионным роликам, газетным материалам, листовкам, плакатам и т. д.) и их содержанию.
Когда определены основные задачи на каждом из этапов избирательной кампании, то есть разработана предвыборная платформа, выделены группы избирателей и способы коммуникации с ними, то не менее важной задачей маркетинговых исследований является распределение ресурсов кампании. Полученные данные позволяют их более рационально использовать: тратить прежде всего на те направления предвыборной кампании, которые признаны более эффективными для данного кандидата (партии).
Все маркетинговые исследования, применяемые в избирательных кампаниях, можно классифицировать по различным основаниям: объекту, времени проведения и целям, по решаемым задачам, в соответствии с этапами предвыборной кампании.
Классификация по объекту подразумевает маркетинговые исследования, направленные:
♦ на политический и социально-экономический анализ избирательного округа (или страны как единого округа для федеральных списков);
♦ анализ избирательного корпуса и намерений отдельных категорий электората;
♦ анализ информационных потоков, определяющих предпочтения избирателей и их выбор;
♦ анализ образа кандидата или избирательного объединения1.
По времени и целям проведения исследователи выделяют следующие виды маркетинговых исследований:
♦ исходный опрос (проводится за 4-8 месяцев до начала кампании) позволяет выявить намерения и ожидания избирателей, что в случае необходимости позволяет откорректировать кампанию кандидата;
♦ периодические опросы (проводятся 3-4 раза за кампанию) показывают, насколько успешно проходит кампания кандидата;
♦ отслеживающие опросы (в течение кампании) проводятся среди небольшого числа респондентов с целью узнать о восприятии ими ключевых тем избирательной кампании, которые выдвинулись на первый план в ее ходе2.
В соответствии с характером решаемых задач можно предложить следующую классификацию маркетинговых исследований, используемых в предвыборных кампаниях:
♦ анализ избирательного округа в целом, создание его модели;
♦ анализ распределения долей избирателей, отдающих предпочтение конкретному кандидату, распределение их между кандидатами;
♦ анализ эффективности реализации стратегии и тактики избирательной кампании;
♦ анализ динамики изменения готовности избирателей к участию в выборах;
♦ анализ результатов выборов, мотивов принятия решения о выборе конкретного кандидата или предвыборного объединения;
♦ прогнозирование результатов выборов.
1 Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. — М., 1995. — С. 30.
2 Сэлмор С. А., Сэлмор Б. Указ. соч. — С. 18.
Основные этапы избирательной кампании предполагают следующие виды маркетинговых исследований:
♦ предварительные, позволяющие кандидату принять решение об участии в выборах или отказаться от него;
♦ мониторинговые, позволяющие вести слежение за социально-политическими ориентациями избирателей и фиксировать происходящие изменения в их отношениях к кандидатам;
♦ специальные, цель которых — выяснить специфические вопросы, возникающие в ходе избирательной кампании (например, имеет ли для избирателей значение религиозная принадлежность или семейное положение кандидатов), а также определить смысл и значение новых факторов, возникающих в ходе кампании;♦ итоговые, позволяющие определить мотивы голосования, эффективность средств пропагандистского воздействия, расстановку социально-политических сил, а также получить другую информацию, необходимую для деятельности победителя выборов или участников будущих выборов1.
Другим не менее важным видом политического маркетинга является политико-административный маркетинг, ориентированный на проведение государственных маркетинговых кампаний с целью коррекции посредством информирования и убеждения поведенческих моделей, представляющих серьезную угрозу для общества, и внедрения в жизнь общества идей, ценностей, алгоритмов поведения, рассматриваемых большинством как положительные2. Цель политико-административного маркетинга совершенно иная по сравнению с электоральным или коммерческим. Он ни в какой степени не ориентирован на получение прибыли или депутатского мандата, его назначение — в достижении в обществе большей социальной справедливости, а также в продвижении основных направлений государственной политики.
Наиболее важными направлениями государственных маркетинговых кампаний являются предупреждение о наиболее опасных заболеваниях и несчастных случаях, защита окружающей среды, более внимательное отношение к пожилым людям и инвалидам, развитие политического участия граждан и т. д.
В настоящее время, как правило, политический маркетинг включает три направления, в рамках которых выстраивается определенная система последовательных действий.
1 Общая и прикладная политология. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997. —
С. 893.
2 Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. — М.: РОССПЭН, 1999. — С. 199.
Первое направление связано с осуществлением маркетинговых исследований состояния политического рынка или, по Бурдье, — политического поля. В их наиболее сложные задачи входит составление прогноза политической ситуации и определение тенденций ее развития, выявление политических ожиданий, предпочтений и потребностей различных социальных групп и слоев, определение политических и иных ресурсов, а также принятие верного политического решения на основе определенных политических целей.
Одним из наиболее распространенных маркетинговых исследований этого рода является сегментация политического рынка.
Второе направление включает разработку политической стратегии и выбор на ее основе тактики, плана или программы политических действий. Основные и не менее сложные задачи связаны с поиском концепции и стиля политической кампании, созданием и предложением политического товара, формированием его имиджа, определением технологий его продвижения, а также стимулированием различных социальных групп на его приобретение, выявлением адресных групп и работой с ними.
Третье направление непосредственно касается продвижения политического товара и называется маркетинговым управлением. Оно включает в себя постоянный политологический и социологический мониторинг политической ситуации, корректировку поставленных политических целей и решаемых задач, определение эффективности осуществляемых политических действий, широкое применение различных политических технологий, информационно-пропагандистскую и рекламную поддержку применяемых политических действий, построение эффективной системы политической коммуникации.
Понимая под политическим маркетингом систему управления процессом продажи на политическом рынке политического товара и опираясь в методологическом плане на имеющиеся в классическом маркетинге концепции осуществления маркетинговой деятельности, можно выделить следующие составляющие эффективного маркетинга:
♦ совершенствование процесса производства политического товара;
♦ совершенствование этого товара, а точнее его политического имиджа;
♦ интенсификация процесса продвижения (продажи) на политическом рынке политического продукта на основе широкого использования политических технологий;
♦ выпуск и реализация этого политического продукта с соблюдением правовых и этических норм, что означает отказ от использования грязных технологий и ограничение рамками норм права действия административного ресурса.
Основными критериями и показателями эффективности маркетингового подхода в политическом менеджменте выступают направление и цель, которую преследует маркетинг. В этом проявляется его целевая эффективность. Основные характеристики целевой эффективности составляют имиджевую привлекательность предлагаемого политического товара, меру сегментации политического рынка и точность определения состава адресных групп; степень учета политических предпочтений, потребностей и ожиданий этих и других социальных групп; устойчивость политического образа, его конкурентоспособность и меру отличительности от имиджей политического продукта, предлагаемого конкурентами; степень учета и полноту использования как благоприятных, так и неблагоприятных условий маркетинговой среды.
Полнота реализации его функций также может рассматриваться в качестве критерия эффективности маркетинга. Эта эффективность характеризуется полнотой изучения состояния и тенденций развития олитического рынка, определением характера спроса на политический товар и имеющихся предложений. Можно также говорить об эффективности стратегии и тактики маркетинга. При этом следует иметь в виду не эффективную стратегию или тактику самой политической кампании, а эффективность маркетинговой стратегии и тактики как системы управления.
Еще один критерий оценки эффективности политического маркетинга связан с позиционированием и продвижением на политическом рынке созданного политического продукта. Здесь показателями эффективности станут: мера поддержки различными социальными слоями предлагаемого политического товара, степень активного участия и готовности социальных групп в его приобретении, например электоральная активность и результаты политического выбора.
Эффективность политического маркетинга в современных исследованиях также определяется полнотой информационно-аналитического обеспечения процесса управления ходом продажи политического товара. Ее показателями могут быть коммуникативная эффективность, эффективность мониторинга, эффективность политического консалтинга.
И наконец, эффективность маркетинга подразумевает ресурсную и организационную эффективность, показателями которой являются полнота кадрового, финансового, технического обеспечения маркетинговых действий, оптимальная структура маркетинга, отвечающая специфике своего объекта, то есть виду и уровню политической кампании.
Задача политических субъектов заключается в том, чтобы предложить такой политический товар, который бы пользовался спросом у определенных социальных групп или организаций и был бы конкурентоспособен по сравнению с тем, что предлагают их соперники.
Для перехода к цивилизованному политическому рынку необходим достаточно высокий уровень политических отношений:
♦ появление конкурентоспособных производителей политического товара, то есть политических партий и блоков, располагающих достаточно широкой социальной клиентурой;
♦ равноправие политических субъектов, которое обеспечивается детально разработанной системой норм и правил конкурентной борьбы;
♦ общепринятая система ценностей как основа для достижения консенсуса между политическими субъектами;
♦ возрастание массы потребителей, способных предъявлять самые высокие требования к его качеству.
Одной из наиболее распространенных маркетинговых технологий является бенчмаркинг — подход к планированию деятельности компании, предполагающий непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации.
Бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше нас, и изучения, усовершенствования и применения методов их работы. Это деятельность, посредством которой фирма изучает лучшую продукцию и маркетинговый процесс, используемый прямыми конкурентами и фирмами, работающими в смежных областях, для выявления возможных способов совершенствования ее собственных методов.
Политический бенчмаркинг предполагает сравнительный анализ методов работы данной партии с аналогичными показателями партий-конкурентов. На основе изучения политики партии-конкурента аналитики делают выводы, какие именно действия стали причиной успеха.
Действия и потенциал соперников аналитики изучают посредством конкурентной разведки.
Анализ превосходства позволяет найти лучшую практику для заимствования в политике своей партии.
Процесс бенчмаркинга можно разбить на шесть этапов:
♦ Определение объекта анализа превосходства.
♦ Выявление партнеров по анализу превосходства, то есть определив цели, необходимо начать поиск лучших объектов.
♦ Сбор информации.
♦ Анализ информации.
♦ Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений.
♦ Обучение при помощи анализа превосходства. Внедрение успешных методов действия в политику партии.
В целом важно знать, что политический маркетинг ориентирован на изучение двух типов политических процессов: избирательного и политико-управленческого, поэтому неправомерно сводить его только к электоральному маркетингу. Выделение политико-управленческого маркетинга связано с формированием новой управленческой парадигмы, когда государство предпочитает преимущественно не силовое, а убеждающее воздействие. Кроме того, политический маркетинг показывает степень важности прикладной части политического прогнозирования, то есть реализация методов политического прогнозирования в практической деятельности позволяет заранее, особенно в случае их своевременного и правильного использования, спроектировать, например, успешную избирательную кампанию кандидата или партии, выработать легитимное политическое решение или произвести коррекцию важных политических планов и намерений1.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем сущность маркетинга?
2. Раскройте содержание понятия «политический рынок».
3. Что такое сегментация политического рынка?
4. Перечислите особенности российского политического рынка.
5. Каковы основные цели проведения маркетинговых исследований?
6. Назовите основные технологии политического маркетинга, применяемые в политическом менеджменте.