Школа как объект управления

Школа – это целостная социальная организация. Школа – сложная многокомпонентная система. Школа – открытая система. Главное в школе – процесс и среда. (классификация):

1. Управленческий труд в школе. Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками в организации. Труд административно-управленческих работников является неотъемлемой частью совокупного общественного труда.

2. Основные элементы школы - администраторы заведения, его воспитатели и его учителя. Эти три основных элемента школьной деятельности - административный, учебный и воспитательный - могут находиться и находятся в действительности в самых разнообразных комбинациях между собой.

3. Школа как развивающаяся система — школа, работающая в инновационном режиме, но сохраняющая и укрепляющая лучшее из того, что было создано прежде; отказывающаяся от старого и неэффективного; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.

4. Школа как функционирующая система — школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат, а так же осуществляются инновации.

5. Педагогическая инноватика. Одной из задач педагогической науки является задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами – педагогическая инноватика. Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. совершенствования, осуществления изменений в них.

6. Организационная культура школы -совокупность представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и т.п. Организационная культура школы обусловливается, с одной стороны, такими внешними факторами как национальные традиции, экономические условия, особенности культуры в окружающей среде внутренние факторы, такие как особенности личности руководителя, провозглашенная миссия школы, ее цели и задачи, общий уровень образования и квалификации педагогов.

Профессиональное педагогическое образование, его уровни и формы. Профессиональные компетенции педагога. Повышение квалификации и аттестация педагогических работников. Критерии оценки труда.

Согласно ст. 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), современная система профессионального образования в России включает в себя следующие основные уровни:1)среднее профессиональной образование (пед. колледжами и техникумами); 2) высшее профессиональное образованиебакалавриат (3-4 года обуч. ); 3)высшее профессиональное образование – специалитет, магистратура (Обучение в магистратуре имеет ряд особенностей. Во-первых, акцент сделан на самостоятельную работу под руководством прикреплённого педагога – научного руководителя. Во-вторых, выпускники магистратуры защищают диссертацию- бо́льшей новизной, глубиной и самостоятельностью полученных результатов.. Её защита происходит том вузе, в котором обучался магистрант.); 4)высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура успеш. защита диссертации на соискание учёной степени канд. Пед. наук, в докторантуре – доктора педагогических наук). Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы.Выделяются следующие компоненты профессиональной компетентности педагога:

1.Мотивационно-волевой компонент - включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

2.Функциональный компонент - проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

3.Коммуникативный компонент - включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, …

4.Рефлексивный компонент - проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений…

Повышение педагогической квалификации – это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций. По результатам переподготовки выдается диплом государственного образца, удостоверяющий право вести работу в соответствующей сфере профессиональной деятельности. аттестация – является эффективным средством повышения квалификации педагогов и руководителей школ. Цель аттестации – стимулирование роста профессионального уровня, повышение качества учебно-воспитательного процесса, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда. При этом предполагается установление соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой. Задачей аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.

Аттестация учителей включает экспертнуюоценку труда – его результативность и качество учебно-воспитательного процесса. Она проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует.

В соответствии с действующим Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Р Ф, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 17 июня 1993 г. № 256, для аттестации образуются три вида комиссий. высшая – ее может присвоить главная аттестационная комиссия; первая – присваивается районной (окружной, муниципальной) или городской комиссией; соответствие занимаемой должности – присваивается аттестационной комиссией школы Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности (в форме творческого отчета, научно-методической или опытно-экспериментальной работы) и экспертной оценке практической деятельности (психолого-педагогическая экспертиза в различных вариантах).Присвоение категории происходит на основе документальных материалов (стажа, характеристики и документа об окончании курсов повышения квалификации учителей), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя. Общие требования к оценке труда учителя характеризуются критериями результата и процесса. Критерий результата (результат педагогической деятельности). 1.Качество знаний учащихся по предмету 2.Критерий процесса. - работа учителя над повышением своей квалификации;•качество уроков, учебная и воспитательная работа•умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитани• работа с родителями и педагогическая помощь семье в воспитании детей. Аттестация учителей проводится в три этапа.Первый этап –оформляется ряд документов личного дела пед. работ. для прохождения аттестации: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ, аттестационный лист, выписка из приказа руководителя образовательного учреждения. Второй этап – организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности. Третий этап – принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации.

заносятся в аттестационный лист, который состав. в двух экземплярах, личном деле работника, др. выдается аттестуемому. Критерии оценки труда — это мера (или оценка) успешности работы. Можно выдел. 4 гр. критериев, котор. Использ.в любой организации с некоторыми коррективами: 1.профессиональные, содержат характеристики проф. ЗУН профе-ного опыта человека, его квалификации, результатов труда;

2. деловые ответственность, организованность, инициативность, деловитость;

3.морально-психологические к которым относятся способность к самооценке, честность, справедливость, психологическая устойчивость;

4.специфические, которые образуются на основе присущих человеку качеств и характеризуют его состояние здоровья, авторитет, особенности личности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: