Этап 70-90-е годы XIX в.- маржиналисткая революция

Принципы теории А.Смита и Д. Рикардо- принцип естественного поведения (т.е. рациональность и индивидуализм) и правило невидимой руки рынка, маржиналисты дополнили моделями совершенной конкуренции и условиями экономического равновесия. Маржиналисты ввели ряд ограничений: при построении моделей не учитывались такие динамические явления как рост населения, технический прогресс и явления, связанные с течением времени (смена поколений, амортизация фондов), а также правовых установлений, господствующих в экономике.

В эти годы становления капитализма обществу стали нужны конкретные экономические расчеты для отдельно взятых компаний. Так, например теория цены позволяет определить какой будет равновесная цена на товар в будущем при данных параметрах спроса на рынке данного товара при данном уровне конкуренции.

Такой расчет можно сделать для конкретного рынка. Теория цены была ограничена. Она не принимала во внимание различные форс-мажорное обстоятельства (например, резкое развитие вегетарианства в стране). Тем не менее эта теория позволяла делать абсолютно точный прогноз для конкретного хозяйственного субъекта.

Теперь давайте вспомним предпосылки, на которых была построена стандартная модель общего равновесия, предложенная Леоном Вальрасом:

  1. Есть человек, или «экономический человек». Он исходит из своих интересов и делает свой выбор рационально.
  2. Товары являются однородными (т.е. не различаются качественно)
  3. Рынок сконцентрирован территориально в одном месте. Это снимает проблему дифференциации цен через транспортные расходы, минимизируя издержки по распространению информации.
  4. Обмен между различными участниками сделок осуществляется одновременно и мгновенно, так что фактор времени полностью элиминируется.
  5. Экономические агенты располагают полной информацией о свойствах обмениваемых товаров и условиях сделки.
  6. Два измерения товара – цена и количество.

Нетрудно заметить, что эти предпосылки либо противоречивы, либо область их применения ограничена. Давайте проанализируем некоторые из них.

1. Гипотеза полной информации

Она означает, что индивид все время сталкивается с привычными, повторяющимися ситуациями выбора, по отношению к которым его предпочтения стабильны. В таких условиях рыночное взаимодействие (согласие на сделку или отказ от нее) происходят автоматически. Затраты времени ресурсов н6а сбор информации, на заключение сделки отсутствуют.

Эта гипотеза справедлива лишь в двух случаях – централизованного ценообразования и локального рынка. Централизованное ценообразование существовало в СССР до 1991года. Локальный рынок – это рынок, ограниченный либо определенным кругом лиц, либо определенной территорией. Например: Средневековые ярмарки: постоянный круг участников и их ограниченное число позволяли всем торговцам иметь представление о ситуации на рынке и строить предположения об ее изменении. Даже если торговцы не обладали всей информацией о сделке ex ante (заранее), личная репутация каждого из них служила лучшей гарантией от обмана и использования дополнительной информации в ущерб другим. В настоящее время примером локального рынка могут служить современные биржи, отдельные рынки (рынок алмазов).

2. Два измерения товара.

По мнению неоклассиков, товар имеет только два измерения – цену и количество. При этом качество товара значения не учитывается.

Жизнь показывает, что покупка многих товаров зависит от того, насколько цена соответствует именно его качеству – например покупка квартиры или образовательных услуг. Приобретение таких товаров связано со значительными издержками. При этом затраты по измерению качества товара или услуги выше, чем издержки измерения цены. Позднее мы подробно рассмотрим эти виды издержек.

3. Еще одним требованием неоклассической модели рынка является минимальная взаимозависимость участников сделок – ситуация, когда решения о выборе, принимаемые одним индивидом, не зависят от решений, принимаемых другими индивидами, и не влияют на них. Такая ситуация возможна только на совершенно конкурентном рынке.

Теперь давайте вспомним основные черты совершенно конкурентного рынка:

- наличие большого числа участников сделки, доля каждого мала, они не в состоянии оказать влияние на рыночную цену и объем продаж;

- однородность товаров и услуг;

- отсутствие ценовой дискриминации – продукт одинакового качества продается по одинаковой цене;

-абсолютная информированность о ценах;

- полная мобильность ресурсов – нет барьеров для входа и выхода с рынка.

 

· Здесь возникают противоречия с моделью локального рынка, попробуйте их назвать.

В каких условиях могут быть выполнены все эти требования? Скорее всего, только в условиях полной занятости ресурсов. Одним из первых, кто подверг сомнению претензии классической ЭТ на универсальность был Дж.М.Кейнс.: «...Постулаты классической теории применимы не к общему, а только к особому случаю, т.к. экономическая ситуация, которую он рассматривает, является лишь предельным случаем возможных состояний равновесия» (Дж.Кейнс Избранные произведения, М. Эк-ка,1993, с. 204).

К началу 60-х годов ХХ века классическая ЭТ перестала отвечать требованиям, предъявляемым к ней экономистами, которые пытались осмыслить реально происходящие события в современной практике.

 

2 вопрос. Институциональная экономическая теориязародилась в конце Х1Х века. В центре анализа этой теории находятся институты – «создаваемые людьми рамки, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия» (Дуглас Норт)

Институт - экономический, социальный, культурный - это правило игры в обществе.

Чем является институционализм – новой теорией или модификацией неоклассики воспользуемся схемой анализа теории, предложенной Имре Лакатосом (И.Лакатос Фальсификация и методология научно-исследовательских программ).

Согласно Лакатосу, любая теория включает в себя два компонента: «жесткое ядро» и «защитную оболочку».

Утверждения, составляющие «жесткое ядро» должны оставаться неизменными в ходе любых модификаций и уточнений, сопровождающих развитие теории. Это те принципы, от которых любой последовательно применяющий теорию исследователь, не вправе отказаться, какой бы ни была критика со стороны оппонентов.

Утверждения, составляющие «защитную оболочку» теории, подвергаются постоянным корректировкам по мере развития теории.

Основные предпосылки неоклассической теории (Eggertson T)

«Жесткое ядро»

  1. Предпочтения индивидов стабильны и носят экзогенный характер, то есть на них не влияют внешние факторы.
  2. Индивиды осуществляют свой выбор рационально, т.е. они стремятся достичь максимальных результатов при имеющихся ограничениях.
  3. Равновесие на рынке и общее равновесие на всех рынках

 

«Защитная оболочка»

1. Права собственности на ресурсы четко определены и являются абсолютной предпосылкой обмена на рынке.

2. Информация является полной и доступной. Издержки на получение информации отсутствуют.

3. Индивиды удовлетворяют свои потребности с помощью обмена, который происходит без издержек, с учетом первоначального распределения ресурсов между участниками взаимодействия.

 

Если положения, составляющие и «Жесткое ядро», и «Защитную оболочку», остаются неизменными, то такая программа является ортодоксальной.

Когда меняются положения, составляющие «Защитную оболочку»,- программа становится модифицированной.

Если изменения затрагивают положения, составляющие «Жесткое ядро», появляется новая исследовательская программа.

старый

Институционализм неоинституциональная экономика

современный

новая институциональная экономика

 

«Старый» институционализм, как экономическое течение, возник на рубеже 19-20 вв. (Американские экономисты: Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл, Джон Гэлбрейт).

Торстейн Веблен (Теория праздного класса1899 г.)

Отверг концепцию полной рациональности и соответствующий ей принцип максимизации полезности, как основополагающий в объяснении поведения экономических агентов.

Веблен показал, что в экономике существуют массовые движения, которые не могут быть объяснены с точки зрения рационального поведения. В частности, это так называемое «наведенное поведение». Люди тратят деньги на совершенно бессмысленные вещи, следуя определенному примеру, какой- то моде (например, покупка туфель на высоком каблуке, хотя это вредно для здоровья).

Веблен применил метод холизма к анализу привычек. Холизм - объяснение поведения и интересов индивидов через характеристики институтов, которые предопределяют их взаимодействия. Институты первичны, индивиды вторичны. Веблен выделяет две очень древние привычки: инстинкт соперничества и инстинкт мастерства.

Инстинкт соперничества, по мнению Веблена, лежит в основе собственности и конкуренции на рынке. Этот же инстинкт объясняет так называемое «демонстративное поведение», когда человек ориентируется не на максимизацию собственной полезности, а на максимизацию своего престижа в глазах других (покупка дорогого автомобиля, дачи, яхты и т.д.).

В 30-40гг. ХХвека Джон Коммонс и Рональд Коуз предложили учитывать при анализе факторы неполноты информации, ожиданий и влияния коллективных действий и институтов.

Гипотеза полной информации работает только на локальном рынке.

Джон Гэлбрейт: на современном рынке никто не обладать всей полнотой информации, знания каждого носят специализированный и частичный характер. Полнота информации достигается только с помощью объединения этих частичных знаний в рамках организации, или, как ее называет Гэлбрейт, техноструктуры. Далее он анализирует влияние, которое оказывают техноструктуры на поведение отдельных индивидов. Например, потребительский спрос выводится из интересов роста корпораций, активно использующих для убеждения потребителей рекламу, а не их внутренние предпочтения.

Фактор ожидания. Все наши решения мы принимаем, исходя из наших ожиданий того, каким образом поведут себя игроки на рынке, будет инфляция или нет, от прогноза погоды и т.д.

Фактор влияния коллективных действий и институтов

Институциональная структура общества – это те рамки, в которых нам дозволяется или не дозволяется что-то делать. Это могут быть рамки, задаваемые законом, обычаями, нашими ожиданиями, технологиями.

Теперь обратимся к современному институционализму.

1 Неоинституциональная экономика. Это направление занимается корректировкой положений «защитной оболочки» неоклассики.

Основателем неоинституциональной экономики считается Рональд Коуз. Его работы «Природа фирмы» 1937г., «Проблемы социальных издержек» 1960г.

- Предпосылка о том, что обмен происходит без издержек. В реальной жизни любой акт обмена связан с издержками. Эти издержки обмена получили название ТАИ - все издержки, возникающие при совершении сделки: «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта». Теория ТАИ.

Неоклассики принимали во внимание только трансформационные издержки.

- Признание ТАИ ведет к пересмотру тезиса о доступности информации. Признание тезиса о неполноте и несовершенстве информации, открывает новые перспективы для экономического анализа, например, в исследовании контрактов.

- Пересмотрен тезис о нейтральности обмена и спецификации прав собственности. Наряду с частной, анализируются коллективная, государственная, акционерная формы собственности.

Теория прав собственности (Р. Коуз, Р. Познер, С. Пейович)

Теория оптимального контракта (Дж. Стиглиц, И. Макнил)

Теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллон)

2. Новая институциональная экономика.

Затрагивает «жесткое ядро» неоклассики.

-Теория игр (ДЖ.фон Нейман, О. Маргенштерн, Дж. Нэш) наносит удар по модели общего равновесия Вальраса-Эрроу-Дебре. Теория игр строится на допущении, что:

а) может существовать несколько точек равновесия;

б) точки равновесия не обязательно совпадают с точками оптимума по Парето;

в) равновесие может не существовать вообще.

- Герман Саймон разработал теорию неполной рациональности, которая учитывает существование не только информационных издержек, но и когнитивных ограничений. Индивид не в состоянии не только собрать полную информацию, но и обработать ее оптимальным образом. Принцип оптимизации заменяется принципом удовлетворенности.

 

 

Лекция 2. Модели поведения человека в институциональной экономике

 

1. Модель экономического человека homo economicus в ортодоксальной ЭТ.

2. Поведенческие предпосылки институционального анализа.

 

1 вопрос ЭТ с момента своего возникновения как самостоятельной области знаний использовала модель экономического человека. Создание такой модели связано с необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов. Хотя, как отмечал Г, Саймон: «неоклассическая теория исследует по сути не сам процесс выбора, а его результаты» (Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS Вып.3. 1993. с.18), эта теория предполагает конкретный тип поведения людей.

Модель экономического человека предполагает:

1. Человек д.б. целерациональным. Вслед за Максом Вебером целерациональное поведение понимается как «ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» и «средств» для достижения своей рационально поставленной продуманной цели. Целерациональный человек свободен, как в выборе целей, так и в выборе средств для их достижения» (М.Вебер Избранные произведения.М.: Прогресс, 19990, с.628).

2. Поведение экономического человека д.б. утилитарным. Т.е. его действия должны подчиняться задаче максимизации полезности. Полезность – способность блага удовлетворять одну или несколько потребностей людей.

Различают две формы утилитаризма:

- простой - человек просто нацелен на задачу максимизации своего удовольствия.

- сложный - человек связывает сумму, получаемой полезности со своей собственной деятельностью. Именно осознание связи между полезностью и собственной деятельностью характеризует идеального участника рыночного обмена.

3. Человек должен испытывать чувство «эмпатии» в отношении к другим участникам сделки. Это означает, что он должен уметь поставить себя на их место и взглянуть на происходящий обмен с точки зрения других участников сделки. При этом он должен уметь поставить себя на место человека, который м.б. ему лично неприятен.

4. Между участниками сделок на рынке должно существовать доверие. Ни одна сделка на рынке не м.б. осуществлена без хотя бы минимального доверия между ее участниками.

«Я доверяю другому, если думаю, что он не обманет моих ожиданий об его намерениях и об условиях совершаемой сделки» (Дорнбурш Р.,Фишер С. Макроэкономика, М.:1997,с.349). Так например, любая сделка с предоплатой строится на уверенности покупателя в выполнении продавцом своих обязательств после осуществления им предоплаты.

5. Участники сделок должны обладать способностью к «интерпретативной рациональности», которая предполагает: с одной стороны, способность индивида формировать верные ожидания относительно действий других, с другой стороны, облегчать понимание другими его собственных намерений и действий.

Предпосылками «интерпретативной рациональности» являются:

- фокальные точки спонтанно выбираемый всеми индивидами, попадающими в одну и ту же ситуацию, вариант поведения. Спонтанный выбор одних и тех же вариантов из определенного набора альтернатив возможен лишь в рамках социально однородных групп или в рамках одной и той же культуры.

Например, где обычно назначают встречи студенты ХГТУ?

- соглашение – общепринятый в той или иной ситуации вариант поведения. Наличие соглашений позволяет индивидам вести себя так, как этого ожидают окружающие и наоборот.

У Олейника мы находим следующее объяснение того, чем является соглашение:

Соглашение – регулярность R в поведении группы индивидов Р в часто возникающей ситуации S, если выполняется 6 условий:

а) каждый подчиняется R;

б) каждый думает, что все другие подчиняются R;

в) вера в то, что другие выполняют предписание R, является для индивида главным стимулом тоже его выполнять;

г) каждый предполагает полное соответствие R соответствию частичному;

д) R не является единственной регулярностью в поведении, удовлетворяющей условиям 4 и5;

е) условия с 1-го по 5-е являются общеизвестными.

Пример: Соглашением регулируется поведение жильцов в одном доме, подъезде.

 

Теперь давайте еще раз вспомним предпосылки, лежащие в основе модели экономического человека:

1. Рациональность. Люди всегда четко осознают свои цели, однозначно их ранжируют и последовательно стремятся их удовлетворить.

2. Индивидуализм. Индивид всегда преследует свою собственную выгоду, свои собственные цели, а не навязанные ему извне.

3. Оптимизация. Это достаточно условное понятие означает, что в условиях ограниченности ресурсов, индивид способен правильно их отбирать и ранжировать с целью максимального удовлетворения своих потребностей. Пример. Э.Бем-Беварк. Его Робинзон Крузо имеет 5 мешков пшеницы: 1-й – для утоления голода, 2-й – чтобы набраться сил, 3-й – на смена, 4-й – чтобы гнать самогон, который помогает ему расслабиться после тяжелой работы и 5-й – как корм для попугая. Принцип оптимизации состоит в том, что человек, имеющий 5 мешков пшеницы, будет употреблять их в правильной последовательности. И если у него, не дай бог, вдруг окажется не 5 мешков, а 4, то он избавится от попугая, но не перестанет гнать самогон.

4. Устойчивость предпочтений. Считается, что у каждого индивида есть устойчивые критерии, которые он не меняет каждый раз при выходе на рынок. Устойчивость предпочтений означает, что большинство сделок на рынке – сделки повторяющиеся. Имплицитно предполагается, что большинство сделок человек совершает на рынке регулярно. Он регулярно покупает а) хлеб, б) молоко, в) пиво и т.д. и правильно ранжирует свои сделки. Предполагается, что основная часть сделок именно такова, и именно эти сделки описываются в микроэкономике.

5. Конкурентное поведение. В условиях ограниченности ресурсов начинается борьба за них. Борьба за ресурсы у людей – индивидуалистов – это конкуренция.

6. Информация, необходимая для принятия решений полностью доступна индивиду.

2 вопрос Поведенческие предпосылки институционального анализа.

 

1 Принцип рациональности. Одной из поведенческих предпосылок в неоклассической ЭТ является рациональность. Эта предпосылка является составляющей «жесткого ядра» неоклассики. Ф.Хайек так определяет понятие рациональности: «субъект (1) никогда не выберет альтернативу Х если в то же самое время (2) ему доступна альтернатива У, которая с его точки зрения (3), предпочтительнее Х» (Хайек Ф. Пагубная самонадеенность. Ошибки социализма. М.:1992, с.26).

В 50-х годах ХХ века модель рационального выбора была подвергнута жесткой критике со стороны выдающегося социального психолога Герберта Саймона. Г.Саймон предложил концепцию ограниченной рациональности. Саймон говорил, что человек не является ЭВМ, что его счетные способности ограничены биологически. Да в жизни встречаются люди, которые спокойно оперируют с шестизначными числами, но обычный человек, а таких большинство, делать это не может. Правильно просчитать все человек не в состоянии. К тому же любой из нас может ошибиться. Идея ограниченной рациональности предполагает не то, что человек ведет себя рационально, а то, он стремится к этому.

Ограниченная рациональность – характеристика поведения человека, в условиях неопределенности, предполагающая его неспособность предвидеть все возможные случайности и выбрать оптимальную линию поведения.

Ограниченная рациональность предполагает, что экономически активный индивид не способен не только собрать весь необходимый объем информации о сделке, но оптимальным образом обработать ее. Он включает также ограниченные возможности языка, затрудняющие передачу уже известной информации, предполагает осуществление действий, направленных на выбор удовлетворительного варианта использования ресурсов. Стремление к рациональности означает ориентацию на минимизацию затрат при использовании ограниченных ресурсов, тогда как признание ограниченности познавательных способностей служит стимулом к исследованию экономических институтов.

Итак, человек способен вести себя рационально, но лишь до определенного момента. Чем определяется этот момент?

Предположим, вы пошли покупать спички. Купите вы их в 1-м магазине или же будете искать где они стоят дешевле? Человек, который ищет, где бы ему купить спички дешевле, либо закупит их на целый год, либо он сумасшедший, т.к. только сумасшедший потратит уйму времени на такую покупку.

Понятие ограниченной рациональности очень важное понятие, ибо через него мы приходим к выводу, что получение информации связано с издержками. Речь идет о трансакционных информационных издержках, связанных с необходимостью сбора и обработки информации. В концепции Г.Саймона это временные издержки, т.к. время тоже имеет ценность.

В жизни люди стремятся вести себя рационально, для чего они выбирают некую стратегию поведения. Выделяют 3 характеристики такой стратегии:

Во-1х. Люди сознательно отказываются от удовлетворения части своих потребностей, чтобы создать резерв. С т. зрения совершенного рынка такое поведение человека нерационально – часть денег лежит мертвым грузам. Идея создания резерва не укладывается в классическую теорию равновесия, которая строится на условии занятости всех ресурсов, делает ее в значительной степени умозрительной.

Во-2х. Люди пытаются выявить некие стереотипы поведения и следовать им. Например: вы покупаете товар в одном и том же магазине, т.к. вам понравилось качество товара и услуги продавца. Возможно, вы нашли бы другой магазин, в котором этот товар стоил бы дешевле, но на поиски необходимо время. Это время может стоить дороже, чем сума, сэкономленная за счет покупки более дешевого товара. Это соотношение касается и оптовых баз. Такое поведение индивида рационально, он тратит меньше времени и сил на покупку товара.

Повторяющееся действие формирует стереотип поведения. Вы выработали свою модель поведения применительно к покупке данного товара. Модель эта оптимальна, но она оптимальна не универсально, а локально. Эту модель индивид применяет до тех пор, пока ему не продадут не очень качественную продукцию (яблоки или колбасу). Тогда индивид, скорее всего, начнет искать другой магазин. То есть должно случиться нечто, что опровергло бы его модель поведения.

Другой пример. Приблизительно с 1990г. советское плановое хозяйство рухнуло. В то время наши предприятия имели некоторые связи, оставшиеся от планового хозяйства, но ни одно предприятие не умело работать с источниками информации. В этой ситуации одни предприятия воспроизводили свои связи со старыми поставщиками (более чем рациональное поведение), а другие попробовали ринуться не внешний рынок, сменить поставщика и разорились.

В-3х. Люди стремятся к упрощению условий заключаемых контрактов. Мы постоянно сталкиваемся с хозяйственными спорами, вызванными тем, что люди не до конца договорились, дописали свое соглашение.

Если вы видели типовой договор, то наверняка обратили внимание, что в нем есть пункт, оговаривающий форс-мажорные обстоятельства.

Пример из практики ВШЭ: Деньги за компьютеры были переведены комиссией Евросоюза на счет одной европейской компании. Операция пришлась на конец августа 1998 (дефолт в стране). Фирма поставщик выслала ВШЭ письмо, где говорилось об отказе поставить компьютеры в связи с форс-мажорными обстоятельствами в России, и в мире. На самом деле у них никакого форс-мажорного обстоятельства не было: деньги на их счет были переведены еще до наступления известных событий.

Итак, еще раз, теория неполной рациональности Г.Саймона учитывает существование не только информационных издержек, но и когнитивных ограничений. В ней предполагается, что индивид не только не способен собрать весь объем необходимой информации, но и обработать собранную информацию оптимальным образом.

«Разум, способность к обработке информации тоже являются редкими ресурсами» Г.Саймон.

Учет когнитивных ограничений требует пересмотра принципа оптимизации, лежащего в основе модели рационального выбора. Он заменяется принципом удовлетворенности.

2-я предпосылка поведения человека в институциональной экономике – следование своим интересам. Здесь выделяют:

- Простое следование своим интересам – это тот вариант эгоизма, который принят в неоклассической ЭТ. Стороны вступают в процесс обмена, заранее зная исходные положения противоположной стороны. Все их действия оговариваются, все сведения об окружающей действительности, с которыми им придется сталкиваться – известны. Контракт выполняется, т.к. стороны следуют своим обязательствам и правилам. Не существует никаких препятствий в виде нестандартного или нерационального поведения, а также отклонения от правил.

- Послушание – слабая форма ориентации на собственный интерес. Адольф Лоу формулирует ее следующим образом: «Можно представить себе крайний случай монолитного коллективизма, где плановые задания в централизованном порядке выполняются функционерами, которые полностью идентифицируют себя с поставленными перед ними глобальными задачами».

В чистом виде такой тип вряд ли существует в экономике. Поэтому он скорее применим к изучению эволюции человека, чем к объяснению мотивов при принятии решений, т.к. за него решают другие.

3 –я предпосылка – Оппортунизм.

Оппортунизм предполагает наличие у индивидов примитивного стремления к реализации личных интересов. Оппортунистическим считается поведение экономического агента в соответствии с собственными интересами, не ограниченное соображениями морали. Подобное поведение предполагает такие явные формы коварства как ложь, воровство и мошенничество, но не ограничивается ими. В более общем случае оппортунизм означает предоставление неполной или искаженной информации. Особенно когда речь идет о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины или других методах запутывания партнера (Уильямсон).

Основу оппортунистического поведения составляют:

1. Неопределенность, частным следствием которой является асимметрия информации.

2. Конфликт интересов.

Неопределенность связана с невозможностью и неспособностью индивидов предугадать заранее наступление тех или иных событий. Или иначе, неопределенность связана с проблемой адаптации хозяйственных процессов к изменениям в определенных обстоятельствах места и времени.

Различают два вида неопределенности.

Первый связан с конкретными обстоятельствами – случайными природными явлениями непредсказуемыми изменениями в предпочтениях потребителя.

Второй вид неопределенности можно связать с непредсказуемостью поведения экономических агентов. Этот вид неопределенности возникает тогда, когда участники сделки скрывают, отфильтровывают или искажают информацию (то есть сознательно предоставляют ложную или сбивающую с толку информацию) в стратегических целях.

В экономической литературе выделяют два типа оппортунистического поведения:

Пред - контрактное и пост - контрактное.

Пред - контрактный оппортунизм – сознательное сокрытие истины, информации от партнера на этапе ведения переговоров по поводу предстоящей сделки.

Пост - контрактный оппортунизм выражается в нарушении условий контракта и стратегическом манипулировании информацией после заключения сделки.

Одной из типичных форм пост - контрактного поведения является «отлынивание» - уменьшение собственником ресурса вклада в производимый продукт без соответствующего изменения его индивидуального дохода. При асимметрии информации (подчиненный точно знает, сколько им вложено труда, руководитель лишь приблизительно) существуют и стимулы и возможности для такого поведения.

Другая форма оппортунистического поведения – «вымогательство», относится к сделкам, связанным с инвестициями в специфические ресурсы. Специфическим считается ресурс, альтернативные издержки использования которого меньше дохода, который он приносит при наилучшем из возможных вариантов его использования. В условиях двусторонней монополии, когда ни одному из участников сделки нельзя найти адекватной замены на рынке, возникает дополнительный чистый доход, который должен каким-то образом делиться между ними. Существует этот доход до тех пор, пока длится сотрудничество. Расторжение или не возобновление сделки может привести к полной потере капитала, воплощенного в специальных активах. Это и создает основу для «вымогательства». Цель такого вымогательства – присвоение всего чистого дохода или, по крайней мере, резкое увеличение доли в нем. Самая рациональная форма защиты от вымогательства – превращение независимых ресурсов в совместное имущество, интеграция собственности в виде единого для всех участников команды пучка правомочий.

 

 

 
 

 

 


Лекция 3 Теория институтов

  1. Понятие института. Классификация институтов.
  2. Основные черты и функции институтов.
  3. Соотношение институтов и организаций.

1 вопрос. Понятие института. Основные черты и функции институтов.

Изучение институтов начнем с этимологии слова институт.

Institute (англ.) – устанавливать, учреждать.

Институт, по одному из толкований этого слова в словаре Ожегова - это совокупность норм права в какой – либо области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства (институт семьи, институт власти и т.п.).

В социологии институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности (Смелзер Н. Социологоия. М., 1994. с.79.).

Определения институтов можно найти также в работах по политической философии и социальной психологии. Так, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости» (Новосибирск, 1995, с.61-62) и определяется им как «публичная система правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и т.п. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности».

В ЭТ понятие института впервые было включено в анализ Торстейном Вебленом в работе «Теория праздного класса» (М., 1984, с.201-202). Институты – это сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни.

Под институтом Веблен также понимал:

- привычные способы реагирования на стимулы;

- структуру производственного или экономического механизма;

- принятая в настоящее время система общественной жизни.

У другого классика институционализма - Уэсли Митчелла можно найти следующее определение: институт – господствующие и в высшей степени, стандартизованные общественные привычки.

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта: любой институт – экономический, социальный, культурный – есть правило игры в обществе. Институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми (Институты и экономический рост: историческое введение// TESIS. Т.1.Вып.2. М., 1993. С.73).

В этом определении есть два понятия, с которыми нам предстоит разобраться: правило и норма.

Правило (по Ожегову):

- положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений (правила арифметики);

- постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь (правила внутреннего распорядка, правила уличного движения);

- образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка (человек строгих правил, взять за правило).

В толковом словаре Ожегова С.И.: норма – узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь.

В институциональной экономике норма – предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка в системе взаимодействий. Норма определяет, как должен вести себя индивид в различных ситуациях. При этом подчинение нормам носит либо добровольный характер, либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических).

Теперь давайте остановимся на структуре норм. Нормы конструируются из следующих элементов:

Атрибут – необходимый постоянный признак. Атрибуты определяют группу людей, на которых распространяется норма.

Фактор долженствования.

Цель.

Условия, при которых действует норма.

Санкции – меры, принимаемые против тех, кто нарушает эти предписания. Санкции бывают юридическими, т.е. фиксируемыми в нормах права, и социальными, основанными на остракизме (остракизм – изгнание, гонение).

Выделение этих пяти элементов позволяет выделить следующие виды норм: совместную стратегию, норму в узком смысле этого слова и правило.

Указанные виды норм имеют следующую структуру:

  1. Совместная стратегия = Атрибут + Цель + Условие

Пример: Любая фокальная точка. В случае потери друг друга в крупном магазине встретиться рядом с бросающимся в глаза объектом. Атрибут – те, кто потерялся (факт потери друг друга). Цель – найти друг друга. Условие – наличие бросающегося в глаза объекта.

  1. Норма = Атрибут + Цель + Условие + Фактор долженствования

Практически совпадает с понятием соглашения. Так как выполнение предписаний соглашения носит добровольный характер.

  1. Правило = Атрибут + Цель + Условие + Фактор долженствования + Санкции

При переходе к правилу добровольный характер выполнения предписаний заменяется санкциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: