Взаимоотношения казахской диаспоры с Республикой Казахстан

Билет № 11

3. Предпосылки провозглашения независимости Казахстана.

Билет № 12

3 .Оцените влияние Ассамблеи народа Казахстана в укреплении межконфессионального, межэтнического согласия и внутренней стабильности.

Билет № 13

1. Казахстан – правое, светское и социальное государство.

Билет № 14

2. Роль Н.А.Назарбаева в реализации идеи евразийства.

Билет 20.

2. Определите трудности перехода к рыночной экономике в Казахстане в первой половине 90 - х годов XX века.

Билет № 24

12. Охарактеризуйте основные направления развития экономики Казахстана в XXI веке.

Билет № 30

3. Заполните таблицу:

Кардинальные реформы в экономике Казахстана 90-ых годах XXвека.
Начало экономических реформ  
Денежная реформа  
Трудности при провидении реформ  

Блок 2

Билет № 11

2. Определите влияние процесса приватизации на становление рыночной экономики Республики Казахстан.
Ответ: В целях ускорения формирования рыночных структур была разработана программа разгосударствления и приватизации.

Первый этап приватизации началась в 1991 году и к концу 1993 г. завершился. Процесс разгосударствления и передача собственности народу Казахстана называется приватизация. Десятки тысяч казахстанцев стали владельцами собственных предприятий, магазинов и т.д.

В октябре 1993 г. в республике работало 3,5 тысяч кооперативов, 15 тыс. малых и 11 тыс. частных предприятий. На селе было создано около 15 тыс. фермерских и крестьянских хозяйств, было приватизировано 7000 предприятий, из которых около 5000 относились к сфере обслуживания и торговли, на селе было создано около 15 тысяч фермерских и крестьянских хозяйств.

Весной 1994 г. начался второй этап приватизации: жителям были розданы приватизационные инвестиционные купоны (ПИК);граждане получили по 100 купонов, имели возможность стать владельцами средних и крупных предприятий; приватизационные купоны превратились в обычную бумагу.

В ходе приватизации в республике посредниками между гражданами и предприятиями выступали инвестиционные фонды.

Третий этап приватизации(1996-1998гг)- приватизация в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. К концу 1998 г. 90% экономики страны перешло в частный сектор.

В 1997 г. по индексу человеческого развития, представленного ООН, Казахстан находился на 97 месте среди 174 стран мира, а среди республик бывшего СССР на 7 месте.

Четвертый этап начался в 1999г и продолжается до настоящего времени.

Вывод: Приватизация позволила государству потроение рыночных отношений. Как положительное последствие – рост экономики, заинтересованности, негативная сторона – безработица, отставание отдельных отраслей.

 

3. Сгруппируйте аргументы, подтверждающие, что действия Абылая были направлены на: А) Сохранение суверенитета и целостности границ Казахского ханства; В) Укрепление экономического положения Казахского ханства.
Восстановить территориальную целостность Казахстана в XVIII веке удалось хану Абылаю. Абылай (Абилмансур) - сын султана Среднего жузаУали родился в 1711 году. Дед Абылая был правителем города Туркестан (имел грозное прозвище «Кровопийца»). Абылай в юности носил прозвище «Сабалак», за то что умел выходить победителем из затруднительных ситуаций. Существует легенда, что в детстве Абылай, оставшись рано сиротой, недалеко от Ташкента в местности Каракамыс в 1725 году пас верблюдов у Толе-бия.

Абылай активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков с 15 лет. Понимая, что главной опасностью для Казахского ханства являются джунгарские нашествия, он придерживался п ророссийской ориентации. Активное участие Абылая в военных действиях против джунгар давало ему возможность поддерживать связи с Оренбургской администрацией. В 1743 году он был освобожден из джунгарского плена, благодаря упорному заступничеству царских властей (попал в плен в 1 742 г оду).

Как мудрый политик, султан Абылай сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханств, стремившихся воспользоваться тяжелым положением Казахстана. Весной 1756 года в казахские земли вторглись китайские войска. На помощь Абылаю, в борьбе с китайской агрессией прибыл со своим отрядом султан Младшего жузаЕралы

В целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай в 1757-1760 годах принял в Пекине подданство Китая и в 1762 году подтвердил Екатерине II россйиское подданство. Приняв подданство обеих соседних империй, Абылай фактически не одной из них не подчинялся, проводя политику в интересах своего народа. В результате Китай отказался от похода в Туркестан и Самарканд.

Значительное место во внешней политике Абылая занимала Средняя Азия, где главную опасность для казахов представляло Кокандское ханство. В 70-х годах XVIII века казахи под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить ему дань. В 70-х годах XVIII века под власть Абылая перешли города Туркестан, Шымкент, Сузак. В 1770 году он нанес поражение кыргызам, положив конец их набегам на казахские земли.

Казахское ханство в период правлении хана Абылая. В 1771 году умер хан Среднего жузаАбулмамбет и согласно традиции престолонаследия ханом должен был стать его старший сын Абулфайыз. Однако султаны и главы казахских родов на съезде в Бурабае и збрали ханом султана Абылая.

Формой его правления стало единовластие. Хан Абылай контролировал использование лучших пастбищных угодий через толенгутов (воинов ханской гвардии). Совет биев при хане Абылае не играл существенной роли. Во главе улусов Абылай ставил наиболее преданных ему султанов.

Знакомый с хозяйственной жизнью России и государств Средней Азии, Абылай-хан:

А) Поощрял развитие у казахов земледелия.

Б) В 1761 году в письме императрице Екатерине II он просил прислать 200-300 пудов зерна и мастеров-строителей деревянных домов.

В) Достаточное внимание казахский хан уделял развитию торговых отношений с Цинской империей. В 1759 году в город Урумчи (Китай) прибыла торговая миссия Абылая. В конце XVIII века с Цинской империей вели торговлю около 105 тысяч казахских семей.

Российское правительство 24 мая 1778 года утвердило Абылая ханом лишь Среднего жуза. Абылай отказался приехать в Оренбург для вручения ему символов ханской власти, и грамота Екатерины II была доставлена в его родной аул.

А: 1) воссоздал централизованное государство 2) для лучшего управления в каждом из трех жузов назначил правителями улусов влиятельных людей 3) усилил судебную власть 4) опирался на авторитет крупных биев 5) прекратил междусобные столкновения, барымту 6) внешняя политика была направлена на обеспечение неприкосновенности территории Казахского ханства 7) сохранял добрососедские отношения, поддерживал дипломатические и торговые связи с соседними государствами 8) защищал своих подданных от притязаний российских военных 9) основные усилия были направлены на политике ослабления джунгар 10) формально находясь в российском подданстве, поддерживал дипломатические отношения с Китаем.

В): 1) поощрял занятие казахами земледелием, сенокошением, рыболовством 2) поддерживал торговлю 3) инициировал строительство кузниц в Степи 4) прекратил междусобные столкновения, барымту

Билет № 12

1. Стратегическое партнество Казахстана с ведущими странами мира.

За короткий срок после приобретения независимости Казахстан определил основные принципы своей внешней политики. Геополитическое положение Казахстана, расположенного в центре материка Евразия, сложный этнический состав, стремление к формированию открытой рыночной системы в экономике вызвали необходимость построения миролюбивой внешней политики. Казахстан объявил миру о своих позициях, как только была провозглашена государственная независимость. “ Республика Казахстан свои отношения с другими государствами строит на основе принципов международного права ”, — сказано в Законе Республики Казахстан о государственной независимости. Казахстан занимает стратегически важное пространство, соединяющее Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Поэтому было очень важно, используя этот фактор, перейти в новый век в сотрудничестве и дружбе с Россией и Китаем. 25 мая 1992 г. в Москве было подписано соглашение о взаимной помощи, дружбе и сотрудничестве с Россией. Этот документ затронул проблемы отношений в экономике, военной и политической сферах. Особое значение имеет достигнутое соглашение о нерушимости существующих границ между Россией и Казахстаном. В отношениях Казахстана с Китайской Народной Республикой (КНР) также были заложены основы новых взаимоотношений. С этой страной было заключено около 50-ти различных договоров и соглашений. Появилась возможность политического сотрудничества самого высокого уровня. В отношениях с двумя соседями-сверх державами Казахстан строго соблюдает нормы между народного права. Казахстан издавна находится в тесных отношениях с ближайшими соседями, родственными народами Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана. Общие границы, высокая степень интеграции в советское время, экономическая зависимость друг от друга помогают поддерживать традиционные связи с этими государствами. Казахстан приложил немало усилий к урегулированию конфликтов в Нагорном Карабахе и Таджикистане. Выступая на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в качестве одного из главных направлений во внешней политике отметил предотвращение вооруженных конфликтов. Он предложил созвать совещание глав азиатских государств и обсудить меры по увеличению доверия и обеспечению безопасности и стабильности в регионе. Генеральный секретарь ООН поддержал предложение Н. А. Назарбаева о созыве азиатского форума. В алма-атинской декларации от 21 декабря 1991 г. в отношении стратегических ядерных вооружений были определены механизмы совместного контроля ядерного арсенала бывшего СССР. Казахстан ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия, присоединился к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Билет № 13

3. Оцените роль Лидера Нации Н.А.Назарбаева в формировании независимого государства.

Билет № 14

2. Определите причины принятия Конституции 1995 года.
Ответ: Первая Конституция Независимого Казахстана была принята в 1993г. Это была Конституция переходного периода: были заложены основы построения нового государства, свободного от коммунистической идеологии, переход к рыночным отношениям, построение демократического общества. На республиканском референдуме 1995г. была принята новая Конституция.

Причины:

1. В ней был учтен опыт развитых государств мира.

2. Были исправлены некоторые ошибки и разночтения Конституции 1993г.(Отменили институт двойного гражданства)

3. Были взяты во внимание изменения, произошедшие в стране.

4. В основе новой Конституции были приоритеты прав человека и гражданина.( это самый большой раздел К.)

5. В новой К. были четко определены структура, функции и отношения законодательной, исполнительной и судебной власти республики. С принятием новой К. завершился процесс формирования Казахстана как президентской республики.

6. К. состоит из 98статей, 9 разделов.(Поправки в К. внесены в 1998г., 2007г., 2017г.)

7. К. определила РК как демократическое, светское, правовое, социальное, унитарное государство(дать пояснение по каждому признаку)

8. К. гарантирует равную защиту как государственной, так и частной собственности

9. Гарантированы права: на свободу трудовой и предпринимательской деятельности, объема мед. Обслуживания, на бесплатное среднее образование, на свободу вероисповедания.

10. Реально произошло разделение властей.

11. Государственный язык – казахский, официальный – русский.

Вывод: Конституция Казахстана положила начало новому этапу развития молодого суверенного государства.

Билет № 15

1. Противоречия общественно-политического развития в годы «застоя».
Условно «застоем» принято считать период с середины 60-х до середины 80-х годов.
Как и во всем Советском Союзе, в Казахстане единственным обладателем политической власти была Коммунистическая партия. Это положение партии было закреплено в новой Конституции 1977г.- шестая статья: «КП - направляющая и руководящая сила общества». И в Конституции КССР -1978г. Советы выполняли все, что провозглашала КПСС. Как и прежде провозглашались основные демократические свободы: слова, собраний. Шествий и демонстраций, совести. Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся. Гос. И общественные структуры не выполняли задачи и интересы народа. А обслуживали аппарат, который за годы «застоя» увеличился многократно. Виден был разрыв между словом и делом. Уровень жизни населения в годы «застоя» по сравнению со странами запада был низкий, а к концу эпохи переход на карточки. Но при этом продолжалось восхваление социалистического строя и идеологии.

В январе I960 года первым секретарем ЦК КП Казахстана был избран Д. Кунаев, видный партийный, политический и государственный деятель, академик АН Казахской ССР, Герой Социалистического труда. В 1962-1964 годах Кунаев работал на посту председателя Совета министров Казахской ССР.

В 1962—1964 годах республику возглавлял И. Юсупов, который был отстранен от должности первого секретаря ЦК КП Казахстана в 1964 году по предложению Л. Брежнева. С 1962 до декабря 1986 года республику возглавлял Д. Кунаев.

Кризис в социалистической системе: события в Польше-1956г., Чехословакии – 1968г., Китае –после смерти Мао.

13 августа 1969 года произошло вооруженное столкновение советских пограничников и китайцев у озера Жаланашколъ в Семипалатинской области. В предотвращении конфликта решающую роль сыграла встреча 11 сентября 1969 года в аэропорту Пекина Председателя Совета министров СССР Н. Косыгина и Первого премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая.

В декабре 1979 года решением узкой группы лиц руководства СССР было решено ввести советские войска в Афганистан (вывод советских войск из Афганистана произошел в феврале 1989 года).

Идеология в период «застоя». Если сталинская администрация для укрепления власти использовала метод тотального уничтожения народов, то хрущевско- брежневский аппарат решил сформировать исторически новую общность людей - советский народ.

Весной 1979 года ЦК КПСС принял решение о создании в Казахстане немецкой автономии. По свидетельству руководителя республики Д. Кунаева это предложение было выдвинуто Председателем КГБ СССР Ю. Андроповым. Центр будущей немецкой автономии было намечено расположить в городе ЕрейментауАкмолинской области.

В состав немецкой автономии должны были войти несколько районов Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской и Кокчетавской областей. Руководителем немецкой автономии был назначен первый заместитель Д. Кунаева А. Коркин. Большую роль в отмене решения о создании немецкой автономии в республике сыграли казахская молодежь и интеллигенция, когда в ходе демонстрации в июне 1979 года в Целинограде открыто подвергли сомнению эффективность экономической и национальной политики государства.

Во многих странах социалистического лагеря начались реформы(Китай, Польша), а в СССР ничего не изменялось. Коммунистическая партия, опираясь на силы МВД, КГБ и армии, подавляла любые признаки инакомыслия. Участники событий в Новочеркасске, Целинограде были жестоко наказаны, а события скрыты от общественности. Одной из распространенных форм протеста режиму стали диссидентство(диссидент- инакомыслящий человек, не согласный с господствующей идеологией, существующим строем, например А. Сахаров, отказавшийся работать в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан) и бегство людей за рубеж.

Билет № 16

1. Стратегия «Казахстан-2030» - долгосрочная программа развития Казахстана.

Билет № 19

2. Охарактеризуйте деятельность Коммунистической партии Казахстана в годы «застоя».
Ответ: Во главе республики и партийной организации Д. Кунаев(1960-62, 1964-1986гг.).

Согласно Конституции СССР 1977г.- 6 статья «КПСС – направляющая руководящая сила советского общества». Эти же положения были зафиксированы и в Конституции Казахстана 1978г. КП Казахстана находилась под жестким контролем центра(Москва).

В своей деятельности партия опиралась на силовые ведомства КГБ и МВД. Любые попытки проявления инакомыслия подавлялись:

1. Целиноград(1979г. - Причиной выступления стал тот факт, что в многонациональной республике создание государства в государстве, не считаясь с мнением народа, было не только вопиющим ущемлением интересов народа, но и противоречило законам. Партийные органы при поддержке КГБ старались, чтобы информация о событиях в Целинограде не получила распространения. Жана-Узень, Алма-Ата (отсутствие свободы слова)

2. Господство одной идеологии - коммунистической. СМИ имеют право излагать только официальную идеологию. Восхваление партии, коммунистической идеологии. Замалчивание протестов общественности (дело академика Сахарова – Афганистан, протестовал против введения советских войск)

3. Ущемляя национальные интересы, коммунистическая администрация прикрывалась тезисами о «полном и основательном решении национального вопроса», о «вечной дружбе народов», о «сближении и слиянии наций и народов».Казахская национальная интеллигенция выражала протест против политики ассимиляции и создавала неофициальные объединения, целью деятельности которых было возрождение национальной культуры. Первое неофициальное объединение «Жастулпар» было создано казахской молодежью, обучавшейся в Москве в 1963 году. Идейным вдохновителем и организатором был М.Ауэзов. Насчитывало объединение около 800 студентов. Молодёжь организовывала лекции, концерты, пытаясь пробудить национальное самосознание масс. Официальные власти к созданию подобных объединений относились отрицательно, закрывали их, но это не смогло погасить национально- патриотические идеи казахов.

4. Книга О. Сулейменова «АЗ и Я» историко-лингвистического содержания, опубликованная в 1975 году вскоре была изъята из продажи, библиотек, запрещено её новое издание. Книга была названа националистической, пантюркистской, антирусской и в целом вредной. Главной причиной запрета стало то, что автор высказал мысль о значительном влиянии тюрков на жизнь восточных славян и что произведение «Слово о полку Игореве» возникло на стыке славянского и тюркского этнического мир.

5. Плановая экономика- отсутствие экономической свободы.Социально-экономические условия жизни людей в стране резко ухудшились(нехватка продовольствия, карточки), но власть на партийных съездах продолжала рапортовать о достижениях. Опыт Худенко по созданию фермерского хозяйства власть осудила.

6. Реальной свободы не было, все решения принимались на партийных съездах.

Вывод: КП КССР в годы «застоя», выполняя директивы центра, привела экономическую и социальную жизнь страны к кризису.

Билет № 20

1. Казахстан и международные организации (ООН, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ, СНГ).

Билет № 23

2. Определите, соответствовала ли Советская идеология принципам демократии

Демократия – власть народа. Признаки демократического режима: 1. Народ источник власти и носитель суверенитета, ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их. 2. Равноправие граждан и их равная возможность участия в политической жизни государства. 3. Наличие прав и свобод человека, их признание, гарантированность, защита со стороны государства. 4. Принятие важных вопросов по принципу большинства. 5. Право меньшинства на оппозицию при подчинении решений большинства. 6. Политический плюрализм. 7. Система разделения властей. 8. Гласность действия государственных органов и должностных лиц, существование свободных от цензуры и независимых от власти СМИ. 9. Выборность основных органов власти на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании. 10. Развитая система органов местного самоуправления. Принципы демократических выборов. Первый принцип – ВСЕОБЩНОСТЬ ВЫБОРОВ. По Конституции РК в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы. Второй – принцип РАВЕНСТВА.Каждый избиратель имеет один голос. ПРЯМОЕ избирательное право. Каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. ТАЙНОЕ голосование.Исключает давление на избирателей в момент голосования. АЛЬТЕНАТИВНОСТЬ выборов. Т.е. возможность сделать выбор из нескольких кандидатов. Должностные лица избираются лишь НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК. Формы демократии. 1. Прямая/ непосредственная демократия: народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть через выборы и референдум. 2. Косвенная/ представительная: народ принимает участие в политической жизни государства с помощью собраний, митингов, шествий, демонстраций. Возможность осуществлять свою власть через представителей в различных государственных органах(парламент).

Советская идеология. В октябре 1917г. большевики пришли к власти в России. За ними пошли рабочие и беднейшее крестьянство. Их привлекли лозунги большевиков: «Земля крестьянам», «Фабрики рабочим», «Вся власть Советам», «Долой войну».

1. Разогнали Учредительное собрание, т.к на выборах победила в Казахстане партия «Алаш».

2. Разгромили Кокандскую автономию.

3. Преследование, репрессии(с помощью аппарата КГБ, милиции, ГУЛАГ) против инакомыслящих(членов партии Алаш, депортации, психиатрические клиники))

События в Темиртау, Целинограде(1979г. - Причиной выступления стал тот факт, что в многонациональной республике создание государства в государстве, не считаясь с мнением народа, было не только вопиющим ущемлением интересов народа, но и противоречило законам. Партийные органы при поддержке КГБ старались, чтобы информация о событиях в Целинограде не получила распространения., Жана-Узене, Алма-Ате(отсутствие свободы слова)

4. Господство одной идеологии - коммунистической. СМИ имеют право излагать только официальную идеологию.

5. Ущемляя национальные интересы, коммунистическая администрация прикрывалась тезисами о «полном и основательном решении национального вопроса», о «вечной дружбе народов», о «сближении и слиянии наций и народов».Казахская национальная интеллигенция выражала протест против политики ассимиляции и создавала неофициальные объединения, целью деятельности которых было возрождение национальной культуры. Первое неофициальное объединение «Жастулпар» было создано казахской молодежью, обучавшейся в Москве в 1963 году. Идейным вдохновителем и организатором был М.Ауэзов. Насчитывало объединение около 800 студентов. Молодёжь организовывала лекции, концерты, пытаясь пробудить национальное самосознание масс. Официальные власти к созданию подобных объединений относились отрицательно, но это не смогло погасить национально- патриотические идеи казахов.

6. «Дело Бекмаханова», Книга О. Сулейменова «АЗ и Я» историко-лингвистического содержания, опубликованная в 1975 году вскоре была изъята из продажи, библиотек, запрещено её новое издание. Книга была названа националистической, пантюркистской, антирусской и в целом вредной. Главной причиной запрета стало то, что автор высказал мысль о значительном влиянии тюрков на жизнь восточных славян и что произведение «Слово о полку Игореве» возникло на стыке славянского и тюркского этнического мир.

7. Плановая экономика- отсутствие экономической свободы.Опыт Худенко по созданию фермерского хозяйства власть осудила.

8. Реальной свободы не было, все решения принимались на партийных съездах.

9. КПСС – ВЛКСМ – Пионеры – Октябрята. Одна общественная организация – профсоюзы.

Билет № 26

1. Общественно-политическая жизнь республики 1954-1965 годы: десталинизация и «хрущевская оттепель
Ответ: 1.
На XX съезде КПСС в 1956 г. было принято важное решение, разоблачён культ личности Сталина. Только спустя 33 года журнал «Известия ЦК КПСС» (1989 г., № 3) напечатал полный текст доклада, произне­сенного Н.С.Хрущевым, хотя за рубежом данный текст был раз­множен буквально через несколько недель после XX съезда.

2. Реабилитация жертв политических репрессий проводилась после ХХ съезда КПСС. После ХХ съезда КПСС были возвращены на родину ранее насильно переселенные народы: чеченцы, ингуши, калмыки, балкарцы. Но права корейцев, немцев, крымских татар, турок-месхетинцев так и не были восстановлены.

3. Только после ХХ съезда КПСС казахскому народу были возвращены имена видных государственных деятелей и представителей культуры, как С.Асфендияров, О.Джандосов, О.Исаев, Л.Мирзоян, С.Мендешов, М.Масанчи, Н.Нурмаков, А.Розыбакиев, С.Сейфуллин, И.Джансугурова, Б.Майлина.

4. После смерти И.Сталина (5 марта 1953 г.) назрела необходимость коренных преобразований в обществе. Начали обсуждаться вопросы:

А) Сущность общества; Б) Роль и место личности в истории;

В) Взаимосвязь теории и практики; С) Противоречия социалистического об-ва.

5. Расширение прав союзных республик: а) расширены права по распределению бюджетных средств, в) в 1954-56гг. из ведения союзных органов были передано 144 предприятия промышленности и транспорта, с) расширены права в культурном строительстве, д) в 1956-58гг. союзные республики получили возможность самим осуществлять руководство в органах юстиции, утверждать гражданские и уголовные кодексы.

6. Многие руководители, причастные к массовым репрессиям, оставались на своих постах.

7.Реабилитация жертв политических репрессий проводилась медленно.

8.Многие заключенные, освобожденные из лагерей, были социально незащищены.

9.Продолжалось искажение правды о сути и событиях прошлого: об Октябрьском перевороте, причинах и последствиях Гражданской войны, терроре и трагедии народа в годы коллективизации.

10. Структура общества была построена т.о, что людям оставалось выполнять только те решения, которые принимались в центре.

11. Преследовалось инакомыслие. Но делалось это более скрытыми методами. Судьба учителя русского языка из В-К-О М. Еликбаев, фронтовика. Он написал письмо на имя Н. Хрущева, где высказался о нарушении прав личности, искажениях в области национальной политики, в частности, о сокращении школ с казахским языком обучения. Учителя загнали в психбольницу. Всего карательным санкциям через психиатрию подверглись более 90т. «инакомыслящих» в стране.

12. Отсутствие в политике научного прогноза, крайне невысокий уровень политической культуры. Об этом свидетельствуют решения 21, и 22 съездов КПСС.

13. Не решались социальные проблемы: события в Темиртау в 1959г.

14. Возвращение соотечественников из Китая было не завершено

15. Лозунги: 1962г. 10 съезд комсомола Казахстана - взяли шефство над животноводством.

16. Байконур 1955г.. Семипалатинский полигон(области Семипалатинская, Карагандинская. Павлодарская), Капустин Яр, Азгир, Лира(Карачаганак), Сарышаганский (Приозерск), 50 предприятий оборонного значения, о. Возрождение в Аральском море – испытательный полигон бактериологического оружия.

Билет № 29

1. Реабилитация казахской интеллигенции во второй половине 80-ых гг.XX века.

Ответ: Первые годы перестройки дали толчок демократическим преобразованиям в жизни СССР и КССР. Появилась возможность глубокого изучения находившихся ранее под запретом произведений казахского фольклора, литературы и искусства. В 1988г. постановлением ЦЕ Компартии Казахстана была реабилитирована группа представителей казахской интеллигенции, репрессированной в 1930-50-е годы.

ШакаримКудабердиев(1858-1931гг) – выдающаяся личность в истории казахской литературы. Был наиболее талантливым учеником великого Абая. Автор произведений: «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханов», «Условия мусульманства», «Енлик-Кебек», «Калкаман-Мамыр». Пропагандировал идеи просвещения и гуманизма, разоблачал антинародную политику крупных феодалов.

ЖусипбекАймауытов – писатель и ученый.

М. Дулатов – поэт, писатель, педагог. Автор романа «Несчастная Жамал», сборника «Терме», брощюры «Оян, казак».Участник событий в Каркаралинске, автор петиции.

А. Байтурсынов – редактор газеты «Казах», член партии «Алаш», прсветитель.

М. Жумабаев- писатель, поэт, педагог

На страницах печати стали публиковаться материалы о жизни этих деятелей их произведения. Реабилитацией незаконно репрессированных лиц занималась национальная интеллигенция.

Реабилитация показала стремление народа к демократии и построению правового государства.

 

Билет № 30

3. Заполните схему «Принципы внешней политики независимого Казахстана».

Блок 3

Билет № 10

1. Сельское хозяйство в Казахстане в 1970 -1980гг.

На мартовском Пленуме ЦК КПСС (1965г.) руководители страны предприняли попытку разработки эффективной аграрной политики: а) преобразование колхозов в совхозы, в) постепенный переход на хозрасчет, С) 2 раза были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию.

В апреле 1967 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление о переводе совхозов и других сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчет. В соответствии с решениями правительства в Казахстане на хозрасчет были переведены 18 совхозов. Это позволило снизить себестоимость производства зерна, молока, яиц, мяса. Около половины хозяйств республики, производящих зерновые, специализировались на производстве товарной продукции.

В конце 60-х годов начали приниматься меры по интенсификации с\х. Более 50 предприятий республики выпускали сельскохозяйственную технику и запчасти.

Среди союзных республик в 70-х годах Казахская ССР находилась на 2 месте по производству зерновых; по мясу-на 3; по молоку-на 4, на 2 месте в СССР по производству каракуля, а также по количеству овец и производству продукции овцеводства. Большое внимание в сельском хозяйстве уделялось орошению земель и их химическому удобрению.

Капитальные вложения в сельское хозяйство республики в 1971-1980 годы составили свыше 18 млрд рублей. Огромные средства были вложены в мелиорацию и химизацию земель. Энергетические мощности села увеличились более чем на 14%. Благоприятным для сельского хозяйства республики выдался 1976 год. На уборке урожая работало более 1800 уборочных ­транспортных звеньев и бригад. Для вывозки зерна было направлено 55 тысяч армейских грузовых машин.

В 70-е годы новые формы управления хозяйством (фермерские хозяйства) стал внедрять директор совхоза «Илийский» Енбекши-Казахского района Алма-Атинской области И. Худенко. Пытался развивать фермерские хозяйства. Внедрять бригадный метод труда. В совхозе укрепилась трудовая дисциплина. Повысилась производительность труда. За свою инициативу И. Худенко был привлечен к суду за «несоциалистические методы» хозяйствования и умер в тюрьме.

Вместо интенсификации сельского хозяйства зачастую применялись дорогостоящие меры. Не сумев справиться с текучестью кадров, совхозы и колхозы были вынуждены в период уборочных работ восполнять дефицит механизаторских кадров за счет привлечения людей со стороны. В 1968 году в Казахстан на уборочные работы было направлено из других республик 16 тысяч комбайнеров и тысячи военнослужащих Советской Армии.

Животноводство. Медленно, трудно, испытывая тяжелые проблемы материально-технического, кадрового характера развивалось животноводство. За 1965-85гг пало 4,2 млн голов КРС, 55 млн овец и коз, 5,1 млн свиней. В совхозах и колхозах не прекращались хищения общественных фондов: семян, кормов, техники. К концу 1975 года в республике в хозяйствах всех категорий было 36, 4 млн овец и коз. Несмотря на то, что в колхозах и совхозах были механизированы процессы доения коров, стрижка овец, доля ручного труда оставалась значительной.

Компартия Казахстана п оставила перед молодежью задачу: увеличить численность овец до 50 млн голов. В 1971 году комсомольская организация Шубартауского района призвала выпускников школ района поработать в овцеводстве, В итоге различных компаний численность овец не только не возросла, а даже уменьшилась.

В целях восполнения рабочей силы в сельской местности партия и комсомол стали поддерживать создание студенческих строительных отрядов и комсомольско-молодежных бригад. Комсомольские молодежные бригады создавались с целью закрепления молодежи на селе. Особенно большое количество комсомольских молодежных бригад было в Восточно- Казахстанской и Алма-Атинской областях.

Принятая в 1982 году Продовольственная программа и новые попытки остановить упадок сельскохозяйственного производства заметных результатов не дали, так как программа была разработана в рамках устаревшей системы управления. В стране к середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное снабжение населения продуктами питания. Уровень жизни населения. В этот период уровень жизни населения республики постоянно повышался. Повысилась заработная плата колхозников, увеличился размер минимальной заработной платы. Росли доходы населения.

Но в то же время ежегодные темпы инфляции составляли 4%. Снижение уровня реальной заработной платы за 1970-1986 годы составило 20%.

Главной причиной низкой эффективности с\х в стране стало отчуждение крестьян от результатов своего труда. Это привело к усилению миграции населения из сельской местности в города. Тормозом на пути интенсификации с\х стали государственные плановые закупки сельскохозяйственной продукции. Большой вред развитию с\х наносила командно-административная, мобилизационная система сельскохозяйственного производства.

Билет № 11

3. Заполните схему «Становление рыночной экономики Казахстана».

Билет № 12

2. Определите приоритеты внешней политики Казахстана.
Ответ:
Место и роль Республики Казахстан в современном мире невозможно понять без анализа становления и развития внешней политики нашего государства. Внешнеполитическая деятельность руководства Республики Казахстан на первом этапе была сориентирована на создание благоприятных макро- и микрополитических параметров для достойного вступления государства в мировое сообщество.

Главным фактором формирования внешнеполитической доктрины на начальных стадиях стал геополитический: территория и народонаселение республики, отсутствие открытого выхода к морям, соседство с такими державами как Россия и Китай, поиски контактов смусульманским миром и другие.

Однако уже первые инициативы суверенного Казахстана продемонстрировали мировому сообществу политику, ориентированную не только на геополитические интересы Казахстана, но, прежде всего, на ее миролюбивый характер, направленный на создание атмосферы взаимного доверия, сотрудничества на региональном и международном уровнях, на развитие равноправных отношений со всеми странами и международными организациями. 2 декабря 1991 года на пресс-конференции по итогам президентских выборов Н. Назарбаев впервые очертил контуры казахстанской внешней политики, обозначив ее многовекторный характер. «У республики должен быть разумный баланс между Европой и Азией. Хотя, безусловно, казахский народ имеет глубокие совместные корни с тюркскими народами». В результате в качестве стратегических задач, в первую очередь, ставились следующие:

- создание благоприятных внешних условий для проведения кардинальных социально-экономических и политических реформ в Казахстане;

- отстаивание национально-государственных интересов страны, и в первую очередь, территориальной целостности, неприкосновенности государственных границ;

- выстраивание внешней политики на основе партнерских отношений;

- многовекторный характер внешней политики.

16 декабря 1991 года была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан. Уже 21 декабря того же года в Алматы состоялся саммит глав одиннадцати независимых государств, возникших на постсоветском пространстве и подписавших декларацию о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Так начался отсчет первых шагов внешнеполитической деятельности Казахстана. Необходимо отметить, что Казахстан в качестве самостоятельного и полноправного субъекта международных отношений столкнулся с абсолютно новыми для себя проблемами: необходимостью проведения самостоятельной внешней политики, создания внешнеполитической концепции и концепции обороны, формирования доктрины национальной безопасности, выработки стратегии внешнеэкономического развития и др. Учитывая геополитическое положение, этносоциальный состав населения, уровень развития промышленности, обороноспособности республики было признано, что доминирующими в обеспечении безопасности Казахстана являются не военные средства, а политические, прежде всего, разумная взвешенная дипломатия. При этом, принимая во внимание, что страна не имеет прямого выхода к морю, но занимает выгодное положение на стыке Европы и Азии, а также, что в Казахстане был на тот момент сконцентрирован существенный потенциал ядерного вооружения СССР, государство тем более нуждалось в сбалансированной взвешенной политике.

В связи с этим, на первом этапе были выдвинуты следующие основные направления внешней политики:

- сохранение общего экономического и культурно-гуманитарного пространства в рамках СНГ;

- вхождение через ООН, ОБСЕ и другие международные организации в современные международные отношения, подключение мирового сообщества к проблемам переходного периода казахстанского общества и оказание необходимой помощи;

- в связи с отказом от ядерного статуса обеспечение ядерными державами – США, Россией, Великобританией, Китаем – гарантии безопасности Казахстана, суверенитета, независимости и территориальной целостности, нерушимости границ;

- вступление в основные финансовые институты – Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития – в целях привлечения финансовых средств для реформирования казахстанской экономики;

- сотрудничество на двусторонней основе.

5 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. Важным направлением внешней политики Казахстана явилось установление сотрудничества с международными культурно-гуманитарными организациями, в первую очередь подразделениями ООН: ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям), ПРООН (Программа развития), ЮНФПА (Фонд по вопросам народонаселения), ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), ЮНДКП (программа по контролю над наркотическими средствами), УВКБ (Управление Верховного Комиссара по делам беженцев). И уже на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН главой казахстанского государства была выдвинута инициатива созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Казахстан стал участником ОБСЕ в 1992 году и таким образом подключился к развитой системе международной безопасности и мерам доверия.

Уважение и признание Казахстана со стороны мирового сообщества вызвало стремление республики к безъядерному статусу и подписание нашей страной Договора СНВ-1, Договора о нераспространении ядерного оружия, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В декабре 1994 года в Будапеште был подписан меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия. В соответствии с этим документом Великобритания, Россия, США подтвердили «свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Республики Казахстан, и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Республики Казахстан, кроме как в целях самообороны». Таким образом, 26 мая 1995 года с территории Казахстана был вывезен последний субъект ядерного оружия.

С первых дней наше государство уделяло большое внимание развитию двусторонних отношений с зарубежными странами. Уже к началу 1995 года Республику Казахстан признали 111 государств мира, с 92 установлены дипломатические отношения. Россия признала независимость Казахстана 17 декабря 1991 года. И уже 25 мая 1992 года между Россией и Казахстаном был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, зафиксировавший принцип взаимного уважения, суверенитета, нерушимости государственных границ обоих государств.

Руководством Казахстана были подписаны Договоры о дружбе, сотрудничестве с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Таджикистаном, с которыми наша страна связана не только общностью границ, но и сложившимися хозяйственными связями, культурно-этнической общностью.

Одним из приоритетных направлений внешней политики являются отношения с Китаем. Дипломатические отношения между РК и КНР были установлены 3 января 1992 года. Позже в апреле 1994 года в Алматы было подписано Соглашение между странами о казахстанско-китайской государственной границе (за исключением двух небольших участков в Талдыкорганской и Семипалатинской областях).

Признание Казахстана как суверенного государства со стороны США было 25 декабря 1991 года. Повышенное внимание США к Казахстану определялось, на тот период истории, стремлением предотвратить распространение ядерного вооружения, находящегося на территории нашей страны после распада СССР.

Дипломатические отношения между Казахстаном и Евросоюзом были установлены в 1992 году. Большое значение для Казахстана имело установление и развитие отношений с государствами исламского мира. При этом руководство республики постоянно подчеркивало, что наша страна строит свои отношения с мусульманскими странами не на идеологической или религиозной основе, а исходя из своих государственных интересов и основываясь на принципах международного права.

 

Билет № 13

1. Н. А. Назарбаев - политик, мыслитель, общественныйдеятель.

НАЗАРБАЕВ Нурсултан Абишевич (род. 6.7.1940, в селе Чемолган (ныне Шамалган) Каскеленского (ныне Карасайского) района Алматинской обл.) - первый Президент Республики Казахстан. После окончания школы работал на строительстве Карагандинского металлургического комбината (1958-1960). В 1967 году получил квалификацию инженера-металлурга, закончив завод-втуз при комбинате. Более десяти лет был молодежным, а затем партийным лидером в Карагандинской области и в республике. В 1984 году Н.А. Назарбаев возглавил правительство республики. В июне 1989 года был избран Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. В апреле 1990 года на сессии Верховного Совета Н.А. Назарбаев был избран Президентом Республики Казахстан. Общенародный референдум в апреле 1995 года продлил его полномочия до декабря 2000 года. На общенародных выборах 10 января 1999 года Н.А. Назарбаев был избран Главой государства на альтернативной основе. На президентских выборах 4 декабря 2005 г. за Н.А. Назарбаева проголосовали 91,15% избирателей. 11 января 2006 г. вновь вступил в должность Президента Республики Казахстан. Под руководством Н.А. Назарбаева были разработаны и осуществлены меры, направленные на трансформацию казахстанской экономики. Стратегия Н.А. Назарбаева «Казахстан-2030» объединила усилия и ресурсы страны на приоритетных направлениях. При прямом участии Н.А. Назарбаева была проведена делимитация границ с Россией, КНР, Узбекистаном, Туркменистаном. В 2008-2009 годах Президентом страны были предприняты большие усилия по нейтрализации финансового кризиса в мире. За короткий срок Н.А. Назарбаев сформировал взвешенную концепцию международного сотрудничества. Получили широкое признание многие глубоко продуманные инициативы Н.А. Назарбаева, например, такие, как закрытие Семипалатинского ядерного полигона, отказ от статуса ядерной державы, последовательная деятельность по обеспечению глобальной и региональной безопасности. Н.А. Назарбаев уделяет огромное внимание налаживанию системного диалога культур, религий, цивилизаций. Большой вклад Н.А. Назарбаев вносит в развитие научной мысли, осуществление реформы системы образования. Реализуется президентская программа «Болашак», по которой подготовленная молодежь обучается в крупнейших учебных заведениях мира. Учреждена президентская премия «Дарын» для особо одаренных детей. Награжден Орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалями. Доктор экономических наук. Н.А. Назарбаев - автор ряда научных трудов и книг по проблемам социально-экономического развития и общественно-политической тематике: «В потоке истории», «Казахстанский путь», «Критическое десятилетие» и др.

 

Билет № 14

2. Определите тенденции развития современного искусства и литературы в Казахстане. Современные культурные процессы в Казахстане многолики и разнообразны. Под ними понимается широкий спектр изменений, инноваций, коренных преобразований, охватывающих различные отрасли и сферы образования, науки и культуры, включая все развивающиеся в настоящее время виды и жанры искусства. По причине комплекса исторических обстоятельств Казахстан является государством с полиэтническим обществом. Поэтому культурный процесс здесь вбирает в себя явления, связанные с взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур.

На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функционирует мировая массовая музыка рок, эстрада, джаз) и религиозная музыка мировых концессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан.

Алма-Атинская студия кинохроники организована в 1934 году, а позднее 9 января 1960 года, она переименована в киностудию «Казахфильм».[18] В настоящее время (2010 год) это единственная киностудия на территории Республики. Мультипликацией в Казахстане также занималась только студия Казахфильм.

За последние годы активно развивается производство кино вне Казахфильма и непосредственно с её участием.

В театральное искусство также не стоит на месте.

 

Билет № 16

2. Почему возникла необходимость принятия Стратегии «Казахстан- 2030».

Билет № 19

2.Определите как демократические процессы в Казахстане в 80-ые гг. XXвека изменили общественное сознание.

Билет № 20

2. Определите, как осуществлялся процесс интеграции Казахстана в мировое сообщество в 90 - е годы XX века.

Билет № 29

3.Оцените вклад казахстанских ученых в развитие науки во второй половине XX века.

Билет № 30

2. Определите, как повлияла советская идеология на казахскую культуру.

Блок 4

Билет № 10

3. Укажите особенности развития животноводства Казахстана в 1970-ые-1980-ые годы. Аграрная реформа, разработанная мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС, была попыткой перевода сельского хозяйства на интенсивный путь развития. Намечены были меры по перераспределению национального дохода в пользу аграрного сектора, решению социальных проблем села, внедрению хозрасчета, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Но при этом неизменным оставались производственные отношения и система управления этой сферой народного хозяйства. Сельское хозяйство республики получило крупные инвестиции. В 1971—1989 гг. в него было вложено 58,2 млрд. руб., в том числе по объектам производственного назначения — 43 млрд. руб.

Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. Достаточно привести тот факт, что 1981-1985 годы фактически не произошло прироста валовой продукции сельского хозяйства. Посевные площади в республике были огромны, только зерновыми засеивалось более 25 млн. га, но в указанные годы стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицы, было убыточным. Если в 1970 году удельный вес убыточных совхозов и колхозов составлял 15%, то в 1985 году – 51%. Например, поголовье овец с 1971 года по 1981 год выросло на 3,4 млн. голов, а в 1981-1985 годы рост почти прекратился; производство баранины в 1970 – 1985 годы сократилось на 19%, снизилась ее упитанность, в 80-е годы был широко известен так называемый «тощак», за которым выстраивались длинные очереди.

Противоречия и трудности, в том числе и бесхозяйственность, в сельском хозяйстве страны руководство пыталось компенсировать импортом продовольствия и зерна. Ежегодно СССР закупал за рубежом продовольствия на 3,8 млрд. долларов США. В 1985 году в СССР каждая третья булка хлеба, каждая вторая пачка макарон была из импортного зерна, закупленного в США, Канаде, Аргентине, Турции. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном выражении более чем в 10 раз.

К началу 80-х годов сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Необходимы были решительные меры. В этой обстановке было принято решение о разработке специальной Продовольственной программы которую утвердил майский 1982 г. Пленум ЦК КПСС. Однако, как и прежде, программа, разработанная в рамках устаревшей системы управления, несла на себе следы застоя, половинчатости. Она не затрагивала главного звена в сельском хозяйстве – интересов крестьянства, преобразования экономических отношений в деревне, коренной перестройки хозяйственного механизма. В результате, несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема значительно обострилась. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное снабжение по ряду продуктов питания, снова появились карточки.

Билет № 11

1. Становление рыночных отношений в Казахстане в 1990-х годах.

Ответ:С начала 1990-х годов в Казахстане осуществляются реформы, направленные на создание многоукладной экономики, перевод ее на рыночные рельсы. При вхождении в рынок Казахстану присущ ряд специфических особенностей уровня социально-экономического развития республики. Суть программы сводилась к тому, чтобы в Казахстане стабилизировалось социально-экономическое положение, формировалась рыночная сфера и активизировалась хозяйственная.Вхождение экономики Казахстана в рынок проходит в условиях кризиса в экономической и социальных сферах, который обусловлен многими внешними и внутренними причинами. Так допустим, в 1990-е годы продолжался спад сельскохозяйственного производства и животноводческой продукции. В городах, поселках хронически не хватало мяса, молока, яиц. Разрыв уровня жизни между городом и селом, который наблюдался прежде, не был преодолен и в 1980-1990-е годы. По уровню развития социально-культурных учреждений, обеспеченности жильем, детскими дошкольными учреждениями, медицинскому обслуживанию, благоустройству сельские населенные пункты значительно отставали от городских. Развивающиеся арендные отношения, новые формы хозяйствования еще более обострили образовавшийся товарный дефицит. Так каковы же были особенности развития…

Особенности развития:

1. Это, прежде всего, деформированная структура экономики Казахстана, ее сырьевая направленность

2. В Казахстане был низок удельный вес отраслей, производящих товары народного потребления. До 60% товаров народного потребления в республику завозилось извне.

3. Казахстану была характерна тенденция отраслевизма и ведомственный подход в управлении экономикой, гигантизм производства и предприятий при высоком уровне централизации управления.

4. Казахстану присущ низкий стартовый уровень вхождения в рынок.

5. Длительное игнорирование товарно-денежных отношений, монополизм экономики, командно-административный метод управления привели к дефицитности ресурсов и товаров при их наличии, к товарно-денежной несбалансированности.

Достижение экономического суверенитета, основой которого является исключительная собственность республики на землю, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, культурные и исторические ценности, материальные и финансовые ресурсы, объекты производственного и непроизводственного назначения, осуществление самостоятельной экономический политики.

Реформирование собственности путем приватизации осуществляется Государственным комитетом РК по государственному имуществу и его территориальными органами с участием Министерства ведомств и местных администраций.

Так же была принята цель на приватизацию. Цель приватизации государственной собственности – организация многообразных форм хозяйствования в целях достижений реальной и здоровой конкуренции, создания условий для повышения эффективности производства.При этом нужно было решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, реализовать идею социальной справедливости, наделив граждан Казахстана частью государственной собственности; во-вторых, создать слой эффективно хозяйствующих частных собственников, способных сформировать современную экономику рыночного типа.

Билет № 12

1. Конституция Республики Казахстан, как гарант стабильного развития государства.

Билет № 13

2. Определите важность связей казахской диаспоры с исторической Родиной.

Казахская диаспора была создана миграциями на длинные расстояния, имевшими временную, затем перешедшую в постоянную продолжительность, с пересечением внешних границ, сначала, из Казахстана в Китай, Россию, государства Средней Азии, Афганистан и Иран, а затем далее по всему миру.

 

Изучение исторических и современных проблем Казахской диаспоры в мире и особенно СНГ представляется важным с точки зрения национальных, социально-политических, экономических и интеграционных интересов современного Казахстана. Казахи, живущие за рубежом, являются одним из объектов национальной политики Республики Казахстан.

Политологи подчеркивают важность для анализа политической роли диаспор не только характерного для них осознания себя частью народа, проживающего в ином государстве, но и наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной (или ее символом); формирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. С юридической точки зрения, важен правовой статус лиц, составляющих диаспору.

Специфика казахской диаспоры заключается в том, что миграция казахов всегда носила насильственный характер - люди, веками кочевавшие по бес­крайним степным просторам, под давлением различных обстоятельств были вынуждены покидать родные края. Народ, чье трудолюбие и гостеприимство отмечали все побывавшие в этих краях путешественники, рассматривал миграцию лишь как временное явление - уход от бедствий, преследований, безысходности. В душах казахов всег­да теплилась надежда на скорое возвращение

 

Билет № 14

1. Начало формирования рыночных отношений в Казахстане в конце 1980 гг.

С начала 1990-х годов в Казахстане осуществляются реформы, направленные на создание многоукладной экономики, перевод ее на рыночные рельсы. При вхождении в рынок Казахстану присущ ряд специфических особенностей уровня социально-экономического развития республики.

В период становления РК как суверенного государства в 1991 году начался процесс реформирования банковской системы. Банковская система Казахстана перешла от чисто государственной модели к смешанной.

Особенности развития

1. Это, прежде всего, деформированная структура экономики Казахстана, ее сырьевая направленность

2. В Казахстане был низок удельный вес отраслей, производящих товары народного потребления. До 60% товаров народного потребления в республику завозилось извне.

3. Казахстану была характерна тенденция отраслевизма и ведомственный подход в управлении экономикой, гигантизм производства и предприятий при высоком уровне централизации управления.

4. Казахстану присущ низкий стартовый уровень вхождения в рынок.

5. Длительное игнорирование товарно-денежных отношений, монополизм экономики, командно-административный метод управления привели к дефицитности ресурсов и товаров при их наличии, к товарно-денежной несбалансированности

Суть программы

Суть этой программы сводилась к осуществлению стабилизационных мер и активизации формирования рыночной инфраструктуры и рыночно-регулируемой экономики, к стабилизации социально-экономического положения республики, к формированию рыночной сферы, к активизации хозяйственной

Вхождение Казахстана в рынок

Вхождение экономики Казахстана в рынок проходит в условиях кризиса в экономической и социальных сферах, который обусловлен многими внешними и внутренними причинами.

Экономическая реформа

Радикальная экономическая реформа в Республике Казахстан предполагает переход к социально ориентированным рыночным отношениям с целью обеспечения оптимального вхождения экономики в рынок, способного создать материальные условия для достаточного жизненного уровня населения адекватного огромному природному и экономическому потенциалу республики. Основные концептуальные положения перехода Казахстана к рынку включает решение следующих задач.

Экономический суверенитет

Достижение экономического суверенитета, основой которого является исключительная собственность республики на землю, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, культурные и исторические ценности, материальные и финансовые ресурсы, объекты производственного и непроизводственного назначения, осуществление самостоятельной экономический политики.

Приватизация

Реформирование собственности путем приватизации осуществляется Государственным комитетом РК по государственному имуществу и его территориальными органами с участием Министерства ведомств и местных администраций.

Цель приватизации

Цель приватизации государственной собственности – организация многообразных форм хозяйствования в целях достижений реальной и здоровой конкуренции, создания условий для повышения эффективности производства.

Задачи приватизации

При этом нужно было решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, реализовать идею социальной справедливости, наделив граждан Казахстана частью государственной собственности; во-вторых, создать слой эффективно хозяйствующих частных собственников, способных сформировать современную экономику рыночного типа.

Иностранная приватизация

Иностранные юридические и физические лица участвуют во всех видах приватизационных процессов в соответствии с действующими законодательными актами РК, межправительственными договорами и соглашениями после выдачи соответствующих лицензий Национальным агентством по иностранным инвестициям

 

Билет № 16

. 3) Оцените современные демографические процессы в Казахстане.

Демографические процессы весьма противоречивы и находятся под влиянием многих факторов: социально-экономических, политических, национальных, природных и т.д.
Современная демографическая ситуация в Казахстане характеризуется «старением» рожениц, старею­щим населением, высокой смертностью населения, низкой продолжительностью жизни и рядом других проблем.
Демографическая политика составляет основу внутренней политики любого подлинного независимого государства.
С целью воздействия на процессы воспроизводства населения и на изменение в нужном направлении или сохранение их параметров государство проводит определенную демографическую политику, которая является частью социально-экономической политики.

1. Оптимальное соотношение площади сельскохозяйственных земель и численности населения. Данная проблема характерна не только для Казахстана, но и для многих стран мира. (Рост населения с опережающим развитием продовольственной базы путем "обработки пустующих земель" и создания продовольственных резервов.)

В Казахстане сейчас наблюдается отток экономически активного населения в городскую местность. Во многих сельских населения средний возраст женщин превысил детородный возраст, что может в будущем повлечь за собой дефицит трудоспособного населения на селе и сокращению производства сельскохозяйственной продукции.

2. Резко ограниченные ресурсы не дают возможности решать проблемы государственного управления социально-демографическими процессами, занятостью, безработицей в требуемой степени. Следует использовать ограниченные бюджетные ресурсы, чтобы осуществлять необходимое эффективное государственное планирование и регулирование процессов и отношений, характеризующих социально-демографическую политику. Для этих целей рекомендуетс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: