Тема 2 Организационные аспекты международной логистики

Вопросы и задания для самоподготовки

1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные виды международной экономической интеграции и развитие международной логистики

1.1.Зона свободной торговли.

1.2.Таможенный союз

1.3.Общий рынок

1.4. Экономический союз

2. Охарактеризуйте организационные формы международного сотрудничества предприятий

3.Назовите подходы к принятию решений в международной логистике

4.Какие методы принятия решений наиболее часто применяются в международной логистике.

5. Назовите и охарактеризуйте стратегии выхода предприятий, организаций на международные рынки

6. Назовите отличительные признаки различных виды логистических посредников (провайдеров)в международной логистике.

7. Изучите рынок логистических провайдеров различного уровня, функционирующих на таможенной территории ЕАЭС, представьте информацию об отдельных провайдерах 2pl, 3pl, 4pl, перечне выполняемых ими функций. Сформулируйте выводы о том, насколько указанные провайдеры соответствуют заявленному уровню.

8.Подготовьте реферат по одному из указанных вопросов.

 

 

ТЕМА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК

 

Вопросы и задания для самоподготовки

 

1. Дайте определение международной цепи поставок.

2. Охарактеризуйте особенности формирования, источники дополнительных затрат, меры повышения эффективности в международной цепи поставок

3.Раскройте последовательность формирования структуры международной цепи поставок: переход от международной экономической интеграции к общей логистической системе..

4. Охарактеризуйте факторы, влияющие на формирование международной цепи поставок.

3. Какими правилами необходимо руководствоваться при организации взаимоотношений в цепи поставок.

4. Какие проблемы существуют в управлении отношениями в цепи поставок.

Задания

 

Задание 3.1 Селекция потенциальных рынков для организации экспортных поставок путем построения карты сегментации стран «Привлекательность – Риски»

 

Цель занятия: изучить методику проведения селекции потенциальных рынков сбыта для организации экспортных поставок

 

Описание ситуации и постановка задачи

Современные тенденции глобализации мировой экономики подталкивают предприятия к выходу на международную арену для поиска новых рынков сбыта продукции. Выбор зарубежных рынков представляет собой процесс оценки возможностей, ведущий к определению национальных рынков, на которых компания будет выступать в качестве конкурента.

Селекция международных рынков сбыта позволяет концентрировать маркетинговые усилия компании на национальных рынках, представляющих реальный интерес с точки зрения их освоения на основе изучения особенностей международной маркетинговой среды.

Руководство компании поставило перед службами маркетинга и логистики задачу о проведении селекции потенциальных рынков сбыта телевизоров (Россия, Украина, Казахстан, Польша, Азербайджан, Литва, Молдова, Эстония, Латвия, Болгария) для организации экспортных поставок путем построения карты сегментации стран «Привлекательность-Риски».

 

Рекомендации по выполнению задания

 

Процесс селекции международных рынков сбыта осуществляется путем реализации ряда последовательных действий.

1. Определите цели компании и принятие решения о необходимости освоения международного рынка.

2. Проведите анализ внешней среды предполагаемых рынков сбыта и выберите характеристики для селекции международных рынков (привлекательность – риски).

Анализ внешней среды включает исследования национальных рынков потенциальных стран-потребителей по следующим направлениям:

2.1 анализ макросреды:

Ø анализ социально-экономических условий (показатели покупательной способности и уровня благосостояния населения; финансовая политика страны; структура импорта и экспорта и другие);

Ø анализ политико-правовых условий;

Ø анализ культурных условий.

2.2 анализ микросреды, который подразумевает исследование товарного рынка по следующим направлениям:

Ø анализ спроса; анализ предложения;

Ø анализ цен;

Ø прогнозирование развития рынка.

Для составления профилей предполагаемых рынков сбыта с учетом возможности получения информации могут быть отобраны следующие критерии селекции:

Факторы привлекательности:

• ВВП на душу населения, $

• Численность населения, тыс. чел.

• Индекс развития информационно-коммуникационных технологий по данным Международного союза электросвязи https://rublacklist.net/13730/

• Распространенность цифрового стандарта вещания, баллы

Факторы риска:

• Инфляция, %

• Расстояние до столицы, км

• Барьеры для входа на рынок, есть/нет

• Количество конкурентов, шт.

3. Составьте профиль предполагаемых рынков сбыта. На этом этапе осуществляется сбор информации о потенциальных странах потребителях на основе выделенных характеристик селекции и составляется таблица 6.

3.1 Проведите бальную оценку факторов привлекательности и факторов риска потенциальных стран потребителей. Поскольку информация, полученная в ходе исследования, не всегда сопоставима, так как содержит наряду с балльной оценкой и натуральные единицы измерения, необходимо весь информационный массив оценить по10-ти бальной шкале.

Каждый рассматриваемый фактор оцените по десятибалльной шкале. С этой целью значения оцениваемого критерия в натуральных единицах измерения ранжируются (то есть расставляются в порядке уменьшения их значимости) для всех стран. Худшему значению фактора присваивается один балл, лучшему - десять баллов.

В случае, когда худшее значение фактора меньше его лучшего значения (например, ВВП на душу населения), используется формула (7):

 

 

*10, (7)

 

где

Бij - количество баллов оцениваемого j-го фактора для i-ой страны;

N ij - значение оцениваемого j-го фактора для i-ой страны в натуральных единицах измерения;

Nлуч j - лучшее значение оцениваемого j-го фактора среди всех участников в натуральных единицах измерения.

В случае, когда худшее значение критерия больше лучшего значения (например, уровень инфляции), используется формула (8):

 

*10, (8)

 

где

Nхуд j - худшее значение оцениваемого j-го фактора среди всех участников стран в натуральных единицах измерения.

3.2. Скорректируйте бальную оценку факторов привлекательности и риска с учетом коэффициентов весомости. Для каждого фактора определите коэффициент весомости вj, отражающий относительную значимость фактора. Коэффициенты весомости вj формируются экспертно с учетом достижения целей сегментирования рынка, наиболее полно отвечающим поставленным задачам (экспертами выступает группа студентов). При определении коэффициентов весомости необходимо, чтобы сумма коэффициентов удельных весов всех критериев была равна единице:

 

n

(9)

 

где n - число оцениваемых критериев.

Затем рассчитывается сумма показателей привлекательности и показателей риска для построения карты сегментации. Полученные результаты оформите в таблицу 7.

4.Постройте карту «Привлекательность-Риски».


 

       
 
 
   

 


Рисунок Карта «Привлекательность – риски»

5.Определитите наиболее предпочтительные рынки сбыта, обоснуйте свой выбор.


Таблица 6 – Профили стран по факторам привлекательности и риска

 

Факторы Россия Украина Польша Литва Молдова Эстония Латвия Болгария
  Факторы привлекательности
ВВП на душу населения, $                
Численность населения, тыс. чел.                
Индекс развития информационно-коммуникационных технологий   6,91   5,23   6,91   7,08   5,81   8,05   7,16   6,62
Распространенность цифрового стандарта вещания, баллы                
  Факторы риска
Инфляция, % 7,0 13,9 0,0 0,7 6,4 0,8 0,1 0,0
Расстояние до столицы, км                
Барьеры для входа на рынок, есть/нет   нет   нет   нет   есть   есть   нет   есть   есть
Количество конкурентов, шт.                

 


Таблица 7 – Бальная оценка стран по факторам привлекательности и риска

Факторы Коэф. весомости Россия Украина Казахстан Польша Азербайджан Литва Молдова Эстония Латвия Болгария
Привлекательность
ВВП на душу населения, баллы                      
Численность населения, баллы                      
Индекс развития информационно-коммуникационных технологий, баллы.                      
Распространенность цифрового стандарта вещания, баллы                      
Итого                      
Риски
Инфляция, баллы                      
Расстояние до столицы, баллы                      
Барьеры для входа на рынок, баллы                      
Количество конкурентов, баллы                      
Итого                      

 

 

Задание 3.2 Обоснование месторасположения распределительного центра обеспечивающего доведение продукции до потенциальных рынков сбыта

 

Цель занятия: изучить методику обоснования месторасположения распределительного центра и освоить ее применение на практике

 

Описание ситуации и постановка задачи

В задании 3.1 была проведена работа по селекции потенциальных рынков сбыта, в результате которой наиболее приоритетными для компании являются рынки России, Украины, Литвы, Польши, Эстонии.

Необходимо принять решение об оптимальном месте расположения распределительного центра. Основными критериями выбора являются расходы на доставку грузов и оптимальное «плечо» доставки.

Исходные данные для решения ситуации представлены в таблице 8.

 

Таблица 8 – Исходные данные для решения ситуации

 

Столица страны Координаты Планируемый объем поставки, единиц
Москва Широта 55° 45' N Долгота 37° 36'Е  
Киев Широта 50° 27' N Долгота 30° 31'Е  
Варшава Широта 52° 13''N Долгота 21° 00'Е  
Вильнюс Широта 54° 41' N Долгота 25° 16'Е  
Таллин Широта 59° 26' N Долгота 24° 45' Е  
Итого    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: