Типовые задания для промежуточной и итоговой аттестациям (зачет – 7 семестр, экзамен8 семестр обучения)

Промежуточные (семестровые) и итоговаяаттестации по дисциплине проводится в форме зачета и экзамена. Аттестация проводится в форме тестирования (бланкового и/или компьютерного). Для тестирования используются контрольно-измерительные материалы (КИМ) – задания в тестовой форме, составляющие банк тестовых заданий (БТЗ) по дисциплине, утвержденный в установленном в университете порядке. Проверяемыми на аттестациях элементами содержания являются темы дисциплины, указанные в разделе 4 настоящей программы. Все темы дисциплины отражены вКИМ в равных долях (%). БТЗ включает в себя не менее 100 заданий (на каждую семестровую аттестации) и постоянно пополняется. Для проверки знаний используются вопросы и задания в различных формах: -закрытой (с выбором одного или нескольких правильных ответов), - открытой (необходимо вписать правильный ответ), - на установление правильной последовательности, - на установление соответствия. Умения, навыки и компетенции проверяются с помощью задач (ситуационных, производственных или кейсового характера) и различного вида конструкторов. Все задачи являются многоходовыми. Некоторые задачи, проверяющие уровень сформированности компетенций, являются многовариантными. Часть умений, навыков и компетенций прямо не отражена в формулировках задач, но они могут быть проявлены обучающимися при их решении. В варианты КИМ включаются задания по каждому проверяемому элементу содержания во всех перечисленных выше формах и разного уровня сложности. Такой формат КИМ позволяет объективно определить качество освоения обучающимися основных элементов содержания дисциплины и уровень сформированности компетенций.

Предусматривается процедура проведения зачета и экзаменав традиционной форме (устный или письменный по билетам)- собеседование с обучающимся по следующим вопросам (задания в открытой форме):

 

Вопросы к зачету:

1. Живые организмы как кибернетические системы.

2. Система «человек-машина».

3. Структурные и функциональные особенности организации биологических систем.

4. Макро- и микроуровни описания физиологических систем.

5. Принципы функционирования физиологических систем: принцип целесообразности; эволюционный принцип; принцип регуляции физиологических функций; принцип адаптивности.

6. Роль системного подхода при моделировании кибернетических структур физиологических систем.

7. Правила анализа физиологических систем: АСС – анализ системы структурный, АСФ – анализ системы функциональный, САС – сравнительный анализ систем, АРР-ВС – анализ различных результатов взаимодействия систем

8. Функциональные основы самоорганизации.

9. Роль обратных связей в живых системах.

10. Устойчивое термодинамическое равновесие.

11. Иерархическая организация физиологических систем.

12. Активность живых систем.

13. Целесообразность саморегуляции. Классификация механизмов саморегуляции.

14. Механизмы эволюции и саморегуляции жизни.

15. Биокибернетическое определение эволюции.

16.Управление дифференцировкой клеток.

17. Регулирование процесса онтогенеза.

18. Деструктивная форма видовой саморегуляции.

19. Функциональные системы – как аппарат саморегуляции – универсальный принцип изучения уровней биологической организации.

20. Система и результат. Результат как критерий для оценки кибернетической закономерности.

21. Интегративная деятельность мозга. Афферентный синтез, стадии афферентного синтеза.

22. Формирование действия и аппарат предсказания. Обратная афферентация.

23.Результат функционирования акцепторов результата действия. Функциональные системы как логические модели.

24. Нейрофизиологические предпосылки принятия решения.

25. Информационный эквивалент функциональных систем.

26. Сущность психической формы отражения действительности. Исполнительные механизмы функциональных систем.

27. Системогенез.

28. Трудовая деятельность человека. Теория функциональных систем и системная психофизиология. Субъект деятельности и обратная связь.

29. Моделирование и объективная оценка системных механизмов психической деятельности.

30. Физиология формирования и развития функциональных состояний оператора.

31. Классификация функциональных состояний

32. Функциональные состояния оператора в профессиональной деятельности: оперативный покой, тревожность, монотония, психоэмоциональный стресс, психическая напряженность, утомление. 33. Базовые принципы диагностики и контроля функционального состояния, показатели качества диагностики.

34. Методы описания функционального состояния.

35. Функциональное состояние и окружающая среда.

36. Концептуальная схема стабилизации функционального состояния оператора системы «человек-машина».

37. Эволюция рефлекторного управления.

38. Условно-рефлекторноесамопрограммирование поведения.

39. Логическая деятельность мозга.

40. Обучающие матрицы.

41. Самообучающие системы.

42. Целенаправленный случайный поиск, эвристическое принятие решений и программы поведения.

43. Человек – как звено эргатической системы.

44. Клетка как система целесообразного саморегулирования.

45. Самоорганизация в системе клеточного метаболизма.

46. Метаболические осцилляторы и циклы. «Биологические часы».

47. Синергия оплодотворения.

48. Способность организма к регенерации.

49. Искусственные иммунные сети.

50. Внутренняя среда организма как кибернетическая система.

51. Гомеостаз.

52.Управление в системе кровообращения.

53.Управление искусственным кровообращением. Виды гемостатов.

54. Понятие об эритроне.

55. Регуляция в системе органов дыхания.

56. Регуляция обменом веществ.

57. Терморегуляция.

Вопросы к экзамену (итоговый контроль):

1. Живые организмы как кибернетические системы.

2. Система «человек-машина».

3. Структурные и функциональные особенности организации биологических систем.

4. Макро- и микроуровни описания физиологических систем.

5. Принципы функционирования физиологических систем: принцип целесообразности; эволюционный принцип; принцип регуляции физиологических функций; принцип адаптивности.

6. Роль системного подхода при моделировании кибернетических структур физиологических систем.

7. Правила анализа физиологических систем: АСС – анализ системы структурный, АСФ – анализ системы функциональный, САС – сравнительный анализ систем, АРР-ВС – анализ различных результатов взаимодействия систем

8. Функциональные основы самоорганизации.

9. Роль обратных связей в живых системах.

10. Устойчивое термодинамическое равновесие.

11. Иерархическая организация физиологических систем.

12. Активность живых систем.

13. Целесообразность саморегуляции. Классификация механизмов саморегуляции.

14. Механизмы эволюции и саморегуляции жизни.

15. Биокибернетическое определение эволюции.

16.Управление дифференцировкой клеток.

17. Регулирование процесса онтогенеза.

18. Деструктивная форма видовой саморегуляции.

19. Функциональные системы – как аппарат саморегуляции – универсальный принцип изучения уровней биологической организации.

20. Система и результат. Результат как критерий для оценки кибернетической закономерности.

21. Интегративная деятельность мозга. Афферентный синтез, стадии афферентного синтеза.

22. Формирование действия и аппарат предсказания. Обратная афферентация.

23.Результат функционирования акцепторов результата действия. Функциональные системы как логические модели.

24. Нейрофизиологические предпосылки принятия решения.

25. Информационный эквивалент функциональных систем.

26. Сущность психической формы отражения действительности. Исполнительные механизмы функциональных систем.

27. Системогенез.

28. Трудовая деятельность человека. Теория функциональных систем и системная психофизиология. Субъект деятельности и обратная связь.

29. Моделирование и объективная оценка системных механизмов психической деятельности.

30. Физиология формирования и развития функциональных состояний оператора.

31. Классификация функциональных состояний

32. Функциональные состояния оператора в профессиональной деятельности: оперативный покой, тревожность, монотония, психоэмоциональный стресс, психическая напряженность, утомление. 33. Базовые принципы диагностики и контроля функционального состояния, показатели качества диагностики.

34. Методы описания функционального состояния.

35. Функциональное состояние и окружающая среда.

36. Концептуальная схема стабилизации функционального состояния оператора системы «человек-машина».

37. Эволюция рефлекторного управления.

38. Условно-рефлекторноесамопрограммирование поведения.

39. Логическая деятельность мозга.

40. Обучающие матрицы.

41. Самообучающие системы.

42. Целенаправленный случайный поиск, эвристическое принятие решений и программы поведения.

43. Человек – как звено эргатической системы.

44. Клетка как система целесообразного саморегулирования.

45. Самоорганизация в системе клеточного метаболизма.

46. Метаболические осцилляторы и циклы. «Биологические часы».

47. Синергия оплодотворения.

48. Способность организма к регенерации.

49. Искусственные иммунные сети.

50. Внутренняя среда организма как кибернетическая система.

51. Гомеостаз.

52.Управление в системе кровообращения.

53.Управление искусственным кровообращением. Виды гемостатов.

54. Понятие об эритроне.

55. Регуляция в системе органов дыхания.

56. Регуляция обменом веществ.

57. Терморегуляция.

58. Гуморальное управление. Эндокринные регуляторы.

59. Многоконтурное регулирование на примере гипофиза.

60. Нервные механизмы передачи информации.

61. Механизмы памяти.

62. Нейронная организация центральных нервных механизмов управления и связи.

63. Функциональная организация нейрона.

64.Модели нейронов.

65. Нейронная организация проекционных структур анализаторов.

66 Нейронные ансамбли.

67. Модели нейронной организации аналитико-статистических процессов в коре мозга.

68. Сравнение искусственных и естественных нейронных сетей.

69. Развитие двигательной функции в живых системах.

70. Мышечное движение. Биоэнергетика мышечного сокращения.

71. Система регуляции двигательными актами. Регуляция позы человека.

72. Регуляция изображения на сетчатке.

73. Система искусственного управления движениями. Экзоскелеты – как кибернетические биотехнические системы.

74. Моделирование деятельности сердечно-сосудистой системы.

75. Модели дыхательногохемостата на аналоговых вычислительных машинах. Математические модели регуляции дыханием.

76. Модели взаимодействия внутренних структур организма с поверхностными проекционными зонами.

77. Алгоритм управления системы поддержки врача рефлексотерапевта.

78. Агробиоценоз. Поглощение, синтез, выделение вещества и энергии у растений.

79. Транспорт вещества у растений. Модели прироста и регуляции биомассы.

80. Системы регуляции метаболизма у растений. Регуляция фотосинтеза и дыхания растений. Модель роста биомассы (на примере травы).

81. Живые организмы в магнитном поле.

82. Влияние биотропных гелиогеофизических факторов на живые системы.

83. Колебания (автоколебания) биологических объектов.

84. Хаос и фракталы в физиологии человеческого организма.

85. Неспецифические реакции живого вещества на изменения в среде.

86. Действия вибрации и звука на биологические объекты.

87. Экспериментальные исследования биологического действия электромагнитных полей.

88. Реакция сообщества людей в регионе на экологический статус.

89. Врожденные пороки развития – как лакмус реакции человеческого организма на длительное влияние окружающей среды на социум.

90. Возможности внешнего и внутреннего антропогенного управления региональной заболеваемостью.

91.Структура и саморегуляция биологических макросистем.

92. Система индивидуального контроля физиологических функций.

93. Информационная микропроцессорная аппаратура регистрации и сигнализации состояний жизненно важных физиологических функций: устройство непрерывного индивидуального слежения за деятельностью сердца.

94. Информационная микропроцессорная аппаратура регистрации и сигнализации состояний жизненно важных физиологических функций: устройство индивидуального самоконтроля эмоционального стресса у человека.

95. Информационная микропроцессорная аппаратура регистрации и сигнализации состояний жизненно важных физиологических функций: устройство контроля фаз сна.

96. Информационная микропроцессорная аппаратура регистрации и сигнализации состояний жизненно важных физиологических функций: миниатюрные приборы измерения артериального давления.

97. Информационная микропроцессорная аппаратура регистрации и сигнализации состояний жизненно важных физиологических функций: гигроскопических измерений изменения положения биообъекта.

98. Проблемы моделирования когнитивной эволюции.

99. Информационные воздействия на индивидуальное и массовое сознание.

100. Системный подход как методологическая основа физиологической кибернетики. Базисные положения учения Анохина П.К. о функциональных системах.

 

ФОРМА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»    
Утверждено на заседании кафедры биомедицинской инженерии _________ 20__ г. Дисциплина «Физиологическая кибернетика» Факультет ФиПИ Специальность 30.05.03 «Медицинская кибернетика» курс 4  
Экзаменационный билет №
1. Живые организмы как кибернетические системы. 7 баллов
2. Управление искусственным кровообращением. Виды гемостатов. 7 баллов
3. Возможности внешнего и внутреннего антропогенного управления региональной заболеваемостью. 7 баллов
  Системный подход как методологическая основа физиологической кибернетики. Базисные положения учения Анохина П.К. о функциональных системах. 7 баллов
     
  Задача №А 4 балла
6. Задача №Б     4 балла
         

В каждый билет входит 4 вопроса из Приложения Б (1 вопрос - №1-25, 2 вопрос - №26-50, 3 вопрос - №51-75, 4 вопрос - №76-100) и две задачи, номера которых выбираются из Приложения В случайным образом).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: