ТЕМА 16.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СЕРВИСНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Прогнозирование спроса как основа для планирования действий.
2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования.
3. Система внутрифирменного планирования.
4. Стратегическое планирование.
Минилексикон: прогноз, план, программа, методы прогнозирования: модели временных рядов, ассоциативные (каузальные) методы, стратегия, стратегическое планирование, стратегическое управление
1. Прогнозирование спроса как основа для планирования действий.
Содержание процесса управления раскрывается в его функциях. В литературе по управлению встречаются разные подходы к классификации этих функций, иногда даже противоречащие друг другу. Объясняется это тем, что в условиях постоянно усложняющегося общественного хозяйства трудно выделить универсальный классификационный признак, на основании которого сгруппированные функции могли бы наиболее полно и всесторонне характеризовать управленческую деятельность.
|
|
Рассмотрим проявление в непроизводственной сфере общих функций менеджмента, являющихся обязательными для любой системы управления и признанные большинством практиков и исследователей.
Функции менеджмента – это обособленные виды управленческой деятельности, использование которых дает возможность достижения целей организаций.
Выделение отдельных функций представляет собой объективный процесс, порождаемый разделением и специализацией управленческого труда. Поэтому эволюцию управления можно рассматривать как процесс его дифференциации на относительно самостоятельные функции, вызванный, в первую очередь, потребностями хозяйствования. Совокупность всех функций отражает содержание как деятельности по управлению объектом в целом, так и управленческого труда по выполнению конкретных задач.
Функция планирования предполагает решение двух глобальных вопросов: какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации чтобы их достичь. При помощи планирования можно перевести фирму, как систему, с исходного, базового, уровня развития путем маневрирования и сосредоточения сил и средств на приоритетных направлениях своей деятельности, а также определять перспективы развития и будущее состояние фирмы. Планирование как целенаправленная специализированная управленческая деятельность осуществляется на принципах объективности, реалистичности, системности, комплексности, оптимальности; единства интересов фирмы, ее персонала и потребителей; сбалансированности; обоснованности планов, программ, проектов, моделей развития; познавательности путей социально-экономического развития.
|
|
Предпосылкой планирования является прогнозирование. Последнее представляет собой выявление объективных (реальных) тенденций, состояний развития бизнеса в будущем, а также альтернативных путей развития и сроков их осуществления. Прогноз должен дать бизнесмену представление о направлении развития, о способах достижения цели, о результате его действий. Успех будущего определяет не только настоящее, но и прошлое. Прогноз не отделим от планирования, он его органическая часть. Это положение относится не только к народнохозяйственной структуре в целом, но и к каждому хозяйствующему субъекту, в том числе и к фирме.
Планирование является главной функцией управления, от которой определенным образом зависят все другие. Занимаясь управлением, менеджер формулирует цель и стремится определить наилучшие способы ее достижения. Он анализирует бюджеты; расписания; информацию о состоянии отрасли и экономики в целом; ресурсы, которые находятся в распоряжении предприятия, и ресурсы, которые оно способно приобрести. Важным аспектом планирования является верность оценки исходных данных. Поскольку предприятие развивается в значительной мере под влиянием сложившихся ранее обстоятельств, то изменение их предполагает необходимость новых методов деятельности предприятия. Эта функция требует от менеджера владения аналитическими навыками.
Ежедневно менеджерам приходится принимать решения, не зная, что произойдет в будущем. Точная оценка будущего — главная цель прогнозирования. Почему прогнозирование очень важно для сервисных операций, какие типы продукции поддаются прогнозу и почему мы выбираем те или иные методы прогнозирования.
Прежде чем начать что-либо делать, необходимо получить квалифицированный прогноз, на основе которого можно планировать свою деятельность. Сфера услуг очень разнообразна, без тщательного прогнозирования спроса в ней был бы полный хаос. Рассмотрим несколько ситуаций, с которыми сталкиваются фирмы сферы услуг и которые во многом отличаются от ситуаций, встречающихся в работе производственных компаний.
1. Фиксированная мощность с широким колебанием спроса. Если мощность организаций ограничена, а спрос на ее услуги сильно колеблется, то надо подумать, как сделать так, чтобы в период низкого спроса средства обслуживания не простаивали, а в период, когда спрос превышает возможности фирмы, можно было найти дополнительные средства его удовлетворения (пример: гостиницы в Крыму).
2. Системы услуг, в которых невозможно создать запасы. Одна из характерных особенностей производственных фирм, позволяющая сгладить колебания спроса на товары, — способность создавать материальные запасы на долгое время. Хотя многие услуги «встроены» в товары, такие как видеокассеты, книги, карты или кровь для переливания, и могут храниться в товарно-материальных запасах, большинство услуг неосязаемы и потребляются во время их производства. Для неосязаемых услуг производительность должна быть очень тесно согласована со спросом. Задержки предложения услуг могут привести к потере продаж или отказу от данной услуги в будущем.
3. Разделение мощности. Недавним новшеством в индустрии услуг - сталоразделение мощностей. Такая практика используется в энергетической системе, предприятия которой объединены в крупные сети (пример: сеть крупных магазинов).
Прогнозирование спроса является отправной точкой всего процесса планирования. Если фирма собирается выйти на рынок с новым товаром или услугой, прежде всего надо оценить, насколько востребован такой продукт. Для этого необязательно его разрабатывать. Сначала надо определить, есть ли скрытый спрос на новый продукт или какую долю на существующем рынке реально завоевать. Поэтому для прогнозирования нужна только концепция продукта. Когда товар или услуга будут детально разработаны, прогноз спроса можно будет пересмотреть на основании того, какие преимущества имеет новый товар перед аналогичным, предлагаемым конкурентами.
|
|
Прогнозирование спроса оценивает количество услуг, которое могла бы продать организация с учетом спроса на услуги и потенциальной мощности организации. Для количества, которое, согласно прогнозу, должно быть продано, надо определить приблизительную цену, поэтому годовой доход зависит от прогнозируемого спроса. Прогнозирование дохода важно, чтобы принять решение — выводить услугу на рынок или нет. Это позволяет провести анализ годового бюджета и безубыточности.
Предварительный ежегодный бюджет, базируется на маркетинговом, и производственном планах. На рис. 16.1 доходы и расходы показаны как компоненты планов прибыли для (а) производственной компании и (б) фирмы сферы услуг — авиалинии.
Когда производится товар, обычно бывает понятно, в каких единицах его измерять. Для производства полуфабрикатов прогноз спроса может быть в тоннах (сталь), граммах (химические вещества), квадратных метрах (текстиль, штукатурка) или других физических единицах, а также в единицах изделия (моторы, механизмы и т. д.). Все эти товары четко определены как «исчисляемые».
А как быть с услугами? Больница может считать срочные операции, сделанные жертвам аварий, но они могут быть различны по своей сути и продолжительности. Консалтинговая фирма может попытаться спрогнозировать спрос на услуги, но ее проекты могут сильно различаться по времени и сложности. Менеджер может достаточно точно прогнозировать число клиентов, но набор и виды услуг могут значительно варьироваться. Поэтому прогнозируемые услуги измеряются:
числом клиентов;
количеством часов поставляемых услуг;
разнообразием услуг и количеством каждой (пища, хирургические операции, пошив, сделки по недвижимости, банковские услуги, финансовые проекты, ремонтные работы и т. д.);
|
|
единицами поставляемого продукта (галлоны бензина, количество проданных газет).
Между производственным и сервисным прогнозированием есть интересное различие. Чистый спрос в производстве представляет собой продажи за вычетом возвращенных товаров. В большинстве услуг (кроме розничной и оптовой торговли) услуга исчезает или полностью используется, так что единственная «двусторонняя» сделка — это когда клиент отказывается платить за неудовлетворительные услуги.
Рис. 16.1. Прогнозирование продаж как основа для планирования действий
Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
Как и большинство оперативных решений выбор метода прогнозирования — это экономическое решение. Поэтому каждый метод требует рассмотрения с финансовой точки зрения. Факторами, которые надо принять во внимание при прогнозировании, являются:
1. Время – а)временной промежуток прогноза, б)необходимая срочность прогноза, в)необходимая частота обновления.
2. Требования к ресурсам - а)математическая сложность, доступная компании, б)компьютерные ресурсы, в ) финансовые ресурсы.
3. Входные характеристики - а)доступность предшествующих данных, б)частота изменчивости и диапазон колебания, в)внешняя стабильность.
4. Требуемые выходные характеристики – а)детальность или степень разукрупнения, б)точность.
Выбор метода прогнозирования. Колебания спроса на услуги во многих случаях соотносятся сo временем дня, днем недели, неделей месяца и месяцем года. Другими факторами, вызывающими колебания спроса на услуги, являются погода, различные новости, изделия в продаже, экономика, какая-либо известная личность, результаты медицинского исследования или изменения в интерпретациях закона, как, например, услуги по налоговому учету. Праздники, предпраздничные дни и дни после праздника также преподносят многочисленные сюрпризы.
Во многих случаях прогнозирование, услуг подразумевает не только совокупное прогнозирование, но и прогнозирование деятельности на каждый час и на каждый день, в то время как прогнозирование деятельности производственной фирмы подразумевает кроме совокупных прогнозов еженедельные и ежемесячные, т.е. по более крупным временным интервалам. Это значит, что услуги должны прогнозироваться в расчете на более мелкие временные интервалы.
В общем, все методы прогнозирования можно разделить на четыре группы:
экспертные;
расчетные;
составление временных рядов;
ассоциативные или каузальные.
Прогнозируя экспертным методом, менеджер использует опыт, субъективную оценку рынка, интуицию, личную, систему ценностей, предположения и мнение эксперта.
Использование расчетных методов означает только подсчет количества людей, которые будут покупать или скажут, что будут покупать. Генеральная совокупность — это совокупность потребителей или субъектов, являющихся объектами исследования. Выборка - это часть потребителей, которые будут представлять интересы и вкусы всех потребителей генеральной совокупности.
Временные ряды — это количественные модели, которые предсказывают, основываясь на условии, что будущее ряда данных является функцией прошлого этих же данных. Другими словами, в этих моделях рассматривается то, что произошло за определенный период времени, и используется ряд прошлых данных, чтобы сделать прогноз.
Ассоциативные, или каузальные, методы, такие как линейная регрессия, также являются математическими моделями. Они объединяют переменные или факторы, которые могли бы влиять на спрос. Например, модель для продажи газонокосилок могла бы включать такие факторы, как строительство жилья, расходы на рекламу и цены конкурентов.
Хотя многие количественные или математические прогнозы несколько субъективны, некоторые исследователи считают, что следует в большей степени полагаться на результат количественного прогноза, чем на собственное суждение.
В то время как каждая техника прогнозирования имеет сильные и слабые стороны, каждая прогнозируемая ситуация имеет такие ограничения, как время, деньги, компетенции или данные. Выравнивание преимуществ и недостатков техник в соответствии с ситуативными ограничениями и требованиями — трудная, но очень важная задача менеджера.
3. Система внутрифирменного планирования
Система внутрифирменного планирования включает комплекс планов (производственные, финансовые, капитальных вложений, сбыта, НИОКР, организационного развития и т. д.), составленных с учетом стратегии и целей фирмы, ее производственного профиля и специфики деятельности на рынке. Основу внутрифирменного планирования составляют следующие подходы: всестороннее отражение в планах всех взаимосвязей между производственной, сбытовой и обслуживающей деятельностью фирмы; иерархия планов от стратегических до индивидуальных; последовательное прохождение плановой документации и многоступенчатость процесса планирования — от руководства фирмой до рабочего места и обратно.
Следует иметь в виду, что универсального, пригодного для всех предприятий механизма внутрифирменного планирования не может существовать в силу различия их размеров, отраслевой принадлежности, организации системы управления, внешнего окружения, форм собственности. Поэтому внутрифирменное планирование, прежде всего, должно учитывать особенности предприятия. Эффективность планирования зависит от: своевременного получения и учета данных об основных общеэкономических и рыночных условиях; влияния на рынок самой фирмы и ее конкурентов; прошлых продаж и прибылей; определения оптимальной товарной структуры производства в каждый момент времени с учетом последних достижений НТП; оперативного учета имеющихся ресурсов и возможностей гибкого маневрирования ими; установления контроля за выполнением планов и их корректировки в случае необходимости.
Опыт хозяйствования свидетельствует, что менеджеру постоянно приходится предсказывать, какими будут потребности его клиентов. Предсказать точно это чрезвычайно трудно, поэтому ему приходится направлять усилия на снижение степени риска. Точная информация относительно прошлого дает менеджеру основания для более точного предвидения будущего, поскольку планирование обычно основывается на прошлой деятельности. Говорят, что историк — это человек, который смотрит в заднее стекло окошка автомобиля, чтобы определить, куда он едет. Менеджер также должен в определенной мере обладать такой способностью. Информация о прошлом должна фиксироваться и анализироваться таким образом, чтобы ее можно было оптимально использовать для будущих планов. Широкое использование ЭВМ в бизнесе дает возможность сегодня производить анализ прошлой деятельности точно, подробно и быстро.
Однако электронно-вычислительная техника не всесильна. Несмотря на то, что она очень помогает в принятии решений, связанных с планированием, она не может осуществлять планирование, принимать решения о планировании. Это функция менеджера. Менеджерам известно, что составления одного плана, даже очень детального, и его точного исполнения бывает недостаточно. Иногда необходимо составить несколько различных планов; первый, — основывающийся на реальных условиях, другие — на случай, если эти условия изменятся.
Многие менеджеры, прочитав какую-либо книгу или прослушав выступление, принимают решение серьезно заняться планированием, а затем, обнаружив, что их тщательно разработанные планы нужно изменять из-за внешних обстоятельств, которые нельзя было точно предвидеть во время разработки планов, разочаровываются и возвращаются к прежней практике принятия любых решений, представляющихся целесообразными в данный момент. Характерно, что, чем ниже мы опускаемся по линии субординации, тем ближе к действительности и детальнее становится планирование. Так, скажем применительно к бизнесу, высококвалифицированный совет директоров фирмы может прогнозировать в ряде случаев потребности в персонале и подготовке кадров на многие годы вперед. В тоже время отдельные управленческие звенья не имеют часто возможности прогнозировать свои действия на длительный период хозяйствования. Например, директор-управляющий имеет детальные финансовые бюджеты на 2 года вперед, коммерческий директор планирует расширение сбыта на год вперед, а технический директор планирует производство на 6—12 месяцев вперед и обеспечивает наличие необходимых для этого материалов, оборудования и рабочей силы. Конечно, для различных отраслей эти сроки различны, но принцип остается тем же.
Функция менеджмента "планирование'* отвечает на такие вопросы.
1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценить
сильные и слабые стороны организации в таких важных областях хозяйственной деятельности, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Это нужно для того, чтобы определить, чего может реально добиться данная организация.
2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и препятствия окружающей организацию среды, (конкуренция, клиенты, законы, политические
факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения), руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей.
3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить, как в
общих чертах, так и конкретно, что должен делать каждый член организации
для реализации целей.
Планирование — один из способов, с помощью которого менеджеры формируют единое направление усилий трудового коллектива на достижение общих целей предпринимательской деятельности.
Традиционная система планирования ориентирована, как правило, на функционирование предприятия. В условиях быстро меняющейся внутренней и внешней среды становится насущной потребностью переориентация планирования предприятия с функционирования на развитие.
Конечная цель планирования развития предприятия заключается в том, чтобы смоделировать (а затем обновлять в соответствии с изменяющимися условиями, возможностями, потребностями) желаемое будущее состояние предприятия, а также пути и средства его достижения (реализации).
При определении длительности планового периода в долгосрочном планировании следует учитывать два обстоятельства: а) план развития должен содержать достаточно серьезные цели и задачи, которые бы действительно отвечали перспективным целям и задачам (интересам) коллектива предприятия, могли бы его увлечь и воодушевить на труд; б) длительность должна быть достаточной для качественной, высокоэффективной подготовки и реализации плана.
4. Стратегическое планирование
Все сервисные компании и фирмы в условиях жестокой конкурентной борьбы и быстро меняющихся факторов внешней среды должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволяла бы им успевать за быстро меняющейся ситуацией. Современный ритм жизни динамичен, и лишь стратегическое планирование может обеспечить руководству устойчивое прогнозирование будущих проблем и возможностей для их решения. Но задумайтесь над соображением П.Друкера: "Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим настоящих решений. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического планирования и управления.
По Хиггинсу, "стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с её окружением" (рис.16.2).
Рис. 16.2. Процесс стратегического планирования
Стратегическое планирование затрагивает интересы всех работников сервисной организации. Так, если ее глава пожелает в перспективе иметь в личном пользовании несколько роскошных особняков на морском побережье и соответствующим образом будет направлять деятельность предприятия, то такое решение будет противоречить как интересам дела, так и интересам персонала в целом. Стратегическое планирование направлено на то, чтобы обеспечить успех фирмы, закрепить завоеванные ею позиции на рынке сбыта, определить перспективы для дальнейшего роста.
Вместе с тем стратегический план, с одной стороны, сориентирован на отдаленную перспективу, а с другой - должен быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было внести в него изменения. Практически это программа деятельности фирмы в течении длительного времени; ее необходимо приспосабливать к постоянно меняющейся деловой и социальной обстановке.
Перспективное планирование меняет взгляды на ключевые характеристики управления сервисными организациями.
"Организация существует для "производства" услуг с целью получения дохода от их реализации" или "Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением" - это разные миссии, не так ли?
А вот как по-разному можно посмотреть на основные факторы системы управления: функции, организационные структуры, процедуры, техника и технология - один подход; люди, системы информационного обеспечения, рынок – другой.
Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций - это подход к управлению персоналом. А вот другой взгляд на работников - как на основу организации, ее основную ценность и источник ее благополучия.
Не следует, однако, обольщать себя, что стратегическое планирование, прогнозы, долгосрочный план, как точно составленный график движения поездов, "привезет" вас в желаемый пункт в желаемое время.
Правильный стратегический курс компании слегка напоминает порхание бабочки (полет пчелы или шмеля) на залитом солнцем лугу. Он может показаться и чем-то странным, неэффективным, иррациональным. Внешне сумасбродное, рискованное поведение компаний объясняется обманчивой природой благоприятных возможностей, которые нередко появляются в маске и, как правило, неожиданно. Более того, и ложный случай часто выступает в наряде удачи, соблазняя даже рассудительных стратегов.
Чаще всего крупные решения, принимаемые корпорациями или их отделениями, бывают сюрпризом не для их конкурентов или деловой печати, а для них самих.
Между прогнозированием будущего и определением вероятности конкретного события есть существенные различия, но связь между вероятностями и предсказаниями часто понимают неправильно. Верный шаг к выработке правильного стратегического плана состоит в том, чтобы научиться лучше обращаться с вероятностями, со стохастическими толчками (аналитические, программные, детерминистские методы, теория игр - вот что понадобится менеджеру для этого).
Доверие к научным методам вовсе не исключает предчувствий и интуиции. Большинство руководителей, полагающихся на интуицию, отличаются также высоким уровнем знаний и пониманием своих действий. Эффективное сочетание науки и интуиции - основа стратегического планирования.
И короткая, обзорная характеристика планов. По уровням качества разработки в практике можно встретиться с такими видами планов (бизнес-планов):
1) Некритически эмпирический. Чаще всего "помещается" в голове, но не на бумаге, или другом носителе информации. Такие планы механически повторяют предыдущие планы сервисной организации. В структуре таких планов отсутствуют цели и задачи по отдельным направлениям работы, критерии эффективности. Такой план не гарантирует достижения задуманных целей потому, что эти цели даже не оговариваются, а просто подразумеваются. Вся надежда здесь на удачно найденную форму организации работы, что очень редко случается а реальной жизни.
2) Эмпирический. Базой таких планов служат прежние собственные планы со всеми упоминающимися выше недостатками. Но, разрабатывая такой план, составители дополняют его мероприятиями, которые по их мнению, хорошо зарекомендовали себя в прошедшем периоде в своей или других организациях. Опыт, конечно, играет полезную роль. Но не сверенный с теорией, не проверенный экспериментом или моделированием, тем более опыт, родившийся в иных условиях, может подвести...
3) Предсистемный. Здесь мероприятия, вносимые в план, связываются с целями и задачами сервисной организации. Однако эта связь лишь подразумевается, такие планы обычно составляются без учета мнения исполнителей, которым непонятны замыслы тех, кто эти планы разрабатывал.
4) Формально-системный. Эти планы содержат все признаки научного обоснования: наличие целей и задач, связанных с ними конкретных средств их решения, наличие критериев и показателей эффективности, учет качественного состава персонала, четкое распределение обязанностей и т.п. Однако составляются такие планы на субъективной основе, без предварительного исследования состояния и результатов работы в предшествующий период.
5) Системный. Основан на использовании системного и комплексного подходов. На основе составления "идеальной модели" целей и задач сервисной организации, изучается состояние дел в ней, проводится диагностирование и анализ работы к началу составления плана и синтезируется на основе моделирования окончательный вариант плана, предусматривающий его корректировку под воздействием факторов внутренней и внешней среды организации.
Предвидеть все будущие отклонения, сбои при составлении плана невозможно, поскольку на стадии планирования человек находится в условиях неполноты информации. А если это так, то вероятность, приписываемая плану, меньше единицы. Значит, директивой с единственным значением он быть не может.
Вероятность выполнения заданий, вытекающих из плана, если они будут содержать дозу энтропии тем выше, чем ближе будет по размеру энтропия плана к энтропии реальных условий. Производственная маневренность обеспечивается резервом производственных мощностей, а пластичный характер плана будет обеспечен заданием его значений в пределах «от» и «до».
Планирование включает в себя коммуникацию, элементы контроля, методы удержания организаций и людей от неверных шагов, методы выявления благоприятных возможностей, методы выработки данных, схемы для ответов на вопросы "что, если?", средства для укрепления культурных ценностей и много еще чего. Последняя задача планирования - это, видимо, найти план, который всеми бы воспринимался серьезно. Перечисленные задачи планирования не вполне согласуются друг с другом. Зачастую они даже противоречат друг другу.
Планирование в том виде, в каком его применяют обновляющиеся компании, является комплексным. Один из подходов к сложному объекту - разделить его на куски, управлять которыми вроде бы легче, чем целым. Может быть, это самообман, но он кажется работает. Исходя из этого мы можем построить схему планирования (рис. 16.3), подобную схеме 7-С (см. Тему 5).
В центр этой схемы поставлено слово "способность". Это такая же зависимая переменная, как и "сумма навыков". Целью планирования, равно как целью организации и большей части работы по управлению, является создание созидательной способности. Создавайте умения и навыки. Создавайте способность организации. Творите то, что теоретики называют особой компетенцией или доказанным преимуществом в конкуренции. Как минимум, побеждайте организационную энтропию и разложение. "Способность" окружена на схеме шестью кружочками, представляющими многоцелевую деятельность, которую Р. Уотерман назвал планированием или стратегией. Вся жизнь организации сводится к вычленению заданий - помните разделение труда у Адама Смита? - и их последующему укрупнению. Планирование как коммуникация есть мощный фактор интеграции. Люди могут использовать планы для того, чтобы дать друг другу возможность узнать о своих намерениях. Планирование как коммуникация позволяет крупной организации решать сложные вопросы интеграции, не обращаясь к таким кошмарным средствам, как матричная структура.
Рис. 16.3. Схема планирования
Шанс и информация. Понимание того, что значительная часть деятельности строится на случайности, заставит руководителя осторожно относиться к прогнозам, не позволит ему ослепить себя собственными планами, сделает его более готовым к тому, чтобы уцепиться в результате новой информации за новую возможность (шанс), если она появится в пределах досягаемости.
Мотивы и приверженность. Планирование может быть бесплодным участком с множеством пустых скважин, если оно не подкреплено системой, которая регулярно выявляет крупные проблемы, ранжирует их и трансформирует их в мотивы, привязывающие людей к работе. Оформленный, но подвижный перечень проблем становится источником для одного из основных средств обновления - мотивов и приверженности, которые преобразуют компанию. Люди, отвечающие за планирование, должны действовать, как "брокеры проблем". Их роль - обеспечить уверенность в том, что важные проблемы будут извлечены на поверхность и кто-то ими займется.
Кризисные точки. Планирование помогает обрести уверенность в будущем экономическом здоровье компании. Однако оно может больше помочь перенести кризис или использовать благоприятную возможность, разработав сценарий типа "что, если". Возьмите существующие тенденции в отрасли, заложите их в компьютер и экстраполируйте на три, пять, десять лет вперед. Так можно выявить кризисные точки. Это позволяет компании менять курс до того, как разражается кризис.
Контроль. Как и в составлении бюджета, элементом долгосрочного планирования является процесс контроля. Умеющие мыслить по-новому руководители просят менеджеров устанавливать, например, пятилетние задания, чтобы по результатам контроля ежегодно их пересматривать или менять все. Такой подход к планированию и есть форма подходящего контроля.
Культура. Многие компании используют планирование как средство укрепления тех аспектов своей культуры, которыми они хотят активно управлять. Ежегодный обряд составления долгосрочных планов - прекрасное средство для нового определения разделяемых ценностей.
Процесс планирования включает в себя многое и для многих он важнее, чем сами планы. Добродушно посмеиваясь над некоторыми из своих неосуществленных планов, преуспевающие менеджеры, по-видимому, знают, насколько важен сам процесс планирования для выработки информации, выявления проблем, налаживания отношений, подъема культуры, поддерживания финансового контроля и выявления возможных кризисных точек.
Литература:
1. Бойчик І.М. Економіка підприємства. Навчальний посібник.- К.: Атака, 2002.- 480 с.
2. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика – СПб: Питер, 2000.- 416с.: ил.- (Серия „Теория и практика менеджмента”).
3. Гамаюнов В.Г., Дорофиенко В.В., Поважный С.Ф. Менеджмент в непроизводственной сфере.- Харьков, Основа, 1997.- 444с.
4. Казначевская Г.Б. Менеджмент в экзаменационных вопросах и ответах. Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 320 с.
5. Кенгиз Хаксевер, Бари Рендер, Роберта С.Рассел, Роберт Г.Мердик. Управление и организация в сфере услуг: Теория и практика.- Санкт-Петербург, „Питер”, 2002.
6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.- 701 с.
7. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент»: Учеб. Пособие.- Финансы и статистика, 1999.- 192 с.: ил.
8.Тарнавська Н.П., Пушкар Р.М. Менеджмент: теорія та практика: Підручник для вузів.- Тернопіль: Карт-бланш, 1997.- 456с.
9. Шегда А.В. Менеджмент: учебник. – 3-е изд., испр.и доп. – К.:Знання, 2006. – 645 с.