ТЕМА 5. Философия человека

 

1. Человек, общество, культура.

2. Человек и природа.

3. Смысл человеческого бытия.

4. Насилие и ненасилие.

5. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

6. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

7. Мораль, справедливость, право.

8. Религиозные ценности и свобода совести.

9. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

 

Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара

1. Гриненко, Г.В., История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. - М.: Юрайт-Издат, 2004. – 688 с.

2. Гуссерль, Э. Избранные работы / Э. Гуссерль. – М., 2005. – 464 с.

3. Декарт, Р. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. – М., 1989–1991. – 654 с.

4. Кант, И. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3 / И. Кант. – М., 1964. – 799 с.

5. Кохановский, В. П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 608 с.

6. Маркс, К. Сочинения. Т. 20 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1961. – 827 с.

7. Миронов, В. В. Онтология и теория познания: учебник / В. В. Миронов, А. В. Иванов. – М.: Гардарики, 2005. – 447 с.

8. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с.

9. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: Ad marginem, 1997. – 452 с.

10. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М., - Мн., 2001. – 1312 с.

11. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 576 с.

12. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – М., 1987. – 590 с.

13. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989. – Ч. 1. – 576 с.

 

Тематика рефератов

  • Выполнение рефератов не предусмотрено учебным планом

 

ТЕМА 6. Социальная философия

 

  1. Общество и его структура.
  2. Человек в системе социальных связей. Личность и массы.
  3. Гражданское общество и государство.
  4. Исторический процесс: формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
  5. Глобальные проблемы современности.
  6. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего человечества.

 

Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара

1. Бэкон, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2 / Ф. Бэкон. – М., 1977–1978. – 575 с.

2. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 1. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. – М., 1974. – 452 с.

3. Гриненко, Г.В., История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. - М.: Юрайт-Издат, 2004. – 688 с.

4. Кант, И. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3 / И. Кант. – М., 1964. – 799 с.

5. Маркс, К. Сочинения. Т. 20 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1961. – 827 с.

6. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с.

7. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: Ad marginem, 1997. – 452 с.

8. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М., - Мн., 2001. – 1312 с.

9. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 576 с.

10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – М., 1987. – 590 с.

 

Тематика рефератов

  • Выполнение рефератов не предусмотрено учебным планом

РАЗДЕЛ 4. ГОЛОССАРИЙ (КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ)

АБСТРАКТНЫЙ ПРЕДМЕТ - выделенные путем абстракции отдельные стороны, свойства, состояния материальных предметов и отношения между ними.

АБСТРАКЦИЯ - формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных.

АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее возможности человека истинно познавать мир.

АДЕКВАТНЫЙ - соответствующий, соразмерный, верный, точный.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios — ценность, logos –– слово, учение) — философская дисциплина, изучающая ценности как смыслоообразующие основания человеческого бытия, которые направляют и мотивируют человеческую жизнь и деятельность. Слово "аксиологический" –– употребляется также в значении "относящийся к ценностям".

АКСИОМА - исходное положение научной теории, принимаемое в качестве истинного без логического доказательства и лежащее в основе доказательств других положений этой теории.

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ построения теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы или постулаты, из которых все остальные утверждения этой теории должны выводиться чисто логическим путем.

АНАЛИЗ - процедура мысленного или реального расчленения предмета на части и рассмотрение частей по отдельности.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ - суждения, различаемые по способу установления. Аналитические - суждения, истинность которых устанавливается путем чисто логического анализа. Синтетические - суждения, истинность которых обосновывается путем обращения к внешней информации.

АНАЛОГИЯ - умозаключение на основе переноса знания об одном объекте на менее изученный объект, сходный с первым в некотором отношении.

АНАМНЕСИС - термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем.

АНТИНОМИЯ – противоречие между двумя высказываниями о предмете, в равной степени доказуемыми.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos — человек, logos — слово, учение) — учение о человеке. Философская антропология — это часть философии, в которой осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, изучается его сущность и существование, отношения с миром. Не следует путать философскую А. с А. как биологической дисциплиной о происхождении и физической эволюции человека и "культурной" или "социальной" А. под которыми в англоязычном обществознании понимается этнография — частно-социальная наука о народах.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

АПЕЙРОН – термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное».

АПОРИЯ – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ - различие знания по отношению к опыту. Априорное знание - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Апостериорное - знание, получаемое из опыта.

АПРИОРНОЕ ЗНАНИЕ – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

АРГУМЕНТ - суждение, приводимое в подтверждение какого-либо другого суждения.

АТОМ – понятие древнегреческой философии, введенное Левкиппом для обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия, из которых состоят все вещи.

БАЗИС - это экономическая структура общества, включающая совокупность производственных отношений, складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ - качественное многообразие, включающее в себя бесконечность пространства и времени.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

БИОСФЕРА - (греч. bios - жизнь и sphaira - сфера, область) - это сфера всего живого на Земле, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры (литосферу), гидросферу и атмосферу.

БИФУРКАЦИЯ - раздвоение, разделение, разветвление чего-либо.

БЫТИЕ в самом широком смысле - это предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие- это все, что существует. Бытие –философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.

ВЕРИФИКАЦИЯ - процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЗАКОН - это закон, управляющий поведением больших совокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяющий делать лишь вероятностные заключения об его поведении.

ВЕРОЯТНОСТЬ - понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определенных условиях.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» – философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе в отличие от того, какими они являются «для нас» – в нашем познании.

ВНЕШНЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - это противоречие между данной системой и другой, находящейся вне ее.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - это противоречие, находящиеся внутри системы.

ВОЗМОЖНОСТЬ - это такое состояние, когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

ВООБРАЖЕНИЕ - психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

ВОСПРИЯТИЕ - процесс отражения действительности в форме целостного чувственного образа объекта.

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ - метод, состоящий в движении мысли ко все более полному, всестороннему и целостному теоретическому воспроизведению предмета.

ВРЕМЕННАЯ АСИММЕТРИЯ - это формирование причины, которая всегда предшествует возникновению следствия.

ВРЕМЯ - это форма координации сменяющихся объектов и их состояний.

ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ - учение рационализма, признающее знание, которое имеет доопытное происхождение.

ВЧУВСТВОВАНИЕ - перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений.

ВЫВОД - рассуждение, в ходе которого из исходных суждений получается новое суждение, логически вытекающее из исходных.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высшая степень проявления творческих сил человека.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА - это региональная характеристика естественной среды, в которой развивается конкретное общество, государство.

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ - наделение самостоятельным бытием какого-либо отвлеченного понятия, свойства, идеи.

ГИПОТЕЗА - допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно.

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - метод, основанный на выведении заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны.

ГНОСЕОЛОГИЯ - см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

ГОСУДАРСТВО - это основной политический институт классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и организаций данного общества в целях защиты его экономической и социальной структур.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - это характеристика развития политической сферы, свидетельствующая о ее качественной трансформации в неполитическую, переходе в сферу собственно самоуправления человечества.

ГУМАНИЗМ, в широком смысле – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов; в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения.

ДВИЖЕНИЕ - это способ существования сущего. Движение - это есть изменение.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИИ - это деятельность социальных субъектов, которая способствует разрешению основных, главных социальных противоречий.

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА - учение о разделении философских, научных с одной стороны, и богословских истин, с другой.

ДЕДУКЦИЯ - переход от общего к частному согласно логическим правилам.

ДЕТЕРМИНИЗМ - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - целесообразное изменение и преобразование окружающего мира человеком.

ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Первоначально под диалектикой понималось искусство спора, умение вести беседу посредством вопросов и ответов.

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

«ДИАЛОГ» ЦИВИЛИЗАЦИЙ - такое взаимовлияние народов и культур, при котором они заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими.

ДИНАМИЧЕСКИЙ ЗАКОН - это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние.

ДОГМА - доктрина или отдельное положение, принимаемое лишь на основе веры или слепого подчинения авторитету.

ДОГМАТИЗМ - тип мышления, при котором положение принимается без учета конкретной реальности, условий места и времени.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - процесс установления истины, обоснование истинности суждения.

ДОСТОВЕРНОСТЬ - характеристика знания как обоснованного, доказанного, бесспорного.

ДУАЛИЗМ - учение, утверждающее, что в основе всего существующего находятся два начала.

ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - это область общественной жизни, в которой осуществляется процесс духовного производства, т.е. создание и развитие общественного сознания в его целостности.

ЕДИНИЧНОЕ - это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.

ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА - это часть природы, с которой непосредственно взаимодействует общество в процессе своего существования и развития.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - несоответствие знания действительности, обусловленное ограниченностью практики и наличного знания либо абсолютизацией отдельных моментов познания или сторон действительности.

ЗАКОН - это необходимые, устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения вещей.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на действительность и самих себя.

ЗНАК - материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства, отношения, и используемый для обработки информации.

ЗНАНИЕ - результат процесса познания, адекватное отражение действительности в сознании человека.

ЗНАЧЕНИЕ - содержание, информация, связываемые с тем или иным знаком.

ИДЕАЛ (от греч. idea — образец, норма)— идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Одни философы рассматривают И. как норму, принятую в результате соглашения между людьми, другие — как на самодовлеющую и трансцендентную духовную сущность.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - мысленное конструирование образов объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, имеющих прообразы в реальном мире.

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ - мысленная конструкция, результата идеализации; в познании, как правило, рассматривается в единстве с другими подобными конструкциями (система идеальных объектов).

ИДЕАЛЬНОЕ - специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта.

ИДЕЯ - мысленное образование, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

«ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ» - термин, обозначающий концепцию, которая утверждает, что ощущения являются условными знаками вещей, не имеющими ничего общего с вещами и их свойствами.

ИЗМЕРЕНИЕ - процесс определения отношения одной величины (измеряемой) к другой, принятой за постоянную единицу измерения.

ИЗОМОРФИЗМ И ГОМОМОРФИЗМ - термины, выражающие одинаковость. Изоморфизм означает полное подобие. Гомоморфизм - частичное подобие, или уподобление.

ИЗОТРОПНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА - равноправность всех возможных направлений.

ИММАНЕНТНОЕ - внутренне присущее какому-либо предмету то или иное свойство или закономерность.

ИНДУКЦИЯ – умозаключение от частного к общему; вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов, на основе данных опыта.

ИНТЕЛЛЕКТ - способности мышления, рационального познания, в отличие от таких способностей, как чувство, воля, воображение и т. п.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - значение или совокупность значений (смыслов), придаваемых отдельным элементам или всем элементам некоторой теории (выражениям, формулам, отдельным символам).

ИНТЕРСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств.

ИНТРОСПЕКЦИЯ - то же, что самонаблюдение.

ИНТУИЦИЯ - способность постижения (усмотрения) истины путем прямого ее переживания без обращения к ее обоснованию с помощью доказательства.

ИНФОРМАЦИЯ - содержащиеся в чем-либо сведения о чем-либо, признаки некоторого объекта, представленные в другом объекте.

ИРОНИЯ - расхождение намерения, замысла и его результата, объективного смысла.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ - находящееся за пределами разума, алогичное, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением, противоречащее ему.

ИРРЕАЛЬНОЕ - существующее не в действительности, а только в мысли.

ИСКУССТВЕННАЯ СРЕДА - это такая часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа.

ИССЛЕДОВАНИЕ - в широком смысле - процесс выработки систематических знаний о действительности; в узком смысле - вид, часть познавательной деятельности, связанный с определенной задачей.

ИСТИНА - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таковым, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания; объективное содержание сознания.

ИСТОРИЗМ - подход к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

КАТЕГОРИИ - предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ – термин, введенный И.Кантом в «Критике практического разума» и обозначающий основной закон его этики.

КАЧЕСТВО - это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую, предметы перестают быть тем, что они есть.

КЛАССИФИКАЦИЯ - система соподчиненных понятий некоторой области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

КЛАССЫ - это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

КОЛИЧЕСТВО - это совокупность таких изменений в материальной системе, которые нетождественны изменению ее сущности.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ - подход, согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения, выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности.

КОНЕЧНОЕ - появляющийся и исчезающий момент бесконечного изменения сущего.

КОНЦЕПТ - содержание понятия.

КОНЦЕПЦИЯ - способ трактовки предмета на основе понятий, руководящая идея, принцип систематического освещения предмета.

КОСМОС – термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого.

КРЕАЦИОНИЗМ – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

КУЛЬТУРА - это процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни; - это мера человеческого в человеке.

КУЛЬТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - способ организации и развития познавательной деятельности человека, представленный в виде знаний, методов, материальных средств познания, в системе познавательных норм и ценностей, а также учреждений (лабораторий, журналов, академий и т. п.).

ЛОГИКА - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания любой области действительности.

ЛОГИКА НАУКИ - дисциплина, применяющая понятия и технический аппарат современной формальной логики к анализу систем научного знания.

ЛОГОС – первоначально – слово, речь, язык; позже, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон. У Гераклита и стоиков – мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами закономерностью Вселенной.

МАЙЕВТИКА, буквально – повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину.

МАТЕРИЯ (от лат. - материал, вещество) - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания. Материя –это субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире.

МЕРА - это взаимосвязь качества и количества.

МЕТАЛОГИКА - часть логики, посвященная изучению свойств научных исследований, их средств и методов. Часть логики науки.

МЕТАПОЗНАНИЕ - род познания, наряду с естествознанием и социально-гуманитарным познанием, связанный с изучением различных сторон, свойств, отношений в сфере самого познания, основных[2] законов становления, развития и функционирования познания на разных этапах и уровнях.

МЕТАПСИХОЗ – греческий термин для обозначения переселения душ.

МЕТАФИЗИКА - учение о сверхчувственных принципах и началах бытия.

МЕТОД - способ построения и обоснования систем знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; учение об этой системе.

МОДЕЛИРОВАНИЕ - метод исследования, основанный на моделях.

МОДЕЛЬ - аналог определенной части действительности, объекта, его заместитель. Создается для изучения объектов, которые труднодоступны, или их изучение связано с серьезными затратами.

МОДУС - термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута - неотъемлемого свойства предмета.

МОНИЗМ – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. Противоположность монизма – дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.

МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ (от лат. moralis — нравственный, mores — нравы) — образцы поведения, принятые в обществе. Термины М. и Н. обычно употребляются как синонимы. К Гегелю восходит попытка их разведения. В этом случае под Н., обычно, понимается объективная, вневременная, общечеловеческая совокупность идеальных норм поведения, общения и взаимоотношений, а под М. — исторически изменчивое, несовершенное воплощение Н. норм во времени и пространстве.

МЫШЛЕНИЕ - высшая форма отражения действительности субъектом, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании явлений и процессов природы, общества и самого сознания.

НАБЛЮДЕНИЕ - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обуслов­ленное некоторой задачей деятельности.

НАДСТРОЙКА - это система общественных явлений, обусловленная базисом и активно влияющих на него.

НАРОД - это исторически изменяющаяся общность людей, характеризующаяся общей исторической судьбой и общей идеей, способная по своему объективному положению решать основные проблемы данного конкретного общества.

НАСИЛИЕ – одна из форм принуждения, осуществляющаяся вопреки воле тех, против кого она направлена. Существенно важные моменты понятия насилия: одна воля подчиняет себе другую и это подчинение осуществляется путем внешнеограничивающего воздействия.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - умозрительное истолкование природы, рассматривае­мой в ее целостности.

НАУКА - сфера деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется объективное знание о действительности.

НАУКОВЕДЕНИЕ - общее обозначение отрасли исследований закономернос­тей функционирования и развития науки, структуры и динамики научной деятельности, взаимодействия науки с другими социальными институтами и сферами общества. Важная часть метапознания.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - единое, взаимообусловленное, поступа­тельное развитие науки и техники.

НЕОБХОДИМОСТЬ - это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе.

НЕОПЛАТОНИЗМ – последний этап развития античного платонизма. Основателем неоплатонизма обычно считают Плотина и его учителя Аммония.

HEПОСРЕДСТBEHHOE ЗНАНИЕ - вид знания, которое достигается путем пря­мого усмотрения и сознательно не обосновывается, не проверяется и не оценивается субъектом.

НОМИНАЛИЗМ – философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.

НООСФЕРА - (греч. noos - ум, разум и sphaira - сфера, область) - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместного развития человека и природы.

ОБОБЩЕНИЕ - мысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой - более общей.

ОБОСНОВАНИЕ - мыслительная процедура, основанная на использовании определенных знаний, норм и установок для принятия каких-либо утверж­дений, оценок или решений о тех или иных действиях.

ОБРАЗ - результат отражения объекта в сознании человека.

ОБЩЕНИЕ - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъек­тов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общест­ва и личности, в частности личности ученого.

ОБЩЕСТВЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ - это характеристика вполне определенного, закономерного и по существу упорядоченного состояния и развития общества, зависящая от совокупности природных и социальных условий; - это проявление в жизни общества действия объективных законов.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ - это материальная жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к природе и друг к другу.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО - это необходимый исторически обусловленный процесс формирования и развития человека как общественного существа, включающий производство самого человека, материальное и духовное производство.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него.

ОБЩЕСТВО - это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанной.

ОБЪЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена эта деятельность.

ОБЪЯСНЕНИЕ - функция научного познания, раскрытие сущности объекта, основывающееся на постижении законов, которым подчиняется объект.

ОНТОЛОГИЯ - (греч. онтос - сущее, логос-учение) - учение о бытии, о принципах его строения, законах и формах.

ОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - учение о бытии общества.

ОПИСАНИЕ - этап научного исследования, состоящий в фиксировании дан­ных наблюдения или эксперимента. В более широком смысле - вся сово­купность приемов актуализации уже имеющихся знаний, в том числе тео­ретических.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ - характеристики человеческой де­ятельности. Опредмечивание - процесс, в котором человеческие способ­ности переходят в предмет, благодаря чему предмет становится соци­ально-культурным предметом. Распредмечивание - процесс, в котором содержание предмета становится достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содер­жанием.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ - доказательство ложности либо неправильности выдвину­тых утверждений, предположений или доказательств.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - философско-социологическое понятие, отражающее объективный, исторически-конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

ОТРАЖЕНИЕ - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений одних предметов в других.

ОТРИЦАНИЕ - СНЯТИЕ - это такое изменение, при котором преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы.

ОТРИЦАНИЕ - ТРАНСФОРМАЦИЯ - это такое изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегрирующая структура.

ОТЧУЖДЕНИЕ - превращение деятельности человека и ее результатов, в том числе познавательных, в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

ОЩУЩЕНИЕ - отражение свойств предметов объективного мира, возника­ющее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нерв­ных центров коры головного мозга.

ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее Бога и мир.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА - понятия, получившие распространение после работ Дж. Локка. Первичные качества - объективные свойства мате­риальных тел. Вторичные качества - субъективные ощущения, не совпада­ющие со свойствами внешних объектов самих по себе.

ПОЗНАНИЕ - высшая форма отражения объективной действительности людьми, представляющая собой процесс формирования знаний, передавае­мых от одного поколения к другому.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - это область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу государственной власти и с помощью государства.

ПОЛНАЯ ПРИЧИНА - это совокупность всех обстоятельств, факторов, при которых данное следствие наступает с необходимостью.

ПОНЯТИЕ - мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и спе­цифических признаков.

ПОСТУЛАТ - положение, принимаемое в рамках теории за истинное в си­лу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - это форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, характеризующаяся признаками: верховенство закона, реальность прав и свобод личности, организация и функционирование государства на основе конституционного принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений индивида, общества и государства.

ПРАКТИКА - материальная, чувственно-предметная, целеполагающая де­ятельность человека, составляющая всеобщую основу развития человечес­кого общества и познания.

ПРЕДВИДЕНИЕ - обоснованные предположения о будущих состояниях объек­тов, неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению.

ПРЕДМЕТ - некоторая целостность, выделенная из мира объектов в про­цессе человеческой деятельности и познания.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ - область объектов, класс объектов, рассматриваемых в пределах данного подхода, контекста.

ПРЕДРАССУДОК - иррациональные компоненты сознания, суеверия, предубеждения.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - образ ранее воспринятого предмета, а также образ, созданный продуктивным воображением.

ПРИРОДА - (в широком смысле слова) - это весь объективный материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ - это такая генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.

ПРОБЛЕМА - вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляют существенный практический или теоретический интерес.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - вероятностное суждение о возможном состоянии какого-либо явления в будущем, включающее количественные оценки и более или менее определенные сроки изменения этого явления.

ПРОГРЕСС – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

ПРОГРЕСС - это тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному состоянию.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - это система субъектных и вещественных элементов, необходимых для процесса материального производства.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это материальные экономические связи, складывающиеся между людьми в процессе непосредственного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

ПРОСТРАНСТВО - это форма бытия, материи. Пространство - есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи.

ПСИХОАНАЛИЗ – разработанный З.Фрейдом в к. ХIХ - н. ХХ в. метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.

РАЗВИТИЕ - это направленные, необратимые качественные изменения системы.

РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ - см. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ.

РАССУДОК И РАЗУМ - уровни мыслительной деятельности. Рассудок - способность строго оперировать понятиями, приводить знание в определенную систему. Разум - раскрытие сущности действительности, основы­вающееся на понятиях рассудка.

РАЦИОНАЛИЗМ - направление, признающее разум основой познания и пове­дения людей.

РАЦИОНАЛЬНОЕ - установленное разумом и рассудком, доступное его пониманию.

РЕАЛИЗМ – один из основных вариантов решения спора об универсалиях в средневековой философии. Реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания, до вещей и вне вещей.

РЕГРЕСС - это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio —восстановление или воспроизводство лиги, связи)— 1. Мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также связанное с ними поведение людей, определяемое верой и благоговейным отношением к определенным ценностям (Бог, боги, природа, культура, общество, нация, власть, богатство и т. п.). 2. Форма общественного сознания, которую характеризует вера в сверхъестественное.

РЕФЛЕКСИЯ - принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, методов познания; самопознание, раскры­вающее специфику духовного мира человека.

РЕШЕНИЕ - процесс и результат выбора цели и способа действий.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ - наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдателя.

САМОСОЗНАНИЕ - осознание, оценка человеком своего знания, нравст­венного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля. Тесно связано с рефлексией.

СВОБОДА - категория, характеризующая спо­собность человека мыслить и поступать в соответст­вии со своими представлениями и жела­ниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. По С. Н. Булгакову, «свобода есть осо­бый вид причинности», способность действовать от себя, «из себя начинать причинность, по-своему преломлять причинную связь».

СВОБОДА СОВЕСТИ — 1. Право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. 2. Право человека иметь (выбирать и менять) любую религию или не исповедовать никакой.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – освобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества.

СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.

СИМВОЛ - знак, образ, взятый в своем значении. Различают символы как знаки языка науки, и символы, как образы, имеющие множество (бесконеч­ное множество) смыслов или значений.

СИНЕРГЕТИКА - научная концепция, изучающая наиболее общие закономерности спонтанного структурогенеза.

СИНТЕЗ - соединение различных сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом особенностей сторон.

СИСТЕМА - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (АНАЛИЗ) - направление методологии познания и соци­альной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем, т. е. элементов, объединяемых определенной структурой.

СКАЧОК - это переход от одного качества к другому.

СЛЕДСТВИЕ - это результат взаимодействия.

СЛУЧАЙНОСТЬ - это то, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

СНЯТИЕ – одно из важнейших понятий гегелевской философии, означающее отрицание, упразднение старого с удержанием всего жизнеспособного в нем.

СОБОРНОСТЬ – специфическое понятие русской философии, выработанное А. Хомяковым, означающее единство людей на духовной основе.

СОВЕСТЬ — способность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях "спокойной С.".

СОДЕРЖАНИЕ - это все то, что содержится в системе.

СОЗЕРЦАНИЕ - чувственная ступень познания.

СОЗНАНИЕ - высший уровень психической активности человека, связанный с формированием и использованием чувственных и мыслительных образов.

СОФИЗМ - логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правиль­ное.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это специфически человеческое отношение к миру, в рамках которого человек его творчески преобразует, целесообразно изменяет, одновременно изменяя, развивая и свою социальную сущность.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ - это объективно сложившееся в обществе исторически устойчивое объединение людей, характеризующееся спецификой образа жизни по сравнению с другими объединениями людей, особым местом и особой ролью в общественной жизни.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - это целостная совокупность всех существующих человеческих общностей, взятых в их взаимосвязи.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - это область общественной жизни, характеризующая возникновение и развитие больших социальных групп людей (социальных общностей), взаимодействие друг с другом и их роль в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях функционирования и развития общества в целом, о взаимосвязи его основных элементов и этапов развития, а также о месте и роли человека в обществе.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ - это объективные, существенные, необходимые и повторяющиеся связи основных элементов общества, обусловливающие его упорядоченное функционирование и развитие.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это определенные связи, зависимость между социальными общностями и группами внутри них, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, религиозные и нравственные и т.д.).

СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ - это активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ) - исследования социальных аспектов производства, распространения, использования различных типов знания.

СПЕКУЛЯТИВНОЕ - тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - это единство производительных сил и производственных отношений в их конкретно-исторической форме, на определенном этапе общественного развития, в основном определяющее качественную характеристику общества.

СПОСОБНОСТИ - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями осуществления определенного рода деятельности, например, познавательной.

СРАВНЕНИЕ - операция сопоставления предметов с целью выявления их возможных отношений, способ выявления единства и разнообразия вещей.

СТРУКТУРА - это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - принцип системного подхода, ориентирующий на изучение явлений и процессов как структурно расчлененных

СТРУКТУРНОСТЬ МАТЕРИИ - это внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого.

СУБСТАНЦИЯ - первооснова, сущность всех вещей и явлений.

СУБЪЕКТ - человек как носитель предметно-практической деятельности и познания. Различают индивидуальный и групповой (коллективный) субъект.

СУЖДЕНИЕ - акт, выражающий отношение говорящего к чему либо в форме утверждения или отрицания, заключающий в себе истину или ложь.

СУЩНОСТЬ - это такие отношения или свойства системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства.

СЦИЕНТИЗМ - позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии пра­вильной ориентации человека в мире.

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее в жизни данного человека или человечества в целом.

ТЕЗИС - основополагающее утверждение в некоторой концепции или теории.

ТЕЛЕОЛОГИЯ – учение о цели и целесообразности.

ТЕОЛОГИЯ – богословие.

ТЕОРИЯ - комплекс взглядов представлений, идей, направленных на ис­толкование и объяснение каких-либо явлений; высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о связях и закономер­ностях определенной области действительности (объекта теории).

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ - раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможностей, отношения знания и реальности, выявляют­ся условия достоверности и истинности знания.

ТИПОЛОГИЯ - метод, в основе которого лежит расчленение и группиров­ка объектов с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

ТРАНСЦЕДЕНТАЛЬНЫЙ – термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира.

ТРИАДА – универсальная схема всякого процесса развития в гегелевской

УМ - способность мышления и понимания; то же, что разум.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - умственное действие, представляющее собой процесс выведения одних суждений из других, уже имеющихся.

УНИВЕРСАЛИИ – общие понятия.

УСЛОВИЯ - это совокупность тех независимых от причины явлений, которые превращают концентрирующуюся в причине возможность порождения следствия в действительность.

ФАКТ - фиксация эмпирического знания, знания о внешних признаках вещей и явлений.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки.

ФЕНOMEH - объект чувственного созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена.

философии: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).

ФЛУКТАЦИЯ - (физ.) временное случайное отклонение от равномерного распределения молекул в газе или в жидкости, возникающее в результате теплового движения.

ФОРМА - это внешнее выражение содержания.

ФОРМА БЫТИЯ - это способ существования и выражения содержания определенной сферы действительности, взятой в ее качественном единстве и целостности.

ФОРМА ДВИЖЕНИЯ - это специфические типы изменений качественно сходных материальных объектов и особенности их взаимодействий.

целостностей, в которых каждый элемент имеет определенное функциона­льное значение.

ЦЕННОСТЬ — термин, используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. В широком смысле Ц. называют обобщенное, устойчивое представление о чем-то как о предпочитаемом как о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям, интересам, целям человека или другого социального субъекта.

ЦЕННОСТЬ - человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности. Включает познавательную ценность.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - это собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью охватываемых ею индивидов и социальных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.

ЭВРИСТИКА - дисциплина, изучающая особенности процесса продуктивно­го творческого мышления, прежде всего в познании.

ЭЙДОС – термин древнегреческой философии, означающий вид, образ. У Платона - синоним термина «идея».

ЭКЗЕГЕТИКА – истолкование библейских текстов.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – философское течение ХХ в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - ограниченность возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - это область общественной жизни, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением разного рода предметов и услуг для удовлетворения материальных потребностей людей.

ЭКСПЕРИМЕНТ - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ - распространение выводов по одной части явления на другие части, на явление в целом.

ЭМАНАЦИЯ – (истечение, распространение) – философское понятие в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням.

ЭМПИРИЗМ - направление, признавшее чувственный опыт источником зна­ния и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

ЭНТЕЛЕХИЯ – один из терминов философии Аристотеля для обозначения актуальной действительности предмета, акта, в отличие от его потенции, возможности.

ЭТИКА (от греч. ethos — нрав, обычай) — философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль и различные системы ее обоснования, основания этих систем и логическая структура понятий, описывающих моральные феномены и ситуации.

ЯВЛЕНИЕ - это есть форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности.

ЯЗЫК - система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, с помощью которой объективируется самосознание личности, осуществляется познание мира.

 

РАЗДЕЛ 5. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Зачет по данной дисциплине не предусмотрен рабочей программой.

 

РАЗДЕЛ 6. ЭКЗАМЕННАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

  1. Предмет философии.
  2. Исторические типы мировоззрения.
  3. Структура философии.
  4. Функции философии.
  5. Основные исторические этапы развития философии.
  6. Античная философия древних греков. Досократики.
  7. Античная философия древних греков. Cократики.
  8. Эллинистический период античной философии.
  9. Средневековая философия. Патристика.
  10. Средневековая философия. Схоластика.
  11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
  12. Философия Нового времени. Эмпирики.
  13. Философия Нового времени. Рационалисты.
  14. Немецкая классическая философия. И.Кант.
  15. Немецкая классическая философия. И.Фихте.
  16. Немецкая классическая философия. Ф.Шеллинг.
  17. Немецкая классическая философия. Г.Гегель.
  18. Немецкая классическая философия. Л.Фейербах.
  19. Западная философия XX века. Иррационализм А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
  20. Западная философия XX века. Иррационализм Ф.Ницше.
  21. Западная философия XX века. Позитивизм О.Конта.
  22. Западная философия XX века. Диалектический материализм К.Маркса.
  23. Западная философия XX века. Экзистенциализм, феноменология герменевтика.
  24. Учение о бытии.
  25. Материя и ее атрибуты.
  26. Монистические и плюралистические концепции бытия.
  27. Материализм и идеализм.
  28. Диалектика как учение о развитии.

29. Три закона диалектики.

30. Детерминизм и индетерминизм.

31. Динамические и статистические закономерности.

32. Сознание и познание.

33. Сознание, самосознание и личность.

34. Познание, творчество, практика.

35. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

36. Проблема истины.

37. Действительность, мышление, логика и язык.

38. Понимание и объяснение.

39. Вера и знание.

40. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

41. Структура научного познания, его методы и формы.

42. Рост научного знания.

43. Научные революции и смены типов рациональности.

44. Наука и техника.

45. Научные, философские и религиозные картины мира.

  1. Человек, общество, культура.

47. Человек и природа.

48. Смысл человеческого бытия.

49. Насилие и ненасилие.

50. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

51. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

52. Мораль, справедливость, право.

53. Религиозные ценности и свобода совести.

54. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

  1. Общество и его структура.
  2. Человек в системе социальных связей. Личность и массы.
  3. Гражданское общество и государство.
  4. Исторический процесс: формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
  5. Глобальные проблемы современности.
  6. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего человечества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: