double arrow

Практический опыт проведения информационных компаний по противодействию ВИЧ/СПИД в СФО.

Достаточно полно и эффективно проработаны информационные кампании по противодействию ВИЧ/СПИД практически во всех форматах охвата. Это связано с серьезной угрозой распространения ВИЧ и необходимостью противостоять этой угрозе на международном уровне. Борьба с ВИЧ/СПИД сформулирована как одна из Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ), сформулированных на саммите Тысячелетия, организованном ООН. Инициаторами кампаний были и отдельные организации – Общероссийская общественная организация «Российский красный крест» и ее региональные отделения СФО, сообщество ЛЖВ (лица, живущие с ВИЧ), иные общественные организации. Большой опыт проведения таких компаний и у сектора НКО в Сибирском федеральном округе, и у общественных организаций Иркутской области. Обобщая его, Новосибирская общественная организация «Гуманитарный проект» представила опыт проведения таких кампаний, представленный ниже. В нем рассматриваются все этапы проведения кампании с подробным отражением специфики на каждом этапе.

1) Формулировка общей цели информационной кампании.

Планирование любой деятельности начинается с определения ее конечных результатов. В самом начале планирования информационной кампании нужно представить и понять изменения, которые должны или могут произойти в результате ее реализации. Эти изменения формулируются в виде цели кампании.

Общая цель информационной кампании – это тот конечный результат, ради которого проводится не только данная кампания, но и весь комплекс мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИДа. Она остается неизменной для серии информационных кампаний, которые планируются на длительное время, преемственны и развивают достигнутые на предыдущем этапе изменения. Общая цель формулируется в соответствии с общими для страны стратегиями по профилактике ВИЧ/СПИДа.

Общая цель кампании может быть сформулирована следующим образом:

– способствовать снижению темпов распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи 15-24 лет на территории всей страны, отдельного региона или города;

– способствовать повышению качества жизни ЛЖВС в РФ за счет снижения стигматизации и устранения их дискриминации;

– способствовать снижению заболеваемости ИППП среди молодежи 15-24 лет в четырех областях Западной Сибири;

– способствовать снижению темпов распространения ВИЧ/СПИДа среди молодежи 20–29 лет, проживающей в Российской Федерации, путем проведения массовой информационной кампании, направленной на повышение уровня знаний целевой группы о путях передачи ВИЧ и формирование более ответственного отношения и поведения в сфере сексуального здоровья.

В рамках общей цели кампании формулируются конкретные цели и задачи, которые обычно касаются изменения знаний, отношения и поведения целевых групп, а также оказывают влияние на общественное мнение и принятие политических решений. Конкретные цели, задачи и деятельность, которая будет проводиться в рамках информационной кампании, являются частью общей стратегии кампании. Они определяются позже, на этапе разработки стратегии, после того как будет получена вся необходимая информация и определены целевые группы кампании. Конкретные цели информационной кампании будут способствовать достижению общей цели, но не следует ожидать от одной конкретной информационной кампании полного достижения общей цели.

2) Исследование ситуации (вторичные исследования).

Любую профилактическую работу нужно начинать с поиска информации о том, что уже было сделано в этом направлении. Для этого используется метод вторичных исследований, заключающийся в целенаправленном, систематическом сборе опубликованных материалов и результатов, ранее проведенных исследований на данную тему.

Данные вторичных исследований позволят:

– проанализировать ситуацию и наметить цель и задачи кампании;

– определить характеристики целевых групп, на которые будет оказываться влияние;

– спланировать первичные исследования с целью сбора дополнительной информации для разработки стратегии информационной кампании.

При проведении вторичных исследований, то есть при сборе уже существующей информации, можно обращаться к различным источникам (отчетам, докладам, информационным письмам, бюллетеням, статистическим сборникам, статьям, интернет-страницам) таких учреждений и организаций, как:

– министерство здравоохранения и социальной защиты, министерство образования;

– территориальные органы управления здравоохранения, образования, социальной защиты;

– федеральные и территориальные службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

– центры по профилактике и борьбе со СПИДом, кожно–венерологические диспансеры, наркологические диспансеры и клиники;

– неправительственные организации (НПО), занимающиеся проблемам ВИЧ/СПИДа;

– учреждения Организации Объединенных Наций, такие как Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие;

– социологические факультеты и центры исследования общественного мнения;

– научно–исследовательские институты.

Кроме того, нужную информацию можно почерпнуть из публикаций в средствах массовой информации. В ходе исследования нужно собрать максимально полную информацию о ситуации с ВИЧ/СПИДом в городе, области, стране (в зависимости от масштабов планируемой кампании) и получить ответы на следующие вопросы.

– Каковы распространенные формы и мотивы рискованного поведения?

– Почему отдельные лица и группы людей ведут себя тем или иным образом, какие у них могут быть мотивы для изменения поведения в желательном направлении?

– Каковы представления о рискованном поведении и собственном риске инфицирования ВИЧ у населения в целом и у выбранных целевых групп?

– Каковы факторы риска ВИЧ-инфицирования представителей целевой группы?

Пример 1.

Состояние алкогольного или наркотического опьянения снижает самоконтроль и повышает вероятность вступления в незащищенные сексуальные контакты. Потребление инъекционных наркотиков существенно повышает риск инфицирования ВИЧ парентеральным путем. Точно так же, занятие проституцией, равно как и обращение к услугам коммерческих секс-работников, повышает риск инфицирования ВИЧ половым путем.

Каковы факторы, воздействующие на поведение целевой группы в плане снижения или повышения риска ВИЧ-инфицирования? Следует учесть, что многие из них лишь косвенно и опосредованно или только при определенных обстоятельствах оказывают такое влияние.

Пример 2.

В городе существуют бесплатные или доступные по ценам кружки, подростковые клубы, спортивные секции (благоприятный фактор), но родители подростков заняты на работе, и им не хватает времени заниматься своими детьми (неблагоприятный фактор). В городе действуют подпольные пункты сбыта наркотиков (неблагоприятный фактор), однако милиция, учителя и родители полны желания противостоять нелегальному распространению наркотических веществ (благоприятный фактор). Ограниченные возможности трудоустройства могут подтолкнуть девушек к занятию коммерческим сексом (неблагоприятный фактор), но действующая молодежная биржа труда может предложить временную или постоянную работу (благоприятный фактор).

Каково отношение к проблеме работников здравоохранения и социальной сферы? Какие действия они предпринимают?

Пример 3.

Большинство работников здравоохранения города согласны с тем, что опасность распространения эпидемии СПИДа значительна, однако они полагают, что молодежь надо запугивать, читая ей лекции.

Каков уровень стигматизации и дискриминации ЛЖВС?

Пример 4.

Представители целевой группы утверждают, что к людям, живущим с ВИЧ, надо относиться с сочувствием, но предпочитают с ними не общаться, что свидетельствует об их отчужденности от ЛЖВС и распространенности предубеждений.

Каковы господствующие общественные настроения и ожидания? Какие надежды, опасения, цели и представления о будущем имеются у целевой группы?

Пример 5.

Чрезмерное потребление алкоголя в данном городе может быть напрямую связано с тем, что молодые жители не видят перспектив для своего личностного и карьерного роста, не понимают, как они могут построить свою жизнь.

Каковы источники информации, формы коммуникации и способы проведения досуга? Какие средства массовой информации имеются в регионе/городе? Какие передачи по телевидению, радио, какие газеты и журналы, формы общения и коммуникации предпочитает целевая группа, насколько она им доверяет? Какие развлечения предпочитает целевая группа, какие есть возможности для проведения досуга?

Куда и к кому обращаются представители целевой группы, когда у них возникают проблемы со здоровьем? Каков характер обращений за медицинской помощью? Если они не обращаются к врачам, то почему?

Пример 6.

По свидетельству врачей, в небольших населенных пунктах молодежь добровольно не обращается в местные лечебные учреждения по поводу ИППП. Однако сами молодые люди указывают при опросе в анкетах, что в случае заболевания обратятся именно в местную больницу.

Какие услуги оказываются в области профилактики и лечения ВИЧ и ИППП? Как представители целевой группы оценивают их качество и доступность? Пользуются ли этими услугами те, кому они предназначены? Что думает целевая группа о телефоне «горячей линии», о возможности проконсультироваться у специалиста?

Существуют ли в сообществе люди, готовые воспринять новое поведение? Есть ли среди представителей целевой группы те, кто ведет себя менее «рискованно» или готов изменить поведение? Именно последних можно привлекать в качестве проводников нового поведения в своей среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: