Лекция 7. Взаимодействие специальных и инклюзивных образовательных организаций Донецкой Народной Республики

 

План

 

1. Специальные образовательные организации как кадровый и учебно-методический ресурс инклюзивного образования.

 

По мнению Н.Н. Малофеева, ресурсная деятельность в образовании - это деятельность, направленная на реализацию и внедрение результатов экспериментальной и инновационной работы в общеобразовательную практику, для чего необходима концентрация ресурсов: кадровых, материально-технических, научно-методических - в специально созданном ресурсном центре.

Для работы по внедрению результатов инновационной работы в общеобразовательную практику при ресурсном центре необходимо создание сети ресурсного центра, под которой понимается группа образовательных учреждений, осуществляющих трансляцию образцов новой образовательной практики по единой программе. Характерной чертой сети ресурсного центра является принципиально сетевой характер взаимодействия.

В инклюзивном образовании в качестве ресурсных центров могут выступать образовательные учреждения разного типа - как специальные (коррекционные) образовательные учреждения, так и учреждения системы общего образования, полагает Е.В. Ковалев.

С.В. Алехина утверждает, что в современных условиях возникает необходимость трансформации модели специального образования. Специальное образование в России в настоящее время обязательно должно соответствовать нормам действующего международного права, российского законодательства, меняющимся запросам общества. В этой новой модели актуальным становится взаимодействие учреждений специального и общего образования для организации более эффективного и качественного сопровождения обучения детей в интегрированных /инклюзивных формах.

Основными задачами взаимодействия учреждений специального и общего образования являются:

· создание системы консультационных пунктов и сетевого сообщества на базе ресурсного центра - учреждения специального (коррекционного) образования;

· подготовка и реализация индивидуальных образовательных программ учащихся в соответствии с индивидуальными

· повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных школах.

Задачи ресурсного центра на базе специальной школы-интерната:

· обеспечение сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья по профилю ресурсной школы-интерната (зрение, слух, интеллектуальные трудности) в общеобразовательных учреждениях;

· научно-методическая и консультационная поддержка общеобразовательных школ, реализующих интегрированное обучение детей с ОВЗ;

· обеспечение информационно-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями.

Образования детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным проектом. Это определяет насущную потребность и актуальность создания как общей методологии продвижения инклюзивных процессов в образовании, так и конкретных разработок организационно-содержательных компонентов системы, технологий, методического, технического, информационного обеспечения и сопровождения.

По мнению М.С. Староверовой подобный дефицит может быть ликвидирован только посредством создания системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов во всей инновационной сети образовательных учреждений, включенных в инклюзивную практику.

Данная система сопровождения состоит из:

· территориального (городского) ресурсного центра развития инклюзивного образования;

· окружных ресурсных центров;

· служб психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования (на базе ОУ).

Основные направления деятельности территориального (городского) ресурсного центра:

1. Координационно-организационная деятельность;

2. Разработка технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, в том числе методическое сопровождение инклюзивных ОУ;

3. Мониторинг состояния и условий инклюзивной практики в ОУ;

4. Разработка программ повышения профессиональной компетенции и повышения квалификации, участие в подготовке кадров для системы инклюзивного образования.

По мнению С.В. Алехиной, наиболее важными из вышеперечисленных направлений деятельности территориального (городского) ресурсного центра являются координационно-организационная деятельность и разработки технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании.

Основная цель координационно-организационного аспекта деятельности территориального (городского) ресурсного центра заключается, в первую очередь, в координации деятельности окружных ресурсных центров или служб по развитию инклюзивного образования. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- поддержка инициатив администрации и городских методических служб в направлении инклюзивного образования;

- координация взаимодействия между инклюзивными образовательными учреждениями всех округов;

- сбор и анализ информации о мероприятиях регионального, территориального (городского, окружного) уровней, посвященных вопросам инклюзивного образования и информирование о них всех учреждений, включенных в инклюзивное образовательное пространство;

- сбор и анализ информации о состоянии дел на территории и информирование органов управления образования (статистические данные);

- участие в разработке содержания мониторинга эффективности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в инклюзивных образовательных учреждениях;

- организация и сопровождение деятельности базовых площадок по отработке психолого-педагогических технологий и методов работы с детьми с ОВЗ в инклюзивных образовательных учреждениях;

- участие в мероприятиях по подготовке и повышению профессиональной компетентности специалистов инклюзивных школ и детских садов;

- организация взаимодействия с общественными организациями, фондами, родительскими ассоциациями, заинтересованными в эффективном продвижении инклюзивного образования, участие в совместных мероприятиях.

Разработка технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, в том числе методическое сопровождение инклюзивных образовательных учреждений. Это направление деятельности территориального (городского) ресурсного центра следует осуществлять, руководствуясь следующими важнейшими концептуальными положениями:

· опора на философию инклюзии, ее приоритеты и принципы с учетом особенностей отечественной образовательной системы;

· инклюзивное образование не заменяет и не подменяет систему специального образования, и в своей практике опирается на научно-методический и кадровый ресурс специального образования;

· необходимо рассматривать эффективность инклюзивного образования не только с позиции ее «полезности» для ребенка с ОВЗ, но и с позиции качества получения образования другими детьми, находящимися рядом с включенным в общую деятельность ребенком;

· имеющиеся образовательные программы и воспитательные технологии нуждаются в значительной модификация с выходом на разноуровневое построение, позволяющее во фронтальном режиме обеспечивать полноценное образование (и воспитание) различных категорий детей, с различными стартовыми и ресурсными возможностями, в то же время включенных в единое образовательное (инклюзивное) пространство;

· это, в свою очередь, предъявляет особые требования к квалификации педагогов, их умению адаптировать программу к работе с конкретной группой детей, планировать участие всех учеников в образовательном процессе, понимать, каким образом следует работать вне традиционных рамок преподавания, и учитывать культурные особенности.

Окружные ресурсные центры обеспечивают непосредственное сопровождение деятельности образовательных учреждений, включенных в инклюзивное образовательное пространство округа. Достаточно эффективной в этом случае будет следующая последовательность шагов построения сопровождения данных образовательных учреждений.

Алгоритм последовательности шагов деятельности окружного ресурсного центра:

· определение команды специалистов, ответственных за это направление деятельности в окружном ресурсном центре, координаторов взаимодействия с дошкольными, школьными ОУ, в том числе с учреждениями специального образования данного округа;

· анализ ситуации в округе по образованию детей с ОВЗ, в том числе знакомство с образовательными учреждениями, уже реализующими инклюзивное образование, и определение новых учреждений, готовых к вступлению в инклюзивное пространство в соответствии с разработанными критериями;

· определение потребностей ОУ для решения задач сопровождения инклюзивного образования (материальные и кадровые ресурсы, готовность специалистов к работе с различными категориями детей с ОВЗ и т.п.);

· заключение договоров о совместной деятельности;

· разработка плана совместных мероприятий в соответствии с анализом ситуации, в том числе определение потребностей ОУ в обучении, стажировке и повышении квалификации специалистов и администрации ОУ;

· организация деятельности территориальных ПМПК и школьных консилиумов для решения задач комплектации и разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей, включенных в инклюзивный процесс, в том числе проведение совместных консилиумов и консультаций;

· методическое и организационное сопровождение специалистов ОУ округа, реализующих инклюзивное образование: организация обучающих семинаров и тренингов, консультаций и рекомендаций для специалистов инклюзивных ОУ по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения, в том числе и для специалистов ПМПК ОУ(обучение специалистов ПМПК ОУ на базовых площадках);

· анализ результатов развития инклюзивных процессов в ОУ образования, оценка его эффективности.

Итак, специальное образование в настоящее время обязательно должно соответствовать нормам действующего международного права, российского законодательства, меняющимся запросам общества. В этой новой модели актуальным становится взаимодействие учреждений специального и общего образования для организации более эффективного и качественного сопровождения обучения детей в интегрированных /инклюзивных формах.

Образования детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным проектом. Это определяет насущную потребность и актуальность создания как общей методологии продвижения инклюзивных процессов в образовании, так и конкретных разработок организационно-содержательных компонентов системы, технологий, методического, технического, информационного обеспечения и сопровождения.

 

2. Деятельность инклюзивных образовательных организаций ДНР в рамках экспериментально-исследовательской работы.

Актуальность экспериментальной деятельности по инклюзивному образованию обусловлена запросами общественности, родителей детей с ОВЗ и необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы в данном направлении.

Приказ МОН ДНР от 29 декабря 2016 г. № 1323 «О создании единой сети экспериментальных, стажировочных площадок, школ-лабораторий и республиканских лабораторий, осуществляющих научно-методические, практико-ориентированные исследования по актуальным проблемам образования и воспитания, в общеобразовательных организациях на период деятельности 2017 – 2019 гг.»:

Тема работы республиканской лаборатории по проблеме «Научно-методическое сопровождение инклюзивного образования в рамках Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики»

- МОУ «Школа № 48 города Донецка»

- Горловский УВК «ДОУ для детей с нарушениями зрения № 1 – ОШ № 31 с инклюзивным обучением «Созвездие»

- Макеевская ОШ I-III ст. № 108 имени Первой Гвардейской Армии

- Макеевская ОШ I-III ст. № 22

- МОУ «Школа «Корн» города Донецка»

 

3. Практические аспекты внедрения вариативных моделей интеграции в инклюзивных образовательных организациях ДНР.

 

Отчетные материалы деятельности экспериментальных школ по внедрению вариативных моделей интеграции.

Информационная часть

· Статус площадки - Республиканская лаборатория

· Образовательные организации, участвующие в эксперименте:

- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 48 города Донецка»

- Горловский учебно-воспитательный комплекс «Дошкольное образовательное учреждение для детей с нарушениями зрения № 1 – общеобразовательная школа І ступени № 31 с инклюзивным обучением «Созвездие»

- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №22 имени Маршала Сергеева города Макеевки»

- Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 108 имени Первой Гвардейской Армии

· Сведения о руководителях ОО:

- Демидова М.Н., директор МОУ «Школа № 48 города Донецка»

- Артемова Ю.А., директор ГУВК «ДОУ для детей с нарушениями зрения № 1 – ОШ І ступени № 31 с инклюзивным обучением «Созвездие»»

- Анохина Т.В., директор МОУ «Средняя школа №22 имени Маршала Сергеева города Макеевки»

- Гурманкина Т.И., директор Макеевской ОШ I-III ступеней № 108 имени Первой Гвардейской Армии

· Сведения об инициаторах эксперимента:

- ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

· Научный руководитель:

- Чернышев Алексей Иванович, ректор ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования».

· Тьюторы:

- Уманец Галина Мироновна, заведующая центром специального и инклюзивного образования ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»;

- Кузьмина Валерия Александровна, методист Центра специального и инклюзивного образования;

- Кобзарь Оксана Викторовна, методист Центра специального и инклюзивного образования.

· Сроки эксперимента - 2014-2019 гг.

Фактическая часть

· Этап экспериментальной деятельности в текущем году: внедренческий.

· Актуальность темы эксперимента в текущем году: тема требует корректировки«Создание инклюзивного образовательного пространства в контексте внедрения вариативных моделей интеграции».

 

Аналитическая часть

3.1 POEMS-анализ хода эксперимента (описание экспериментальной деятельности в текстовом формате по следующим аспектам):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: