Возрастные изменения, происходящие в органах и системах организма, особенно отчетливо проявляются при физических нагрузках.
С другой стороны, регулярные занятия физическими упражнениями лицами пожилого возраста, повышают функциональные возможности организма и корригируют уже развившиеся неблагоприятные изменения в органах и системах.
При занятиях физическими упражнениями, улучшается работа вегетативных и соматических органов и систем, поддерживаются механизмы нервной и гуморальной регуляции функций, сохраняется установившийся стереотип жизнедеятельности. Для лиц, прекративших профессиональную деятельность, лучшим способом профилактики болезней и сохранения функциональной активности, являются регулярные занятия физическими упражнениями.
люди пожилого возраста, хорошо физически подготовленные, успешно заучивают и запоминают упражнения, как при рассказе, так и при показе. Т.о., способность к разучиванию и запоминанию физических упражнений и выработка двигательных навыков зависит не столько от возраста, сколько от уровня физической подготовленности занимающихся. Процесс формирования двигательных навыков обычно замедляется после 50 лет.
|
|
У людей пожилого возраста большие затруднения вызывает выполнение различных игровых приемов, сложно координированных движений (ухудшается автоматизм).
Существенно затруднены выполнения физических упражнений, если они осуществляются в быстром темпе
В первую очередь с возрастом ухудшается быстрота, гибкость, ловкость. Лучше сохраняется сила, выносливость (особенно – аэробная). Регулярные занятия физическими нагрузками на выносливость – бег, лыжи, плавание и др. заметно отдаляют ее снижение.
Гибкость тела существенно снижена (особенно - позвоночника). Тренировка позволяет сохранить это качество долгие годы. Восстанавливается гибкость лучше у тех, кто имеет хорошую физическую подготовленность.
Роль физических упражнений для людей пожилого возраста.
* Под влиянием умеренных регулярных физических нагрузок совершенствуются механизмы регуляции различных органов и систем, а функции организма – носят более экономный характер (снижается ЧСС, АД, повышается коэффициент использования О2).
* Улучшается кровоснабжение различных тканей, особенно – скелетных мышц, что снижает гипоксические явления.
* Антистрессовый эффект – развитие «+» эмоций.
* Замедляется процесс снижение физических качеств и сохраняется умственная и физическая работоспособность.
* Т.о., физические упражнения являются хорошим средством сохранения всех параметров функционального состояния людей зрелого и пожилого возраста.
|
|
* В пожилом возрасте быстрее развивается утомление, и оно легче переходит в переутомление. Пожилым людям чаще сопутствуют гиподинамия и гипокинезия. Регулярное применение физических упражнений предупреждает или существенно снижает эти нарушения.
* У людей пожилого возраста не только снижается работоспособность, но и возрастает физиологическая цена выполняемой работы. Поэтому моторика выступает как ведущая система, которая определяет уровень деятельности всех органов и систем.
Т.о. физические тренировки находятся на 1 месте средств и способов продления активного долголетия и профилактики старения. Речь идет об оптимальных физических нагрузках.
Критериями оценки оптимальности оздоровительных нагрузок являются ЧСС и МПК (уровень потребления О2). Средние величины ЧСС при занятиях оздоровительной ФК составляют:
для 50-ти лет – 120 уд/мин;
60 лет и ст. – 111-110 уд/мин.
Амосов Н.А. допускает большие нагрузки людям зрелого и пожилого возраста, достаточно хорошо тренированным с ЧСС 130-150 уд/мин, а для начинающих – 120-130 уд/мин.
При выполнении специальных физических упражнений, оздоровительной ходьбе и беге потребление О2 у лиц пожилого возраста должно составлять 50-60 % МПК (у более молодых людей может достигать 60-75%).
В конечном счете, у пожилых людей повышается устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов среды, снижается вероятность различных заболеваний, сохраняется умственная и физическая работоспособность.
Задачи ФР в отношении лиц пожилого возраста:
1. оказать тонизирующее действие на нервную систему;
2. стимулировать функции ССС и дыхательной системы;
3. улучшать процессы обмена веществ;
4. укреплять мышечную систему, улучшать подвижность в суставах;
5. поддерживать жизненно важные умения и навыки на высоком уровне.
Методика ЛФК
Занятия с людьми пожилого возраста требуют учета:
· возраста;
· состояния здоровья;
· уровня физической подготовки.
Все занимающиеся распределяются на 3 группы:
1 гр. – лица без отклонения в состоянии здоровья, с маловыраженными возрастными изменениями, хорошей физической подготовленностью (те, кто систематически занимался ФК или бывшие спортсмены).
2 гр. - лица, с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, на фоне соответствующих возрасту изменений, без существенных функциональных расстройств, с удовлетворительной физической подготовленностью
3 гр. – лица, имеющие наряду с выраженными возрастными изменениями, отклонения в состоянии здоровья и сниженную адаптацию к физическим нагрузкам.
В первой мед. группе может заниматься одновременно не более 20-25 человек, во второй и третьей – не более 12-15.
Средства ФК (для лиц пожилого и среднего возраста)
* ЛГ, подвижные и спортивные игры.
* Элементы легкой атлетики (ходьба, бег, прыжки, метание).
* Ходьба на лыжах, катание на коньках.
* Плавание, гребля, езда на велосипеде.
* Прогулки, туризм.
Исходя из медицинских показаний и возраста, каждому занимающемуся рекомендуется индивидуальный двигательный режим.
Не рекомендуется:
Упражнения, требующие длительных статических усилий, натуживаний. Лицам 3 гр. – участвовать в соревнованиях
Рекомендуется в ЛГ:
Частая смена ИП, дыхательные упражнения, упражнения в равновесии, в развитии силы. ЧСС при нагрузках – не более 140-150 уд/мин.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апанасенко Г.А., Волков В.В., Науменко Р.Г. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.- Киев: Здоровье,-1987.-118с
2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. - М: Сов.спорт, 2004.- 270с.
3. Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия.- М: Мед, 1999.- 430с.
4. Девятова М.В. Лечебная физическая культура при остеохондрозе позвоночника и заболеваниях периферической нервной системы. - М: Медицина,1983.- 158с
|
|
5. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. - М: Владос, 1999.- 608с.
6. Дубровский В.И. Лечебный массаж. - М: Владос, 2003.- 463с.
7. Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки.- М: Эксмо, 2002.- 208с.
8. Лечебная физическая культура. Под ред. В.А.Епифанова.- М: Медицина, 2001.-287с.
9. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом.- М: Просвещение,1991.-158с.
10. Медицинская реабилитация. Под ред. Епифанова В.А., МЕДпресс-информ, 2005.- 328с.
11. Мухін В.М. Фізична реабилитація.- Київ: Олімпійська література, 2000.- 422с.
12. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека (общая, спортивная, возрастная).- М: Олимпия-пресс, 2005.-528с.
13. Учебник инструктора по ЛФК. Под ред. В.П. Правосудова.- М: ФиС, 1980. – 414с.
14. Физическая реабилитация. Под ред. С.Н.Попова.- Ростов-на-Дону, 2004.- 604с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Сокращения
1. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы ……………………………………………….5
1.1. Основы физической реабилитации в кардиологии………5
1.2. Физическая реабилитация при артериальной
гипертонии…………………………………………………….11
1.3. Физическая реабилитация при атеросклерозе…………..17
1.4. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда ….19
1.5.Физическая реабилитация при недостаточности кровообращения…………………………………………...31
2. Физическая реабилитация в неврологии ………………..37
2.1.Основы физической реабилитации в неврологии………37
2.2. Физическая реабилитация при инсультах………….......42
2.3. Физическая реабилитация при ДЦП…………………….49
2.4. Физическая реабилитация при остеохондрозе…..……61
3. Физическая реабилитация в ортопедии …………………..71
3.1. Заболевания позвоночника. Нарушения осанки……….71
3.2. Физическая реабилитация при сколиозах……….........80
3.3.Физическая реабилитация при функциональной недостаточности стоп и плоскостопии…………………87
4. Возрастная физическая реабилитация …………………..92
4.1.Анатомо-физиологические основы реабилитации в педиатрии………………………………………………….......92
|
|
4.2.Физическая реабилитация в педиатрии…………………98
4.3.Анатомо-физиологические особенности и физическая реабилитация людей пожилого возраста………………….103
Список литературы……………………………………………113
Содержание
Частная физическая реабилитация, 1 часть.
Учебное пособие по дисциплине
«Основы частной реабилитации»
для студентов 4 курса дневной формы обучения и
5 курса заочной формы обучения
специальности 6.010203 «здоровье человека»
образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»
профессионального направления подготовки
0102 «физическая культура, спорт и здоровье человека»
Автор- составитель Малыгина В.И.
Рецензент Буков Ю.А.
Редактор Н.А.Василенко
Подписано к печати Формат 60х84/16. Бумага тип. ОП
Объем пл. Тираж – 50 Заказ –
_______________________________________________________
95007, Симферополь, пр-т Академика Вернадского, 4.
Таврический национальный университет им. В.И.
Вернадского