Людей пожилого возраста к физическим нагрузкам

Возрастные изменения, происходящие в органах и системах организма, особенно отчетливо проявляются при физических нагрузках.

С другой стороны, регулярные занятия физическими упражнениями лицами пожилого возраста, повышают функциональные возможности организма и корригируют уже развившиеся неблагоприятные изменения в органах и системах.

При занятиях физическими упражнениями, улучшается работа вегетативных и соматических органов и систем, поддерживаются механизмы нервной и гуморальной регуляции функций, сохраняется установившийся стереотип жизнедеятельности. Для лиц, прекративших профессиональную деятельность, лучшим способом профилактики болезней и сохранения функциональной активности, являются регулярные занятия физическими упражнениями.

люди пожилого возраста, хорошо физически подготовленные, успешно заучивают и запоминают упражнения, как при рассказе, так и при показе. Т.о., способность к разучиванию и запоминанию физических упражнений и выработка двигательных навыков зависит не столько от возраста, сколько от уровня физической подготовленности занимающихся. Процесс формирования двигательных навыков обычно замедляется после 50 лет.

У людей пожилого возраста большие затруднения вызывает выполнение различных игровых приемов, сложно координированных движений (ухудшается автоматизм).

Существенно затруднены выполнения физических упражнений, если они осуществляются в быстром темпе

В первую очередь с возрастом ухудшается быстрота, гибкость, ловкость. Лучше сохраняется сила, выносливость (особенно – аэробная). Регулярные занятия физическими нагрузками на выносливость – бег, лыжи, плавание и др. заметно отдаляют ее снижение.

Гибкость тела существенно снижена (особенно - позвоночника). Тренировка позволяет сохранить это качество долгие годы. Восстанавливается гибкость лучше у тех, кто имеет хорошую физическую подготовленность.

Роль физических упражнений для людей пожилого возраста.

* Под влиянием умеренных регулярных физических нагрузок совершенствуются механизмы регуляции различных органов и систем, а функции организма – носят более экономный характер (снижается ЧСС, АД, повышается коэффициент использования О2).

* Улучшается кровоснабжение различных тканей, особенно – скелетных мышц, что снижает гипоксические явления.

* Антистрессовый эффект – развитие «+» эмоций.

* Замедляется процесс снижение физических качеств и сохраняется умственная и физическая работоспособность.

* Т.о., физические упражнения являются хорошим средством сохранения всех параметров функционального состояния людей зрелого и пожилого возраста.

* В пожилом возрасте быстрее развивается утомление, и оно легче переходит в переутомление. Пожилым людям чаще сопутствуют гиподинамия и гипокинезия. Регулярное применение физических упражнений предупреждает или существенно снижает эти нарушения.

* У людей пожилого возраста не только снижается работоспособность, но и возрастает физиологическая цена выполняемой работы. Поэтому моторика выступает как ведущая система, которая определяет уровень деятельности всех органов и систем.

Т.о. физические тренировки находятся на 1 месте средств и способов продления активного долголетия и профилактики старения. Речь идет об оптимальных физических нагрузках.

 

Критериями оценки оптимальности оздоровительных нагрузок являются ЧСС и МПК (уровень потребления О2). Средние величины ЧСС при занятиях оздоровительной ФК составляют:

для 50-ти лет – 120 уд/мин;

60 лет и ст. – 111-110 уд/мин.

Амосов Н.А. допускает большие нагрузки людям зрелого и пожилого возраста, достаточно хорошо тренированным с ЧСС 130-150 уд/мин, а для начинающих – 120-130 уд/мин.

При выполнении специальных физических упражнений, оздоровительной ходьбе и беге потребление О2 у лиц пожилого возраста должно составлять 50-60 % МПК (у более молодых людей может достигать 60-75%).

В конечном счете, у пожилых людей повышается устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов среды, снижается вероятность различных заболеваний, сохраняется умственная и физическая работоспособность.

 

Задачи ФР в отношении лиц пожилого возраста:

1. оказать тонизирующее действие на нервную систему;

2. стимулировать функции ССС и дыхательной системы;

3. улучшать процессы обмена веществ;

4. укреплять мышечную систему, улучшать подвижность в суставах;

5. поддерживать жизненно важные умения и навыки на высоком уровне.

 

Методика ЛФК

Занятия с людьми пожилого возраста требуют учета:

· возраста;

· состояния здоровья;

· уровня физической подготовки.

 

Все занимающиеся распределяются на 3 группы:

1 гр. – лица без отклонения в состоянии здоровья, с маловыраженными возрастными изменениями, хорошей физической подготовленностью (те, кто систематически занимался ФК или бывшие спортсмены).

2 гр. - лица, с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, на фоне соответствующих возрасту изменений, без существенных функциональных расстройств, с удовлетворительной физической подготовленностью

3 гр. – лица, имеющие наряду с выраженными возрастными изменениями, отклонения в состоянии здоровья и сниженную адаптацию к физическим нагрузкам.

В первой мед. группе может заниматься одновременно не более 20-25 человек, во второй и третьей – не более 12-15.

 

Средства ФК (для лиц пожилого и среднего возраста)

* ЛГ, подвижные и спортивные игры.

* Элементы легкой атлетики (ходьба, бег, прыжки, метание).

* Ходьба на лыжах, катание на коньках.

* Плавание, гребля, езда на велосипеде.

* Прогулки, туризм.

Исходя из медицинских показаний и возраста, каждому занимающемуся рекомендуется индивидуальный двигательный режим.

 

Не рекомендуется:

Упражнения, требующие длительных статических усилий, натуживаний. Лицам 3 гр. – участвовать в соревнованиях

Рекомендуется в ЛГ:

Частая смена ИП, дыхательные упражнения, упражнения в равновесии, в развитии силы. ЧСС при нагрузках – не более 140-150 уд/мин.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Апанасенко Г.А., Волков В.В., Науменко Р.Г. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.- Киев: Здоровье,-1987.-118с

2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. - М: Сов.спорт, 2004.- 270с.

3. Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия.- М: Мед, 1999.- 430с.

4. Девятова М.В. Лечебная физическая культура при остеохондрозе позвоночника и заболеваниях периферической нервной системы. - М: Медицина,1983.- 158с

5. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. - М: Владос, 1999.- 608с.

6. Дубровский В.И. Лечебный массаж. - М: Владос, 2003.- 463с.

7. Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки.- М: Эксмо, 2002.- 208с.

8. Лечебная физическая культура. Под ред. В.А.Епифанова.- М: Медицина, 2001.-287с.

9. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом.- М: Просвещение,1991.-158с.

10. Медицинская реабилитация. Под ред. Епифанова В.А., МЕДпресс-информ, 2005.- 328с.

11. Мухін В.М. Фізична реабилитація.- Київ: Олімпійська література, 2000.- 422с.

12. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека (общая, спортивная, возрастная).- М: Олимпия-пресс, 2005.-528с.

13. Учебник инструктора по ЛФК. Под ред. В.П. Правосудова.- М: ФиС, 1980. – 414с.

14. Физическая реабилитация. Под ред. С.Н.Попова.- Ростов-на-Дону, 2004.- 604с.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Сокращения

1. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы ……………………………………………….5

1.1. Основы физической реабилитации в кардиологии………5

1.2. Физическая реабилитация при артериальной

гипертонии…………………………………………………….11

1.3. Физическая реабилитация при атеросклерозе…………..17

1.4. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда ….19

1.5.Физическая реабилитация при недостаточности кровообращения…………………………………………...31

2. Физическая реабилитация в неврологии ………………..37

2.1.Основы физической реабилитации в неврологии………37

2.2. Физическая реабилитация при инсультах………….......42

2.3. Физическая реабилитация при ДЦП…………………….49

2.4. Физическая реабилитация при остеохондрозе…..……61

3. Физическая реабилитация в ортопедии …………………..71

3.1. Заболевания позвоночника. Нарушения осанки……….71

3.2. Физическая реабилитация при сколиозах……….........80

3.3.Физическая реабилитация при функциональной недостаточности стоп и плоскостопии…………………87

4. Возрастная физическая реабилитация …………………..92

4.1.Анатомо-физиологические основы реабилитации в педиатрии………………………………………………….......92

4.2.Физическая реабилитация в педиатрии…………………98

4.3.Анатомо-физиологические особенности и физическая реабилитация людей пожилого возраста………………….103

 

Список литературы……………………………………………113

Содержание

Частная физическая реабилитация, 1 часть.

 

Учебное пособие по дисциплине

«Основы частной реабилитации»

 

для студентов 4 курса дневной формы обучения и

5 курса заочной формы обучения

специальности 6.010203 «здоровье человека»

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

профессионального направления подготовки

0102 «физическая культура, спорт и здоровье человека»

 

 

Автор- составитель Малыгина В.И.

Рецензент Буков Ю.А.

 

 

Редактор Н.А.Василенко

 

Подписано к печати Формат 60х84/16. Бумага тип. ОП

Объем пл. Тираж – 50 Заказ –

_______________________________________________________

 

95007, Симферополь, пр-т Академика Вернадского, 4.

Таврический национальный университет им. В.И.

Вернадского


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: