Факультативные курсыв средней школе

 

Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших клас­сов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные за­нятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладе­нии научно-теоретическим материалом, так и в практической твор­ческой работе.

Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, на­чинаются с седьмого класса и организуются с учетом материальной базы и местных условий. Например, в районах, где развиты художе­ственные промыслы и дети тянутся к декоративно-прикладному ис­кусству, целесообразно организовать соответствующий факульта­тивный курс. В этом случае учителю будет нетрудно обеспечить заня­тия необходимыми материалами и условиями работы.

Учащимся следует давать индивидуальные задания, а также при­влекать их к общественно полезной работе: праздничному убранству школы, оформлению стенгазеты и т. д.

Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, од­нако доступном для относительно широкого круга учащихся. В пре­подавании факультативных курсов, естественно, потребуется и своя методика, и свои формы организации занятий. Здесь широкое при­менение получит лекционное изложение материала, своеобразное проведение практических занятий, организация различных форм са­мостоятельной творческой работы школьников.

Исходя из запросов учащихся, одну часть которых привлекает практическая деятельность, а другую — знания искусствоведческого характера, школьная программа по изобразительному искусству пре­дусматривает по два варианта факультативных занятий в VII—VIII и IX—X классах:

VII—VIII

1. Живопись и графика.

2. Скульптура и керамика.

1Х-Х

1. Живопись и графика.

2. История изобразительного искусства.

Специальные факультативные курсы по вариантам "Живопись и графика" и "Скульптура и керамика" предусматривают не только развитие способностей, — они содержат также учебный материал, имеющий большое общеобразовательное значение. Здесь намечены и знакомство с технологией материалов, и практическое овладение техникой, и беседы об искусстве. Но особое внимание в этих вариан­тах уделяется проведению практических работ по рисунку, живопи­си, скульптуре и композиции. На практических занятиях учащиеся должны приобрести умение выражать свои мысли в художественно-образной форме, научиться самостоятельно работать.

Наряду с практическими занятиями эти варианты программы пре­дусматривают вводные и обобщающие лекции учителя, экскурсии, встречи и беседы с выдающимися мастерами искусства. Все это на­правлено на дальнейшее развитие интереса учащихся к искусству, к его истории. Особое внимание в практических курсах уделяется развитию твор­ческих способностей учащихся. На факультативных занятиях не только углубляются знания учащихся и совершенствуются их прак­тические навыки, но и развивается их мастерство. Содержание фа­культативных курсов расширяет и углубляет понимание школьника­ми вопросов теории изобразительного искусства, совершенствует их умение использовать теоретические знания на практике, в самостоя­тельной творческой работе. Например, учителю хочется показать, как в лучших произведени­ях изобразительного искусства художник концентрирует внимание зрителя на самом главном — на идейном содержании; как он исполь­зует средства изобразительного языка для достижения цели, для по­лучения наибольшей выразительности; как он умело применяет за­коны перспективы и композиции, тона и цветоведения, использует знание технологии материалов, технических приемов работы; как он умеет правильно выбрать материал для воплощения своего замысла: акварель, темпера, масло — офорт, линогравюра, гравюра на дереве — гипс, бронза, дерево, мрамор — стекло, керамика, кость, камень, пластмассы и т. д. Однако в беседах с учениками этот учитель обыч­но ограничивается каждый раз только одним примером, не показы­вает, как художник гармонически синтезирует все изобразительные средства и приемы в единое целое, создавая впечатляющий художе-ственный образ, не раскры­вает в единстве все компо­ненты произведения, а пере­числяет их по отдельности. В результате беседы не дости­гают цели, мало что дают ученикам. Наоборот, широ­кое освещение вопроса, де­монстрация примеров из са­мых различных видов и жан­ров искусства дает возмож­ность учащимся хорошо по­нять раскрываемые вопросы и применить полученные знания в своей творческой деятельности. Так говоря об идейном смысле композиции, учитель может показать, как содержа­ние художественного произ­ведения влияет на выбор ма­териала, на масштаб произве­дения. Хорошим примером в данном случае послужит скульптурная группа В. И. Мухиной "Рабочий и колхоз­ница". В этой монументаль­ной скульптурной компози­ции автор показал нового че­ловека, строящего социализм, с помощью оригинального художественного решения: применив новые материалы, новые мас­штабы (высота этой скульптуры 25 метров). В. И. Мухина с изумитель­ным мастерством раскрыла достоинства хромоникелевой стали, ее пла­стические возможности, неповторимую выразительность (рис. 109).В картине В. А. Серова "Зимний взят" мы видим иное решение темы, иное композиционное раскрытие идейного содержа­ния. Здесь нет изображения кульминационного момента революци­онных событий. Художник изобразил парадную лестницу Зимнего дворца и двух бойцов в спокойных позах, собравшихся закурить. О том, что здесь были бои и бушевали страсти, рассказывают валяющи­еся на полу стреляные гильзы и обвалившаяся со стен на ступени лестницы штукатурка. Фигуры бойцов в разномастном одеянии на фо­не богатого парадного интерьера дворца образно раскрывают основ­ную мысль картины: художник заставляет зрителя почувствовать, что власть находится в руках народа, а спокойно стоящие бойцы выража­ют уверенность и силу, они заставляют зрителя понять, что народная власть установилась прочно.

Или другой пример. По первому варианту программы факульта­тивных курсов для учащихся девятого-десятого классов педагог зна­комит учащихся с проблемой силуэта. Он рассказал, как выразитель­ность силуэта помогает художнику решить не только основной художественный образ, но и всю ком­позицию картины. Особенно сильное влияние на зрителя ока­зывает силуэт в портрете.

В качестве примера учитель остановился на портрете Ермо­ловой В. А. Серова. Учитель показал, как умело ис­пользовал художник силуэтное решение в данном портрете, как заставил фигуру быть в центре внимания, а все остальное — уй­ти на второй план. Фигура Ермо­ловой получилась величествен­ной, монументальной.

Однако во время собеседова­ния учитель обнаружил, что не все поняли его объяснения, в особенности по портрету. Есте­ственно, у педагога появилось желание продолжить этот разго­вор и он решил использовать ча­сы, отведенные на беседы по ис­тории искусства.

В разделе "Беседы об изобрази­тельном искусстве". "Искусство советского периода" указывают­ся темы: "Борьба с формалисти­ческими тенденциями в 20-е го­ды. Преемственность традиций передвижничества в творчестве советских художников. Утверждение метода социалистического реализма в 30-е годы". На этих беседах учителю хотелось бы связать историко-искусствоведческий материал с практической работой учеников. Анализируя произведения живо­писи с художественно-профессиональной точки зрения, педагог хо­тел бы заострить внимание на проблеме силуэта. Как это сделать? Можно поступить следующим образом: вначале наметить основ­ное содержание беседы, подобрать к ней иллюстративный материал, а затем уже в эту общую канву вплести отдельные фрагменты, связан­ные с силуэтом. Беседу лучше начать с художников-передвижников, затем перейти к преемственности традиций передвижничества в творчестве советских художников и попутно кос­нуться формалистических тен­денций в искусстве 20-х годов. Придерживаясь исторической линии и того материала, который будет освещаться в беседе, педа­гог может рассказать о проблеме силуэта в двух планах: как решал­ся темный силуэт на светлом фо­не и светлый силуэт на темном фоне.

Иллюстративный материал для этого может быть такой: на светлом фоне темный силу­эт: В.А. Серов "Портрет В.А. Шаляпина"; И.Е. Репин "Портрет композитора М.П. Мусоргского"; В. А. Серов "Портрет Иды Рубинштейн";

на темном фоне светлый силу­эт: В. А. Серов "Девушка, освещенная солнцем "; А. М. Герасимов "Портрет О. В. Лепешинской".

После этого можно показать, как художники формалистичес­кого направления, ломавшие традиции реалистического искусства, решали проблему силуэта за счет искажения и уродования образов людей (например: М. Шагал "Над городом". Такое сравнение усилит впечатление, по­кажет ясность и выразительность реалистического искусства.

Конечно, сводить всю историю искусства к сугубо профессио­нальным вопросам нельзя, это делается только в особых случаях и в небольших дозах, в основном же курс бесед об искусстве строится в традиционной форме.

Вариант факультативного курса "История изобразительного ис­кусства" значительно отличается от практических курсов. На теоре­тических занятиях анализ произведений дается более глубокий и обстоятельный.

Подготовка к факультативным занятиям по истории изобрази­тельного искусства должна быть несколько иной, чем к классным занятиям и беседам об искусстве. На этих занятиях учителю следует со­здавать обстановку, близкую к вузовской: использовать форму лек­ционного сообщения материала, доклады учащихся с последующим обсуждением, назначение оппонентов и содокладчиков, более глубо­кое изучение некоторыми школьниками отдельных тем в виде подго­товки рефератов и т. д. Ученики девятых-десятых классов с интере­сом воспринимают такие формы работы. Опыт школ, где хорошо по­ставлено преподавание факультативных курсов, показывает, что за­нятия этого типа повышают и общую успеваемость школьников. Кроме того, многие учащиеся старших классов уже посещают подго­товительные курсы при институтах, где лекционная форма изложе­ния учебного материала является основной.

Традиционные репродукции и коллекции открыток, широко ис­пользуемые в школах, на факультативных занятиях непригодны. Тем более непригодны для знакомства с картинами книжные иллюстрации, когда учитель с открытой книгой в руках обходит класс. Весь необходимый иллюстратив­ный материал следует перевести на слайды. Преимущество такого методического наглядного обору­дования доказывать не требуется. Практика показывает, что диа­фильмы по изобразительному ис­кусству не всегда пригодны в лек­ционной работе и от них иногда можно отказаться. Хотя они и представляют собой компактную, хорошо отредактированную лек­цию, все же она сковывает препо­давателя, ограничивает его в изло­жении материала. Многие учите­ля режут диафильм на отдельные кадры, делают из них слайды и дополняют другими. Как бы ни

был хорош диафильм, он не даст того, что может дать живое слово учителя. Искусство преподавания заключается прежде всего в живом общении ученика с учителем, в психологическом контакте лектора с аудиторией.

От педагога требуется умение захватить внимание слушателей, за­ставить их чувствовать и переживать вместе с ним. Многие недооце­нивают значения этого психологического настроя, а он имеет огром­ную силу, он во сто крат усиливает впечатление, организует внима­ние слушателей. Педагог вовлекает аудиторию в сотворчество. Он все время находится в психологическом контакте со своими учениками, чутко ощущает их реакцию на каждую свою фразу, интонацию, пау­зу. Объясняя материал и убеждая учеников, педагог учитывает отра­зившееся в их глазах любопытство или равнодушие, непонимание или сомнение. В зависимости от этих молчаливых реплик он ин­стинктивно или сознательно "подстраивает" свою лекцию. Там, где это необходимо, он повторит, выдвинет на первый план самое важ­ное или, наоборот, что-то смягчит либо опустит совсем, как уже по­нятное. Такое творческое владение учебно-воспитательным процес­сом, умение заинтересовать аудиторию, убедить, повести за собой составляет одну из важнейших сторон искусства преподавания.

В программе факультативного курса, где педагог имеет дело со старшими учащимися, и особенно в программе третьего варианта факультатива, такое умение проводить лекции и беседы в постоян­ном контакте со слушателями находит самое широкое применение.

Факультативный курс по истории изобразительного искусства по­строен на историко-искусствоведческой основе и имеет целью рас­ширить представления учащихся о развитии изобразительного ис­кусства, о тесной связи искусства с жизнью общества на всех этапах его истории.

В результате изучения этого курса школьники должны разбирать­ся в художественной ценности живописи, скульптуры и архитектуры, уметь делать небольшие (устные и письменные) сообщения и докла­ды по интересующим их разделам истории искусства. В городах, где есть художественные музеи, факультативные занятия следует прово­дить на примерах анализа подлинных произведений искусства.

В программе факультативных курсов по истории изобразительно­го искусства указан только общий объем знаний и навыков, — кон­кретное содержание и последовательность освоения учебного мате­риала определяется самим преподавателем. В качестве подспорья на­чинающему педагогу при составлении индивидуальных учебных пла­нов рекомендуем методический материал — "Таблицы занятий и бе­сед по изобразительному искусству в средней школе".

Поскольку опыт проведения факультативных курсов еще невелик, давать строго обязательные рекомендации мы не можем, каждому придется строить свою систему работы, ориентируясь на программу и на общие методические рекомендации.

Первый вопрос, который возникает у учителя: как построить курс, чтобы он был доступен школьникам? Многих беспокоит слабая художественная подготовка учащихся, низкий уровень их эстетической культуры. Смогут ли ребята освоить искусствоведческий материал, который заложен в программе факультативных занятий по истории изобразительного искусства? Некоторые преподаватели считают, что этот материал учащимся не под силу. Однако практика школ, где чи­тается курс истории искусства, показывает, что ребята не только охотно посещают занятия, но и по-настоящему заинтересовываются, серьезно изучают предмет, хорошо усваивают материал и начинают правильно и серьезно оценивать произведения искусства. Все дело в методике преподавания.

Вначале курс истории искусства лучше преподносить в форме бе­сед, вернее, собеседования. Когда учитель почувствует, что ребятам это интересно, можно начать постепенно переходить на лекционную форму: 15—20 минут учитель излагает материал, 2—3 минуты отводит на вопросы и ответы, потом снова идет изложение и т. д. Первый ме­сяц занятие ведется не более академического часа, в дальнейшем вре­мя можно увеличивать, доводя до двух часов лекционного изложе­ния, конечно, с перерывом между каждый часом.

Говоря о том или ином произведении искусства, учителю необхо­димо всесторонне раскрывать его выразительность и ценность, обус­ловленную единством формы и содержания. В искусствоведческом анализе нельзя отделять форму от содержания, иначе трудно будет понять и путь возникновения образа, и его художественно-эстетиче­ские достоинства. Например, раскрывая значение термина "Художе­ственный образ", учитель объяснит, что художественный образ в изобразительном искусстве, покоряющий зрителя своей выразитель­ностью, является результатом огромной творческой работы худож­ника, в нем отражаются мировоззрение, взгляды и эстетические вку­сы художника, социально-экономические и политические отноше­ния той эпохи, в которую жил и творил художник.

Школьная практика показывает, что очень часто учителя рисова­ния ограничиваются показом средств выражения, художественных приемов, техники исполнения и мало касаются вопросов методоло­гии и специфики искусства. Одностороннее освещение произведе­ния искусства может привести к ложному его пониманию. Учитель, привыкший анализировать произведения искусства с внешней сто­роны, не может широко подходить к раскрытию художественного об­раза. Он начинает отдавать предпочтение какому-то одному виду ис­кусства, одной его стороне.

Так, учитель, сам занимающийся живописью, любит говорить о станковой картине и меньше знакомит школьников с монументаль­ной живописью, с архитектурой, ограничивается лишь формальным перечислением программного материала. В памятниках архитектуры он обращает внимание только на конструктивные элементы соору­жения, на инженерно-строительные достоинства здания, на внешнее оформление. Между тем в памятниках архитектуры воплощаются пе­редовые идеи, достижения науки и техники, философско-эстетические взгляды того времени, той эпохи, когда было создано сооруже­ние, и рассказать об этом ученикам должен руководитель факульта­тивного курса.

Все это говорит о том, что учителю рисования необходимо посто­янно расширять и обогащать свои знания, как бы дать самому себе университетское образование.

Чтобы искусствоведческий материал лучше усваивался, первое время его надо теснее связывать со школьной программой по исто­рии, литературе, не выходя особенно за пределы программы. В даль­нейшем можно давать сведения и более широкого плана, включать греческую мифологию, легенды, послужившие содержанием произ­ведений искусства. На конкретные вопросы ребят о том, кто и что изображено на картине, учитель должен всегда уметь ответить, а для этого ему нужно самому хорошо знать их содержание.

Хотя факультативный курс и не является обязательным для всех, все же учителю следует контролировать и оценивать знания учащих­ся. Вводить пятибалльную систему оценки знаний, возможно, и не стоит, однако проверка знаний должна быть. Она может проходить путем опроса, задания на дом письменных работ, поручения докла­дов, сообщений и рецензий, проведения небольших дискуссий.

Как мы уже говорили, методика преподавания требует не только знаний, но и педагогического мастерства. В этом плане справедливо замечание В. В. Алексеевой: "Университет дает прекрасную искусст­воведческую подготовку, однако ее недостаточно, чтобы работать в школе с полной нагрузкой и во всех классах. И вероятнее всего, ис­кусствовед должен был бы совмещать школьный труд с другой дея­тельностью. С этой точки зрения, выпускник художественно-графи­ческого факультета МГПУ имеет огромное преимущество перед университетской молодежью, ибо специфика факультета вменяет ему в обязанность овладеть комплексом дисциплин — рисованием, живописью, эстетизированным трудом, черчением и историей ис­кусства. Они являются творческой средой студента в течение всего срока обучения в данном вузе. И, конечно, нам представляется, что именно он должен быть творцом педагога нового профиля".

Педагогическое мастерство начинающего учителя должно про­явиться уже в период организации факультативных курсов.

На факультативные занятия по изобразительному искусству отво­дится 210 часов, по 2 часа в неделю (часы эти сдвоены), из расчета: 35 часов в седьмом классе, 70 часов в восьмом, 70 в девятом и 35 в десятом.

Варианты программы составлены таким образом, чтобы учебный материал каждого класса представлял собой законченное звено кур­са. Поэтому преподаватель имеет возможность организовать факуль­тативные курсы с различными сроками обучения: на 3 года, на 2, на 1 и даже на полгода. Каждый учитель может творчески подходить и к составлению своего плана и программы занятий.

Творческой инициативы требует и общий комплекс работ учителя рисования в общеобразовательной школе, где ему приходится бес­прерывно менять свою методику при обучении по рисованию с нату­ры, то живописи, то декоративному, то тематическому рисованию, быть то художником-педагогом, то лектором-искусствоведом, то экскурсоводом, то сценаристом и режиссером одновременно.

Все это говорит о том, что работа в школе невозможна без любви к делу. Эта работа требует непрерывного обогащения знаний, знаком­ства с опытом творчески работающих учителей, с книгами и статья­ми по методике обучения изобразительному искусству.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: