Перечень заданий по психологии

Задание 1

Определение особенностей ориентации деятельности учителя.

А.В. Петровским выделяется два типа ориентации учителя при взаимодействии с учащимися (функционально-ролевой и личностный), которые оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности ребенка.

Функционально-ролевая ориентация взаимодействия педагогов с учащимися строится на основе нормативно-ролевых предписаний, иногда без всякого учета позиции ученика. Педагогическое воздействие направлено главным образом на преобразование когнитивной сферы ребенка. В этом случае ученик выступает как объект воздействия, как средство для достижения эффективности, результативности урока (субъект - объектное отношение).

Личностная ориентация взаимодействия педагогов с учащимися строится на основе учета способностей и потребностей ученика и учителя. Взаимодействуя с учеником, педагог транслирует свою индивидуальность, реализуя свою потребность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующие потребности и способности у учащихся.

Таким образом, функционально-ролевая ориентация предполагает, что в поведении учителя преобладает отношение к ученику как средству осуществления его деятельности; урок при этом выступает как главная цель его педагогической деятельности. При личностной ориентации поведение учителя показывает, что целью его деятельности является развитие и формирование личности ребенка, а урок выступает при этом как средство для достижения этой цели.

Функционально-ролевой или личностный планы могут преобладать в деятельности учителя.

Во время посещения уроков студенты заполняют протоколы, в которых фиксируют особенности поведения учителя и учащихся, определяя ориентацию учителя в процессе взаимодействия его с учениками.

Анализ поведения строится из учета следующих составляющих: состояние класса или ученика, действия учителя в ответ на это состояние или ситуацию, и ответную реакцию класса (или ученика) на воздействие учителя.

Под состоянием класса или ученика следует понимать особенности поведения, которые требуют обязательную вербальную или невербальную ответную реакцию учителя: недисциплинированность, не включенность в работу, неадекватная эмоциональная реакция и др.

Действия учителя - это совокупность проявлений его личности на происходящее в классе: форма обращения, соотношение порицания и поощрения, особенности оценочных суждений, палитра эмоциональных проявлений, дистанция в общении и др.

Реакция класса (ученика) предполагает изменение поведения в ответ на воздействие учителя.

 

 

ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ

 

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ТИП ОРИЕНТАЦИИ
состояние класса действия учителя реакция класса функционально- ролевая личностная
Ученик играет фантиками Обращается к ученику: «Ты мешаешь мне работать». Застыл, и урок продолжается. Проявление функционально–ролевой ориентации  
Ученик смотрит в тетрадь к соседу. Обращается к ученику: «Ты не знаешь как решитьь задачу?» Начал сам решать задачу.   Проявление личностной ориентации

 

В протоколе фиксируются особенности поведения, по анализу которых можно судить о преобладающей ориентации в деятельности учителя.

В протоколе наблюдения описаны возможные варианты поведения, демонстрирующие разные типы ориентации педагога.

По результатам посещения нескольких уроков каждая группа студентов должна сделать выводы о преобладающей ориентации педагогической деятельности учителей наблюдаемого класса на основе анализа особенностей поведения.

При анализе субъект - объектных (функционально-ролевая ориентация) и субъект - субъектных (личностная ориентация) форм взаимодействия педагога с учащимися предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Какой стиль отношения учителя к учащимся наблюдается во время урока?

2. Какая форма обращения преобладала?

3. Какие оценочные суждения высказывались учителем? Касались ли они личности ученика или ответов на вопросы учителя?

4. Какие приемы и способы общения использовал учитель во время урока?

Анализ взаимодействия учителя с учащимися побуждает студентов к рефлексии, которую можно стимулировать следующими вопросами:

Ваше отношение к действиям и реакциям учителя?

Были ли они эффективны?

Как бы Вы сами поступили в том или ином случае?

Возможны ли другие способы реагирования?

Чего не учел учитель? и т.д.

Задание 2

Изучение особенностей познания другого

Группа студентов, работающих в классе, получает задание "Прочитай другого". В течение дня все студенты наблюдают за одним и тем же учеником, фиксируют свои наблюдения (протокол произвольный). Студенты делают выводы об особенностях ученика: развитии у него качеств личности, чертах характера, свойствах темперамента. В конце дня сравнивают полученные характеристики и по возможности сопоставляют с мнением учителя. Основаниями для наблюдения могут быть: походка, эмоциональное состояние, реакция на других, на происходящее в классе, степень включенности в работу, особенности общения.

Задание 3

Изучение особенностей личности ученика

Для написания психолого-педагогической характеристикишкольника используется психолого-педагогическая карта учащегося, которая является лишь вспомогательным инструментов для написания характеристики. Причем, отмеченные особенности личности должны быть подтверждены наблюдаемыми фактами поведения ребенка, дана их интерпретация. При написании характеристики (особенно в затруднительных ситуациях) целесообразно использовать метод беседы. Для проведения беседы необходимо продумать вопросы к ученику и обсудить их с преподавателем.

Характеристика учащегося может быть представлена в произвольной форме.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ.

ШКОЛА.........КЛАСС..............ИМЯ.............ПОЛ.....

1. УЧЕБА.

Сильный ученик_______________________Слабый ученик.

Учится с интересом___________________Учебой не интересуется.

Много читает_________________________Читает мало.

Есть учебные интересы,_______________Учебных интересов нет, связанные с ориентацией

на будущую профессию (для ст.кл. указать какие).

2. ПОВЕДЕНИЕ.

Упрямый______________________________Покладистый. Дисциплинирован______________________Плохая дисциплина.

Отсутствие конфликтов________________Частые конфликты с учителями

Отсутствуют конфликты ______________Частые конфликты с учениками

Агрессивное поведение________________Спокойный, уступчивый, доброжелательный стиль поведения.

Усидчивый____________________________Высокая двигательная активность, неусидчивость.

Трудновоспитуем______________________Легко поддается воспитанию.

3. ОБЩЕНИЕ В ШКОЛЕ.

Хороший организатор__________________Слабые организаторские способности.

Высокая инициативность_______________Низкая инициативность.

Занимает ведущие (лидерские________ Обычно выступает в роли

позиции) "ведомого", следует за кем-то.

Высокий авторитет,___________________Низкий авторитет.уважение товарищей

Охотно выполняет общественные________Отлынивает от общественных поручения поручений.

Имеет много друзей,__________________Непопулярен

популярный

Отсутствуют недоброжелатели,_________Многие одноклассники недолюбливают.

Любит быть на людях, ищет_____________Замкнутый,общается с узким кругом старых друзей. новых друзей.

Не боится выступать перед____________Робкий,застенчивый

незнакомой

обстановке

Является опорой для педагога_________Дурно влияет на соучеников

4. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Спокойный,уверенный в себе___________Тревожный и неуверенный. Переоценивает,завышает_______________Занижает, недооценивает свои силы свои возможности.

Честолюбив___________________________Скромный, незаметный.

Вызывает симпатию____________________Не вызывает симпатии. Открытый_____________________________Скрытный. Отзывчивый___________________________Черствый. Веселый______________________________Грустный. Самостоятельный______________________Зависимый.

Эмоционально-________________________Импульсивный.

устойчивый

5. ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ.

Атмосфера в семье друже-_____________Атмосфера недружелюбная,

любная,теплая конфликтная.

Отношения близкие,довери-____________Отношения отчужденные.

тельные

Хорошее взаимопонимание______________Плохое взаимопонимание с

с родителями родителями.

Строгий,жесткийконтроль_____________Слабый контроль.

за поведением ребенка

Ограничение самостоятель-____________Большая самостоятельность.

ности ребенка

Родители охотно сотрудничают_________Родители вступают в проти с учителем воречие с учителем.

Задание 4

Групповая оценка личности

Группе студентов предлагается список личностных и профессионально важных качеств. В процессе обсуждения в группе данных качеств выделяются 15 (пять по каждому блоку), которые наиболее явно проявились в поведении студентов в ходе психолого-педагогического практикума. Затем студенты оценивают степень проявления каждого качества у себя; после этого оцениваются степень проявления этих качеств у членов микрогруппы.

Степень проявления каждого качества оценивается по пятибалльной шкале:

1 балл - качество проявляется редко.

2 балла - качество выражено слабо.

3 балла - качество выражено в средней степени.

4 балла - качество выражено в достаточной степени.

5 баллов - ярко выраженное качество.

Процедура оценивания должна быть корректной и исключать возможность влияния мнения другого. Оценки других членов микрогруппы по каждому качеству суммируются и вычисляется среднее значение, которое сопоставляется с собственной оценкой данного качества. Производится анализ совпадений и расхождений этих оценок.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА.

1. Межличностные отношения, общение.

Вежливость - соблюдение правил приличия, учтивость.

Общительность - способность легко входить в общение.

Искренность - выражение подлинных чувств, правдивость.

Отзывчивость - готовность отозваться на чужие нужды.

Тактичность - чувство меры, создающее умение вести себя

в обществе, не задевать достоинства людей.

Терпимость - отсутствие вражды к чужому мнению, характеру, привычкам.

Доброжелательность - желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

Обаятельность - способность очаровать, притягивать к себе.

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за

свои поступки и действия.

Откровенность - открытость, доступность для людей.

2. Черты характера, поведения.

 

Активность - проявление заинтересованного отношения к

окружающему миру и самому себе, к делам

коллектива, поступкам и действиям.

Добродушие - мягкость характера, расположение к людям.

Самостоятельность- способность осуществлять действия без чужой помощи, собственными силами.

Уверенность - вера в правильность поступков, отсутствие

колебаний, сомнений.

Честность - прямота, искренность в отношениях и поступках.

Уравновешенность - ровный, спокойный характер, поведение.

Инициативность - стремление к новым формам деятельности.

Настойчивость - упорство в достижении целей.

Самокритичность - стремление оценивать свое поведение, умение

вскрывать свои ошибки и недостатки.

Целеустремленность- наличие ясной цели, стремление ее достигнуть.

3. Деятельность.

Деловитость - знание дела, предприимчивость, толковость.

Собранность - сосредоточенность, подтянутость.

Аккуратность - соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

Увлеченность - умение целиком отдаться какому-либо занятию.

Усидчивость - усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

Внимательность - сосредоточенность на выполняемой деятельности.

Дисциплинированность - привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

Исполнительность - старательность, хорошее исполнение заданий. Любознательность - пытливость ума.

Находчивость - способность быстро находить выход из затруднительных положений.

Задание 5

«Портрет на себя»

"Портрет на себя" должен включать следующие аспекты:

а) рефлексию по анализу результатов взаимодействия учитель - ученик (для меня другой человек - объект или субъект при общении с ним);

б) оценку точности своего первого впечатления о другом человеке, насколько оно значимо для дальнейшего общения с данным человеком;

в) анализ степени совпадения собственных оценок и оценок других, оказались ли они неожиданными;

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: