Задание 1
Определение особенностей ориентации деятельности учителя.
А.В. Петровским выделяется два типа ориентации учителя при взаимодействии с учащимися (функционально-ролевой и личностный), которые оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности ребенка.
Функционально-ролевая ориентация взаимодействия педагогов с учащимися строится на основе нормативно-ролевых предписаний, иногда без всякого учета позиции ученика. Педагогическое воздействие направлено главным образом на преобразование когнитивной сферы ребенка. В этом случае ученик выступает как объект воздействия, как средство для достижения эффективности, результативности урока (субъект - объектное отношение).
Личностная ориентация взаимодействия педагогов с учащимися строится на основе учета способностей и потребностей ученика и учителя. Взаимодействуя с учеником, педагог транслирует свою индивидуальность, реализуя свою потребность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующие потребности и способности у учащихся.
|
|
Таким образом, функционально-ролевая ориентация предполагает, что в поведении учителя преобладает отношение к ученику как средству осуществления его деятельности; урок при этом выступает как главная цель его педагогической деятельности. При личностной ориентации поведение учителя показывает, что целью его деятельности является развитие и формирование личности ребенка, а урок выступает при этом как средство для достижения этой цели.
Функционально-ролевой или личностный планы могут преобладать в деятельности учителя.
Во время посещения уроков студенты заполняют протоколы, в которых фиксируют особенности поведения учителя и учащихся, определяя ориентацию учителя в процессе взаимодействия его с учениками.
Анализ поведения строится из учета следующих составляющих: состояние класса или ученика, действия учителя в ответ на это состояние или ситуацию, и ответную реакцию класса (или ученика) на воздействие учителя.
Под состоянием класса или ученика следует понимать особенности поведения, которые требуют обязательную вербальную или невербальную ответную реакцию учителя: недисциплинированность, не включенность в работу, неадекватная эмоциональная реакция и др.
Действия учителя - это совокупность проявлений его личности на происходящее в классе: форма обращения, соотношение порицания и поощрения, особенности оценочных суждений, палитра эмоциональных проявлений, дистанция в общении и др.
Реакция класса (ученика) предполагает изменение поведения в ответ на воздействие учителя.
|
|
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ | ТИП ОРИЕНТАЦИИ | |||
состояние класса | действия учителя | реакция класса | функционально- ролевая | личностная |
Ученик играет фантиками | Обращается к ученику: «Ты мешаешь мне работать». | Застыл, и урок продолжается. | Проявление функционально–ролевой ориентации | |
Ученик смотрит в тетрадь к соседу. | Обращается к ученику: «Ты не знаешь как решитьь задачу?» | Начал сам решать задачу. | Проявление личностной ориентации |
В протоколе фиксируются особенности поведения, по анализу которых можно судить о преобладающей ориентации в деятельности учителя.
В протоколе наблюдения описаны возможные варианты поведения, демонстрирующие разные типы ориентации педагога.
По результатам посещения нескольких уроков каждая группа студентов должна сделать выводы о преобладающей ориентации педагогической деятельности учителей наблюдаемого класса на основе анализа особенностей поведения.
При анализе субъект - объектных (функционально-ролевая ориентация) и субъект - субъектных (личностная ориентация) форм взаимодействия педагога с учащимися предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Какой стиль отношения учителя к учащимся наблюдается во время урока?
2. Какая форма обращения преобладала?
3. Какие оценочные суждения высказывались учителем? Касались ли они личности ученика или ответов на вопросы учителя?
4. Какие приемы и способы общения использовал учитель во время урока?
Анализ взаимодействия учителя с учащимися побуждает студентов к рефлексии, которую можно стимулировать следующими вопросами:
Ваше отношение к действиям и реакциям учителя?
Были ли они эффективны?
Как бы Вы сами поступили в том или ином случае?
Возможны ли другие способы реагирования?
Чего не учел учитель? и т.д.
Задание 2
Изучение особенностей познания другого
Группа студентов, работающих в классе, получает задание "Прочитай другого". В течение дня все студенты наблюдают за одним и тем же учеником, фиксируют свои наблюдения (протокол произвольный). Студенты делают выводы об особенностях ученика: развитии у него качеств личности, чертах характера, свойствах темперамента. В конце дня сравнивают полученные характеристики и по возможности сопоставляют с мнением учителя. Основаниями для наблюдения могут быть: походка, эмоциональное состояние, реакция на других, на происходящее в классе, степень включенности в работу, особенности общения.
Задание 3
Изучение особенностей личности ученика
Для написания психолого-педагогической характеристикишкольника используется психолого-педагогическая карта учащегося, которая является лишь вспомогательным инструментов для написания характеристики. Причем, отмеченные особенности личности должны быть подтверждены наблюдаемыми фактами поведения ребенка, дана их интерпретация. При написании характеристики (особенно в затруднительных ситуациях) целесообразно использовать метод беседы. Для проведения беседы необходимо продумать вопросы к ученику и обсудить их с преподавателем.
Характеристика учащегося может быть представлена в произвольной форме.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ.
ШКОЛА.........КЛАСС..............ИМЯ.............ПОЛ.....
1. УЧЕБА.
Сильный ученик_______________________Слабый ученик.
Учится с интересом___________________Учебой не интересуется.
Много читает_________________________Читает мало.
Есть учебные интересы,_______________Учебных интересов нет, связанные с ориентацией
на будущую профессию (для ст.кл. указать какие).
2. ПОВЕДЕНИЕ.
Упрямый______________________________Покладистый. Дисциплинирован______________________Плохая дисциплина.
Отсутствие конфликтов________________Частые конфликты с учителями
Отсутствуют конфликты ______________Частые конфликты с учениками
|
|
Агрессивное поведение________________Спокойный, уступчивый, доброжелательный стиль поведения.
Усидчивый____________________________Высокая двигательная активность, неусидчивость.
Трудновоспитуем______________________Легко поддается воспитанию.
3. ОБЩЕНИЕ В ШКОЛЕ.
Хороший организатор__________________Слабые организаторские способности.
Высокая инициативность_______________Низкая инициативность.
Занимает ведущие (лидерские________ Обычно выступает в роли
позиции) "ведомого", следует за кем-то.
Высокий авторитет,___________________Низкий авторитет.уважение товарищей
Охотно выполняет общественные________Отлынивает от общественных поручения поручений.
Имеет много друзей,__________________Непопулярен
популярный
Отсутствуют недоброжелатели,_________Многие одноклассники недолюбливают.
Любит быть на людях, ищет_____________Замкнутый,общается с узким кругом старых друзей. новых друзей.
Не боится выступать перед____________Робкий,застенчивый
незнакомой
обстановке
Является опорой для педагога_________Дурно влияет на соучеников
4. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Спокойный,уверенный в себе___________Тревожный и неуверенный. Переоценивает,завышает_______________Занижает, недооценивает свои силы свои возможности.
Честолюбив___________________________Скромный, незаметный.
Вызывает симпатию____________________Не вызывает симпатии. Открытый_____________________________Скрытный. Отзывчивый___________________________Черствый. Веселый______________________________Грустный. Самостоятельный______________________Зависимый.
Эмоционально-________________________Импульсивный.
устойчивый
5. ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ.
Атмосфера в семье друже-_____________Атмосфера недружелюбная,
любная,теплая конфликтная.
Отношения близкие,довери-____________Отношения отчужденные.
тельные
Хорошее взаимопонимание______________Плохое взаимопонимание с
с родителями родителями.
Строгий,жесткийконтроль_____________Слабый контроль.
за поведением ребенка
Ограничение самостоятель-____________Большая самостоятельность.
ности ребенка
Родители охотно сотрудничают_________Родители вступают в проти с учителем воречие с учителем.
|
|
Задание 4
Групповая оценка личности
Группе студентов предлагается список личностных и профессионально важных качеств. В процессе обсуждения в группе данных качеств выделяются 15 (пять по каждому блоку), которые наиболее явно проявились в поведении студентов в ходе психолого-педагогического практикума. Затем студенты оценивают степень проявления каждого качества у себя; после этого оцениваются степень проявления этих качеств у членов микрогруппы.
Степень проявления каждого качества оценивается по пятибалльной шкале:
1 балл - качество проявляется редко.
2 балла - качество выражено слабо.
3 балла - качество выражено в средней степени.
4 балла - качество выражено в достаточной степени.
5 баллов - ярко выраженное качество.
Процедура оценивания должна быть корректной и исключать возможность влияния мнения другого. Оценки других членов микрогруппы по каждому качеству суммируются и вычисляется среднее значение, которое сопоставляется с собственной оценкой данного качества. Производится анализ совпадений и расхождений этих оценок.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА.
1. Межличностные отношения, общение.
Вежливость - соблюдение правил приличия, учтивость.
Общительность - способность легко входить в общение.
Искренность - выражение подлинных чувств, правдивость.
Отзывчивость - готовность отозваться на чужие нужды.
Тактичность - чувство меры, создающее умение вести себя
в обществе, не задевать достоинства людей.
Терпимость - отсутствие вражды к чужому мнению, характеру, привычкам.
Доброжелательность - желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
Обаятельность - способность очаровать, притягивать к себе.
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за
свои поступки и действия.
Откровенность - открытость, доступность для людей.
2. Черты характера, поведения.
Активность - проявление заинтересованного отношения к
окружающему миру и самому себе, к делам
коллектива, поступкам и действиям.
Добродушие - мягкость характера, расположение к людям.
Самостоятельность- способность осуществлять действия без чужой помощи, собственными силами.
Уверенность - вера в правильность поступков, отсутствие
колебаний, сомнений.
Честность - прямота, искренность в отношениях и поступках.
Уравновешенность - ровный, спокойный характер, поведение.
Инициативность - стремление к новым формам деятельности.
Настойчивость - упорство в достижении целей.
Самокритичность - стремление оценивать свое поведение, умение
вскрывать свои ошибки и недостатки.
Целеустремленность- наличие ясной цели, стремление ее достигнуть.
3. Деятельность.
Деловитость - знание дела, предприимчивость, толковость.
Собранность - сосредоточенность, подтянутость.
Аккуратность - соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
Увлеченность - умение целиком отдаться какому-либо занятию.
Усидчивость - усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
Внимательность - сосредоточенность на выполняемой деятельности.
Дисциплинированность - привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
Исполнительность - старательность, хорошее исполнение заданий. Любознательность - пытливость ума.
Находчивость - способность быстро находить выход из затруднительных положений.
Задание 5
«Портрет на себя»
"Портрет на себя" должен включать следующие аспекты:
а) рефлексию по анализу результатов взаимодействия учитель - ученик (для меня другой человек - объект или субъект при общении с ним);
б) оценку точности своего первого впечатления о другом человеке, насколько оно значимо для дальнейшего общения с данным человеком;
в) анализ степени совпадения собственных оценок и оценок других, оказались ли они неожиданными;