Экономические ресурсы

Под экономическими ресурсами понимается все то, что преобразуется в ходе экономической деятельности в готовый продукт. К ним относятся:

·трудовые ресурсы (сокращенно - труд), т.е. люди с их способностью изготовить товары и услуги;

·природные ресурсы (сокращенно - земля) - земля, ее недра, воды, леса, воздух;

·капитал в форме денег или средств производства, т.е. реального капитала;

·предпринимательские способности;

·информационные ресурсы - научно-техническая, технологическая, статистическая, управленческая информация, некоторые виды духовно-интеллектуальных ценностей.

 

3. Экономический выбор.

Одни и те же ресурсы могут быть использованы для создания разнообразных благ. Их ограниченность порождает, следовательно, проблему экономического выбора наилучшего из альтернативных (взаимоисключающих) вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при данных ограниченных ресурсах.

Осуществляя экономический выбор, общество и каждый отдельный производитель сталкиваются с тремя фундаментальными экономическими проблемами:

1. ЧТО производить (какие производить блага и в каком количестве)?

2. КАК производить (с помощью каких ресурсов и технологий)?

3. ДЛЯ КОГО производить (кто будет получателем произведенных благ)?

Анализируя процесс решения экономических проблем, экономическая теория исходит из гипотезы о рациональном поведении людей, в соответствии с которой субъектом хозяйства выступает экономический человек – разумный, рациональный индивид, стремящийся реализовать свой частный экономический интерес, достигая максимального результата при данных затратах, или наоборот, минимизируя затраты для достижения заданного результата.

 

4. Экономические отношения.

Экономические отношения — определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства. В эко­номических отношениях следует различать производственные, социально-экономические (имущественные) и организацион­но-экономические отношения.

Социально-экономические отношения складываются между об­щественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающую роль в этих от­ношениях выполняют отношения собственности на средства производства.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение и обмен невоз­можны без определенной организации. Организационно-эконо­мические отношения, отражающие формы организационных связей, сопровождают любую совместную деятельность работни­ков. Это, например, разделение труда, его специализация и коо­перирование. Общественное разделение труда — обособление от­дельных видов трудовой деятельности. Специализация — форма разделения труда, при которой экономический субъект концентрирует свои производственные усилия на одном или ограничен­ном числе видов деятельности. Кооперация тру­да — основанный на разделении труда устойчивый обмен между экономическими субъектами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

 

5. Экономические системы.

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

Различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

 

6. Основные этапы развития экономической теории.

Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства — внешняя торговля.
Второй этап — эпоха физиократов. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.

Третий этап — период классической школы буржуазной политической экономии.Ее основоположниками являются английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Главное в их учении состоит в том, что богатством народов является стоимость, которая лежит в основе заработной платы, прибыли и земельной ренты.
Четвертый этап — развитие марксистской политической экономии. Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др.

 

7. Методы экономической теории.

К общим методам относятся:

· Анализ – процедура мысленного разделения предмета, экономического явления или процесса на части, признаки, свойства, отношения.

· Синтез – соединение различных элементов и сторон предмета, явления или процесса в единое целое.

· Индукция — переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Этот метод позволяет сделать вероятностные выводы.

· Дедукция — переход от общих положений и к выводам в отношении единичных. Данные выводы рассматриваются как достоверные. К дедуктивному методу относится предсказание будущих событий, сопоставление выдвинутых гипотез с фактами.

· Научная абстракция – это метод изучения хозяйственных явлений, при котором исследователь отвлекается от второстепенного, чтобы выявить существенное и постоянно повторяющееся.

· Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

К специфическим экономическим методам экономики можно отнести:

· Экономическое наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научной деятельности

· Экономический эксперимент — искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

· Экономико-математическое моделирование – построение условной схемы экономического явления или процесса и получения на основе ее анализа достоверных данных о самом явлении. Экономическая модель служит для объяснения, как работает экономика или ее отдельный сектор, для выработки экономических принципов и экономических прогнозов.

 

8. Рынок.

Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей.

К основным элементам рынка относятся:

·спрос;

·предложение;

·цена.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Функции:

· Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

· Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

· Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

· Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

· Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

· Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

 

9. Спрос и предложение.

Спрос - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобрести все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуального спроса всех потребителей данного товара. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и количеством спроса на него.

Предложение - показывает желание и готовность производителей-продавцов поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Так же, как в случае со спросом, необходимо различать понятия "индивидуальное предложение" и "рыночное предложение", "предложение" и "величина предложения". Предложение отдельно производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным. Рыночное предложение представляет собой сумму индивидуального предложения всех производителей (продавцов) данного товара. Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.

 

10. Потребительские предпочтения и предельная полезность.

Главными агентами рыночных отношений являются потребитель и фирма. Они формируют спрос и предложение на рынке, взаимодействуют в процессе установления равновесной цены. При этом современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – это «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, «голосуя» своими деньгами «за» или «против» выпущенных товаров. Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса.

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность – это степень удовлетворения потребителей, которое они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности. Полезность является субъективным понятием.

Различают две формы полезности: общую и предельную.

Общая полезность представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, а затем постепенно затухает до нуля.

Предельная полезность – добавочная полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы блага. Общая полезность растёт, когда предельная полезность уменьшается, но является величиной положительной.

Функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества.

Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления. Эту зависимость отражает закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность сокращается.

 

11. Факторы спроса.

12. Индивидуальный и рыночный спрос.

13. Эффект дохода и эффект замещения.

14. Эластичность.

15. Предложения и его факторы.

16. Закон убывающей предельной полезности.

17. Эффект масштаба.

18. Виды издержек.

19. Фирма.

20. Выручка и прибыль.

21. Принцип максимизации прибыли.

22. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.

23. Эффективность конкурентных рынков.

24. Рыночная власть.

25. Монополия.

26. Монополистическая конкуренция.

27. Олигополия.

28. Антимонопольное регулирование.

29. Спрос на факторы производства,

30. Рынок труда.

31. Спрос и предложения труда.

32. Заработная плата и занятость.

33. Рынок капитала.

34. Процентная ставка и инвестиции.

35. Рынок земли.

36. Рента.

37. Общее равновесие и благосостояние.

38. Распределение доходов.

39. Неравенство.

40. Внешние эффекты и общественные блага.

41. Роль государства в экономике.

42. Кругооборот доходов и продуктов.

43. ВВП и способы его измерения.

44. Национальный доход.

45. Располагаемый личный доход.

46. Индексы иен.

47. Безработица и се формы.

48. Инфляция и ее виды.

49. Экономические ЦИКЛЫ.

50. Макроэкономическое равновесие,

51. Совокупный спрос и совокупное предложение.

52. Стабилизационная политика.

53. Равновесие на товарном рынке.

54. Потребление и сбережения.

55. Инвестиции.

56. Государственные расходы и налоги.

57. Эффект мультипликатора.

58. Бюджетно-налоговая политика.

59. Деньги и их функции.

60. Равновесие на денежном рынке.

61. Денежный мультипликатор.

62. Банковская система.

63. Денежно-кредитная политика.

64. Экономический рост и развитие.

65. Международные экономические отношения

66. Внешняя торговля и торговал политика.

67. Платежный баланс.

68. Валютный курс.

69. Особенности переходной экономики России.

70. Приватизация.

71. Формы собственности.

72. Предпринимательство.

73. Теневая экономика.

74. Распределение и доходы.

75. Преобразование в социальной сфере.

76. Структурные сдвиги в экономике.

77. Формирование открытой экономики.

Для развития мирового рынка важно, чтобы экономика каждой страны прошла становление ее рыночных основ и была открытой.

Открытая экономика – это экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и международном разделении труда. Открытая экономика – это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер. Однако в мире почти нет полностью открытых, полностью либерализованных экономик, за исключением нескольких небольших государств. Поэтому говорят о более открытых и менее открытых экономиках. Открытая экономика связана с зарубежными странами механизмами экспорта, импорта и финансовых операций. Степень открытости экономики характеризуется такими понятиями, как экспортная квота и объем экспорта на душу населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: