double arrow

Экономическая природа инфляции, ее влияние на деятельность компании и показатели ее финансовой отчетности


Инфляция — один из важных факторов, оказывающих влияние на достоверность финансовой отчетности. Даже относительно не­высокие темпы инфляции могут снизить качество представляемой информации, следствием чего станут ошибочные управленческие решения, принимаемые на ее основе.

Российские компании более 10 лет работали в условиях гиперинфляции, не применяя системных корректировок отчетности, что приводило к ее серьезным искажениям и полной потере информа­тивности и значения для пользователей. В последние годы в России уровень инфляции неуклонно снижается, однако он еще не достиг величин, при которых негативное влияние инфляции на финансо­вую отчетность отсутствует.

Как правило, под инфляцией понимают рост цен. Инфляцион­ный процесс представляет собой процесс постоянного превышения темпа роста денежной массы над товарной. В результате экономика перенасыщается денежной массой, происходят обесценение денег и рост цен.

Инфляцию не стоит смешивать с девальвацией (снижением) курса национальной валюты относительно иностранных валют. Инфляция сопровождается увеличением общего уровня цен в стра­не, которое, как правило, приводит к снижению покупательной способности национальной валюты. Девальвация обменного курса национальной валюты обычно не связана с изменением уровня цен в стране, а происходит под влиянием иных факторов: правитель­ственных решений, принимаемых в разных странах, неустойчиво­сти мировых финансовых рынков, разного рода форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, начала военных действий и т.п.). В связи с этим учет снижения курса национальной валюты при составлении финансовой отчетности (см. МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов») нельзя смешивать с отражением в отчетности инфляционных процессов.

Инфляция оказывает существенное влияние на разнообразные процессы, протекающие в экономике. В первую очередь, инфляция приводит к искажению ценовых показателей. На уровне хозяйству­ющих субъектов наибольший массив ценовой информации содер­жится в финансовой отчетности, показатели которой под влиянием инфляции теряют свою информативность и полезность для пользо­вателей информации.

При высоких темпах инфляции компаниям необходимо обес­печить эффективное управление своими ресурсами с тем, чтобы свести к минимуму потери покупательной способности имеющих­ся у них денежных средств. Инфляционные процессы приводят к тому, что денежные средства и дебиторская задолженность утрачи­вают часть своей стоимости: из-за роста цен та же самая денежная сумма будет эквивалентна меньшему количеству продукции (това­ров, услуг), чем ранее. В этих условиях компании заинтересованы в сокращении положительных денежных потоков. Кредиторская за­долженность, напротив, в условиях инфляции способствует полу­чению компанией прибыли: обязательства погашаются денежными средствами, покупательная способность которых снизилась. Чем в большей степени откладывается платеж, тем сильнее обесценива­ются деньги и тем выгоднее использовать снижение покупательной способности денег. Следствием подобного положения являются не­платежи по текущим операциям, дезорганизующие денежное об­ращение. Необходимы специальные методики проведения количе­ственного и качественного анализа статей финансовой отчетности для их соотнесения с инфляционными процессами.




Влияние инфляции на финансовое положение компании мо­жет быть как положительным, так и отрицательным в зависимо­сти от структуры имеющихся у нее активов и обязательств. Данные отчетности искажаются прежде всего потому, что при изменении покупательной способности национальной валюты и меняющихся ценах показатели отчетности, сформированные на основе истори­ческой стоимости в разные периоды, оказываются несопоставимы­ми. Так, выручка от продажи продукции (работ, услуг), полученная в отчетном периоде, неразрывно связана с использованием внеобо­ротных активов (основных средств, нематериальных активов), при­обретенных несколько лет назад. С учетом общей покупательной способности валюты начисляемая по ним амортизация оказывается несопоставимой с размерами текущих доходов. В результате в от­чете о совокупных доходах затратные статьи будут признаны в за­ниженной оценке. Занижение расходов, в свою очередь, вызывает искусственное завышение прибыли компании. Завышенная таким образом прибыль может вести к необоснованным претензиям со стороны пользователей финансовой отчетности: уплате налогов в повышенном размере, дополнительной выплате дивидендов и т.п.



Одновременно с искусственным завышением прибыли в ус­ловиях инфляции происходит снижение стоимости активов, оце­ненных по фактическим затратам на их приобретение. Следствием начисления амортизации на недооцененные активы становится за­нижение амортизационных накоплений. В момент замены внеобо­ротных активов у компании может не хватить средств.

Необходимо выделить следующие негативные последствия не­применения корректировок отчетности в условиях гиперинфляци­онной экономики.

При инфляции на дату составления финансовой отчетности имущество компании стоит дороже, чем в момент его приобрете­ния. В отсутствие соответствующих корректировок текущая стои­мость компании признается в отчетности в заниженной оценке. Кроме того, занижение материальных затрат и амортизационных отчислений приводит к необоснованному занижению себестоимо­сти продаж, следовательно, и к росту налоговых платежей. Нако­нец, занижение себестоимости продаж влечет за собой неполное возмещение реальной суммы текущих затрат из выручки компании. Возмещенная сумма не позволяет воспроизвести весь комплекс ма­териальных затрат компании в натуральном выражении, что создает объективные предпосылки для сокращения объемов производства.

Рассмотренные последствия влияния инфляции искажают кар­тину имущественного и финансового положения компании, затруд­няя принятие обоснованных управленческих решений по данным финансовой отчетности.

Кроме того, в таких условиях значительно снижается эффек­тивность деятельности планово-финансовых служб компании: ана­лизируемые ими показатели реальными не являются.

Инфляция негативно влияет на качественные характеристики финансовой отчетности: понятность, уместность, достоверность и сопоставимость. Наиболее сильным оказывается ее воздействие на две последние характеристики. Финансовая отчетность, не скор ректированнаяна инфляционную составляющую, может содержать столько искажений, что достоверность ее станет ничтожной. Кро­ме того, в отсутствие необходимых инфляционных корректировок сравнительный анализ результатов деятельности компании в раз­ных отчетных периодах будет несопоставимым и некорректным.

Пример 10.1

Компания, работающая в стране с гиперинфляционной экономикой, на начало и конец отчетного года имела на счетах 100 000 пессо. Валютный курс составлял на начало периода: 1 евро = 10 пессо; на конец периода: 1 евро = 30 пессо. Валюта представления отчетности - пессо.

Если, проигнорировав инфляционные процессы, в балансе на начало и конец периода сумму денежных средств отразить в оценке 100 000 пессо, то не будет учтен следующий факт: в начале отчетного периода на ту же сумму компания мог­ла приобрести запасов (товаров, услуг) втрое больше, чем на конец года. Для обеспечения сопоставимости представляемой информации показатели отчетно­сти следует выразить в покупательной способности валюты отчетности на дату формирования баланса, отразив в балансе:

• на начало года - 300 000 пессо (скорректированная сумма);

• на конец года - 100 000 пессо.

В зависимости от уровня инфляции компании могут практически не принимать ее во внимание (при уровне ниже 3—5% в год), а могут учитывать инфляционные процессы при принятии большей части организационно-управленческих решений (при инфляции, большей 30-50%). Предприятия, игнорирующие влияние инфляции на по­казатели своей деятельности, оказываются в ситуации, когда вроде бы при одинаковых финансовых результатах (абсолютных значениях размеров продаж и прибыли) они с каждым годом теряют операци­онные мощности, снижают объемы выпуска продукции, реальную заработную плату работников, размер оборотных средств.

При высоком уровне инфляции становится невыгодным произ­водство с длительным сроком окупаемости: при длительном произ­водственном циклеприбыль от продаж почти полностью уходит на закупку подорожавшего сырья. Компания повысит цену на свою про­дукцию, но инфляция снова «съест» основную часть прибыли. В этой ситуации трудно наладить и контролировать работу сложных произ­водств, требующих привлечения большого числа контрагентов, по­ставляющих комплектующие изделия. В связи с неравномерным ро­стом цен на них крупному производителю сложно прогнозировать ве­личину издержек и правильно установить цену на конечный продукт.

Необходимость корректировки финансовой отчетности в усло­виях инфляции непосредственно связана с концепцией поддержа­ния капитала.

Пример 10.2

Торгово-закупочная компания инвестировала 1 мая 2012 г. средства в приобретение 100 ед. оборудования по цене 200 долл. за единицу; 1 ноября того же года она реализовала всю технику по цене 250 долл. за единицу. Закупочная цена оборудования к этому моменту равнялась 220 долл.

Составив отчет о совокупном доходе и использовав историческую оценку, по­лучим (долл.):

Выручка 25 000

Себестоимость продаж 20 000

Финансовый результат (прибыль) 5 000.

Если изъять заработанную прибыль в виде дивидендов, оставшихся 20 000 долл. уже не хватит на закупку прежней партии техники. На 20 000 долл. в условиях инфляции можно приобрести лишь

20 000 : 220 - 90 (ед. оборудования).

На закупку партии в 100 ед. потребуется инвестировать уже

220 х 100 = 22 000 (долл.).

Таким образом, для обеспечения процесса простого воспроизводства в целях сохранения капитала приведенный отчет следовало откорректировать с учетом инфляционных процессов, указав в нем прибыль в сумме 3000 долл.

Большая часть компаний реализует концепцию поддержания финансового капитала, устраняя влияние инфляции путем приве­дения оценки статей финансовой отчетности к денежным едини­цам текущей покупательной способности. Концепции сохранения капитала и способы его поддержания подробно были изложены в гл. 1 учебника.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7