Анализ и оценка конкурентоспособности
ООО «Грин Парк Отель»
Курсовая работа
Студентки 3-го курса
Очного отделения
Направления 43.03.03
«Гостиничное дело»
Ложниковой Кристины Владимировны
Руководитель:
Савченко Я.В.
канд. экон. наук
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Теоретические аспекты функционирования гостиничного предприятия. 4
1.1 Основные понятия. 4
1.2 Особенности гостиничных услуг. 8
2.Анализ конкурентоспособности ООО «Грин Парк Отель». 11
2.1 Анализ гостиничного рынка Екатеринбурга. 11
2.2 Характеристика и оценка конкурентоспособности ООО «Грин Парк Отель» 15
2.3.Оценка экономических показателей и конкурентоспособности ООО «Грин Парк Отель». 18
Разработка рекомендаций для ООО «Грин Парк Отель». 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 24
ВВЕДЕНИЕ
Екатеринбург – гостеприимный город, который всегда готов принять и разместить людей, прибывших из других городов с различными целями. Днем они могут окунуться в активную жизнь города, а вечером отдохнуть в стенах уютного номера гостиницы. А чтобы пребывание было максимально комфортным для гостя, в гостинице всегда работает приветливый и доброжелательный персонал, который создает атмосферу радушного гостеприимства.
|
|
Рост количества гостиниц требует формирования целостного образа организации. Именно этот образ воспринимается и оценивается гостями и персоналом. Уровень соответствия представлений руководства и гостей говорит нам об ее успешности.
Каждый год открываются новые средства размещения, которым очень трудно развиваться в условиях жесткой конкуренции. Как же им оставаться на плаву? Как правильно использовать потенциал гостиницы, ее сильные стороны, и как на дать слабым сократить ее срок жизни?
Цель курсовой работы: проанализировать конкурентоспособность гостиничного предприятия и разработать рекомендации по ее повышению.
Задачи:
· Дать теоретические основы для оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия;
· охарактеризовать выбранное гостиничное предприятие;
· оценить его конкурентоспособность;
· обозначить место предприятия на рынке, сравнить с другими предприятиями;
· разработать необходимые рекомендации по повышению конкурентоспособности.
Объект исследования: ООО «Грин Парк Отель»
Предмет исследования: организационно-экономические и социальные аспекты обеспечения конкурентоспособности выбранного гостиничного предприятия.
Для оценки конкурентоспособности предприятия гостиничного хозяйства, мы будем использовать методику SWOT-анализа. Эта методика позволит проанализировать сильные и слабые стороны объекта исследования, его возможности и угрозы. На его основе будут разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.
|
|
Теоретические аспекты функционирования гостиничного предприятия
Основные понятия
Теоретические аспекты подразумевают под собой использование специальной терминологии, которая еще до конца не сформировалась.
Гостеприимство [1]– это философия поведения, но индустрия гостеприимства – это уже сервис за вознаграждения. В узком смысле индустрия гостеприимства подразделяется на две составляющие: продовольственный сектор (бары, рестораны, кафе и т.д.) и сектор размещения (гостиницы, хостелы, мотели, апартаменты и т.д.). Если рассматривать гостеприимство в широком смысле, то сюда мы можем отнести еще транспортные и культурно-развлекательные услуги. В центре нашего внимания будут услуги по размещению или гостиничные услуги.
В этой работе часто будут встречаться такие понятия как «отель» и «гостиница». Но в чем же их различие? Оно заключается только лишь в их происхождении. Дело в том, что понятие «гостиница» можно встретить только лишь на территории России и бывшего советского союза. Слово «отель» также как и «гостиница» произошло от слова «гость». Их значение одинаково – временное размещение за плату, единственное их различие заключается в этимологическом происхождении самих понятий. В связи с этим мы можем поставить знак «=» между этими понятиями: «гостиница» = «отель».
Теперь давайте разберемся с понятиями «гость» и «клиент». Клиент – в широком смысле – юридическое или физическое лицо, пользующееся услугами другого физического или юридического лица, вступающее с ним в деловые отношения. Однако называть посетителей гостиницы клиентами является в сфере сервиса верхом неприличия. Поэтому это слово заменили другим понятием, понятием «гость». То как персонал обращается к посетителю («гость» или «клиент»), говорит нам лишь об уровне его корпоративной культуры. Когда человек по отношению к себе слышит слово «клиент», он чувствует некое пренебрежение со стороны сотрудника. Поэтому мы также ставим между этими понятиями знак равенства: «гость» = «клиент».
Однако разница между словами «классификация» и «сертификация» заключается уже в самом значении, хотя она также не значительна. Классификация гостиниц — это ранжирование отелей, согласно достаточно условным требованиям. Сертификация услуг гостиницы — это официальная система добровольной сертификации, которая осуществляется аккредитованными государственными органами. Классификация указывает нам лишь на ранжирование качества предоставляемых услуг, в то время как сертификация дает нам уверенность, что качество предоставляемых услуг будет соответствовать нашим ожиданиям. Каждый отельер, безусловно, желает, чтобы его гостиница была не просто успешной и приносила хороший доход, но и была лучшей на рынке. Для этого существует целая система стандартизаций и классификаций. К тому же присвоение гостинице категории позволяет ей занять определенную нишу на рынке, чтобы гость был уверен, что забронированная для него гостиница соответствует всем его ожиданиям. В большинстве стран мира классификация носит добровольный характер и представляется в виде условной оценки. На данный момент не существует единого классификатора, в различных странах отели оцениваются по-разному. Региональными комиссиями Всемирной туристской организации (ВТО) были разработаны системы гостиничной классификации для каждого туристского региона мира, которые затем были положены в основу документа «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными гостиницами», опубликованного в ноябре 1989г. В нем описываются основные требования к гостиницам (к зданию, к прилегающей территории, к безопасности, обслуживанию, оборудованию и т.д.). Гостиницы разных категорий отличаются не только качеством, но и разнообразием ассортимента предоставляемых услуг.
|
|
Теперь перейдем к основным понятиям - «конкуренция» и «конкурентоспособность предприятия». Конкуренция — это соперничество фирм, работающих на одном рынке, которое влияет на ценовую, товарную и сбытовую политику фирмы. Она представляет собой состязание между экономическими агентами — участниками рыночного процесса, нацеленное на получение экономической прибыли. Т.к. гостиничный рынок довольно обширный, то конкуренция является неотъемлемой частью существования гостиницы. Цели у всех средств размещения пересекаются между собой. Это означает, что в случае достижения одной организации своих поставленных целей, другие организации в этой сфере будут частично отстранены в осуществлении своих. В связи с этим они понесут свои экономические потери из-за не реализации номерного фонда. Говоря о целях, мы говорим не о целях собственника или держателей акций, а все-таки о целях организации в целом. Такой целью может быть, например, выйти на международный рынок или стать лидером на рынке. Еще одной причиной конкуренции является ограниченность ресурсов. К примеру, далеко не каждое средство размещения имеет доступ к GDS – глобальным системам бронирования (Sabre, World span, Amadeus, Galileo) из-за своей дороговизны. К тому же к ограниченным ресурсам мы также можем отнести и потребительский спрос. О том, насколько предприятие готово к конкуренции, нам расскажет показатель ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность предприятия отражает числовую оценку его потенциала. Она обеспечивается за счет преимуществ перед другими предприятиями. К таким преимуществам относятся имиджевые, экономические, кадровые, финансовые и т.д.
Конкурентоспособность любого предприятия состоит из 3 уровней:
|
|
· Оперативный уровень. Конкурентоспособность организации достигается через конкурентоспособность продукта или услуги.
· Тактический уровень. Конкурентоспособность организации раскрывается через комплексный показатель состояния организации.
· Стратегический уровень. Конкурентоспособность организации раскрывается через ее стоимость, которая говорит нам об инвестиционной привлекательности организации.
В целом под конкурентоспособностью можно понимать способность организации осуществлять свою деятельность и достигать своих целей в условиях сложившейся конкуренции. Она отражает эффективность использования организацией своего потенциала.
Все факторы конкурентоспособности мы можем разделить на 2 основные группы: внешние, не зависящие от действий и руководства самой организации, и внутренние, полностью зависящие от деятельности организации.
1. Внешние факторы:
· общие экономические факторы страны, отдельного региона (к таким факторам относятся, например, состояние экономики, экономический кризис, уровень налогообложения, банковские проценты на кредиты, уровень безработицы, средний доход на душу населения);
· социально-экономические факторы (образ жизни, возрастная структура, распределение населения по уровню дохода);
· политические факторы и законодательство (санкции правительства, запреты на перелеты, положения по сертификации и классификации, таможенная политика);
· демографические факторы (половозрастные показатели населения);
· уровень развития инфраструктуры региона;
· безопасность (защита интересов потребителя);
· контроль со стороны государства, государственный надзор за деятельностью предприятия
2. Внутренние факторы:
· структура предприятия, организационная и производственная;
· качество управления и управленческих решений;
· Стратегия предприятия;
· качество производимых товаров и услуг;
· стоимость предприятия, репутация;
· инвестиционные привлечения;
· применение инновационных технологий;
· качество подготовки персонала, его мотивация;
· отношения с другими организациями и др.
Зачастую, чтобы раскрыть конкурентоспособность предприятия, используют оценку конкурентоспособности услуг на рынке. А для этого нам необходимо разобраться в особенности этих услуг.
Особенности гостиничных услуг
В широком смысле услуга – это результат, достигаемый при непосредственном взаимодействии исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Основной товар гостиничной услуги – время, проведенное в стенах гостиницы, а основной элемент гостиницы – номер. Гостиничная услуга состоит из предоставляемого клиенту помещения (твердый продукт), которое он использует для удовлетворения своих потребностей, и собственно обслуживания (мягкий продукт) персоналом гостиницы (Рис.1).
Для гостиничных услуг характерно:
o Неосязаемость. Как и все виды услуг, гостиничные услуги нематериальны, поэтому их нельзя оценить до потребления.
o Одновременность процессов производства и потребления. Услуга реализуется при непосредственном участии и контакте исполнителя и потребителя.
o Непостоянство качества. Качество услуг напрямую зависит от условий, в которых они и реализуются. Также зависит и от личности исполнителя услуг, от его мотивации и даже настроения. Вместе с тем гость обязан соблюдать правила проживания и следовать принятым нормам поведения в общественных местах.[2]
o Сезонный характер спроса. Спрос на гостиничные услуги подвержен сезонным колебаниям в зависимости от дня, недели, месяца.
Рис.1 Гостиничный продукт
Одним из показателей конкурентоспособности товара и услуги является объем продаж. На него влияют:
ü месторасположение гостиницы;
ü цена;
ü ассортимент услуг;
ü удобства обслуживания (дифференцированность по типам и ценам спален, баров и т.д.);
ü уровень сервиса.
Так как главный товар гостиницы – время, проведенное в ее стенах, то вопросы производства услуг должны решаться в краткие сроки. Гости платят деньги за пользование услугами в определенном месте и в определенное время. Как мы уже говорили ранее, конкурентоспособность гостиницы сильно зависит от конкурентоспособности самой услуги.