Основные методы государственного регулирования финансовой системы

Всю совокупность методов государственного регулирования финансовой системы можно разделить на следующие:

Фискальные, определяющие основные элементы налоговой политики государства, систему налогов и сборов;

Налоговые, определяющие реализацию налоговой политики государства, получение налоговых платежей и сборов в бюджет;

Бюджетные, устанавливающих систему взаимоотношений между бюджетами разных уровней (правила осуществления отчислений, трансфертов и субвенций);

Методы регулирования финансового рынка, определяющих поведение участников рынка при купле, продаже и обмене финансовыми инструментами.

Финансовый рынок, как ключевой элемент государственной системы, всегда находился под ее пристальным наблюдением и регулированием. Обычно различают 4 основных группы методов воздействия на него государства:

- нормативно-юридические, определяющие законодательную базу для функционирования финансового рынка, устанавливающие правила вмешательство в его деятельность государственных органов, содержащие основные правила взаимодействия между участниками рынка;

- административные, связанные с применением законов и правил, установленных государства к участникам финансового рынка;

- прямые экономические, предполагающие изменение параметров финансового рынка в результате непосредственной эмиссии денежных средств, государственных ценных бумаг или аналогичных им долговых обязательств;

- косвенные экономические, регулирующие ключевые параметры денежного обращения, например, ставку обязательного резервирования, валютный курс и т.д.

К числу базовых нормативно-юридических документов, определяющих функционирование финансового рынка в Российской Федерации, относятся:

1) «Гражданский кодекс РФ»;

2) Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.;

3) "О Центральном банке РФ"

4) Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" № 39-ФЗ от 22 апреля 1996

5)Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" № 948-1 от 22 марта 1991.,

6) Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" № 117-ФЗ от 23 июня 1999 г.,

7) Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21 ноября 1996;
8). Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

9) Федеральный закон «О страховании»

10) Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»

11) Решения Конституционного и Верховного Арбитражного судов РФ, касающиеся практики использования финансовых инструментов;

12) Федерального закона «Об акционерных обществах»

13) Федеральные законы о бюджете РФ на конкретный год;

14) Нормативные документы государственных финансовых учреждений, регулирующих деятельность финансового рынка – Центрального банка РФ, Федеральной службы по фондовому рынку, Федеральной службы по регулированию деятельности страховых организаций, Государственного фонда, Министерства Финансов РФ и других.

Нормативно-юридические методы определяют такие параметры финансового рынка как:

1) Состав и полномочия государственных организаций, регулирующих деятельность финансового рынка и его сегментов;

2) Состав и требования к организациям, которые профессионально оперируют на этом рынке;

3) Ограничения на сферу деятельности отдельных типов финансовых организаций;

4) Классификацию торгуемых финансовых инструментов и требования к ним;

5) Профессионально-квалификационные требования к работникам финансовых организаций различных типов;

6) Правила выпуска, покупки, продажи, исполнения и обращения различных финансовых инструментов;

7) Основы правового регулирования в области отношений, связанных с возникновением, изменением и прекращением деятельности финансовых организаций;

8) Правовую защиту как рынков финансовых инструментов в целом, так и отдельных его участников. В частности, определяют основные меры по предотвращению недобросовестного исполнения обязательств, по борьбе с манипулированием ценами и условиями исполнения финансовых инструментов, использованием инсайдерской информации, недобросовестной конкуренции и т.д.

9) Регламентированию отношений профессиональных участников рынка при торговле финансовыми инструментами и выполнению услуг в области финансового консультирования с неквалифицированными пользователями

10) Определение ответственности участников финансового рынка за нарушение правил и требований, установленных нормативными документами.

В целом существующая в РФ нормативно-законодательная база в области регулирования финансового рынка достаточно обширна, но далеко не полностью регулирует все стороны его деятельности. В частности, до сих пор не полностью регулируется функционирование рынка производных ценных бумаг. Имеются спорные положения в законе «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности кредитных организаций» и ряде других. Рынок финансовых инструментов постоянно развивается, возникают новые виды финансовых инструментов (особенно среди производных), что создает необходимость постоянного совершенствования законодательства.

 

Административные методы связаны с применением существующей нормативной базы применительно к практике функционирования финансового рынка. В частности, к числу подобных методов относятся:

1) Выдача и отзыв лицензий у финансовых учреждений;

2) Назначение (утверждение) и снятие руководящих работников финансовых организаций;

3) Проведение текущих ревизий и проверок деятельности финансовых организаций, как собственными силами, так и путем привлечения к ним независимых аудиторских фирм;

4) Наложение штрафов и применение других финансовых мер к организациям, нарушающим законодательством;

5) Назначение внешнего управления и проведение принудительной реструктуризации финансовых организаций в случае близости их банкротству;

6) Обеспечение выплат клиентам финансовых организаций, пострадавшим от прекращения их деятельности.

 

Прямые экономические методы в области эмиссии денежных средств подробно рассмотрены в первой главе. Помимо эмиссии денежных средств к числу этих методов можно отнести деятельность государства в области сбора налогов, таможенных платежей и реализацией других мероприятий в области реализации фискальной политики.

К основным косвенным экономическим методам воздействия государства на финансовый рынок относят:

- ставку рефинансирования (учетную ставку) Центрального Банка, под которую он кредитует другие финансовые организации;

- ломбардную ставку ЦБ, определяющую параметры заимствования у него денежных средств финансовыми организациями под залог государственных ценных бумаг, золото-валютных ценностей и других аналогичных финансовых инструментов;

- обязательного резервирования денежных средств в Центральном банке, привлеченных финансовыми организациями;

- ставку размещения государственных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг;

- депозитную ставку ЦБ, по которой он привлекает временно свободные средства финансовых организаций на краткосрочные депозиты;

- валютную ставку ЦБ, по которой представляются валютные кредиты финансовым организациям;

- правила формирования курса национальной валюты по отношению к иностранным.

- проведение прямых и обратных операций с государственными ценными бумагами на открытых рынках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: